Ритмические загадки по сольфеджио

Обновлено: 25.12.2024

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по сольфеджио

«Закрепление ритмических групп»

с учащимися 1 класса

Подготовила преподаватель теоретических дисциплин

Егорова Ираида Вениаминовна

Открытый урок по сольфеджио, 1 класс

Тема: Закрепление ритмических групп

Форма проведения : коллективная
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений
Цель: Свободно ориентироваться и владеть пройденными ритмическими группами.
Задачи:
1. Научится свободно воспроизводить пройденные ритмические группы.
2. Уметь записывать ритмический рисунок стихотворения и мелодии на слух.
3. Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.
План урока:
1. Распевка: пение гаммы, опевание устойчивых ступеней.
2. Ритмические загадки. Прохлопать ритм. Угадать, какая мелодия спряталась в нотном тексте: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
3. Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме, трезвучие, опевание.
Я купила кошке
К празднику сапожки.
4. Работа с ритмической тетрадью.
5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 43.
6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №3
7. Шумовой оркестр. Балтин «Дождь танцует» Металлиди, Перцовская «Сольфеджио 1 кл.», стр.67.
8. Домашнее задание. Придумай песенку на стихотворение, используя движение по гамме, трезвучию или опевание:
Выпал снег на поля,
Побелела вся земля.

Ход урока:

1. Распевка: пение гаммы, опевание устойчивых ступеней.
Учитель: Ребята, давайте с вами распоемся на уже знакомых нам элементах мелодии:
• Пение гаммы с аккомпанементом.
Учитель: Кто выйдет к инструменту и будет сегодня нашим учителем?
• Пение гаммы, опевания с игрой на инструменте. Дети, сидящие за партами играют на бумажной клавиатуре.
2. Ритмические загадки.
Угадать, какая мелодия спряталась: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
Учитель: Вначале самостоятельно попробуйте прохлопать ритм и угадать мелодию. Не забудем, что четверти мы хлопаем в ладоши, а восьмые – кулачками.
Если не получается: вместе прохлопать и постараться угадать.
3. Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме, трезвучие, опевание.
Я купила кошке
К празднику сапожки.
Учитель: Для начала выучим стихотворение и прохлопаем ритм.
Хорошо. Теперь постараемся отличить длинные и короткие хлопки.
Давайте запишем.
Теперь давайте оформим ритмическую запись в размере 2/4:

Молодцы. А теперь на полученную ритмическую запись давайте сочиним мелодию, используя движение по гамме, трезвучию, опевание.
Например:

Дети предлагают свои варианты.
Молодцы, теперь давайте выберем вариант, который получился лучше и запишем.
А теперь споем получившуюся песенку.
4. Работа с ритмической тетрадью.
Учитель: Ребята, теперь давайте все встанем и заведем пульс: будем раскачиваться вправо и влево – раз-два. Молодцы, продолжаем держать пульс. Мы как часы, которые не спешат и не отстают, все движемся ровно, одновременно.
Теперь все смотрим на ритмическую тетрадь. Я буду менять ритм, а вы должны будете одновременно реагировать.
Используются варианты группировки четвертей, восьмых, половинной в размере 2/4.
Молодцы, спокойно садимся.
5. Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 44.
Учитель: № 42. Все внимательно посмотрели в нотную запись и постарались самостоятельно проговорить нотки с дирижированием.
Давайте посмотрим, какой размер у этой мелодии.
Дети: 2/4.
Молодцы. Посмотрите внимательно, какие длительности здесь встретились?
Дети: четверти, восьмые, половинная.
Учитель: Давайте вспомним, как мы дирижируем эти длительности.
Четверти у нас идут одновременно с движением рук – вниз или вверх. Две восьмые попадают на один взмах, а половинная захватывает полностью движение рук вниз и вверх.
Теперь проговорим нотки вместе с дирижированием.
Хорошо. Теперь рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?
Споем настройку на звуках мелодии и начнем петь.
Молодцы.
Работа с №44 на примере предыдущего.
6. Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №3
Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам листочки. Посмотрите, чего в них не хватает?
Дети: Ритма, тактовых черточек.
Учитель: Правильно. Сейчас я вам сыграю мелодию и мы вместе постараемся записать ритм.
(Проигрываю два раза).
Теперь давайте прохлопаем ритм этой мелодии и постараемся отличить длинные звуки от коротких.
(Прохлопывают).
Теперь скажите, ритм в мелодии где-нибудь повторяется?
Если да, то где?
Давайте запишем начало и сразу расставим тактовые черточки.
(Учитель пишет на доске).
Хорошо, теперь мы видим, что первые два такта повторяются. Дальше продолжите сами.
(Записывают до конца).
Что у кого получилось? Говорите, что мне писать.
(Учитель записывает до конца на доске).
Теперь давайте проверим. (Пропевают мелодию и хлопают).
Теперь споем мелодию с дирижированием.
7. Шумовой оркестр. Балтин «Дождь танцует» // Металлиди, Перцовская «Сольфеджио 1 кл.», стр.67.
Группа делится на две команды.
Первая команда стучит:

Вторая:

Ритм с каждой группой отрабатывается отдельно: вначале без музыки, затем с музыкой. После учитель просит, чтобы обе группы проиграли свои партии вместе, без сопровождения. Заключительный этап – играют все вместе с музыкальным сопровождением.
8. Оценки за урок. Домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Срезали ветку острыми ножами,
Запела ветка семью голосами.

В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали.
В руках плачет,
А кто слушает —
Скачет.

Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это.

Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит -
В ногу всем шагать велит.

Тра-та-та!
Тра-та-та
Сверху кожа,
Снизу тоже,
В середине пустота.

Ростом мал и пузат,
А заговорит -
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.

В пути не смолкает,
Вдаль увлекает,
Сам не шагает -
Шагать помогает.

Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает.

Хлещут палки по спине,
Но совсем не больно мне.
Я трещу и грохочу.
В ногу вас ходить учу.

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…

Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит

В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.

Пуговки есть, а не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
Не птичка, а поёт-заливается.

То толстеет, то худеет, на весь дом голосит


Первые марши играют военные,

Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.

А вот вторые на крышах стоят,

Дружно зимою все сильно дымят

Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану —
Всем знаком .

Он свой морщинистый живот
То выставит, то спрячет,
То вместе с нами он поёт,
То вместе с нами плачет.

Рояль с баяном подружились
И навсегда объединились.
А ты названье угадаешь
Содружества мехов и клавиш?

Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня.

У какого инструмента,
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Элегантный наш …

Играет и тихо, и громко,
Играет и быстро, и плавно.
Приглушённо может и звонко
Звучать наше….

На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда она играла
Целый час на…

Есть у меня колёсики, есть у меня педали,
Но сколько б вы на них не нажимали -
Не тронусь с места я, а в мировые дали
Я музыкой вас увести могу .
Скажите, вы меня уже узнали?

Зубы чёрные и белые выстроились в ряд.
Ты не бойся - не кусаются,
А если тронешь - зазвучат.


Форте - громко,
Пиано - тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна
Ну, конечно..

Следующая загадка

Развивать ритмический слух и внимание у детей. Главный принцип работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям. Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами:Так в водной и заключительных частях заняти Следующий способ отражения ритмических рисунков можно с помощью деревянных палочек, деревянных ложек и ударных музыкальных инструментов. я мы прохлопываем, протопываем или отстукиваем пальчиками. Использование приемов прохлопывания или протопывания может варьироваться в зависимости от поставленных задач на занятии. Нужно следить за тем, чтобы все дети произносили и прохлопывали рисунок правильно. Можно простучать ритмический рисунок каждому игроку индивидуально. Если ребенок не справляется с заданием (не запомнил или неверно прохлопал), нужно задание повторить или предложить другой, более простой ритмический рисунок. Необходимо повторять упражнение несколько раз, чтобы ребенок в конце концов запомнил ритмический рисунок и смог его воспроизвести, уже не глядя на карточку.

Следующая загадка

Учащиеся 1 класса должны научиться свободно воспроизводить пройденные ритмические группы, уметь записывать ритмический рисунок стихотворения, мелодии на слух и использовать полученные навыки на творческих заданиях.

ВложениеРазмер
ritmicheskie_gruppy_na_urokah_solfedzhio_v_1_klasse.docx 64.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

Педагог приветствует участников, сообщает о порядке работы в режиме мастер-класса, проверяет готовность к уроку, наличие необходимых материалов.

– Итальянское слово «solfeggio» происходит от слова «solfo», что значит – ноты, музыкальные знаки, гамма. Так называют уроки, на которых занимаются развитием слуха: поют по нотам мелодии, пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные интервалы и аккорды. На уроках сольфеджио детям прививается любовь к народной музыке, творчеству русских и зарубежных композиторов, развиваются их музыкальные данные: слух, ритм, память.

Развивать чувство метроритма можно в каждом виде работы, но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

В младших классах – это простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии, повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом или записанного на доске, либо на ритмических карточках.

Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.

Педагог поёт первую фразу русской народной песни «Во поле берёза стояла» (рисунок 1), вторую фразу прохлопывают учащиеся, третью - опять педагог, четвёртую - ученики. Для этого упражнения весьма удобно использовать песни, имеющие структуру «пара периодичностей»: «А я по лугу» (рисунок 2), «Пойду ль, выйду ль я», «Вейся, капустка» и др.


Рис. 1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла»


Рис. 2. Русская народная песня «А я по лугу»

– В средних и старших классах развивать и закреплять чувство ритма можно с помощью других упражнений: это двухголосные ритмические партитуры, ритмические каноны, ритмические диктанты.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, а иногда и другие формы метроритмической пульсации (отстукивание долей в ладоши, или карандашом по столу, или отбивание ногой).

Вопрос ученикам:

– Ребята, скажите МЕТР и РИТМ это одинаковые понятия или разные?

Ответы:

– Разные. Метр – это пульс музыки, он бывает двухдольным и трёхдольным. Метр не изменяется на протяжении всего произведения.

– Ритм – это ряд длительностей, в каждом музыкальном произведении свой ритм. Ритм, который использовал Бетховен в Пятой симфонии для Мотива Судьбы невозможно спутать с другим.

– В музыке существует основное и особое деление длительностей. Основное – это деление на два: целая длительность делится на две половинные, половинная – на две четвертные, четвертная – на две восьмые и т.д. Этот принцип деления хорошо представлен в данной «пирамиде» (рисунок 3):


Рис. 3

– Также можно представить данное деление в виде яблока (или торта), которое нарезается равными частями на 2 – половинные, 4 – четвертные, 8 – восьмые (рисунок 4).


Рис. 4

– На начальном этапе обучения, т.е. в младших классах, знакомство с длительностями начинается с четвертных и восьмых. Эти длительности соотносятся с такими понятиями, как шаг и бег. Затем изучаются половинные и целые, и ещё позже более мелкие, шестнадцатые в различных сочетаниях. Как правило, тридцать вторые и шестьдесят четвёртые в школьной практике не применяются.

– Временные соотношения между определёнными длительностями можно продемонстрировать в пении гаммы До мажор:

Учащиеся поют гамму До мажор в разных ритмах. При пении половинными нотами мелодия следует широко, распевно (рисунок 5), четвертные придают напеву устремлённость (рисунок 6), восьмые - игривость (рисунок 7), а шестнадцатые – моторность (рисунок 8).


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8

– В соответствии с программными требованиями в 4 классе дети уже знакомы с шестнадцатыми в различных комбинациях. Это группа из четырёх шестнадцатых, ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. В начале года дети познакомились ещё с одним ритмом: восьмая с точкой и шестнадцатая. Все эти группы длительностей учащиеся осваивают в пении упражнений и отбивании ритма со счётом вслух.

Учащиеся настраиваются и поют данный пример, пользуясь листом А (Приложение 1). Педагог обращает внимание, что группа из 4-х шестнадцатых занимает одну метрическую долю (рисунок 9):


Рис. 9

А также со счётом вслух прохлопывают данный образец, работая по листу В (Приложение 2), (рисунок 10):


Рис. 10

Аналогично дети демонстрируют практическое освоение других ритмических групп с шестнадцатыми – восьмая и две шестнадцатые (рисунки 11, 12):


Рис. 11


Рис. 12

Две шестнадцатые и восьмая (рисунки 13, 14)


Рис. 13


Рис. 14

– Очень нравятся детям примеры, где объединены вокальная и ритмические строки, они требуют более тщательной проработки, но доставляют затем и больше удовлетворения от проделанной работы (рисунок 15):


Рис. 15

– Восьмая с точкой и шестнадцатая – наиболее сложный ритмический рисунок из пройденных, его освоение требует введения дополнительного слога в счёте: раз-и, «на» два –и (рисунки 16, 17):


Рис. 16


Рис. 17

III. Подготовка к практической работе

В качестве практической работы ученикам предлагается «Упражнение на пальцах», суть которого состоит в следующем: преподаватель говорит детям, что две его руки – это две доли в размере две четверти. Большой палец загнут внутрь ладони, ученики видят по четыре пальца внешней стороны каждой руки. Если пальцы соединены друг с другом, то это четвертная длительность, и ученики прохлопывают её, считая «раз-и,два-и» (фото 2).

– Можно изобразить и синкопированный ритм: восьмая, четверть, восьмая, или два более мелких: шестнадцатая, восьмая, шестнадцатая.

Ритм, показанный правой рукой, является для учащихся сильной долей, ритм в левой – второй, слабой долей. Сначала упражнение прорабатывается сидя со счётом вслух, когда ошибок нет, можно работать стоя, отбивая ногами двухдольный метр. Таким образом, в данном упражнении отрабатывается взаимодействие метра и ритма, усваиваются новые ритмические группы, улучшается координация рук и ног, а громкий счёт не позволяет допустить ритмическую фальшь. Кроме того, появление ритма каждого последующего такта происходит «в реальном времени», что требует от учащихся сосредоточенности и внимательности. Темп упражнения может варьироваться от медленного до подвижного, в зависимости от уровня группы. Начинать работать над этим упражнением можно с самого раннего периода обучения, когда учащиеся знают четвертные и восьмые. В данном случае на уроке находятся учащиеся старшего класса, поэтому длительности используются следующие: четвертные, восьмые, шестнадцатые в различных сочетаниях.

Ученики «разминаются», хлопают ритмы, показываемые педагогом.

IV. Практическая работа №1: ритмический диктант

Учащиеся 3-5 раз хлопают ритм по показу педагога со счётом вслух, далее повторяют его индивидуально - ногами и руками (фото 2, 5, 6, 7, рисунок 18), чтобы затем записать на листке нотной бумаги.


Рис. 18

V. Практическая работа №2: решение математических примеров на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей

– В этой работе осваиваются числовые соотношения длительностей, в рамках основного деления. Деление длительностей основано на действиях с дробями (рисунок 19).

Участники выполняют задание на листе С (Приложение 3).


Рис. 19

VI. Итог урока

– Числовые соотношения в музыке очень важны, и любое их нарушение может привести к разрушению музыкальной конструкции. Ритм является одним из главных средств музыкальной выразительности, и каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно. Ритмическая фальшь считается самой неприятной и грубой ошибкой.

– Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами:

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»
Э. Финкельштейн.

– Наш урок окончен. Спасибо учащимся за работу на уроке, спасибо уважаемым гостям, коллегам за внимание и участие.

Следующая загадка

Данный мастер-класс был проведён в рамках Недели открытых дверей Кежемского районного центра детского творчества г. Кодинска Красноярского края.

В Кежемском ЦДТ работает детская музыкальная школа-студия, одним из учебных предметов в которой является «сольфеджио» (фото 1).


Фото 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Читайте также: