Составление загадок в средней группе

Обновлено: 04.11.2024

Цель: учить составлять описательный рассказ посредством моделирования.

ВложениеРазмер
nod_po_razvitiyu_rechi_detey_sredney_gruppy.docx 18.71 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи детей средней группы

Тема. Придумывание загадок-описаний об игрушках.

Цель: учить составлять описательный рассказ посредством моделирования.

• связная речь: учить описывать предмет, используя модели, не называть его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них;

• словарь и грамматика : активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;

• звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов.

Развивать внимание, воображение, наглядно-образное мышление при работе с моделями.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение слышать товарищей.

Материал: ширма, Петрушка; игрушки – мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок, султанчики.

Части НОД, методы и приемы

Психогимнастика. Создание эмоционального настроя.

Упражнение-приветствие «Общий круг»

- Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.

- А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.

(Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой). Поздоровавшись со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли игрушки, а какие, сейчас посмотрим. Проходите, присаживайтесь на стульчики.

Дети выполняют задание

Рассматривание игрушек, вопросы.

Игра «Петрушка, угадай мою игрушку»

Образец рассказа с использованием моделей

Рассказ воспитателя, инсценирование

- Какие игрушки пришли к нам в гости?

- Давайте их рассмотрим.

(Рассмотреть каждую игрушку)

- Для чего он нужен?

- Что с мячом можно делать?

П: - Здравствуйте, ребята! Я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Петрушка, угадай мою игрушку».

П: - Вы, дети, будете рассказывать все, что знаете об игрушке, но не называйте ее, а я спрячусь за ширму и оттуда постараюсь угадать, о какой игрушке идет речь.

- Хорошо, Петрушка. Ребята, а чтобы рассказать об игрушке, нам помогут вот эти картинки.

(Рассмотреть модели, их обозначение)

- Ребята, давайте я первая загадаю игрушку, а Петрушка пусть отгадает. (Петрушка прячется за ширму),

- Это игрушка. Она нарядная, овальной формы, большого размера. Сделана она из дерева. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Внутри у нее спрятаны такие же игрушки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Все дети любят складывать и раскладывать эту игрушку.

(Петрушка угадывает и получает игрушку).

- Кто хочет загадать загадку Петрушке про игрушку?

Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает подобрать нужные слова, обращает внимание на модели.

- Молодцы! Хорошо рассказывали об игрушках, Петрушка смог все загадки отгадать.

(Воспитатель раздает детям султанчики).

- Сегодня очень ветреная погода, дует сильный ветер.

(Дует на султанчик, демонстрируя правильный длительный выдох.)

- Ветер подул, и листочки с деревьев облетели.

- Молодцы. Послушайте историю. Жили утенок и корова.

- Иди, Лиза, на тебе утенка, иди, Вика, на тебе корову.

- Однажды утенок пошел гулять увидел первый раз в жизни корову.

- Поздоровайтесь друг с другом.

- Утенок, что ты хочешь спросить у коровы?

- А ты, корова, что хочешь спросить у утенка?

(Воспитатель побуждает детей задать друг другу вопросы и ответить на них).

- У коровы голос грубый, а утенок разговаривает тоненьким голоском.

- Молодцы! Поговорила корова с утенком и пошли они к себе домой.

П: - Ребята, сколько много разных слов вы рассказали про игрушки. Я заметил, что они по-разному звучат, вот послушайте, уте-е-енок, коро-о-ова, ку-у-укла. Вы заметили, как я сказал эти слова: протяжно, как будто пел. А теперь произнесите, пожалуйста, мое имя также протяжно.

П: - Спасибо, вы очень хорошо произнесли мое имя. И еще я вам хочу сказать, что слова бывают короткие и длинные. Вытяните руки вперед, соедините ладони. Скажите слово кот, отведите одну руку в сторону. Теперь скажем слово ко-те-нок — еще дальше отодвинулась рука. А сейчас скажем слово ко-те-но-чек. Какое слово самое длинное?

Следующая загадка

Занятие составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А для средней группы.

Цель занятия: активизация познавательной и творческой деятельности через разгадывание и сочинение загадок.

формировать умение у детей составлять связанные предложения из характеристик о предмете;

активизировать речевую и мыслительную деятельность детей путем придумывания загадок;

развивать творческое и логическое мышление воображение, внимание;

воспитывать у детей уверенность в своем успехе, чувство доброты и отзывчивости.

Использованы такие методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, словесно – логический, частично – поисковый, проблемный, прием эмоциональной заинтересованности.

По содержанию: интегрированное занятие.

Оборудование: костюм феи, (прототип Пеппи Длинный Чулок, с дополнительными аксессуарами в виде вопросительного знака, восклицательного, присутствие косичек, полуребенок-полуподросток) мяч, конверты с иллюстрациями из известных сказок, конфеты.

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в средней группе «Составление загадок по схеме-опоре № 1»

Цель: формирование умения у детей составлять загадки.

- продолжать учить детей составлять загадки с опорой на модель № 1(по А.А.Нестеренко);

- развивать умение подбирать образные характеристики рассматриваемых объектов;

- обогащать и активизировать словарь детей образными выражениями;

- формировать умение составлять сложные предложения;

- формировать умение сравнивать различные объекты по признакам;

- развивать ассоциативное мышление,

- воспитывать чувства взаимопомощи, сострадания.

- Ребята, сегодня наша заведующая Татьяна Анатольевна среди почты, которая пришла на наш садик, обнаружила вот это письмо. Посмотрите, оно адресовано нам. Здесь написано: «ребятам средней группы».

(Дети рассматривают конверт)

- Интересно, кто это письмо нам прислал? На конверте на строках с обратным адресом написано: «от продавца продуктового магазина».

- Давайте распечатаем письмо и прочитаем его.

(Воспитатель заглядывает в конверт и находит картинки с изображением лимона, моркови, помидора и огурца)

- Ребята, что будем делать?

- Поможем продавцу тете Маше? Как поможем? Что нам необходимо для составления загадок? (карточки)

- Посмотрите на фотографии. Что здесь лишнее? (Лимон) Почему? (Он не овощ)

- Давайте с него и начнем. Составим про лимон загадку.

Коллективная работа над составлением загадки по схеме-опоре № 1(По А.А.Нестеренко)

Следующая загадка

2) Развитию связной речи, умению составлять загадки о животных сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно по картинке, используя знания о животных (особенности внешнего вида, характер питания и передвижения).

Оборудование: игрушка Мишка и Ёжик, картинки домашних и диких птиц, зверей, насекомых.

Мотивация занятия. В. : Подойдите к Мишке, он ждет нас. Что он опять перепутал? (Он сказал, что принес картинки про птиц, а это ежик). Как же доказать, что это не птица, в чем Мишка ошибся? Выслушать ответы детей, доказательства, основанные на признаках зверей.

Птица: Покрыта перьями, две ноги, клюв, глаза, летает, ходит или прыгает по земле.

Зверь: Иголки, 4 ноги, мордочка вытянута, глаза, по земле бегает, плавает по воде.

Конечно, Мишка ошибся! Ёж не птица, ёж - лесной зверь. Почему, как вы думаете, его называют лесным зверем? Об этом поговорим после завтрака.

Ход занятия

Дети построились. В. : На чем сегодня поедем? (дети: на поезде). В. : В какую игру сыграем?

Дети встают в круг:

Ой ду-ду,ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу

Он играет во трубу!

Труба точеная, позолоченная!

Труба ладная, песня складная! А-а!

(Дети садятся на стульчики.)

В. : Что мы решили Мишке объяснить? Почему ежа называют лесным зверем? (Потому что живет в лесу)

Мишка: Не обязательно ежу жить в лесу. Возьмите его домой и будет жить дома.

В: А хорошо ли ему в доме будет? (Нет. Потому что ежи едят лягушек, улиток, мышей. В доме они не живут, чем же питаться будут)

Мишка: А зачем ежу иголки? Почему покрыт иголками? (Он защищается иголками, чтобы его никто не обидел и не съел.

В. : Пойдите, выберите картинки лесных зверей.

На ленточном столе разложены картинки домашних и диких птиц, зверей, насекомых.

Девочки принесут картинки на один стол, а мальчики на другой.

В. : Вот, смотрите, сколько животных живет в лесу, все они разные, у всех 4 ноги, покрыты шерстью, и детёнышей молоком кормят. Посмотрите всех ли таких зверей вы взяли? Подумайте, посмотрите. Есть еще картинки про зверей (кошка, лошадь, верблюд) попадут в разряд зверей? А овца? (Она дома живет) Правильно, дома живет. Человек о ней заботится, чтобы получать пользу от неё. Значит можно назвать ДОМАШНИЙ ЗВЕРЬ. Посмотрите сколько зверей. Все звери разные, в разных местах живут, разное едят. Садимся на свои стульчики.

У оленя дом большой, он глядит в своё окно

Мимо заинька бежит,в дверь к нему стучит:

Тук, тук! Дверь открой,

Там в лесу охотник злой

Ну-ка, зайка забегай, лапку подавай!

В. : А теперь, ребята, отгадайте загадку:

На лапках подушки,

Усы – как щетинка,

На солнышке лежит

Ночью бродит, на охоту ходит. (КОШКА)

А с водой не знается. (КОШКА)

В. : Как догадались, что кошка, ведь загадки разные?

В. : А давайте попробуем сами придумать загадку про зверя лесного, про ёжика (достаёт игрушку Ёжика).(Давайте) В. : А как начнём? Где ёжик живёт? Как защищается? Значит, защищается иголками, живёт в лесу. (Бегает по лесу и иголками колется.) А еще когда про иголки говорят? (Когда шьют) Так у ежа какие иголки, которыми шьют или защищаются? Так как можно сказать в загадке? (Иголки есть, а он ими не шьет) И можно сказать, где он спит? (Под кустом)

«В лесу живёт, спит под кустом, иголки есть, а не шьёт» .

А кто придумает загадку про какого-нибудь зверя?

Подумайте? Кто придумает, расскажет, я запишу.

В. : Ребята, что мы с вами задумали? (Объяснить Мишке, почему ежа называют лесным зверем) Ну что, ребята, помогли мы Мишке?Дети: Да. В. : Мишка, а ты понял, почему ёж-это лесной зверь?Мишка: Да, спасибо, ребята! Молодцы, ребята, и загадки научили меня придумывать!

До свидания, Мишка.

А мы ребята пойдем гулять и на улице еще попробуем придумывать загадки.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Выявление уровня знаний детей 4–5 лет по развитию речи» Цель деятельности педагога: выявить уровень знаний детей. Задачи: • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа. • Упражнять.

Конспект ООД по развитию связной речи в подготовительной группе. Придумывание конца рассказа В. Бианки «Голубые лягушки» Задачи: 1) Учить детей придумывать завершение рассказа. 2) Учить подбирать соответствующие теме и содержанию речевые формы. 3) Развивать.

Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением речи в средней группе Тема занятия: Беседа по произведению Чарушина «Лисята». Тип занятия: Комплексное занятие. Вид занятия: Первичное. Программное содержание.

Конспект занятия по развитию речи «Составление детьми загадок о зиме с использованием элементов мнемотехники»

Конспект занятия по развитию речи «Составление детьми загадок о зиме с использованием элементов мнемотехники» Цель:Развитие связной речи детей. Задачи:Учить детей самостоятельно придумывать символы, составляя с помощью воспитателя таблицу с элементами.

Конспект занятия по развитию речи «Придумывание загадки про животных» Цель: 1. Учить детей описывать животных, правильно называть наиболее характерные признаки животных, строить законченные предложения. 2.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Придумывание сказки на заданную тему» Цель:формировать умение придумывать сказку на заданную тему;учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость,огорчение,безразличие).

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «В МАГАЗИН ЗА ИГРУШКАМИ» ЦЕЛЬ: Формировать умения детей описывать игрушки по образцу воспитателя. Закрепить умения различать на слух звуки.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]» Цели: 1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах); 2) Развивать фонематический слух детей. 3) Объяснить.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе Развивающие задачи : актуализировать словарь детей (сущ, прил, глаг) Умение отвечать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Придумывание рассказа «Как Миша варежку потерял» Придумывание рассказа «Как Миша варежку потерял». Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Цели занятия:.

Ход НОД:

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Мне кажется я слышу какие-то звуки!

(звучит музыка и в группу в порхнула Фея, скорее впрыгнула.)

Здравствуйте ребята, угадайте кто я?

Да я фея. У меня даже крылышки есть. И палочка. Вот! Посмотрите на меня и угадайте какая фея?

Да я вся в вопросиках и очень весёлая. Я фея загадок. Загадочная фея.

Я придумываю загадки, а вы их разгадываете.

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает?

Хм, это я придумала. Правда, здорово!

Я вообще много чего придумываю.

Мы рады тебе Загадочная фея, но уж очень ты расхвасталась.

А хотите, я вас научу придумывать загадки? Вы тоже будете как я умными-преумными.

Фея: Тогда начинаем наш урок?

Воспитатель: Дорогая феечка, но мы ещё не школьники, у нас нет уроков, у нас занятия?

Фея: Тогда занятие начинаем! Первое правило, настоящего «загадывателя» это что?

Вот к примеру берём мяч. Что мы о нём знаем?

Круглый, прыгучий, можно играть. Мы описали качественные признаки мяча. И если вам его не показывать вы сразу догадайтесь о чем речь.

Теперь каждый из вас, по очереди, задумает предмет, растение или человека. А нам расскажет его характеристики и свойства. А мы будем пытаться отгадать.

Ну, ребята удивили, вот это молодцы!

Загадки интересней, когда они в стихах.

А в много знаете таких загадок?

Кто нам готов загадать загадку? Ух ты все?

А давайте поиграем, у меня тут в кармане завалялись конфетки, вы сейчас будете выбирать руку в которой спрятаны конфетки, в одной руке у меня зеленая, а в другой красная. (деление на подгруппы зависит от количества детей и подготовленного материала).

Вот смотрите у меня конверты, выбирайте. Все команды получили по три конверта. Там спрятаны картинки со сказками. Вы должны придумать загадку про сказку, а название не произносить. Открываем конверт № 1

(дети приступают к придумыванию загадок, так по очереди открываются все конверты, во время обдумывания звучит негромкая музыка). А фея танцует.

Да, молодцы у вас детишки. А я то думала, что только я такая умная, хвасталась, теперь даже неудобно как то.

Воспитатель: А ты не расстраивайся, ты тоже большая молодец! Ты нас с ребятами многому научила. Правда ребята!

А чему научила нас фея загадки? (рефлексия)

Придумывать загадки самим. Вспомнили сказки для малышей, о которых почти забыли. Соревновались. Дружно работали.

Фея: Я тут подумала, я ещё и не жадная. Я вам всем по красной и зеленой конфете дам.

Воспитатель: Спасибо феечка, приходи к нам еще. Может, ты ещё чему-нибудь нас научишь?

Фея: Конечно. Я и конструирую и моделирую, и проектирую. Приглашайте, обязательно приду. (фея убегает)

Публикации по теме:

Конспект НОД по лепке «Загадки и отгадки» в подготовительной группе

Конспект НОД по лепке «Загадки и отгадки» в подготовительной группе Цель: учить детей создавать образ как отгадку загадки без наглядного подкрепления. Задачи: Развивать воображение, формировать умение.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Загадки с грядки»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Загадки с грядки» Программное содержание. Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения. Создавать выразительные.

Конспект НООД «Учимся быть фокусниками» во второй младшей группе

Конспект НООД «Учимся быть фокусниками» во второй младшей группе Дата проведения НООД: 7 февраля 2017г Тема: «Учимся быть фокусниками» Возрастная группа: вторая младшая, дети 3- 4 лет Форма НООД: познавательно.

Конспект ОД по познавательному развитию «Загадки природы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать» «Раз, два, три, четыре, пять учимся считать.» Цель открытого занятия: Способствовать формированию умения детей счета до 5. Ход занятия.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Учимся дружить»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Учимся дружить» Конспект открытого занятия во 2 младшей группе «Учимся дружить» Тема: «Я-хороший, ты- хороший. Как себя вести. Учимся дружить.» Цель:.

Мастер-класс для родителей «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице» Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста. Целевые ориентиры: -это система методов.

Перспективный план работы по рабочим тетрадям «Вместе учимся считать» в средней группе 1. «Число и цифра «0» Цели: закрепление знаний о числе и цифре «0»;закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«0» ;развитие мелкой.

Перспективный план работы по рабочим тетрадям «Вместе учимся считать» в средней группе. 2 часть 1.«Число и цифра «6» Цели: закрепление знаний о числе и цифре «6»;закрепление навыков счета; обучение написанию цифры«6»; закрепление навыков.

Следующая загадка

Составление загадок в развитии речи детей-дошкольников играет немаловажную роль. В ходе такой творческой работы дети обогащают свой словарный запас, происходит развитие умения подбора образных характеристик слова или объекта. Ребята учатся сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять сложные предложения. И это все для них интересно, так как загадка является неотъемлемой частью детства.

ВложениеРазмер
zanyatie_po_zagadkam.docx 14.95 КБ

Читайте также: