Технология обучения детей составлению загадок презентация
Обновлено: 04.11.2024
Составление (придумывание) загадок намного сложнее,
чем их отгадывание. На первых порах дошкольники
испытывают большие трудности при составлении
загадки. Но, чем более системно ведётся работа,
тем интереснее, объёмнее и сложнее становятся загадки,
которые придумывают, дети; тем больше желание,
с которым они участвуют в творческом процессе.
Придуманные детьми загадки можно записывать
в красочно оформленные альбомы, а затем использовать
их в работе: на занятиях, в игре, на прогулке,
в режимные моменты.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками
строится преимущественно на их отгадывании.
Наблюдения за процессом показывают, что отгадывание
происходит у самых сообразительных дошкольников путём
перебора всех возможных вариантов. При этом большая часть
детей группы являются пассивными наблюдателями.
Педагог выступает в роли эксперта.
Верный ответ ребёнка на конкретную загадку очень быстро
запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое
время предлагает отгадать ту же самую загадку, то большая
часть детей просто вспоминает ответ. Развивая умственные
способности ребёнка, активизируя его речевые возможности,
важнее научить его самостоятельно составлять загадки,
чем просто припоминать услышанный ранее ответ.
В процессе составления загадок развиваются
все мыслительные операции, формируется, совершенствуется,
уточняется активная лексика; дети получают удовольствие
и радость от совместного речевого творчества.
В практике работы с детьми дошкольного возраста
используются три основных модели составления загадок.
Модель 1 «Какой? – «Что бывает таким же?»
Для составления загадки выбран объект СНЕГ. Дети дают
образные характеристики по заданным педагогом признакам.
Целесообразно значение признака в левой части таблицы
обозначать словом с чётко выделенной первой буквой,
а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет
тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать,
запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Какой снег по цвету?
Белый.
Какой снег по действиям?
Скрипучий.
Какой он на ощупь?
Холодный.
Какой снег по восприятию?
Лёгкий.
После заполнения таблички педагог предлагает проговорить
загадку, вставляя между строчками связки «Как» или «Но не».
Текст загадки: «Белый, как мел; скрипучий, но не пол;
холодный, как лёд; лёгкий, но не пух»
Модель 2 Составление загадок с помощью сравнения
действий предмета (явления).
«Что делает?» «Что (кто) делает так же?»
Пример составления загадки про белку:
«Что делает белка?»
Прыгает как зайчик.
Карабкается как обезьяна.
Запасает как ёжик.
Грызёт, как хомяк.
Что делает? Что (кто) делает так же?
ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК
КАРАБКАЕТСЯ ОБЕЗЬЯНА
ЗАПАСАЕТ ЁЖИК
ГРЫЗЁТ ХОМЯК
Далее педагог предлагает составить загадку,
используя связки «Как», «Но не». Можно попросить
детей дать образные характеристики объектам.
Текст загадки: «Прыгает, как резвый зайчик;
карабкается, как ловкая обезьяна;
собирает, как хозяйственный ёжик;
грызёт, но не прожорливый хомяк»
Модель 3 Сравнение одного объекта с каким-либо
другим объектом, находя между ними отличия.
«Части», «На что похоже?» – «Чем отличается?»
Особенностью освоения этой модели является то, что ребёнок,
сравнивая один объект с каким-либо другим объектом,
находит между ними общее и различное.
Пример составления загадки про цветок:
На что похож цветок?
На бабочку.
А чем отличается от бабочки?
Цветок не летает.
На что ещё похож?
На зонтик, но маленький.
А ещё на что походит?
На красивый бантик.
На что похоже?
Чем отличается?
Бабочка
Не летает
Зонтик
Маленький
Бантик
Живой
Текст загадки: Похож на бабочку, но не летает;
похож на зонтик, но маленький;
как бантик, но живой.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК КОЛЛЕКТИВНО
Один ребёнок изолируется. Воспитатель с детьми выбирает
предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется,
приглашается ребёнок и дети загадывают ему загадку.
СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
В ПОДГРУППАХ
Дети делятся на подгруппы.
Составляют загадки и загадывают их друг другу.
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК ДОМА
ПО ОПОРНЫМ ТАБЛИЦАМ
К ЭТОЙ РАБОТЕ АКТИВНО ПОДКЛЮЧАЮТСЯ:
МАМЫ
И ПАПЫ
ДЕДУШКИ
И БАБУШКИ
Составленные детьми загадки могут являться
самостоятельным продуктом деятельности
или итоговым продуктом в рамках определённой
тематической недели. Также составление загадки
можно использовать как одно из заданий во время
образовательной деятельности по любой из областей.
Следующая загадка
Описание слайда:
Путешествие мир книг
«Развитие связной монологической речи детей посредством составления загадок»
Описание слайда:
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста через обучение составлению загадок.
Задачи:
- формирование у детей умения работать по моделям для составления загадок,
- совершенствование навыка подбора образных характеристик объектов,
- обогащение и активизирование словарного запаса детей образными выражениями, эпитетами, определениями,
- формирование умения сравнивать объекты по различным признакам и свойствам,
- развитие способности к словотворчеству.
С детьми работа по составлению загадок строиться в несколько этапов.
Описание слайда:
Актуальность
Так как я работаю с детьми, имеющими речевые нарушения, загадка для меня является одним из инструментов в коррекции и формировании правильной речи ребенка. Отгадывание и придумывание загадок развивает мышление, воображение, наблюдательность, внимание, сенсорную сферу, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире, развивает связную монологическую речь.
Описание слайда:
Первый (подготовительный) -
игры и творческие задания для развития выразительности речи.
«Цепочка». Цель – учить детей выделять признаки объектов.
«Угадай по описанию». Цель – учить детей по описанию называть объект.
«Выбери признак, который есть у других объектов». Цель – учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объектов.
«Назови значение признака». Цель – учить подбирать разные значения одного признака.
«Кто (что) бывает таким же». Цель – учить детей выделять и называть признаки объектов, сравнивать разные объекты по этим признакам.
«Давай раскрашивать слова!». Цель – учить подбирать эпитеты.
«Упрямый ослик». Цель – учить подбирать антонимы.
«Да – нет!» Цель – учить детей обозначать и называть признаки предмета.
«Закончи предложение». Цель – учить детей подбирать синонимы, антонимы, определения, эпитеты и т.д.
«Слово за слово». Цель – учить выделять признак объекта, давать его значение и переносить это значение на другой объект.
Описание слайда:
Второй этап –
работа по составлению сравнений, используя модель, предложенную Сидорчук Т.А. и Хоменко Н.Н.:
-воспитатель называет какой-либо объект (снег);
-обозначает его признак (по цвету);
-ребенок определяет значение этого признака (искрящийся);
-сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте (такой же искрящийся по цвету, как драгоценности).
Описание слайда:
Третий этап – составление загадок .
Алгоритм составления загадок:
1. Выбираем объект для придумывания загадки.
2. Выбираем одну из трех моделей, с которой будем работать.
3. Подбираем необходимые характеристики данного объекта и сравниваем его с другими объектами.
4. Выбираем наиболее удачные сравнения.
5. Связываем все сравнения в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».
6. Выразительно читаем (рассказываем) загадку.
Описание слайда:
Формы работы:
-составляем загадки коллективно,
-сочиняем загадки для подгруппы детей,
-разбиваем детей на команды и организовываем соревнования между командами,
-составляем загадки дома с помощью родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес.
Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству.
Данная технология включает в себя технологические цепочки, позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет составлению сравнений и загадок. Начинать можно работу с детьми 3-х лет - это предварительный .
Цель: развитие творческого мышления у педагогов.Программное содержание:Ø Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок; кругами Луллия.Ø Повысить их компетен.
Технология обучения детей составлению загадок.
В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Сибирячок» г. Назарово Красноярского края» «Технология обучения детей составлению загадок, как средство достижения планируемых результатов по ОО «Речевое развитие» Представляет: Радионова Светлана Юрьевна, в оспитатель первой квалификационной категории
К концу мастер-класса слушатели получат представление о технологии развития речи дошкольников «Обучение детей составлению загадок», как о технологии направленной на речевое развитие, развитие воображения детей 3-7 лет для достижения планируемых результатов, обозначенных целевыми ориентирами ФГОС:
Планируемые результаты 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Подбирает и называет слова, отвечающие на вопросы: «Кто?», «Что?», «Что делает?» «Какой?», и т.д. Высказывается простыми распространенными предложениями. Употребляет обобщенные слова, антонимы, сравнения. Подбирает и называет слова, отвечающие на вопрос: «Кто это?», «Что делает?», «Какой?», «Как?». Составляет предложения с заданным количеством слов (2-3 слова и более) по картинкам, иллюстрациям, схемам. Соединяет предложения разными способами связи. Подбирает и называет слова, отвечающие на вопрос: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Как? У ребенка складываются предпосылки грамотности
Планируемые результаты 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Отвечает на вопросы, связанные с содержанием образных слов и выражений, некоторых эпитетов и сравнений. С помощью взрослого подбирает существенные признаки, качества, действия предмета, для составления сравнений и загадок . Подбирает определения, сравнения к заданному слову. Выражает свои впечатления в образном слове. Объясняет значение пословиц. Подбирает существенные признаки, качества, действия предмета, для составления сравнений и загадок. Объясняет переносный смысл в загадках, словосочетаниях. Называет существенные признаки, качества, действия точным метким словом. Создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, соблюдая структуру. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности (коммуникативной)
Предварительный этап - можно начинать с детьми 3-х лет: обучение детей составлению сравнений по заданным признакам с использованием картинок, карточек – схем и реальных предметов из ближайшего окружения. Модель составления сравнений: 1 .Объект 1. 2.Обозначение его признака (форма, цвет, вкус, звук, температура и т.д.). 3.Определение значения признака (какой ). 4.Сравнение данного значения признака со значением признака в другом объекте 2 ( что бывает таким же по (признак) как (объект1). Пример: Цыплёнок по цвету жёлтый такой же жёлтый по цвету как солнышко объект1 признак значение признака признак объект 2
Первый этап обучения детей составлению загадки можно начинать после освоения детьми модели составления сравнений. Модель1 «Какой – что бывает таким же» Какой? Что бывает таким же? как как но не
Следующий этап обучения детей (4-5 лет) составлению загадок по модели 2. Модель 2 «Что делает – что (кто) делает так же» Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется сначала в левой, а затем в правой части. Объект: ёжик. Что делает? Что (кто) делает так же? Пыхтит как Новенький паровозик Собирает как Хорошая хозяйка Семенит но не Р ебёнок который учится ходить
Завершающий этап – обучение детей составлению загадки по модели 3. Модель 3 «На что похоже – чем отличается» Особенностью освоения этой модели является то, что ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Объект: гриб. Загадка: « Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке». На что похоже? Чем отличается? Мужичка но Б Дом но О как Зонтик но Толстая ножка
Следующая загадка
Данная технология включает в себя технологические цепочки, позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет составлению сравнений и загадок. Начинать можно работу с детьми 3-х лет - это предварительный этап, на котором происходит обучение детей составлению сравнений объектов по заданным признакам с использованием картинок, карточек - схем и реальных предметов из ближайшего окружения.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_master-klass_obuchenie_sostavleniyu_zagadok_1.pptx | 378.17 КБ |
doklad_k_prezentatsii.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для речевого развития. В данной статье предложен опыт развития речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ и РТВ.
Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ.
Презентация материала:"Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ".
В помощь педагогу дошкольного образования в развитии творческого мышления и воображения с помощью ТРИЗ.Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, пи.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - новая отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании.
Подписи к слайдам:
СОСТАВЛЯЕМ ЗАГАДКИ с помощью ТРИЗ Воспитатель: Белан Г.И. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №87
Перед современными педагогами стоит главная задача: заменить репродуктивные методы обучения на обучение через творчество, через решение нестандартных задач.
Однако наши дети должны воспринимать довольно много информации об окружающем мире. Приходится давать задания: К чему относится предмет? Из каких частей состоит? Какие функции выполняет? Но это не слишком творческие задачи, и детям они малоинтересны
ПРОТИВОРЕЧИЕ нетворческие задания должны быть, чтобы систематизировать знания детей об окружающем мире их не должно быть, чтобы не гасить интерес к учебе
В основе работы по сочинению загадок лежит метод синектики (аналогии), разработан У.Гордоном (США) в 50-х годах. Использование символической аналогии, а именно: метафор, поэтических образов, сравнений для характеристики объектов либо процессов, происходящих в них Позволяет описать воображаемый объект и представить его в виде загадки
Требует активной работы мысли Делает обучение ненавязчивым и интересным СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК Побуждает детей к наблюдению, размышлению, познанию
МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК 1 . Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) Объект→ Свойства→ Аналогичные свойства других предметов Какой? Что такое же? желтый солнышко пушистый мех легкий пух Допустим, сочиняем загадку о цыпленке: Желтый как солнышко, пушистый как мех, легкий как пух
2. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие. Объект→ Схожий объект→ Отличие На что похож? Чем отличается? Земля маленький воздушный шарик прочный яблоко несъедобный Допустим, сочиняем загадку о мяче Как Земля, но маленький, Как воздушный шарик, но прочный, Как яблоко, но несъедобный.
3. Модель работы по прямой аналогии. Объект→ Описание функций→ Прямой перенос их на объект Что делает? Что такое же? скачет кенгуру катится колесо летит птица Допустим, сочиняем загадку о мяче Скачет как кенгуру, Катится как колесо, Летит как птица.
4. Модель составления загадок о предметах с указанием частей и их количества. Название частей→ Количество→ На что похоже Название частей Сколько? На что похоже? ручка 1 палочка зубья 4 зубы акулы Допустим, сочиняем загадку о вилке На одной палочке четыре зуба акулы
5. Модель составления загадок о слове. Местонахождение → Схожий объект→ Объект→ Схожий объект Где находится? На что похоже? Предмет На что похоже? На листе бумаги Белая простыня Буква Н На перекладину За буквой Н перекладина Буква О Колесо За буквой О колесо Буква С месяц Допустим, сочиняем загадку о слове НОС (предварительно нужно крупно написать это слово на листе бумаги) На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц.
5. Модель составления загадок с использованием противоречий. Любое противоречие → Совмещение противоречивых свойств холодное горячее Холодное+горячее лед огонь чайник снег кипяток сердце зима костер утюг Допустим, возьмем противоречие: холодное-горячее. Прим.: первую часть берем из первого списка, вторую из второго. В третьем списке находим ответ. Например: Холодное, как снег, Горяч, как кипяток. (Сердце)
5. Модель составления загадок смешанного типа Объект→ Схожий по свойству объект→Действие → Схожий по действию объект Объект Схожий по свойству объект Действие Схожий по действию объект Острый перец Красный колпачок жжет огонек Допустим, сочиняем загадку об остром перце: Этот красный колпачок во рту жжет, как огонек.
Задания, описанные здесь, предполагают умение читать и писать. Можно это требование обойти, заменив слова рисунками и условными обозначениями .
На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц.
Способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания Вырабатывает смелость в фантазии СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК с использованием элементов ТРИЗ Развивает речевое творчество и креативность мышления детей
При использовании на занятиях элементов ТРИЗ, реализуется главное кредо ТРИЗовцев : Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. /Г. Альтшуллер / Список литературы *
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Следующая загадка
Цель: обучение детей загадывать загадки Задачи: Младший возраст. учить детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов; упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков; Средний возраст. продолжать учить составлять сравнение по двум – трём признакам; побуждать детей к созданию двух – трёхстрочных загадок по разным моделям; Старший возраст. продолжать учить детей самостоятельно сравнивать объекты по разным признакам; побуждать детей объяснять смысл данного сравнения; учить детей самостоятельно составлять загадки по разным моделям; учить оценивать сравнение и выбирать лучшее.
Три основные модели составления загадок Модель 1 Какой? Что бывает таким же? Блестящий Монета (начищенная) Шипящий Вулкан (проснувшийся) Круглый Арбуз (спелый)
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не» Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый, как арбуз». Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначить словом с чётко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Модель 2 Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью Что делает? Что (кто) делает так же?
Модель 3 Особенность: ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. На что похоже? Чем отличается?
Следующая загадка
Презентация содержит практический материал по обучению дошкольников составлению загадок с помощью ТРИЗ.
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlyaem_zagadki_s_pomoshchyu_triz.pptx | 826.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Читайте также: