Сценарий загадки из бабушкиного сундука

Обновлено: 19.05.2024

-Здравствуйте, судари и сударушки, добро пожаловать! У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли место хватило?

Всех привечаем, всех встречаем! По обычаям российским от души поклон вам низкий. С добрым словом, с любовью, и с хлебом солью.

Сейчас я попрошу каждую команду представиться. Конкурс приветствий на старый лад.

-Наводила я порядок в избе, нашла бабушкин сундучок.

Ну-ка, ключ, волшебный мой,

Сундучок скорее открой.

Раз, два, три – отопри!

-А здесь много чего интересного припрятано. (Показать игрушку медведя).

Он хозяин леса строгий, а зимою спит в берлоге.

А всю зиму напролет снится ему душистый мёд.

Ой, да это же мой мишка, я им в детстве играла. А вы знаете о том, что на Руси медведей всегда почитали и уважали. Существовало поверье, что медведь, есть человек, превращенный каким-либо волшебством в зверя. Не случайно именно этот мотив отражен в ряде волшебных сказок.

Сейчас я объявляю следующий конкурс – конкурс сказок. Я дам каждой команде картиночки, а вы должны будете собрать из них фрагмент из сказки, наклеить на лист и назвать её.

-Что же тут еще в сундучке? (показать русский музыкальный инструмент).

На зеленом на лужку, раз нашла я дудочку.

То не дудочка была, веселушечка была.

Ой, да вы посмотрите – это же настоящий русский народный инструмент. Давайте вспомним, ребята, как же звучат русские народные инструменты. Конкурс «Музыкальный». Сейчас для каждой команды прозвучит свой инструмент, а вам нужно отгадать его.

-В сундучок я загляну, куколку я там найду. Да кукла не простая, в детстве она меня оберегала. Много времени уже прошло, а люди до сих пор верят в различные амулеты, талисманы и обереги. А я знаю, что и у вас есть обереги. Давайте на них посмотрим, да расскажем какой из них от чего оберегает.

-Спасибо вам, ребята, за ваш труд!

А в сундучке у меня еще много всего. Только теперь я вам загадки по загадываю. В старину любили загадки загадывать, а вы отгадки сами в сундучке ищите.

Конкурс загадок.

1. Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомца встречу, соскочу – привечу. (шапка)

2. Из глины свито, дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (лапти)

3. По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел. (штаны)

4. Днем обручем, а ночью змеёй. (пояс)

5. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, Греет а не печка. (шуба)

6. Построили хлевец на пятеро овец. (рукавицы)

7. Треплют, катают, а зиму таскают. (валенки).

Вот и разобрали мы бабушкин сундучок.

А какие у нас сегодня замечательные красные девицы. Девочки – подруженьки! Кумушки – голубушки! Все вы будете хорошими хозяйками. А хорошие хозяйки, должны знать, какое блюдо придает много сил, и издавна считается самым полезным. Какое же это блюдо?

Правильно – это каша – пища наша.

Я приглашаю по одной девице от команды отведать каши, и сказать, из какой крупы она приготовлена.

Заглянули в старину мы – будто дождь омыл сердца

Только не допели струны нашу песню до конца.

В старину говорили: где песня льется, там весело живется. Давайте вспомним русские народные песни. Сейчас будет играть музыку, а вы название песни угадайте. Как только отгадали, поднимайте руку.

Дорогие ребята, вот и подходит к концу наша встреча.

Всех не спеть нам славных песен,

Не сказать всех добрых слов,

Край российский наш чудесен,

Вечно юн и вечно нов.

Прикреплённые файлы:
sekrety-babushkinogo-sunduchka_d3l17.pptx | 3085,19 Кб
Публикации по теме:

Консультация по приобщению дошкольников к народным традициям «Куклы из бабушкиного сундучка»

Консультация по приобщению дошкольников к народным традициям «Куклы из бабушкиного сундучка» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает развитие у детей представлений о социокультурных.

Час двигательной активности «Игры из сундучка»

Час двигательной активности «Игры из сундучка» "Игры из сундучка" Цель. Доставить детям радость. Воспитывать выдержку, терпение, ловкость в играх. Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие,.

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука»

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Программное содержание: пробудить интерес.

Конспект НОД «Морское приключение: вперёд, на поиски сундучка!»

Конспект НОД «Морское приключение: вперёд, на поиски сундучка!» Подготовила и провела: воспитатель Тавинцева Зинаида Ивановна с воспитанниками средней группы Тема: «Морское приключение: вперёд, на поиски.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Игрушки из бабушкиного сундучка» Конспект открытого занятия с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. «Игрушки из бабушкиного сундучка». Цель: Приобщение.

Конспект занятия в первой младшей группе «Сказки из бабушкиного сундучка» Цель: Закрепить знание сказок, форму и цвет предмета, количество «один – много» Задачи: Развивать умение читать стихи, упражнять в правильном.

Проект «Куклы из бабушкиного сундука» Актуальность: В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям,.

«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых

«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых Канун рождественского Сочельника Праздничные дни мелькали один за другим и вот, вопреки логике (ну разве может наступить Новый год перед.

Конспект занятия по развитию речи «В поисках сундучка» Цель: Развитие коммуникативных способностей детей посредством развития речи Образовательные задачи: 1. Формировать умение детей сочинять.

Следующая загадка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: активация знаний детей о русских народных сказках.

Развивающие. Развивать смекалку, умение понимать иносказательный язык.

Воспитательные. Воспитывать интерес у устного народного творчества, к чтению сказок.

Предварительная работа: Оформление в группе книжной выставки «Русские народные сказки», чтение детям русских народных сказок, обсуждения, выявление, чему учит та или иная сказка, просмотр мультфильмов, поставленных по сказкам.

«В тридевятом царстве, в тридевятом государстве…». Наверное, каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и злобных чудовищах. И точно так же каждый из нас будет читать подобные сказки своим деткам. А что такое сказка, и для чего она нужна?

В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими и народными.

Существует также известная классификация сказок по их содержанию:

Сказки волшебные. В них рассказываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

Сказки о животных. Здесь главные персонажи – это животные. Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот – умный, лиса – хитрая, медведь – сильный. Примеры: «Теремок», «Репка», «Колобок».

Социально-бытовые сказки – иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса. Эти сказки – сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социаль-бытовых сказок: «Каша из топора», «Барин и плотник», «Мужик и поп».

Следующая загадка

«Тайны бабушкиного сундучка».

Игра – развлечение.

Цели: Воспитание интереса к русскому фольклору; знакомство с народными играми, загадками; воспитание уважения к старшему поколению.

В группу входит бабушка с большим сундучком.

- Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кто я?

- Конечно, я - бабушка. А у вас есть бабушки? А чем они обычно занимаются?

- Бабушки не только стряпают и вяжут, но и очень любят рассказывать сказки и загадывать загадки, а еще играть со своими любимыми внучатами. Мои внуки уже выросли, вот я и пришла к вам поиграть и загадать загадки. У меня есть волшебный сундучок, где все это хранится. Ну, начинайте отгадывать загадки.

В одном доме пять братьев живут.

Четверым имена дали, а пятому не досталось. (Пальцы)

- А вы знаете, что играть можно не только с игрушками, но и с собственными пальчиками? Вот мы сейчас и поиграем с ними.

Проводятся любые пальчиковые игры.Например: «Капуста», «Вышли пальчики гулять», «Как живешь?», «Сороконожка» и т. д.

Всем в рот кладет, а сама никогда не ест. (Ложка)

Бабушка достает из сундучка две деревянные ложки. Проводятся любые игры с ложками.Например: «Кто быстрее добежит до бубна и ударит в него ложкой», «Отбей ложкой заданный такт», «Щенок Тимошка».

Описание игры «Щенок Тимошка»: Дети играют парами. На одном конце дорожки стоит пара детей, на другом ведущий с деревянной ложкой,говорит такие слова:

«Ел щенок Тимошка кашку на окошке, уронил Тимошка ложку за окошко. Кто легок на ножки? Беги, хватай ложку, спасай Тимошку!»

Роняет ложку. Выигрывает тот, кто первым добежит и возьмет ложку.

Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней. (Книга)

Бабушка достает из сундучка книгу со сказками.

- А вы любите, когда вам читают сказки? А сими читаете? Знаете ли вы, что сказки можно еще и смотреть и показывать самим?

Бабушка достает из сундучка настольный театр и показывает детям.Например: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и т. д.

Был белый дом, чудесный дом, вдруг, что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда живое выскочило чудо.

Такое теплое, такое пушистое и золотое.

Что это такое? (Яйцо)

Бабушка достает из сундучка вареное яичко.

- А вот с яичками раньше много игр проводило во время празднования Пасхи. Яички раскрашивали и обменивались ими. Вот сегодня я научу вас играть в одну из игр, которые проводились раньше на Руси во время праздника Пасхи.

Под один из трех непрозрачных стаканчиков прячется муляж яйца или Киндер яйцо, когда играющий ребенок отвернется. Когда ребенок оборачивается,его спрашивают: «Где коки прячешь?» Малыш должен угадать, где спрятано яйцо.

Бьют его, а он не плачет. Только скачет, скачет, скачет… (Мяч)

Бабушка достает из сундучка мячик. Проводится игра «Кто больше набьет мяч»

У меня есть крючок, леска и палочка.

Обязательно пойдет со мной дед на рыбалочку. (Удочка)

Бабушка достает удочку и рыбок с магнитиками. Проводится игра «Рыболов»

- А вот теперь загадки у меня нет, потому что в мою пору играли в игру, которую вы не знаете. Называлась она «Городки». Городки — русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» — фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок, называемых «городками» или «рюхами». Сейчас мы свами поиграем в игру, которая очень похожа на игру «Городки». Проводится игра «сбей кегли».

Динь-дон, динь дон! Это шляпка с языком разговаривает. (Колокольчик)

Бабушка достаёт колокольчик с веревочкой или ленточкой. Проводится игра «Догони звенящий колокольчик». Одному ребенку завязывают глаза, а двум – трем другим на ногу привязывают колокольчики. Ребенок с завязанными глазами пытается поймать их, ориентируясь на звон колокольчиков.

- Ох, я уже устала, но поиграю с вами еще.

Растет зеленый кустик, дотронешься, укусит. (Крапива)

Бабушка достает веточку крапивы.

-А вот так я хлопаю тех кто меня не слушается и сильно шалит!

Игра «Уколю крапивой».

-Хорошо вы поиграли, ребята? А шалить не будите? Тогда я к вам ещё приду. До свидания!

Публикации по теме:

«Край родной мой-Зауралье» (экскурсия в музей) Задачи: 1) формирование и развитие познавательного интереса к историческому прошлому, настоящему и будущему Курганской области; 2) воспитание.

Проектная деятельность «Я помню! Я горжусь!», посвященная 70-й годовщине снятия блокады Ленинграда Проектная деятельность «Я помню! Я горжусь!», посвященная 70-й годовщине снятия блокады ЛЕНИНГРАДА с использованием презентации. Тип.

Ход занятия

- Милости прошу! Хлебом, солью привечаем

Самовар на стол несем! Мы за чаем не скучаем! Говорим о том, о сем!

Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами и народными пословицами:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Много гостей – Много новостей»

В-ль: А вы знаете почему Русь называли деревянной?

Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. (Показывает миниатюру избы)

И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)

- «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

- А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

- Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

В-ль предлагает детям отгадать загадку:

«Верчусь по горнице сработаю моею

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею» (веретено)

В-ль рассказывает и показывает, что такое веретено и как на Руси пряли пряжу. Шили наряды, вязали кружева.

- А еще в избе, кроме веретена, было много предметов-помощников, которые хозяюшки использовали почти каждый день.

Загадки:

Тело бело, душа льняная, маковка золотая. (Свеча)

Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает. (Веник)

В лесу родился, на руках крестился, на ногах умер. (Лапоть)

То назад-то вперед ходит-бродит пароход

Остановишь – горе! Продырявит море. (Утюг)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

Рукав на улице. (Печь и труба)

- «Хочешь есть калачи - не сиди на печи.»

- «Скучен день до вечера, коли делать нечего.»

Самое главное в деревенской избе — это печь. Войдя в избу,сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грибы и ягоды.

-В старину русская печь заменяла кровати целому семейству.

Печка - деревенская кормилица.

Я знаю много сказок,где упоминается русская печь: Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Гуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)

Хозяюшка хвалит детей.

-В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.

Хозяюшка предлагает детям поиграть в хороводную игру «Бояре»

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.

Первая команда идет вперед со словами:

-Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие нам невеста нужна.

-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила. Дорогие нам вот эта мила.

-Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, т. е. Выходит замуж. Задача команд оставить у себя больше игроков.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ: «НАРОДНАЯ КУКЛА-ОБЕРЕГ»

Раньше в старину семья была большая, детей было много, 8.10,а иногда и 12 ,но все они жили дружно. И в те времена дети тоже любили играть.

- Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Родители сами мастерили игрушки для своих детей.Изготавливали игрушки из подручного материала: дерева, глины, соломы, бересты. Деревянные и глиняные игрушки, чтобы не были грустными – добавили красок и расписали (матрешки, дымковский петух, барыня и т. д.) В каждой области, губерни –были свои узоры, мотивы, роспись и каждая роспись имела свое название (хохлома, гжель, городец, жостовская роспись).

- Авот перед вами самая первая кукла, ее еще называли кукла-оберег.

- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, соломы. Кукла берегла человека,ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, кукол делали без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки")

- Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Когда садились делать куклу всегда это сопровождалось пением песен, потешек, рассказыванием сказок.

- Вспомним, какая русская народная сказка поведала нам про куклу-оберег? Сказка «Василиса Прекрасная».

- Получив от матушки по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая ее всегда выручала из беды.

- Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой.

Первую куклу называли еще «Куватка».

Ё Кувадки (куватка)- делают накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивают в доме, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца.

«Ангелочек»- в подарок на именины.

«Пеленашка» - клали в колыбель ещё некрещеного младенца, для того, чтобы сбить с толку злые силы. Кукла принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения ребёнка пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой, либо она становилась для ребёнка куклой – талисманом.

«День и Ночь» - они оберегают дом жилище, упорядочивает жизнь обладателей.

Многоручка- оберег, кукла рукодельниц. Считается, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.

Её дарят хозяйке для помощи во всех делах, отдавая дань непростому женскому труду.

Конь (Символ Солнца) Конь у славян — священное животное. Конь, как символ солнца — доброго начала, обеспечивает богатство и защищает от злоумышленников.

Оберег Крупеничка (Зернушка) – это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность).

Кубышка-травница- травница это оберег на здоровье, радость, удачу, так как в здоровом теле- всё хорошо!

Оберег Колокольчик- символ радости и веселья. Это оберег хорошего настроения.

Кукла-оберег На счастье (Ржевское счастье) -

Такую куколку делали с пожеланиями счастья, любви, удачи. Кукла опирается на косу (символ женской силы).

Высота около 6см.

Оберег Неразлучники- Свадебный (семейный) оберег.

Оберег Коза- Обрядовая кукла Коза — символ жизненной силы. Она обязательна в обряде святочно-рождественского колядования

ЁЧучело Масленицы- делали на Масленицу, наряженное в женские одежды.

Божье око- Яркий, привлекающий внимание оберег, сочетающий в себе цвета Солнца. в семье живущей под защитой Божьего ока всегда будет мир, достаток и приумножение рода.

Оберег имеет крестообразную форму, что указывает на обращенность ко всем сторонам света, распространению света, блага, вокруг себя (на все 4 стороны).

"Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроваткой малыша, или в место, которое хорошо видно входящему человеку.

-Крестьянская кукла (и вообще, игрушка)была многофункциональна: она предназначалась для игры и воспитания, они оберегали дом – жилище (как оберег, народных праздников и обрядов.

-Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками.

«Умеешь в гости звать, умей и угощать»

А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот вам связка баранок. Придёте в группу кушайте и мои рассказы вспоминайте.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Новогодние сюрпризы из волшебного сундучка» 1. Воспитатель: Вы на елочку взгляните, Вьются бус цветные нити, Средь блестящей мишуры Золотистые шары! (Дети рассматривают елку) Вот.

Фотоотчет «Игры из маминого сундучка»

Фотоотчет «Игры из маминого сундучка» Игры из маминого сундучка Цель: создать условие для активного общения с родителями через народные игры. Задачи - способствовать осознанию.

Конспект занятия по творческому развитию «Загадки с грядки» для воспитанников 4 класса с ОВЗ

Конспект занятия по творческому развитию «Загадки с грядки» для воспитанников 4 класса с ОВЗ Цель: Формирование творческого воображения посредством изобразительной деятельности и развития познавательных способностей детей. Задачи:.

Конспект занятия с использованием развивающих игр Воскобовича «Как Краб Крабыч загадывал загадки»

Конспект занятия с использованием развивающих игр Воскобовича «Как Краб Крабыч загадывал загадки» Конспект занятия с использованием развивающих игр Воскобовича «Как Краб-Крабыч загадывал загадки». Старшая группа. Лариса Гацко. Блог. Цель:.

Мастер-класс «Кукла из бабушкиного сундучка»

Мастер-класс «Кукла из бабушкиного сундучка» Участники мастер-класса: воспитатели детского сада. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий.

Фотоотчет «Народные куклы из бабушкиного сундука»

Фотоотчет «Народные куклы из бабушкиного сундука» В нашем детском саду прошёл конкурс народной игрушки. Родители вместе с детьми смастерили разных кукол и игрушек. Немного о истории возникновения.

«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых

«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых Канун рождественского Сочельника Праздничные дни мелькали один за другим и вот, вопреки логике (ну разве может наступить Новый год перед.

Следующая загадка

Цель:Приобщать детей к истокам русской народной культуры: бытом, обычаями, гостеприимством. Познакомить детей с историей возникновения народной куклы (рванки, кукла- оберег). Познакомить с русскими обрядами и традициями. Научить мастерить куклу из лоскутов ткани.

Задачи: - Обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;

- познакомить с пословицами и поговорками;

- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси

- формирование любви и бережного отношения к предметам старины.

Читайте также: