Ты не клюй меня дружок загадка

Обновлено: 04.11.2024

Цель: знакомство детей с русским народным праздником масленицей и приобщение детей к русской национальной культуре.

Познавательное развитие:

познакомить детей с последним зимним праздником – Масленицей, посвящённого солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;

вызвать интерес к русскому национальному празднику «Масленице», познакомить и рассказать о символе Масленицы;

воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни;

развивать свободное общение, взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми;

развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память;

вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в картинах великих художников.

Социально-коммуникативное развитие:

развивать свободное общение, взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми;

создание положительного настроения, активизация стремления к общению со сверстниками и взрослыми;

побуждать детей к активному общению, учить не стесняясь выступать перед своими товарищами.

Физическое развитие:

развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением;

развитие двигательной активности.

Художественно-эстетическое развитие:

совершенствовать навыки наклеивания и умения работать с клеем-карандашом;

развивать эстетическое восприятие, самостоятельность и инициативу.

Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД: групповая, музыкальное сопровождение, чучело Масленицы, блины, ведущий в образе Матрёшки, салфетки, клеёнка, клей-карандаш, шаблоны блинов, лучики, картины с изображением широкой Масленицы, раскраска Масленица.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап):

В группу входит педагог в образе матрёшки:

Вот и я, весёлая матрёшка.

В гости вас я позвала

- Какое сейчас время года?

- Кто знает, какую традицию мы соблюдаем в конце февраля? Кого мы провожаем и что встречаем?

Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем

Холод, зиму провожаем

А весну с теплом встречаем!

Пора зиму провожать

Весну - красную встречать!

- Совершенно верно, этот праздник называется Масленица.

- А что вы знаете об этом празднике?

- Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, а длится, масленица целую неделю, и всё это время хозяйки пекли блины или оладьи

- Как вы думаете, а почему пекут именно блины, а не пироги и торты?

- Совершенно верно, потому что именно блины являются символом солнца, весны, да и по форме именно блин похож на солнышко. И в старину на Руси в масленицу славили языческого бога солнца – Ярилу и этот праздник всегда означал приход весны и тепла.

Предлагаю внимательно рассмотреть картины, на которых изображены гуляния на широкую масленицу (дети рассматривают картины). Гуляния на масленицу всегда были шумными, весёлыми, с песнями и играми. Всю неделю веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами, а скоморохи и шуты пели частушки и прибаутки. Вот так, раньше на Руси гуляли на масленицу.

- Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Весна, весна красная!»

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью, (водят хоровод)

С радостью, с радостью

С великой милостью!

Со льном высоким (останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки)

С корнем глубоким (приседают, руки опускают вниз)

С хлебами обильными! (бегут по кругу, взявшись за руки)

- Как мы говорили, символом солнышка является блин, предлагаю к бумажному блину приделать лучики и превратить его в солнышко,но сначала разогреем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика «Брынцы - брынцы»

Брынцы-брынцы (ладушки)

Пеките блинцы (хлопки ладонь о ладонь горизонтально)

Мажьте маслянее (глади ладонь о ладонь)

Трын-трынца (ладушки)

Подайте блинца (протягивают руки вверх ладонями)

Аппликация «Солнышко»

Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги жёлтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне «солнца».

- А вы знаете, что самый обыкновенный блин можно назвать необыкновенными словами, слушайте внимательно и мне помогайте.

Дидактическая игра «Какие бывают блины»

На тарелке он один – называем просто…блин;

Много испекли их мы – тогда назовём…блины;

Испекли для дочек – назовём…блиночек;

Будет кушать их сынок – назовём тогда…блинок;

Огромный, как домище – назовём…блинище;

- Ну,а теперь предлагаю поотгадывать загадки:

Что на сковороду наливают

Да в четверо сгибают? (блин)

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (хлеб)

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят (пирог)

Кольцо не простое,

Всем на загляденье

Ну и объеденье! (бублик)

Из меня пекут ватрушки.

И оладьи и блины.

Если делаете тесто

Положить меня должны (мука)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю тёплую уйду, к солнцу колоском взойду.

В нём тогда, таких как я, будет целая семья (зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня (тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато когда сыта

От Федоры – теплота (печь)

Вырос в поле дом

Полон дом зерном

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (колос)

- А в воскресенье – последний день недели мы провожаем зиму и просим у всех прощения. Люди делали соломенную куклу «Масленица», водили вокруг него хороводы, пели песни, делали всё, чтобы уговорить зиму уйти.

Предлагаю при помощи заклички позвать к нам в гости масленицу:

Как у наших, у ворот!

Мы сегодня зиму провожаем!

Весну красную встречаем!

Приезжай к нам в гости, Масленица,

На широкий двор –

На горах покататься,

В блинах поваляться

(в группу вносят чучело Масленицы)

- Посмотрите, как красиво и нарядно наряжали чучело, в красивый сарафан, нарядный платок. Затем чучело сжигали на костре, а пепел разбрасывали по полю, для того чтобы год был урожайным.

А ещё это воскресенье называют прощёным – именно в этот день ходили друг другу в гости, а кто был в соре – мирились, просили прощения. Вот так заканчивалась масленичная неделя.

Ну и конечно же, главным угощением были блины,предлагаю повторить за мной блинную закличку:

Щедро зиму провожаем

Всех блинами угощаем!

(выносят блины, дети угощаются)

- ну, а теперь предлагаю пройти на ковёр, прилечь, закрыть глазки, слушаем музыку…

Релаксация «Мой котёнок»

Наигрался мой котёнок –

Милый, ласковый ребёнок

Вот свернулся он в комочек

Ему снится сон волшебный:

Небо, солнце и река…

А в воде прозрачной, чистой

Серебрятся спинкой рыбки

Мама лапкой по спине

И котёнку своему песню напевала:

- Мяу – мяу, мур – мур – мур

Милый мой котёнок

Как же я тебя люблю

Милый мой ребёнок

Глазки ты сейчас открой

И со мною песню спой: «Мяу!»

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать

Ручки выше поднимаем

Заключительная часть (рефлексивный этап):

- Что является символом солнца?

- Из чего делают чучело на масленицу?

- Зачем его сжигают?

- Что принято кушать в масленичную неделю?

- Ребята, а Масленица вам на память о себе дарит вам свой образ, но он не цветной, предлагаю вам дома её раскрасить.

Мы старались, мы трудились

И немного уморились

Отдохнуть нам пора

Всем спасибо, до свидания друзья!

Публикации по теме:

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «В гости к осени» Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: «В гостях у осени» Цель:.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 1) 1.«Назови себя» Цель: формирование умения представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 2) 19.«Давайте поздороваемся» Цель: создание в группе психологически непринужденной обстановки. Воспитатель и дети говорят о разных способах.

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Будь примерным пешеходом» в средней группе Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Будь примерным пешеходом» в средней группе Цель: формирование знаний о правилах поведения.

Непосредственно образовательная деятельность «Грибы мухоморы» в средней группе

Непосредственно образовательная деятельность «Грибы мухоморы» в средней группе Интеграция образовательных областей:«Социально - коммуникативное развитие», познавательное развитие;художественно-эстетическое развитие;.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ТЕМА: «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о перелетных птицах. ЗАДАЧИ: Образовательные Создание условий для расширения.

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Зимушка-зима»

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Зимушка-зима» Программное содержание: Закрепить знания о зиме. Учить составлять небольшие рассказы о зиме. Учить изображать зиму, используя нетрадиционные.

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по конструированию «Машина»

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по конструированию «Машина» Категория детей: дети с нарушением слуха 2 года обучения Форма непосредственной образовательной деятельности: подгрупповая Тема: «Машина».

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе по ПДД «Незнайка в гостях у ребят» Интеграция образовательных областей: (Познавательное развитие/Речевое развитие/Художественно-эстетическое развитие) Цель: Создание условий.

Занятие по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Дружба — это здорово!» Цель: развитие дружеских взаимоотношений в группе сверстников. Задачи: Развивающие: Формировать интерес к сверстнику, как к самоценной личности,.

Следующая загадка

Выполнила:Воспитатель МБДОУ «Детский сад №164» Лоскутова М. И.

Цель: развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к этапам выращивания хлеба через приобщение к трудовой деятельности в процессе самостоятельного решения проблемной ситуации.

ОО «Познавательное развитие»:

1) знакомить дошкольников с процессом производства хлеба;

2) систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений;

3) развивать воображение и творческую активность детей;

4) создать условия в процессе образовательной деятельности для самостоятельного разрешения проблемной ситуации.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

1) воспитывать уважение к труду людей разных профессий и бережное отношение к результатам их труда;

2) развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;

3) обучать детей способам взаимодействия со сверстниками.

ОО «Речевое развитие»:

1) знакомить с различными фольклорными формами (пословица, загадка, поговорка;

2) развивать речь дошкольников путем обогащения их словарного запаса;

3) развивать связную речь дошкольников.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

1) формировать умение работать с тестом;

2) формировать умение радоваться результатам своего труда.

ОО «Физическое развитие»:

1) совершенствовать двигательные навыки дошкольников;

2) формировать у детей потребность в двигательной активности;

3) развивать мелкую моторику у дошкольников.

Предварительная работа: словарная (агроном, хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь, мукомол, мельник, комбайн, сеялка, трактор, элеватор, дрожжи, начинка, духовка, противень, зерно, колос, пахать, боронить, молотить, сортировать, замешивать, выпекать; названия хлебобулочных изделий; пословицы и поговорки) .

Следующая загадка

От книжечки до книги

От книжечки до книги вернуться к странице

От книжечки до книги

От книжечки до книги запись закреплена

ЗАГАДКИ ПРО ХЛЕБ
"Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый".
(Хлеб)

"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом"
(Зерно)

"Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет".
(Комбайн)

"Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья".
(Зерно)

"Ходит полем из края в край, режет черный каравай".
(Плуг)

"Всем нужен, а не всякий сделает"
(Хлеб)

"Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел".
(Серп)

Ход занятия:

Дети входят в зал и садятся на стулья.

Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, одну быль – небылицу. Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а в городе Барнауле, в детском саду «Солнышко» дети посадили зёрнышко. А нашли они это зёрнышко на окошке. Это зёрнышко принёс им сизый голубь. Прошло с той поры немало времени, и в группе у детей выросла чудо – елочка. Чудо – чудо расчудесное. А на елке той растут не шишки да орешки, а булки да батоны, ватрушки да печенье. Хорошо теперь детям. Они не будут завтракать, обедать, а только срывать с елки ватрушки, пирожки и батоны. Они будут их кушать и других детей угощать. Вот такая чудо – елка растёт у ребят.

Воспитатель: Что здесь неправда? (выросло елка с булками, дети не будут есть ничего кроме хлеба). А чему можно поверить? (посадили дети зернышко, будут других детей угощать) .

Воспитатель: Почему нельзя питаться одним хлебом? (человеку нужны не только те витамины, которые есть в хлебе, но и другие – из овощей, фруктов, мяса и рыбы) .

Воспитатель: Какие хлебные изделия выросли на нашем дереве? (хлеб, батон, пирожок, ватрушка, печенье, сушка, бублик, калач, колобок, пряник, сухарь и т. д).

Воспитатель:Подумайте и ответьте: какой бывает хлеб? (мягкий, черствый, теплый, ароматный, вкусный, белый, черный, горячий, свежий, аппетитный) .

Воспитатель: А как хлеб попадает к нам на стол? (мы покупаем его в магазине) .

Воспитатель: Правильно, но перед тем, как попасть в магазин, хлебушек проходит очень длинный и очень интересный путь, а какой – мы сейчас узнаем.

Воспитатель: У меня есть картинки, на которых изображен весь путь хлебушка от зернышка до нашего стола (проводится игра «Расставь правильно» - дети по цепочке подходят к мольберту и выставляют по одной картинке, сопровождают выбор высказыванием своей точки зрения; воспитатель комментирует, объясняет непонятные слова) .

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на наш волшебный экран и проверим, правы мы с вами или нет (показ презентации «От зерна до каравая»; на соответствующих этапах появляется проросшая пшеница, пшеничные колоски) .

Воспитатель: Сначала хлеборобы готовят землю к посеву. Трактора вспахивают землю, одновременно перемешивая её с удобрениями, необходимыми для лучшего роста. Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю. После этого землю нужно бороновать, чтобы поле стало ровным, без комков. Борона – это специальный механизм, похожий на большие грабли с очень острыми стальными зубьями, который рыхлит землю, чтобы проходили в неё воздух, влага и тепло. После такой обработки земля становится рыхлой и готовой к посеву. А для высевания зерна используют сеялки – специальные механизмы, которые ровными рядами укладывают в землю зёрна пшеницы или ржи. Наступают жаркие летние деньки. Взошла пшеница. Представьте, как быть агрономам, которые за огромные поля отвечают? Агроном знает всё о болезнях и вредителях, которые могут помешать росту и даже загубить весь урожай. Осматривает он растения и видит, что нападают на поле жуки – вредители на хлебное поле. Тогда обращается агроном к летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля и уничтожают вредителей. Летит самолет над полем и распыляет это лекарство. Уберегли урожай, посмотрите какое поле красивое – его называют «Золотая нива». И правда, как будто золото на поле! Посмотрите, зерна хлеба каждый в своем домике (показать колос). Наконец урожай наш созрел. И опять без машин не обойтись – на поля выходят комбайны, которыми управляют комбайнеры. Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зернышки, и они по специальной длинной трубе (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Машинами управляют шоферы. По сигналу комбайнера машина, полная зерна, уезжает, а вместо неё подъезжает другая. Ни минуты времени нельзя терять, поэтому когда начинают убирать с полей хлеб, даже ночью приходится работать. Зерно отвозят в специальные хранилища – элеваторы. Там зерно сушат.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Из зернышка в колосок».

Дети стоят в кругу. Им предлагается превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Взрослый – агроном – поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. Семечко медленно растёт, раскрываются листочки (руки поднимаются, растёт стебелёк (вытягивается тело, появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышутся. Поспел урожай. Приезжай, убирай! (дети садятся на стулья) .

Воспитатель: А сколько загадок о хлебе придумали люди! Сейчас я загадаю, а вы попробуйте отгадать.

Следующая загадка

Они копируют нас. Они впитывают в себя наши знания. Они нас разжигают. Они учатся у нас. И в конце концов, они станут папами и мамами наших внуков, и дедушками-бабушками наших правнуков. Видите, какая получается интересная завязка?

Потому край как важно общаться с детьми, делиться с ними своими мыслями, своими переживаниями, своим опытом (даже худым). И, конечно же, знаниями — о семье, о Родине, о Земле нашей. Очень много поучительного сокрыто в загадках, загадках о хлеборобстве.

Вот вам в помощь несколько таких…

Зимой — бело,
Весной — черно,
Летом — зелено,
Осенью — стрижено.

Хлебное поле зимой

Хлебное поле зимой

Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок.

Поле ржи

Поле ржи

Он — сильней десятка коней:
Где в полях пройдет весной,
Летом хлеб встает стеной.

Ходит полем из края в край,
Режет черный каравай.

Трактор на пахоте

Трактор на пахоте

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких, как я, будет целая семья.

Одно бросил — целую горсть взял.

Зёрна пшеницы — самое важное, что есть у человека

Зёрна пшеницы — самое важное, что есть у человека

Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит.

Был крупинкой золотой,
Стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило,
И стрелу позолотило.

Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

Золотист он и усат,
В ста карманах — сто ребят.

Колоски с зерном словно частички солнышка

Колоски с зерном словно частички солнышка

За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит.
Пройдет по волнам великан-пароход,
И каждую каплю с собой заберет.

Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижет пшеничный.
И лежат за ним вразброс
Копны золотых волос.

Комбайн на уборке хлеба

Комбайн на уборке хлеба

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны.

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.

Драгоценность №1 для всех людей — мука

Драгоценность №1 для всех людей — мука

Если буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда…

Тарелка супа меж локтями,
А он в руках у всех ломтями.
Без него, как видно,
Не вкусно и не сытно!

Как много вкусного и полезного можно испечь из муки!

Как много вкусного и полезного можно испечь из муки!

Рожь, ячмень, овёс, пшеница,
Для помола всё сгодится,
Будет хлеб у мужика,
А пока в мешках…

Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет –
Мягкий черный, белый…

Это печенье в глазури обычно,
В виде лепешки, фигурки привычной.
Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник,
Если к столу принесет кто-то…

Пряники бывают разными…

Пряники бывают разными…

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.

Сдобная булочка и завитая,
Формой восьмёрочку напоминает.
Пышут румянцем верхушка, бочок —
Это же русский витой…

Вот они какие — крендельки :)

Вот они какие — крендельки :)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

Маленькая, тонкая, сухая…
Саша, в кулачке ее сжимая,
По шоссе идет, серёжки в ушках.
В кулачке, все точно знают – …

Сушка

Сушка

Бьют меня палками,
Мнут меня камнями,
Жгут меня огнём,
Режут меня ножом.
А за то меня так губят,
Что меня все очень любят.

С открытою начинкою лепёшка,
Посередине — творога немножко.
Всех пирожков известная подружка:
Питательная, вкусная…

Ватрушка

Ватрушка

Всему головой его называют,
На пол никогда не бросают.
В печи подрос и окреп,
Это наш любимый …

Аппетитный и румяный.
Тесто сдобрено сметаной.
Ешь его, пока горяч –
Пышный бабушкин…

Пышный бабушкин калач ;)

Пышный бабушкин калач ;)

Весной в земле,
А весь год на столе.

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.

М-м-м… Пирог — пальчики оближешь!

М-м-м… Пирог — пальчики оближешь!

Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском.

На подбор все эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки —
Ароматны…

Духовые пирожки

Духовые пирожки

Вот он – тёплый, золотистый.
Словно солнышко – лучистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нём – здоровье, наша сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Детские загадки про хлеб и не только, изображение №16

Надеемся, вам понравилось отгадывать наши загадки?! А, может быть, кто-то счастливое детство вспомнил? Передайте свои чувства детям — им это очень нужно.

Читайте также: