Романовы последняя загадка радзинский

Обновлено: 05.10.2024

Любите ли вы жанр исторического романа? Если да, то вам обязательно понравится читать творчество Э.Радзинского. Об одном из его романов - «Последняя из дома Романовых» я попытаюсь рассказать в нескольких предложениях.

Многие не любят Эдварда Радзинского за голос и критикуют его передачи. Кто-то критикует его как личность, а кто-то как историка. Но при всём этом его книги пользуются популярностью Многие не любят Эдварда Радзинского за голос и критикуют его передачи. Кто-то критикует его как личность, а кто-то как историка. Но при всём этом его книги пользуются популярностью

Для начала пару строк о том, почему исторические романы подвергаются критике. Многие ждут от таких произведений ясности и конкретики, некоторые историки склонны придираться к фактам, а диванные эксперты периодически восклицают: «дилетантизм!». Все они, на мой взгляд, забывают - это литературное произведение. И конечно, автор приукрасил и сознательно допустил какие-то неточности для красоты повествования. Надо понимать, что даже диалоги персонажей конструируются автором искусственно, за основу берутся известные факты, используются эпизоды из писем исторических личностей, но всё-таки литературный вымысел, хотя и с претензией на историческую реконструкцию, в таких произведениях присутствует всегда. Да и история как наука не такая уж и точная-неоднократно переписывалась под влиянием политической повестки, факты подтасовывались, многое лежит под грифом «секретно», и на все вышеперечисленное накладывается ещё интерпретации хотя и профессиональных историков, но все таки людей, которые тоже могут сознательно что-то исказить даже в рамках науки. А потом ещё по одному и тому же вопросу среди экспертов идёт многолетняя научная дискуссия по конкретным исследуемым вопросам, где высказываются порой прямо противоположенные мнения. Поэтому правы те, кто говорит, что жанр исторических романов, позволяет большинству получить информацию о том или ином событии в доступной и приятной форме.

Эдвард Радзинский очень популярен среди поклонников исторического романа. Его книги выходят массовыми тиражами, а одни и те же произведения издаются в разных вариациях. Эдвард Радзинский очень популярен среди поклонников исторического романа. Его книги выходят массовыми тиражами, а одни и те же произведения издаются в разных вариациях.

У Э.Радзинского есть сразу две книги с разными названиями, но посвящённые одному и тому же персонажу - в российской истории больше известной как Княжна Тараканова. Есть роман «Княжна Тараканова»-самостоятельный, и есть роман в сборнике «Загадки истории» под названием «Последняя из дома Романовых».

Один из вариантов романа Один из вариантов романа

Читается легко. Буквально на одном дыхании. В начале даже интригует и захватывает дух. Диалоги прописаны очень живо. Роман изобилует массой достоверных фактов. Читаешь и словно погружаешься в эту эпоху. Конечно, имя «Княжна Тараканова» на слуху у всех, кто окончил школу, но мало кто знает подробнее всю ее историю. И Эдвард Радзинский помогает ее узнать. Главные действующие лица: братья Орловы, Екатерина Великая, ее фавориты, загадочная, но вполне реальная «Алин, Елизавета, княгиня Володимирская» и ее фавориты, а также таинственная монахиня. Интриги двора, тайны Российской империи и легенды. Все сплелось в единый сюжет благодаря мастерству пера Э.Радзинского.

К.Д. Флавицкий (1830-1866) «Смерть княжны Таракановой» 1864 г. Картина находится в Третьяковской галерее, также известна под названием «Княжна Тараканова». К.Д. Флавицкий (1830-1866) «Смерть княжны Таракановой» 1864 г. Картина находится в Третьяковской галерее, также известна под названием «Княжна Тараканова».

Почему стоит читать? Интересно. Персонаж знаменитый в российской культуре, серьезных искажений исторических фактов в книге нет. Рекомендую!

Эдвард Радзинский - Иосиф Сталин. Последняя загадка краткое содержание

Война, ее начало и действия Иосифа Сталина накануне войны не разгаданы до сих пор. Подозрительнейший из людей, не доверявший даже собственной тени, этот вечный Фома неверующий – доверился Гитлеру!? На самом деле все было куда сложнее… В новом романе из цикла «Апокалипсис от Кобы» одна из самых страшных тайн истории – тайна Второй Мировой, а также последняя Загадка Иосифа Сталина – его смерть.

Следующая загадка

Эдвард Радзинский - Иосиф Сталин. Последняя загадка

Эдвард Радзинский - Иосиф Сталин. Последняя загадка краткое содержание

Война, ее начало и действия Иосифа Сталина накануне войны не разгаданы до сих пор. Подозрительнейший из людей, не доверявший даже собственной тени, этот вечный Фома неверующий – доверился Гитлеру!? На самом деле все было куда сложнее… В новом романе из цикла «Апокалипсис от Кобы» одна из самых страшных тайн истории – тайна Второй Мировой, а также последняя Загадка Иосифа Сталина – его смерть.

Следующая загадка

Эдвард Радзинский - Иосиф Сталин. Последняя загадка

Иосиф Сталин. Последняя загадка - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Иосиф Сталин. Последняя загадка - читать книгу онлайн бесплатно, автор Эдвард Радзинский Сделать

Апокалипсис от Кобы

В издании использованы иллюстративные материалы низкого разрешения, находящиеся в общественном доступе, а также иллюстрации из Немецкого федерального архива и открытых источников США

Эту рукопись я получил в Париже в 1976 году.

Я жил тогда в маленьком отеле «Delavigne» в Латинском квартале. Приехал я на премьеру своей пьесы и перед началом дал интервью парижской газете. На следующий день консьерж вручил мне тяжелый конверт… В нем была машинописная рукопись на русском языке и письмо, написанное от руки неровным почерком.

Прочитал ваше интервью в «Монд». Узнал, что вы решили (точнее – решились) написать биографию «первого большевистского царя Иосифа Сталина». Так вы назвали моего дорогого друга Кобу.

Я стар. Я стремительно гасну, дней моих на земле осталось немного. И все, записанное мною на протяжении десятилетий… небывалых десятилетий! – попросту исчезнет в чужом городе. Я решил поторопиться… приходится торопиться… Я передаю рукопись вам. Я писал ее тогда и теперь. Тогда в стране по имени СССР записывал подробно и, не скрою, витиевато. (Я ведь, как многие в революционные годы, баловался литературой, даже роман писать собирался. Оттого и жилище в Париже выбирал литературное – живу здесь, в Латинском квартале, где меня, старого революционера, окружают такие родные, понятные тени. На мой дом глядят окна квартиры отца Революции Камиля Демулена, и отец гильотины, немец Шмидт, жил неподалеку. В двух шагах от моего дома Бомарше сочинял своего Фигаро… Над его наглыми шутками, раздевавшими аристократов, хохотали до упаду сами аристократы. А вскоре такие же Фигаро погнали на гильотину всю эту веселившуюся сволочь. Запомните: самые грозные идеи приходят в мир веселой, танцующей походкой. Родной нашей грузинской лезгинкой часто приходят они в мир.)

Я заканчивал писать свои Записки здесь, за границей, и, к сожалению, кратко. Дрожит рука (Паркинсон). Дрожит жалкая рука, которая так ловко убивала.

Я не надеюсь, что эти Записки помогут вам понять «нашего Кобу» – как звали товарища Сталина мы, его старые, верные друзья. Разве можно понять такого человека? Да и человек ли он?

Но смерть Кобы понять помогут. О ней написано много всякого вздора. Коба ненавидел Троцкого, но ценил его мысли. Были у Троцкого слова, рядом с которыми Коба поставил три восклицательных знака: «Мы уйдем, но на прощанье так хлопнем дверью, что мир содрогнется…» Эти слова имеют прямое отношение к жизни Кобы, но еще больше – к его смерти.

В своем интервью вы сообщили, что хотите поговорить с охранниками Кобы, которые были с ним на даче в ту ночь… В ту судьбоносную ночь, когда все случилось! Пустое занятие! Они ничего не знают. Из ныне живущих знаю только я, его безутешный друг Фудзи, не перестающий думать о нем.

И Коба по-прежнему рядом с Фудзи. Такие, как Коба, не уходят. Он лишь на время схоронился в тени Истории. И поверьте, Хозяин – как справедливо звала страна «нашего Кобу», вернется в свою Империю. Впрочем, все это предсказал он сам, мой незабвенный друг Коба.

Мой заклятый враг Коба.

Он часто приходит ко мне по ночам, как только я засыпаю. И я чувствую его запах – старческий запах пота поношенного кителя генералиссимуса».

Подписи не было.

Далее шла рукопись.

Война, ее начало и действия Кобы накануне войны не разгаданы до сих пор.

Коба – подозрительнейший из людей, не доверявший даже собственной тени, этот вечный Фома неверующий – доверился Гитлеру?! Гитлеру, который только и делал, что беззастенчиво лгал, нарушал свое слово. Об этой слепой, глупейшей, необъяснимой вере Кобы вы прочтете в десятках сочинений. Прочтете и о том, как в результате этой веры Коба оказался преступно не готов к нападению, за что страна и заплатила миллионами жизней.

На самом деле все было куда сложнее… Однако по порядку.

В это время Коба редко звал меня. Слежка за мной продолжалась. Открытая, наглая – чтобы я о ней знал. Телефон грубо прослушивался. В воскресенье его попросту отключали – дескать, у нас выходной, и слушать тебя мы не можем. Мой кабинет на Лубянке Берия закрыл на ремонт, и я теперь сидел в Наркомате иностранных дел. Старый знакомец Молотов поручал мне какую-то рутинную, чиновничью работу. Когда я должен был выехать в Париж, мне с усмешкой объявили: «Иосиф Виссарионович очень любит, когда вы переводите ему иностранное кино, поэтому вам следует пока воздержаться от отъездов».

Заканчивался сороковой год, но меня не тронули. На Новый год Коба опять меня не позвал. В новогоднюю ночь мы с женой и дочерью посидели немного и в половине первого легли спать. Телефон мой отключили.

С улицы из телефона-автомата я позвонил Кобе – поздравить его. Но меня с ним не соединили.

В начале весны Гитлер принялся захватывать Европу. Напал на Норвегию и Данию…

Как сообщил Корсиканец, на рассвете в пятом часу министры иностранных дел Дании и Норвегии были разбужены немецкими послами. Заспанным министрам объявили, что Германия вынуждена защитить их от угрозы англо-французской оккупации.

Предупредили, что сопротивление бесполезно. В это время корабли и транспорты с погашенными огнями под английскими флагами уже подходили к норвежским и датским берегам.

Дальнейшее я прочел в газетах.

В Норвегии были захвачены один за другим порты Тронхейм и Норвик, немцы беспощадно топили корабли, оказывавшие сопротивление.

У Бергена подоспели на помощь англичане, атакой с воздуха отправили на дно немецкий крейсер. Однако уже к полудню крупнейшие порты и побережье в полторы тысячи миль были в руках немцев.

Правда, захватить Осло с моря немцам не удалось, старинная крепость потопила другой немецкий крейсер и полторы тысячи немецких моряков.

Осло захватили немецкие десантники. После беспощадной бомбардировки небо расцвело парашютами. Десантные группы высаживались с самолетов прямо на крыши укреплений…

Но норвежский король упрямо не хотел сдаваться. Он бежал в горы вместе с правительством и призвал народ к сопротивлению. В одну из редких тогда встреч с Кобой я переводил ему статью из «Таймс». В ней рассказывалось, как немецкие самолеты превратили в горящие обломки деревню, где, по их расчетам, находился король. На самом деле он вместе с правительством отсиживался в горах, в лесу. На этом лесном заседании кабинета король сказал: «Если правительство сочтет нужным принять немецкие условия капитуляции, чтобы избежать войны, в которой нашей молодежи придется отдавать свои жизни, тогда мне придется отречься. Ибо согласиться сотрудничать с врагом я не могу».

Последняя из дома Романовых - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Последняя из дома Романовых - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Эдвард Радзинский Сделать

ПОСЛЕДНЯЯ ИЗ ДОМА РОМАНОВЫХ

Слава прабабушек томных,

Домики старой Москвы,

Из переулочков скромных.

Все исчезаете вы.


ДОМИКИ СТАРОЙ МОСКВЫ

Они прячутся в старых, кривых московских переулках. И там, величественные и жалкие, как состарившийся Казакова, греют на солнце свои колонны – облупившиеся белые колонны московских дворцов XVIII века. Зажатые между огромными домами, они выплывают из времени. Миражи. Сны наяву.

Ах, эти дома желтой охры. античный фриз на фронтоне – гирлянды, веночки, летящие гении, за толстыми стенами – прохладная темнота зала. полукруглые печи, чудом сохранившийся расписной потолок. и вековые деревья за оградой.

В дни молодости моей довелось мне жить в таком доме. И в долгие зимние вечера, когда так чудно падает снег и странно светят фонари, я любил сидеть в своем доме. Осторожно ставил я на стол тот шандал.

Как он попал ко мне. Как уцелел после всех пожаров, войн, революций и отчаянных скитаний несчастной семьи? Когда-нибудь я расскажу и эту историю. когда-нибудь.

Старинный бронзовый шандал со свечой, загороженный маленьким белым экраном в бронзовой рамке, поставлен на столе.

Я погасил электрический свет, засветил свечу – и побежали по потолку, по стенам зала торопливые тени.

И проступило изображение на экране: у горящего камина на фоне высокого окна сидит молодая красавица. Неотрывно глядит она в небольшой серебряный таз, стоящий у ее ног. В тазу по воде плавают крохотные кораблики с зажженными свечами.

Это старинное венецианское гадание. В тот день она решила узнать свою судьбу. О, если бы она ее узнала!

Как я любил разглядывать ее лицо на старинном экране. Томно склонив головку с распущенными волосами, она глядит в серебряную воду. И плавают, плавают свечи на крохотных корабликах. И колеблется неверное пламя.

В эту женщину были влюблены самые блестящие люди века. Ее красоте завидовала Мария Антуанетта. И мечтательный гетман Огинский, и властительный немецкий государь князь Лимбург были у ее ног. Ей объяснялся в любви самый блестящий донжуан Франции – принц Лозен. И граф Алексей Орлов, самый блестящий донжуан России.

Тогда, в том доме, я собирал по крохам все, что осталось, о ней.

И, читая полуистлевшие письма истлевших ее любовников, я шептал вслед за ними безумные слова: «Ваши глаза – центр мироздания. », «Ваши губы – моя религия. », «Ваши руки подобны плющу нежности. » Уходят наши тела. Но страсть и любовь остаются.

И все чаще стало мерещиться мне.

Исчезал московский домик. Пропадал, тонул в снежной метели.

И видение Санкт-Петербурга: белая петербургская ночь, безжалостный золотой шпиль крепости. И кронштадтский рейд. И силуэты фрегатов в белой ночи.

Самое неправдоподобное в этой истории, что это правда.

Кто не жил в XVIII веке -тот вообще не жил.


НЕСКОЛЬКО ТОЧНЫХ ДАТ

В конце мая 1775 года пришла в Кронштадт из Средиземного моря русская военная эскадра. И хотя люди давно не были дома, никому не было дозволено ступить на берег.

Из именного указа императрицы Екатерины Второй генерал-губернатору Санкт-Петербурга князю Александру Михайловичу Голицыну:

«Князь Александр Михайлович! Контр-адмирал Грейг, прибывший с эскадрой с ливорнского рейда, имеет на корабле своем под караулом ту женщину. Контр-адмиралу приказано без именного указа никому ее не отдавать. Моя воля: чтобы вы. »

24 мая 1775 года.

Была ночь, но во дворце генерал-губернатора Санкт-Петербурга князя Голицына не спали. Князь Александр Михайлович, грузный шестидесятилетний старик, сидел в своем кабинете. Перед ним навытяжку стоял молоденький офицерик – капитан Преображенского полка Александр Матвеевич Толстой.

Тучный князь тяжело поднялся с кресел, пошел к дверям. Распахнул двери: в маленькой комнате, у аналоя с крестом и Евангелием ждал священник в полном облачении.

– Прими присягу, Александр Матвеевич, – обратился князь к капитану.

– Клянусь молчать вечно о том, что надлежит мне увидеть и исполнить. – звучал в тишине голос Толстого.

– И людей своих к присяге приведешь. И растолкуй им, что, коли хоть одна душа узнает, – наказание беспощадное. В Кронштадт поплывете но чью. И вернешься с нею в крепость тоже ночью. чтоб ни одна душа.

И князь обнял капитана:

– Ну, храни тебя Бог.

В ночь с 24-го на 25 мая 1775 года.

Яхта с капитаном Толстым и шестью преображенцами с потушенными огнями плыла из Петербурга в Кронштадт. На берегу и на судах, мирно качавшихся на якорях в устье Невы, давно спали.

Глубокой ночью подплыли к Кронштадту. Неслышно скользила яхта по военному рейду.

«Святослав». «Африка». «Не тронь меня». «Европа». «Саратов». «Гром». Стояли на рейде в ночи линейные корабли и фрегаты, залитые призрачным светом.

У шестидесятипушечного адмиральского судна «Три иерарха» яхта замедлила ход.

В каюте капитана Толстого уже ждал контр-адмирал Самуэль Карлович Грейг.

– Весь завтрашний день, капитан, вы и ваши люди проведете в каютах. – Грейг говорил по-французски: он был не так давно на русской службе и плохо владел русским. – Ни с кем из корабельной команды не видеться и не разговаривать. И только когда на корабле отойдут ко сну.

Ночь, 25 мая 1775 года.

На темную палубу вывели нескольких мужчин и двух женщин. Одна из женщин одета в черный плащ с капюшоном, глубоко надвинутым на лицо.

– Настоятельно прошу вас, госпожа, – обратился Грейг по-итальянски к женщине, – не открывать лица и не говорить ни с кем до прибытия в назначенное место. Непослушание только ухудшит ваше положение.

Не дослушав адмирала, женщина молча направилась к борту. Ее усадили в покойное кресло и спустили вниз – на яхту. Адмирал почтительно помогал ей.

Дважды прозвенели куранты на Петропавловской крепости, когда яхта пристала к гранитным стенам.

В белой ночи на пристани темнела фигура в плаще и треуголке. Яхту встречал сам хозяин крепости – Андрей Григорьевич Чернышев, генерал-майор и санкт-петербургский обер-комендант.

Женщина в черном плаще молча глядела на гранитные стены и беспощадный золотой шпиль.

Арестованных быстро размещали по казематам Алексеевского равелина. Захлопывались двери камер, лязгали засовы.

И в крепости наступила тишина. Будто ничего и не произошло.

Комендант Чернышев торжественно ввел женщину в просторное помещение, состоявшее из трех светлых и, главное, сухих комнаток, что было большой редкостью в крепости, постоянно затоплявшейся Невой. Сие была его гордость – помещение для особо важных преступников.

Эдвард Радзинский - Последняя из дома Романовых краткое содержание

Следующая загадка

Эдвард Радзинский - Последняя из дома Романовых

Иосиф Сталин. Последняя загадка - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Иосиф Сталин. Последняя загадка - читать книгу онлайн бесплатно, автор Эдвард Радзинский Сделать

– Когда привезти, Коба?

– Привези завтра. Что у нас завтра. Двадцать восьмое… И рассуждать любила Мария. Подойдет вплотную и говорит, говорит. Хотя слушать эту дуру всегда было мукой. От нее духами так воняло… – (Коба ненавидел запах духов. Его слова: «От женщины должно пахнуть женщиной».) – Значит, завтра двадцать восьмое, – продолжал он, – и послезавтра – март. Опасный месяц для русских царей, – он взглянул мне в глаза. Надо было выдержать его взгляд и я выдержал, пока он перечислял, загибая толстые пальцы. – В марте погибли Павел I, Александр II, Иван Грозный…

(Знает? Неужто знает?)

– Но он же умер сам, Коба, – сказал я, чтобы что-то сказать и прервать этот ужас.

– Да нет, отравили, – усмехнулся он, все не отводя от меня глаз, – бояре отравили.

Продолжая в упор смотреть на меня, добавил:

– Знаешь, я часто думаю… почему я тебе многое прощаю. И мысль давно меня гложет… Тебя тоже, знаю… Хотя даже себе ты не признаешься, как и я… – Он остановился, долго смотрел на меня. Я молчал. Я уже знал, что он скажет… И он сказал:

– Мать в вашем доме убиралась… Может, потому мы похожи. И потому отец ненавидел, бил меня и звал выблядок? …Если это возможно, значит не исключено? Нет, ложь! Она Бога боялась… Нет, нет и нет! Ну ладно, иди брат хуев, надоел!

Он был прав. Это всегда было между нами… Хотя мы никогда не говорили об этом. Почему он сказал сегодня? Узнал!! И перед тем, как покончить, сказал сокровенное?

Короче, я вышел, ожидая ареста.

Подошел к машине. Слава Богу – ничего! Сел в машину, велел шоферу везти домой. А если они уже ждут дома? Опять воскрес вечный мой ужас перед ним!

Но дома меня встретили только жена и дочь.

Что ж, он делал все, чтобы я решился.

Итак, вечером двадцать восьмого я должен был быть на Ближней даче – удачная ситуация.

Все-таки встретился с Мингрелом. Рассказал об опасениях.

– Ничего он не знает, – твердо сказал Берия, – рядом с ним наш человек.

Наступило 28 февраля, день, который я подробно описал в начале. Описал и то, как я очутился на его даче в тот вечер… Свои Записки, которые я привез ему и которые он так и не успел прочесть, я забрал обратно той же ночью.

Но все, что произошло в ту проклятую (или святую) ночь в Большой столовой… и то, как он оказался после той ночи лежащим в Малой столовой на полу… этого никто не узнает.

Я ненавижу себя за все, что сделал. Но больше всего ненавижу мерзавца Мингрела, хотя он спас жизнь мне, моей семье и, может быть, миллионам… Впоследствии я исполнил клятву, которую дал, когда Мингрел выбивал мне зубы. Я сумел немало сделать, чтобы он погиб. Чтобы ненадолго пережил моего друга Кобу. Но это уже другая история – история моего врага и моего спасителя Лаврентия. Которого ненавижу и поныне. Как и мой любимый друг Коба, я умею ненавидеть даже за гробом…

Берию арестовали через несколько месяцев после смерти Кобы.

Смешно, но он, создававший нашу систему убийств, до конца не верил, что соратники посмеют его расстрелять. Только когда его привели в подвал и прочли приговор, он поверил. И потому, когда его привязывали к крюку, вбитому в деревянный щит, закричал Генеральному прокурору: «Я хочу рассказать все. Разрешите рассказать…»

Он решил рассказать о той ночи… Но забыл, в какой стране живет. Генеральный прокурор, этот наш охранник Истины, тотчас приказал: «Заткните рот этой мрази и кончайте побыстрее». Берии впихнули в рот полотенце и обвязали полотенце тряпкой, чтоб и звука не было слышно. Я все представляю, как над белой тряпкой, на потном искаженном лице сверкали выпученные от предсмертного ужаса безумные глаза… Исполнитель выстрелил…

Так что с Лаврентием я в расчете.

Расправившись с Берией, соратники начали охотиться за мной! Но тотчас… перестали! Я хорошо усвоил уроки моего знакомца-невозвращенца Орлова. И поспешил сообщить им кое-что из Рима. Теперь они знали: коли погибну я, история убийства Кобы в тот же день попадет во все газеты мира. Я даже заботливо послал каждому из них подробное описание его роли в ту ночь…

Смешно вспоминать, как после этого письма они охраняли меня за границей. Как заботливо присылали мне иудино содержание. Так что все эти годы я жил безбедно, в полной безопасности… ненавидя себя. Ибо я так и остался тем, кем был всю жизнь: холуем Кобы, рабом Кобы и другом Кобы. Ослом при льве.

Брат мой Коба. Брат мой любимый и враг мой ненавистный.

Но с тех пор и до сегодняшнего дня одна мысль не дает мне покоя. Неужели он не понимал, что хитрейший, продувной Мингрел так просто под нож не полезет? Как он, с его подозрительностью, мог согласиться убрать преданного пса Власика? Как он, с его дьявольской интуицией, не почувствовал того, что надвигалось?

Я часто вспоминаю, как накануне той ночи он читал мне: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…» Как хотел узнать, не убежал ли с престола царь Александр I. И как сверлил меня глазами, перечисляя царей, убитых в проклятом марте месяце… Если… он сам?! Сам искал смерти, потому что устал… душой устал? Если он сам испугался Апокалипсиса, который задумал? Неужели это, «мижду нами говоря», было самоубийство разочаровавшегося в жизни, в крови и Революции старого восточного человека? Оттого, уже обо всем догадываясь, поцеловал меня на прощание, благословляя на… Может быть, он меня тоже любил? Или… Или я хочу сделать обычным человеком моего друга Кобу, пытаясь забыть главное? То, что отлично знали мы все, его близкие друзья: «Все человеческое было ему чуждо».

Коба умер в двадцать один час пятьдесят девять минут 5 марта. В тот самый день, когда планировал депортировать евреев и начать Апокалипсис.

Но ушел он, как и жил. В день похорон залил кровью столицу. Тысячи погибли в Москве в небывалой давке, тщетно пытаясь прорваться, чтобы проститься с ним.

Залил он кровью и остаток моей жизни. Мою жену и дочь выпустили за границу тогда же, в 1953 году. Они обе погибли при посадке самолета в Берлине.

После чего он обрек меня на долгое умирание в пустом мире.

Но после той ночи я с ним в расчете. Это и есть конец моей рукописи.

Два необходимых примечания к ней.

Надеюсь, теперь, когда я передал вам свой труд, Коба отпустит меня умирать. Ваш мещанский, сытый мир совершенно не годится для одинокого старого революционера.

Интересного здесь мне уже ничего не покажут.

Я разрешаю вам использовать все, что здесь написал. События, описанные мною, проверять не нужно. Но их последовательность и даты – необходимо.

Читайте также: