Урок имена прилагательные в загадках

Обновлено: 22.11.2024

Способствовать обобщению умений наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои
загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок, оценивать результаты выполненного
задания «Проверь себя» по учебнику

Систематизация, обобщение и контроль знаний и способов действий / решение частной задачи

Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умениями использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; используют знаково-символические средства; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; логические – умеют строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществляют анализ, классификацию; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; высказывают свое мнение; активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач

Основное содержание темы, понятия и термины

Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи. Признаки имени прилагательного. Связь имени
существительного с именем прилагательным. Схема слова. Загадка («думать», «размышлять»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.

урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений.

Разработка бинарного урока по русскому языку и обществознанию "Имя прилагательное"

Данная разработка урока поможет первокурсникам техникума пополнить свои знания об имени прилагательном с точки зрения дисциплин"Русский язык" и "Обществоведение".

Конспект урока английского языка "Степени сравнения прилагательных"

Конспект урока английского языка "Степени сравнения прилагательных" с пояснительной запиской и презентацией.

Урок"Обобщение знаний об именах прилагательных" 4 класс

Урок построен на информационно-коммуникационных технологиях.

Проектирование урока "Перевёрнутый класс" по теме: "Степени сравнения прилагательных"

Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки .

Урок соревнование Загадки и фольклор

Следующая загадка

Оборудование: учебник русского языка Школа России 3 кл. 2 часть, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Планируемые результаты (УУД)

Проверьте готовность к уроку русского языка. Наведите порядок на партах. Давайте настроимся на совместную работу. Улыбнитесь сначала соседу по парте, затем мне. Можете садиться.

Р.: способность к мобилизации сил и энергии.

2. Актуализаци я опорных знаний

Словесный беседа: беседа

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я. (прилагательное).

-Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном? (ответы учащихся)

-Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (чтобы украсить нашу речь)

-Прочитайте на доске слова. ( зелень, зелёный, зеленеть)

-Докажите, что только одно слово является именем прилагательным. (зеленый (какой?) - обозначает признак предмета)

- Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

- Ребята, кто это? (белка)

- К какому жанру можно отнести эти слова, которые я прочитала? (загадка)

- Кто мне может сказать, что такое загадка? (ответы учащихся)

- Молодцы ребята! Загадка – это один из древнейших жанров устного народного творчества. Слово загадка произошло от слова «гадати», что в переводе со старославянского языка означает «думать, размышлять». В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам заданного предмета можно отгадать сам предмет.

-Откройте учебник на с. 90. Давайте прочитаем первую загадку. (учащийся читает загадку)

- Какие имена прилагательные помогают отгадать загадку? (маленькие, серенькие, остренькие…)

-Какие признаки заданного предмета они обозначают? (размер, цвет…)

- Давайте вспомним, секреты, по которым составляются загадки. (Первый секрет – предмет не называется. Второй секрет – назван другой похожий предмет. Третий секрет – названы важные признаки, особенности предмета).

Следующая загадка

Разработка и составление загадки ( вся группа составляет, редактор проверяет).

Оформление загадки. ( художники оформляют)

Защита загадки- вся группа готовит текст защиты по плану. Лидер защищает.

Выбранный для просмотра документ сведения о загадке.docx

библиотека
материалов

Загадка – это один из древнейших жанров устного народного творчества. Слово загадка произошло от слова «гадати», что в переводе со старославянского языка означает «думать, размышлять». В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам заданного предмета можно отгадать сам предмет.

Виды загадок:

Загадка-описание. ( Скатерть белая, весь свет одела).

Загадка-вопрос.( Каких камней в море нет?)

Загадка- сравнение. ( Лечит, а не врач, стучит, а не мастер )

Загадка-противопоставление.(Не ездок, а со шпорами. Не часы, а всех будит.

Загадки появились в народе очень давно, и всегда были проверкой не только знаний человека, они требовали наблюдательности и умения видеть в сходных предметах их свойства и различия. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены в ряды охотников. Чтобы выдержать свою силу, ловкость и мужество – нужно было убить огромного хищника и выдержать боль. ( это было не так просто).А чтобы доказать свои знания, ум и сообразительность, он должен отгадать загадки. Получается, что в далекие времена загадка была основной проверкой знаний и сведений о внешнем мире.

Следующая загадка

Цель: познакомить учащихся с приёмами конструирования загадки; повышать языковую компетентность через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся; развивать творческие способности, навыки коллективной деятельности; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Задачи: помочь учащимся правильно выражать свои мысли; стимулировать поисковую деятельность учащихся, научить творческому поиску лучшего варианта задачи; способствовать повышению личной уверенности у каждого; научить создавать и осуществлять проект по данной теме.

Планируемые результаты : учащиеся научатся намечать цели и задачи, действовать самостоятельно, осуществлять и аргументировать выбор, реально оценивать себя, верить в свои силы, искать пути и решения поставленной задачи, владеть способом учебной деятельности – проектированием.

Оборудование: карточки участника проекта, электронная презентация, листы белой бумаги формата А4, цветные карандаши, чайник.

  1. Подготовительный этап.

- Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут вам выполнить на уроке сложные, но интересные задания.

- Сегодня у нас урок не простой, а урок-проект. Девиз нашего урока: «Мы молодые, сильные, здоровые, у нас идеи, мысли - новые».

Одному человеку трудно выполнить проектное задание, поэтому мы разделимся на 3 группы. Но чтобы работа в группах была успешной, надо руководствоваться следующими правилами:

  1. В группе нет лидеров, все равны.
  2. Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  3. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы.
  1. Формулирование темы и цели занятия.

- Чтобы узнать, что мы будем исследовать, отгадайте мою загадку:

Конь…, хвост… . ( 1-ый слайд)

- Почему вы её не поняли?

- Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?

- Послушайте ещё раз: (открываются слова на 2-ом слайде – стальной, льняной).

Конь стальной, хвост льняной.

- Что это? (Иголка и нитка)

Слайд 3 (предметная картинка)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- Почему эти слова помогли отгадать загадку?

(Потому что они указывают на признаки.)

- Кто из вас догадался, что мы будем исследовать на сегодняшнем занятии?

-Сформулируйте тему занятия.

III . Разработка проекта.

- Сегодня мы начинаем работать над новым проектом, который называется «Имена прилагательные в загадках».

- Как вы можете объяснить это название?

- С чего мы начинаем работу над проектом? (С постановки цели и задач.)

- Вспомните: какими словами начинается формулировка цели?

(Формулировка цели начинается с таких слов: «узнать», «выяснить», «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».)

- Напоминаю, что формулировка цели состоит из одного предложения и является ответом на вопрос: Зачем вы проводите исследование?

- Попробуйте сформулировать цель по предложенной теме.

(Помогаю детям выразить мысль: составить загадки, используя имена прилагательные.)

- Как формулируются задачи?

- Напомню: в формулировках задач выражается то, что нужно сделать по порядку, чтобы достичь цели.

- Какие задачи стоят перед нами?

(Помогаю детям выразить мысль.)

  1. Изучить приёмы конструирования загадки.
  2. Выяснить роль прилагательных в загадках.
  3. Создать творческий продукт.

- Заполним карточку участника проекта.

(Карточки даны на каждого ученика.)

Карточка участника проекта

  1. Тема проекта: ___________________________________________
  2. Цель проекта: ___________________________________________
  3. Задачи проекта:____________________________________________
    ____________________________________________
  1. Разработчик: ______________________________________________

- Запишите в карточку участника проекта название, цель и задачи проекта.

- Как будете работать над проектом: в группе или индивидуально?

IV. Сбор информации. «Поисковик».

- С чего нужно начинать работу над проектом? (С поиска информации).

- Давайте выясним, что такое загадка.

- В каком источнике можно найти эту информацию?

(В справочнике, в толковом словаре, в словаре Литературоведческих терминов.)

- Дежурный библиотекарь, найдите, пожалуйста, этот словарь на «справочном столе».

- Каковы ваши дальнейшие действия?

(Вспомнить алфавит и найти на букву «З» слово загадка.)

- Что такое загадка?

( Слайд 5: Загадка - иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, которое предлагается отгадать.)

- Что можно загадать?

- Что можно произносить в загадке?

- Прочитайте загадки: (Слайд 6)

1. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

2. Каких камней в море нет? (Сухих)

3. Шёл охотник, увидел на дереве 3-х ворон, выстрелил.

Сколько ворон осталось, если одну он убил?

- В чём разница этих загадок?

(1. Загадка – описание. 2. Загадка – вопрос. 3. Загадка – задача.)

Слайд 7. Виды загадок:

- Для чего нужны загадки?

- Как возникла загадка?

(У наших предков существовал запрет на произношение некоторых слов. Например, домовой.)

- Прочитайте сведения о загадках на стр.90 учебника

V. Мозговой штурм. «Отгадай-ка».

- Ребята, отгадайте загадки, которые имеют прямое отношение к именам прилагательным, потому что именно прилагательными очень удобно описывать предмет, не называя его по имени, - а ведь это для загадки самое главное.

- Прочитайте первую загадку.

- Какие слова помогли узнать берёзку?

(Зелёный, тонкий, белый.)

- Что они называют?

- Перед вами ещё одна загадка. Прочитайте её.

Красная, сладкая, продолговатая, сочная, полезная.

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- Что называет каждое слово загадки?

- На какие признаки указывают эти слова?

(Они указывают на цвет, вкус, форму).

- Отгадайте ещё одну загадку:

- О ком загадка? (О сороке)

- Какие признаки предмета названы?

(Цвет, длина хвоста.)

- А вот ещё одна загадка:

Из пшеницы, из овса

Смотрят синие глаза.

- Что это? (Василёк)

- Почему вы решили, что это василёк? В чём секрет этой загадки?

( Дети высказывают своё мнение.)

- Верно, сам предмет, который загадывается, не называется. Говорится о похожем предмете, у которого есть те же признаки. Действительно, васильки похожи на синие глаза. Отмечается и второй признак васильков – место, где они обычно растут.

- Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки на с. 90 учебника.

- Какие имена прилагательные помогают отгадать загадки?

- Какие признаки загаданного предмета они обозначают?

VI. Творческий продукт.

- Вы очень хорошо отгадывали загадки. А сможете ли вы загадать загадки?

( Дети загадывают загадки, известные им.)

- А теперь составим свою загадку, используя имена прилагательные.

- Ребята, посмотрите на этот предмет. (Показываю чайник)

- На что он похож? Или на кого?

(Он похож на паровоз, на слона.)

- Он напоминает слона в берете, пузатого слона.

- Назовите внешние признаки чайника.

(Он круглый, с носиком, есть ручка, крышка.)

- Для чего нужен чайник?

(Кипятить воду, поить чаем)

- Где обычно находится чайник?

(На столе, на огне, на плите.)

- А теперь попробуем составить загадку о чайнике и назовём её «Слон в берете». Слон в берете… где находится? (На огне сидит.)

- Что делает? (Воду кипятит.)

- Кто по-другому составит? Пробуем.

Слон в берете на столе стоит,

На столе пузатый слон

Хочет сделать нам поклон.

В нём бурлит водица.

Как бы нам напиться?)

- Придумайте загадку про огурец. Назовите в ней признаки: огурца, его цвет, форму, вкус.

- Подготовьте творческий продукт: Предлагаю вам придумать загадки, используя в них имена прилагательные. Нарисуйте к загадкам картинки. (Раздаю учащимся листы белой бумаги формата А4.)

- Сочинять можно в группе или самостоятельно, по вашему желанию. (Проводится самостоятельная работа.)

VII. Презентация творческого продукта.

- Загадайте загадки, которые вы придумали. Покажите рисунки, нарисованные к загадкам.

VIII. Подведение итогов занятия.

- Вы справились со всеми загадками.

- Какая часть речи помогала в этом?

- Какой творческий продукт мы сегодня придумали?

(Составили загадки, используя имена прилагательные.)

- Молодцы! Все хорошо работали.

За хорошую работу на уроке я даю вам картинки с изображением солнышка. Все они красивые, разные. Такие же разнообразные загадки вы составите и напишите на этих картинках.

Все ваши работы окажутся на выставке, которую мы подготовим к защите проектов.

Карточка участника проекта

  1. Тема проекта: ___________________________________________
  2. Цель проекта: ___________________________________________
  3. Задачи проекта:____________________________________________
    ____________________________________________
  1. Разработчик: ______________________________________________

Карточка участника проекта

  1. Тема проекта: ___________________________________________
  2. Цель проекта: ___________________________________________
  3. Задачи проекта:____________________________________________
    ____________________________________________
  1. Разработчик: ______________________________________________

Карточка участника проекта

  1. Тема проекта: ___________________________________________
  2. Цель проекта: ___________________________________________
  3. Задачи проекта:____________________________________________
    ____________________________________________
  1. Разработчик: ______________________________________________

Карточка участника проекта

  1. Тема проекта: ___________________________________________
  2. Цель проекта: ___________________________________________
  3. Задачи проекта:____________________________________________
    ____________________________________________
  1. Разработчик: ______________________________________________

Читайте также: