Программа внеурочной деятельности мир загадок 1 класс

Обновлено: 04.11.2024

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Устав МБОУ Артемовской СОШ № 2

Основная образовательная программа МБОУ Артемовской СОШ № 2

Характеристика курса

Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Целью программы «ШКОЛА КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ: МИР ЗАГАДОК» является повышение уровня развития креативности младших школьников, таких качеств как любознательность, оригинальность, продуктивность, чувствительность к противоречиям, системность, вариативность и др.

Программой предполагается построение занятие на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание.

Основные черты программы -это проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений, минимальное количество теоретических сведений.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Программа знакомит учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок. В процессе «путешествия» по Стране Загадок ученики изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают навыки системного и диалектического мышления.

Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность: сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций и поделок.

Программа составлена на основе методического пособия «Мир загадок» автора С.Гин, издательство ВИТА пресс, Москва. 2011 г.

Программа рассчитана на учащихся 1 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 33 часа в год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

К концу первого класса учащиеся будут знать:

- признаки отличия шара от круга, квадрата от куба;

- признаки отличия твердого вещества от жидкого;

- назначение различных органов чувств;

- возможность изменения объектов во времени;

- последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);

будут уметь:

- описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»;

- понимать относительность размера «для кого? для чего?»;

- описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по признакам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»

- выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение;

- описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).

Обучающийся научится:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

слушать и понимать речь других;

вступать в диалог и использовать монолог в качестве средства общения.

принимать и сохранять учебную задачу;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

планировать свои действия;

работать по предложенному плану;

оценивать и корректировать свою работу.

Обучающийся получит возможность научиться:

быть самостоятельным, внимательным, настойчивым, целеустремлённым, уметь преодолевать трудности

быть любознательным, сообразительным при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять сравнение и классификацию;

выражать свои мысли полно и точно;

Содержание курса

Количество часов

Форма организации

Виды деятельности

Путешествие в страну загадок.

Сказочные и реальные страны. Страна Загадок. Город самых простых загадок.

практическое занятие с элементами игры

Продуктивная творческая и игровая деятельность

Город самых простых загадок. Улица «Цвет».

Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования.

Продуктивная творческая деятельность:

-сочинение «цветных» загадок;

Город самых простых загадок. Улица «Форма».

Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы.

Упражнения на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.

Город самых простых загадок. Улица «Размер».

Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост

Город самых простых загадок. Улица «Вещество».

Свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков..

Практическая работа Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п

Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».

Город пяти чувств. Улица «Зрение». Улица «Слух». Улица «Осязание». Улица «Обоняние». Улица «Вкус».

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Способы «происхождения» звука. Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха. Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.

Упражнение «Портрет Невидимки». Упражнение «Соноскоп событий». Упражнение «Узнай на ощупь». Фантазирование Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.

Город загадочных частей.

Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.

Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв». Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

Город загадочных мест.

История возникновения предмета Настоящее, прошлое и будущее предмета.. Технология изготовления предмета. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора. «Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на уроках.

Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке».

Путешествие на машине времени

Фантазирование: какими будут объекты в будущем.

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.

Программа курса "Мир загадок"

Следующая загадка

Программа курса по выбору "Мир загадок" предназначена для учащихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС "Внеурочная деятельность в начальной школе" (программа духовно-нравственного развития личности).

Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

ВложениеРазмер
Внеурочная деятельность в начальной школе 32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение
«Добрянская средняя общеобразовательная школа №3»

Зам. директора по УВР Директор школы

«___» _________________ 20__ г. «___» _________________ 20__ г.

ФАКУЛЬТАТИВА «МИР ЗАГАДОК»

Учитель Плюснина Надежда Борисовна

Часов в неделю - 1 часа

Всего - 34 часов

  • С.Гин. Мир загадок., Внеурочная деятельность в начальной школе., Методическое пособие для учителя начальной школы, М:-Вита Пресс, 2011

Следующая загадка

Курс «Мир загадок» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

ВложениеРазмер
vneurochka_mir_zagadok.doc 186 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир загадок» для 1 «А» класса (духовно-нравственная направленность) составлена на основе ФГОС НОО, Примерной программы начального общего образования и авторской программы внеучебного курса «Мир загадок» для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ автора С.Гин («Школа креативного мышления» 2013 год издания); в соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу, дисциплине) в МАОУ СОШ № 50, утверждённому приказом директора школы № 141-о от 01.09.2014 г.

Курс «Мир загадок» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

На изучение кружка по внеурочной деятельности «Мир загадок» в 1 классе отводится 32 часа в год (количество часов в неделю – 1).

Программа курса «Мир загадок» предназначена для учащихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире.

Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занижает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни пояс презентации творческих достижений, стимулирования ого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений. Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагает построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Если бы можно было прочитать мысли маленького ребёнка, то, наверное, мы бы услышали нечто похожее на песенку Винни – Пуха: «Везде и повсюду, опять и опять меня окружают загадки!»

Процесс взросления можно представить, как постепенное отгадывание загадок природы, науки, языка, отношений и т.д. Первоклассник приходит в школу уже с достаточно ощутимым объёмом знаний. Вспомним слова Льва Толстого: «От новорождённого до пятилетнего – громадное расстояние, от пятилетнего до меня – один шаг». Но этот «один шаг» во многом делается именно в школе.

Школа сегодня старается развивать интеллект, но игра и фантазия, выдумка и творчество нередко остаются «за бортом». Нам, взрослым, часто всё это кажется лишним и ненужным, но дети думают иначе. Они не могут сказать: «Хотим сочинять, хотим придумывать, хотим радоваться!», они говорят иначе: «В школе скучно, неинтересно», «Скорей бы каникулы!», «Можно я сегодня не пойду?» и т.д.

Нельзя все уроки сделать творческими. Но работать в первом классе так же, как в четвёртом или десятом – тоже неправильно. Выход есть: путешествие по Стране загадок позволяет ребёнку не только научиться сочинять загадки, но и узнавать много нового и полезного. А ещё, изучая загадки, дети начинают знакомиться с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Методологическую основу курса составляют приёмы нахождения новых идей, приёмы развития творческого мышления и воображения.

Вместе с детьми на занятии путешествует Игрушка, желательно необычная, ранее незнакомая детям; это может быть оригинальная мягкая или надувная игрушка, перчаточная кукла. Она не только позволит привлечь внимание детей, но и поможет вести урок, ведь она умеет спрашивать и отвечать, сомневаться и ошибаться, придумывать игры и загадки.

Несмотря на то, что в первом классе домашние задания не задаются, занятие «Мир загадок» предусматривает домашнюю работу: рисунок или поделку. Задание всегда носит творческий характер, может выполняться вместе с родителями.

Планирование составлено так, что темы образуют логическую последовательность, материал одних занятий является опорой для последующих.

Темы курса, как и способы их подачи, доступны и интересны. А главное – они помогут учащимся осваивать любые, в том числе и традиционные предметы. Все задания имеют различные варианты сложности, позволяющие каждому учителю согласовать содержание занятий с уровнем подготовки детей. Они повышают у детей мотивацию к учению, позволяют им творчески использовать свой жизненный опыт.

Обучение строится с учётом возрастных особенностей младших школьников, что позволяет детям проявить свою активность. Занятия проводятся в деятельностном режиме.

3.Общая характеристика курса

Цель курса по выбору «Мир загадок»:

ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.

У первоклассников заметно развивается делается грамотной речь, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга, развиваются коммуникативные способности, проявляются познавательные интересы, учащиеся приобретут навыки системного и диалектического мышления.

  1. Познакомить со свойствами предметов, возможностями органов чувств.
  2. Знакомить с понятиями теории решения изобретательских задач.
  3. Учить правильно отгадывать и сочинять загадки.
  4. Развивать коммуникативные способности.
  5. Воспитывать уважительное отношение к людям, их желаниям и потребностям.

4. Место курса в обучении .

В соответствии с планом внеучебной деятельности курс реализуется по

направлению духовно-нравственного воспитания в форме кружковых занятий познавательно-творческого характера. Курс изучается в 1 классе по 1 часу в неделю. Общий объём времени составляет 32 часа.

Ценностные ориентиры содержания курса .

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Мир загадок» отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • Формирование у обучающихся основ гражданской идентичности личности, психологических установок для развития способностей к общению и сотрудничеству;
  • Развитие у обучающихся ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться, самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самореализации;
  • Формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности.
  • Формирование креативности: открытости к новому опыту, умению находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческому отношению к действительности.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

5. Предполагаемые результаты

В ходе реализации программы происходит формирование универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные действия:

Познавательные универсальные учебные действия:

Общеучебные универсальные действия:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

  • способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
  • умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;
  • расширение кругозора;
  • повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;
  • умения организации учебно-познавательной деятельности;
  • овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

— умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

Пояснительная записка

Программа курса по выбору "Мир загадок" предназначена для учащихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС "Внеурочная деятельность в начальной школе" (программа духовно-нравственного развития личности).

Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни посредством презентации творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений.

Программой курса по выбору "Мир загадок" предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Цель курса по выбору "Мир загадок":

ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

– способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;

– умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;

– повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговой сферах;

– умения организации учебно-познавательной деятельности;

– овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

– умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

– овладение навыками работы в группе;

– владение различными социальными ролями в коллективе;

– развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;

– поддержка и стимулирование социальной активности;

– освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;

– овладение навыками эмоциональной саморегуляции;

– формирование культуры мышления и поведения.

Контроль: обучение предполагает продуктивную творческую деятельность – сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.

К концу 1 класса учащиеся

будут знать : цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора ("многоэкранки");

будут уметь : описывать объекты ближайшего окружения по признакам "цвет, форма, размер, вещество"; понимать относительность размера ("для кого?" "по сравнению с чем?"); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: "вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?"; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора ("многоэкранки").

Следующая загадка

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Мир загадок» (духовно-нравственное направление ) для учащихся 1 класса в соответствует требованиями ФГОС и разработана на основе:

ООП НОО МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»,

учебного плана МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1» на 2016-2017 учебный год,

авторской программы С.Гин Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г

Цель программы:

ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок

обучение навыкам творческого мышления и управляемого воображения.

образовательные задачи

познакомить со свойствами предметов, возможностями органов чувств.

знакомить с понятиями теории решения изобретательских задач.

учить отгадывать и сочинять загадки.

формировать умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе; извлекать главное из прочитанного или прослушанного;

формировать умение контролировать и оценивать свою работу .

развивающие задачи

формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения;

развивать речь при работе над словом, словосочетанием, предложением;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

развивать мелкую моторику рук.

развивать коммуникативные способности

воспитательные задачи

воспитывать уважительное отношение к людям, их желаниям и потребностям .

формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме;

сотрудничать с другими при выполнении общего задания;

планировать свои действия, оценивать полученный результат;

предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные – критерии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Метапредметные:

Личностные УУД :

расширение представлений детей об окружающей действительности.

освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития

овладение навыкам эмоциональной саморегуляции

формирование культуры мышления и поведения

Коммуникативные УУД :

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, заменять друг друга, умение согласовывать свои действия с партнерами.

аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

выслушивать собеседника и вести диалог;

Познавательные УУД:

самостоятельно включаться в творческую деятельность

приобретать практические навыки и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД:

оценивать свои действия и действия других детей

оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

вносить необходимые коррективы;

уметь планировать работу и определять последовательность действий.

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Город самых простых загадок (15)

Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».

Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.

Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.

Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.

Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».

Город пяти чувств (6)

Какую работу выполняют различные органы чувств?

Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.

Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.

Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.

Город загадочных частей. (4)

Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.

Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».

Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

Город загадочных мест (5)

Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.

Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.

Город загадочных дел (3)

Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на занятиях

Форма организации

Виды деятельности

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Город самых простых загадок (15)

Знакомство со Страной загадок

Город самых простых загадок. Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга

Сочинение «цветных» загадок.

Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире

Игра, проблемный диалог

Решение проблемных ситуаций осминожков;

Цвет в рукотворном мире.

Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».

Практическая работа, создание творческих продуктов

Улица «Форма». Геометрические фигуры в окружающем мире.

Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие.

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству».

Загадки, анализ сказки, рисование, фантазирование

Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов.

Игра, классификация, анализ предметов

Геометрические головоломки. Сочинение сказки

Рекорды природы и человеческой деятельности.

Создание проекта «Самый, самый»

Относительность размера. Знакомство с рекордами природы. Измерительные приборы. Понятие «мерки».

Противоречия в размере.

Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.

Улица «Вещество». Вещество вокруг нас.

Практическая работа: свойства материалов..

Различные состояния вещества. Инсценирование физических явлений

Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.

Вещества в изобретательских ситуациях

Моделирование загадок с помощью «метода маленьких человечков».

Решение изобретательских задач

Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».

Создание творческих продуктов

Город пяти чувств(6)

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

Игра, беседа, решение изобретательских задач

Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

Беседа, практическая работа

Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

Беседа, практическая работа, создание творческих продуктов

Фантазирование: изменение запаха.

Проблемный диалог, фантазирование

Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.

Решение изобретательских задач «на обнаружение».

Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.

Игра, решение изобретательских задач

Город загадочных частей(4)

Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта. Игра «Узнай по части»

Создание творческих продуктов

Игры и упражнения со словами.

Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».

Игра, проблемный диалог, фантазирование

Необычные предметы. Придумывание необычных предметов.

Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

Игра, практическая работа

Город загадочных мест(5)

Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке».

Игра, проблемный диалог, фантазирование

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.

проблемный диалог, фантазирование

Путешествие в прошлое. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета.

Путешествие на машине времени в будущее.

Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.

Читайте также: