Татьяна черниговская загадки человеческого мозга

Обновлено: 04.11.2024

Старческую деменцию называют эпидемией 21 века. Согласитесь, потерять память и контроль над собой, когда еще тело прекрасно справляется со своим функционалом, тяжелое испытание и для самого человека, и для его близких.

Татьяна Владимировна Черниговская, заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ, профессор, доктор биологии и филологии, одна из умнейших женщин нашего времени, как и многие ученые мира, погружена в изучение проблем старения мозга.

Лучше, легче и интереснее, чем Татьяна Владимировна никто не расскажет, как мозгу помочь сохранить молодость. Слушать ее - огромное удовольствие. Черниговская не скупится на острое словцо и тонкий юмор.

Сегодня хочу поделиться самыми интересными умозаключениями и советами Татьяны Владимировны, как сохранить ясность ума и убежать от деменции.

1. Не кормите свой мозг интеллектуальным фаст-фудом.

Мы все наперебой твердим о здоровом питании, а мозг кормим фаст-фудом. Ему тоже нужно сбалансированное питание. А это легкие белки-фильмы, чтобы подкачать умные мышцы, быстрые углеводы-музыка, как источник энергии и жирные кислоты-книги, чтобы не накапливать неправильный жир на извилинах

Читайте умные книги.

Не стоит тратить свою жизнь на бульварную литературу и глянцевые журналы, от которых мозгу становится скучно. Ему нужны "сложные" книги, он хочет думать.

А если завести привычку читать перед сном, к этому добавится еще множество положительных моментов.

✅легче будет заснуть, погрузившись в воображаемый мир;

✅ проще избавиться от тревожности и стресса, накопленного за день;

✅ а главное, увлекшись книгой, избавить себя от бесконечного потока негативной информации, щедро льющейся с экранов телевизоров.

Умного всегда можно узнать по одной-единственной привычке - он читает интересные книги, которые заставляют размышлять.

Смотрите правильные фильмы.

В которых намного интереснее мысли и поступки героев, а не их накачанные мышцы. Вряд ли стрелялки-блокбастеры со множеством спецэффектов сделают нас умнее.

Слушайте достойную музыку.

Целебные свойства классической музыки не только для мозга, но и для всего организма давно доказаны. Существует понятие "эффект Моцарта", когда под воздействием музыки повышается интеллект, улучшается слух и затихает боль. Если любопытно, прочитайте эту статью , пожалуйста.

2. Не зависайте в одной деятельности, как испорченный компьютер.

Обращали внимание: умение работать в режиме многозадачности - второе по важности качество, после образования, для работодателей? А ведь наш мозг, по мнению Татьяны Владимировны, вовсе к этому не приспособлен. И такое умение, не более, чем самообман.

Если кажется, что удается справляться одномоментно со множеством задач, то это лишь хитрости мозга: он просто очень быстро переключается. Но при этом, тратит огромное количество ресурсов.
В частности - глюкозу, отчего быстро наступает усталость.
Плюс ко всему, работа в таком режиме, стимулирует выброс гормона допамина, которой воспринимается мозгом, как награда и удовольствие, и загоняет нас в замкнутый круг, не давая остановиться и сконцентрироваться на одной задаче.
Это неизменно приводит к переизбытку кортизола, гормона стресса, и повышению уровня тревожности.

Мозг должен все время трудиться, но не нужно ему устраивать ни многоборья, ни превращать умственную деятельность в однообразный конвейер. Эксплуатировать мозг нужно умнО и деликатно, переключая с одного вида активности, на другую.

Например, просмотр спортивных соревнований активизирует те же участки мозга, как и физическая нагрузка. Когда мы "болеем" за своих любимцев, в мозге образуется такое же количество новых нейронных связей, как при решении математических задач. Немного адреналина и позитивного стресса, по мнению ученого, очень даже полезно.

3. Не давайте шариковым ручкам пылиться в ящике письменного стола.

Еще совсем недавно, писать от руки было обычным делом. Но с развитием технологий, мы все больше и больше утрачиваем этот навык. Как бы умело мы не обращались со своими гаджетами, как бы быстро не набирали текст на клавиатуре, мозг в эти игры включается крайне неохотно.

Исследования Татьяны Владимировны Черниговской подтверждают: во время письма от руки, мозг не только работает активнее, но и обрабатывает намного больше информации. Улучшаются когнитивные функции, становится острее память, светлеет в голове и улучшается речь. И чтобы сохранять остроту ума, писать просто необходимо.

Кроме того, "что написано пером. ": на бумаге, как в смартфоне, не сотрешь. Когда мы пишем от руки, мозг напрягается, подбирая емкие и правильно эмоционально окрашенные слова, повышая наш эмоциональный интеллект.

4. Не отбирайте у мозга время на "генеральную уборку".

Все мы знаем о волшебном гормоне мелатонине. И про то, как он омолаживает организм во время сна. Если еще не читали, милости прошу - в этой статье все подробно описано. Но хронический недосып и бессонница - это не только стремительная старость, а еще и стремительное угасание умственных способностей.

Здоровый сон необходим для улучшения долгосрочной памяти, потому что именно в это время переносится информация из предбанника временной памяти в долгосрочное хранилище. А еще, ночь - время "генеральной уборки". Благодаря совершенно уникальной системе "удаления мусора", во время сна, мозг очищается от нейронных отходов, продуктов жизнедеятельности клеток головного мозга. Недаром же говорят - с утра голова светлая.

И если этого не происходит, умственные способности угасают так же стремительно, как функции в любом зашлакованном органе.

Хочется закончить статью высказыванием Татьяны Владимировны, с которым я совершенно согласна:

"Мозг бесконечно сложнее того, в ком он находится. И это даже оскорбительно".

Следующая загадка

«Что есть сознание?», вопросы соотношения языка и мышления (что первично?), исследование механизмов понимания, памяти человека, формирования, хранения и передачи информации – все эти аспекты предстали перед учёными в новом свете с учётом развития современных технологий (систем искусственного интеллекта, робототехники, прикладной математики), психологии, нейрофизиологии, семиотики, философии.

Monocler опубликовал интересную подборку лекций и интервью от одной из самых ярких представительниц российской когнитивной науки Татьяны Черниговской – профессора, доктора филологических и биологических наук, заведующую лабораторией когнитивных исследований СПБГУ и неутомимого популяризатора науки, одной из немногих, кто работает сегодня в междисциплинарной области когнитивистики — на пересечении лингвистики, психологии, искусственного интеллекта и нейронаук.

Все эти лекции прочитаны в разное время для разных аудиторий, но их объединяет одно – разговор о мозге, его способностях и загадках. Сразу стоит оговориться, что смотреть все лекции подряд вряд ли имеет смысл – многие примеры повторяются, делаются отсылки к одним и тем же источникам, потому что предмет разговора остаётся неизменным. Но каждое выступление посвящено конкретной проблеме – и именно через призму этой проблемы учёный рассказывает о мозге. Так что лучше выбрать лекции Татьяны Черниговской на самые интересные для вас темы и послушать именно их. Приятно просмотра и добро пожаловать в матрицу.

Почему изучение мозга займет центральное место в 21 веке?

На известной образовательной площадке Ted Talks Татьяна Владимировна Черниговская рассказывает о том, что мы успели узнать о себе и о мозге, как эти знания изменили картину реальности и какие биологические опасности поджидают нас в новом веке после всех открытий (манипуляции с памятью, создание индивидуальных генетических портретов и др.)

Творчество как предназначение мозга

Одна из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение для мозга имеет творчество, как музыка меняет мозг на функциональном уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «дедушку Альцгеймера и дедушку Паркинсона». А ещё вы узнаете, что разделение людей на левополушарных и правополушарных давно не имеет никакого значения, по какой причине общая шкала измерения способностей не применима к гениям (ЕГЭ, IQ) и почему нам стоит научиться снимать когнитивный контроль, то есть позволять мозгу думать, о чём он думает.

Нить Ариадны, или пирожные Мадлен: нейронная сеть и сознание

Все знают, что такое сознание, только наука не знает.
На 7-м Фестивале науки Татьяна Владимировна углубляется в проблему определения сознания, которая насчитывает историю в тысячи лет, объясняет, как парадоксально устроена наша память, каким образом она влияет на социальную эволюцию и почему роман Пруста «В поисках утраченного времени» — настоящий учебник для тех, кто занимается изучением мнемы. Кроме того, профессор рассказывает о значении для нашего вида нейроэволюции и самой крупнейшей проблеме в когнитивистике, касающейся субъективной реальности.

Что такое Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект

Что является критерием ума — образование, эрудиция, хорошая память? Может ли человек быть умным и глупым одновременно? В чем разница между умом, мудростью, интеллектом? Как влияют накопленные нами знания на нашу судьбу? Чем отличается «хороший» мозг от «плохого»? Кто кем командует — мы мозгом или он нами? Насколько мы свободны и насколько мы запрограммированы? Можно ли создать искусственный мозг и чем опасны компьютерные игры? Об этом и многом другом Татьяна Черниговская рассказывает в передаче канала ТВЦ «Повелитель интеллекта».

Метальный лексикон

В очередной публичной лекции Татьяна Владимировна Черниговская объясняет, как устроена нейронная сеть, где в ней содержится информация, какую роль для этой сети играет язык, почему именно языковая способность (language competence) — это наша основная характеристика как биологического вида (хотя большинство людей даже не пользуются в полной мере своим языком, а общаются штампами) и что мы можем назвать «тёмной материей нашего мозга».

Конь и трепетная лань: учёный на стыке наук

В лекции, прочитанная на симпозиуме «Актуальные вопросы нейрофилософии», Татьяна Черниговская рассказывает, какой круг вопросов встаёт пред исследователями XXI века в сфере нейрофилософии, в числе которых проблема понимания, воздействия науки и искусства на наш мозг, мифов, окутывающих знания о работе мозга, переключения языковых кодов. Также спикер обращает внимание на вопрос, что отличает человека от киборга, и почему проблема существования ментального уровня — это проблема, которая может указывать на то, что привычная физическая картина мира ошибочна.

Как научить мозг учиться

В рамках проекта «Открытое пространство» Татьяна Черниговская выступила с лекцией, в которой осветила антропологические изменения, произошедшие в мире, рассказала о проблемах, которые ставит перед человечеством увеличивающийся поток информации, и об изменениях, необходимых образованию в новой ситуации (отказаться от «заучивания логарифмов» и учить детей «метавещам» — работе с информацией, контролю внимания и памяти и т.д.).

Неповторимая организация и запредельная сложность – и это все наш мозг

Основу нашей центральной системы составляют миллионы нейронов, сформированные в одну общую сеть.

Татьяна Черниговская рассказывает, что немеет от ужаса, когда пытается изучить эту сложносоставную и хитросплетенную структуру.

Как вообще по запутанной сети сигнал может не только не потеряться, но еще и попасть точно туда, куда нужно.

Оказывается, если все нейроны распрямить и положить в одну линию, то она будет 68 раз опоясывать нашу планету или же составлять расстояние до Луны, умноженное в 7 раз!

Только представьте, что все эти «ниточки» помещаются в голове каждого человека, независимо от его образа жизни, генома и умственных способностей.

Если быть точнее, головной мозг содержит порядка 85 миллиардов нейронов, и каждый выстраивает до 50-100 тысяч различных комбинаций с другими его отделами и составными частями.

Если перемножить все возможные соединения, то мы получаем общее число, равное квадрильону.

Только представьте, ведь это число невозможно осмыслить!

Однажды лауреат премии Нобеля Эдельман рассказывал, что количество соединений в головном мозге связывается с астрономическими числами, которые невозможно ни обдумать, ни измерить, ни уж тем более зафиксировать.

Поэтому крайне маловероятно, что мы существенно приблизимся в исследованиях этого важнейшего органа в ближайшие десятилетия, а то и века.

А вот вам еще одна удивительная новость – нервные клетки восстанавливаются, ее и как!

Нам полезно всю жизнь учиться и обогащать кору головного мозга хотя бы потому, что мы способствуем эволюции нейронной сети и укреплению связей в них.

Речь идет действительно о физическом улучшении, буквально «прокачке» головного мозга, как если бы он был мышцей.

Даже после прочтения этой статьи нейронная сеть уже перестроиться и усовершенствуется.

Поэтому крайне важно периодически занимать мозг серьезной аналитикой и исследованиями, повышая качество нейронных волокон.

А как же вопрос связи наследственности и способности усваивать новую информацию?

На данный момент достоверно известно, что вундеркиндом или гением, конечно же, необходимо родиться, обладая для этого достаточно развитой нейронной сетью.

Но примечательно, что родившись с задатками гения, вовсе не обязательно, что вы им станете.

Например, нерадивые родители или угнетающие детей учителя могут сделать все, чтобы ребенок наотрез отказался воспринимать и впитывать новую информацию, блокируя ее и, соответственно, стопоря собственное развитие.

Среди детей, сидящих в классе среднестатистической школы, всегда могут находиться будущие Пушкины, Сталины или Гагарины.

И поэтому мы не вправе использовать стандартизированную и обезличенную школьную программу для подготовки детей с разными задатками и способностями.

Интересно, что гениальные детки нередко выделяются среди сверстников, и не всегда речь идет об успехах в учебе.

Знающий и понимающий все малыш может крутиться на месте, скучать, а иногда и срывать занятия своими невыносимыми вопросами.

Готовы ли учителя распознать вундеркинда на этом этапе и помочь ему обрести свою гениальность, написанную на роду?

Следующая загадка

Доктор биологических наук, исследователь нейронауки и психологической лингвистики, а также почитаемый профессор Черниговская делится интересными данными о том, чем можно «подкормить» свой мозг, и освещает вопросы возможностей мыслительных процессов.

Следующая загадка


Каждому. кто хочет узнать больше о человеческом сознании, трудно порекомендовать лучшего собеседника, чем Татьяна Владимировна Черниговская — российский нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор филологии и биологии, член-корр Норвежской академии наук. Энциклопедичность знаний так редко идет рука об руку с обаянием, чувство юмора — с чувством аудитории. С одинаковой легкостью она приводит примеры из квантовой физики и из истории философии, цитирует Гете и Лотмана, Канта и Роджера Пенроуза, щеголяет англоязычными терминами и иллюстрирует самые современные концепции самыми бытовыми примерами.

Лекцию открыл эпиграф из Леви-Стросса: «XXI век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вообще». С этого момента и до самой последней минуты лекции ощущения слушателей можно сравнить с тем, что испытывают посетители аттракциона «американские горки» — на особенно крутых поворотах мысли можно было слышать, как аудитория хором выдыхает воздух. А как было сдерживаться, когда устройство мозга объяснялось на примере модели из разноцветной пряжи, которую связала американский психиатр Карен Норберг, а вехи антропологии иллюстрировала флейта возрастом в 34 тысячи лет (многие помнят ее по фильму Херцога «Пещера забытых снов»)?

Тем не менее, за увлекательной формой скрывались проблемы, о которых большинство слушателей наверняка задумывались и раньше. Как мы можем быть уверены, что действительно познаем реальный мир, если единственный инструмент познания — наш мозг, о котором мы вообще почти ничего не знаем? Можем ли мы его познать? И что такое в этом случае «мы», если все, что происходит в нашем сознании, полностью определяется физико-химическими процессами в том же самом мозгу? Согласно теории гарвардского нейробиолога Дэниела Вегнера, действия человека полностью определяются импульсами мозга задолго до сознательного принятия решений — в самом же сознании лишь фиксируются итоги поступков (будь то муки совести или экзистенциальные метания). Как же, в таком случае, мы можем нести ответственность за последствия своих поступков? Существует ли свобода воли или реальна только «нейроэтика»? Где в человеке сокрыты добро и зло?

Лекция Татьяны Владимировны Черниговской состояла главным образом из вопросов, на которые наука пока не знает ответа. Однако это не помешало слушателям по завершении лекции засыпать докладчика дополнительной дозой вопросов – правда, на этот раз более практического свойства. Говорили о рекламе и нейромаркетинге, о воспитании детей, о внутреннем диалоге («Я иногда обсуждаю с собой собственные решения, и меня это страшно злит — кто это существо, которое смеет разговаривать со мной на ты?!») Разошлись поздно. Выходя из Геологического музея под ноябрьское московское небо, многие инстинктивно поднимали глаза вверх, еще раз вспоминая знаменитую цитату из Канта, прозвучавшую на лекции: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звездное небо над головой и нравственный Закон внутри нас». Небо в этот вечер было затянуто тучами и выглядело довольно непрезентабельно. К счастью, внутри нас самих тоже есть немало волнующих тайн.

Что мы знаем о болезни Альцгеймера?

Как влияют социальные сети и мессенджеры на наше сознание?

Возможно ли создание новой «касты» сверхлюдей с высоким айкью?

На все эти вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Головной мозг – это сложнейшая система, механику работы которой досконально не изучили до сих пор.

Миллиарды денег уходят на эксперименты известных научных институтов в крупнейших регионах мира (Европа, США, Китай, Россия и т. д.).

Лучшие умы человечества пытаются выиграть в этой погоне за новыми знаниями.

Вот только наш маленький «компьютер» до сих пор остается загадкой, которую в ближайшие десятилетия не суждено полностью отгадать.

Кто-то приравнивает сложность организации головного мозга с хаосом Вселенной.

Читайте также: