Презентация роль загадки в воспитании дошкольника

Обновлено: 25.12.2024

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.

Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку.

Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.

Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит, развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде.

Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности.

Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает обучение интересным, ненавязчивым.

Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать.

Загадка развивает логическое мышление, формирует у детей навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания, монологической речи.

Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль загадки в развитии дошкольника

«РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА» ЦЕЛЬ:выяснить какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединив усилия родителей и педагогов по воспитанию детей с помощью русского ф.

Роль загадки в развитии дошкольника.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста.

Роль загадки в развитии дошкольника.

В настоящие время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в воспитании и обучении детей. Какова же ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей на тему «Роль загадки в развитии дошкольника».

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадк.

«Что такое загадки? Загадки и развитие дошкольника»

Загадки — один из самых древних фольклорных жанров.Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.Существует не.

Роль загадки в развитии дошкольника

Консультация для воспитателей: "Роль загадки в развитии дошкольника".

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. Методика работы с загадками.

Следующая загадка

Роль загадки в развитии дошкольника Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: •воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; •стимуляция умственной активности; •развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения, чувства юмора; •расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; • развитие сенсорной сферы.

Виды загадок с примерами. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. ФОРМА Разговорная Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? Стихотворная Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться.

Загадки-рифмовки . Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны) У меня пропал носок, утащил его… (щенок) В реке большая драка: поссорились два… (рака) Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом) Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)

Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора. Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это … (мишка, белка) С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает . (корова, обезьяна) Ржёт на поле поутру Длинногривый . (кенгуру, конь) Слышал даже иностранец — Всех в лесу хитрее . (заяц, лиса)

Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык) Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы) По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь) Стучат, стучат — не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним. ( Сколько стало щенят?) (1+1=2) Пять ребят в футбол играли. Одного домой забрали. Он в окно глядит, считает, Сколько их теперь играет. (4) (5-1=4) Сколько ушей у трёх котят? Сколько ножек у стола?

Принципы отбора загадок для дошкольников При отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики. Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать: Загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета). Оно округлое, может быть красное, желтое, зеленое, растет на дереве и очень вкусное. (яблоко)

Рифмованные загадки (в которых отгадка рифмуется с текстом загадки). Ку-ка-ре-ку кричит он звонко. Хлопает крыльями громко-громко, Курочек верный пастух, Как зовут его? (петух). Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками (голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Он сидит послушный очень, Лаять он совсем не хочет, Шерстью он большой оброс, Ну конечно это - (пёс). Каждый вечер, так легко, Она даёт нам молоко. Говорит она два слова, Как зовут её - (корова).

Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами . Стукнешь о стенку - А я отскачу. Бросишь на землю - А я поскачу. Я из ладоней в ладони лечу - Смирно лежать не хочу. (Мяч) Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрёшка)

В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки-рифмовки , что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих но смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст ? Как же быть без хруста, если я . капуста И зелен, и густ, на грядке вырос куст. Покапай немножко, под кустом . картошка Отлежал себе бочок Наш пузатый . кабачок

Детям же старшего дошкольного возраста , учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие. Зимнее стекло Весной потекло. (лед) Пушистый ковёр Не руками ткан, Не шелками шит. При солнце, при месяце Серебром блестит. (снег) Растут - зеленеют Упадут - пожелтеют Полежат – почернеют. ( листья)

Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь. Брат с братом сидят всю жизнь рядом, видят белый свет, а друг друга нет. глаза В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине. чайник

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова , несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие. Отгадай, какое слово есть у каждого портного? Это слово вместо шубы ежик носит на спине. Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. иголка Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры , предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами . Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно. Хоть сама и снег и лед, А уходит - слезы льет. зима Посреди двора стоит копна: Спереди - вилы, сзади – метла. корова Нашел я шар, разбил его, Увидел серебро и золото. яйцо

Детям, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки, можно предложить загадки- «веселые стихи». Они донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет зеленый лук с длинными усами! жук Жучка будку не доела: неохота, надоело. булку Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей . грачей На виду у детворы крысу красят маляры. крышу

Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает". воробей Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста.

С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения : Круглый, как шар, Зеленый как трава, Сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить. С усами, а не дядя, Полосатая, а не тигр, Живет в доме, а не собака. кошка

Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите ребёнка выделить его основное назначение, для чего он нужен. - Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? - На купол, на грибок. А какого он цвета? - Яркий, разноцветный, расписной. Загадка готова : Купол расписной от дождя спрятал нас с тобой.

Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает. Старый веселый и очень много работает. Он бывает разноцветный, умеет летать и говорить.

Работа с родителями

Роль загадок велика . Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО СЛОВАРЯ.

Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средства воздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но в этом случае я решила рассмотре.

Самообразование воспитателя по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов.

Самообразование воспитателя старшей (подготовительной) группы по теме: "Роль загадки в воспитании дошкольника"

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957.2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.3. Кудрявцева Е. Испол.

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника".

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника".

Роль загадки в воспитании дошкольника

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. .

Следующая загадка

Работая с детьми дошкольного возраста, я поняла, что у них проявляется интерес к у. н. т. - это потешки, сказки, загадки. И в режимных моментах я стала использовать этот материал.

Я заметила, что речь детей не всегда эмоциональна , скована, и я решила вести целенаправленную работу по обогащению речи с использованием у. н. т. Я поставила цель: - развивать и обогащать эмоциональную речь у детей, поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа, и культуре нашего народа, поощрять желание придумывать сказку, загадку.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год.

Значительное воздействие на развитие воображения у детей оказывает отгадывание и придумывание загадок. Загадка - это самый распространенный, приятный и веселый способ развития детского логического мышления. Отгадывание загадок учит выделять признаки предметов и явлений. Например: «Что за дом со шнуром – днем и ночью стужа в нем? » Из загадки ясно: речь идет о чем-то, формой похожем на дом (прямоугольном, с дверью), связанном с электричеством, сохраняющем холод.

Загадки для детей направлены на то, чтобы научить их сравнениям и образному мышлению. Пять братьев – это пальцы одной руки, девица в темнице – красная морковь. Посредством загадок ребенок постигает значение многих вещей и предметов и учится находить во всем не только непонятное и новое, но и смешное и забавное.

Хороши для дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными хорошо известными детям признаками. «Косой бес поскакал в лес»; «Вьется веревка, на конце головка» Также для детей интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета. «Сама я ледяная Моя юбка – кружевная, Я кружусь как балеринка. Угадали? Я.. (снежинка);

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее речевое развитие детей, так как в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к восприятию художественной литературы и фольклора, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка. Таким образом, загадка не утратила свою ценность и наше время.

Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Отгадать загадку, значит найти решение логической задачи. Потому-то загадка занимает особое место в работе по развитию детского мышления. Провела конкурс на лучшее придумывание загадок об овощах, фруктах, животных: «Летом в салате, зимой в банке» «Красивая, сладкая, очень полезная» «Злой, но лечит»

Сочиняем и отгадываем

Таким образом, загадка не утратила свою ценность и наше время. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Ценность загадки в воспитательно - образовательной работе с детьми дошкольного возраста неоспорима. Чаще загадывайте детям загадки, и вы увидите интерес ребёнка к ним !

Литература: 1.Аникин В.П., «Русские народные пословицы, поговорки, детский фольклор» М.: Учпедгиз 2.Илларионова Ю.Г. «Учите детей разгадывать загадки» М.: Просвещение 3.Кудрявцева «Использование загадок в дидактических играх»//Дошкольное воспитание-1986 4.Хмелюк М, «Использование загадок в работе с детьми» //Дошкольное воспитание-1993

Следующая загадка

1 слайд

Описание слайда:

Роль загадок в развитии логического мышления и речи детей дошкольного возраста.
Воспитатель 1-ой квалификационной категории: Полшкова А.А.

2 слайд

Описание слайда:

Что такое загадки?
Загадки - одно из древнейших средств народной педагогики. Они имеют мифологическое происхождение.
Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность.

3 слайд

Описание слайда:

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов, типов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования умственной деятельности детей.

4 слайд

Описание слайда:

Значимость загадок в развитии детей
С помощью загадок у детей можно формировать любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.

5 слайд

Описание слайда:

Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

6 слайд

Описание слайда:

Особенности загадок
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.
Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.

7 слайд

Описание слайда:

О явлениях природы
О животных и растениях
О предметах труда и домашнего обихода
О людях
Типы загадок

8 слайд

Описание слайда:

Виды загадок
Загадки-рифмовки
Загадки-описания
Загадки-сравнения
Загадки смешанного вида
Юмористичекие загадки
Сюжетные загадки
Загадки-обманки
Загадки на смекалку
Математические загадки

9 слайд

Описание слайда:

Развитие логического мышление с помощью загадок
Развитие логического мышления- это развитие умения мыслить с помощью таких логических приёмов, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

10 слайд

Описание слайда:

Развитие речи с помощью загадок
Отгадывание загадок способствуют активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Таким образом, одним из средств, всестороннего развития ребенка, формирования словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста можно назвать обыкновенные загадки.
Самым высоким уровнем творческого мышления является теоретическое мышление, которое предполагает, что у человека развито и конкретное и абстрактное, и логическое и другие виды мышления.

11 слайд

Описание слайда:

Способы построения загадок
Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку.
Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

12 слайд

Описание слайда:

В чем заключается успех разгадки загадок?
Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.
Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна. И ее построение, и ее лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.

13 слайд

Описание слайда:

Cпасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: