Пустыня с загадками инков

Обновлено: 25.12.2024

в друзья в контакты С нами с 13 дек 2010 11 октября 2013 года | | | 16 (9) | 11 | 1745 14

Наска! Каким томительным было это ожидание! Какой сокровенной мечтой была она для меня! Я ехала в долину Наска (пустыня, плато – как нравится), что бы увидеть загадочные рисунки огромных размеров, нанесённые на поверхность земли. Благодаря авиации в XX столетии они случайно были обнаружены и являются наиболее известными на сегодняшний день.

Загадочность этих рисунков заключается в непонятности их назначения, в неизвестности народа, который их создавал, а также способа нанесения на поверхность земли. Эти рисунки можно видеть только с самолета или с большой возвышенности (в определённое время года и в определённый час).

***
Лима длинный узкий город. Ночью при подлёте был похож на огненную змею, которая тянулась по побережью между гор. С одной стороны – Тихий , а с другой – Анды, их западные Кордильеры. Вот и сейчас рейсовый автобус, идущий в г.Наска, утомительно долго выруливал по улицам Лимы.

Посадка в автобус напоминала посадку в самолёт. Та же регистрация билетов, тот же досмотр вещей и проверка металлоискателем. Удобные, мягкие кресла-кровати, ремни безопасности, стюардесса (или как её?), горячие обеды и напитки, да и много ещё чего, самолётного!

С экранов мониторов просвещали по вопросам безопасности и рассказывали о тайнах Перу, о племенах Амазонии и удивительном животном мире континента. Путь предстоял долгий, только ночью я буду в Наска. Широкие проспекты Лимы постепенно сменились окраинными фавелами, выкрашенными цветно и весело громоздящимися друг на друга. Вся эта пёстрость казалась праздничной, вопреки суровой прозе жизни. Дорога шла по побережью, иногда Анды сбегали в океан и очень странно торчали из воды своими острокаменными вершинами.

Проехали город Ика. Даже предположить не могла, что волею судеб я приеду в этот город специально, через тройку лет, что бы прикоснуться к Великой тайне чёрных камней.

Газированный и ядрёный напиток «инка – кола», оказался кстати.

В половине десятого вечера меня встретили гид и пилот того самолёта, на котором я завтра буду летать над плато с рисунками и линиями. По дороге до отеля говорили о разном.

Я спросила о лагуне Шемдэ. Мои организаторы удивлённо переглянулись между собой и мой гид Антонио спросил, откуда я об этом знаю и не больна ли я чем?

— Так я много чего знаю! :0 И ничем не больна.

Я ответила удивлением на их удивление. Тогда они решили, что мне туда не надо. И немного рассказали, что это место высоко в Андах, шаман ведёт туда за собой людей через болота, через топи на маленьких горных лошадках и там проводит обряды исцеления.

Шаман делает напиток из кактуса Сан Педро и вливает его себе в нос. Остальные делают то же самое. Все это сопровождается молитвами, ритуальным пением и танцами, купанием в холодном озере. Это всё, что я могла узнать. Может быть когда – нибудь я об этом узнаю ещё что-то. На этом успокоилась. Мне совсем не хотелось заливать сок кактуса Сан Педро, себе в нос и прыгать в ледяное озеро. ( Этот текст написан не сегодня, он написан тогда по свежим впечатлениям. Эти строки давно мною не читались, и сейчас редактируя их, поразилась прозорливости своих слов. Через 3 года после написанного я узнала об этом кактусе интересные вещи, даже не стремясь к этому, а просто по невероятным стечениям обстоятельств).

Мои сопровождающие были в полном восторге от того, что я приехала из России, из далёкой заснеженной страны. Они спросили;

— «А как это, снег?»
— «Ну, как в холодильнике» – говорю.
— «И как вы там живёте?»

Вот так, про пустыню Наска они знают всё, а про снег – ничего!
От ужина в ресторане отказалась, простились до завтра. Пилот Мануэль пообещал посадить меня рядом с собой для наилучшего обзора, что оказалось маленькой хитростью, во избежание претензий на более удобные места.

А на утро подскочила, думая что проспала. Светло, как будто бы семь утра, а всего только пять.

Отъехала к югу на 400 км. и уже день длиннее, а на самом экваторе ровно в 6 ч. утра рассвет и ровно в 6 ч. вечера – наступает ночь. Смена дня и ночи происходит почти мгновенно. И так всегда, длинных летних вечеров, как у нас в средней полосе, на экваторе не бывает.

Аэропорт «Наска», откуда мне предстояло облететь пустыню на маленьком самолётике, и сам-то был совсем крошечный. Самолёты, как игрушечные стояли на взлётных полосах, не серьёзно коротких и узких. Но над Андами тучи, а для линий и рисунков погода ясная нужна, а потому пилоты и пассажиры "зависли" в томительном ожидании.

Версии происхождения

До сих пор доподлинно не выяснено, когда был создан этот геоглиф. Одни ученые утверждают, что он появился где-то между 100 г. до н/э и 700 г. н/э. Другие выдвигают предположение, что объекту не менее 9 тыс. лет.

Существует также множество версий, для каких целей было создано огромное изображение в чилийской пустыне.

  • Указатель для караванов. Одна из версий о происхождении крупных геоглифов, которых в пустыне Атакама большое множество, вполне прозаическая. Предполагается, что ландшафтные изображения вполне могли служить своеобразными «дорожными указателями» для караванов Инков, которые передвигались по пустыне. «Гигант из пустыни Атакама» мог выполнять аналогичную функцию – этот ориентир располагается на возвышенности и его хорошо видно издалека.
  • Метеорологический объект. Некоторые ученые придерживаются мнения, что «Тарапака» — это так наз. метеорологический объект, древний «календарь», по которому определяли фазу луны и, соответственно, вычисляли сезон дождей и благоприятные периоды для посадки с/х культур. Правда, каким образом осуществлялись расчеты, специалисты пока объяснить не могут.
  • Изображение инопланетянина. Разумеется, не обошлось без предположений о том, что Гигант Атакамы — изображение инопланетянина. Дело в том, что форма головы у существа достаточно странная – прямоугольная. К тому же, от нее в разные стороны расходятся симметричные лучи. Это наводит на мысль об антеннах. Этот рисунок мог быть своеобразным знаком приветствия космическим гостям, когда-то прилетавшим на Землю; а мог служить неким сигнальным знаком для посадки НЛО.
  • Местное божество. Наиболее простая версия предназначения «Гиганта Тарапака» состоит в том, что это изображение божества, которому поклонялись древние люди, местные обитатели.

Следующая загадка

Перу – удивительная страна, где, по мнению ученых, возникла первая разумная цивилизация. Это загадочное государство хранит на своих землях множество таинственных объектов, о происхождении которых на протяжении ряда столетий ломают головы ученые всего мира. Одним из таких мистических объектов является Андский канделябр.

Наверняка, многие слышали о «линиях Наска» — огромных наземных изображениях, расположенных в южной части Перу. Однако, не все знают, что примерно в 200 км от знаменитых геоглифов находится еще один загадочный «эстамп», над предназначением которого тоже долгие годы ломают головы историки и археологи.

Андский канделябр или Канделябр Паракаса (исп. Candelabro de Paracas) — гигантский рисунок, нанесенный на склоне горы, расположенной в тихоокеанской бухте полуострова Паракас (исп. Península de Paracas), недалеко от города Писко (исп. Pisco), Перу, департамент Ика. Геоглиф находится в охраняемой зоне Национального заповедника Паракас (исп. La Reserva Nacional de Paracas), основанного 25 сентября 1975 г.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

Климат

Малозаселенная местность отличатся очень сухим климатом.

Загадочные геоглифы (Линии Наска)

Однако, этот перуанский регион примечателен в первую очередь не городом, а таинственными геоглифами – необычными линиями, геометрическими фигурами и причудливыми рисунками, украшающими поверхность плато. Для современного научного сообщества эти рисунки уже на протяжении столетий преподносят все новые и новые загадки. Десятки умов многие года бьются в попытках ответить на многочисленные вопросы, касающиеся таинственных изображений.

Есть здесь рисунки, напоминающие очертания животных – ламы, обезьяны, касатки, птицы и пр. Единичные рисунки (около 40) изображают акул, рыб, ящериц и пауков.

Фигуры поражают воображение своими гигантскими размерами, но разгадать истинное их предназначение люди до сих пор не сумели. Разгадка, возможно, таится в недрах пустыни. Значит, чтобы узнать, кто и зачем сотворил эти поразительные художества, необходимы археологические раскопки, которые здесь производить запрещено, ведь плато охраняется статусом «Сакральная зона» (имеющая отношение к Божественному, небесному, потустороннему, мистическому). Так, по сей день остается тайной за семью печатями происхождение рисунков Наска.

Геоглифы плато Наска в 1994 г. внесены в списки объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первым чрезвычайно любопытным человеком, которого заинтересовали эти запретные земли, оказался Мехия Торибио Хесспе (исп. Toribio Mejía Xesspe), археолог из Перу, который в 1927 г. изучал «линии Наска» с предгорий, окружающих безжизненное плато. в В 1939 г. необычное плато приобрело всемирную известность благодаря именно перуанскому ученому.

В 1930 г. загадочную пустынную местность с таинственными линиями антропологи изучали, облетая плато на самолете. Внимание археологов всего мира было приковано к пустыне в начале 40-х годов XX в. Так, в 1941 г. американский историк, профессор гидрогеологии Пол Косок (англ. Paul Kosok; 1896-1959) на маленьком самолете совершил над пустыней несколько разведывательных полетов. Именно он определил, что исполинские линии и фигуры покрывают обширную территорию, вытянутую на 100 км.

Они же продолжают озадачивать не одно поколение исследователей со всего мира.

Мистическая цивилизация

Официальная наука утверждает, что все изображения были созданы во времена расцвета древней империи Наска, имеющей очень развитую культуру. Цивилизация была заложена археологической культурой Паракас (исп. Paracas), коренных индейцев южного Перу 2-й половины I тысячелетия до н. э. Многие ученые едины во мнении, что большинство линий и фигур было создано в период продолжительностью 1100 лет, в «Золотой век» цивилизации Наска (100-200 гг. н.э.). Древняя цивилизация канула в небытие в конце VIII в, причиной тому, предположительно, стали наводнения, которые постигли территорию плато к концу первого 1000-летия. Люди были вынуждены покинуть свою землю, которая через несколько столетий была заселена Инками.

Если допустить, что загадочные рисунки создал древний народ, то зачем и, самое главное, каким образом аборигены смогли это сделать – остается тайной. Даже используя современную технику, чрезвычайно сложно провести по поверхности земли идеально прямую линию даже протяженностью в 3-5 км.

Очевидно, что летательных аппаратов у народа, заселявшего плато в период возникновения художеств, не было. Как же люди могли создать рисунки с ювелирной точностью, не имея возможности увидеть полную картину проделанной работы? Как удавалось мастерам соблюсти точность всех линий? Для этого им бы потребовался целый арсенал современного геодезического оборудования, не говоря о совершеннейших знаниях математических законов, учитывая, что изображения создавались как на ровных участках земли, так на крутых склонах и почти отвесных скалах!

Более того, в районе пустынной долины Наска существуют холмы Пальпа (исп. Palpa), верхушки некоторых срезаны, словно гигантским ножом на одном уровне. Эти оогромные срезы тоже украшены рисунками, линиями и геометрическими фигурами.

Инопланетное вмешательство?

Ученых, уверенных, что таинственные рисунки создал человек, не больше тех, кто полагает, что без вмешательства пришельцев тут не обошлось. По мнению последних, изображения на плато являются взлетно-посадочными полосами инопланетян. Такая версия, конечно, имеет право на существование, неясно только, почему у инопланетных летательных аппаратов не имелось системы вертикального взлета и зачем было делать взлетные полосы в форме зигзагов, спиралей и земных животных.

Интересно и другое: многие ученые полагают, что сложные рисунки в форме причудливых животных, птиц и насекомых были нанесены намного раньше, чем более простые геометрические фигуры, круги и линии. Сам собою напрашивается вывод, что сначала неизвестные таинственные мастера выполнили сложные формы, а уж потом земные люди стали упражняться в создании прямых линий.

Прочие гипотезы

Имеется еще одна занимательная теория относительно мистических рисунков. Известный американский археолог Йохан Рейнхард (англ. Johann Reinhard), почетный профессор Католического Университета Санта Марии (UCSM, Арекипа, Рeru), считает, что гигантские линии Наска были сооружены для проведения неких религиозных обрядов. Фигуры животных, птиц и насекомых были, предположительно, связаны с поклонением божествам. С помощью рисунков люди ублажали Богов и просили у них воду для орошения своей земли. Некоторые археологи склоняются к мнению, что линии и причудливые рисунки представляли собой священные тропы, по которым местные жрецы ходили во время ритуальных церемоний. Как в любом языческом вероисповедании (древний народ, очевидно, был послушником этой веры), культ богов занимает центровое место не только в религии, но и в быту людей. Но вновь возникает вопрос: почему древние перуанцы решили обращаться к божествам в этом отдаленном месте, где никогда не было возделываемых земель?

Существует и такая гипотеза, что по гигантским линиям и полосам в древности бегали индейские атлеты, а значит, на Наска проводились спортивные южноамериканские олимпиады. Прямые линии, конечно, могли быть использованы в качестве беговых дорожек, но как можно бегать по спирали и по изображениям птиц или, к примеру, обезьяны?

Имелись публикации и о том, что громадные треугольные и трапецеидальные площадки создавались для каких-то церемоний, в ходе которых приносились жертвы богам и проходили массовые гуляния. Но почему тогда археологи, перерывшие все окрестности плато, не нашли ни единого подтверждающего эту версию артефакта?

В последние годы все чаще стали раздаваться голоса, что невероятные рисунки – всего лишь результат чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой огромной в истории человечества подделки должна была рвать жилы целая армия фальсификаторов на протяжении десятков лет. Да при этом еще необходимо было сохранить все в тайне. Вопрос – для чего?

Сегодня, к сожалению, основное внимание ученых со всего мира сосредоточено не на окутанных тайной рисунках Наска, а на серьезной экологической угрозе, нависшей над загадочным плато. Вырубка лесов, вредные выбросы в атмосферу, загрязнение окружающей среды – все это совсем не в лучшую сторону меняет стабильный климат пустыни. Все чаще идут дожди, приводящие к возникновению оползней и прочих неприятностей, которые разрушающе воздействуют на целостность изображений.

Если ничего не предпринять в ближайшие 5-10 лет для преодоления серьезной угрозы, удивительные рисунки будут утеряны для человечества навсегда. Тогда можно не сомневаться, что ответы на бесчисленные волнующие нас вопросы не будут получены НИ-КОГ-ДА. Мы так и не узнаем, КТО и ЗАЧЕМ создал эти уникальные творения.

Археологические достопримечательности региона

Помимо Кауачи известно еще несколько крупных архитектурных комплексов древней цивилизации. Наиболее необычный из них — «Вosque Мuerto» (с исп. «Мертвый лес») Эстакерия, представляющий собой ряды из 240 столбов высотой до 2 м, укрепленные на низкой платформе. Западнее и южнее платформы установлены столбы меньших размеров, причем, они выстроены не рядами, а цепочками. Возле «мертвого леса» возвышался ступенчатый холм с 2-мя рядами террас.

На территории Эстакерии находится много захоронений, в которых обнаружены сохранившиеся части одеяний. По найденным фрагментам была воссоздана одежда народа Наска: длинные накидки с широкой каймой и традиционные южноамериканские пончо — прямоугольное полотно с прорезью для головы. Примечательно, что цветовая гамма тканей необычайно обширная, насчитывающая до 150 всевозможных оттенков.

Культура древней цивилизации поражает своими уникальными полихромными сосудами великолепного качества, в то время как индейцам не был знаком гончарный круг. Кубки, вазы, фигурные кувшины и миски расписывались красками 6-7 цветов, которые наносились до обжига.

Любопытные факты

Описание «Гумандойда Терапака»

Рисунок был обнаружен относительно недавно, уже в XXI в., благодаря картографическому сервису «Google Maps». Сегодня «Гигант пустыни Атакама» считается крупнейшим доисторическим антропоморфным (человекообразным) изображением в мире. Длина (высота) фигуры достигает 86 м. Из-за внушительных размеров изображение можно увидеть лишь на большом удалении. А полностью рассмотреть все детали геоглифа возможно только с высоты, поднявшись над «Гигантом» минимум на 25 м. Максимальная высота, с которой просматривается рисунок, составляет 6,22 км.

Геоглиф «Тарапака» представляет собой человекоподобное существо, обладающее стройным прямоугольным телом. На прямоугольной голове – «корона» или лучи солнца, такие же параллельные лучи отходят в стороны; прямые линии выходят из бедер; на ногах – подобие «сапог», согнутые в локтях руки подняты ладонями вверх. Самое интересное – лицо загадочного существа. Оно не выглядит как человеческое и не подходит под привычное описание гуманоидов. Оно, скорее, напоминает «лицо» робота.

Неподалеку от «Гиганта» есть и др. геоглифы: изображения лам, птиц, людей, а также круги, различные линии и абстрактные фигуры.

По заявлениям специалистов из чилийского Университета Тарапака (Universidad de Tarapacá), эта находка является самым крупным и наиболее интересным геоглифом из найденных в районе Атакамы. Он так долго оставался незамеченным потому, что расположен на склоне холма и с земли выглядит хаотичным нагромождением камней.

Разумеется, «Гигант из пустыни Атакама» сразу же стал достопримечательностью Чили, потому в Икике можно заказать специальную экскурсию, а можно доехать до древнего «исполина» самостоятельно.
Кто, когда и в каких целях создал загадочный геоглиф: версии

Несмотря на проведенные детальные исследования, ученые самых разных специальностей могут лишь высказывать предположения относительно происхождения и предназначения атакамского геоглифа. Существует много предположений на счет того, кого изобразили древние «ландшафтные дизайнеры». Некоторые специалисты усмотрели в гигантской фигуре …кота.

Следующая загадка

Пустыню Пампа-Колорада (исп. Desierto de la Pampa Colorado; «Красная Равнина»), расположенную к югу от реки Наска в Перу, чаще называют «Плато Наска» (исп. Nazca). Это безводная и безлюдная пустынная равнина, окруженная низкими отрогами Анд, простирающаяся в 450 км к юго-востоку от перуанской столицы, Лимы (исп. Lima).

Обширная, вытянутая по форме территория плато площадью около 500 км² простирается с севера на юг более 50 км, с запада на восток – от 7 до 15 км. Долина долгое время ошибочно считалась безжизненной. Ровная местность с местами волнистым рельефом отделена от других равнинных территорий явно выраженными уступами.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

Важной составляющей региона, помимо знаменитого плато, является одноименный город, основанный испанцами в 1591 г. В конце прошлого века, в 1996 г. город Наска был снесен с лица земли сильнейшим землетрясением. Жертв, к счастью, было немного (погибло 17 человек), так как разгул подземной стихии произошел в полдень, но около 100 тыс. человек осталось без крова. Сегодня город отстроен заново, здесь возведены современные многоэтажные дома, а его центр украшен чудесным сквером.

Где находится «Гигант из Атакамы»

Изображение человекоподобного гиганта было обнаружено в центре пустыни Атакама, в 84 км к северо-востоку от портового города Икике (Iquique), на одиноком холме Сьерро-Уника (Sierro Unica) близ городка Уара (Huara). Геоглиф «Тарапака» расположен в 1370 км от знаменитых «рисунков» плато Наска (южная часть Перу).

Геоглиф отлично сохранился благодаря особым погодным условиям этих мест. Пустыня Атакама известна как самая засушливая в мире. Здесь за несколько лет может не выпасть ни единой капли дождя.

«Младший брат» Гиганта из пустыни Атакама

В конце 2019 г. в чилийской пустыне Атакама обнаружили еще один странный рисунок на земле. Новое археологическое открытие было совершено уфологами, и снова с помощью чудодейственного картографического сервиса Google Maps. На этот раз искатели следов инопланетного разума обнаружили древний геоглиф, представляющий собой человекообразное трехпалое существо, достигающее в длину 25 м.

Возраст этой находки совпадает с возрастом «Атакамского гиганта» и др. местных геоглифов. Уфологи уверены, что странная фигура «братишки Тарапака» – ни что иное, как изображение инопланетного пришельца. Понятно, что ученые эту точку зрения не разделяют. Хотя сами не могут объяснить, для каких целей древним людям понадобилось проводить колоссальные работы по сооружению геоглифов.

А может, это просто такая «шутка сквозь века» для потомков? Чтобы нам было над чем поломать
свои головы?

Следующая загадка

Казалось бы, на нашей планете уже не осталось артефактов, до которых не «докопались» археологи. Но, удивительное дело, каждый год все новые загадки древних цивилизаций словно «выплывают» из глубины веков…

Гигант из пустыни Атакама (исп. Gigante de Atacama) или Гигант Тарапака (исп. Gigante Tarapacá) — большой антропоморфный геоглиф (ландшафтный рисунок) в суровой чилийской пустыне.

Предположительно, этот рисунок появился в 7-8 тысячелетии до н/э. Создан он подобно большинству геоглифов в этих местах — путем удаления (выскабливания) верхнего слоя каменистой почвы. Какой культурой и для чего «выскоблено» гигантское изображение, остается загадкой до сих пор.

Содержание: показать

Как добраться

Полуостров Паракас расположен в 240 км южнее перуанской столицы, Лимы (исп. Lima). Именно здесь, на склоне внушительной горы, возвышающейся на берегу залива Писко (исп. Bahía de Pisco), выгравирован огромный рисунок, который можно отлично рассмотреть с моря. Для этого лучше всего на автомобиле добраться от Лимы до Писко, оттуда проплыть на катере до «Канделябра».

Поездка по воде займет около 20 мин.

Описание

Загадки древнего Трезубца

В некоторых местах склон горы, украшенный рисунком, настолько крут, что человеку приходится преодолевать его на четвереньках, да и то с огромным трудом, поскольку в районе Писко постоянно дуют мощные ветра, которыми славится полуостров. Несмотря на ветер и крутизну горы, в воздухе не наблюдается пыли и песка, то есть природные силы развеивания не могут преодолеть плотности поверхностного песчаного слоя почвы.

Невероятно, но это установленный факт: в этом районе ни мелкий песок, ни микроскопическая пыль не поднимаются в воздух даже во время урагана, а следы, которые в любом другом месте были бы стерты в течение часа, здесь остаются нетронутыми тысячелетиями.

По одной из фантастических гипотез, «канавы», образующие геоглиф, «отталкивают» песок, который их не засыпает. Но тогда рождаются новые вопросы: что это за необычайный «механизм отталкивания», как он действует, кем заложен? Есть и такое предположение, что воздушные потоки, которые дуют со стороны океана, поднимаясь вверх по склону песчаной горы, сами продувают эти «канавы», не давая им осыпаться.

Версии о происхождении

О происхождении и предназначении «Канделябра» существует огромное множество ничем не подтвержденных гипотез и легенд.

На сегодняшний день все эти версии, мнения и предположения основаны исключительно на зрительном восприятии фигуры, ни одна из теорий не была научно доказана. Иными словами, все гипотезы, как и сам «Трезубец», построены «на песке».

Оберег инкских сокровищ
Наска или не Наска?

Ближайшие изображения, идентичные по технике исполнения, находятся в пустыне Наска (исп. Desierto de Nazca), одном из самых удивительных и мистических мест на земном шаре. Несомненно, что разгадка «Линий Наска» может пролить свет для понимания феномена Андский Канделябр Паракаса.

Несмотря на соседство со знаменитыми «Линиями» и схожесть техники изображения, специалисты предполагают, что этот геоглиф скорее всего не был создан народом Наска.

Найденные при раскопках в районе «Канделябра» керамические изделия позволяют предположить, что «Трезубец» создан примерно в 200 г. до н. э. А по некоторым данным, рисунки Наска появились на 600–800 лет позже. Считается, что керамика относится к цивилизации Паракаса, преемницей которой и стала культура Наска. Однако, убедительных доказательств того, что гигантский геоглиф был создан именно этой древней культурой, нет.

Знак табу

Некоторые историки предполагают, что «Андский канделябр» был создан во времена Инков и должен был исполнять роль запрещающего знака, предостерегающего людей от посещения этого места.

Культовый символ

Эта версия не выдерживает никакой критики, поскольку геоглиф существовал и описывался еще столетием раньше.

Некоторые историки считали, что речь идет о «Древе Жизни», которое служило культовым изображением в эпоху древних цивилизаций, объектом поклонения культур региона Писко-Паракас.

Известная немецкая исследовательница Мария Райхе (нем. Maria Reiche) почти 50 лет, начиная с 1940 г., занималась изучением таинственных рисунков Наски. Она считала, что плато служило древним предкам перуанцев гигантским «астрономические календарем». Андский Канделябр Паракаса исследовательница «вписала» в свою трактовку, сравнивая его с «доинкской доской», служившей Богам «посадочной площадкой». Она подчеркивала, что фигура была не более чем религиозным символом.

Ориентир для мореплавателей

Благодаря своей близости к океану, Канделябр оброс немалым количеством «морских» трактовок.

По одной из версий, это своеобразная метка, оставленная флибустьерами, нападавшими на испанские каравеллы, которые укрывались здесь от преследователей, отдыхали и хранили награбленные сокровища.

По другой версии, фигура служила ориентиром и предупреждением для мореплавателей, вошедших в зону между горой с «Канделябром» и расположенными напротив нее островками, которая издревле слыла опасной, так как море здесь постоянно штормит из-за сильных ветров (их жители полуострова называют «паракас»).

Местные рыбаки, которым некогда ломать голову над расшифровкой мистического рисунка, считают его маяком и по сей день с благодарностью пользуются помощью древнего ориентира, отлично видимого со стороны океана, с расстояния ок. 20 км от берега.

Сейсмограф

Имеются документальные сведения, что внутри «рожков» «Канделябра» испанские конкистадоры обнаружили веревки и канаты, которые могли быть использованы в роликовых механизмах. По словам перуанского писателя Бельтрана Гарсии (исп. Beltran Garcia), возможно, «Трезубец» представлял собой «точный сейсмограф, способный регистрировать земные колебания и сейсмические толчки, источник которых мог находиться …в любой точке нашей планеты».

Памятник Дурману

Существует еще одна известная теория, которая гласит, что «Андский канделябр» является изображением растения под названием «Дурман обыкновенный», который рос на территории Перу в доисторические времена. Известно, что это наркосодержащее растение вызывает у человека галлюциногенные реакции при курении или замачивании в воде. Люди принимали Дурман за святыню, поклонялись ему и даже увековечили таким оригинальным образом.

Галактический паспорт

Ряд российских исследователей рисунков Наска во главе с И.Е. Кольцовым, действительным членом географического общества РФ, считают, что самая засушливая в мире пустыня являлась для древних цивилизаций идеальным местом захоронений, «обеспечивающим» нетленность мумий. А гигантские рисунки создавали над погребениями вертикальные энергопотоки, обеспечивавшие «каналы связи с космосом». Т.е. энергетические потоки над рисунками Наска должны были помогать душам усопших вознестись на небеса. По версии Кольцова, наделавшей в научных кругах немало шума, ключом к разгадке тайны плато Наска может служить именно «Канделябр Паракаса».

Согласно смелой гипотезе российских исследователей, «Трезубец» является ни чем иным, как «галактическим паспортом» нашей планеты. Т.е. в этом рисунке заключена вся информация о Земле. Левая часть рисунка символизирует фауну, правая часть — флору. Рисунок целиком представляет собой человеческое лицо.

Вблизи вершины горы есть отметка, похожая по форме на гвоздь: это — шкала, показывающая «уровень развития цивилизации» (всего их 6). Если умозрительно повернуть Андский Канделябр на 180°, то получится распятие, а «гвоздь» будет изображать гвоздь, вбитый в ногу Христа. Это своеобразный символ-предупреждение о том, что наша планета может погибнуть от неразумной деятельности человека.

Далее авторы этой парадоксальной идеи стремятся объяснить, что эту информацию оставили нам обитатели созвездия Льва. Ссылаясь на огромное количество скульптурных изображений льва на нашей планете и во всех земных религиях, авторы выдвигают гипотезу, что «земная цивилизация является делом рук пришельцев из созвездия Льва».

Тайна «за семью печатями»

Согласитесь, список гипотез и предположений достаточно солидный.

Но правда заключается в том, что истинный смысл предназначения «Андского канделябра» остается до сих пор неразрешенной загадкой; сегодня ученые не могут сказать ничего определенного по поводу того, когда, кем и в каких целях был изготовлен гигантский рисунок. Загадочная сохранность образующих его канавок никогда не была предметом тщательного изучения археологов. Ученым не удалось даже установить точный возраст «Канделябра», как, впрочем, и фигур плато Наска.

Каждая из гипотез разбивается в пух и прах в ходе мало-мальски тщательного анализа.

По сей день загадочный геоглиф продолжает привлекать внимание любопытных туристов, а также специалистов и археологов-любителей со всего мира, которые снова и снова пытаются разгадать секрет происхождения мистической «татуировки Паракаса».

SOS

А быть может, три «рожка» величественного «Канделябра», открытого всем океанским ветрам, через века посылают землянам сигнал «SOS»? Действительно, сегодня эта удивительная достопримечательность планеты очень нуждается в защите от варварства некоторых неугомонных представителей рода человеческого. Так, одно время повышенное внимание геоглифу уделяли искатели сокровищ, по всей видимости, поверившие в слухи об «указателе флибустьеров». Во многих местах кладоискатели оставили после себя безобразные ямы.

Как раскопки, проводимые «дикими» искателями сокровищ, так и наезды экстремалов-мотогонщиков делают все более актуальным вопрос о необходимости сохранить уникальное изображение для серьезных научных исследований, да и просто для будущих поколений. Ведь путешественник, добравшийся сюда и увидевший окутанный тайной «Подсвечник» своими глазами, вряд ли сможет забыть то непередаваемое ощущение сопричастности к вечности, которое охватывает человека, стоящего на краю непознанной бездны.

Геоглифы Чили

Самыми известными геоглифами в мире являются загадочные Линии Наска (Líneas de Nazca), созданные в период 200 г. до н/э — 800 г. н/э, которые расположены примерно в 800 км от побережья Перу.

Чилийские «ландшафтные рисунки» в пустыне Атакама гораздо более многочисленны и разнообразны по стилю, чем «узоры Наска». К тому же, они охватывают гораздо больший регион (50 тыс. км 2 по сравнению с 250 км 2 на плато Наска) и появились, предположительно, между 600 и 1500 гг. н/э. Археологи полагают, что самые ранние из изображений были созданы в средний период, начиная примерно с 800 г. н/э.

Рисунки встречаются в долинах и на склонах холмов по всей пустыне Атакама. Они всегда расположены рядом с древними караванными путями, соединявшими доиспанские государства Южной Америки.

Некоторые геоглифы располагаются изолированно, а некоторые — на площадках, содержащих до 50 различных фигур. Созданные и усовершенствованные несколькими древними южноамериканскими культурами, «атакамские» геоглифы широко варьируются в геометрических, животных и человеческих формах (примерно в 50 различных типах).

Наиболее частым типом геоглифов являются геометрические формы: круги, овалы, прямоугольники, кресты, стрелки, параллельные линии, ромбовидные формы. Т. е. все символы, встречающиеся в древней керамике и текстиле.

Зооморфные фигуры Атакамы включают лам или альпаков, лисиц, ящериц, фламинго, орлов, обезьян, рыб и дельфинов. Одно из часто встречающихся изображений — караван лам (от 3 до 80 животных в ряд). Часто встречаются изображения земноводных — ящерицы, жабы или змеи.

Читайте также: