Развитие творческих способностей мир загадок
Обновлено: 04.11.2024
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Мир загадок» составлена на основе авторской программы «Мир загадок», в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, имеет духовно - нравственную направленность.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Мир загадок» являются Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» Москва, 2013, ФГОС НОО, Москва 2011, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва 2011, программа Гин С. Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 1 класса/ ,Школа креативного мышления; Светлана Гин. – Москва: Вита – пресс, 2012.
Программа «Мир загадок» предназначена для учащихся начальной школы, желающих овладеть навыками творческой деятельности.
Программа «Мир загадок» имеет духовно – нравственную направленность.
Отличительной особенностью программы является ее ориентация на обучение детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения, развития логики, обучение приемам развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Эти приемы были разработаны на основе глубоких исследований творчества. Их главное отличие от всех известных в этой области исследований состоит в том, что анализу подвергается не субъективные и психофизиологические процессы, наблюдаемые у людей, решающих творческие задачи, а объективные результаты творческого труда. Анализ сотен тысяч изобретений в самых разных областях творческой деятельности позволил выявить конкретные законы развития различных систем. Оказалось, что совсем не обязательно в творческом порыве методом проб и ошибок искать решение сложных задач. Достаточно знать общие закономерности развития систем (будь то технические, социальные, научные или иные системы) и правила анализа и разрешения противоречий, разработанные в ТРИЗ.
Применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции людей. Всегда сложно отказаться от простого перебора вариантов, заменив их на дисциплину четкой последовательности приемов и правил. С удивительным упорством мы готовы отстаивать свое право на совершение многочисленных ошибок. Не меньшей психологической сложностью является доказательство того, что мир изменяем. С еще большим трудом удается выработать активную жизненную позицию: мир не просто изменяем, ты сам способен его изменить. Все эти трудности применения методов ТРИЗ делают необходимым внедрение обучения ТРИЗ в школу. Это не означает, что после полного внедрения обучения ТРИЗ в школе все человечество превратится в общество творческих личностей, как не превратилось общество в математиков, физиков или химиков после внедрения этих предметов в школу. Методы ТРИЗ становятся элементом культуры современной цивилизации, культуры мышления людей.
Новизна в том, что данная программа направленная на реализацию одной из основных задач воспитания - формирование творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, духовная жизнь которой направлена на саморазвитие, через теоретическое знакомство с приемами творчества и последующее практическое применение полученных знаний.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что младший школьный возраст - сензитивный период для формирования ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности, для понимания преобразующей роли человека в обществе, формирования мотивации в самореализации в социальном творчестве, выражения себя в различных видах творческой деятельности. Кроме этого у детей начальных классов сохраняется способность к вымыслу, фантазированию.
Актуальность данной программы внеурочной деятельности объяснятся следующими положениями:
Во–первых, с овременное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Задача педагога – включить ребенка в процесс индивидуальной творческой деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
Во – вторых, проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России учитывается личностно – ориентированная модель подрастающего поколения, при реализации которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка. Задача воспитателя - обеспечить формирование следующих результатов:
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Практическая значимость данной программы заключается в том, что она создаёт условия для развития творческого мышления на основе развития творческого воображения , основными направлениями которого являются: активизация каналов восприятия, обучения приемам устранения психологической инерции, развития творческой интуиции, формирования умения воспринимать объекты с различных точек зрения, развития образности, оригинальности и продуктивности, обучения навыку генерирования творческих идей, ознакомленияс критериями оценки творческих работ.
Программа составлена в соответствии с требованиями:
Федерального Государственного Стандарта для начальной школы;
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель курса «Мир загадок»:
ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
– способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
– умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
– повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;
– умения организации учебно-познавательной деятельности;
– овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
– умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
– овладение навыками работы в группе;
– владение различными социальными ролями в коллективе;
– развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
– поддержка и стимулирование социальной активности;
– освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
– овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
– формирование культуры мышления и поведения.
Контроль:
обучение предполагает продуктивную творческую деятельность – сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.
К концу 1 класса учащиеся
будут знать : цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);
будут уметь : описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).
Учебный план курса (32 ч, 1 ч в неделю)
-развитие управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач, обучение способам преодоления психологической инерции, освоение приемов создания творческих продуктов, воспитание ценностного отношения к творчеству и созиданию.
Задачи:
обучающие
Формирование навыков общеучебной деятельности;
Овладение креативными навыками продуктивной деятельности;
Освоение эвристических методов решения проблем;
развивающие
Усвоение способов интеллектуального и творческого саморазвития.
Овладение приемами действий в нестандартных ситуациях.
воспитательные
Владение различными социальными ролями в коллективе.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Срок реализации рабочей программы внеурочной деятельности «Мир загадок» - один год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время Общее количество занятий 33 часа.
Занятия по программе внеурочной деятельности младших школьников « Мир загадок» проводятся в форме игр, бесед.
Подразумевается, что по окончании занятий учащиеся будут знать критерии оценки творческих работ, типовые приемы фантазирования, будут уметь сочинять загадки про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма, использовать приемы «Увеличение – уменьшение», «Ускорение – замедление», «Оживление»для сочинения сказок.
Ожидаемые результаты.
Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
Усвоение способов интеллектуального и творческого саморазвития;
Овладение приемами действий в нестандартных ситуациях;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
Освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях;
Регулятивные УУД:
Умение принимать и сохранять учебную задачу
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Адекватно воспринимать оценку учителя
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД:
Формирование навыков общеучебной деятельности;
Овладение навыками продуктивной деятельности;
Освоение эвристических методов решения проблем;
Коммуникативные УУД:
Уметь работать парой;
Владение различными социальными ролями в коллективе;
Опыт проведения учебных дискуссий;
Опыт презентации результатов деятельности..
1.8 Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности «Мир загадок»
1. Путешествие в Страну загадок (1 ч)
1.1. Знакомство со Страной загадок
Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
2. Город самых простых загадок. Улица «Цвет» (3 ч)
2.1. Улица «Цвет»
2.2. Изменение цвета в природе
2.3. Цвет в рукотворном мире
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Владение различными социальными ролями в коллективе;
3. Город самых простых загадок. Улица «Форма» (4 ч)
3.1. Улица «Форма»
3.2. Изменение формы
3.3. Замок похожестей-непохожестей
3.4. Геометрические головоломки
4. Город самых простых загадок. Улица «Размер» (3 ч)
4.1. Улица «Размер»
4.2. Относительность размера
4.3. Противоречия в размере
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
5. Город самых простых загадок. Улица «Вещество» (4 ч)
5.1. Улица «Вещество»
5.2. Агрегатное состояние вещества
5.3. Вещества в изобретательских ситуациях
5.4. Сочинение загадок
Владение различными социальными ролями в коллективе;
Развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
6. Город пяти чувств (5 ч)
6.1. Улица «Зрение»
6.2. Улица «Слух»
6.3. Улица «Осязание»
6.4. Улица «Обоняние». Улица «Вкус»
6.5. Решение изобретательских задач
«на обнаружение»
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Владение различными социальными ролями в коллективе;
7. Город загадочных частей (4 ч)
7.1. Знакомство с Городом загадочных частей
7.2. Сочинение загадок
7.3. Игры и упражнения со словами
7.4. Придумывание необычных предметов
Владение различными социальными ролями в коллективе;
Развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
8. Город загадочных мест (2 ч)
8.1. Знакомство с Городом загадочных мест
8.2. Сочинение загадок
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
9. Путешествие на машине времени (3 ч)
9.1. Путешествие в прошлое
9.2. Путешествие в будущее
9.3. Путешествие в Город загадочных дел
Усвоение способов интеллектуального и творческого саморазвития;
Овладение приемами действий в нестандартных ситуациях;
10. Подведение итогов обучения (3 ч)
10.1. Подготовка творческих работ
10.2. Защита творческой работы
10.3. Праздник «Прощание со Страной загадок»
Опыт проведения учебных дискуссий;
Опыт презентации результатов деятельности
Содержание программы
1.Путешествие в Страну загадок
Теория. Что такое загадка
Практика. Какая она – Страна загадок? Знакомство с «гидом» (Игрушкой).
2. Город самых простых загадок. Улица «Цвет»
Теория. Кто, когда и почему изменяет цвет?
Практика. Знакомство с Городом самых простых загадок. Как получить радугу из трёх цветов? Как придумывают «цветные» загадки? Решение проблемных ситуаций про осьминожков. Фантазирование: если бы предметы могли менять свой цвет. Необычное рисование. Упражнение «Ниткопись».
3. Город самых простых загадок. Улица «Форма»
Теория. Геометрические фигуры в окружающих предметах. Сравнение плоских и объёмных геометрических фигур
4. Город самых простых загадок. Улица «Размер»
Теория. Что и как можно измерить? Зачем нужны измерительные приборы?
Практика. Знакомимся с рекордами природы. Как один предмет может быть сразу и большим и маленьким? Приёмы разрешения противоречия: «часть – большая, часть – маленькая», «то – большая, то – маленькая», «одно – маленькое, вместе – большое». Сказка про человека, который может изменять свой рост.
5. Город самых простых загадок. Улица «Вещество»
Теория. Вещества вокруг нас. Сравнение жидких и твёрдых веществ. Газообразные вещества
Практика. .Практическая работа: свойства материалов.. Объяснение «метода маленьких человечков». Инсценирование физических явлений. Решение изобретательских задач. Составление загадок с помощью «метода маленьких человечков». Сказка про человека, который может становиться твёрдым, жидким, газообразным. Правила составления загадок по признакам «цвет», «форма», «размер», «вещество». Игра «Да-нетка».
6. Город пяти чувств
Теория. Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Какие бывают запахи?
Практика. . Упражнение «Портрет Невидимки». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов: видимые и «невидимые» (ощущаемые). Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».
7. Город загадочных частей
Теория. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.
Практика. Игра «Узнай по части». Упражнение по варьированию подсистем. Игры и упражнения со словами. Приём «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв». Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.
8. Город загадочных мест
Теория. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок-«матрёшек».
Практика. Упражнение «Необыкновенное путешествие».
9. Путешествие на машине времени
Теория. Системный оператор («многоэкранка»).
Практика. Настоящее, прошлое и будущее предмета. История предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем? Описание объектов при помощи системного оператора.
10. Подведение итогов обучения
Практика. Выполнение творческих работ по содержанию учебного материала. Презентация и защита творческих работ. Обобщение знаний и умений в игровой форме.
Средства контроля
Для подведения итогов работы по реализации программы внеурочной деятельности «Мир фантазии» используются презентации детских творческих работ.
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г
2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2011.
3. Афанасьев С, Коморин С. 100 творческих конкурсов. — Кострома: ИМЦ, 1995.
2. Винокурова К К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Волина В. В. Веселая грамматика. — М.: Знание, 1995.
4. Гин А. А. «Да» и «нет» говорите. //Педагогика + ТРИЗ»: Сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Вып. 2. — Гомель: ИПП «Сож», 1997.
5. Гин С. И. Изобретательские ситуации в детской литературе (рукопись в фонде ЧОУНБ). — Гомель, 1990.
6. Гин С. И. Мир загадок. — М: ВИТА –ПРЕСС, 2012.
7. Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах. 3класс (1-4): Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 2012
8. Сборник загадок /Сост. М. Т. Карпенко — М.: Просвещение, 1988.
9. Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. — Ульяновск, 1997.
Пояснительная записка
Программа курса по выбору "Мир загадок" предназначена для учащихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС "Внеурочная деятельность в начальной школе" (программа духовно-нравственного развития личности).
Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни посредством презентации творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений.
Программой курса по выбору "Мир загадок" предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Цель курса по выбору "Мир загадок":
ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
– способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
– умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
– повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;
– умения организации учебно-познавательной деятельности;
– овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
– умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
– овладение навыками работы в группе;
– владение различными социальными ролями в коллективе;
– развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
– поддержка и стимулирование социальной активности;
– освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
– овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
– формирование культуры мышления и поведения.
Контроль: обучение предполагает продуктивную творческую деятельность – сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.
К концу 1 класса учащиеся
будут знать : цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора ("многоэкранки");
будут уметь : описывать объекты ближайшего окружения по признакам "цвет, форма, размер, вещество"; понимать относительность размера ("для кого?" "по сравнению с чем?"); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: "вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?"; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора ("многоэкранки").
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир загадок» для 1 «А» класса (духовно-нравственная направленность) составлена на основе ФГОС НОО, Примерной программы начального общего образования и авторской программы внеучебного курса «Мир загадок» для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ автора С.Гин («Школа креативного мышления» 2013 год издания); в соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу, дисциплине) в МАОУ СОШ № 50, утверждённому приказом директора школы № 141-о от 01.09.2014 г.
Курс «Мир загадок» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение кружка по внеурочной деятельности «Мир загадок» в 1 классе отводится 32 часа в год (количество часов в неделю – 1).
Программа курса «Мир загадок» предназначена для учащихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире.
Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занижает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни пояс презентации творческих достижений, стимулирования ого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений. Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагает построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Если бы можно было прочитать мысли маленького ребёнка, то, наверное, мы бы услышали нечто похожее на песенку Винни – Пуха: «Везде и повсюду, опять и опять меня окружают загадки!»
Процесс взросления можно представить, как постепенное отгадывание загадок природы, науки, языка, отношений и т.д. Первоклассник приходит в школу уже с достаточно ощутимым объёмом знаний. Вспомним слова Льва Толстого: «От новорождённого до пятилетнего – громадное расстояние, от пятилетнего до меня – один шаг». Но этот «один шаг» во многом делается именно в школе.
Школа сегодня старается развивать интеллект, но игра и фантазия, выдумка и творчество нередко остаются «за бортом». Нам, взрослым, часто всё это кажется лишним и ненужным, но дети думают иначе. Они не могут сказать: «Хотим сочинять, хотим придумывать, хотим радоваться!», они говорят иначе: «В школе скучно, неинтересно», «Скорей бы каникулы!», «Можно я сегодня не пойду?» и т.д.
Нельзя все уроки сделать творческими. Но работать в первом классе так же, как в четвёртом или десятом – тоже неправильно. Выход есть: путешествие по Стране загадок позволяет ребёнку не только научиться сочинять загадки, но и узнавать много нового и полезного. А ещё, изучая загадки, дети начинают знакомиться с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Методологическую основу курса составляют приёмы нахождения новых идей, приёмы развития творческого мышления и воображения.
Вместе с детьми на занятии путешествует Игрушка, желательно необычная, ранее незнакомая детям; это может быть оригинальная мягкая или надувная игрушка, перчаточная кукла. Она не только позволит привлечь внимание детей, но и поможет вести урок, ведь она умеет спрашивать и отвечать, сомневаться и ошибаться, придумывать игры и загадки.
Несмотря на то, что в первом классе домашние задания не задаются, занятие «Мир загадок» предусматривает домашнюю работу: рисунок или поделку. Задание всегда носит творческий характер, может выполняться вместе с родителями.
Планирование составлено так, что темы образуют логическую последовательность, материал одних занятий является опорой для последующих.
Темы курса, как и способы их подачи, доступны и интересны. А главное – они помогут учащимся осваивать любые, в том числе и традиционные предметы. Все задания имеют различные варианты сложности, позволяющие каждому учителю согласовать содержание занятий с уровнем подготовки детей. Они повышают у детей мотивацию к учению, позволяют им творчески использовать свой жизненный опыт.
Обучение строится с учётом возрастных особенностей младших школьников, что позволяет детям проявить свою активность. Занятия проводятся в деятельностном режиме.
3.Общая характеристика курса
Цель курса по выбору «Мир загадок»:
ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.
У первоклассников заметно развивается делается грамотной речь, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, развиваются коммуникативные способности, проявляются познавательные интересы, учащиеся приобретут навыки системного и диалектического мышления.
- Познакомить со свойствами предметов, возможностями органов чувств.
- Знакомить с понятиями теории решения изобретательских задач.
- Учить правильно отгадывать и сочинять загадки.
- Развивать коммуникативные способности.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, их желаниям и потребностям.
4. Место курса в обучении .
В соответствии с планом внеучебной деятельности курс реализуется по
направлению духовно-нравственного воспитания в форме кружковых занятий познавательно-творческого характера. Курс изучается в 1 классе по 1 часу в неделю. Общий объём времени составляет 32 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса .
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Мир загадок» отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- Формирование у обучающихся основ гражданской идентичности личности, психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству;
- Развитие у обучающихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться, самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самореализации;
- Формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности.
- Формирование креативности: открытости к новому опыту, умению находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческому отношению к действительности.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
5. Предполагаемые результаты
В ходе реализации программы происходит формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные универсальные действия:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
- умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
- расширение кругозора;
- повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;
- умения организации учебно-познавательной деятельности;
- овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
— умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Добрянская средняя общеобразовательная школа №3»
Зам. директора по УВР Директор школы
«___» _________________ 20__ г. «___» _________________ 20__ г.
ФАКУЛЬТАТИВА «МИР ЗАГАДОК»
Учитель Плюснина Надежда Борисовна
Часов в неделю - 1 часа
Всего - 34 часов
- С.Гин. Мир загадок., Внеурочная деятельность в начальной школе., Методическое пособие для учителя начальной школы, М:-Вита Пресс, 2011
Следующая загадка
Курс «Мир загадок» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_mir_zagadok.doc | 186 КБ |
Программа курса "Мир загадок"
Следующая загадка
Программа курса по выбору "Мир загадок" предназначена для учащихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС "Внеурочная деятельность в начальной школе" (программа духовно-нравственного развития личности).
Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность в начальной школе | 32.14 КБ |
Следующая загадка
Программа курса по выбору «Мир загадок» предназначена для учащихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно-нравственного развития личности).
Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни посредством презентации творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений.
Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Цель курса по выбору «Мир загадок»:
ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
повышение уровня осведомлённости в бытовой и культур- но-досуговой сферах;
умения организации учебно-познавательной деятельности;
овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;
овладение навыками работы в группе;
владение различными социальными ролями в коллективе;
развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;
поддержка и стимулирование социальной активности;
освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
овладение навыками эмоциональной саморегуляции;
формирование культуры мышления и поведения.
Контроль:
обучение предполагает продуктивную творческую деятельность — сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.
К концу 1 класса учащиеся
будут знать: цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);
будут уметь : описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь? »; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).
Читайте также: