Регулярная во времени задача по службе загадка
Обновлено: 25.12.2024
Альберт Эйнштейн — выдающийся физик, который изменил мир своими открытиями. Уникальный склад ума, которым мог похвастаться известный ученый, позволял ему делать не только великие открытия, но и создавать логические задачки. Современники Эйнштейна полагали, что столь неординарным способом физик старался определить уровень интеллекта людей, заинтересовавшись поиском выдающихся способностей.
Популярную логическую задачку про 5 домов Эйнштейн придумал в детстве (одна из версий, о которой спорят ученые). По мнению автора, решить ее без помощи бумаги и ручки смогут 2 % представителей человечества.
Интересный факт: Льюис Кэрролл, известный математик и писатель, который описал приключения Алисы в Стране Чудес и Зазеркалье, неофициально признан автором логической задачи про 5 домов и людей в них.
Мнения исследователей расходятся. Мы же попробуем решить задачку со столь интересной историей.
Корм для рыбок
Условие. У вас есть аквариум с рыбками, которые питаются циклопами. Вам нужно уехать на несколько дней и решить проблему с кормлением. Попросить помочь вы никого не можете. Запустить много циклопов за один раз нельзя – рыбки их съедят, и всё равно будут голодать. Как поступить в этом случае?
Предполагаемое решениеРешение. Бытовая ситуация, с которой (с возможными вариациями – кошки, попугаи и т.д. вместо рыбок) сталкивался каждый. По аналогии с предыдущей задачей становится очевидным, что приток корма в аквариум должен быть постоянным. Другими словами, в данном случае ИКР – независимое статическое поступление корма. Как это сделать? Знакомые с физикой, и в частности, с термодинамикой, должны найти решение достаточно быстро, используя описание мыслительного эксперимента Дж. Максвелла, известного как «Демон Максвелла». В переносе на наш случай решением может служить перегородка аквариума стенкой из органического стекла с небольшими отверстиями – достаточными для движения циклопов сквозь них и, в то же время, ограничивающие движения рыбок на «сторону циклопов».
Задача Эйнштейна про 5 домов
Первая публикация состоялась в 1962 году. Мы отклонимся от оригинальной версии в описаниях, не меняя условий задачи.
На участке построено 5 домов разного цвета: красный, зеленый, синий, желтый и белый.
В них живут 5 мужчин разной национальности: украинец, белорус, грузин, испанец и китаец.
Мужчины на своих участках выращивают следующие культуры: малину, смородину, крыжовник, клубнику, виноград.
В доме у каждого есть питомец: собака, кошка, попугай, хомячок, рыбки.
Каждый любит определенную марку шоколада: Twix, Snickers, Mars, Bounty, Kitkat.
Условия задачи Эйнштейна
Вопрос: кто разводит рыбок, а кто выращивает смородину?
Решение задачи при помощи таблицы
Мы не будем стремиться решить задачу в уме без помощи бумаги и ручки, как предлагал Эйнштейн, поэтому составим таблицу. В ней будем фиксировать наши рассуждения. Центр — это дом № 3.
Внесем всю информацию, которая есть в задании (ориентируясь на пункты в условии).
Нам точно известно, что в первом доме живет испанец (9). Пункт 14 говорит, что сосед испанца живет в синем доме. По логике, это дом № 2.
Разберемся, какого цвета дом № 1.
- он не может быть белым или зеленым, потому что эти дома стоят рядом (5);
- не может он быть и красным, потому что в нем живет украинец (1).
Значит, дом № 1 — желтого цвета.
Идем дальше. Согласно условию 7 в желтом доме любят Snickers, а его сосед разводит хомячков (11). Испанец, который живет в желтом доме:
- не выращивает виноград (это делает грузин (4));
- не растит малину — согласно пункту 3 это делает житель зеленого дома;
- и не рассаживает крыжовник (п. 8 говорит, что этим занимаются жители в центре);
- он не может растить и клубнику, потому что этим увлекается любитель Kitkat (12).
Исключив все неизвестные, получаем, что испанец выращивает смородину.
Путем логических умозаключений двигаемся к разгадке. По условиям, в желтом доме едят исключительно Snickers (7). А тот, кто любит кошек, предпочитает Twix (6). Предположим, что житель второго дома тот, кто ест Kitkat и выращивает клубнику (12). Какая у него национальность?
- не испанец (он живет в первом доме),
- не украинец (он живет в красном доме),
- не белорус, что выходит из п. 2,
- не грузин (п. 4) и не китаец (п. 13).
Исключив всех, понимаем, что первое предположение было неверным. Соответственно, любитель Kitkat и клубники НЕ живет в доме № 2.
Предположим, что во втором доме живет китаец (13). Что он выращивает?
- Малину? Нет, этим занимается житель зеленого дома (3).
- Виноград? Тоже нет, его выращивает грузин (4).
- Крыжовник? Опять мимо. Его разводят в центральном доме (8).
- Мы уже выяснили, что разводить клубнику или смородину он тоже не может.
Что в итоге? Во втором доме не любят Bounty, и китаец там не живет.
Так кто же этот загадочный житель дома под номером 2? Пока, учтя все исключения, мы можем сказать, что он любит шоколад Mars. А его сосед из центрального дома разводит попугайчиков (10).
Теперь стоит разобраться с его национальностью. Он не испанец, не китаец, не белорус (у него питомец — собака (2)), не украинец (1). Значит, он грузин, который выращивает виноград (4).
Из условия 10 известно, что рядом с любителем шоколада Mars живет тот, кто разводит попугаев. Вот, только в 1 или 3 доме можно познакомиться с говорящей птицей?
Допустим, что пернатый питомец обитает в доме №3. Разберемся, что выращивает человек, который ест Twix и держит кошку?
- смородину и виноград он разводить не может (это мы уже определили);
- клубнику тоже (12);
- а крыжовник растет по центру.
По логике, «мистер Икс» выращивает малину. Получается, что если попугай радует своим видом жителя третьего дома, то он же живет в зеленом доме (3). Но, этого не может быть, потому что в п. 8 указано, что в третьем доме растет крыжовник. Значит, попугай живет в доме № 1.
С двумя домами разобрались, теперь вперед за остальными. Посмотрев в табличку, делаем вывод, что малину и клубнику выращивают в четвертом и пятом домах. На этом этапе не важно, где именно.
Где живет любитель Twix и кошек? НЕ в том доме, где выращивают клубнику, потому что там едят Kitkat. Предположим, что он живет в доме, где растет малина. А мы знаем, что цвет этого дома — зеленый (3). Но, это невозможно, потому что в нем выращивают крыжовник. Значит, в доме № 3 живет человек, который любит Twix и кошек.
Следовательно, в зеленом доме живет любитель Bounty, который выращивает малину. А это — китаец (13). Размышляя дальше, находим, что белорус, который держит собаку, любит Kitkat и выращивает малину. Исключая все неизвестные, получаем, что украинец, проживающий в доме красного цвета, находится в центре. Соответственно, белорус — владелец белого дома. А из п. 5 мы знаем, что зеленый дом находится слева от белого. В итоге, табличка выглядит следующим образом.
Получается, что рыбок разводит китаец, который живет в зеленом доме, выращивает малину и любит Bounty. Смородина же растет на участке у испанца.
Понравилась задачка Эйнштейна? Следуя логическим путем и фиксируя все заключения, решить ее несложно. Ниже предлагаем решить наши головоломки, составленные в стиле задачи выдающегося физика. Дерзайте, и у вас все получится.
Загадка № 1. О чём мечтают Чайниковы?
Знакомьтесь, семья Чайниковых: папа, мама, школьник Петя и его младшая сестра Галя. В гости к ним часто приходит тётя Эльвира. У каждого из них есть хобби, любимые сладости и… мечты!
Прочитай эти утверждения, заполни табличку и скажи: кто любит торт «Наполеон»? Кто мечтает о поездке в Париж?
Ответ
Торт «Наполеон» любит папа. О поездке в Париж мечтает тётя Эльвира.
Это так называемые загадки Эйнштейна. По легенде знаменитый физик, Нобелевский лауреат, автор теории относительности Альберт Эйнштейн придумал такую задачу, когда был ребёнком. Вообще эти головоломки должны разгадываться в уме, но детям, конечно, будет удобнее заполнить таблицу, которая наглядно покажет ход решения.
Вода в трубе
Условие. Достаточно простая и известная задача. Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.
Предполагаемое решениеРешение. Эта задача решается очень просто. ТРИЗ предусматривает не только строгий алгоритм решения, но и чёткую проработку условий задания. Г. С. Альтшуллер всегда советовал перед началом работы попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение – нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление.
Лекарства для космонавтов
Условие. Не многим известно, что «морской болезнью» страдают не только моряки и путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства от данного недуга существуют, но есть оговорки по его применению в условиях космоса. Так, малые дозы нужно принимать часто, что неудобно, а большие – вредно. Как решить эту проблему?
Предполагаемое решениеЗагадка № 4. Бабушкин юбилей
В бабушки Шариковой скоро день рождения. Остальные члены семьи приготовили ей подарки, да не по одному! Бабушка получит к юбилею концерт из творческих номеров, общий букет цветов и целый стол вкусностей.
Какие же подарки ждут бабушку? Читай подсказки и узнаешь ответ!
Ответ
Билет в театр подарит Меланья. Розу купит Полиграф.
Внимание, эрудиция, память, обучаемость, логика для детей (и всё это онлайн!) — задачи на тренировку этих пяти навыков мышления вы найдёте на сайте Умназии! С нами не скучно!
Следующая загадка
Логическая загадка любой сложности заставит вас подумать о давно забытых предметах, вспомнить содержание детских сказок и смириться с тем, что ваш ребенок находит ответы быстрее вас. Хотите проверить? Мы подготовили специальную подборку сложных логических загадок!
Зачем детям развивать логику?
Развитое логическое мышление поможет вашему ребенку легко справляться с математическими задачами не только в начальной, но и в старшей школе.
Умение анализировать выручит его на литературе, а способность нестандартно мыслить пригодится в творческих кружках и школьных активах. И, конечно, он всегда сможет дать аргументированный ответ на поставленный учителем каверзный вопрос, а еще переспорит одноклассников и точно завоюет авторитет в школе!
Боитесь, что ваш ребенок не справится, потому что «гуманитарий»? В Умназии вы найдете сотни загадок на логику, которые адаптированы для детей разных классов и возрастов, которые позволяют развивать Логику постепенно.
Не отказывайтесь от «мозговых тренировок» — начните мыслить не так, как все!
Зачем решать логические загадки?
При решении логических задачек и поиске «отгадки» у человека начинают работать оба полушария мозга. Левое полушарие отвечает за логику и стремится разобраться в причинных связях. Правое несет ответственность за интуицию, учится строить целостную картину и формировать образное мышление.
У современных людей левое полушарие включается в работу не так часто — «загуглили» и отправились по делам. И, конечно, свою “логическую мышцу” можно и нужно тренировать — тут нам и пригодятся загадки на логику – они помогают держать мозг в тонусе даже в самые «ленивые» дни.
Эффект от «логических тренировок» даст о себе знать уже после первых занятий — натренированный мозг быстрее соображает, позволяя решать не только математические задачи, но и находить выход из жизненных ситуаций.
Загадка № 2. Однажды вечером
Как-то раз Клим Чугункин пришёл к своему однокласснику Полиграфу Шарикову, чтобы сделать задание по чтению – выучить басню. Когда он зашёл в квартиру, у порога стояло 5 пар обуви: босоножки, деловые туфли, высокие ботинки на шнуровке и 2 пары кроссовок.
Попробуй определить, кто из семьи Шариковых в какой обуви пришёл домой, а ещё узнай, где сейчас находятся все члены семьи и чем они заняты.
Тебе помогут эти подсказки:
Ответ
Посмотри верное решение задачки.
Чтобы решить подобные задания на логику, внимательно читай вступление к задаче и все подсказки.
Одуванчики
Условие. Одуванчики имеют набор хромосом очень качественно близкий к человеческому. Как это можно использовать при контроле работы атомной электростанции?
Предполагаемое решениеРешение. Здесь, как видим, не совсем традиционная задача. Тем не менее, решается она достаточно просто, всё что нужно – применить один из законов развития ТС – закон согласования ритмики частей системы. И одуванчик, и человек – системы, а тот факт, что их хромосомы похожи, даёт возможность судить о достоверности результатов экспериментов на растениях и в случае с людьми. Но ритмика у одуванчика чаще (смена поколений раз в год), что за достаточно короткий период времени позволяет проследить генетические изменения экземпляров, растущих рядом с АЭС, и сделать соответствующие выводы и о влиянии на человека.
Марсоход
Условие. Во время научной экспедиции на Марс, космический корабль произвёл посадку в долине. Астронавты снарядили марсоход для лучшего изучения планеты, но как только покинули корабль, столкнулись с проблемой. Дело в том, что по поверхности было сложно передвигаться – этому мешали многочисленные холмы, ямы, большие камни. На первом же склоне колёсный вездеход с надувными шинами перевернулся на бок. С этой проблемой астронавты справились – они прицепили снизу груз, что усилило устойчивость машины, но стало причиной новой проблемы – груз задевал неровности, что усложняло движение. Итак, что нужно сделать, чтобы повысить проходимость марсохода? При этом у космонавтов нет возможности изменять его конструкцию.
Предполагаемое решениеРешение. Техническое противоречие сформулировано в условии задачи. Идеальный конечный результат – достичь абсолютной проходимости. При этом космонавты действуют в условиях Марса, у них нет возможности изменять конструкцию марсохода. Исходя из этого, ресурсом выступает груз. Не стоит также забывать и о законах развития технических систем, и следить за тем, чтобы изменение одной части не влияло на функционирование других элементов. Памятуя об этом, становится очевидным, что поднять груз в кабину или на крышу невозможно, так как произойдёт смещение центра тяжести и проблему решить не удастся. Спустить воздух из шин также нельзя – устойчивость немного повысится, но пострадает проходимость, усилится тряска.
Чтобы понять, как поступить с грузом, и получить сильное решение, нужно вспомнить, как мы обычно поступаем в условиях нехватки места? Стараемся разместить всё максимально компактно: объединить, сложить одно в другое. В ТРИЗ такой приём получил название «матрёшка». С её помощью задача про марсоход легко решаема: груз (металлические шарики, тяжёлая жидкость) нужно поместить внутрь шин. Этот способ имеет применение на практике, его предложил использовать японский изобретатель П. Шохо, для повышения устойчивости и проходимости кранов и погрузчиков.
Загадка № 3. Игра в боулинг
Ква-Квариус, Учёнок, Грамотигр, Сообразебра и ГалиЛео играли в боулинг. Шары у них были 4 цветов – ЖЕЛТЫЕ, ЗЕЛЁНЫЕ, КРАСНЫЕ и СИНИЕ.
Узнай, в каком порядке они делали ходы, какого цвета шары выбирали, сколько выбили страйков и сколько допустили промахов.
* Страйк – это успешный ход в боулинге, когда за один удар игрок сбивает все кегли.
Ответ
ГалиЛео и Сообразебра играли красными шарами. У ГалиЛео был 1 промах, у Сообразебры – 4 страйка. Если табличка заполнена верно, то имена умназистов будут стоять в алфавитном порядке.
Эти на первый взгляд сложные игры на логику для детей тренируют целый ряд полезных качеств, которые пригодятся ребёнку не только в учёбе, но и в повседневной жизни:
- внимательность;
- умение отделить важную информацию от незначительной;
- сосредоточенность;
- умение оперировать одновременно множеством фактов;
- сообразительность.
Следующая загадка
Говоря о разработанном Г. С. Альтшуллером алгоритме, мы отмечаем не только стройность научной теории, но и её способность без перебора многочисленных вариантов приводить к сильному решению. В этом несомненное преимущество ТРИЗ, ведь она располагает большим количеством практических инструментов для решения творческих задач и производственных кейсов любой сложности.
Чтобы наглядно это продемонстрировать, мы собрали задачи и упражнения и объяснили их решение, применяя методику ТРИЗ. Несмотря на то, что теория предназначена для работы с техническими задачами, примеры подобраны так, что даже человек без специального образования сможет по достоинству оценить её эффективность.
Содержание:
Загадка № 5. Что надеть?
Веня Домиков и Маша Самолётова отдыхали в санатории с понедельника по пятницу. Каждый взял с собой такие предметы одежды: шорты (Ш), джинсы (Д), тёплую кофту на молнии (К), тонкую водолазку (В) и бейсболку (Б).
Во что были одеты ребята каждый день в лагере? В течение дня они одежду не меняли.
Сложные загадки на логику
Давайте попробуем разгадать 5 загадок на логику. Дети и взрослые могут размышлять над ответом вместе.
Загадка №1
Каких камней не бывает в речке?
Ответ: В речке вы никогда не найдете сухих камней. А вот драгоценные попасться могут 🙂
Загадка №2
На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты?
Ответ: На столе лежат 2 рубля и 1 рубль. В условии сказано, что только одна из монет – не рубль.
Загадка №3
Что не вместится даже в самую большую кастрюлю?
Ответ: Крышка этой кастрюли 🙂 Не ходите на кухню и не проверяйте – точно застрянет!
Загадка №4
Что может в одно и то же время стоять и ходить, висеть и стоять, ходить и лежать?
Загадка №5
Завязать можно, а развязать нельзя. Что это такое?
Ответ: Нет, не шнурки от старых кроссовок. Правильный ответ - разговор.
Справились? Если да – вы молодцы. А если что-то не получилось – приходите в Умназию и тренируйте ум с умом!
Умназия – образовательная онлайн-платформа для учеников начальной школы. На платформе ребенок сможет:
Развить логику и внимание на тренажере навыков, прокачать память и стать финансово грамотным!
У нас ребенку не будет скучно: умные алгоритмы подготовят для него индивидуальную программу, а в онлайн-тренажере он будет раскрывать тайны, получать достижения и становиться героем Умназии.
А для самых умных и мотивированных ребят у нас проводятся олимпиады по 4 предметам, которые готовят детей к будущим олимпиадам в школах. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Следующая загадка
Почему? Ответы в этих задачах нельзя просчитать или просто вспомнить, нужно перевернуть всю систему мышления и зайти с самого неожиданного края. Решая такие задачи, ребенок задействует оба полушария: мыслит сразу и творчески, и аналитически. Продолжение нашей подборки!
В каком городе спрятались мужское имя и сторона света?
ОтветЧто нужно делать, когда видишь зелёного человечка?
ОтветСемь сестёр находятся на даче, где каждая занята каким-то делом. Первая сестра читает книгу, вторая — готовит еду, третья — играет в шахматы, четвёртая — разгадывает судоку, пятая — занимается стиркой, шестая — ухаживает за растениями. А чем занимается седьмая сестра?
ОтветИграет в шахматы.
По чему ходят часто, а ездят редко?
ОтветЧто это такое: две головы, две руки и шесть ног, а идут только четыре?
ОтветВсадник на коне.
В кармане лежат две монеты на общую сумму 15 рублей. Одна из них не пятак. Что это за монеты?
Ответ5 рублей и 10 рублей.
Шёл охотник мимо башни с часами. Достал ружьё и выстрелил. Куда он попал?
ОтветКакая птица яиц не несёт, но сама из яйца вылупилась?
ОтветМожно ли зажечь спичку под водой?
ОтветДа, в подводной лодке.
Что это такое: синий, большой, с усами и набит зайцами?
Ответ
Один французский писатель терпеть не мог Эйфелеву башню, но постоянно на ней обедал. Как он это объяснял?
ОтветЭто единственное место в городе, откуда её не видно.
Джордж Вашингтон, Шерлок Холмс, Уильям Шекспир, Людвиг ван Бетховен, Наполеон Бонапарт — кто из них лишний?
ОтветШерлок Холмс (вымышленный персонаж).
За что обычно учеников выгоняют из класса?
ОтветКакими нотами можно измерять расстояние?
Ответ ОтветКладём 4 пирожка — 5 минут; 2 пирожка переворачиваем, 2 снимаем, кладём 2 новых, еще не обжаренных, — 5 минут; 2 пирожка снимаем, 2 переворачиваем, кладём 2 недожаренных — 5 минут.
У Абдуллы было пятнадцать овец. Все, кроме четырнадцати, сбежали. Сколько овец осталось у Абдуллы?
ОтветЧеловек хочет, чтобы он включился. А когда он включается, человек злится и старается его поскорее выключить.
ОтветВ каком случае 3 дедки, 2 бабки, 4 внучки, 3 жучки, кошка и 7 мышек с репкой, забравшись под один зонтик, не намокнут?
ОтветБочка с водой весит 50 килограммов. Что нужно добавить, чтобы она стала весить 15 килограммов?
Ответ«Вот вам три таблетки, — сказал врач, — принимайте их через каждые полчаса». На какое время хватит прописанных доктором таблеток?
ОтветКакая гора была самой высокой на Земле до открытия Эвереста?
ОтветЭверест (хотя он и не был открыт).
На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?
Ответ
Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
ОтветВ Москву шла только баба.
Из какой посуды нельзя ничего поесть?
ОтветВ парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?
Ответ
На берёзе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?
ОтветЯблоки не растут на берёзе.
Может ли страус назвать себя птицей?
ОтветНет (он не умеет говорить).
Два землекопа выкапывают 2 м канавы за 2 ч. Сколько землекопов за 5 ч выкопают 5 м канавы?
ОтветЧеловек выпрыгнул из самолёта без парашюта. Он приземлился на твёрдый грунт, но остался невредимым. Почему?
ОтветСамолёт стоял на земле.
Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?
ОтветЯ не живу ни в Москве, ни в Минске, ни в Тбилиси, но люблю такие города, как Кустанай, Муром, Бугуруслан. Кто я?
ОтветУ вас есть только одна спичка. В тёмной комнате стоят керосиновая лампа, печь и свеча. Что вы зажжёте в первую очередь?
ОтветЧем больше из неё берёшь, тем больше она становится.
ОтветГде вторник идёт раньше, чем понедельник?
Ответ
Эскимосы — хорошие охотники, но они никогда не охотятся на пингвинов. Почему?
ОтветЭскимосы живут на Севере, а пингвины — на Юге.
Женщина пришла на обследование к врачу. Она была сестрой врача, но врач не был ей братом. Кем он ей приходился?
ОтветЧто все люди на Земле делают одновременно?
ОтветКакую букву нужно спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного?
ОтветЧто невозможно взять в руки сидя и поднять?
ОтветСтул, на котором сидишь.
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
ОтветНет, т.к. будет ночь.
Она не глубже стакана, не шире охвата человеческих рук, но, сколько бы воды в неё ни наливали, она всё равно не заполнится.
ОтветКакие три числа при сложении и при умножении дают один и тот же результат?
ОтветЯ не живой, но я расту. У меня нет лёгких, но мне нужен воздух. У меня нет рта, но вода убьёт меня. Кто я?
ОтветЧто можно найти в декабре, но нельзя найти ни в одном другом месяце?
ОтветКакое изобретение позволяет смотреть сквозь стены?
ОтветОна больше слона, но ничего не весит.
Ответ
На тарелке лежало пять яблок для пятерых детей. Каждый ребёнок взял по яблоку. Однако одно яблоко осталось на тарелке. Как такое возможно?
ОтветОдин ребенок взял яблоко вместе с тарелкой.
Чем можно поделиться только один раз?
ОтветОн чёрный, когда его покупают, он красный, когда его используют, он серый, когда его выбрасывают.
Лёд на проводах
Условие. Напоследок сложная задача, с которой справляются очень немногие. В наших климатических условиях зимой существует опасность нарастания льда на проводах линии электропередач. Со временем образовавшаяся глыба может оборвать своей тяжестью провода, да ещё и повредить то, что находится на земле под ними. Какими методами бороться с обледенением?
Предполагаемое решениеРешение. Как и было анонсировано, решение данного кейса потребовало от изобретателей значительных усилий. Сначала высказывались предложения очищать провода внешними способами, например, с помощью человека. Но такие методы были откинуты в силу своей нецелесообразности. Появилась идея нагревать провода, пуская по них ток под сильным напряжением. Но это рождало новое противоречие, ведь в такое время пользователи не смогли бы пользоваться энергией. В данном случае сам ресурс (ток) был выбран правильно и учёные начали развивать идею нагрева проводов его посредством. Вскоре решение нашли – по всей линии на расстоянии в 5-6 м на провода надели специальные кольца из материала, обладающего магнитными свойствами – феррита. Под воздействием переменного тока магнит нагревался, что исключало обледенение.
Но и это решение не оказалось оптимальным. Дело в том, что провода продолжали греться и в тёплую пору, что было ненужным. Изобретение было усовершенствовано – кольца начали делать из магнита с точкой Кюри (П. Кюри первым заметил, что разные магниты сохраняют свои свойства до разных температур) равной нулю градусов. Такие магниты не грелись, когда температура воздуха поднималась выше 0°.
Больше интересных задач и кейсов по ТРИЗ ищите на официальном сайте фонда Г. С. Альтшуллера, на сайте «Креативный мир», в книге Н. и А. Нарбут «Учебник и сборник задач по ТРИЗ». Желаем вам успехов в практике решения изобретательских задач!
А также предлагаем сыграть в нашу игру на развитие нестандартного подхода в решении задач.
Далее вы найдете ссылки на полезные статьи и другие материалы, так или иначе относящиеся к теме.
Безопасный бассейн
Условие. Это скорее не задача, а упражнение на способность находить эффективные творческие решения. Цель – предложить максимально безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать.
Предполагаемое решениеРешение. Используя метод системного анализа, можно найти ряд приемлемых решений, поскольку условия задачи не ограничивают нас в выборе средств. Так, можно построить бассейн уникальной конструкции (с небольшой глубиной, верёвочными ограждениями для каждой дорожки, выталкивающими фонтанами). Также можно снабжать пловцов вспомогательными плавсредствами, к примеру, спасательными жилетами. С точки зрения идеальности наиболее удачным вариантом можно считать предложение наполнить бассейн раствором концентрированной поваренной соли. В нём тело будет выталкиваться на поверхность без дополнительных усилий. Кстати, на эту тему существует загадка: «В каком море невозможно утонуть?». Поскольку физическую составляющую необходимого условия вы уже знаете, в качестве дополнения к упражнению подумайте над географической.
Читайте также: