Познавательная игра ключ к загадкам природы
Обновлено: 25.12.2024
Цель: создание условий для реализации познавательной активности детей посредством интеллектуальных игровых заданий с экологическим содержанием.
- Обучающие.
- Уточнять и обогащать представления детей о природных объектах, явлениях природы; систематизировать некоторые знания, понятия, отношения, закономерности.
- Автоматизировать умение видеть целое в части.
- Способствовать развитию умения определять материал, из которого сделан предмет.
- Дать представление о способах решения некоторых экологических проблем.
- Познакомить с понятием гибрид, показать животных-гибридов.
- Формировать экологическую культуру.
- Развивающие.
- Развивать умение классифицировать.
- Развивать воображение, логическое мышление, образное мышление, операции мышления, внимание, память, скорость реакции, восприятие.
- Развивать предпосылки УУД (на протяжении всей деятельности):
- умение действовать при выполнении познавательной задачи;
- умение моделировать ситуацию;
- умение фиксировать достижение результата;
- умение оценивать результат деятельности;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- умение организовывать свою самостоятельную деятельность.
- Воспитательные.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность.
- Показать значимость каждого человека в оказании помощи планете.
- Способствовать возникновению желания и умения работать в коллективе, взаимодействовать в группе детей.
- Способствовать возникновению желания детей проводить свой досуг с интересом и пользой, показать варианты и разнообразие способов интеллектуального отдыха.
Методы и приёмы.
- рассматривание;
- сравнение;
- зрительное обследование;
- показ и демонстрация;
- объяснение, уточнение;
- инструкция;
- вопросы (открытого типа, на развитие воображения, уточняющие и др.);
- художественное слово;
- рассказ.
Практические и игровые:
- практическое упражнение;
- дидактическая игра;
- воображаемая ситуация;
- загадывание и отгадывание загадки,
- решение логических задач.
Материалы и оборудование:
- карточки к дидактической игре «Пищевые цепи» – 4 комплекта,
- разрезные картинки «Тень» - 4 шт.,
- набор карточек с изображением теней: животных (10 шт.), насекомых (10 шт.), птиц (10), растений (10 шт.),
- набор предметов из металла, пластика, бумаги, резины для игры «Сортировщики»; 4 корзины.
- карточки-баллы,
- мультимедиа аппаратура, интерактивная доска.
Участники: 4 команды детей 6-7 лет, в каждую из которых входит 5 участников.
В начале игры команды представляют себя – название, девиз. Договариваются об условных сигналах во время выполнения игровых заданий. Детям предлагается выбрать звук, издаваемый животным: хрю, гав, мяу, му и т.п.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
(В. Орлов)
И сегодня мы собрались нашими дружными командами с пользой провести время.
У природы много загадок. Есть даже такие, которые учёные ещё не разгадали, а, может быть, и не разгадают никогда. Но есть у неё и загадки для детей. Вы хотите их разгадать?
Я уверена, что вы отлично знаете названия многих животных, птиц, насекомых, растений, явлений природы и легко узнаете их по маленькой части.
Перед вами на экране поочерёдно будут появляться фрагменты. Ваша задача – узнать в них знакомые природные объекты или явления и назвать их.
Участники команд выполняют игровое задание.
Это была разминка, с которой вы замечательно справились. И каждая команда получает по одному баллу за активность!
- «Экологическая математика»
На экране поочерёдно появляются по 2 картинки. Задача команд – отгадать, понять, догадаться – кто или что получится в результате сложения этих картинок.
Все вы умеете складывать числа. Давайте проверим… 3 + 2 = … 5
Оказывается, можно складывать не только числа. Попробуем?
Команды решают несколько природно-математических примеров, подавая условный сигнал о готовности к ответу.
- «Экологические цепи»
Вы знаете что такое пищевые цепи? (Объяснения детей, уточнение педагога.)
Перед игроками карточки с изображением «звеньев» пищевой цепи.
Ваша задача – определить: кто чем или кем питается, и разложить карточки в нужной последовательности.
1 балл получает команда, которая раньше других правильно справилась с заданием.
Есть у орла и у слона,
У дерева и у куста.
Отбрасывают в ясный день
И волк, и заяц, и олень.
Сейчас мы узнаем, сможете ли вы определить природный объект по его тени?!
- «Разрезные картинки»
Перед вами игра – «Разрезные картинки», собрав которые у каждой команды должна получиться тень природного объекта, а кого или чего, вы нам расскажете и покажете, когда их соберёте.
В результате у каждой команды получится тень представителя животных (кошка), насекомых (божья коровка), птиц (голубь), растительного мира ( роза).
Назовите, пожалуйста, кто или что у вас получилось. Ответы.
Кошка – это… животное.
Божья коровка – это… насекомое.
Голубь – это… птица.
На столах хаотично разложены карточки с изображением теней животных, растений, насекомых, птиц.
Ваша задача – среди всех картинок выбрать и собрать картинки с изображением теней представителей своей группы.
Проверка правильности выполнения задания. Выдача баллов.
На интерактивной доске за пронумерованными от 1 до 20 геометрическими фигурами спрятана картина. Команды поочерёдно открывают (назвав любой номер) фигуры. Так, общая картина с каждым ходом становится более понятной. Та команда, которая быстрее догадается, кто спрятался на картине, получает 1 балл.
Игрокам предлагается 4 варианта: коровы, божья коровка, заяц, пингвин.
Ребята, вы видите много геометрических фигур, у каждой из которых свой номер. Каждая команда может назвать любое число. Я уберу фигуру с этим номером. На её месте окажется кусочек спрятанной картины. Ваша задача –угадать, кто же спрятался на самой картине.
А теперь немножко отдохнём, но отдыхать мы будем с пользой.
Практически любая вещь рано или поздно становится отходами. От этих отходов через 100 лет наша планета превратится в одну большую свалку. Но, чтобы этого не случилось, люди придумали сортировать мусор и перерабатывать его.
На полу разбросан «мусор» - предметы из разных материалов и 4 корзины с условными обозначениями.
Ваша задача – определить материал, из которого сделан предмет, и разложить предметы по нужным корзинам: бумага, металл, пластик, резина.
Команды выполняют игровое задание.
Спасибо большое, молодцы! Каждая команда получает по одному баллу за полезное дело.
Ребята, старайтесь, где это возможно, выкидывать мусор и ненужные вам вещи в специально отведённые контейнеры. Каждый из вас может спасти планету!
- «Животные-гибриды»
Оказывается, существует большое количество животных, которые получились в результате скрещивания двух разных особей. Таких животных называют гибридами.
Сейчас мы с вами попробуем догадаться, гибрид каких животных перед нами на экране. Ваша задача – назвать 2-х животных. Не забывайте про условный сигнал.
Итак, зеброид – это гибрид … зебры и коня.
Следующая загадка
Цель мероприятия - обобщение знаний у детей о живой и неживой природе, развитие внутренней потребности любви к природе, желание беречь и охранять окружающую среду.
Следующая загадка
Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе и под водой – всюду кипит жизнь. Сколько загадок, чудес и тайн можно открыть для себя! И всё это невообразимое разнообразие создаёт великий скульптор, архитектор и творец – природа!
5 июня библиотека-филиал № 7 провела познавательную игру «Ключ к загадкам природы», посвященную Всемирному дню окружающей среды.
Ребята разобрали несколько экологических ситуаций, разгадали загадки о животных и растениях, поиграли в игры: «Превращения», «Грибное лукошко», «Овощная грядка», «Ботаническое лото», «Как разговаривают птицы и животные». Приняли активное участие в конкурсе скороговорок, решили кроссворд, вспомнили стихи, в которых упоминаются животные, птицы, растения, насекомые, поучаствовали в викторине «Гиннес-шоу» о рекордсменах животного мира.
Библиотекарь рассказала о самых необычных деревьях в мире: хлебное дерево, молочное дерево, свечное дерево, мыльное дерево, колбасное дерево, о самом высоком и самом маленьком дереве в мире.
Ребята объясняли пантомимой загаданное животное, называли авторов произведений для детей о животном и растительном мире.
В заключение мероприятия был произведен обзор книг, представленных на выставке «Маленькие чудеса большой природы».
Следующая загадка
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование: плакаты на экологическую тематику; карточки с изображением следов животных и лекарственных растений.
«Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_igra_zagadki_prirody.rar | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для 5-6 классов.
Экологическая игра «Загадки природы».
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся. Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование: плакаты на экологическую тематику; карточки с изображением следов животных и лекарственных растений.
«Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин
Форма проведения : экологическая игра-конкурс.
II. Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры. 1-й ч т е ц .
Я слушал, как поёт тропа лесная,
И всё гадал: о ком она? О чём?
Который век бежит, не зарастая,
Как будто ей столетья нипочём.
В её напеве слышу отголоски
Шагов прошедших некогда людей.
Смотрю на тропку, стоя у березки,
И сердце бьётся чётче и нежней.
И верится, не стало тленом, пылью
Минувшее, поныне живо тут.
Все люди, что по тропке проходили,
Идут по ней, незримые идут.
И мы пройдем, а через годы - внуки,
И каждый сердцем у лесной тропы
Услышит те же песенные звуки
Одной для нас единственной судьбы.
Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.
Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности. Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
природа нас окружила дивной своей красотой,
природа нам подарила воздух степной и лесной,
берег крутой с быстрой рекой,
чистое небо над головой.
Наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать.
Всем и всему на Земле есть место. Природа – наш дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь.
Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.
Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова. Как же вести себя в нашем большом доме – природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда?
- Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
Начнём нашу игру с разминки. Класс разбивается на три команды.
I.Разминка . Отгадайте загадки. Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся жетон.
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
(Дятел)
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
(Пчёлы)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
(Муравьи)
Летит — воет,
Сядет — землю роет.
(Жук)
Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
Не ёлка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.
(Ёж)
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
(Медведь)
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…
(Рысь)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы — зелёные…
(Лягушки)
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет — это…
(Крот)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…
(Короед)
III. Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа.
Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений. За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.
1). В лесу леснику встретились следы собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.
2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.
3). Собери лукошко. Каждой команде даётся по набору муляжей грибов. Нужно отобрать съедобные грибы и назвать их.
Этап 2.Конкурс капитанов.
- У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)
- Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)
- Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)
- Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)
- Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)
- Коралл – это растение или животное? (животное)
- Сколько ног у паука? (восемь)
- Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)
- Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)
1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?
2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птицами?
3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?
- Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)
- Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)
- Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан, линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга т. д.)
- Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)
- Какая рыба чемпион по взметыванию икры? (треска – до 300 млн. икринок)
- Из какой рыбы можно делать напильники? (акула – из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)
- Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)
- Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)
Этап 4. Экологический. “Редкие и исчезающие животные” Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.
– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?
– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.
У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.
Я в к я с у л а с н в ц ц
П д ж ф е ч й р п а н ф ч
Ж м в ы м р х у ж х о р л ь
Г с в е в о п б в а с р о д
М б е к д ь о в е д б к в
К ф п о ы б з р а ы ф п з
В г е м г е л о в р д ж д д
Ц с э я у ф т ц я о э р а ф
Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.
Этап 5 . КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ» А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
Рыба не клюет – она сыта;
пчелы сидят в улье и громко гудят;
ласточки и стрижи летают высоко;
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
раскрыты цветы кувшинки;
одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
крот нагребает высокие холмики;
паук усиленно плетет паутину;
голуби разворковались. ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
Этап 6. Зелёная аптека.
К столу ведущего выходят по одному участнику от каждой команды. Они вытаскивают по очереди карточки с изображением лекарственных растений. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.
Этап 7. «Из книги рекордов Гиннеса»
1. Самое большое животное на Земле (Синий кит: длина = 33 м)
2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы)
3. Самый быстрый зверь (Гепард - скорость = 120 км/ч)
4. Самая крупная кошка (Тигр – длина – 3,5 м, т = 300 кг)
5. Самая большая земля (Анаконда длина = 11 м)
6. Самая крупная птица (страус, длина =2,5 м, т = 100 кг, скорость = 50 км/ч)
7. Самая маленькая птица (колибри – величиной со шмеля)
8. Самый лучший прыгун (Кенгуру).
IV. Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.
Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не роззоряйтк гнезда!
Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с слюбовью за ними.
Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
Во всей Вселенной
Во все Вселенной
Что будет делать
Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!
Читайте также: