Природа как загадка два ответа тютчев

Обновлено: 21.09.2024

*
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Лучший ответ

"Природа – сфинкс"- стихотворение философское
(поэт хочет понять язык природы и разгадать вечную загадку)

Природа – вечная загадка для человека, она одновременно
пугает и манит его, искушая возможностью найти смысл в самом
его существовании и ту нить, которая связывает конечное бытие
человека и вечную жизнь природы.
Тютчев высказывает смелое и уверенное предположение, что у
природы нет загадки, как и нет вопросов к человеку; спокойная и
мудрая, словно сфинкс, она живет своей жизнью и не нуждается
в человеке, его поисках и метаниях.

Остальные ответы

Природа дремлет как сфинкс.

Что природа сильнее человека, она лишь позволяет ему быть властелином, чтобы потом показать свою истинную силу.

Тематика, композиция, идейный смысл

В стихотворении раскрывается тема природы, но не ее красота, а взаимоотношения с людьми, которым она является матерью. Главная идея произведения в том, что природа живет по своим законам и правилам. Человек должен их уважать, так как получает из нее все, что нужно для жизни: воздух, воду, продукты, душевное наслаждение окружающей красотой. Поэт призывает беречь окружающий мир.

Стихотворение состоит из 6 строф. Отсутствующие фрагменты, скорее всего, выражали истинную суть позиции автора, поэтому и были отвергнуты цензурой. Все содержание можно разделить на две части:

  • повествование о «небездушном лике» природы;
  • философские размышления о жизни людей, которые не могут и не умеют понять ее язык.

Основная проблема, которую поднимает автор стихотворения — это уважительное отношение ко всему живому. Он обращает внимание читателей на то, что окружающий мир сам по себе самодостаточен, человек не может вмешиваться в него, а тем более что-то менять.

Средства художественной выразительности

В стихотворении автор использует средства художественной выразительности, отображающие особенную размеренную и дремотную атмосферу нагретого жарким солнцем полудня. В произведении применяется прием инверсии: «катится река», «тают облака», с помощью которой автор усиливает значимость и яркость слов.

Также поэт особенно часто использует эпитеты, благодаря которым картина жаркого дня обретает полноту и завершенность. Эпитет «полдень мглистый» передает сонную атмосферу середины жаркого летнего дня, окутанного знойной дымкой, с раскаленным воздухом.

Эпитет «лениво» отображает суть полуденного времени: «лениво катится река», «лениво дышит полдень», «лениво тают облака».

Сравнения «природа как туман» и «дремота жаркая объемлет» придает образу пейзажа зыбкость и изменчивость. При помощи таких метафор как «дышит полдень» и «катится река» поэт одушевляет природу, придавая ей живость и наделяя душой.

Известный русский поэт-пейзажист Федор Тютчев создал свою мифологию природы и самых разных ее проявлений. Стихотворение «Полдень» отображает всю первозданную красоту природы, ее живость и божественное начало. В отечественной литературе поэт по праву занимает почетное место главного художника российской природы, ее величественности и великолепия.


Следующая загадка

Сочинение Тютчева «Не то, что мните вы, природа» вышло из-под пера в 1836 году, когда поэт находился еще в Германии. Мюнхен в то время считался культурным центром всей Европы. Здесь Тютчев познакомился с Шеллингом, а с Гейне они стали близкими друзьями. Именно он перевел несколько стихотворений Гейне на русский язык, благодаря чему читающая Россия впервые узнала немецкого поэта. «Стихотворения, присланные из Германии» — так называлась первая «томов премногих тяжелей» книга лирических сочинений поэта, напечатанных в «Современнике».

В произведении «Не то, что мните вы, природа» Тютчев выступает против философии материалистов, которые считали природу мастерской для человека (стоит вспомнить тургеневского Базарова). Точно таких же взглядов придерживалась церковь, проповедующая божественное устройство мира. Те строфы, где поэт прямо говорит о величии и высшей мудрости всех природных созданий, цензура вырезала.

Тютчев бросает вызов обществу и оторванной от реальности философии, отрицающей окружающую человека красоту. По его мнению, природа живет по своим законам, никто не имеет права властвовать над нею. Выброшенные цензорами вторую и четвертую строфы впоследствии пытались восстановить, но не получилось: записи были уничтожены, а вспомнить Федор Иванович их уже не смог.

История создания стихотворения Тютчева

Стихотворение было создано в конце 1920-х годов, во времена помолвки Тютчева с его первой супругой.

Первая публикация состоялась в 1836 году, стих был напечатан в популярном на то время журнале «Современник».

Жанр, размер, выразительные средства

Что касается жанрового своеобразия поэтического произведения, то его можно отнести к элегии: здесь есть грустная тональность, печаль лирического героя, раздумья и философская проблематика. Элегия, в переводе означающая «жалобная песнь», передает грусть, печаль, тревогу лирического героя. Этот жанр возник в творчестве древнегреческих поэтов, встречался он также у Тибулла и Овидия.

В русской поэзии жанр элегии связан с именами Карамзина, Батюшкова, Жуковского, Фета и т. д. Тютчев разделял взгляды поэтов чистого искусства и считал, что политические и социальные явления не должны вмешиваться в область литературного творчества. Размер стиха — четырёхстопный ямб. Поэт использует различные художественные средства:

  1. Олицетворения: природа у поэта живая, а не какой-то жалкий «слепок», в ней есть душа и язык.
  2. Эпитеты: «родимое чрево», «языки неземные».
  3. Метафоры: «леса не говорили», «весна не цвела».
  4. Сравнения. Люди живут в этом мире «впотьмах», не замечая окружающей их красоты.

Перед анализом в школе очень важно выразительно прочитать стихотворение или прослушать аудио. Большую роль имеют интонация и логическое ударение. Автор широко употребляет риторические вопросы, восклицательные предложения. Каждый стих, выделенный интонацией при чтении, передает эмоциональное состояние лирического героя, акцентирует внимание читателя на главном.

Нельзя забывать и о том, что мировоззрение поэта с годами менялось, а это отражалось на содержании его стихов. Неплохо сравнить рассматриваемое сочинение с написанным позднее стихотворением «Природа — сфинкс», сделав его краткий анализ. Если в начале своего творчества поэт видит в окружающем мире некую загадку, гармонию и совершенство, то в зрелых его произведениях природа и человек враждебны друг другу, никакой загадки и смысла в ней нет.

Следующая загадка

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Полдень», анализ и цитаты которого пригодятся для читательского дневника, является образцом русской пейзажной лирики. Тема произведения заключается в самом названии — отображение мира природы и ее неторопливого сна в полуденный час.

Для написания сочинения или очерка будет особенно полезно прочитать стихотворение, которое с такой любовью к природе написал великий поэт. «Полдень» является одним из самых красивых лирических произведений писателя.

Стихотворный размер

Стих написан четырехстопным ямбом и состоит из двух четверостиший. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

В рифмующихся словах присутствует максимальное количество схожих согласных и гласных.


Следующая загадка

Как известно, Сфинкс из подошедших к нему пожирал тех, кто не мог разрешить его загадки. Аллегория Сфинкса значит, что человек не должен задавать себе некоторые вопросы, если он не знает ответа на них. Коснувшись однажды определённых идей, человек уже не может жить, как раньше: он должен или идти дальше, или погибнуть под тяжестью непосильного для него груза.

Например:
1. Моисей не мог смотреть на горящий куст, не мог видеть лицо Божества на горе Синай.
2. Одна из человеческих любовниц Зевса, следуя лукавому совету Геры, попросившая его явиться к ней во всем величии, была мгновенно испепелена видом Зевса, который исполнил это ее желание. Произошло это опять же потому, что человек не способен вынести (понять) сущность или вид бога.

На этот счет известны такие примеры, как превращение гусеницы в кокон, а затем превращение кокона в бабочку, где каждое превращение есть смерть одной сущности и рождение другой (хотя целиком процесс непонятен, это неплохая схема) . При этом "загадка природы" [Что такое полет? ] не может быть удовлетворительно объяснена гусенице или кокону, и, фактически, неважно ставится этот вопрос или "загадки не было у ней". А для бабочки, которая является неким наследником гусеницы, этот вопрос находит естественный ответ в ее ощущениях, и опять здесь нет никакой загадки с точки зрения участника процесса.

Хотя может оказаться, что Тютчев и не подразумевал такой глубины (несмотря на то, что она действительно заложена в стихотворении) . Частым мотивом лирики Тютчева является некая скорбь по событиям, которые произошли или не произошли, поэтому данное стихотворение может оказаться лишь очередным выплеском грусти и легкого нигилизма.

Жанр, направление и композиция

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики и представляет собой зарисовку природы где-то на южных берегах Адриатики. Автор умело вплетает мифологию Древней Греции в картину русской первозданной природы.

Используя прием олицетворения, поэт добивается максимальной живости образов, которые возникают в воображении читателя. Автор воспевает красоту летнего дня, сладкую дрему всего живого и краткий миг умиротворения перед пробуждением.

Композиционно стихотворение изображает знойный полуденный пейзаж как олицетворение спокойствия и вечности природы. Ее воплощение упоминается в двух последних строчках в роли Пана — мифического покровителя лесов и зеленых долин, дремлющего в окружении прекрасных нимф. В представлении народа Древней Греции середина дня — время, когда все живое замирает и предается волшебному сну.

При помощи лексемы «лениво» автор передает безмятежность и покой пейзажа. Дрема и умиротворение накрывают всю природу и олицетворение ее божественного начала — Пана и нимф. Поэт использует персонажей древнегреческой мифологии, чтобы подчеркнуть единство и гармоничность природы любой точки мира.

Главная мысль

Основная мысль произведения «Полдень» заключается в стремлении отобразить божественное и поэтическое начало всего живого.

В стихотворении природа представлена неким живым созданием, которое живет в своём размеренном темпе. Она представлена в роли божества, по сравнению с которой человек всего лишь песчинка.

Читайте также: