Примеры воображения в сказках загадках былинах
Обновлено: 22.11.2024
Без достаточно развитого воображения не может успеш- но протекать учебная работа школьника. Читая произведе- ния художественной литературы, ребенок мысленно пред- ставляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего. Школьник не ви- дел никогда пустыни, океана, извержения вулканов, не был свидетелем жизни других цивилизаций, но обо всем этом он может иметь свое представление, свой образ.
Чем больше будет участвовать воображение во всех по- знавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.
Если мы хотим, чтобы учебная деятельность была твор- ческой, необходимо иметь в виду следующее. Всякий об- раз, созданный воображением, строится из элементов,
взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. К.Г. Паустовский писал: «Знание органически связано с человеческим воображением. сила воображения увеличи- вается по мере роста познаний».
Основное условие развития воображения ребенка - включение его в самую разнообразную деятельность.В про- цессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его вообра- жения - основы всякой творческой деятельности. У каж- дого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляют- ся они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Прежде всего различна степень легкости или трудности преобразования данного в воображении. Некоторые дети до такой степени скованы ситуацией, что всякое мыслен- ное преобразование ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный мате- риал только потому, что не в состоянии мысленно пред- ставить то, что говорит учитель или что написано в учеб- нике. Нередко ученика обвиняют в лености за то, что он не написал сочинения, да еще на свободную тему, а он не может ничего придумать, не может вызвать к жизни ни одного образа.
Ученикам 4-го класса предложили написать сочине- ние на тему «Весна» и дали слова, которые можно ис- пользовать: ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, пти- цы. Слова наталкивали на традиционное описание весны. Многие дети так и написали: «Наступила весна. Солнце стало уже пригревать. Ветерок дует ласковый, а не холод- ный. Снег уже растаял, и теперь бегут веселые ручейки. Воробьи купаются в лужицах и ручейках. Скоро прилетят перелетные птицы». Сказано все, что обычно говорится о наступлении весны, все слова использованы - и ничего от себя, от личного впечатления. Подобные сочинения не помогают развитию воображения, а, наоборот, спо- собствуют созданию и закреплению определенных штам- пов. Такое «правильное» сочинение должно вызвать тре- вогу учителя, потому что свидетельствует о неразвитости воображения ученика.
Для других детей всякая ситуация - материал для дея- тельности воображения.
Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают обра- зы, может быть, ярче и интереснее, чем то, что рассказы- вает учитель.
Учительница И. Овчинникова много работала над раз- витием воображения у детей. Она, например, просила де- тей представить, что хорошо знакомые им предметы, вещи могут чувствовать, переживать, разговаривать, предлага- ла пятиклассникам прислушаться к «разговорам» вещей и описать их. Какие же различия в воображении детей она наблюдала! У одних вещи рассказывают от своего имени лишь то, что известно об этой вещи автору сочинения. Так, стол у них рассказывает о том, как он был деревом, кото- рое потом срубили, распилили на доски и т.д. Другим же детям этот стол смог поведать о людях, которые за ним едят, работают, беседуют.
Учащиеся различаются и тем, в какой мере их вообра- жение контролируется сознанием. В зависимости от этого воображение бывает полезным или вредным, ибо может уводить человека от реального мира.
Эти особенности воображения детей необходимо учи- тывать. Надо знать не только, как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его во- ображении.
Воображение можно тренировать и развивать, как лю- бую сторону психического облика человека.
Развивать воображение можно разными путями, но обя- зательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насило- вать воображение, а увлекать его.
Лепить по готовым моделям, срисовывать с образца, подражать действиям взрослых довольно просто, но такие задания работы воображения не требуют. Куда сложнее научить детей видеть самые привычные вещи с неожидан- ной, новой стороны, что является необходимым условием творчества.
Л.С. Выготский отмечал, что воображение как основа вся- кой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
Большое значение для развития творческого воображе- ния детей имеют различные кружки: художественные, литературные, технические, юных натуралистов.
Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результат своего труда, своего творчества. Вот ответ одного третьеклассника на вопрос, понравилось ли ему в кружке «Умелые руки»: «Нет, там неинтересно. Мы делали фигурки из пластилина и картона, а раскрашивали их какие-то другие ребята. И мы не видели, что получилось». Младшие школьники с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по за- данному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закры-
Необходимо учитывать и такие особенности воображе- ния учащихся (причем разных возрастов), которые ярко проявляются при работе над сочинением.
Для одних детей нужна определенно и четко сформу- лированная тема. Внутри этой темы они проявляют и уме- ние строить сюжет, и воображение. Они идут по теме, как по руслу реки, все время чувствуя берега и не выходя за них. Тема как бы формирует, выстраивает в определенном порядке имеющиеся у них знания, образы, впечатления.
Другим детям мешают подсказки, ограничения. Если они пишут сочинение на конкретную тему, то никак не могут начать его: эта тема идет не от них, она им навяза- на, чужая. В процессе работы они отходят от темы, расши- ряя поставленные рамки. Сочинения на свободную тему такие дети начинают писать сразу, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов.
Если учитель выехал сдетьми за город, можно приду- мать множество заданий на развитие детского воображе- ния: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Наш от- ряд - первый на необитаемой планете». Дети с готовнос- тью и радостью разыгрывают сюжет, подсказанный учи- телем. Взрослому остается только тактично, осторожно на- правлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать свое воображение, сверять с действительностью.
Вопросы и задания
1. Расскажите о самом важном различии между представле- ниями памяти и воображением.
2. Сравните репродуктивное и творческое воображение, при- ведите примеры и объясните их психологический смысл.
3. Вспомните и приведите примеры воображения в произве- дениях народного творчества (сказки, загадки, былины и пр.).
5. Как вы понимаете мысль, которую высказал замечатель- ный педагог и врач Януш Корчак: «Я часто думаю о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».
Следующая загадка
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. С репродуктивным воображением связано направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.
Теперь про примеры воображения в произведениях народного творчества.
По-моему, все животные, говорящие человеческим голосом- пример продуктивного воображения в сказках: золотая рыбка, щука, звери из "Колобка", "Трех медведей" и ещё тысячи народных сказок. Все чудеса (скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая-мертвая вода, летучие корабли, сапоги-скороходы и т. д.) . Всякие волшебные превращения человека в лягушку, в красавицу, воскрешение из мертвых, наделение всякими необычными способностями людей (ударился оземь- обернулся белым лебедем и т. д.) - всё это активное воображение
Синонимы к слову воображение
Байка, видение, грезы, домысел, плод фантазии, предположение, творческая фантазия, фантазия, мечтания.
Аргументы
- Воображение – это способность создать в уме то, чего нет.
- Воображение особенно развито у маленьких детей.
- Воображение помогает людям творческих профессий.
- Творчество и воображение тесно взаимосвязаны.
- Все люди обладают воображением.
- Воображение можно развивать.
Эпитеты к слову воображение
Безудержное, богатое, буйное, бурное, вдохновенное, великое, горячее, дерзкое, живое, игривое, могучее, неиссякаемое, неистощимое, необузданное, нетерпеливое, острое, пламенное, поэтическое, прихотливое, пылкое, развитое, романическое (устар.), романтическое, свободное, сильное, страстное, творческое, точное, фантастическое, художественное, широкое, яркое. При отрицательной оценке. Бедное, болезненное, больное, воспаленное, короткое, подавленное, разгоряченное, распаленное, расстроенное, скудное, слабое, тугое, убогое, экзальтированное, эксцентричное. Деятельное, заносчивое, огненное, ухватистое, целенаправленное, цепкое.
Следующая загадка
Многие люди, особенно в детском возрасте, способны рисовать в мыслях различные картины, созданные воображением, о котором команда Литероведа предлагает своим читателям поговорить сегодня, а именно: ответить на вопрос «Что такое воображение?», подобрать аргументы из жизни и литературы, которые помогут найти ответ на поставленный вопрос.
СодержаниеПроблема
Что такое воображение? Каждый ли человек обладает воображением? Какую роль оно играет в жизни человека?
Следующая загадка
Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества.
Фольклор – это художественная педагогика. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, слова и музыки. Здесь, в фольклорном воспитании все это заложено изначально. Фольклор, как и народное искусство, имеет вполне практическое значение: понятия пользы и красоты в них нерасторжимы.
Детский фольклор состоит как бы из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений, созданных взрослыми специально для детей, такие как:
- Ай, бай, бай, бай, не ходи, старик Бабай,
Коням сена не давай.
Кони сено не едят,
Все на Мишеньку глядят.
Миша спит по ночам,
и растет по часам.
не ходи ты к нам Бабай!
Идет коза рогатая,
Кто молочко не пьет,
того рогом бьет – пыр, пыр, пыр!
Тяги, тяги, потягушеньки,
на Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
как яблонька садовая!
А качи, качи, качи,
пекла баба калачи.
хороши и горячи.
Калачи, калачи, как огонь, горячи.
Калачи вам не дадим, лучше сами их съедим!
Для более старшего возраста:
олети на небушко!
Если хочешь, так лети,
а не хочешь, так сиди!
Ябеда соленая, на горшке вареная,
Шишками обитая, чтоб не была сердитая!
Кто с тобой подружится – тот рыжий таракан!
Черепаха хвост поджала
и за зайцем побежала.
Оказалась впереди, кто не верит – выходи!
Дождик, лей, лей, лей,
на меня и на людей!
На людей по ложке,
на меня по крошке,
А на Бабу Ягу лей
по целому ведру!
Выпуча глаза сидит,
по-человечьи плавает! \Лягушка\
Павел Павлушку пеленовал,
пеленовал и распелёнывал!
А также пословицы и поговорки.
Кроме этого, начиная с младшего возраста используются такие фольклорные формы как детские игры, например:
«На горе стояли зайцы и кричали:
«Прячьте пальцы! Цап!»»
А так же сказки, начиная с «Репки» и «Колобка».
Далее идут песни и хороводы.
Большинство этих фольклорных форм имеет музыкальное сопровождение. При этом детские фольклорные напевы характеризуются небольшим объемом, узкими интервалами, нисходящим направлением мелодических линий. Здесь сказывается и то, что напеву и характеру его интонирования отводится детьми не ведущая, а второстепенная роль, т.к. они обычно концентрируют свое внимание не на художественной стороне исполняемого произведения, а на определенном действии, которое оно иллюстрирует. Но даже при том, что в образах музыкального фольклора детей отражаются их ограниченные потребности и исполнительские возможности, они привлекают внимание своим интонационным богатством, совершенством и красотой музыкально-поэтических образов.
В первой младшей группе появляются разные формы организации музыкальной деятельности, музыка звучит не только на занятиях, она включается в самостоятельные игры, развлечения. Для того, чтобы занятия и развлечения были более яркими, красочными, интересными мы используем народные пляски, песни, потешки, сказки, тем самым доказывая и подчеркивая нужность и незаменимость фольклора для младших дошкольников.
Психология детей, особые законы детской логики и восприятия – все это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа. Отсюда, например, основной художественный прием как детских песен, так и сказок – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов.
Начинается все с колыбельных песен, пестушек, потешек, которые вводят малыша в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад. Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождаются песенками-приговорками, а «Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки», «Сорока-воровка кашу варила…» - это к тому же наилучший способ координации движений, пальчиковой гимнастики \детская аэробика\. При этом, музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания взрослому, педагогу.
Ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях с ритмом слова, музыки является первоначальной предпосылкой развития музыкально-ритмических движений. Опять же на ритме, не поэтическом слове основаны скороговорки для старшего возраста, которые способствуют развитию речи, устранению ее недостатков, вот вам народная логопедия!
Следующей ступенью народного художественного воспитания являются детские игры, песни, хороводы. Это первые уроки детского театра, веками существовавшего и существующего в детском песенно-игровом и сказочном фольклоре, которые начинаются с первых же незамысловатых сюжетов сказок о животных и продолжаются в более старшем возрасте – в бытовых, сатирических и волшебных сказках.
При этом, фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей, когда, воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. А для самых маленьких, сказки – это художественный способ познания окружающего мира.
Таким образом, фольклорное воспитание – это приобщение детей не только к истокам национальных, но и общенациональных культур. Фольклор сближает, а не разъединяет народы, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих культурных це нностей.
Отношение автора к проблеме
Воображение – это удивительная способность человека создавать в своем сознании образы, которые не существуют в реальности. Трудно представить человека, не обладающего этой функцией. Воображение есть и у детей, и у взрослых.
Читайте также: