Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста

Обновлено: 17.05.2024

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

Отгадывание и составление загадок – одно из эффективных средств в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста. Загадки надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию, возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы образной народной речи. Следует поощрять детей к придумыванию загадок самим. Вначале это даётся с трудом даже старшим детям; словесное оформление их загадок нескладно. Но постепенно они начинают классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки.

Ю.Г. Илларионова считает, что ценность метода отгадывания и загадывания загадок состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредотачиваться на языковой форме и анализировать её.

Использование загадок в работе с детьми, способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию.

Закрепление и активизация словаря организуются и в процессе специально организованной деятельности, дидактических играх и повседневном общении. Специально организованная деятельность по обучению детей придумыванию загадок на первых порах тесно связана с деятельностью по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию.

На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами такой работы являются игровые.

Таким образом, роль загадок в развитии словаря дошкольников велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

Следующая загадка

На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счет познания окружающей действительности, предметного мира. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве рекомендуется при отгадывании загадокставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения. Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки, чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, рекомендуется при отгадывании загадокставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

С целью обучения детей умению сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении, можно использовать дидактические игры с загадками. В данных играх дети упражняются в загадывании и отгадывании загадок, в доказательстве правильности отгадки, в сравнении загадок об одном и том же и сравнении загадок о разном.

Итак, в процессе отгадывания и придумывания загадок обогащается и активизируется словарь старших дошкольников. Закрепление и активизация словаря в ДОУ организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.

Публикации по теме:

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Огород как средство экологического воспитания дошкольников

Огород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Предметно-игровая среда как средство обогащения содержания игр

Предметно-игровая среда как средство обогащения содержания игр Средний дошкольный возраст - это время расцвета сюжетно-ролевой игры. Я как раз работаю с дошкольниками 4 - 5 лет. Все мы знаем, что для.

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Следующая загадка

Роль загадки в формировании речи дошкольника.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т. д.

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою.

Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа используется употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации, способствующих формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету

В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкампервого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадкивторого уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д.)

Принципы отбора загадок для дошкольников

Предлагая ребенку народные загадки, начните с самых простых. У ребятишек-дошкольников уже достаточно жизненного опыта, чтобы с небольшой вашей помощью их отгадать.

Ползун ползет, иголки везет. (Ежик)

Летом одевается, зимой раздевается. (Дерево)

Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук) Очень любимы детьми и загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" – загадки попроще. Не спешите подсказывать, дайте крохе найти ответ самому.

Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака

После того, как ребенок будет легко отгадывать загадки-рифмовки, предложите ему кое-что потруднее. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха.Судите сами: быстрее всех от страха несется… Так и хочется добавить "черепаха", правда?

Правильная отгадка – заяц. Подобные загадки учат малыша думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора. Загадки на смекалку. В эту группу входят особые загадки, в решении которых не поможет ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания. Эти задачки одинаково трудны и для маленьких, и для больших. Примерно так и отгадывается известная загадка К. Чуковского о Кондрате, который шел в Ленинград и встретил ребят. От чего плавает утка (от берега).

За чем язык во рту (за зубами).

Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит ребенка говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем.

Методика работы с загадками

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.

Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью… Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.

Я познакомилась с «Технологией обучения детей составлению загадок», разработанной Сидорчук Татьяной Александровной и Хоменко Николаем Николаевичем на основе методов и приёмов ТРИЗ.Эта технология включает в себя: технологические цепочки, позволяющие гарантированно научить детей 3 – 7 лет составлению сравнений и загадок.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект. Начинать работу можно с детьми 3-х лет – это предварительный этап, на котором происходит обучение детей составлению сравнений объектов по заданным признакам с использованием картинок, карточек – схем и реальных предметов из ближайшего окружения.

После освоения детьми модели составления сравнения, уже в среднем возрасте, Можно переходить к отработке умения составлять разнообразные загадки на примерах моделей, разработанных А. А. Нестеренко. Таких моделей – три.

Предлагаю вам составить загадку по модели 1 «Какой – что бывает таким же».

Вывешивается таблица – модели 1.

1. Давайте определим, о чём будем составлять загадку (показываю картинку) – самовар.

2. Подбираем образные характеристики самовара по цвету, действию, форме.

- Какой самовар по цвету - блестящий;

по действию – шипящий;

по форме – круглый.

Данные характеристики записываются схематически в левой части таблицы рисунком или буквой – при этом происходит развитие воображения, тренировка памяти.

3. Подбираем сравнения по перечисленнымзначениям признаков и вносим их в правую часть таблицы:

- Что ещё бывает таким же блестящим по цвету как самовар? – монета.

А по действию шипящим? – вулкан.

А по форме круглым, что ещё бывает? – арбуз.

4. А теперь давайте прочитаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбца связки «Как» и «Но не»: «Блестящий, как монета; шипящий как вулкан; круглый, но не арбуз».

Многократно «читают» загадку коллективно или индивидуально.

После освоения данной модели на активном уровне можно знакомить детей с особенностями сравнений и составлять загадки на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий как начищенная монета).

И загадка читается уже так: «Блестящий, как начищенная монета, шипящий как проснувшийся вулкан, круглый, но не спелый арбуз».

На следующем этапе (старшая группа) происходит знакомство с моделью 2 «Что делает – что (кто) делает так же».

Методика работы с данной моделью аналогична работе с моделью 1.

- Что делает ёжик? (Пыхтит, собирает, семенит).

- Пыхтит как кто или что? (пыхти как новенький паровозик – сравнение на «завышение»; как старый чайник – сравнение на «занижение»).

- Собирает как кто или что? (хорошая хозяйка - сравнение на «завышение»; как жадина - сравнение на «занижение»).

- Семенит как кто? (семенит как ребёнок, который учится ходить - сравнение на «завышение»; как старый дедушка - сравнение на «занижение»).

- Составление загадки в целом с использованием связки «Как» и «Но не» и еёчтение:

- с приёмом «завышения»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребёнок, который учится ходить».

- с приёмом «занижения»: «Пыхтит как старый чайник; собирает как жадина; семенит, но не старый дедушка».

Особенностью при освоении модели 3 «На что похоже – чем отличается» является то, что ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

- На что похож гриб? (на мужичка, дом, зонтик).

- А чем отличается от мужичка? дома? зонтика? (у гриба нет бороды; у гриба нет окон; у зонтика тонкая ручка, а у гриба толстая ножка).

- Составление загадки с использованием связки «Похож, но» и «Как, но».

- Чтение текста загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но с толстой ножкой».

Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

Публикации по теме:

Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы)

Развитие связной речи дошкольника посредством мнемотехники (из опыта работы) «Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники» (из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного образовательного.

Консультация для воспитателей «Роль загадки в развитии дошкольника» Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты,.

Консультация «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника». Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального.

Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника»

Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника» В течение 2017-2018 учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании дошкольника». Загадки помогают оживить.

План самообразования «Роль загадки в развитии дошкольника» Материалы по теме самообразования: «Роль загадки в развитии дошкольника» Воспитатель Матюнина Елена Владимировна 2017-2018г.

Роль театра в формировании всесторонне развитой творческой личности дошкольника Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому мы, как и многие.

Презентация «Роль загадки в развитии речи дошкольника» В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание.

Следующая загадка

Методические рекомендации составлены в соответствии с программой курса «Методика развития детской речи» для специальности 050704 Специальное дошкольное образование. Рекомендации адресованы обучающимся педколледжа, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Методика работы с загадкой в старших группах детского сада

Ценность метода работы с загадкой состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. На основе учета характера загадок, особенностей развития детей в методике сформулированы следующие требования к их применению в целях развития словаря: загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками; загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку», постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т. е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»); обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов); отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания; придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок; загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно привлекавшихся вещах.

Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различия между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представление детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по- разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же. В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитие речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Коррекционно – развивающие возможности загадки многообразны.Наиболее важны из них:

• Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

• Стимуляция умственной активности;

• Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

• Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

• Развитие сенсорной сферы.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкампервого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечисление признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово – отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадкивторого уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

-загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно- синтаксической структуры загадки (предложение – вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д.).

Тематика загадок для дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д.). Также дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки. Детям старшего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста также можно использовать загадкиразнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д.Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др. Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придумывание загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок по её методу начинается с 3,5 лет. Подробно на описании этого метода мы остановимся во второй главе.

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот примеры таких загадок-присказок.

Я маленькая птичка, зовут меня… (синичка).

Зимою она то как пух, то тверда, летом ее называют. (вода).

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все. (солнце).

Обогнать друг друга рады, ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки быстроходные. (коньки).

Все методисты отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Таким образом, работа с загадкой важный метод активизации словаря детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Презентация для детей 6–7 ЛЕТ Тема: «Происшествие в Солнечном городе» Цель: Формирование основ правовой культуры Использование презентации в непосредственной образовательной деятельности позволяет разнообразить приемы активизации познавательных способностей.

Читайте также: