Преступление и наказание загадка

Обновлено: 04.11.2024

Алёна Ивановна (таково имя старухи-процентщицы) из действующих лиц романа Достоевского выбывает быстро, однако в память врезается надолго - и не только Раскольникову.

Процентщица. Иллюстрации П. М. Боклевского к "Преступлению и наказанию" Достоевского. 1880-е годы Процентщица. Иллюстрации П. М. Боклевского к "Преступлению и наказанию" Достоевского. 1880-е годы

Достоевский подробно описывает внешность старухи. И прямо называет её возраст.

Слева - Вера Карпова в роли старухи-процентщицы в сериале "Преступление и наказание" (2007). Справа - Елизавета Евстратова в роли старухи-процентщицы в фильме "Преступление и наказание" (1969). Слева - Вера Карпова в роли старухи-процентщицы в сериале "Преступление и наказание" (2007). Справа - Елизавета Евстратова в роли старухи-процентщицы в фильме "Преступление и наказание" (1969).

Но давайте поиграем. На месте возраста старухи-процентщицы в цитате из романа - звёздочки. А ниже - варианты ответа. Попробуйте выбрать правильный (если вы не видите формы с вариантами ответа - это может быть потому, что у вас включён блокировщик рекламы).

Итак, Раскольников пришёл к Алёне Ивановне:

Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет *** , с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание)


А теперь ваше слово:

Ну как? Помнили правильный ответ из школьной программы или удивились сейчас?:)

Алена Ивановна как символ новой политики ростовщичества

В книге старуха прямым текстом говорит:

«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

Гривна в царской России ровнялась 10 копейкам. Из этого диалога несложно понять, что старуха наваривается на молодом студенте на 10% от выданной суммы. Но в то же время в России тогда действовал закон об ростовщичестве, который не позволял брать с закладчиков более 6%. В 1864 году разрешили брать 10% и старуха уже тут как тут. В этот закон специально внесли поправки для урегулирования роста дохода населения и процентщица в книге изображаете как символ новой экономической политики. Её «фатальный исход» — это чуть ли не прямое недовольство автора политикой государя. Известно, что Достоевский страдал от игромании и сам часто являлся клиентом ростовщиков.

Главная идея романа - это искупление за совершенные грехи. Абсолютно все герои романа получили по заслугам. Главная идея романа - это искупление за совершенные грехи. Абсолютно все герои романа получили по заслугам.

Великая литература на то и великая, потому что создаётся не в «один присест» как полагают многие начинающие писатели, в ней продумывается каждая строчка, которая может тайно (или явно) обозначать отношение автора к происходящему в его времени. Читайте только хорошие книги!

Следующая загадка

Мало кто знает, что изначально Достоевский писал роман "Наказание и преступление" и сюжет в нем кардинально отличался от знаменитого "Преступления и наказания". сохранившиеся черновики проливают свет на изначальный замысел Федора Михайловича

Действие романа развивалось в параллельной реальности - альтернативная Российская империя, где государство несколько иначе смотрит на понятие преступления - теперь любой желающий может сначала отбыть наказание, а затем, на заработанные таким образом Годы имеет право совершить некоторое преступление. если же преступление совершается человеком, не имеющим на своем счету ни одного Года или тяжесть преступления превосходит имеющиеся у человека Годы, то никакого лишения свободы за этим не следует - его просто казнят

Главный герой, студент Раскол Родионов, влюбляется в Мармеладочку Соневу, но не имеет средств не только на образование семьи, но и содержание себя самого. отец Мармеладочки, Захар Семенович Сонев, предлагает бедному Расколу сделку - он должен будет отсидеть 20 лет в тюрьме и заработанные таким образом Года потратить на убийство помещика Гайло Свидрова, которому Захар Семенович задолжал крупную сумму денег.

Раскол соглашается - 15 лет он проводит на каторге, изредка видясь с Мармеладочкой, которая приносит ему вести с воли. на истечении 15-го года Раскол узнает, что его давний университетский друг Мухоразумов сватается к его возлюбленной. Захар Семенович, изрядно погрязший за это время в долгах Свидрову, уже почти потерял свое имение, поэтому Мухоразумов из любви к Мармеладочке решается на отчаянный поступок - убивает Свидрова, не имея ни одного Года запазухой. Мухоразумова казнят.

Раскол понимает, что сидеть дальше смысла уже нет, просит выпустить его по УДО (сгорает два последних Года) и выходит на волю с 13-ю Годами в кармане. Он охладел к Мармеладочке, допустившей такой глупый поступок со стороны любящего ее человека, поэтому ходит по Петербургу и раздумывает, на что бы потратить свои теперь уже ненужные 13 Годов. В неком закоулке он сцепляется языком со старушкой-процентщицей, вылившей ему под ноги ведро с помоями и в порыве ярости убивает ее. Судья оценивает преступление как раз на 13 Годов. Совершенно опустошенный и потерявший интерес к жизни Раскол Родионов выходит на свободу.

Таков был сюжет романа "Наказание и преступление" Федора Достоевского, что попал на стол редактору в 1865 году. редактор заключает, что большей чуши в жизни не видывал, и расстроенный Достоевский решает перевернуть все с ног на голову, начиная от имен персонажей и заканчивая названием произведения. так появился роман "Преступление и наказание", который был благодушно принят читателями по всему свету и почитаем до сих пор, однако являлся для Достоевского самым нелюбимым. как он отзывался о романе, "в нем нет ни слова правды. меня заставили сделать нечто совершенно противоположное тому, что я замышлял"

Временная линия Раскольникова и спасительный дождь

Историю преступления молодого Родиона пересказывать не будем. В романе Раскольников впадает в бред и читателю сложно уловить сколько времени прошло, если автор не упоминает дату. Известно, что события начинаются в начале июля, а уже 20 июля юноша стоит у дома, где остановились мать и сестра, чтобы попрощаться. Автор подчёркивает, что шёл сильный дождь и число 20 здесь не просто так. 20 числа по старому календарю отмечается Ильин день. Именно в этот день Илья-пророк проезжает на своей колеснице и «метает молнии» в людей, нарушивших закон Божий. Это день очищения и дождь на Ильин день считается благоприятным знаком.

Следующая загадка

Работу над романом Фёдор Достоевский начинает в 1865 году. Известно, что в этом году вступает в силу «закон о свободной печати». Теперь всё напечатанное якобы освобождалось от цензуры. Авторы получали от цензоров до 3-х предупреждений, если вдруг начнут писать что-то неугодное. Достоевский прекрасно понимал, что «разойтись на всю» в романе он не сможет, поэтому вкладывал тайные смыслы в самые значимые эпизоды.

С нами интересно! С нами интересно!

Соня Мармеладова и число "30"

Соня Мармеладова получила за свой «первый раз» 30 рублей! По ходу истории мы знаем, что она молча пришла к матери и вывалила горсть денег на стол. Но даже по расценкам таких «пикантных услуг» это очень большая сумма. Число «30» это явная отсылка к известным всем «тридцати сребреникам» - символом предательства и отступничества от самого себя. Максимальная сумма, которую могли получить самые желанные «жрицы любви» не превышала 1 рубля за ночь (в среднем 20-30 копеек за ночь).

Полина Филоненко в роли Сони Мармеладовой. Экранизация 2007 года. Полина Филоненко в роли Сони Мармеладовой. Экранизация 2007 года.

И далее число «30» встречается в книге не раз. Последние 30 копеек Мармеладов забирает у дочери на похмелье, за 30 тысяч Марфа Петровна выкупает будущего мужа Свидригайлова из долговой ямы. Сам же Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой точно такую же сумму, чтобы она сбежала с ним навсегда.

Следующая загадка

Наверное, мало людей, которые не слышали об этом романе. И даже мало тех, кто так или иначе не сталкивался с ним (спасибо школе).

Лично для меня - это самое любимое произведение. И я хотел бы поделиться парой мыслей о нем. Центральная тема этого романа.

А какая в этом романе центральная тема?

Личная трагедия Раскольникова, который сломался под давлением нищеты и собственного же честолюбия?

Трагедия Сони Мармеладовой?

Расследование Порфирия Петровича?

Похождения Свидригайлова или поползновения Лужина?

Думая об этом, я так и не смог понять. А потом пришел к выводу, что центральная тема у романа всё-таки есть.

И это - жизнь .

Жизнь. Со всеми её недостатками, заблуждениями, пороками и "грехами", которыми пестрит наше общество. И еще я думаю, что с того времени ничего не изменилось.

Хотя нет, изменилось. Изменились декорации. 📱💻🕹

И еще хотелось бы сказать пару слов о "Теории Раскольникова". Наверное, многие слышали об этом, даже если не читали саму книгу. Многие утверждают, что именно эта теория сподвигла Раскольникова преступить черту, и это чуть ли не главная тема в книге. Но я не могу с этим согласиться.

Во-первых, "теория" - причина поступка Раскольникова? Безусловно, она сыграла свою роль, но не определяющую. Но я думаю, что сия теория - следствие, а не причина. Голодный и озлобленный человек, может дойти до любой точки, и вполне успешно мотивировать это в своей голове. Что мы и видим на примере Раскольникова.

Амбициозный, нищий, тронувшийся умом студент. Но тронувшийся ли? Сложно сказать. Я думаю - нет. Все его размышления выглядят крайне логично, хоть и безусловно ужасно. И еще один аргумент - разве пошел ли он "на дело", если бы его ситуация резко изменилась в лучшую сторону? Ответа на этот вопрос нет и быть не может. Но повода думать, что Раскольников перешел черту, если бы ему вдруг пришло письмо о внезапно свалившемся большом наследстве - нет.

Является ли эта теория главной темой, которую поднимает Михаил Федорович? Совершенно нет. Эта теория имеет точно такое же место в книге, как и любая другая тема. Будь то, пьянство, нищета, эгоизм, подвиг, предательство и так далее. И, кстати, теория эта существует и принадлежит вовсе не Достоевскому и Раскольникову. Думаю, что этой теорией Михаил Федорович хотел показать, что представляет "сверх-человек" на самом деле. И Раскольников не справился с этой ролью - ведь что-то человеческое в нем все-таки осталось.

Читайте также: