Составление загадок в средней группе
Обновлено: 04.11.2024
Цель: учить составлять описательный рассказ посредством моделирования.
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_detey_sredney_gruppy.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи детей средней группы
Тема. Придумывание загадок-описаний об игрушках.
Цель: учить составлять описательный рассказ посредством моделирования.
• связная речь: учить описывать предмет, используя модели, не называть его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них;
• словарь и грамматика : активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;
• звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов.
Развивать внимание, воображение, наглядно-образное мышление при работе с моделями.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение слышать товарищей.
Материал: ширма, Петрушка; игрушки – мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок, султанчики.
Части НОД, методы и приемы
Психогимнастика. Создание эмоционального настроя.
Упражнение-приветствие «Общий круг»
- Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.
- А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.
(Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой). Поздоровавшись со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли игрушки, а какие, сейчас посмотрим. Проходите, присаживайтесь на стульчики.
Дети выполняют задание
Рассматривание игрушек, вопросы.
Игра «Петрушка, угадай мою игрушку»
Образец рассказа с использованием моделей
Рассказ воспитателя, инсценирование
- Какие игрушки пришли к нам в гости?
- Давайте их рассмотрим.
(Рассмотреть каждую игрушку)
- Для чего он нужен?
- Что с мячом можно делать?
П: - Здравствуйте, ребята! Я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Петрушка, угадай мою игрушку».
П: - Вы, дети, будете рассказывать все, что знаете об игрушке, но не называйте ее, а я спрячусь за ширму и оттуда постараюсь угадать, о какой игрушке идет речь.
- Хорошо, Петрушка. Ребята, а чтобы рассказать об игрушке, нам помогут вот эти картинки.
(Рассмотреть модели, их обозначение)
- Ребята, давайте я первая загадаю игрушку, а Петрушка пусть отгадает. (Петрушка прячется за ширму),
- Это игрушка. Она нарядная, овальной формы, большого размера. Сделана она из дерева. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Внутри у нее спрятаны такие же игрушки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Все дети любят складывать и раскладывать эту игрушку.
(Петрушка угадывает и получает игрушку).
- Кто хочет загадать загадку Петрушке про игрушку?
Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает подобрать нужные слова, обращает внимание на модели.
- Молодцы! Хорошо рассказывали об игрушках, Петрушка смог все загадки отгадать.
(Воспитатель раздает детям султанчики).
- Сегодня очень ветреная погода, дует сильный ветер.
(Дует на султанчик, демонстрируя правильный длительный выдох.)
- Ветер подул, и листочки с деревьев облетели.
- Молодцы. Послушайте историю. Жили утенок и корова.
- Иди, Лиза, на тебе утенка, иди, Вика, на тебе корову.
- Однажды утенок пошел гулять увидел первый раз в жизни корову.
- Поздоровайтесь друг с другом.
- Утенок, что ты хочешь спросить у коровы?
- А ты, корова, что хочешь спросить у утенка?
(Воспитатель побуждает детей задать друг другу вопросы и ответить на них).
- У коровы голос грубый, а утенок разговаривает тоненьким голоском.
- Молодцы! Поговорила корова с утенком и пошли они к себе домой.
П: - Ребята, сколько много разных слов вы рассказали про игрушки. Я заметил, что они по-разному звучат, вот послушайте, уте-е-енок, коро-о-ова, ку-у-укла. Вы заметили, как я сказал эти слова: протяжно, как будто пел. А теперь произнесите, пожалуйста, мое имя также протяжно.
П: - Спасибо, вы очень хорошо произнесли мое имя. И еще я вам хочу сказать, что слова бывают короткие и длинные. Вытяните руки вперед, соедините ладони. Скажите слово кот, отведите одну руку в сторону. Теперь скажем слово ко-те-нок — еще дальше отодвинулась рука. А сейчас скажем слово ко-те-но-чек. Какое слово самое длинное?
Следующая загадка
Занятие составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А для средней группы.
Цель занятия: активизация познавательной и творческой деятельности через разгадывание и сочинение загадок.
формировать умение у детей составлять связанные предложения из характеристик о предмете;
активизировать речевую и мыслительную деятельность детей путем придумывания загадок;
развивать творческое и логическое мышление воображение, внимание;
воспитывать у детей уверенность в своем успехе, чувство доброты и отзывчивости.
Использованы такие методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, словесно – логический, частично – поисковый, проблемный, прием эмоциональной заинтересованности.
По содержанию: интегрированное занятие.
Оборудование: костюм феи, (прототип Пеппи Длинный Чулок, с дополнительными аксессуарами в виде вопросительного знака, восклицательного, присутствие косичек, полуребенок-полуподросток) мяч, конверты с иллюстрациями из известных сказок, конфеты.
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи в средней группе «Составление загадок по схеме-опоре № 1»
Цель: формирование умения у детей составлять загадки.
- продолжать учить детей составлять загадки с опорой на модель № 1(по А.А.Нестеренко);
- развивать умение подбирать образные характеристики рассматриваемых объектов;
- обогащать и активизировать словарь детей образными выражениями;
- формировать умение составлять сложные предложения;
- формировать умение сравнивать различные объекты по признакам;
- развивать ассоциативное мышление,
- воспитывать чувства взаимопомощи, сострадания.
- Ребята, сегодня наша заведующая Татьяна Анатольевна среди почты, которая пришла на наш садик, обнаружила вот это письмо. Посмотрите, оно адресовано нам. Здесь написано: «ребятам средней группы».
(Дети рассматривают конверт)
- Интересно, кто это письмо нам прислал? На конверте на строках с обратным адресом написано: «от продавца продуктового магазина».
- Давайте распечатаем письмо и прочитаем его.
(Воспитатель заглядывает в конверт и находит картинки с изображением лимона, моркови, помидора и огурца)
- Ребята, что будем делать?
- Поможем продавцу тете Маше? Как поможем? Что нам необходимо для составления загадок? (карточки)
- Посмотрите на фотографии. Что здесь лишнее? (Лимон) Почему? (Он не овощ)
- Давайте с него и начнем. Составим про лимон загадку.
Коллективная работа над составлением загадки по схеме-опоре № 1(По А.А.Нестеренко)
Следующая загадка
2) Развитию связной речи, умению составлять загадки о животных сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно по картинке, используя знания о животных (особенности внешнего вида, характер питания и передвижения).
Оборудование: игрушка Мишка и Ёжик, картинки домашних и диких птиц, зверей, насекомых.
Мотивация занятия. В. : Подойдите к Мишке, он ждет нас. Что он опять перепутал? (Он сказал, что принес картинки про птиц, а это ежик). Как же доказать, что это не птица, в чем Мишка ошибся? Выслушать ответы детей, доказательства, основанные на признаках зверей.
Птица: Покрыта перьями, две ноги, клюв, глаза, летает, ходит или прыгает по земле.
Зверь: Иголки, 4 ноги, мордочка вытянута, глаза, по земле бегает, плавает по воде.
Конечно, Мишка ошибся! Ёж не птица, ёж - лесной зверь. Почему, как вы думаете, его называют лесным зверем? Об этом поговорим после завтрака.
Ход занятия
Дети построились. В. : На чем сегодня поедем? (дети: на поезде). В. : В какую игру сыграем?
Дети встают в круг:
Ой ду-ду,ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу!
Труба точеная, позолоченная!
Труба ладная, песня складная! А-а!
(Дети садятся на стульчики.)
В. : Что мы решили Мишке объяснить? Почему ежа называют лесным зверем? (Потому что живет в лесу)
Мишка: Не обязательно ежу жить в лесу. Возьмите его домой и будет жить дома.
В: А хорошо ли ему в доме будет? (Нет. Потому что ежи едят лягушек, улиток, мышей. В доме они не живут, чем же питаться будут)
Мишка: А зачем ежу иголки? Почему покрыт иголками? (Он защищается иголками, чтобы его никто не обидел и не съел.
В. : Пойдите, выберите картинки лесных зверей.
На ленточном столе разложены картинки домашних и диких птиц, зверей, насекомых.
Девочки принесут картинки на один стол, а мальчики на другой.
В. : Вот, смотрите, сколько животных живет в лесу, все они разные, у всех 4 ноги, покрыты шерстью, и детёнышей молоком кормят. Посмотрите всех ли таких зверей вы взяли? Подумайте, посмотрите. Есть еще картинки про зверей (кошка, лошадь, верблюд) попадут в разряд зверей? А овца? (Она дома живет) Правильно, дома живет. Человек о ней заботится, чтобы получать пользу от неё. Значит можно назвать ДОМАШНИЙ ЗВЕРЬ. Посмотрите сколько зверей. Все звери разные, в разных местах живут, разное едят. Садимся на свои стульчики.
У оленя дом большой, он глядит в своё окно
Мимо заинька бежит,в дверь к нему стучит:
Тук, тук! Дверь открой,
Там в лесу охотник злой
Ну-ка, зайка забегай, лапку подавай!
В. : А теперь, ребята, отгадайте загадку:
На лапках подушки,
Усы – как щетинка,
На солнышке лежит
Ночью бродит, на охоту ходит. (КОШКА)
А с водой не знается. (КОШКА)
В. : Как догадались, что кошка, ведь загадки разные?
В. : А давайте попробуем сами придумать загадку про зверя лесного, про ёжика (достаёт игрушку Ёжика).(Давайте) В. : А как начнём? Где ёжик живёт? Как защищается? Значит, защищается иголками, живёт в лесу. (Бегает по лесу и иголками колется.) А еще когда про иголки говорят? (Когда шьют) Так у ежа какие иголки, которыми шьют или защищаются? Так как можно сказать в загадке? (Иголки есть, а он ими не шьет) И можно сказать, где он спит? (Под кустом)
«В лесу живёт, спит под кустом, иголки есть, а не шьёт» .
А кто придумает загадку про какого-нибудь зверя?
Подумайте? Кто придумает, расскажет, я запишу.
В. : Ребята, что мы с вами задумали? (Объяснить Мишке, почему ежа называют лесным зверем) Ну что, ребята, помогли мы Мишке?Дети: Да. В. : Мишка, а ты понял, почему ёж-это лесной зверь?Мишка: Да, спасибо, ребята! Молодцы, ребята, и загадки научили меня придумывать!
До свидания, Мишка.
А мы ребята пойдем гулять и на улице еще попробуем придумывать загадки.
Публикации по теме:Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Выявление уровня знаний детей 4–5 лет по развитию речи» Цель деятельности педагога: выявить уровень знаний детей. Задачи: • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа. • Упражнять.
Конспект ООД по развитию связной речи в подготовительной группе. Придумывание конца рассказа В. Бианки «Голубые лягушки» Задачи: 1) Учить детей придумывать завершение рассказа. 2) Учить подбирать соответствующие теме и содержанию речевые формы. 3) Развивать.
Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением речи в средней группе Тема занятия: Беседа по произведению Чарушина «Лисята». Тип занятия: Комплексное занятие. Вид занятия: Первичное. Программное содержание.
Конспект занятия по развитию речи «Составление детьми загадок о зиме с использованием элементов мнемотехники» Цель:Развитие связной речи детей. Задачи:Учить детей самостоятельно придумывать символы, составляя с помощью воспитателя таблицу с элементами.
Конспект занятия по развитию речи «Придумывание загадки про животных» Цель: 1. Учить детей описывать животных, правильно называть наиболее характерные признаки животных, строить законченные предложения. 2.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Придумывание сказки на заданную тему» Цель:формировать умение придумывать сказку на заданную тему;учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость,огорчение,безразличие).
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «В МАГАЗИН ЗА ИГРУШКАМИ» ЦЕЛЬ: Формировать умения детей описывать игрушки по образцу воспитателя. Закрепить умения различать на слух звуки.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]» Цели: 1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах); 2) Развивать фонематический слух детей. 3) Объяснить.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе Развивающие задачи : актуализировать словарь детей (сущ, прил, глаг) Умение отвечать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Придумывание рассказа «Как Миша варежку потерял» Придумывание рассказа «Как Миша варежку потерял». Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Цели занятия:.
Ход НОД:
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Мне кажется я слышу какие-то звуки!
(звучит музыка и в группу в порхнула Фея, скорее впрыгнула.)
Здравствуйте ребята, угадайте кто я?
Да я фея. У меня даже крылышки есть. И палочка. Вот! Посмотрите на меня и угадайте какая фея?
Да я вся в вопросиках и очень весёлая. Я фея загадок. Загадочная фея.
Я придумываю загадки, а вы их разгадываете.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает?
Хм, это я придумала. Правда, здорово!
Я вообще много чего придумываю.
Мы рады тебе Загадочная фея, но уж очень ты расхвасталась.
А хотите, я вас научу придумывать загадки? Вы тоже будете как я умными-преумными.
Фея: Тогда начинаем наш урок?
Воспитатель: Дорогая феечка, но мы ещё не школьники, у нас нет уроков, у нас занятия?
Фея: Тогда занятие начинаем! Первое правило, настоящего «загадывателя» это что?
Вот к примеру берём мяч. Что мы о нём знаем?
Круглый, прыгучий, можно играть. Мы описали качественные признаки мяча. И если вам его не показывать вы сразу догадайтесь о чем речь.
Теперь каждый из вас, по очереди, задумает предмет, растение или человека. А нам расскажет его характеристики и свойства. А мы будем пытаться отгадать.
Ну, ребята удивили, вот это молодцы!
Загадки интересней, когда они в стихах.
А в много знаете таких загадок?
Кто нам готов загадать загадку? Ух ты все?
А давайте поиграем, у меня тут в кармане завалялись конфетки, вы сейчас будете выбирать руку в которой спрятаны конфетки, в одной руке у меня зеленая, а в другой красная. (деление на подгруппы зависит от количества детей и подготовленного материала).
Вот смотрите у меня конверты, выбирайте. Все команды получили по три конверта. Там спрятаны картинки со сказками. Вы должны придумать загадку про сказку, а название не произносить. Открываем конверт № 1
(дети приступают к придумыванию загадок, так по очереди открываются все конверты, во время обдумывания звучит негромкая музыка). А фея танцует.
Да, молодцы у вас детишки. А я то думала, что только я такая умная, хвасталась, теперь даже неудобно как то.
Воспитатель: А ты не расстраивайся, ты тоже большая молодец! Ты нас с ребятами многому научила. Правда ребята!
А чему научила нас фея загадки? (рефлексия)
Придумывать загадки самим. Вспомнили сказки для малышей, о которых почти забыли. Соревновались. Дружно работали.
Фея: Я тут подумала, я ещё и не жадная. Я вам всем по красной и зеленой конфете дам.
Воспитатель: Спасибо феечка, приходи к нам еще. Может, ты ещё чему-нибудь нас научишь?
Фея: Конечно. Я и конструирую и моделирую, и проектирую. Приглашайте, обязательно приду. (фея убегает)
Публикации по теме:Конспект НОД по лепке «Загадки и отгадки» в подготовительной группе Цель: учить детей создавать образ как отгадку загадки без наглядного подкрепления. Задачи: Развивать воображение, формировать умение.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Загадки с грядки» Программное содержание. Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения. Создавать выразительные.
Конспект НООД «Учимся быть фокусниками» во второй младшей группе Дата проведения НООД: 7 февраля 2017г Тема: «Учимся быть фокусниками» Возрастная группа: вторая младшая, дети 3- 4 лет Форма НООД: познавательно.
Конспект ОД по познавательному развитию «Загадки природы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать» «Раз, два, три, четыре, пять учимся считать.» Цель открытого занятия: Способствовать формированию умения детей счета до 5. Ход занятия.
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Учимся дружить» Конспект открытого занятия во 2 младшей группе «Учимся дружить» Тема: «Я-хороший, ты- хороший. Как себя вести. Учимся дружить.» Цель:.
Мастер-класс для родителей «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице» Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста. Целевые ориентиры: -это система методов.
Перспективный план работы по рабочим тетрадям «Вместе учимся считать» в средней группе 1. «Число и цифра «0» Цели: закрепление знаний о числе и цифре «0»;закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«0» ;развитие мелкой.
Перспективный план работы по рабочим тетрадям «Вместе учимся считать» в средней группе. 2 часть 1.«Число и цифра «6» Цели: закрепление знаний о числе и цифре «6»;закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«6»; закрепление навыков.
Следующая загадка
Составление загадок в развитии речи детей-дошкольников играет немаловажную роль. В ходе такой творческой работы дети обогащают свой словарный запас, происходит развитие умения подбора образных характеристик слова или объекта. Ребята учатся сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять сложные предложения. И это все для них интересно, так как загадка является неотъемлемой частью детства.
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_zagadkam.docx | 14.95 КБ |
Читайте также: