Причины успеха менделя в решении загадки наследственности

Обновлено: 04.11.2024

Грегор Мендель был монахом в Августинском монастыре, расположенном на территории современной Чешской республики. Поэтому первой причиной, почему горох хорошо подошёл для его опытов, была хорошая выживаемость этого растения в данных климатических условиях. Трудно оценивать расхождения признаков у потомков, если большая часть этих потомков элементарно не выживает.

Во-вторых, горох обладает хорошо выраженными признаками, по которым Мендель и сравнивал семена. Основными характеристиками для сопоставления Менделю служили цвет горошин и гладкость или морщинистость их оболочки.

Третья и, пожалуй, главная причина успеха экспериментов Менделя с горохом состоит в том, что это растение самоопыляется (пыльца из пыльников переносится на рыльце пестика того же самого цветка или между цветками одного растения), а потому легко отслеживать "родословную" конкретного растения. Мендель знал, с какой особи на какую он перенёс пыльцу, и мог точно зафиксировать распределение признаков у потомков.

Интересен тот факт, что дальнейшие эксперименты на других растениях и пчёлах не подтвердили выводов "гороховых" исследований. Причиной тому стали особенности размножения этих видов. А печальным последствием тот факт, что работы Менделя не получили должного признания и были забыты на долгое время.

Наследственность

краткое содержание других презентаций о наследственности

«Родословное древо» - Родословное древо. В России родословные росписи появляются в конце XV века. Из истории семьи Беневских. Генеалогия – (с греч. В XVI веке появляются первые родословные книги. Опыт создания родословной книги. А.С. Пушкин. Родословная (родословие) –. М.: Русский язык, 2000. Два чувства в жизни близки нам.

«Хромосомная теория наследственности» - Признаки и свойства организма определяются генами. Цитологические основы полного сцепленного наследования. Разработчик сцепленного наследования. Структурные и акцепторные гены. У человека. ……. хромосом …… пар хромосом ……. групп сцепления. Законы сцепленного наследования. «Хромосомная теория наследственности.

«Связь поколений» - Качество жизни. Человек. Ткани органы системы организма. Биопсихосоциальная модель человека в медицине. Душевная дисгармония. Взаимосвязи. взаимосвязи выражаются в конкретных действиях – ОСОЗНАННОМ проявлении себя вовне: ПАМЯТЬ – основа связи поколений: Духовность. Управление, создание, разрушение, бездействие.

«Моногибридное скрещивание» - Рецессивный признак –. Самец гомозиготный по доминантному признаку -. Аллельные гены –. Выяснить закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании. Скрещиваются родительские гомозиготные особи -. Фенотип –. Интегративный подход в обучении биологии. Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей и ребёнка.

«Первый закон Менделя» - Грегор иоганн мендель 1822-1884. Моногибридное скрещивание. Задачи и методы генетики.Первый и второй законы г.Менделя. Генетические символы. Мы видим , что по фенотипу произошло расщепление 3:1, а по генотипу 1АА: 2Аа : 1аа. История развития генетики. Первый закон менделя. Объект изучения. Второй закон менделя –закон расщепления признаков.

«Законы Менделя» - Урок по основам генетики 10 кл. Подтвердите свой ответ примерами. Законы Менделя не были восприняты мировым научным сообществом. При моногибридном скрещивании брались особи, различавшиеся только по одному признаку. Гаметы (G)?. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Как был открыт Г. Менделем третий закон наследственности?

Следующая загадка

С 1856 Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья «Опыты над растительными гибридами» , которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины. Почему принято так считать?
Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, особенно в опытах французского ботаника Ш. Нодена. Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом лишь «капризную игру сил наследственности» . Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало количество высказываний, но уменьшало их обоснованность. Смысл или «душа фактов» (выражение Анри Пуанкаре) оставались до Менделя туманными.
Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики. Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении) . Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение. Во-вторых, Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. Наконец, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть) , которые через родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают. Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков) . Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК — вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.

Следующая загадка

Г. Мендель впервые целенаправленно занялся изучением проблем наследственности. Можно назвать несколько причин успеха его исследований. Первая из них заключалась в строгом и точном подборе объекта для опытов – растения, которое соответствовало бы поставленным экспериментатором задачам. Г. Мендель остановил свой выбор на горохе – растение неприхотливое, плодовитое, известно много сортов, четко различающихся по качественным признакам; наконец, горох – строгий самоопылитель, не будет риска заноса посторонней пыльцы во время опытов.

Во-вторых, Г. Мендель сознательно концентрирует свое внимание не на всем комплексе различий между скрещиваемыми сортами, а на отдельных элементарных, альтернативно различающихся признаках, удобных для объективного учета. Г. Мендель ставит опыты от простого к сложному: сначала рассматривает одну пару признаков, затем две и т. д. При этом учитывает всех потомков от скрещивания, а не отдельные выбранные экземпляры. Таким образом, вторым слагаемым успеха является научно спланированные эксперименты.

Наконец, третья отличительная черта работы Г. Менделя – логическая четкость мышления, последовательное применение вероятностно-статистических соображений при обработке результатов опытов.

В результате многочисленных экспериментов Г. Мендель сформулировал закономерности, которые его последователи возвели в ранг законов.
1. Единообразие гибридов первого поколения, проявляются доминантные признаки
2. При скрещивании гибридов первого поколения во втором поколении будет наблюдаться расщепление по фенотипу 3:1 по каждой паре признаков
Закон чистоты гамет (половые клетки) или закон независимого расщепления.

Открытие Г. Менделем закономерностей расщепления признаков показало, что возникающие у организмов рецессивные мутации не исчезают, а сохраняются в популяциях в гетерозиготном (греч. heteros иной, другой; zygote соединенная в пару – неоднородность наследственной основы организма) состоянии.

Таня АндрееваМыслитель (5244) 5 лет назад Расстройства восприятия представлены непроизвольно возникающими в сфере одного или нескольких анализаторов ложными представлениями:
• галлюцинации — восприятие, возникающее без реального раздражителя (видения, звуки, запахи и т. д., которых на самом деле нет, но которые воспринимаются как реально существующие);
• псевдогаллюцинации — воспринимаемые как реально существующие, но все-таки "особые" образы, привнесенные, с точки зрения больного, "воздействием на него извне" чьей-то воли, как правило, локализованные вне доступности для органов чувств (например, зрительный образ за спиной, внутри головы);
• гипнагогические галлюцинации — видения, возникающие перед засыпанием при закрытых глазах на темном поле зрения;
• гипнопомпические галлюцинации — возникают при пробуждении; Таня АндрееваМыслитель (5244) 5 лет назад

• иллюзии — ложные восприятия реальных предметов, явлений, при которых образ реального объекта сливается с болезненным представлением;

• функциональные галлюцинации — галлюцинации, возникающие только при наличии реального внешнего раздражителя и сосуществующие с ним, не сливаясь, до окончания его действия (таким раздражителем может быть шум воды, стук колес поезда и т. д.);

• рефлекторные галлюцинации — галлюцинации, возникающие в сфере иного анализатора, чем анализатор, на который воздействует раздражитель.

Таня АндрееваМыслитель (5244) 5 лет назад

Расстройства памяти, т. е. способности запоминать (фиксировать), хранить, воспроизводить произвольно в правильном порядке информацию. К ним относятся:

• амнезия — отсутствие памяти на ряд событий;

• фиксационная амнезия — потеря способности запоминать, фиксировать текущие события;

• прогрессирующая амнезия — опустошение памяти, причем сначала забываются события недавнего прошлого, а затем более отдаленные (закон Рибо);

• конфабуляция — ложные воспоминания,

• криптомнезия — потеря различия между реально происходившими с больным событиями и событиями, о которых он слышал или читал.

Таня АндрееваМыслитель (5244) 5 лет назад

Преломление лучей в глазу с эмметропической рефракцией: PR - дальнейшая точка ясного зрения; F - главный фокус глаза

- аметропия (греч. ametros - несоразмерный) характеризуется несоответствием преломляющей силы глаза длине его оптической оси. Несоразмерная рефракция может быть обусловлена сильной или слабой преломляющей способностью глаза при нормальном размере переднезадней оси глаза (рефракционная аметропия), а также увеличением или уменьшением длины глазного яблока при нормальной преломляющей способности (осевая аметропия). Выделяют два вида аметропии: миопию (близорукость) и гиперметропию (дальнозоркость). Миопия - вид клинической рефракции, при которой главный фокус расположен перед сетчаткой.

Таня АндрееваМыслитель (5244) 5 лет назад Чтобы переместить главный фокус на сетчатку при миопии необходимо ослабить преломляющую способность глаза с помощью рассеивающей линзы, помещенной между глазом и рассматриваемым предметом. Дальнейшая точка ясного зрения при миопии расположена на некотором расстоянии перед глазом (менее 5 м). Таня АндрееваМыслитель (5244) 5 лет назад

Преломление лучей в глазу с миопической рефракцией: PR - дальнейшая точка ясного зрения; F - главный фокус глаза; F' - фокус, образованный лучами после преломления рассеивающей линзой

Гиперметропия - разновидность клинической рефракции, при которой главный фокус расположен позади сетчатки. Для перемещения главного фокуса на сетчатку при гиперметропии нужно усилить преломляющую способность глаза с помощью собирательной линзы. Дальнейшая точка ясного зрения при гиперметропии расположена на некотором расстоянии позади глаза, то есть в отрицательной части пространства.

Таня АндрееваМыслитель (5244) 5 лет назад

Преломление лучей в глазу с гиперметропической рефракцией: PR - дальнейшая точка ясного зрения; F - главный фокус глаза; F' - фокус, образованный лучами после преломления собирающей линзой

Астигматизм характеризуется сочетанием в одном глазу разных видов рефракции или разных степеней одного и того же вида рефракции. Причина астигматизма - нарушение сферичности роговицы или хрусталика.

При астигматизме различают два главных меридиана (взаимно перпендикулярные плоскости с максимальной и минимальной преломляющей способностью).

Следующая загадка

Причины успеха опытов Менделя. Применение гибридологического метода. Наблюдение производил за одной парой альтернативных(противоположных признаков, которые оказались не сцепленными) Взял самоопыляющееся растение – горох. Ввёл количественный учёт (взял много особей). Эти принципы он назвал задатками. Понятие ген тогда не существовало. Признаки, передающиеся из поколения в поколение он назвал наследственными задатками.

Слайд 10 из презентации «Законы Менделя»

Читайте также: