Синквейн загадки для дошкольников

Обновлено: 25.12.2024

Доминирующая образовательная деятельность: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: - развитие речемыслительной деятельности дошкольников с использованием технологии «синквейн».

- закрепить умение детей составлять стихи на основе модели-алгоритма по технологией «синквейн»;

- формировать умение детей находить и выделять главную

мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму

самостоятельно составлять синквейн- загадку;

- обогащать словарь детей словами-определениями, глаголами; совершенствовать грамматический строй речи; умение составлять развернутые предложения;

- формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины, самостоятельное преодоление затруднения под руководством воспитателя;

- развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие,

память, творческое воображение, логическое мышление, проявление

индивидуальности и инициативы детей;

- воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина и любовь к его сказкам, доброжелательность, навыки сотрудничества, активность, инициативность, самостоятельность.

6. Форма организации деятельности с детьми: фронтальная.

7. Форма проведения деятельности с детьми: совместная деятельность.

8. Материал: компьютер, видеописьмо, магнитная схема синквейн-стихотворения, 3 конверта с заданиями, картинки героев сказок (кот, петушок, белка), схемы-картинки, 3 магнитные доски.

9. Предварительная работа:

- чтение сказок А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций,

просмотр презентаций, заучивание наизусть некоторых отрывков из

- рассказывание стихов с использованием мнемотаблиц;

- составление стихотворений с использование технологии синквейн,

- дидактические игры на подбор признаков и действий.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Организационный момент.

Поднимите все ладошки,

И потрите их немножко,

Дружно хлопните раз пять

Мой сосед такой хороший,

Я пожму ему ладоши,

И другой сосед хороший,

И ему пожму ладоши.

А сейчас пора всем нам

« Здравствуйте», - сказать гостям!

Введение в ситуацию

- Вы любите, когда вам читают книги?

- А кто вам их читает? А много ли у вас дома книг?

Если вам понадобится какая -то книга, а ее у вас нет, что вы станете делать? ( можно попросить у друга, у соседа, в интернете найти)

- А куда еще можно пойти за книгами, и найти любую на ваше усмотрение?

Помните, мы ходили на экскурсию в библиотеку, где нас познакомили с произведениями А.С. Пушкина.

- Сегодня на электронную почту я получила для вас видеописьмо сотрудников библиотеки, хотите его посмотреть? (1 слайд)

- Здравствуйте, ребята! В нашей библиотеке скоро пройдет литературная викторина по произведениям А.С. Пушкина. Хочу к вам обратиться с просьбой, помочь нам составить необычные, интересные загадки по героям сказок А. С. Пушкина. После нашей встречи, я знаю, вы любите и знаете сказки этого поэта, и уверена, что сможете нам помочь !

-Ребята, кто прислал вам видеописьмо? ( библиотекарь)

- О чем она просит? ( составить загадки про героев сказок Пушкина)

- Хотите им помочь? Сможете?

Актуализация знаний

- Мы умеем сочинять стихи с использованием схем. А особенно нам нравятся составлять необычные стихи СИНКВЕЙН.

Кто из вас может нам напомнить, как сочинить такое стихотворение?

Синквейн – это нескладное стихотворение из пяти строк.

В первой строке Первая строка состоит из одного слова. Это слово предмет. Предмет может быть живой и неживой. Живой предмет отвечает на вопрос Кто? а неживой предмет на вопрос Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают признаки этого предмета. (Какой? Какая? Какое? Какие?).

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия. Что делает? Что делают?

В четвертой строке — Это предложение по теме, которое состоит из четырех слов.

Пятая строка – последняя. Одно слово обобщение, вывод, итог.

Предложить 2 детям составить стихотворение про героя сказки «Сказка о золотом петушке» (картинка: петушок )

Охраняет, кричит, предупреждает.

Охраняет царство царя Дадона.

- Ребята, правильно ли составили дети стихотворение СИНКВЕЙН?

-Чье стихотворение вам больше понравилось? Почему?

- Золотой петушок герой какой сказки?

3. . Затруднение в ситуации

- Что попросила нас сделать библиотекарь? (составить необычные загадки про героев сказок Пушкина)

- Сможете ли вы, составить загадку по нашей схеме Синквейн?

4. «Открытие» нового знания

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь?

- Вывод такой, значит, нужно придумать схему для составления загадки самим.

-У нас уже есть схема синквейн-стихотворения, что нужно изменить, чтобы она превратилась в загадку?

Первая строчка, это слово-предмет, о котором идет речь в стихотворении.

- На что мы должны заменить 1 строчку? (знак вопроса) Что он будет означать? (фразу: «Отгадай загадку»)

Если нам известна 2,3,4 и 5 строчка, можем ли мы отгадать, о чем идет речь и какое слово стояло в 1-й строчке. ( на слайде)

- Хотите попробовать отгадать мою загадку об еще одном персонаже сказки А.С.Пушкина?

Конечно, загадку можно записать, но как же быть, если, кто из вас не умеет читать? ( зарисовать каждое слово схемой или картинкой)

Правильно, молодцы, хотите посмотреть, как я это сделала, и отгадать о ком идет речь?

1.?
2.Золотая, волшебная
3.Плавает, разговаривает, исполняет желания
4. Исполняет все желания старухи.
5. Владычица морская.

- Кто это? Из какой сказки?

- Получилась ли у меня загадка?

-При составлении загадки, я использовала схему синквейн стихотворения, а синквейн- это необычное, нескладное стихотворение. Значит, у меня получилась необычная синквейн-загадка.

5 . Включение нового знания в систему знаний детей.

-А хотите сами составить синквейн-загадки по героям сказок Пушкина А.С.?

Нам нужна не одна, а несколько загадок, для этого мы разделимся на 3 группы.

Дифференциация по уровню речевого развития: высокий уровень(читающие дети, используют для составления загадки слова, самостоятельно зарисовывают схемы); средний уровень(дети используют картинки, при этом зарисовывают недостающие); низкий уровень (с помощью воспитателя выкладывают из готовых картинок схему)

В конвертах у каждой группы находится сказочный герой, про которого вы должны составить загадку, еще рисунки и схемы, которые можно использовать для составления загадки, чего не достает, можно нарисовать самим. В конвертах вы найдете слова, из которых вы должны составить предложение, это задание для тех, кто умеет читать.

-Что выкладываем на первой строке? (знак вопроса?)

-Что на второй строке? (слова описания: Какая? Какое? Какой?)

-Что на третьей строке? (слова действия Что делает?)

-На четвертой? (предложение о ней)

- И последняя строка? (слово обобщение)- это работа с группой, испытывающей затруднения.

Следующая загадка

Ц ель:развитие речи дошкольников с помощью технологии «синквейн».

- закрепить умение детей работать с технологией «синквейн» и снквейн–загадка, моделью-алгоритмом;

- закрепить знания о частях речи, о предложении (использование прилагательных и глаголов, синонимов и графическое изображение предложения);

- формировать умение самостоятельно составлять синквейн- загадку без опоры на алгоритм-модель.

Развивающие:

- уточнить, обобщить и активизировать словарь по теме «моё любимое животное»;

- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивать во время выполнения задания;

-воспитывать у детей навыки самоконтроля за речью.

Оборудован ие: работы детей, изготовленные с родителями,аудио- запись песни «От улыбки» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского, колокольчик, не большой мяч для игры

Предварительная работа:дидактические игры для развития речи (цель:научить детей согласовывать слова в предложении; пользоваться понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак; правильно оформлять свою мысль в виде предложения, работа с родителями- ознакомление с игровым приёмом- синквейн-загадка,составление синквейна по другим лексическим темам (в течение учебного года, выставка работ на тему «Моё любимое животное».

Активизация слов аря: синквейн-загадка, нерифмованное стихотворение

Индивидуальнаяработа с Леной (не активна на занятиях, составляет предложения с ошибками)

Этап деятельности, задачи, методы, указания Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемый результат

1 этап. Вводная беседа.

Коммуникативно-речевая игра «Ласковое слово»

(Цель: дать возможность каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания настроить детей на положительные эмоции)

(Заходят в группу, встают полукругом)

(дети заходят в группу, звучит песня «От улыбки» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского). Выключаю музыку.

- Здравствуйте, дети! Сегодня чудесная погода, ярко светит солнце и совсем нет ветра. Скоро лето.

Я предлагаю начать наше занятие с игры.

Вставайте в большой круг и давайте подарим друг другу улыбку и “ласковое слово”.(звоню в колокольчик, дети строятся в круг)

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Волшебный мячик я возьму и ласковое слово другу подарю. (передаю рядом стоящему ребёнку мячик и говорю ему ласковое слово).

-Как чудесно себя чувствуешь, когда все кругом улыбаются. Правда, ребята?

На прошлом занятии мы с вами говорили о животных.

Давайте вспомним загадки, которые вы загадывали о домашних животных.

-Молодец, Миша! Кто ещё загадает нам загадку?

А, теперь моя загадка.

Борода да рожки

Бегут по дорожке.

Дети заходят в группу под песню «От улыбки»

Передавая мяч, говорят другу ласковое слово.

- Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (собака)

- Вместо хвостика — крючок,

Вместо носа — пятачок.

А крючок вертлявый.

Вводная беседа и игра вызвали интерес детей к предстоящей деятельности и настроили их на получение новых знаний.

Дети садятся за столы.

Артикуляционная гимнастика «Домашние животные»

«У зверей 4 лапы»

Ребёнок выходит к доске.

Использование игрового приёма.

Проходите за столы, ребята.

-В пятницу, я задала вам домашнее задание. Лена, расскажи, пожалуйста, что вам надо было сделать?

-Как правильно называется нескладушка?

Правильно, Никита, синквейн.

Лена, на какую тему надо было придумать синвейн. И не просто синквейн, а загадку.

- Никита, как правильно звучало задание?

-Лена повтори, пожалуйста, задание.

Прежде чем начнём отгадывать вашисинквейны-загадки, подготовим язычок к работе.

(Кошечка лакает молоко, кошечка умывается. Котёнок прыгает вверх и вниз. Лошадка громко и звонко цокает копытцами).(Смотри приложение).

А теперь наши пальчики разомнём.

Пальчиковая гимнастика: «У зверей 4 лапы»

У зверей 4 лапы

(поднимаем и опускаем 4 пальца на руках)

Когти могут поцарапать

Не лицо у них, а морда

(пальцы соединить в шар, приблизить к лицу)

Хвост, усы, а носик мокрый

(«волна», усы показать, носик обвести)

И, конечно, ушки! (трём уши)

Только на макушке (показать руками)

Кто первый хочет загадать свой синквейн?

О ком же нам рассказал Егор?

Покажи свою отгадку Егор. Правильно, это кролик.

Ребята, давайте подберём ещё слова- признаки к слову кролик.

(Заслушиваем ещё 5 детей- рисунки в приложении).

-нарисовать с мамой нескладушку. (Лена)

- (Лена) о домашнем животном.

-Нарисовать синквейн-загадку, вместе с родителями и принести сегодня в группу, рассказать о любимом животном.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Выполняют пальчиковую гимнастику (детям она знакома)

Егор. (смотри приложение)

Дети учатся рассуждать на заданную тему

Подготовили артикуляционный аппарат к работе.

Пальчиковая разминка способствует развитию речи детей

Закрепили умение работать с моделью-алгоритмом, подбирать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, обобщили и активизировали словарь по данной теме.

Какие интересные загадки-синквейны у вас получились. Скажите, пожалуйста, что на сегодняшнем занятии вам понравилось больше всего? А что было сложного при составлении синквейна?

Чья загадка вам понравилась больше всего? Почему?

Скажите, а родителям было трудно или легко составлять вместе с вами такую не обычную загадку.

Почему вы так решили?

Я вижу, что вам понравилось составлять синквейн, в следующий раз.

Мы с вами ещё не раз вернёмся к синквейну и будем загадывать разные загадки друг другу. Спасибо за интересное занятие, вы можете иди играть.

-ответы детей. Развиваем речьдетей с помощью игрового приёма «синквейн-загадка». Развиваем внимание, логическое мышление, память, воображение

Совершенствуем грамматический строй речи (использование прилагательных и глаголов);

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Моё любимое увлечение — цветоводство» Моё любимое занятие – цветоводство. Обожаю как комнатные цветы, так и садовые. Сажаю цветы везде: и в палисаднике перед домом и на огороде.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление сказок» Образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Цель: Творческое составление рассказов.

Конспект занятия по рисованию «Мое любимое животное. Домашние животные» Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Мое любимое животное" Программное содержание: • Учить выразительно передавать в рисунке.

Составление рассказов по сюжетной картине «Ранняя весна» в старшей группе Составление рассказов по сюжетной картине "Ранняя весна"Цель:Продолжать учить детей самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картине.

Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Моё любимое животное» Цель: Учить выразительно передавать в рисунке образы животных (форму тела, расположение и форму частей тела, их величину, пропорции) с опорой.

Конспект занятия в старшей группе «Загадки цветика-семицветика» Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Загадки цветика-семицветика» Интеграция областей: «Познавательное развитие»,.

Логопедическое занятие в старшей группе «Моё, твоё, наше» Логопедическое занятие в старшей группе «Моё, твоё, наше». Цель: Формирование грамматически правильной речи: умение пользоваться притяжательными.

НОД по познавательному развитию «Моё любимое село — Куломзино» НОД по познавательному развитию «Моё любимое село - Куломзино». Тематика недели: «История и современность». МБДОУ «Куломзинский детский.

Обучение грамоте и составление рассказа в старшей группе по теме «Весна» Обучение грамоте и составление рассказа в старшей группе по теме «Весна» (план-конспект занятия) Павлова М. А., старший воспитатель,.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Составление загадок по схеме» «Составление загадок по схеме» Задачи: 1. Учить составлять образные характеристики предметов по схеме, подбирать по смыслу «слова-предметы».

Следующая загадка

Цель: Познакомить детей с технологией методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.

Задачи:

1. Уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои»;

2. Обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных).

3. Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

4. Воспитание интереса к художественной литературе.

5. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, здоровье.

Оборудование: магнитофон с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей.

ХОД:

В-ль: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом.

В-ль: Ребята, посмотрите вокруг: здесь книг и скажите, как называется место, где хранится много кгиг?

В-ль: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?

Дети: Дом для книг, книжкин дом.

В-ль: Молодцы, все верно.

(На полу лежит книга)

В-ль: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.

В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)

В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.

Из книги выпадает письмо: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.

В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

В-ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?

Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.

В-ль: Сейчас мы с вами произнесём волшебные слова, закроем руками глаза и попадём в волшебную страну. (Произносим слова: звучит мистическая музыка).

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.

В-ль: Вот мы и попали в сказочную страну. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?

Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)

В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:

У отца был мальчик странный,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

1 задание - «Выложи картинки по схеме»

В-ль: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.

На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.

На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.

Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь)

А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек)

В-ль: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

В-ль: Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Этих сказочных друзей!

2 задание: «Отгадай синквейн – загадку»

2. Добрая, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает,.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер на все руки.

В-ль: Кто это может быть?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

В-ль: Кто это может быть?

3. Воспитывает, помогает, заботится.

4. Любит порядок во всем.

5. Девочка с голубыми волосами.

В-ль: Кто это может быть?

В-ль: Ребята, вам понравились мои загадки?

В-ль: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.

Физкультминутка: «Буратино»

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

В-ль: А вы любите рисовать?

В-ль: Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)

3 задание: Синквейн по творческому рисунку «Буратино»

(Звучит спокойная музыка)

В-ль: Давайте сядем за стол, возьмем карандаши, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли карандаши и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи)

В-ль: Отлично! Мы справились со всеми заданиями и нам пора вернуться в детский сад и проверить-помогли ли мы книге. (Снова звучит мистическая музыка)

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернёмся

Мир волшебный не забудем.

В-ль: Ребята, посмотрите- наша книга изменилась. Теперь с книгой все в порядке. Это повесть-сказка, «Золотой ключик или приключения Буратино», которую придумал и написал автор: Алексей Николаевич Толстой. Повторите, кто написал эту сказку?

-ль: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?

В-ль: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?

Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.

В-ль: За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался,

Тем, кто трудился

Подарок свой всем сейчас подарю.

(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Волшебное добро» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Волшебное добро» Томилина Татьяна Александровна, воспитатель.

«Знакомство с композицией уральской росписи». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия. Тема: "Знакомство с композицией уральской росписи". Программное содержание: 1)Расширять знание детей о художественных.

Буклет «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Лето Теплое, солнечное. Купаться, отдыхать, гулять. Лучшее время года. Каникулы. Ребенок Маленький, беззащитный. Смеется, радуется, растет.

Презентация к НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой У и звуком [У]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Знакомство с буквой У и звуком [У]». С презентацией. Цель: развитие фонематического.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Байкалу» Направление: Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное.

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с бабушкой Пчелой» Конспект нод для детей старшего дошкольного возраста По теме: «Путешествие с Бабушкой Пчелой» Цель: 1. Учить детей выделять главные признаки.

Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством Самуила Яковлевича Маршака» Тема проекта: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством Самуила Яковлевича Маршака» Актуальность: Современные родители.

Тренинговое занятие, направленное на знакомство взаимодействия сплочения детей старшего дошкольного возраста Тренинговое занятие, направленное на знакомство взаимодействия сплочения детей старшего дошкольного возраста «Приятно познакомиться» Цель:.

Фотоотчет «Знакомство с символами олимпиады и зимними видами спорта детей старшего дошкольного возраста» Знакомство «Символы олимпиады», «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста Интересное познавательное занятие с использованием.

Следующая загадка

  1. Форма организации деятельности с детьми: фронтальная.
  2. Форма проведения деятельности с детьми: совместная деятельность.
  3. Материал: мультимедийный проектор, ноутбук, видеописьмо, 3
  1. Предварительная работа:

просмотр презентаций, заучивание наизусть некоторых отрывков из

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Организационный момент.

Вы обратили внимание как светло и уютно стало в группе от ваших улыбок, я надеюсь, что в такой дружеской обстановке пройдет наш сегодняшний день.

Если вам понадобится какая -то книга, а ее у вас нет, что вы станете делать? ( можно попросить у друга, у соседа, в интернете найти)

Помните, мы ходили на экскурсию в библиотеку, где нас познакомили с произведениями А.С. Пушкина.

Кто из вас может нам напомнить, как сочинить такое стихотворение?

Синквейн – это нескладное стихотворение из пяти строк.

В первой строке Первая строка состоит из одного слова. Это слово предмет. Предмет может быть живой и неживой. Живой предмет отвечает на вопрос Кто? а неживой предмет на вопрос Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают признаки этого предмета. (Какой? Какая? Какое? Какие?).

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия. Что делает? Что делают?

В четвертой строке — Это предложение по теме, которое состоит из четырех слов.

Пятая строка – последняя. Одно слово обобщение, вывод, итог.

(2 слайд)

-Сможите сочинить стихотворение по нашей схеме синквейн?

(Предложить 2 детям составить стихотворение про героя сказки «Сказка о золотом петушке» петушок )

Охраняет, кричит, предупреждает.

Охраняет царство царя Дадона.

-Чье стихотворение вам больше понравилось? Почему?

  1. . Затруднение в ситуации
  1. Не сможем… Мы не занем, как это делать?)
  1. «Открытие» нового знания

-У нас уже есть схема синквейн-стихотворения, что нужно изменить, чтобы она превратилась в загадку? (см. на экран)

Первая строчка, это слово-предмет, о котором идет речь в стихотворении.

Если нам известна 2,3,4 и 5 строчка, можем ли мы отгадать, о чем идет речь и какое слово стояло в 1-й строчке . ( на слайде замена 1 строки на знак ?)

Конечно, загадку можно записать, но как же быть, если, кто из вас не умеет читать? ( зарисовать каждое слово схемой или картинкой)

Правильно, молодцы, хотите посмотреть, как я это сделала, и отгадать о ком идет речь? (4 слайд)

1.?
2. Золотая, волшебная
3. Плавает, разговаривает, исполняет желания
4. Исполняет все желания старухи.
5. Владычица морская.

-При составлении загадки, я использовала схему синквейн стихотворения, а синквейн- это необычное, нескладное стихотворение. Значит, у меня получилась необычная синквейн-загадка.

  1. Включение нового знания в систему знаний детей.

-А хотите сами составить синквейн-загадки по героям сказок Пушкина А.С.?

Нам нужна не одна, а несколько загадок, для этого мы разделимся на 3 группы. ( дети до занятия надели цветные браслеты на руки).

(дети работают за столами стоя)

Дифференциация по уровню речевого развития: группы детей создаются по уровню:

В конвертах у каждой группы находится сказочный герой, про которого мы составим загадку, еще рисунки и схемы, которые можно использовать для составления загадки, чего не достает, можно нарисовать самим. В конвертах вы найдете слова, из которых вы должны составить предложение, это задание для тех, кто умеет читать.

Работа с 3 группой, испытывающей затруднения, детям предлагается схема.

-Что выкладываем на первой строке? (знак вопроса?)

-Что на второй строке? (слова описания Какая? Какое? Какой?)

-Что на третьей строке? (слова действия Что делает?)

-На четвертой? (предложение о ней)

Примерные варианты:

1 конверт ( для группы детей среднего уровня развития)

  1. ? ( Кот ученый. «У лукоморья дуб зеленый»)
  2. Рыжый, ученый.
  3. Ходит, поет, говорит.
  4. Охраняет зеленый дуб со сказками.
  5. Животное.
  • конверт (знакомое стихотворение для детей низкого уровня развития)
  1. ? (Петушок . «Сказка о золотом петушке» )
  2. Золотой, голосистый.
  3. Охраняет, кричит, предупреждает.
  4. Охраняет царство царя Дадона.
  5. Птица.

3 конверт ( для детей высокого уровня развития)

  1. ? ( Белочка сказка «О царе Салтане»)
  2. Ручная, волшебная.
  3. Танцует, поет, грызет орешки.
  4. Грызет орешки не простые, в них скорлупки золотые.
  5. Животное.

-Выберите нужные символы, выложим их в нужной последовательности на магнитной доске.

Самостоятельная работа в группах:

Две подгуппы детей загадывают загадки по очереду друг другу, а третья гостям.

Да, ребята, вы молодцы, вам удалось составить необычные загадки про героев сказок А.С. Пушкина, потому что вы хорошо знаете творчество этого поэта, умеете составлять стихи по схеме синквейн и сами придумали и составили схему синквейн-загадки.

-Зачем мы все это делали?

Читайте также: