Технология обучения детей составлению загадок в доу

Обновлено: 22.11.2024

При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание, память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.

ВложениеРазмер
metodika_obucheniya_detey_sostavleniyu_zagadok.docx 26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Технология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Следующая загадка

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Алла Александровной Нестеренко были разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детейдать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает? Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").

- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Следующая загадка

Описание: В статье представлен опыт работы по использованию инновационных методов ТРИЗ в развитии связной речи детей на примере технологии составления загадок.

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию современных инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективным методом развития связной речи детей дошкольного возраста.

2. Освоить с участниками мастер-класса модели составления загадок, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родителям.

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

- В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

- Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса,я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА

Итак, тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Технология обучения детей составлению загадок».

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Коррекционно-развивающие возможности загадок:

Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

Стимуляция умственной активности;

Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

Развитие сенсорной сферы.

Основные задачи для речевого развития:

обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

помогают увидеть вторичные значения слов;

формируют представления о переносном значении слова;

помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей.

Но при использовании загадок я выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.

А конкретно выявились следующие проблемы:

• невнимательно слушают текст загадки;

• не запоминают полностью содержание загадки;

• полностью или частично не понимают текст загадки;

• при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадокможно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.

Прием данного развивающего обучения детей основаны на «Технологии развития связной речи», разработанной Сидорчук Татьяной Александровной (кандидат педагогических наук, сертифицированный специалист по ТРИЗ Международного уровня) и Хоменко Николаем Николаевичем (сертифицированный специалист по ТРИЗ Международного уровня) для детей дошкольного возраста и направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности с использованием элементов ТРИЗ.

Система работы по развитию связной речи состоит из:

• Технологии обучения детей созданию образных характеристик объектов.

• Технологии обучения создания рифмованных текстов.

• Технологии обучения составления рассказа по картине.

• Технологии обучения составлению текстов сказочного содержания.

Разработанные алгоритмы по созданию образных характеристик, предлагаемые Сидорчук Татьяной Александровной и Хоменко Николаем Николаевичем, достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи, в чём мы убедились на практике.

Работа по обучению детейобразной речи начинается:

обучения детей созданию сравнений (первый этап,

обучение детей составлению загадок (второй этап,

обучение детей составлению метафор (третий этап).

Объектами для составления загадок для детей 4-5 лет служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются,многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Детям предлагается сочинить загадки о насекомых, рыбах, современной технике, о буквах и словах.

Цель: обучение детей загадывать загадки.

учить детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;

упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков;

продолжать учить составлять сравнение по двум – трём признакам;

побуждать детей к созданию двух – трёхстрочных загадок по разным моделям;

продолжать учить детей самостоятельно сравнивать объекты по разным признакам;

побуждать детей объяснять смысл данного сравнения;

учить детей самостоятельно составлять загадки по разным моделям;

учить оценивать сравнение и выбирать лучшее.

При составлении загадок с детьми дошкольного возраста используются три основных модели. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект

Модель 1. «Какой?»

Определение свойств и качеств, выбранного объекта.

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детейдать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Пример: Блестящий, как монета, шипящий, но не вулкан, круглый как арбуз.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком

Можно предложить детям дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).Пример: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета и т. д.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Начищенная монета

Шипящий Проснувшийся вулкан

Круглый Спелый арбуз

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

После освоения модели: "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?»

Определение действий, выбранного объекта.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Пример составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение"). Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как трудолюбивый муравей (сравнение на "завышение"). Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Что делает? Что (кто) делает так же?

Пыхтит Новенький паровозик

Собирает Хорошая хозяйка

Семенит Трудолюбивый муравей

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

Пример: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не трудолюбивый муравей".

Пример: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не старый чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый дедушка".

Модель 3. «Части»

«На что похоже? Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Пример составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На гнома.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

На что похоже? Чем отличается?

Гном Без бороды

Зонтик Толстая ножка

Текст получившейся загадки: "Похож на гнома, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Практическая часть. Педагоги составляют загадки.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Модель 1 «Какой?» - елка, яблоко

Модель 2 «Что делает?» - заяц, кошка

Модель 3 «На что похоже» - пирамидка, автомобиль

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Скажите, какие речевые задачи вы решали при составлении загадок? (ответы воспитателей).

- Как можно играть в загадки? Можно использовать различные формы.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.

3. Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть «неожиданное рядом».

Публикации по теме:

Технология обучения детей составлению загадок Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как.

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов» Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающая технология-биоэнергопластика» Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средства стимулирования речевого развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки.

Мастер-класс по ПДД «Игровые технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» Т. Г. Федорова Тема: Игровые технологии, предлагаемые педагогам в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Цель:.

Мастер-класс для умственно отсталых детей «Технология приготовления блинов. Выпечка блинов» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для «Березка»» «Согласовано».

НОД «Составление загадок по алгоритму» ТРИЗ технология Цель: создание условий для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям. Задачи: • Развивать.

Методы и приемы для обучения детей составлению описательных рассказов по картине Развитие речи детей одна из актуальных проблем вот уже на протяжении несколько лет. Ведь от развития речи зависит дальнейшая судьба ребенка.

Технология обучения детей плаванию На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих.

Следующая загадка

Составление загадок — интересный творческий процесс, который решает много коррекционных задач и подходит для дошкольников и младших школьников. Алгоритм составления загадок не сложный. Результат — обогащение словарного запаса, развитие образных характеристик речи, умение сравнивать, анализировать, составлять сложные предложения.

Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных детей или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Взрослый выступает в роли эксперта. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ. Причем, методика составления и отгадывания загадок не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать восприятие, логическое мышление и связную речь детей.

А также, составление загадок – это развитие воображения, формирование положительного эмоционального настроя во время занятий, создание стойкой мотивации к языковым играми упражнениям.

А. А. Нестеренко предлагает несколько моделей составления загадок детьми.

1. На что похоже? Чем отличается?

2. Какой? Что такое же?

3 Что делает? Что такое же?

4. Название частей? Сколько? На что похоже? 5. Молчаливая загадка (рисунок). 1

6. Где живет? На что похоже жилище? 7. Где находится? На что похоже? Предмет? На что похож? 8. На противоречия? В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлятьзагадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все

мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчеста. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Обучениестроится следующим образом: воспитатель вывешивает таблицу с изображение модели составления загадки.Модель 1: Имя признака - Какой? Что бывает таким же? Цвет, форма, материал, «Как», «Но не». Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики объекта по заданным признакам (цвет, форма, материал). Ответы детей воспитатель вносит в левую часть таблицы. Затем воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части -

допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Предлагаем детям составить загадку по данной модели о мяче.Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам: Какой мяч по цвету? (разноцветный, яркий);

Какой мяч по форме? (круглый);

Какой по материалу? (резиновый) Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Что бывает таким же? Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга) Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин) Резиновый. Что бывает таким же? (шина) После заполнения таблицы воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Получилась загадка о мяче: Разноцветный, как радуга. Круглый, как арбуз. Резиновый, но не шина.

Модель 2: Что делает? Что (кто) делает так же? Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. «Как», «Но не»

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Например: Предлагаем детям составить загадку по данной модели о лягушке. Подбираем с детьми действия,которые может выполнять лягушка: Что делает лягушка? Скачет, плавает, ныряет. Далее просим детей подумать и сказать, кто или что может выполнять такие же действия. Скачет кто? (козленок, заяц.) Плавает кто? (лодка, рыба.) Ныряет кто? (рыба, водолаз.) После заполнения таблицы воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Получилась загадка о лягушке: Скачет, как заяц. Плавает, как рыба. Ныряет, но не водолаз.

Модель 3: На что похоже? Чем отличается? Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Предлагаем детям составить загадку по данной модели о вертолете. Подбираем с детьми объекты,на которые похож вертолет: На что (или на кого) похож вертолет? - на стрекозу. А чем отличается от стрекозы? - он не живой. Еще на что похож? - на самолет. А чем отличается от самолета? - у него есть пропеллер. Еще на что похож? - на вентилятор. А чем отличается от вентилятора? - может летать. Получилась загадка о вертолете: Похож на стрекозу, но не живой. Похож на самолет, но с пропеллером. Похож на вентилятор, но умеет летать.

Данная методика работы с загадками повышается интерес дошкольников к занятиям, у детей увеличивается словарный запас, развиваются такие мыслительные операции, сравнение, обобщение. Самостоятельное составление загадок помогает сделать процесс развития речи более увлекательным и стимулирует речевое творчество детей.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Картотека загадок о книге ко Дню загадок на МAAM КО ДНЮ ЗАГАДОК НА МААМ " КАРТОТЕКА ЗАГАДОК О КНИГЕ " Загадки про книги Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,.

Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о матрёшке» Матрешка - не только любимая игрушка, она еще и полезна. С ее помощью ребенок учится ориентироваться в величинах, сравнивать предметы,.

Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Манвелова Мария Степановнавоспитатель разновозрастная (старшая-подготовительная) группа.

Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Следующая загадка

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать его речь. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

ВложениеРазмер
tehnologiya_sostavleniya_zagadok.docx 15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №4 «Калинка» г.Волжска Республики Марий Эл.

Мастер-класс "Методы обучения детей

Мастер-класс "Методы обучения детей

Загадка – относится к устному народному творчеству, где в образной форме передаются самые яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадка состоит из вопроса или задания, в котором даётся описание предмета, его характерные особенности. Обычно загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной. Особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, приём олицетворения, использование многозначности слов), которые способствуют формированию речи дошкольного возраста. В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разной тематики и окружающий нас мир, явления природы, предметы быта, орудия труда, транспорт, спорт, профессии. Придумывать загадки очень трудно, чем отгадывать. Сначала же дети придумывают по образцу заданной загадки, но с трудом справляются, но в дальнейшем уже составляют интереснее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению и формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание и память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников, а остальная группа в виде пассивных наблюдателей. Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если повторно задать через некоторое время ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспомнит ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Что бывает таким же?

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

Блестящий - паровоз, но не простой, а новенький паровоз

Табличка может выглядеть следующим образом:

Что бывает таким же?

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как новенький паровоз; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не оранжевый апельсин".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что (кто) делает так же?

1. -Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадный; семенит, как старый гном".

2. Летает, но не бумажный самолет,

Роет норки, но не слепой крот,

Ловит насекомых, но не болотная лягушка. (Ласточка)

Быстро летает, но не реактивный самолет,

Звонко поет, но не веселый ребенок,

Строит жилье, но не опытный плотник. (Соловей)

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Загадка про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Загадка про лужу.

Похоже на облако, но никуда не плывет

Похоже на море, но нет волн,

Как зеркало, но нельзя разбить. (Лужа)

Загадка про машину.

Похоже на жука, но нет лапок,

Похоже на улитку, но быстро движется

Как дом, но нельзя побегать. (Легковая машина).

Задачи, которые мы решаем на разных этапах работы с загадкой:

- учимся узнавать связное высказывание.

-набираем все части речи в словарь.

-формируем умение связного говорения по правилам.

-кодируем загадку - учимся кодировать рассказ.

-отгадываем загадку – учимся анализировать предъявленные предметы, сравнивать их.

-работая с отгадкой – учимся составлять рассказ о том, что было и что будет потом с объектом.

-полученную в загадке метафору – учимся вставлять в рассказы.

Отгадываем да-нетку (вид загадки) – набираем описательные характеристики. Отрабатываем слоговую структуру слова.

Загадки в виде логического задания, или загадка-смекалка

У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (Одна.)

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру.)

3.Юмористические загадки, или загадки-шутки

Суть таких загадок в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.

Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)

Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)

Кто была первая русская женщина, освоившая летательный аппарат? (Баба Яга.)

4.Указание лишь частей предмета и их количества

Шесть ног, две головы, один хвост — что это такое? (Всадник и лошадь.)

Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

5. Перечисление действий предмета без его называния

Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)

Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)

6. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния

Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

7.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет

Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

8.Загадка, составленная по методу отрицания

Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)

9.Загадка, составленная по методу противоречий

— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.

Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)

При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз. (Стулья.)

Всем этим способам составления загадок желательно обучать детей, начиная с дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действия. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделяется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.

Мы предлагаем некоторые способы обучения детей составлению загадок. Начинаем с самого простого, например, с перечисления частей предмета и их количества. Покажите детям картинку, на которой изображен всадник на коне. Не надо загадывать детям загадку. Вы ее с ними «придумаете». Это можно сделать на занятии по математике. Попросите детей посчитать, сколько всего будет ног у коня и всадника вместе, сколько голов, хвостов. Можно посчитать и глаза, и уши. Осталось загадку сформулировать, выучить наизусть и кому-нибудь загадать, например, работникам детского сада, родителям. На следующем занятии возьмите две картинки: одну с изображением стула, другую — с изображением кошки или собаки. Посчитайте с детьми детали: 8 ног, 2 спины, 1 голова, 1 хвост. Отгадка: кошка спит на стуле. Дети самостоятельно могут придумать загадки по картинкам, на которых изображены Змей Горыныч, лиса с уткой в зубах, птица на корове, носороге, муха на арбузе (6 ног, 1 голова, 2 пуза). Интересную загадку можно придумать по картинке, изображающей человека, который сидит за столом на стуле и ест курицу и т. д. В таких загадках можно учить детей образовывать сложные прилагательные: «восьминогий охотится за шестиногими». (Паук — за мухами.)

Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей — по принципу отрицания. Этому способу, как и предыдущему, можно обучать, начиная с пятилетнего возраста. Педагог сам предварительно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:

Круглый, но не апельсин,

Катится, но не машина,

Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)

Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение антонимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из парных понятий: «Понятие мягкий появляется не до и не после понятия жесткий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание». Метод противоречий имеет для ребенка практическое значение. Дошкольник обязательно станет школьником. Этот метод поможет ему при изучении законов окружающего мира.

Чтобы составить с детьми загадку, используя противоречивые качества предмета, ее надо придумать сначала самому педагогу. Для этого нужно научиться находить противоречия в предметах и явлениях. Диалектика учит нас, что в основе любого развития лежит противоречие. В каждом предмете, в каждом процессе заключены противоположности. Внутренние противоречия являются причиной «самодвижения», «саморазвития». Именно внутренние противоречия в предмете всегда скрыты, и обнаружить их нелегко. Они и есть загадка, тайна. Над разрешением противоречий человечество бьется с самого момента своего зарождения. Они его будут сопровождать и в будущем. Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребенку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Детей этому логическому приему надо специально обучать. Предварительно необходимо научить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обогатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может проводиться в разных играх и на занятиях. На занятиях по математике дети сопоставляют предметы и явления по количественным, временным, пространственным отношениям (много — мало, рано — поздно, далеко — близко). На занятиях по развитию речи сопоставляют предметы по качествам, свойствам, состояниям (положительный — отрицательный, хитрый — простодушный). Можно с детьми придумать такую загадку:

Чистая и грязная,

Полная и пустая,

Глубокая и мелкая,

И зовусь тарелкою.

Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, — именно эти принципы составляют суть личностно-ориентированной педагогики.

Читайте также: