Синквейн загадки для дошкольников
Обновлено: 04.11.2024
Доминирующая образовательная деятельность: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: - развитие речемыслительной деятельности дошкольников с использованием технологии «синквейн».
- закрепить умение детей составлять стихи на основе модели-алгоритма по технологией «синквейн»;
- формировать умение детей находить и выделять главную
мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму
самостоятельно составлять синквейн- загадку;
- обогащать словарь детей словами-определениями, глаголами; совершенствовать грамматический строй речи; умение составлять развернутые предложения;
- формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины, самостоятельное преодоление затруднения под руководством воспитателя;
- развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие,
память, творческое воображение, логическое мышление, проявление
индивидуальности и инициативы детей;
- воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина и любовь к его сказкам, доброжелательность, навыки сотрудничества, активность, инициативность, самостоятельность.
6. Форма организации деятельности с детьми: фронтальная.
7. Форма проведения деятельности с детьми: совместная деятельность.
8. Материал: компьютер, видеописьмо, магнитная схема синквейн-стихотворения, 3 конверта с заданиями, картинки героев сказок (кот, петушок, белка), схемы-картинки, 3 магнитные доски.
9. Предварительная работа:
- чтение сказок А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций,
просмотр презентаций, заучивание наизусть некоторых отрывков из
- рассказывание стихов с использованием мнемотаблиц;
- составление стихотворений с использование технологии синквейн,
- дидактические игры на подбор признаков и действий.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Организационный момент.
Поднимите все ладошки,
И потрите их немножко,
Дружно хлопните раз пять
Мой сосед такой хороший,
Я пожму ему ладоши,
И другой сосед хороший,
И ему пожму ладоши.
А сейчас пора всем нам
« Здравствуйте», - сказать гостям!
Введение в ситуацию
- Вы любите, когда вам читают книги?
- А кто вам их читает? А много ли у вас дома книг?
Если вам понадобится какая -то книга, а ее у вас нет, что вы станете делать? ( можно попросить у друга, у соседа, в интернете найти)
- А куда еще можно пойти за книгами, и найти любую на ваше усмотрение?
Помните, мы ходили на экскурсию в библиотеку, где нас познакомили с произведениями А.С. Пушкина.
- Сегодня на электронную почту я получила для вас видеописьмо сотрудников библиотеки, хотите его посмотреть? (1 слайд)
- Здравствуйте, ребята! В нашей библиотеке скоро пройдет литературная викторина по произведениям А.С. Пушкина. Хочу к вам обратиться с просьбой, помочь нам составить необычные, интересные загадки по героям сказок А. С. Пушкина. После нашей встречи, я знаю, вы любите и знаете сказки этого поэта, и уверена, что сможете нам помочь !
-Ребята, кто прислал вам видеописьмо? ( библиотекарь)
- О чем она просит? ( составить загадки про героев сказок Пушкина)
- Хотите им помочь? Сможете?
Актуализация знаний
- Мы умеем сочинять стихи с использованием схем. А особенно нам нравятся составлять необычные стихи СИНКВЕЙН.
Кто из вас может нам напомнить, как сочинить такое стихотворение?
Синквейн – это нескладное стихотворение из пяти строк.
В первой строке Первая строка состоит из одного слова. Это слово предмет. Предмет может быть живой и неживой. Живой предмет отвечает на вопрос Кто? а неживой предмет на вопрос Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают признаки этого предмета. (Какой? Какая? Какое? Какие?).
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия. Что делает? Что делают?
В четвертой строке — Это предложение по теме, которое состоит из четырех слов.
Пятая строка – последняя. Одно слово обобщение, вывод, итог.
Предложить 2 детям составить стихотворение про героя сказки «Сказка о золотом петушке» (картинка: петушок )
Охраняет, кричит, предупреждает.
Охраняет царство царя Дадона.
- Ребята, правильно ли составили дети стихотворение СИНКВЕЙН?
-Чье стихотворение вам больше понравилось? Почему?
- Золотой петушок герой какой сказки?
3. . Затруднение в ситуации
- Что попросила нас сделать библиотекарь? (составить необычные загадки про героев сказок Пушкина)
- Сможете ли вы, составить загадку по нашей схеме Синквейн?
4. «Открытие» нового знания
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь?
- Вывод такой, значит, нужно придумать схему для составления загадки самим.
-У нас уже есть схема синквейн-стихотворения, что нужно изменить, чтобы она превратилась в загадку?
Первая строчка, это слово-предмет, о котором идет речь в стихотворении.
- На что мы должны заменить 1 строчку? (знак вопроса) Что он будет означать? (фразу: «Отгадай загадку»)
Если нам известна 2,3,4 и 5 строчка, можем ли мы отгадать, о чем идет речь и какое слово стояло в 1-й строчке. ( на слайде)
- Хотите попробовать отгадать мою загадку об еще одном персонаже сказки А.С.Пушкина?
Конечно, загадку можно записать, но как же быть, если, кто из вас не умеет читать? ( зарисовать каждое слово схемой или картинкой)
Правильно, молодцы, хотите посмотреть, как я это сделала, и отгадать о ком идет речь?
1.?
2.Золотая, волшебная
3.Плавает, разговаривает, исполняет желания
4. Исполняет все желания старухи.
5. Владычица морская.
- Кто это? Из какой сказки?
- Получилась ли у меня загадка?
-При составлении загадки, я использовала схему синквейн стихотворения, а синквейн- это необычное, нескладное стихотворение. Значит, у меня получилась необычная синквейн-загадка.
5 . Включение нового знания в систему знаний детей.
-А хотите сами составить синквейн-загадки по героям сказок Пушкина А.С.?
Нам нужна не одна, а несколько загадок, для этого мы разделимся на 3 группы.
Дифференциация по уровню речевого развития: высокий уровень(читающие дети, используют для составления загадки слова, самостоятельно зарисовывают схемы); средний уровень(дети используют картинки, при этом зарисовывают недостающие); низкий уровень (с помощью воспитателя выкладывают из готовых картинок схему)
В конвертах у каждой группы находится сказочный герой, про которого вы должны составить загадку, еще рисунки и схемы, которые можно использовать для составления загадки, чего не достает, можно нарисовать самим. В конвертах вы найдете слова, из которых вы должны составить предложение, это задание для тех, кто умеет читать.
-Что выкладываем на первой строке? (знак вопроса?)
-Что на второй строке? (слова описания: Какая? Какое? Какой?)
-Что на третьей строке? (слова действия Что делает?)
-На четвертой? (предложение о ней)
- И последняя строка? (слово обобщение)- это работа с группой, испытывающей затруднения.
Следующая загадка
Ц ель:развитие речи дошкольников с помощью технологии «синквейн».
- закрепить умение детей работать с технологией «синквейн» и снквейн–загадка, моделью-алгоритмом;
- закрепить знания о частях речи, о предложении (использование прилагательных и глаголов, синонимов и графическое изображение предложения);
- формировать умение самостоятельно составлять синквейн- загадку без опоры на алгоритм-модель.
Развивающие:
- уточнить, обобщить и активизировать словарь по теме «моё любимое животное»;
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные:
-воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивать во время выполнения задания;
-воспитывать у детей навыки самоконтроля за речью.
Оборудован ие: работы детей, изготовленные с родителями,аудио- запись песни «От улыбки» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского, колокольчик, не большой мяч для игры
Предварительная работа:дидактические игры для развития речи (цель:научить детей согласовывать слова в предложении; пользоваться понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак; правильно оформлять свою мысль в виде предложения, работа с родителями- ознакомление с игровым приёмом- синквейн-загадка,составление синквейна по другим лексическим темам (в течение учебного года, выставка работ на тему «Моё любимое животное».
Активизация слов аря: синквейн-загадка, нерифмованное стихотворение
Индивидуальнаяработа с Леной (не активна на занятиях, составляет предложения с ошибками)
Этап деятельности, задачи, методы, указания Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемый результат
1 этап. Вводная беседа.
Коммуникативно-речевая игра «Ласковое слово»
(Цель: дать возможность каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания настроить детей на положительные эмоции)
(Заходят в группу, встают полукругом)
(дети заходят в группу, звучит песня «От улыбки» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского). Выключаю музыку.
- Здравствуйте, дети! Сегодня чудесная погода, ярко светит солнце и совсем нет ветра. Скоро лето.
Я предлагаю начать наше занятие с игры.
Вставайте в большой круг и давайте подарим друг другу улыбку и “ласковое слово”.(звоню в колокольчик, дети строятся в круг)
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Волшебный мячик я возьму и ласковое слово другу подарю. (передаю рядом стоящему ребёнку мячик и говорю ему ласковое слово).
-Как чудесно себя чувствуешь, когда все кругом улыбаются. Правда, ребята?
На прошлом занятии мы с вами говорили о животных.
Давайте вспомним загадки, которые вы загадывали о домашних животных.
-Молодец, Миша! Кто ещё загадает нам загадку?
А, теперь моя загадка.
Борода да рожки
Бегут по дорожке.
Дети заходят в группу под песню «От улыбки»
Передавая мяч, говорят другу ласковое слово.
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (собака)
- Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
А крючок вертлявый.
Вводная беседа и игра вызвали интерес детей к предстоящей деятельности и настроили их на получение новых знаний.
Дети садятся за столы.
Артикуляционная гимнастика «Домашние животные»
«У зверей 4 лапы»
Ребёнок выходит к доске.
Использование игрового приёма.
Проходите за столы, ребята.
-В пятницу, я задала вам домашнее задание. Лена, расскажи, пожалуйста, что вам надо было сделать?
-Как правильно называется нескладушка?
Правильно, Никита, синквейн.
Лена, на какую тему надо было придумать синвейн. И не просто синквейн, а загадку.
- Никита, как правильно звучало задание?
-Лена повтори, пожалуйста, задание.
Прежде чем начнём отгадывать вашисинквейны-загадки, подготовим язычок к работе.
(Кошечка лакает молоко, кошечка умывается. Котёнок прыгает вверх и вниз. Лошадка громко и звонко цокает копытцами).(Смотри приложение).
А теперь наши пальчики разомнём.
Пальчиковая гимнастика: «У зверей 4 лапы»
У зверей 4 лапы
(поднимаем и опускаем 4 пальца на руках)
Когти могут поцарапать
Не лицо у них, а морда
(пальцы соединить в шар, приблизить к лицу)
Хвост, усы, а носик мокрый
(«волна», усы показать, носик обвести)
И, конечно, ушки! (трём уши)
Только на макушке (показать руками)
Кто первый хочет загадать свой синквейн?
О ком же нам рассказал Егор?
Покажи свою отгадку Егор. Правильно, это кролик.
Ребята, давайте подберём ещё слова- признаки к слову кролик.
(Заслушиваем ещё 5 детей- рисунки в приложении).
-нарисовать с мамой нескладушку. (Лена)
- (Лена) о домашнем животном.
-Нарисовать синквейн-загадку, вместе с родителями и принести сегодня в группу, рассказать о любимом животном.
Выполняют артикуляционную гимнастику.
Выполняют пальчиковую гимнастику (детям она знакома)
Егор. (смотри приложение)
Дети учатся рассуждать на заданную тему
Подготовили артикуляционный аппарат к работе.
Пальчиковая разминка способствует развитию речи детей
Закрепили умение работать с моделью-алгоритмом, подбирать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, обобщили и активизировали словарь по данной теме.
Какие интересные загадки-синквейны у вас получились. Скажите, пожалуйста, что на сегодняшнем занятии вам понравилось больше всего? А что было сложного при составлении синквейна?
Чья загадка вам понравилась больше всего? Почему?
Скажите, а родителям было трудно или легко составлять вместе с вами такую не обычную загадку.
Почему вы так решили?
Я вижу, что вам понравилось составлять синквейн, в следующий раз.
Мы с вами ещё не раз вернёмся к синквейну и будем загадывать разные загадки друг другу. Спасибо за интересное занятие, вы можете иди играть.
-ответы детей. Развиваем речьдетей с помощью игрового приёма «синквейн-загадка». Развиваем внимание, логическое мышление, память, воображение
Совершенствуем грамматический строй речи (использование прилагательных и глаголов);
Публикации по теме:Фотозарисовка «Моё любимое увлечение — цветоводство» Моё любимое занятие – цветоводство. Обожаю как комнатные цветы, так и садовые. Сажаю цветы везде: и в палисаднике перед домом и на огороде.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление сказок» Образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Цель: Творческое составление рассказов.
Конспект занятия по рисованию «Мое любимое животное. Домашние животные» Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Мое любимое животное" Программное содержание: • Учить выразительно передавать в рисунке.
Составление рассказов по сюжетной картине «Ранняя весна» в старшей группе Составление рассказов по сюжетной картине "Ранняя весна"Цель:Продолжать учить детей самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картине.
Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Моё любимое животное» Цель: Учить выразительно передавать в рисунке образы животных (форму тела, расположение и форму частей тела, их величину, пропорции) с опорой.
Конспект занятия в старшей группе «Загадки цветика-семицветика» Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Загадки цветика-семицветика» Интеграция областей: «Познавательное развитие»,.
Логопедическое занятие в старшей группе «Моё, твоё, наше» Логопедическое занятие в старшей группе «Моё, твоё, наше». Цель: Формирование грамматически правильной речи: умение пользоваться притяжательными.
НОД по познавательному развитию «Моё любимое село — Куломзино» НОД по познавательному развитию «Моё любимое село - Куломзино». Тематика недели: «История и современность». МБДОУ «Куломзинский детский.
Обучение грамоте и составление рассказа в старшей группе по теме «Весна» Обучение грамоте и составление рассказа в старшей группе по теме «Весна» (план-конспект занятия) Павлова М. А., старший воспитатель,.
Занятие по развитию речи в старшей группе «Составление загадок по схеме» «Составление загадок по схеме» Задачи: 1. Учить составлять образные характеристики предметов по схеме, подбирать по смыслу «слова-предметы».
Следующая загадка
Цель: Познакомить детей с технологией методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.
Задачи:
1. Уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои»;
2. Обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных).
3. Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.
4. Воспитание интереса к художественной литературе.
5. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, здоровье.
Оборудование: магнитофон с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей.
ХОД:
В-ль: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом.
В-ль: Ребята, посмотрите вокруг: здесь книг и скажите, как называется место, где хранится много кгиг?
В-ль: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?
Дети: Дом для книг, книжкин дом.
В-ль: Молодцы, все верно.
(На полу лежит книга)
В-ль: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?
Дети: В шкафу, на книжной полке.
В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?
Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.
В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)
В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.
Из книги выпадает письмо: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.
В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?
В-ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?
Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т. д.
В-ль: Сейчас мы с вами произнесём волшебные слова, закроем руками глаза и попадём в волшебную страну. (Произносим слова: звучит мистическая музыка).
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем,
О котором не забудем.
В-ль: Вот мы и попали в сказочную страну. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?
Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)
В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:
У отца был мальчик странный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
1 задание - «Выложи картинки по схеме»
В-ль: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.
На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.
На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.
Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь)
А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек)
В-ль: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.
В-ль: Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Этих сказочных друзей!
2 задание: «Отгадай синквейн – загадку»
2. Добрая, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
В-ль: Кто это может быть?
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
В-ль: Кто это может быть?
3. Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка с голубыми волосами.
В-ль: Кто это может быть?
В-ль: Ребята, вам понравились мои загадки?
В-ль: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.
Физкультминутка: «Буратино»
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
В-ль: А вы любите рисовать?
В-ль: Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)
3 задание: Синквейн по творческому рисунку «Буратино»
(Звучит спокойная музыка)
В-ль: Давайте сядем за стол, возьмем карандаши, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли карандаши и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи)
В-ль: Отлично! Мы справились со всеми заданиями и нам пора вернуться в детский сад и проверить-помогли ли мы книге. (Снова звучит мистическая музыка)
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернёмся
Мир волшебный не забудем.
В-ль: Ребята, посмотрите- наша книга изменилась. Теперь с книгой все в порядке. Это повесть-сказка, «Золотой ключик или приключения Буратино», которую придумал и написал автор: Алексей Николаевич Толстой. Повторите, кто написал эту сказку?
-ль: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?
В-ль: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?
Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.
В-ль: За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто старался,
Тем, кто трудился
Подарок свой всем сейчас подарю.
(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино»)
Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Волшебное добро» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Волшебное добро» Томилина Татьяна Александровна, воспитатель.
«Знакомство с композицией уральской росписи». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия. Тема: "Знакомство с композицией уральской росписи". Программное содержание: 1)Расширять знание детей о художественных.
Буклет «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Лето Теплое, солнечное. Купаться, отдыхать, гулять. Лучшее время года. Каникулы. Ребенок Маленький, беззащитный. Смеется, радуется, растет.
Презентация к НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой У и звуком [У]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Знакомство с буквой У и звуком [У]». С презентацией. Цель: развитие фонематического.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Байкалу» Направление: Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное.
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с бабушкой Пчелой» Конспект нод для детей старшего дошкольного возраста По теме: «Путешествие с Бабушкой Пчелой» Цель: 1. Учить детей выделять главные признаки.
Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством Самуила Яковлевича Маршака» Тема проекта: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством Самуила Яковлевича Маршака» Актуальность: Современные родители.
Тренинговое занятие, направленное на знакомство взаимодействия сплочения детей старшего дошкольного возраста Тренинговое занятие, направленное на знакомство взаимодействия сплочения детей старшего дошкольного возраста «Приятно познакомиться» Цель:.
Фотоотчет «Знакомство с символами олимпиады и зимними видами спорта детей старшего дошкольного возраста» Знакомство «Символы олимпиады», «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста Интересное познавательное занятие с использованием.
Следующая загадка
- Форма организации деятельности с детьми: фронтальная.
- Форма проведения деятельности с детьми: совместная деятельность.
- Материал: мультимедийный проектор, ноутбук, видеописьмо, 3
- Предварительная работа:
просмотр презентаций, заучивание наизусть некоторых отрывков из
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Организационный момент.
Вы обратили внимание как светло и уютно стало в группе от ваших улыбок, я надеюсь, что в такой дружеской обстановке пройдет наш сегодняшний день.
Если вам понадобится какая -то книга, а ее у вас нет, что вы станете делать? ( можно попросить у друга, у соседа, в интернете найти)
Помните, мы ходили на экскурсию в библиотеку, где нас познакомили с произведениями А.С. Пушкина.
Кто из вас может нам напомнить, как сочинить такое стихотворение?
Синквейн – это нескладное стихотворение из пяти строк.
В первой строке Первая строка состоит из одного слова. Это слово предмет. Предмет может быть живой и неживой. Живой предмет отвечает на вопрос Кто? а неживой предмет на вопрос Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают признаки этого предмета. (Какой? Какая? Какое? Какие?).
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия. Что делает? Что делают?
В четвертой строке — Это предложение по теме, которое состоит из четырех слов.
Пятая строка – последняя. Одно слово обобщение, вывод, итог.
(2 слайд)
-Сможите сочинить стихотворение по нашей схеме синквейн?
(Предложить 2 детям составить стихотворение про героя сказки «Сказка о золотом петушке» петушок )
Охраняет, кричит, предупреждает.
Охраняет царство царя Дадона.
-Чье стихотворение вам больше понравилось? Почему?
- . Затруднение в ситуации
- Не сможем… Мы не занем, как это делать?)
- «Открытие» нового знания
-У нас уже есть схема синквейн-стихотворения, что нужно изменить, чтобы она превратилась в загадку? (см. на экран)
Первая строчка, это слово-предмет, о котором идет речь в стихотворении.
Если нам известна 2,3,4 и 5 строчка, можем ли мы отгадать, о чем идет речь и какое слово стояло в 1-й строчке . ( на слайде замена 1 строки на знак ?)
Конечно, загадку можно записать, но как же быть, если, кто из вас не умеет читать? ( зарисовать каждое слово схемой или картинкой)
Правильно, молодцы, хотите посмотреть, как я это сделала, и отгадать о ком идет речь? (4 слайд)
1.?
2. Золотая, волшебная
3. Плавает, разговаривает, исполняет желания
4. Исполняет все желания старухи.
5. Владычица морская.
-При составлении загадки, я использовала схему синквейн стихотворения, а синквейн- это необычное, нескладное стихотворение. Значит, у меня получилась необычная синквейн-загадка.
- Включение нового знания в систему знаний детей.
-А хотите сами составить синквейн-загадки по героям сказок Пушкина А.С.?
Нам нужна не одна, а несколько загадок, для этого мы разделимся на 3 группы. ( дети до занятия надели цветные браслеты на руки).
(дети работают за столами стоя)
Дифференциация по уровню речевого развития: группы детей создаются по уровню:
В конвертах у каждой группы находится сказочный герой, про которого мы составим загадку, еще рисунки и схемы, которые можно использовать для составления загадки, чего не достает, можно нарисовать самим. В конвертах вы найдете слова, из которых вы должны составить предложение, это задание для тех, кто умеет читать.
Работа с 3 группой, испытывающей затруднения, детям предлагается схема.
-Что выкладываем на первой строке? (знак вопроса?)
-Что на второй строке? (слова описания Какая? Какое? Какой?)
-Что на третьей строке? (слова действия Что делает?)
-На четвертой? (предложение о ней)
Примерные варианты:
1 конверт ( для группы детей среднего уровня развития)
- ? ( Кот ученый. «У лукоморья дуб зеленый»)
- Рыжый, ученый.
- Ходит, поет, говорит.
- Охраняет зеленый дуб со сказками.
- Животное.
- конверт (знакомое стихотворение для детей низкого уровня развития)
- ? (Петушок . «Сказка о золотом петушке» )
- Золотой, голосистый.
- Охраняет, кричит, предупреждает.
- Охраняет царство царя Дадона.
- Птица.
3 конверт ( для детей высокого уровня развития)
- ? ( Белочка сказка «О царе Салтане»)
- Ручная, волшебная.
- Танцует, поет, грызет орешки.
- Грызет орешки не простые, в них скорлупки золотые.
- Животное.
-Выберите нужные символы, выложим их в нужной последовательности на магнитной доске.
Самостоятельная работа в группах:
Две подгуппы детей загадывают загадки по очереду друг другу, а третья гостям.
Да, ребята, вы молодцы, вам удалось составить необычные загадки про героев сказок А.С. Пушкина, потому что вы хорошо знаете творчество этого поэта, умеете составлять стихи по схеме синквейн и сами придумали и составили схему синквейн-загадки.
-Зачем мы все это делали?
Читайте также: