Тайны и загадки зимнего дворца

Обновлено: 05.11.2024

Любой старый дом со временем обрастает легендами и мифами. Зимний дворец был просто обречен на такие мифы. Мифы возникали очень разные. Большая их часть связана с бытованием дворца в качестве главной императорской резиденции, меньшая – с политическими событиями, происходившими в его стенах.

Самая известная легенда связана с историями о подземных ходах, связывавших Зимний дворец с дворцами, расположенными не только вдоль Дворцовой набережной, но и с другими резиденциями. Для возникновения такой легенды имелись все основания. Во-первых, подземный или иной скрытно расположенный ход – это стандарт любой резиденции первого лица с незапамятных времен. Во-вторых, подземные ходы соединяли Гатчинский дворец с Серебряным озером или здание Кухни и Александровский дворец в Царском Селе.

В Петербурге всегда ходило много слухов о подземных ходах. Например, многие утверждали, что своими глазами видели рельсы, проложенные в подземном ходе, соединявшим Зимний и Мариинский дворцы. Много говорили о подземном ходе, якобы проложенном вдоль Дворцовой набережной, от Зимнего до Мраморного дворца. Были слухи о подземном ходе, якобы прорытом по распоряжению Николая II под Невой от Зимнего дворца до особняка Матильды Кшесинской на Петроградской стороне. Аргументы о том, что в начале XX в. прорыть подземный ход под Невой было технически невозможно, как и невозможно утаить работы такого масштаба от императрицы Александры Федоровны, во внимание категорически не принимаются.

Еще одна из устойчивых, «стандартных» легенд Зимнего дворца повествует о привидениях, гуляющих по его залам. Иногда по залам «прогуливаются» лица из ближайшего окружения монархов. Иногда – сами монархи. По одной из легенд, буквально за несколько дней до своей смерти Екатерина II увидела собственный призрак. Ночью фрейлины, дежурившие у дверей спальни императрицы заметили, как она со свечой в руках направляется в тронный зал. Вслед за тем они услышали звонок из спальни, которым вызывалась дежурная прислуга. Фрейлины отворили дверь в спальню и увидели императрицу, лежавшую в постели. Оказалось, что она слышала чьи-то шаги, мешающие ей спать. Узнав от фрейлин, что она только что прошла в тронный зал, Екатерина II оделась и отправилась туда, вслед за своим фантомом. Войдя в тронный зал, Екатерина II якобы увидела саму себя, молча сидящую на троне. От этого зрелища она упала в обморок.


Подземный ход от Александровского дворца к Кухонному флигелю


Подземный ход от Гатчинского дворца к Серебряному озеру

В XIX в. в залах Зимнего дворца чаще всего «встречали» призраки Николая I и Александра II. В Советский период «завсегдатаем» Зимнего дворца стал Николай II, его не единожды видели сотрудники музея на «служебной» территории бывшей императорской резиденции. Особенно убедительно слухи воспринимались после несанкционированного срабатывания высокотехнологичной сигнализации.

Как каждый старый дом, Зимний дворец накапливал некий дворцовый фольклор, постепенно он превращался в устойчивые дворцовые легенды, передававшиеся из поколения в поколение. Эти легенды и слухи, как правило, по причине их скандальности оседали в дневниках или изредка оставляли свой след в мемуарах. Некие отголоски этой ныне прочно утраченной устной «дворцовой» традиции дошли до нас в намеках, обмолвках, в публикациях сначала «революционной», а затем и «желтой прессы», падкой на такую «информацию».

Одной из таких сплетен-слухов является устойчивая легенда о том, что младшие сыновья Павла I рождены от гоф-фурьера Зимнего дворца Даниила Григорьевича Бабкина, который был моложе императрицы Марии Федоровны на 12 лет. Уж очень многим бросалась в глаза разница во внешнем облике Николая I и его отца. Греческий профиль рослого Николая Павловича никоим образом не совмещался с маленьким, курносым Павлом I.

Отметим и то, что подобные мезальянсы случались в жизненной практике европейских дворов. Например, аналогичные легенды имелись в истории Букингемского дворца времен вдовствующей королевы Виктории (1819–1901). Все с пониманием относились к ситуации, когда молодые женщины оказывались вдовами, запертыми в стенах дворцов. Если все обставлялось прилично, то на подобные альковные истории просто закрывали глаза.

Возвращаясь к императрице Марии Федоровне (супруге Павла I), вспомним о том, что Павел I по совету врачей прекратил с ней супружеские отношения в 1788 г., с чем 29-летняя молодая женщина была категорически не согласна. В результате у императрицы, что называется, могли иметься «связи».


С. С. Щукин. Парадный портрет императора Павла I. 1798 г.


Виже-Лебрён. Парадный портрет императрицы Марии Федоровны. 1799 г.

Можно полагать, что гвардейские стати российских императоров «обеспечила» кровь Марии Федоровны, женщины с античным профилем, внушительных пропорций и довольно высокого роста. Можно утверждать, что Мария Федоровна, закованная в броню дворцового церемониала, не могла опуститься до дворцового камер-фурьера.

Если же отвлечься от дворцовых легенд, то гоф-фурьер Д. Г. Бабкин (17 декабря 1771 – 19 декабря 1858) – это реальный персонаж, всю жизнь проживший в Зимнем дворце. К 1828 г. он прослужил в Зимнем дворце 38 лет. Службу при Императорском дворе Бабкин начал конюхом. Затем, 24 июля 1790 г., перешел в истопники. 8 июня 1793 г. Бабкина сделали лакеем «по соизволению покойного императора Александра Павловича»[1031]. 31 мая 1799 г. Бабкина повысили до тафельдекеря; 3 марта 1800 г. он стал гоф-фурьером. 6 декабря 1815 г. «по высочайшему повелению за усердную службу» Бабкина произвели в IX класс «с оставлением при прежней должности».

Следует иметь в виду и то, что карьерный взлет Бабкина начался на половине великого князя Александра Павловича и дошел до пика именно в период его царствования. Трудно предположить, что гипотетическую связь Марии Федоровны могли пропустить ее недоброжелатели и не доложить о ней Павлу I. А с учетом холерического темперамента Павла I при малейшем подозрении Марии Федоровне, а уж тем более Бабкину, мало бы не показалось…

Карьера Бабкина оказалась стремительной. За 10 лет он прошел путь от дворцового конюха до гоф-фурьера, а конкуренция среди слуг в Зимнем дворце была очень плотной. Но заметим, что для Зимнего дворца подобная феерическая карьера не являлась чем-то из ряда вон. Как известно, мальчишка-турок, попавший в плен к русским, со временем превратился сначала в брадобрея и камердинера наследника престола великого князя Павла Петровича, а затем в графа Ивана Павловича Кутайсова (1759–1834).

Даниил Бабкин сопровождал Александра I во всех его многочисленных поездках по Европе во время наполеоновских войн. Поэтому 2 ноября 1816 г. «по Именному указу за отличную службу во время трех походов за границею» его произвели в камер-фурьеры VI класса. Получал Бабкин и подарки. Александр I поощрил своего камер-фурьера (28 января 1825 г.) 300 руб., выданными из Кабинета. Николай I «за понесенные им труды во время печального шествия из Таганрога с телом в Бозе… всемилостивейше» 2 мая 1826 г. пожаловал Бабкину бриллиантовый перстень.

Судя по всему, Бабкин действительно был незаурядной личностью. У него имелась семья, и всех своих трех сыновей он воспитал и дал образование на «царские деньги», получая по 1000 руб. на каждого ежегодно, «до окончания наук». Обучение старшего сына Бабкина оплатил Александр I, а на двух младших[1032] деньги дал (12 апреля 1828 г.) Николай I.

Видимо, сам Николай Павлович был прекрасно осведомлен о циркулировавших по дворцу слухах. Свидетельством тому служит эпизод конца 1830-х гг., связанный с намечавшейся женитьбой будущего Александра II на гессен-дармштадтской принцессе Максимилиане-Вильгельмине-Августе-Софии-Марии. Тогда о молодой принцессе говорили, что она является внебрачной дочерью Вильгельмины Баденской, великой герцогини Гессенской, и ее камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Когда князь А. Ф. Орлов доложил об этом Николаю I, император обронил: «А мыто с тобой кто? Пусть кто-нибудь в Европе попробует сказать, что у Наследника Русского престола невеста незаконнорожденная!»[1033]. Это царское «А мы-то с тобой кто?» – очень характерно в контексте рассматриваемой легенды[1034].


Глава Временного правительства А. Ф. Керенский


Бегство А. Ф. Керенского из Зимнего дворца

Если обратиться к «политическим легендам» Зимнего дворца, то самый заметный след среди них оставили события ночи «штурма Зимнего» (с 25 на 26 октября 1917 г.). Мифотворчество об этом дне шло как со стороны «красных», так и «белых». Спектр легенд довольно широк, поэтому остановимся только на некоторых из них. Например, о бегстве в ночь штурма из Зимнего дворца главы Временного правительства А. Ф. Керенского в костюме сестры милосердия. В учебнике по «Истории СССР» для 10-го класса имелась репродукция картины Кукрыниксов, на которой Керенский натягивает на себя платье с красным крестом сестры милосердия. Но сегодня хорошо известно, что А. Ф. Керенский покинул Зимний дворец за сутки до его штурма в открытом автомобиле, одолженном в американском посольстве.


Женский ударный батальон на защите Зимнего дворца


Женский ударный батальон М. Бочкаревой (на заднем плане)

Этот миф, столь удачно запущенный в общественное сознание монархистами и подхваченный большевиками, буквально «жег» эмигранта Керенского. Встретившись с видным советским журналистом в 1966 г. А. Ф. Керенский прежде всего заявил: «…Ну скажите там, в Москве, – есть же у вас умные люди! Ну не бежал я из Зимнего дворца в женском платье!

– Александр Федорович, но это же не большевики придумали, – ответил я. – Об этом впервые написал младший брат начальника юнкерской школы, которая должна была оборонять Зимний…

– Да они ж меня все ненавидели и ненавидят! – взорвался Керенский. – Они ж монархисты… Вы знаете, как они меня называли? „Александра Федоровна“! Они намекали на то, что я якобы спал на кровати императрицы Александры Федоровны. А я, клянусь Богом, там не спал!». В последней фразе – еще один отголосок одной из легенд Зимнего дворца.

Из «белых» легенд известны истории о том, что в ночь штурма Зимнего дворца императорскую резиденцию полностью разбила артиллерия большевиков. Много говорили о том, что большевики разграбили Зимний дворец и Императорский Эрмитаж. Не обошли слухами и «бочкаревских дур» – «Женский ударный батальон смерти». Якобы весь личный состав батальона изнасиловали революционные матросы. Это не так, поскольку еще до начала «штурма», около 22 часов, ударницы выслали парламентеров с просьбой выпустить их из дворца. Комиссар ВРК В. Антонов-Овсеенко потребовал их полного разоружения, так как они уже приняли участие в боевых действиях. После этого вереница ударниц, сдав оружие, потянулась из Комендантского подъезда в сторону Миллионной улицы. Сначала их временно разместили в казармах Павловского резервного полка, затем перевели на Петроградскую сторону в казармы Гренадерского полка. Как писал В. Маяковский:

Тогда, конечно, не обошлось без эксцессов, поскольку ударниц подвергали всяческим оскорблениям. Но вскоре Петроградский совет принял решение о возвращении арестованных ударниц на место их дислокации в Левашово. В середине ноября 1917 г. Женский батальон расформировали.


В начале 4-го часа[1036] за баррикадами появились большевики. Начался форменный комнатный бой, длившийся более часу, пока окончательно не стемнело. Нападавшие, которые оказались пьяной толпой, покинули дворец, и мы несколько вздохнули. Где-то нашелся ящик со свечами, и я стал обходить наши баррикады. Что представилось нашим глазам при тусклом свете мерцающих свечей, трудно описать. Пьяная ватага, почуяв женщин за баррикадами, старалась вытащить их на свою сторону. Юнкера их защищали. Груды убитых большевиков удвоили высоту и ширину баррикад, получился словно бруствер из трупов[1037]. Тем не менее большинство ударниц все же попали в лапы разъярившихся бандитов. Всего, что они с ними сотворили, я описать не могу – бумага не выдержит. Большинство были раздеты, изнасилованы и при посредстве воткнутых в них штыков посажены вертикально на баррикады. Обходя весь наш внутренний фронт, мы наткнулись в коридоре, у входа в Георгиевский зал, на жуткую кучу: при свете огарков мы увидали человеческую ногу, привязанную к стеклянному канделябру, груда внутренностей, вывалившихся из живота, из-под которого вытягивалась другая нога, прижатая мертвым телом солдата; по другую сторону вытянулся красногвардеец, держа в зубах мертвой хваткой левую руку жертвы, а в руках оборванную юбку. Голову жертвы покрывала нога матроса, который лежал поверх. Чтобы разглядеть лицо женщины, нам пришлось оттянуть труп матроса, но это было нелегко, так как она в борьбе зубами вцепилась в ногу матроса, а правой рукой вогнала кинжал ему в сердце. Все четверо уже окоченели. Оттащив матроса, мы узнали командиршу ударниц»[1038]. Заметим мимоходом, что якобы столь эффектно погибшая «командирша ударниц», героически «вцепившаяся в ногу матроса» и «вогнавшая кинжал ему в сердце», – это Мария Леонтьевна Бочкарева, расстрелянная в Красноярске чекистами в мае 1920 г.

Следующая загадка

Одна из самых известных загадок связана со скульптурой древнеегипетской богини Сахмет с львиной головой, которая размещена в Эрмитаже. Как гласит предание, богиня была очень кровожадна и однажды задумала истребить всех людей на Земле.

Однако другие боги решили помешать ей, и пока Сахмет спала, они разлили красное вино. Проснувшись, богиня решила, что это кровь, все выпила, захмелела и забыла о своем коварном плане.

Среди сотрудников Эрмитажа ходит легенда, что раз в год, в полнолуние, на коленях скульптуры появляется небольшая красная лужица. При этом замечают ее только те, кто работает в музее, а к моменту прихода туристов лужица высыхает.

Фото: GLOBAL LOOK press/Valentin Baranovsky

Фото: GLOBAL LOOK press/Valentin Baranovsky

Призраки Зимнего дворца

Зимний дворец всегда считался весьма неспокойным местом и, как говорят некоторые астрологи, имел плохую энергетику. Возможно именно поэтому в его стенах люди часто видят призраков.

Мистические инциденты начали происходить во дворце еще во времена императрицы Анны Иоановны. По легенде, незадолго до ее смерти, в залах резиденции стал появляться призрак царицы, которого слуги принимали за самозванца и даже пытались расстрелять. Когда же императрица встретилась с двойником, то поняла, что скоро умрет.

Похожая история произошла и с Екатериной II незадолго до кончины. Согласно преданию, императрица увидела своего двойника сидящим на троне, после чего призрак растворился в воздухе. В наши дни сотрудники Эрмитажа утверждают, что ночью время от времени по залам бродят духи Екатерины II, Николая I, Александра II и Николая II.

Легенда о подземных ходах

Среди жителей Санкт-Петербурга бытует легенда, что Зимний дворец соединен несколькими подземными ходами с другими зданиями. Предполагалось, что эти тайные туннели могли защитить императоров в случае нападения, а также скрыть некоторые моменты их личной жизни. В частности, считается, что под землей можно пройти из Зимнего дворца в Мариинский.

Некоторые петербуржцы утверждают, что Николай II приказал прорыть подземный ход к особняку Матильды Кшесинской, расположенному на другом берегу Невы, чтобы его брат мог с ней встречаться. Поиски потайных дверей, ходов и лестниц во дворце продолжаются, но так и не увенчались успехом.

Фото: GLOBAL LOOK press/Sergey Smirnov

Фото: GLOBAL LOOK press/Sergey Smirnov

Дворцовые коты

Неотъемлемая часть легенд Зимнего дворца – многочисленные коты, которые в нем обитают. Считается, что начало этой традиции положил Петр I – он привез из Голландии красивого и крупного домашнего питомца. А позже Елизавета Петровна даже издала Указ о высылке ко двору котов из Казани. Так они стали постоянными обитателями императорской резиденции.

Однако Екатерина II предпочитала собак, а потому установила среди пушистых питомцев иерархию. Так, красивых кошек оставляли в залах дворца, а не слишком симпатичных селили во дворах и подвалах. Однако с приходом к власти большевиков статус животных повысился. Именно коты помогли пережить дворцу атаку мышей и крыс в те времена. А во время блокады Ленинграда многие пушистые охранники просто не выжили.

Кошки – важная часть достояния Эрмитажа, сотрудники музея любят их и кормят. К сожалению, "дворцовая служба" котов не получает официального финансирования, а потому они живут на пожертвования туристов.

Следующая загадка


Зимний дворец в Санкт-Петербурге – потрясающее по красоте здание. Попадая внутрь, невольно замечаешь, что оказываешься в уникальном месте: здесь все пронизано любовью к Петербургу, к стране, здесь появляется желание оказаться в прошлом, увидеть настоящих императриц и их фаворитов, прочувствовать прелести их жизни, разгадать их сокровенные тайны. На протяжении всей истории существования появлялись новые легенды, имеющие достаточно замысловатые сюжеты. Некоторые из них возникли на основе реальных событий, частично приукрашенных людьми. В этой статье вы узнаете самые интересные истории, которые потрясают до глубины души.

История первая: о призраках


Самой популярной легендой о Зимнем дворце является присутствие призраков. Как рассказывают музейные работники, очень часто в коридорах, затемненных помещениях и кладовых можно встретить тени российских императоров. По ночам по залам бродят духи Екатерины Великой, Николая I, Александра II, а в последнее время все чаще можно встретить призрак императора Николая II. Призраки здесь были всегда: известен факт, что Екатерина видела свою тень перед смертью. Привидение в ее облике восседало на троне, а потом спокойно вышло из зала. Императрица Анна Иоанновна тоже видела свой призрак перед собственной кончиной. Ночью, когда царская особа уже спала, в Тронном зале появился образ женщины, точь-в точь схожий с самой Анной Иоанновной. Дежурный караул замер при виде императрицы, офицер пытается отдать честь с помощью обнаженной шпаги. Женщина ходит туда-сюда по залу, не замечая караульных. Поняв, что что-то не так, офицер спешит к фавориту императрицы Бирону, а тот уверил, что императрица находится в спальне. Бирон, увидев в Тронном зале Анну, убежден в том, что против нее произошел заговор. Ворвавшись к ней в спальню и увидев ее там спящую, Бирон рассказал ей о случившемся. Царица отправилась вместе с ним в Тронный зал. Солдаты и Бирон замерли, они были в ужасе: две совершенно одинаковые императрицы стояли смотрели друг на друга. Анна Иоанновна с каменным лицом заявила, что это пришла ее смерть. Действительно, она скончалась практически сразу после этого случая.
Призрак Николая I схож по характеру со своим прообразом – настоящим императором. Он часто задерживался в своем кабинете, где очень много думал о судьбе России, искал пути ее развития и совершенствования способов руководства страной. Привидение появляется практически всегда в одном и том же месте. Его не раз пытались сфотографировать, но все время странные обстоятельства мешали сделать качественный снимок. Те, кто пытались сделать это, говорили о том, что какая-то неведомая сила парализовала конечности и не давала нажать на кнопку фотоаппарата. Те, кому удалось запечатлеть образ Николая, в итоге все равно не получали качественных фотографий, изображения получались размытыми и разглядеть что-либо на них было невозможно.
Истории о привидениях Зимнего дворца и сегодня "будоражат" общественность. Несколько лет назад в музейных залах производились работы по смене сигнализации. В результате в первые месяцы функционирования она срабатывала без видимых оснований. Сразу стали появляться слухи о том, что, якобы, причиной этого является передвижение по залам призраков. Сейчас сигнализация перестала срабатывать невпопад. Сразу же нашлись объяснения: призраки теперь научились обходить ее стороной.

История вторая: о защитнике парадного сервиза


О музейных работниках было сложено немало легенд. Им давали самые незамысловатые прозвища. К примеру, строгих дам почетного возраста, охраняющих экспонаты от посягательств, называли "пеньками", а сотрудников музея, прохаживающихся туда-сюда по залам, в шутку именовали «эрмитажными баринами». Почти всем петербуржцам известна таинственная история о том, как один из сотрудников музея прославился своей неподдельной преданностью Зимнему дворцу. Это история о Леониде Тарасюке, истинному защитнику Рыцарского зала. В советское время один из известных чиновников выдавал замуж свою дочь. Неизвестно, по каким причинам, высокопоставленный гражданин решил "шикануть" и удивить гостей торжества, используя для сервировки столов парадный золотой сервиз, являющийся одним из ценнейших экспонатов Эрмитажа. Сервиз принадлежал императорской семье во времена Екатерины Великой, состоял он из 140 персон. Чтобы не допустить порчи объекта исторического наследия, Леонид Тарасюк решил пойти до конца, чтобы не допустить использование музейной ценности не по назначению. За сервизом группа людей прибыла поздно ночью. Однако, сотрудник Рыцарского зала, был осведомлен о предстоящем визите и подготовился по полной программе. Он надел на себя один из костюмов железных рыцарей и стал ожидать гостей. Коммунистические деятели, зайдя во дворец и услышав шаги приближающегося рыцаря, оцепенели от ужаса, ведь они не раз слышали истории о живущих здесь привидениях. Стальной рыцарь очень напугал их, а когда он начал угрожать им огромным мечом, они начали прощаться с жизнью. Однако, спасло их одно непредвиденное обстоятельство. В то время по ночам Эрмитаж охраняли собаки, которых спускали в строго определенное время. Леонид Тарасюк не учел этого и совсем не ожидал появления четвероногих стражей. Собаки во всю прыть бросились на него и укусили… в то самое место, которое не прикрывали доспехи. Защитник музейных ценностей остался без мужского достоинства. Как сложилась его дальнейшая судьба, никто не знает, однако, известно, что он после этого случая уволился из Зимнего дворца. Известен и тот факт, что сервиз так и не побывал на свадьбе дочери чиновника.

История третья: о богине с львиной головой


В собрании экспонатов Эрмитажа есть одно уникальное изображение. На нем запечатлена древнеегипетская богиня с львиной головой. Существует поверье, что именно эта богиня решила извести всех людей в мире, истребить человеческий род. Боги Древнего Египта не могли допустить этого и пытались найти средство, чтобы помешать ей. Им это удалось. Они разлили на земле красное вино. Богиня с головой львицы утром, не поняв, что за алая жидкость оказалась у ее ног, приняла ее за человеческую кровь. Выпив ее и захмелев, богиня забыла о том, что планировала избавиться от всех людей. Сотрудники музея утверждают, что до сих пор эта легенда жива. Каждый год в один и тот же день, в фазе полной луны, на коленях богини становится заметна лужа красного цвета. К утру лужа таинственным образом исчезает.

История четвертая: о подземных ходах


Одна из самых популярных тайн Зимнего дворца, которая до сих пор не раскрыта – легенда о подземных ходах. Почему появились слухи о том, что здесь обязательно должны иметься ходы под землей? Так повелось исстари, что вокруг древних домов и дворцов, предназначавшихся для первых лиц государства всегда появлялось множество слухов. Не всегда они были основаны на реальных событиях. Легенда о подземных ходах, соединяющих Зимний дворец и другие резиденции российских императоров и их приближенных, имела место быть по ряду очень объективных оснований. Во-первых, подземный ход был просто необходим для того, чтобы в случае государственного переворота, военных действий или иного нападения на резиденцию императорского двора, уберечь первое лицо государства от посягательства. Во-вторых, поземные ходы скрывали часть личной жизни правителей. Многие жители Петербурга утверждают, что своими глазами видели подземный ход, соединяющий Зимний и Мариинский дворцы, и что, якобы там даже были проложены рельсы. Другие петербуржцы утверждают, что Николай II приказал прорыть подземный ход к особняку Матильды Кшесинской, расположенному на другой стороне Невы. Поговаривают, что у брата Николая был роман с Матильдой. Сам факт процесса постройки тайного хода под землей, часть которого должна была пройти под рекой, трудно объяснить. Такие работы довольно трудно технически выполнить даже сейчас, учитывая наличие самой современной техники. Как это могло быть сделано в начале XX века, вообще непонятно. Необъяснимо и то, что ход был построен, судя по слухам, в тайне от Анны Федоровны и всех жителей города. До сих пор продолжаются поиски тех самых подземных ходов, потайных дверей, но пока они ничем не увенчались.

История шестая: о дворцовых котах


Эта история, наверное, самая правдоподобная из всех легенд о Зимнем дворце. Оказывается, в Эрмитаже существует самая настоящая "почетная государственная служба", основными служителями которой являются коты. Появилась она еще XVII веке, во времена правления Петра I. Петр из одного путешествия по Голландии привез с собой красивого, довольно крупного по размерам кота. Немногим позже новые четвероногие жители дворца были привезены из Казани. Екатерина Великая сочла необходимым создать иерархию среди дворцовых кошек. Самых красивых, породистых назвали комнатными и поселили в интерьерах дворца. А остальных отправили жить во дворы. Т.к. императрица была поклонницей собак, невольно она развязала войну между четвероногими питомцами. Собаки полностью вытеснили кошек, которые вынуждены были перебраться в подвалы. Советская власть перевернула не только императорскую династию Романовых, но и династию Петровских котов. Тяжелые революционные годы коты, служащие основными истребителями крыс и мышей, перенесли довольно стойко. А вот годы Блокады Ленинграда им пережить не удалось. Все кошки были съедены и Ленинград как никогда заполонили крысы. В послевоенные годы к Зимнему дворцу привезли два вагона, загруженные кошками. Проблема распространения крыс быстро решилась, но появилась другая – быстро размножающиеся кошки заполонили дворец. О них очень хорошо заботятся, однако, периодически музей устраивает акции по поиску хозяев для своих питомцев. Надо сказать, что котов очень уважают за их верную службу. У каждого из 60-ти четвероногих жителей Зимнего дворца есть паспорт с фотографией, их любят, кормят и лечат. Единственный минус неофициального создания службы – отсутствие финансирования. У Эрмитажа нет средств на содержание кошек, поэтому коты живут и несут службу за счет добровольных пожертвований посетителей и спонсорской помощи.

Любая легенда, возникшая о Зимнем дворце, наполнена любовью к этому восхитительному зданию, которое является образцом неповторимости Петербурга, Петровской эпохи, истории города и страны. И пусть некоторые из легенд являются вымышленными, они украшают и добавляют популярности этому чудесному месту.

Следующая загадка

Главная достопримечательность Санкт-Петербурга, привлекающая миллионы туристов, – это, конечно, Эрмитаж. Крупнейший музей мира, в котором собрано более 3,5 млн экспонатов от палеолита до наших дней. Чтобы осмотреть их, потребуется почти 10 лет. Есть среди них и уникальные, хранящие скрытый зашифрованный смысл. Например, знаменитые часы-павлин. Толпящиеся вокруг удивительных часов посетители и не догадываются, что означает эта многофигурная композиция.

Фото: Мир24 Мир24

В 1777 году светлейший князь Потемкин решил поразить Екатерину II и заказал эти часы в Англии у знаменитого мастера Кокса. Для перевозки часы разобрали, а когда их привезли в Петербург, оказалось, что собрать их почти невозможно. И только выдающийся мастер того времени Иван Кулибин смог заставить композицию двигаться. Правда, павлин почему-то стал поворачиваться задом к смотрящим. Что же означает эта многофигурная аллегория? И почему движение фигурок начинается с совы?

Видео дня

«Сова – всегда была символом Афины, символом мудрости. Это прямое указание на Екатерину II. Она была первая, потому что с нее начинается вся история процветающего государства. Государство – это дерево с павлином, который представляет мощь и силу. Следующий символ – петух. Атрибут Марса. Самого светлейшего князя можно было ассоциировать с русским Марсом. Поэтому, судя по всему, Потемкин и захотел преподнести Екатерине такую композицию», – рассказала заместитель заведующего отделом рукописей Государственного Эрмитажа Елена Соломаха.

Но недавно сотрудники Эрмитажа выявили и другой смысл аллегории. Эротический. Оказывается, что другие символы этой композиции олицетворяют любовную связь Потемкина и Екатерины. Возможно, что светлейший через аллегорию решил увековечить свою страсть к императрице. Дело в том, что помимо основных фигур в композиции присутствуют и другие символы. Белка с орехом, тыква, желуди на ветвях и многое другое.

«Тыква – это некое женское начало, желуди на ветвях – это мужское начало. Это такой союз Потемкина и Екатерины, рассказ об их отношениях», – объяснила Соломаха.

Ровно 255 лет назад, в 1764 году, императрица Екатерина II, дабы показать всему миру, что Россия – просвещенная страна, приобрела в Берлине коллекцию картин, которая и положила начало Эрмитажному собранию. Затем коллекция расширялась, было куплено собрание живописных полотен в Англии. В Эрмитаже оказались шедевры Рембрандта, Тициана , Рубенса и других великих живописцев. В то время картины приобретались сразу коллекциями, и считается, что Екатерина II в этом преуспела. Но мало кто знает, что, оказывается, и на царицу бывает проруха. В то время в Европе уже были мастера, которые изготавливали подделки под великих живописцев. Об этом не любят говорить, но и Екатерине Великой умудрялись продать копии.

Сегодня Эрмитажем мы называем целый комплекс зданий. Он состоит из Зимнего дворца, построенного Растрелли для Екатерины в 1764 году. Но императрица не любила Зимний дворец, поэтому велела пристроить к нему флигель – место уединения. Он и назывался Эрмитажем. Сейчас это Малый Эрмитаж. Именно в нем размещались картины и скульптуры, приобретаемые Екатериной II, и ставшие основой коллекции будущего музея. В нем она в узком кругу играла в карты, отдыхала, обедала.

Одним из семи чудес света являются висячие сады Семирамиды, легендарной правительницы Вавилона. Не случайно и Екатерину II нередко называли северной Семирамидой. Дело в том, что она тоже устроила у себя в Малом Эрмитаже удивительный висячий сад. Поэтому Малый Эрмитаж еще называли Оранжерейным домом. В здании были устроены апартаменты для первого фаворита Екатерины – Григория Орлова. Между этими помещениями и зимним дворцом был сделан специальный Орловский мостик, который существует по сей день.

Всем известны гранитные сфинксы на набережной Невы перед зданием Академии художеств. Они относятся к эпохе фараона Аменхотепа III, отца солнцепоклонника и фараона-отступника Аменхотепа IV, или Эхнатона. Но мало кто знает, что когда-то они составляли мистический треугольник с хранившейся в академии древнеегипетской статуей богини Мут-Сохмет, которую позже перенесли в Эрмитаж, где она и стоит до сих пор. По легенде, богиня войны и воздаяния Мут-Сохмет решила уничтожить род человеческий. Но Боги, чтобы спасти людей, подсунули ей пиво красного цвета, которое богиня приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась. Но легенда утверждает, что ноги богини покрываются странным красноваты налетом всякий раз, когда Россию ожидают беды и несчастья. Последний раз это случилось перед Августовским путчем 1991 года.

«И в небе сером холодные светы одели Зимний дворец царя, и латник в черном не даст ответа, пока не застигнет его заря», – писал поэт Александр Блок об одной из статуй, венчающих крышу Зимнего дворца. В Эрмитаже есть место, куда не пускают обычных туристов. Крыша зимнего дворца украшена статуями и вазами.

«С этим связано очень много всяких эзотерических и таинственных вещей. Все дело в том, что большое количество статуй не видно с земли, их видно только там. Я там бывал, там сохранились дорожки, по которым гулял император со своими детьми. По-моему, два километра этих дорожек. Они очень удобные, упасть там невозможно. Но ты видишь скульптуры, которые никто не видит. Якобы там есть мистическая скульптура черного рыцаря, который внес дисбаланс в архитектуру на крышу. Самое интересное, что до сих пор нет путеводителя по этим скульптурам. Хотя все видят, что они есть. Но что там – не знают», – рассказал писатель Александр Мясников.

С земли все скульптуры кажутся массивными. На самом деле они весят не более 150 килограммов. А высота каждой из них – 3–3,5 метра. Всего их 176. Некоторые имеют свои имена: Аполлон, Диана, Марс, Афина. Во времена Растрелли их изготовили из пудожского камня, но он оказался недолговечным. И впоследствии были изготовлены копии из медных листов. Мало кто знает , что фигуры были задуманы архитектором как продолжение колонн на фасаде. И имели вполне прозаическое назначение: скрыть печные трубы. Вдоль всей крыши были проложены специальные мостки. Вид с крыши дворца открывается удивительный.

В советских учебниках всегда говорилось о том, что Эрмитаж хранил бесценные сокровища живописи, скульптуры, которые до революции 1917 года были недоступными для широких масс. Но на самом деле это не так. Когда император Николай I приказал выстроить для постоянно разраставшийся коллекции здание Нового Эрмитажа, он издал указ о том, что любой подданный Российской империи имеет право прийти в Эрмитаж и посмотреть на знаменитые коллекции. С одним условием: на посетителе должна была быть приличная и чистая одежда. В годы Первой мировой войны в залах Зимнего дворца располагался госпиталь, так что все киношные вымыслы о штурме Зимнего 25 октября 1917 года – это не более чем вымысел. Кстати и цвет Эрмитажа в то время был не зеленый, как сегодня, а кроваво-красный.

«Атланты держат небо на каменных руках». Эти строчки из знаменитой песни Городницкого стали недавно официальным гимном Эрмитажа. Но мало кто знает, что если бы не император Николай I, то вместо мужчин-атлантов мы бы смотрели на женщин–кариатид. Дело все в том, что архитектор нового эрмитажа Лео фон Кленце предложил украсить портик здания женскими фигурами в египетском стиле, на что император заявил, что он строит музей, а не гробницу. Так и встали на Миллионной улице великолепные статуи Атлантов. С ними связано немало легенд и мифов. По преданию, новобрачная должна потереть большой палец ноги правого атланта, смотрящего на Марсово поле – и жизнь в браке будет долгой и счастливой. А поэты и писатели, чтобы к ним явилась муза, должны погладить пальцы ног всех атлантов. Во время Великой Отечественной войны один из атлантов был ранен в живот фашистским снарядом, но он выстоял.

В этом году исполняется 255 лет Эрмитажу. Можно бесконечно бродить по его залам, открывая для себя чудеса прошлого. Но хранители Эрмитажа говорят, что самое удивительное происходит в его залах когда там никого нет. Так, например, там можно встретить призрака основательницы музея Екатерины II, императора Николая Павловича, когда он в строгом мундире проходит по залу, а в последнее время среди призраков стала появляться и фигура последнего российского императора Николая II. Ходят легенды о подземных ходах, соединяющих Эрмитаж и дворец Кшесинской, по которым император мог ходить к своей любовнице. Другой ход якобы ведет из Зимнего дворца в здание главного штаба. Тайн и загадок не счесть. Эрмитаж это не просто музей. Это хранилище чудес.

Читайте также: