Подставные слова в загадках
Обновлено: 25.12.2024
Загадки для детей
Загадки для детей . Коллекция загадок для проведения весёлых и познавательных занятий с детьми. Все детские загадки приведены с ответами.
Популярные В мире животных Природа Ням-ням Детский мир Окружающий мирЗагадки для детей – это стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, не называя его самого. Чаще всего основное внимание в детских загадках уделяется какому-нибудь уникальному свойству предмета или его сходству с другим предметом.
Для наших далеких предков загадки являлись своеобразным средством испытания мудрости и смекалки сказочных героев. Чуть ли не в каждой сказке задавались вопросы, на которые главным героям нужно было ответить, чтобы получить волшебный подарок.
Принято разделять загадки для детей и взрослых. В этом разделе вы найдете только детские загадки, разгадывание которых превращается в игру и не только обучает, но и развивает логику вашего малыша. Их количество растет постоянно, ведь люди продолжают до сих пор придумывать, а мы продолжаем размещать самые интересные.
Всем загадкам для детей даны ответы, чтобы вы могли проверить себя. Если играете с совсем маленьким ребенком, тогда ответы стоит посмотреть заранее, ведь нужно убедиться, что он уже знает слово, которое является разгадкой. Играйте с вашим ребенком в разгадайки и он поймет, что учиться может быть интересно и даже весело!
Следующая загадка
Цель урока. Познакомить с происхождением и природой загадок; развивать умение отгадывать и сочинять загадки.
I. Новая тема
— На доске записаны два текста. Определите, к какому жанру они относятся.
Лежал, лежал,
Да и в речку побежал. (Снег)
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не масло, с хвостиком, а не мышь. (Репа)
— Как вы определили, что это загадки?
II . Этап усвоения новых знаний. Работа с термином «загадка».
Сегодня мы с вами сами сочиним загадку. А для этого нужно вспомнить, что же такое загадка?
Загадка - это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса.
-Например, красное коромысло через реку повисло. В этой загадке 2 предмета, один спрятан за другой, который каким-то образом на него похож или имеет с ним общие свойства.
-А какой же предмет спрятан за коромыслом? (Радуга)
-В чем же схожи радуга и коромысло? (В форме и в цвете)
-Как вы думаете, почему коромысло, сравниваемое с радугой, именно красное?
(Слово «красное» не простое прилагательное, а эпитет. Сравните: красна девица в сказках, значит, «красное» от «красивое», радуга ведь красивая, она состоит из 7 разных цветов)
-В загадках люди приближают к себе явления природы, сравнивая их с повседневными конкретными вещами. Радуга напоминала людям коромысло, отсюда и родилась загадка.
Во многих сказках герою предлагается отгадать загадку, и от правильности ответа будет зависеть его жизнь или судьба.
В Древней Греции был город Фивы, как рассказывает легенда, жило там страшное чудовище Сфинкс, он загадывал загадку людям, а тех, кто не мог отгадать, съедал. Только одному герою удалось разгадать загадку Сфинкса. Попробуйте и вы отгадать эту загадку:
Что ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х ногах, а вечером на 3-х ногах?
Ответ: человек. ( Утро сравнивается с малышом, который еще не умеет ходить, полдень с человеком в расцвете жизненных сил, вечер – со стариком, опирающемся на трость.)
II I. Происхождение загадок
- Ребята, а вы знаете, как появились загадки?
Загадки являются одним из малых жанров фольклора. Они развивают нашу сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.
Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам и явлениям. Охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять "подставные” слова. С этими "подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей”).
III. Как "сделана” загадка?
Загадки бывают четырёх основных типов:
Загадки-иносказания.
«Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана». (Здесь иносказательно представлена капуста).
Загадки-описания.
«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит- не выбежит». (В этой загадке нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке).
Загадки-вопросы.
«Без чего человеку жить нельзя?»
Загадки-задачи.
«Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось?»
(Разумный ответ – чисто арифметический - осталось две вороны. Ан нет! Одну то он убил, а остальные – улетели).
IV . Знакомство с литературными загадками
Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.
(С.Маршак)
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной… [дорожке]
(К.Чуковский)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(К.Чуковский)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная.
(К.Чуковский)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(К.Чуковский) (Крапива)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.
(К.Чуковский) (Сосулька)
V . Этап закрепления знаний. Сочинение загадки.
- Ребята, посмотрите в окно. Что мы видим в небе? (Солнце)
- А какими признаками оно обладает? (Круглое, желтое)
- Какого цвета оно бывает вечером, во время заката летом? (Красного)
- Каким мы видим его зимой или дождливой осенью? (Тусклое, белое, в дымке)
- Какую пользу оно приносит миру, всему живому? (Светит и греет)
- А в какое время суток солнце согревает нас своим теплом, дарит свет? (Утром, днем)
- Ребята, а с чем вы можете сравнить солнце? (Цыпленок, одуванчик, блестящая монетка и т. д.)
( В ходе беседы Учитель составляет схему солнца с лучами, на которых пишет ответы учащихся).
- Солнце обладает многими признаками, его можно сравнить со многими вещами и явлениями. Значит, его можно спрятать за предмет, имеющий хотя бы один общий с солнцем признак.
Итак, давайте каждый ряд придумает загадку про солнышко. На это дается 5 минут.
- Каждая группа читает свою загадку, затем учитель спрашивает, какая загадка получилась лучше, какая понравилась больше.
- Желтое светило в облаке застыло.
- Ярко-желтый одуванчик как-то бросил в небо мальчик.
И остался одуван греть, светить на радость нам.
- Желтое, светящее, тепло приносящее.
- Днем горит, ночью спит, утром будит, но молчит.
VI . Подведение итогов урока. Задание на дом.
- Молодцы, ребята! У вас получились разные загадки. А теперь давайте подведем итог. Назовите основные признаки загадки? (Маленький объем, один предмет прячется за другой, «ищем общие признаки: форма, функции, цвет).
Следующая загадка
Сегодня мы с вами сами сочиним загадку. А для этого нужно вспомнить, что же такое загадка?
Загадка - это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса.
-Например, по горам да долам ходят шуба да кафтан . В этой загадке 2 предмета, один спрятан за другой, который каким-то образом на него похож или имеет с ним общие свойства.
-А какой же предмет спрятан за горями? (шуба)
-В чем же схожи гора и шуба? (В горах холодно)
-Как вы думаете, почему горах ходит, именно шуба да кафтан?
(Слово «шуба» не простое существительное, а главное подлежащее. Сравните: мама купила шубу // ходит шуба да кафтан)
-В загадках люди приближают к себе явления природы, сравнивая их с повседневными конкретными вещами. Овечка напоминала людям шубу и кафтан, отсюда и родилась загадка.
Во многих сказках герою предлагается отгадать загадку, и от правильности ответа будет зависеть его жизнь или судьба.
В Древней Греции был город Фивы, как рассказывает легенда, жило там страшное чудовище Сфинкс, он загадывал загадку людям, а тех, кто не мог отгадать, съедал. Только одному герою удалось разгадать загадку Сфинкса. Попробуйте и вы отгадать эту загадку:
Стоят вдоль дорожки Антошки, все – на одной ножке.
Ответ: Грибы. ( Грибы сравниваются с Антошками на одной ножке.)
III. Происхождение загадок
- Ребята, а вы знаете, как появились загадки?
Загадки являются одним из малых жанров фольклора. Они развивают нашу сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.
Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам и явлениям. Охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять "подставные” слова. С этими "подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей”).
III. Как "сделана” загадка?
Загадки бывают четырёх основных типов:
Загадки-иносказания.
«Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана»
(Здесь иносказательно представлена капуста).
Загадки-описания.
«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит- не выбежит»
(В этой загадке нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке).
Загадки-вопросы.
«Без чего человеку жить нельзя?»
Загадки-задачи.
«Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось?»
(Разумный ответ – чисто арифметический - осталось две вороны. Ан нет! Одну то он убил, а остальные – улетели).
Детские загадки: как выбрать?
Удивительно, но предпочтения детей по загадкам настолько разные, что выявить какую-либо тенденцию не предоставляется возможным. Конечно, малышей приводят в восторг загадки для детей про птиц, животных, всяких жучков и паучков. Дети постарше обожают играть в загадки про сказочных героев и героев современных мультфильмов.
Чтобы превратить разгадывание в занимательную игру, нужно выбирать тематику в соответствии с тем, чем вы сейчас занимаетесь и где находитесь. На отдыхе за городом выбирайте детские загадки про зверей и птиц, если вы пошли по грибы в лес - загадки про грибы. Такой выбор принесет вам и вашему ребенку новые впечатления и радость. Представьте, что вы отдыхаете на озере или речке и ваш малыш увидел рыбку. А если вы заранее подготовили и взяли с собой загадки про рыб? Успех вам в игре в разгадайку на водную и морскую тему обеспечен.
Внимание: на сайте размещены загадки для детей с ответами! Просто нажмите на слово "Ответ".
Следующая загадка
Загадки обманки
Загадки обманки - умопомрачительно весёлые загадки с неожиданными ответами для детей и их родителей.
Как правильно разгадывать загадки обманки?
Загадки обманки с ответами заканчиваются словом в рифму, но ответ должен быть совершенно не таким. Прочитайте полностью стишок и, вы увидите, что «на автомате» как дети, так и взрослые дают неверный ответ. Нужно совсем немножечко подумать, чтобы догадаться, какое слово является разгадкой на самом деле.
ВНИМАНИЕ: Правильный ответ указан в скобках при нажатии на слово «ответ».
Белым снегом всё одето -
Значит, наступает .
Ночью каждое оконце
Слабо освещает .
Друг зверей и друг детей
Добрый доктор .
Кукарекает спросонок
Милый, добрый .
Высокий, длинноногий,
Летать ему не лень -
На крыше из соломы
Устроился .
Лишь только свет дневной потух,
заухал в темноте .
Чик-чирик! Чик-чирик! -
Кто поднял веселый крик?
Эту птицу не пугай!
Расшумелся .
Под деревом четыре льва,
Один ушёл, осталось .
Нашёл пять ягодок в траве
И съел одну, осталось .
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две - всего .
Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный .
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает .
Простой вопрос для малышей:
Кого боится кот.
Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем .
Мимо улья проходил
Косолапый .
В чаще, голову задрав,
воет с голоду .
Дочерей и сыновей
учит хрюкать .
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это .
Ква-ква-ква - какая песня!
Что быть может интересней,
Что быть может веселей?
А поет вам .
Скорей на берег выбегай!
Плывет зубастый .
Как? Неизвестно до сих пор:
секрет и есть секрет,
зверь этот, словно светофор,
свой изменяет цвет.
В зелёный, жёлтый. Напугай -
и покраснеет .
Cъела зайчонка и ловит второго
огненно-рыжая злая .
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали.
Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали .
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали .
И красива, и мила,
Только очень уж мала!
Стройная фигурочка,
А зовут .
Я красивый, я летаю,
А весной от солнца таю.
Угадайте поскорей,
Кто же это? .
Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его .
Утром рано я встаю,
Молочком всех напою,
Травку я жую за речкой,
А зовусь я как? .
Жил в бутылке сотни лет,
Наконец, увидел свет,
Бородою он оброс,
Этот добрый .
Все меня боятся -
Я могу кусаться,
Я летаю и пищу -
Жертву я себе ищу,
Ночью мне уж не до игр,
Угадали, кто я? .
Я лаю и кусаю,
Я дом ваш охраняю,
Всегда смотрю во все глаза,
А как зовут меня? .
С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка - актриса,
А зовут ее .
В чем суть загадок обманок?
Суть загадок обманок для детей в том, что ответ, который хочется дать в рифму стишка, не является правильным.
Читайте также: