Русские народные сказки пословицы загадки
Обновлено: 22.11.2024
Урок способствуетразвитию у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умению сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, развитию творческих способностей детей.
Вложение | Размер |
---|---|
rok-igra_russkie_narodnye_skazki.doc | 79 КБ |
Следующая загадка
Цель: Познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скоро-говорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.
Ход занятия:
На доске демонстрационные картинки: собака, кит, арбуз, зонт, кот, игла.
- Здесь зашифровано слово, если вы его прочитаете, то узнаете, о чём мы будем беседовать на занятии (сказки) .
- О чём мы будем беседовать? (о сказках) .
- Верно, о русских народных сказках.
- Кто автор этих сказок? (народ)
- Верно, русский народ, так как есть и французские, английские, армянские, китайские сказки и сказки других народов.
- Какие вы знаете русские народные сказки? Назовите их.
- А кто написал загадки, пословицы, прибаутки, потешки, русские народные песенки?
- Верно, тоже русский народ.
- Хотите узнать, как все это народное творчество называют одним словом? Это слово – фольклор.
Фольклор – это народная мудрость.
Закрепите понятие с детьми. А теперь определите среди фольклора загадку, пословицу, поговорку и т. д.
1. Учись доброму, худое на ум не прейдет. (Пословица)
А какие пословицы вы знаете?
2. Раз. два, три, четыре, пять, будем в пятерки играть.
Звезды, месяц, луг, цветы – поводи пойди-ка ты. (Считалки)
А какие считалки вы знаете?
3. Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Загадка)
А какие загадки вы знаете?
4. Люли, люли, люленьки – летят сизы гуленьки.
Летят гули вон-вон, несут Маше сон-сон.
Стали гули ворковать, стала Маша засыпать. (Песенка)
А какие песенки вы знаете?
5. Трах, трах, тарарах,
Едут мышки на ежах.
- Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж.
Очень колешься ты ёж. (Прибаутка)
А какие прибаутки вы знаете?
6. Сшила Саша Саньке шапку! (скороговорка)
А какие скороговорки вы знаете?
Игра: «Кто придумает конец, тот и будет молодец! ».
Очень вкусный пирог!
Я хотел устроить бал и гостей к себе … (позвал)
Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый … (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не … (идут)
Я ждал пока хватило сил, потом кусочек … (откусил)
Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту … (съел)
Когда же гости подошли, то даже крошек не нашли.
Почему сказки, фольклор, сложенные народом живут до сих пор?
Игра: «Кто лучше».
Показать картинку – иллюстрацию из сказки, предложить узнать сказку и составить свое продолжение по картинке.
Задание в тетради:
Придумать свою сказку и нарисовать главных героев.
Задание:
Определить на слух присказку, зачин, концовку.
1. Жили-были (зачин) .
2. В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были (присказка) .
3. Стали они жить-поживать и добра наживать (конец) .
4. За тридевять земель, в тридесятом царстве (присказка) .
5. Я там был, мед-пиво пил (конец).
6. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец (конец) .
Занятие № 2.
Цель: Продолжать учить детей составлять модель сказки, опре-делять начало, середину, конец. Помочь детям понять смысл сказки «Лиса и журавль», заострить внимание на пословице «как аукнется, так и откликнется». Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуж-дать, пересказывать близко к тексту.
Ход занятия:
Вывешиваю на доске схему сказки. -
Что это такое? Кто помнит?
Что означает синий квадрат? - (начало)
Что означает красный круг? (середина)
Что означает зеленый треугольник? (конец)
Все сказки складываются по одной схеме. Вы принесли рисунки с любимой русской народной сказкой? Рассматриваем рисунки по очереди и отгадываем сказки вместе с детьми. Попытаемся разложить рисунки на начало, середину и конец сказок.
Что было в начале? Что было в середине? Что было в конце?
Какими словами заканчивается сказка? Как вы их понимаете?
Верно ли поступил журавль? Почему?
Кто расскажет, что было в начале сказки? (показываю на модель -) .
Рассказывают 2-3 ребенка.
А что было в середине сказки? (модель) .
Что было в конце сказки? (модель) .
А теперь мы попробуем прочитать сказку по частям:
1 ряд – первая часть, начало. Рисунки начала сказки -
2 ряд – Середина сказки. Рисунки середины сказки
3 ряд – Конец сказки. Рисунки окончания сказки
Затем по рисункам под схемой составляем сказку «Лиса и журавль».
Занятие № 3.
Цель: Упражнять детей в умении на слух различать и определять начало, середину, конец сказки. Учить думать, рассуждать, правильно отвечать на вопросы, выбирать героев только русских народных сказок, не путать их с героями из других сказок. Развивать воображение в результате придумывания своего конца к сказке «Лиса и журавль», не повторяясь за сверстниками, придумывать свой, отличный от других.
Ход занятия:
На воздушных шарах, в плетеной корзине прилетают игрушки – герои русских народных сказок с запиской-письмом. Там задания детям.
а) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).
б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса, кто же это? (Лиса)
в) У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора? (Заяц)
Гречка в печке, валенки на завалинке. (правильно)
Валенки в печке, на завалинке – гречка. (неправильно)
Гречка в валенке, завалинка в печке. (неправильно)
Голоден, как (волк). Здоров, как (бык) .
Хитра, как (лиса). Упрямый, как (осёл).
Труслив, как (заяц). Болтливый, как (сорока) .
Нем, как (рыба). Колючий, как (ёж).
Грязный, как (поросенок).
Читаю сказку «Лиса и кувшин». предлагаю найти начало, середину и конец сказки. Читаю середину, дети поднимают -, затем конец -, за-тем начало - -.
Какая лиса в сказке по характеру? (хитрая, нечестная, плутовка, глупая). Давайте изменим лису и придумаем сказке свой конец, где лиса из глупой, нечестной, хитрой превратилась в честную, добрую и т. д. Выслушиваю 4-5 детей. За лучший рассказ лисичка угощает детей орешками. А персонажи благодарят детей за выполнение всех заданий и угощают всех лисичкиными орешками, прощаются и улетают в другой детский сад.
Занятие № 4.
Цель: Вспомнить и закрепить «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении само-стоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажи, используя в речи разнообразные прилагательные.
Ход занятия:
Приход персонажа – черепашки-ниндзи (с барабаном, заводным) с целью – знают ли дети русские народные сказки. Тут же он их спраши-вает: «Что такое фольклор»? И предлагает детям викторину по сказкам; детям читают отрывки из сказок «Репка», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Лиса, заяц и петух», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшинки». Если дети отгадывают, то черепашка стучит в барабан, вы-ражая восторг и одобрение.
Затем предлагается детям сравнить слова: дом, жилище, терем, постройка, теремок. Одинаковы ли они по смыслу? Какие из них являются общими для все? какие больше всего соответствуют сказочному сюже-ту? Какое подходит для меня?
Черепашка выражает восторг стуча в барабан.
Обращаюсь к персонажу и предлагаю посмотреть, как дети состав-ляют модель сказки «Лиса и тетерев».
Читаю сказку целиком, потом вразброс. Дети оперируют моделями.
Кто из героев оказался умнее? Попробуйте рассказать о тетереве. Какой он? (хитрый, умный, спокойный, находчивый, догадливый, сообра-зительный) .
В конце занятия черепаха-нинзя вручает медали лучшим детям.
Занятие № 5.
Цель: Вспомнить и закрепить понятие «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении самостоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажей, используя в речи разнообразные прилагательные.
«Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает». Это крылатое выражение. Что оно значит? Поясните. Если дети затрудняются, необ-ходимо объяснить самой.
Показать портрет А. С. Пушкина. Зачитываю отрывки из стихов о природе – о зиме. «Зимнее утро», «Евгений Онегин»:
… Вот ветер тучи нагоняя …
… Идет волшебница зима …
Послушать грамзапись П. И. Чайковского «Январь», «Декабрь». Какая мелодия подходит к стихам? Докажите. У вас у каждого своя точка зрения, и мы будем учиться её доказывать. Если мы подобрали музыку к стихам Пушкина, то какие это стихи? (Красивые, напевные, задушевные, мелодичные …) .
Почему стихи А. С. Пушкина помнят до сих пор, ведь прошло уже 158 лет?
Прочитать стихотворение «Зимнее утро»:
… Под голубыми небесами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дети закрывают глаза и представляют, затем рисуют карандашами представленную картину стихотворения.
Следующая загадка
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус мотай.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
На сказках, что на салазках.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Сказка-складка: послушать сладко.
Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
Сказка не сказка, а присказка.
Сказка-складка, а песня-быль.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Красна сказка складом, а песня — ладом.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
На сказках, что на салазках.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка — людям указка.
Сказка — складка: послушать сладко.
Сказки — не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
Сказка не сказка, а присказка.
Быль за сказкой не угонится.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Красна сказка складом, а песня - ладом.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Загадки по русским народным сказкам
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под … (кустом) .
Рада мышка-поскребушка
И зелёная … (лягушка) .
Рад и побегайчик,
Длинноухий … (зайчик) .
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко, –
И кабан туда попал,
И лиса, и … (мишка) .
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный … (дом) .
Дзинь-ля-ля – поёт синичка!
Это сказка «…»
Жили-были семь ребят –
Белых маленьких . (козлят) .
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый . (волк) .
Шкуру белую надел,
Нежным голосом . (запел) .
Как коза запел тот зверь:
– Отоприте, детки, . (дверь) .
Ваша матушка пришла,
Молочка вам . (принесла) .
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
("Волк и семеро козлят")
Маша в коробе сидит,
Далеко она . (глядит) .
Кто несёт её ответь,
А несёт её . (медведь)
Вместе с . (пирогами) .
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас такая книжка,
Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно . (три) .
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить . (опасно) .
Убегай скорей, сестричка,
Из окна лети, как . (птичка) .
Значит, сказке всей . (конец) .
По слогам читает Федя:
Кто любил играть и петь?
Два мышонка – Круть и . (Верть).
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу . (ходил) ?
Намелил муки мешок?
Это – Петя-. (петушок).
Пирогов напёк он много
И спросил друзей от строго:
– Что вы делали, мышата,
От рассвета до . (заката) ?
Веселились целый день,
Вам работать было . (лень) !
А теперь за стол садитесь.
Нет, сначала потрудитесь
Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он . (катился) .
Был он весел, был он смел
И в пути он песню . (пел) ,
Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый . (Мишка) .
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую . (Лису) ,
От неё уйти не смог.
В огороде, возле хаты,
Урожай растёт богатый.
Там сидят на грядках густо
Репа, свёкла и . (капуста) .
И горят, как солнышки,
Кто же там пыхтит на грядке?
От кого же этот дед
Убегает без . (оглядки) ,
А за ним и бабка вслед?
"Где тут страшный зверь . (живёт) ?"
Заглянула под листочек,
Видит - там лежит клубочек.
Он в иголках серых сплошь,
Кто же это? Это – . (ёж) .
Из краёв пришёл лесных
Зверь колючий в сказку ". ".
В этой сказке нет порядка.
По дороге без оглядки
утварь из дому бежит,
и бренчит, и дребезжит.
Ах, собрались в путь куда
стол, горшок, сковорода?
Кто кричит им: "Ой-ой!
Воротитеся домой"?
Кто за ними вдоль забора
скачет? .
Обещает их любить
да от грязи всей отмыть.
Плачет грязная посуда:
– Ох, без чистки нам так худо!
Но решают, так и быть,
Бабку старую простить.
Просят чистить их песочком,
мыть бока им кипяточком.
Станут чашечки опять
словно солнышко сиять!
(К.Чуковский, "Федорино горе".)
Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор .
(Айболит)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор .
(Айболит)
Человек немолодой
С усами и бородой.
Любит ребят,
Любит зверят.
Симпатичный на вид,
А зовется .
(Айболит)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор .
>>>>
Скачет баба на метле.
Страшная и злая.
Кто она такая?
>>>> >>>
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт.
>>>>
Бычок — смоляной бочок
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком.
>>>>
Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин — мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка — праздник,
И на мёд — особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок .
>>>>
У Алёнушки-сестрицы,
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
>>>>
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался .
>>>> >>> >>>
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ – НАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.
Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веко.
Статья "ЗАГАДКИ, СКАЗКИ,ПОСЛОВИЦЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ"Одним из компонентов технологии развивающего обучения, является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть привлечение фольклорных материалов на уроке физики.
Урок по теме "Мудрость народная" (татарские и русские пословицы и поговорки"Урок литературы в 6 классе, посвященный русским и татарским пословицам и поговоркам.
«Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады»
Данный материал будет интересен учителям и воспитателям.
Урок-игра по литературе "Русские народные сказки, пословицы и загадки"
Урок способствуетразвитию у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умению сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, .
Конспект открытого мероприятия по устному народному творчеству "Сказки, пословицы,загадки, песни, дразнилки. "
Воспитательское занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушенным слухом.
Литература. 6 класс. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки о труде и учебе.
Литература. 6 класс. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки о труде и учебе. Материал также подходит для изучения темы по русскому языку: Фразеологизмы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пословиц, поговорок, загадок о труде и профессиях.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Картотека словестно-дидактических игр по русским народным сказкам.
Игры с детьми 3-4 лет.
Картотека пословиц, поговорок, загадок по темам «Профессии», «Инструменты» для старшего дошкольного возрастаПриложение к проведению НОД по лексическим темам "Профессии", "Инструменты".
Картотека пословиц, поговорок, загадок о весне
В данной картотеке представлены пословицы, поговорки и загадки о весне для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека пословиц, поговорок, загадок
Сборник загадок по русским народным сказкам
Сборник загадок по русским народным сказкам.
Картотека пословиц, поговорок, загадок на военную тематику
Приближается 23 февраля, праздник, который у нас традиционно считается не только Днем защитника Отечества, но и мужским днем. В детских садах будут проходить тематические беседы и развлечени.
Предварительный просмотр:
МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Урок-игра по литературе
«Русские народные сказки,
пословицы и загадки»
Учитель русского языка и
литературы Письменова Н.В.
«Русские народные сказки, пословицы и загадки»
для учащихся 5 класса.
Цели – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, развивать творческие способности детей.
Описание игры:
игра проходит как викторина — три команды (названия придумывают ребята), отвечают на вопросы по очереди. Если команда не отвечает, то вопрос переходит другой команде.
Оборудование:
1) «волшебные» предметы на подносе: клубок, яблоко, яйцо и иголка, вода «живая» и «мертвая», зеркальце, гребень;
2) иллюстрации к сказкам для конкурса «Потерялась иллюстрацию»;
3) карточки для стих-лото (выбираются стихотворные фрагменты из сказок, каждое слово фрагмента пишется на отдельном кусочке бумаги, эти листочки выдаются ребятам в перепутанном порядке, а они должны сложить из них стихотворный фрагмент);
4) карточки со сказочными задачами;
5) карточки с зашифрованными пословицами;
6)карточки с половинками пословиц.
Вступительное слово учителя .
Ребята, конечно, вы все слушали и читали сказки. Вам их рассказывали мамы и бабушки, читали в детском саду и в школе, вы смотрели фильмы, снятые по сказкам. «Золушка» и «Дюймовочка», «Иванушка-дурачок», «Буратино», очень рано вошли в вашу жизнь и заставили вас радоваться их удачам и победам, переживать горести и беды.
С литературной сказкой всегда связано имя автора. Каждый писатель — человек с особой судьбой. В литературном произведении он выражает свое отношение к жизни, делится с читателями своими мнением, чувствами.
Но есть обширная и не менее прекрасная область творчества — фольклор — «народная мудрость» (англ.).
- Вспомните, пожалуйста, какие произведения относятся к УНТ? (Сказка, былина, эпос, пословицы, загадки, скороговорки, потешки и т.д. — это коллективное творчество). На всех фольклорных произведениях независимо от того, где и когда они создавались, лежит печать единого стиля. Фольклор творится не письменно, а устно. Чтобы передавать от поколения к поколению песни, сказки, необходимы особые приемы и законы для их создания.
- Вспомните устойчивые обороты, эпитеты, сюжетные ходы в сказках.
Фольклор корнями уходит в историю народа. И за долгие столетия чудесный ларец фольклора наполнился бесценными сокровищами.
Древние сказки и песни легли в основу сказок литературных. Сказки разных стран и народов и схожи между собой и различны. В них отразились мечты о счастье, вера в победу добра над злом.
Самые ранние сведения о русских сказках относятся к ХII веку. В летописях, поучениях и даже царских указах упомянуты «басни». Иван Грозный, например, любил на сон грядущий послушать «бахара» и щедро награждал его, если сказки были ему интересны. В 17 веке появились печатные народные сказки, и, наконец, в 1863 г. вышел знаменитый сборник Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки». Собирателям народного творчества надо сказать особое благодарственное слово.
Отправимся же в путешествие в страну сказок, в которой не обойтись и без загадок, пословиц, поговорок, потому что герои сказок обычно находчивы и красноречивы. Итак, путешествие начинается.
Разминка для команд. Учитель называет существительное, ребята называют эпитет, который встречается в сказках.
- Подобрать постоянные эпитеты к словам:
дороженька — столбовая
девица — красная
молодец — добрый
море — синее
поле — чистое
тучи — чёрные
лес — дремучий
трава — шелковая
луга — зелёные.
1) Первое задание — конкурс знатоков сказочных зачинов.
Примеры зачинов : ( «В некотором царстве, в некотором государстве. », «В стародавние годы в некоем царстве, в не в нашем государстве. »,
«За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был ..».)
2) Второе задание - конкурс сказочных концовок.
Примеры концовок :( «На том пиру и я был, мёд — пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».
«Погостили они, попировали и поехали в своё царство, приехали и стали жить-поживать да медок попивать».
«Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи».
«У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец».)
3) Третье задание – «Потерялась иллюстрация».
Ведущий показывает иллюстрации, а ребята называют сказки, к которым были нарисованы эти иллюстрации.
4) Четвертое задание – ответь на вопрос.
5) Пятое задание — конкурс загадок ..
Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)
В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да та на спине. (Чайник.)
Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)
Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел,
а всякий слышал. (Эхо.)
Что с земли не поднимешь? (Тень.)
Возьмешь — увеличится, отдашь — уменьшится. (Яма.)
Сначала — блеск, а блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)
Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)
Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)
Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)
6) Шестое задание – стих-лото.
Стихотворные фрагменты из сказок, Строчки пишутся на разных листочках и выдаются детям в перепутанном виде. Уч-ся должны сложить из них стихотворный текст. Возможные варианты:
1) Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
2)Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу Лису посечи.
Пошла, Лиса, с печи!
3) Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
От Медведя ушел.
4) Несет меня Лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы.
Кот и Дрозд, спасите меня!
5) Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
7) Седьмое задание — конкурс сказочных шифровальщиков.
Допишите продолжение пословицы или поговорки (на листочке пишется только первая часть пословицы или поговорки).
После драки (кулаками не машут).
Любишь кататься (люби и саночки возить).
Делу время (потехе час).
Семь раз отмерь (один отрежь).
Ум — хорошо (а два — лучше).
Что написано пером (не вырубишь топором).
Слово не воробей: (вылетит — не воротишь).
Не зная броду (не суйся в воду).
8) Восьмое задание - расшифруйте текст и прочтите русские пословицы. Улде меряв, а хетепо сач. (делу время, а потехе час.)
Ен гоиб грошик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.)
Дубет и ан шейна уцели драпзихн. (Будет и на нашей улице праздник.)
Идпо аз хевс, вес за огодно. (Один за всех, и все за одного.)
Мольбшоу барлюко — шоелобь еваналип. (Большому кораблю — большое плавание.)
Нода в плео ен овин. (Один в поле не воин.)
Ен вес от отолоз, точ стилетб. (Не все то золото, что блестит.)
Явос ашно не ятент. (Своя ноша не тянет.)
У смие якенн ятид бзе загал. (У семи нянек дитя без глаза.)
Чеут шокак, еьч омся алъес. (Чует кошка, чье мясо съела.)
9) Девятое задание — – перечислить сказки ,
в которых волшебство происходит при помощи «волшебных» предметов: клубка, яблока, яйца и иголки, воды «живой» и «мертвой», зеркальца, гребня.
Итоги. Подсчитываются командные очки, уч-ся награждаются сувенирами.
1. Померанцева Э.В. Русские сказочники. — М.: Просвещение,
1976.
2. Аникин В.II. К мудрости ступенька. — М.: детская литература,
1982.
З. Бахтин В.С. От былины до считалки. — Л.: детская литература, 1982.
4. Смирнова Н. Е., Ципенко Н. Н. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки в 5-6 классах. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 г.
Подобрать постоянные эпитеты к словам:
дороженька
девица -
молодец -
море-
лес -
трава -
луга - _________________________________________________________
Подобрать постоянные эпитеты к словам:
дороженька — столбовая
девица — красная
молодец — добрый
море — синее
поле — чистое
тучи — чёрные
лес — дремучий
трава — шелковая
луга — зелёные.
_________________________________________________________
Первое задание — конкурс знатоков сказочных зачинов.
Примеры зачинов : ( «В некотором царстве, в некотором государстве. », «В стародавние годы в некоем царстве, в не в нашем государстве. »,
«За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был ..».) __________________________________________________________________
Второе задание - конкурс сказочных концовок. Примеры концовок :( «На том пиру и я был, мёд — пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».
«Погостили они, попировали и поехали в своё царство, приехали и стали жить-поживать да медок попивать».
«Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи».
«У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец».) _________________________________________________________________ Третье задание – «Потерялась иллюстрация». Ведущий показывает иллюстрации, а ребята называют сказки, к которым были нарисованы эти иллюстрации. ________________________________________________________________
Карточка – вопрос Четвертое задание – ответьте на вопрос. 1. Именем какой рыбы можно творить заклинания?
2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля?
3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? 4. Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? 5. Кто сломал теремок?
6. Чем можно выманить петушка из избы? 7. Какая цифра чаще всего встречается в сказках?
8. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? 9. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-то является к ней в гости? 10. На чем летает Баба-Яга? 11. Какие птицы помогали Бабе-Яге?
12. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь?
13 . Кто сумел прогнать из заячьей лубяной избушки лису? 14. Что случилось, когда Василиса Премудрая пошла плясать с костями в одном рукаве и вином в другом? 15. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?
16. Какие реки в сказках текут?
17. С какой поры нет дружбы между лисой и журавлем? 18. Почему не сладилась свадьба у цапли с журавлем?
19. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса?
20. Без кого репку бы не вытянули?
21. Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?
22. Кто помогал Крошечке - Хаврошечке исполнять всю домашнюю работу?
23. Кому удалось съесть колобка? ________________________________________________________________
Карточка – вопрос Пятое задание — конкурс загадок.
Пять братьев, годами равные, ростом разные. В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да та на спине.
Маленький, кругленький, а за хвост не поднять.
Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел,
а всякий слышал.
Что с земли не поднимешь?
Возьмешь — увеличится, отдашь — уменьшится.
Сначала — блеск, а блеском — треск, за треском — плеск. Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет.
Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото.
Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет.
__________________________________________________________________
Карточка – ответ Пятое задание — конкурс загадок..
Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)
В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да та на спине. (Чайник.)
Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)
Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел,
а всякий слышал. (Эхо.)
Что с земли не поднимешь? (Тень.)
Возьмешь — увеличится, отдашь — уменьшится. (Яма.)
Сначала — блеск, а блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)
Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)
Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)
Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)
__________________________________________________________________
Шестое задание – стих-лото.
Стихотворные фрагменты из сказок, Строчки пишутся на разных листочках и выдаются детям в перепутанном виде. Уч-ся должны сложить из них стихотворный текст. Возможные варианты:
1) Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
2)Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу Лису посечи.
Пошла, Лиса, с печи!
3) Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
От Медведя ушел.
4) Несет меня Лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы.
Кот и Дрозд, спасите меня!
5) Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку. ________________________________________________________________
Седьмое задание — конкурс сказочных шифровальщиков.
Допишите продолжение пословицы или поговорки (на листочке пишется только первая часть пословицы или поговорки).
После драки
Любишь кататься
Делу время
Семь раз отмерь
Ум — хорошо
Что написано пером
Слово не воробей:.
Не зная броду
После драки (кулаками не машут).
Любишь кататься (люби и саночки возить).
Делу время (потехе час).
Семь раз отмерь (один отрежь).
Ум — хорошо (а два — лучше).
Что написано пером (не вырубишь топором).
Слово не воробей: (вылетит — не воротишь).
Не зная броду (не суйся в воду).
__________________________________________________________________
Восьмое задание - расшифруйте текст и прочтите русские пословицы.
Улде меряв, а хетепо сач.
Ен гоиб грошик тюбижога
Дубет и ан шейна уцели драпзихн. Идпо аз хевс, вес за огодно.
Мольбшоу барлюко — шоелобь еваналип. Нода в плео ен овин.
Ен вес от отолоз, точ стилетб. Явос ашно не ятент.
У смие якенн ятид бзе загал Чеут шокак, еьч омся алъес. ____________________________________________________________________
Восьмое задание - расшифруйте текст и прочтите русские пословицы
Улде меряв, а хетепо сач. (делу время, а потехе час.)
Ен гоиб грошик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.)
Дубет и ан шейна уцели драпзихн. (Будет и на нашей улице праздник.)
Идпо аз хевс, вес за огодно. (Один за всех, и все за одного.)
Мольбшоу барлюко — шоелобь еваналип. (Большому кораблю — большое плавание.)
Нода в плео ен овин. (Один в поле не воин.)
Ен вес от отолоз, точ стилетб. (Не все то золото, что блестит.)
Явос ашно не ятент. (Своя ноша не тянет.)
У смие якенн ятид бзе загал. (У семи нянек дитя без глаза.)
Чеут шокак, еьч омся алъес. (Чует кошка, чье мясо съела.)
__________________________________________________________________
Следующая загадка
Игра-викторина "Русские народные сказки, пословицы и поговорки" ,которая сопровождается презентацией.
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_skazkam_poslovitsam._zagadkam.rar | 2.24 МБ |
Читайте также: