Работа с загадками на уроках литературного чтения как способ формирования познавательных ууд

Обновлено: 18.05.2024

Следующая загадка

формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;

- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

- Расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»;

- Сформировать представление и разработать схему построения загадки.

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

коммуникативные : речевая деятельность, навыки сотрудничества

Средства обучения: Учебник «Маленькая дверь в большой мир», опорный конспект, схема построения загадки, рисунки – отгадки, ТСО.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

- Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложениях. мудрость

В пословицах и поговорках заключена . .

Пословица имеет смысл.

  1. Выставка рисунков к пословицам.
  2. «Озвучивание» пословиц и объяснение их смысла.

- Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему?

Вывод: Чтобы проиллюстрировать пословицу, нужна выдумка, фантазия, мудрость.

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

- развитие доброжелательности к людям

Постановка учебной задачи

I.Побуждающий к проблеме диалог.

- Что такое загадка? (Ответы детей)

- Какова задача жанра «загадка»? (Чтобы отгадывать задуманный предмет.)

- А зачем надо уметь отгадывать загадки? (Для игры. Это интересно.)

- Какие загадки вы знаете? (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают.)

- Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.)

- Тема урока: «Русские народные загадки» .

- Ребята, ваша цель на уроке. (Ответы детей)

  1. Планирование деятельности

1.Разработать схему построения загадки.

- осознанное построение речевого высказывания

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Изучение нового материала.

I.Рассказ учителя о загадках.

Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке.

Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его главных черт.

II.Чтение авторского текста ( стр.43)

- Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадывать загадки.)

III. Игра – соревнование

«Кто больше отгадает загадок».

Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец».

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайдалова Ю.Н., Емелина Е.В.

Любознательность как условие развития детей дошкольного возраста Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста Основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в процессе изучения народных сказок Развитие детского литературного творчества в начальной школе Проблема читательской культуры педагога i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT LESSONS OF LITERARY READING AT ELEMENTARY SCHOOL ON THE BASIS OF TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING

Use of technology of development of critical thinking at lessons of literary reading in initial classes promotes formation of informative universal educational actions .

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе на основе технологии развития критического мышления»

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЕМОГО .

1. Ахметжанова Г.В. Перспективы развития педагогической профессии в новой демографической ситуации /Педагогическое издание/ е - журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» /Выпуск № 2. 2010.

2. Битянова, М.Р. «Работа психолога в начальной школе» / М.Р. Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л. Васильева. М.: «Совершенство», 1998.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. - М.: «ВАКО»,2004. 240 с.

4. Калинина Н.В. «Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе»//Завуч начальной школы № 5. 2003 г. с.85 - 98.

5. Кулагина И.Ю., Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1991. 124 с.

7. Самсонова Е.К. Формирование гражданской идентичности младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 4 (15). С. 171-173.

8. Цораева Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 315-318.

9. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. 1994г.№1.с.2-10.

O.N. Smirnowa, master, elementary school teacher

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Keywords: personality, personal qualities, diagnostic, activity.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Л.А. Сундеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах способствует формированиюпознавательных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), познавательные универсальные учебные действия, технология развития критического мышления, литературное чтение.

Важнейшая задача современной системы образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин [1, 2]. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, мета-предметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям начального общего образования, принято выделять четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный [3].

Формирование познавательных универсальных действий составляет важную задачу современного начального образования. Умение составлять устные и письменные высказывания относится к сфере познавательных и коммуникативных действий. Формирование у младшего школьника умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в том числе и создавать письменные тексты различных типов) способствует более успешному усвоению различных учебных предметов. Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные действия.

В начальной школе общеучебные действия могут быть представлены следующим образом: формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое чтение; формулирование проблемы [5]. В начальной школе логические универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом: выделение признаков предмета, сравнение, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство [3].

Сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение технологии развития критического мышления. Это универсальная, надпредметная технология, которая позволяет развивать критическое мышление школьников. В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, лежит самостоятельная рабо-

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ..

та учащихся с различными источниками информации (видеофильмы, учебные тексты, лекции и д.р.). Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока.

Предмет «Литературное чтение» один из фундаментальных предметов начальной школы [5, 6, 7]. Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии [8].

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения: -чтение - суммирование в парах; - синквейны; - чтение с остановками; - приём «Верите ли вы, что. »; - мозговой штурм; - таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»; - работа с вопросниками; - написание творческих работ; - создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов; - логическая цепочка; - уголки; - кластер. Прием «Чтение - суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца 19 начало 20 веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всемклассом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений. Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения. При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна. 1. Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка. 2. Описание темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая. 3. Описание действия. 3. Читать, пересказывать, учить. 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4. Сказка - ложь, да в ней намёк. 5. Слово - синоним. 5. Фантазия, выдумка. Интересный приём -

Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу. К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование.

Иногда каждая группа выбирает лучшего - «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы. «Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Еще один из приемов - это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты. Выделяем центр - это

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ .

тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы.

Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Советы по работе с «гроздьями»:Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы? Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи. Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче. Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.

Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения

Таким образом, использование ТРКМ в процесс обучения младших школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к литературному чтению, способствует более качественному усвоению знаний, формированию познавательных универсальных действий.

1. Воробьёва Т.Г. Проблема регулирования критериев оценки регулятивных учебных действий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 91-92.

2. Шамсрахманова У.К. ТРИЗ-технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 324-325.

3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М - во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с. -(Стандарты второго поколения).

5. Волкова А.А. Формирование универсальных учебных действий в деятельности литературного кружка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 4. С. 59-61.

6. Шамсрахманова У.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТРИЗ-технологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011.№ 4. С. 310-312.

7. Троицкая Н.И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 1. С. 289-292.

8. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо [Текст]: стадии и методические приемы / С. Заир-Бек // Директор школы. - 2005. - №4. - С. 66 - 72.

FORMATION OF INFORMATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT LESSONS OF LITERARY READING AT ELEMENTARY SCHOOL ON THE BASIS OF TECHNOLOGY

OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING

L.A. Sundeeva, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation: use of technology of development of critical thinking at lessons of literary reading in initial classes promotes formation of informative universal educational actions.

Keywords: universal educational actions (UEA), informative universal educational actions, technology of development of critical thinking, literary reading.

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.М. Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» И.Н. Одарич, аспирант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Рассматриваются принципы построения системы качественной подготовки студентов технических направлений с применением возможностей персонального компьютера. Ключевые слова: качество обучения, интеграция, дивергенция.

Социально-экономическая обусловленность содержания профессионального образования предусматривает его совершенствование исходя из целостного, всестороннего учета динамики потребностей общественной практики.

В настоящее время, когда происходят глубокие преобразования, связанные с ускорением научно-технического прогресса, обновлением производственных струк-

тур, с возрастающей гибкостью функционирования экономики и общества в целом, появляются новые требования и к системе образования, заставляющие активно искать пути ее совершенствования.

Современные строители должны уметь решать не только стереотипные, но и диагностические, и эвристические задачи. То есть не только владеть определенным объемом знаний, чтобы механически выполнять работу,

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах способствует формированиюпознавательных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Следующая загадка

Цель педагога на уроках литературного чтения приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным.

На уроках литературного чтения формируются следующие универсальные учебные действия:

  • Личностные.
  • Регулятивные.
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.

Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

В свою очередь познавательные ууд делятся на

  • формирование учебной задачи,
  • поиск информации,
  • выбор способа решения,
  • постановка и формулировка проблемы,
  • создание алгоритма деятельности,
  • умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
  • сравнение,
  • анализ,
  • синтез,
  • сериация (упорядочивание предметов по какому-либо признаку),
  • классификация,
  • обобщение,
  • доказательство,
  • выводы,
  • установка аналогий.

Другими словами, обучающийся на уроках литературного чтения должен овладеть умениями осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Учебники по «Литературному чтению» различных УМК содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания, сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным под вопросами, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста».

Но каждый учитель ищет дополнительные эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной и творческой активности.

Методические приемы для формирования познавательных действий на уроках литературного чтения

Следующая загадка

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна

Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий Диагностика личностных качеств обучаемого в начальной школе Основные подходы к формированию у учащихся коммуникативных УУД на начальной ступени общего образования: теоретические и практические аспекты Психологические аспекты развития универсальных учебных действий i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования познавательных унивесальных учебных действий младших школьников»

2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №1 / 2020

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Игротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Основная цель - проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций. Еще хотелось бы отметить, что здоровым ребенок будет расти тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах закаливания и физического развития, соблюдения режима дня и питания.

Список использованной литературы:

1. Тукачева С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель, 2005.

2. 9. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание №12, 2001

3. 10. Егоров Б.Б. Система эффективного закаливания. // Начальная школа, №7, 2000

4. 11. Ермолаев С.Д. Готовимся к аттестации.- СП, Детство-пресс,2000

5. 12. Змановский Ю.Ф. Биоритмы - основа режима. // Дошкольное воспитание №2, 1994

6. 13. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М, Знание.1991

©Журбенко В. Н., Орлова Т.И., Волощенко И. Ю., 2020

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Предмет «Литературное чтение» считается одним из ведущих в системе подготовки обучающегося начальной ступени обучения. Он формирует функциональную грамотность, навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественных произведений, содействует совокупному развитию и воспитанию младшего школьника.

Формирование познавательных универсальных действий младших школьников на уроках литературного чтения считается одной из весомых задач стандарта второго поколения. Современные дети утрачивают интерес к чтению, так как телевидение и современные электронные устройства вытесняют

2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №1 / 2020

литературное чтение. Отсюда вытекают сложности в обучении, связанные с затруднениями в смысловом анализе произведений различных жанров, несформированностью внутреннего плана действий, трудностью закономерного мышления и воображения.

Проблема формирования познавательных интересов обучающихся - одна из современных актуальных проблем. Необходимость готовить к творчеству каждого подрастающего человека не нуждается в подтверждениях. Как раз на это должны быть ориентированы старания педагога. Побуждение обучающегося к творчеству открывает для него путь к раскрытию собственной оригинальности, к реализации своих возможностей.

С целью становления познавательной деятельности на уроках литературного чтения используем систему креативных заданий, которая отвечает следующим требованиям:

1. Познавательные творческие задания должны содействовать развитию фантазии, памяти, внимания;

2. Задания должны подбираться от репродуктивных, к частично-поисковым, а вслед за тем к творческим;

3. Система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать предположения и проверять, аргументировать их.

Уроки литературного чтения дают обучающимся огромное пространство для творчества: всевозможные виды пересказов, сочинения стихотворений, сказок, рассказов, загадок, драматизация, литературные игры, викторины и т.д.

В своей практике активно используем следующие виды заданий творческого характера:

1. Дидактическая игра «Продолжи рассказ».

2. Словесное иллюстрирование (составление диафильма).

3. Театрализация (драматизация сказок, костюмированные представления по прочтенным произведениям, пальчиковый театр, спектакли по личным сценариям и т. д.)

4. Подбор пословиц и поговорок к прочтенным произведениям.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сочинение сказок с таким же началом и аналогичными персонажами.

6. Составление литературного словаря (проектная деятельность).

7. Разгадывание и составление кроссвордов, викторин.

8. Творческие пересказы (пересказ текста с изменениями: замена рассказчика, изменение грамматического времени глаголов, придумывания продолжения развития событий и т. д.)

9. Составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение.

11. Рецензирование ребятами личных же иллюстраций к литературным произведениям (иллюстрации подписываются словами из текста, сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием эпизода; ученик пишет рецензию, где показывает, соответствует ли рисунок тексту, отмечает качество работы).

12. Изготовление книжек-самоделок (первые шаги в творчестве - 1-2 классы).

13. Творческое пересказывание (от лица автора, героя, с творческим дополнением к тексту автора).

14. Творческое сочинение.

15. Словотворчество (сочинение сказок, рассказов, стихотворений, загадок).

16. Составление сказочных объявлений и телеграмм.

17. «Общее стихотворение» (совместное сочинение стихотворений).

18. Формирование синквейна.

19. «Цифровой диктант» (записываются две цифры: 0-неправильное, 1-верное).

20. «Живые картинки» (пантомима).

Все виды заданий, о которых шла речь выше, исходя из опыта работы, могут помочь значительно повысить качество урока литературного чтения, являются действенным средством формирования познавательных УУД, стимулируют развитие умения учиться, полноценнее и глубже понимать и разбирать

Творчество доступно детям, больше того, оно оживляет познавательный интерес, активизирует личность и формирует ее. В нём осуществляется самовыражение, самораскрытие личности.

© Кайдалова Ю.Н., Емелина Е.В., 2020

воспитатель МБДОУ детский сад «Колобок» с. Засосна Красногвардейского района, Белгородской области

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются психолого-педагогическая проблема развития любознательности детей дошкольного возраста, уточнено суть понятия «любознательность детей дошкольного возраста», проанализировано психолого-педагогические источники, в которых рассматриваются основные характеристики любознательности.

любознательность, дети дошкольного возраста, познавательный интерес, ребенок, мотивация,

интеллектуальная сфера дошкольника.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

curiosity, preschool age, the development of curiosity, cognitive activity, cognitive interest, preschooler, mental trait, expression of interest.

На сегодняшний день общество стремительно развивается, меняются технологии, обновляется техника. Следуя из этого появляется потребность новых знаний и навыков. Мы как педагоги, не всегда можем предусмотреть, какие именно знания будут нужны детям. Поэтому, очень важно, чтобы у детей дошкольного возраста активно развивался познавательный интерес к окружающему миру.

Познавательный интерес, у детей дошкольного возраста, характеризуется возможность устанавливать причинно-следственные связи, закономерности между тем, что познается. Он возникает только тогда, когда ребенок любознателен. Любознательность характеризуется стремлением детей воспринимать и понимать предметы не только снаружи, а и структуру, их внутреннее состояние.

В примерной общеобразовательной программе дошкольного возраста «От рождения до школы» говорится о том, что ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать обьяснения явлениям природы и поступкам людей; должен быть склонен наблюдать, экспериментировать. [1;ст.20]

В педагогическом словаре Каирова И.А. сказано, что любознательность - это черта личности,

Читайте также: