Петраков пушкин загадка ухода
Обновлено: 04.11.2024
Загадки гибели Пушкина. К 220-летию со Дня Рождения (прошлогодняя статья, но как она актуальна сегодня, когда мы видим множество фальсификаций истории!).
Статья из интернета! Авторство неясно (под ником «Библиомания» таится Николай Яковлевич Петраков, доктор наук), но тема весьма актуальная. Особенно накануне празднования 220-летия со дня рождения великого русского поэта. Вот она.
Между отдельными "тайнами" попытаюсь дать свой комментарий.
"Пять неразгаданных тайн дуэли и смерти Пушкина. Мы все знаем эту историю с детства. Но, если копнуть чуть глубже, выяснится, что практически никаких стопроцентных сведений о дуэли, смерти и погребении поэта у нас нет.
Тайна №1. Куда был ранен Пушкин? Казалось бы, вот уж здесь никаких тайн быть не может. Однако очевидцы путаются в показаниях:
А. И. Тургенев: «Геккерн попал Пушкину прямо в живот». Граф Апраксин – в материалах военно-судного дела: « Пушкин получил смертельную рану в грудь». В. И. Даль, проводивший вскрытие: «Раздробления подвздошной, в особенности крестцовой кости неисцелимы».
Современный патологоанатом Ю. Артамонов отмечает странности отчета В. Даля: нет точной локализации входного пулевого отверстия, не указано место расположения пули, также сомнителен факт, чтобы пистолетная пуля могла пробить подвздошную кость.
А.Ш. - Вывод может быть только один: "Кто-то был заинтересован в искажении фактов". Этого кого-то можно и нужно определить сегодня, чтобы снять вопросы в обстоятельствах гибели поэта. "Очистить" невиновных и осудить виновных, то есть, дать истинную картину противников Пушкина.
Тайна № 2. Почему дуэль была назначена не на утро, а на вечер, в сгущающихся сумерках (около 17-10)? Возможно, вы посмеетесь над версией исследователя А.Зихунова, который пишет, что Пушкина убил «неведомый снайпер», а Дантес стрелял лишь для отвода глаз – но, согласитесь, странные условия дуэли сами по себе дают пищу для невероятных теорий?
А.Ш. - Без всяких вопросов! Тут есть что исследовать! Во всяком случае, входное отверстие пули могло бы ответить на этот вопрос. Но кто его зафиксировал? Неужели никто? Очень странно? И тут опять проявляются интересы неких третьих лиц!
Тайна № 3. Почему пуля нанесла Дантесу минимальные повреждения? В 1938 г. инженер Комар, произведя расчеты, пришел к выводу, что «сильный удар пули при этих условиях должен произвести большой разрушительный эффект; то, что пуля Пушкина пробила руку Дантеса без повреждения кости, нельзя назвать большим эффектом». Инженер предложил версию, что на французе был защитный корсет, надетый под мундир. Есть также версия, что Данзас уменьшил заряд пороха в пистолете Пушкина (рассчитывая, что второй секундант поступит так же с пистолетом Дантеса ….).
А.Ш. - Пуля, выпущенная из пистолета Пушкина. Тут есть над чем подумать и провести даже серию экспериментов. Но уже сейчас нужно выдвинуть гипотезу умышленного убийства Пушкина. Кем? Вот непраздный вопрос! Версию о Данзасе (недосыпе пороха в пистолет Пушкина) нужно исключить, поскольку она слишком удобна для неких сил, прикрывающих умышленное убийство Пушкина и спасение Дантеса.
Тайна № 4. Почему от участия в похоронах были отстранены родственники? Родных не оповестили о гибели поэта. Племянник Пушкина Лев Павлищев пишет: «Дед мой узнал о смерти сына в половине февраля 1837 года, как видно из писем к нему В. А. Жуковского, а мой дядя Лев гораздо позднее».
А.Ш. - Требуется тщательное расследование этих сведений! Такое грубое нарушение права покойного на прощание с родственниками и нарушение прав самих родственников не может быть объяснено иначе, как умышленным сокрытием смерти с целью возможного подлога тела поэта.
Судя по всему, «спецслужбы» Бенкендорфа всячески старались ограничить доступ людей к проводам поэта в последний путь. (О Натали здесь я писать даже не хочу – она просто не пожелала присутствовать на выносе тела. Нет, она не лежала в обмороке или горячке, а уже строчила письма в высочайшие инстанции, чтобы ей позволили остаться в Санкт-Петербурге.)
А.Ш. – Тут настораживает грубый «акцент» на виновность спецслужб Бенкендорфа, который объясняется отношением «партии большевиков» к самодержавию и «царской охранке». Безусловно, такому подходу верить нельзя и требуется большое расследование. Возможно влияние третьих лиц. Но не только царя Николая I и его спецслужб. Я бы их вовсе исключил. Тут действуют некие силы, направленные против Пушкина как олицетворения русской национальной культуры, но действующие неофициально.
Разговор о Наталье Николаевне должен быть особый. Столетние «перемывания её косточек» убеждают в попытках неких сил свалить всю причину гибели мужа – несомненного и непревзойдённого национального достояния России только на неё.
Между тем, Наталья Николаевна могла быть попросту банальным орудием запланированных процессов по уничтожению Пушкина некими силами. А тут любое "лыко" в строку. Особенно о досужих домыслах её тайных связей с императором Николаем I. Обывателю и в прошлом и нынешнем виде такое объяснение очень близко. Но так ли было на самом деле?
В данной концепции гибели поэта заинтересованы были многие десятилетия противники самодержавия. Они особенно активно манипулировали домыслами после 1917 года. Однако, не все были подвержены такому грубому политическому "верхоглядству". Например, Викентий Викентьевич Вересаев (писательский псевдоним, настоящая фамилия Смидович) не пишет по данной спекулятивной теме не строчки. А ведь как в 20-30 годы это было бы востребовано! Только дай.
Между тем, хорошо известно из исторических источников как был верен своей супруге – императрице Александре Федоровне сам император Николай I. Настолько был верен, что вызывал неприкрытые обиды у своих поклонниц, жаждущих его высокого общения. Последнее даже вызывало поток несусветной заушной клеветы на императора и его жену.
В этих обстоятельствах, лишённых «накипи» борьбы с самодержавием, отношения между Пушкиным и Николаем I могут быть представлены совсем по иному. И признание Государя после личного общения с Пушкиным , что он «разговаривал с самым умным человеком в государстве» уже не покажется пустой легендарной фразой. Кстати, очередное подтверждение этого несложно найти в архивах. По сведениям известного разработчика архивов Всеволода Васильевича Чубукова:"Это ему, Дмитрию Блудову, 8 сентября 1826 года Николай I после своей коронации сказал: «Знаешь, я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России». На вопрос Блудова с кем, император ответил: «С Пушкиным». Первая двухчасовая встреча Николая Павловича с поэтом проходила в кабинете Малого Николаевского дворца Московского Кремля ; резиденции для членов императорской фамилии в Первопрестольной.
Пушкин по его просьбе в этот день возвратился из Михайловской ссылки, оставил чемоданы в гостинице «Европа» на Тверской (напротив современного здания Центрального телеграфа. ; В.Ч.). Александр Сергеевич даже не успел стряхнуть дорожную пыль с платья и обуви – и прямиком в Кремль". Интересные, сведения, не правда ли?
Но представьте, насколько эти же слова императора о Пушкине могли пробудить в неких силах особых мыслей. Наученный мыслителем – Пушкиным император мог стать более сильным и опасным для врагов, которые внедрялись во все структуры и действовали против России. Тут Пушкин был очень опасен и задача его дезавуировния и последующего уничтожения могла родиться в головах изощрённых предателей. И, очевидно, родилась. Заговорщики использовали ситуацию и оскорбительные намёки на неверность красавицы-жены Пушкина, на которые он не имел права не среагировать, защищая честь жены, семьи, детей и всего Пушкинского рода.
В этой ситуации был использован нарочитый красавец, прибывший из Европы - Дантес. Не будем тут заниматься следствием, но обстоятельства его появления в России как приёмного сына посла Нидерландов Геккерена более чем подозрительны. Возможно, он был отправлен в Россию для специального задания по уничтожению Пушкина, возможно, был задействован позднее. Войдя в семью Гончаровых как будущий муж родной сестры Натальи Николаевны - Екатерины Николаевны, он становился настолько близким к Пушкину, что представляло уже опасность во многих отношениях. Но враги действовали по ранее запланированной схеме, где их участие было наиболее сокрыто, и были возможны провокации ревности со стороны Пушкина. Достаточно было присылки Пушкину диплома «рогоносца», чтобы побудить самого Пушкина к дуэли с Дантесом.
Скорее всего, Пушкин это всё видел, понимал, но ничего сделать уже не мог. Жену, как известно, он не упрекал, поскольку чувствовал тонкими фибрами своей души другие мотивы заговора против него и вокруг него. Фактически, это были действия против России. Я полагаю, что отношение к Пушкину со стороны промасонской придворной камарильи чувствовал и сам император Николай I. Он пытался перевести Пушкина к себе поближе, в Петербург. Но были силы, которые уже стремились их разделить, боясь созидательного альянса великого поэта и государя! Который, кстати, умел его понимать! А это весьма немало!
О том, что государь не был участником заговора против Пушкина, говорит и факт военного суда над Дантесом, факт его разжалования и принудительной высылки из России, и, наконец, факт высылки его приёмного отца и нидерландского посла Геккерена. В случае участия Николая I в заговоре против Пушкина, он бы не был так последователен и постарался бы удержать данных преступников, опасаясь их непроизвольной (даже) огласки преступного сговора и свидетельств.
Что касается самого Дантеса, то его карьера при Наполеоне III говорит, что он был вполне вменяемым подданным и предан был неким тайным и нетайным силам во Франции. Заметим, что после очередной Революции во Франции в 1870 году сам Наполеон III сбежал в Англию и жил до конца своих дней с пригороде Лондона. О том, что Англия была в эти годы средоточием масонов, всем известно.
Итак. На наш взгляд, процессы связанные с убийством Пушкина проходили мимо Николая I, но впоследствии были активно притянуты для "комуфляжа" событий и выгораживания истинных участников и заказчиков преступления.
Для окончательного объяснения ситуации, нужно знать, что 1/14 августа 1822 года император Александр I издал Указ о запрете Тайной масонской деятельности в России. Однако, остановить процессы масонизации высшего эшелона власти, придворной элиты это уже не могло: вступление в масонские ложи становилось модным среди профессорского состава в университетах. Более того, в структуры власти стали активно внедряться именно масоны в ущерб деятелям патриотического русского и православного направления. Состоялось даже несколько судов по восстановлению в государственных структурах исключённых ранее национальных деятелей, противостоящих масонам и конкурирующих с ними в занятии государственных должностей.
Тайна № 5. Где похоронен Пушкин? Вот здесь слухов не меньше, чем о погребении Гоголя. В 1953 г. директор заповедника «Пушкинские горы» С. Гейченко решил провести капитальные работы по укреплению памятника на могиле. В своей книге «У Лукоморья» он описывает то, что открылось ему в предполагаемой могиле Пушкина : «На дне камеры были обнаружены два человеческих черепа и кости. Экспертиза показала, что кости принадлежат людям пожилого возраста». (. )
А.Ш. - Необходимо обеспечить охрану могилы Пушкина и тщательное исследование её содержимого. В юбилейный год 220-летия это должно быть настоятельным требованием общественности к Властям.
Ну и еще отрывочек из книги Петракова «Пушкин целился в царя. Царь, поэт и Натали»: «Одна известная пушкинистка, фамилию которой пока не считаю возможным называть, сообщила мне , что где-то в 1947-1948 году была вскрыта могила Пушкина. <…> Так вот, в могиле якобы не было самой важной детали – той самой дуэльной пули, которая, как известно, застряла в теле поэта и которую, по свидетельствам всех исследователей, не вырезали ни при жизни, ни после смерти Александра Сергеевича».
Как видим, в гибели нашего гения много противоречивой информации.
От себя добавлю – после того, как М. М. Герасимов разработал методику скульптурной реконструкции лица по черепу, был восстановлен облик многих известных людей. Андрей Боголюбский, Иван Грозный, Тамерлан и множество других. Могилы Пушкина и Гоголя были вскрыты, но реконструкцией их лиц почему-то никто не озадачился (этическими проблемами вроде «нельзя тревожить прах» советское руководство себя не отягощало).
Как видим, по данной теме существует острейший дефицит сведений – отсюда и множество самых разных версий разной степени вероятности.
А самое обидное – в засекреченных архивах лежит, лежит эта информация и ждет своего часа."
А.Ш. - Такая вот статья, побуждающая наших патриотов – писателей и театралов, историков и политологов - объединиться для расследования обстоятельств гибели поэта и обличения настоящих виновников!
Обсуждать книгу Петракова, на которую ссылается автор исходной статьи Николай Петраков, нет смысла.
На мой взгляд, эта книга - очередная масонская "утка" для отвлечения внимания от масонов и привлечения к активно навязываемой теме противостояния Царя и Поэта. Хотя, на мой взгляд, это было далеко не так. Напротив, Царь и Поэт имели шанс работать вместе и умножать силу, славу и духовную жизнь России. Этого шанса Россия была лишена убийством Поэта и уничижением Царя. Так сказать, одним выстрелом - двух зайцев. Убивали!
С другой стороны, инсинуации Петракова – использование нелепых домыслов для привлечения учёных к обсуждаемой теме, с которыми рекомендую познакомиться, побуждает к новым исследованиям и поиску истины.
На мой взгляд, все обстоятельства захоронения и могилы Пушкина связаны с ритуалами масонов. Они и разграбили его могилу и поместили некие черепа. Возможно, с обманными и провокационными целями.
Надо иметь в виду, что гений Пушкина был признан при жизни, признан самим императором Николаем I, и масонские "руки" мечтали тайно окунуться в его останки этой жизни и напитаться энергетикой в жизни вечной.
Возможно, они хотели как-то "опоганить" захоронение, поскольку Пушкин вступив в масоны по молодости лет недолго в них продержался.
Во всяком случае, Пушкин понял, что за спекуляциями масонов на демократических лозунгах, за их формами просветительства кроются тайные замыслы разрушения национальных культур и масонского мирового господства.
Сегодня мы это видим воочию на примерах деятельности тайных правительств, возглавляемых и навязываемых миру ротшильдами, примерах тайных и явных войн, красных и жёлтых революций, проворачиваемых разного рода банковскими концернами и их продажными ставленниками!
Следующая загадка
Настойчивость императора, податливость Натальи Николаевны и её неумное поведение, подающее повод для сплетен и пересудов, вели ситуацию к неизбежному финалу. В своей книге «Последняя игра Александра Пушкина» академик Н.Я.Петраков достаточно подробно показал, как развивались события, хотя некоторые нюансы неизбежно остались в стороне от стержня изложения. Попробуем это изложение повторить ещё более кратко – практически конспективно.
Видя, что Пушкин «неадекватно» реагирует на его «ухаживания» за Н.Н., Николай принимает решение перевести стрелки дворцовых сплетен на Дантеса, карьера которого зависит от его благоволения. Дантес должен сделать вид, что он увлечён женой Пушкина. Он ухаживает за Н.Н. демонстративно шутовски, шаржированно, но свет с удовольствием эту игру подхватывает, а Н.Н. с согласия (если не по наущению) Николая принимает её тоже. Пушкин, для которого поведение всех участников этой игры прозрачно, разворачивает свою контригру. К этому моменту для него вопрос о дуэли – неважно, с кем – решён: ведь дуэль, даже в случае её благополучного исхода для стреляющихся, приведёт к суду и как минимум – к высылке его из столицы, а именно этого он и добивается. Но именно этого не хотят все остальные участники игры: Николай в этом случае теряет Н.Н., которая должна последовать за мужем, Н.Н. теряет Николая, свет и балы, Дантес (если считать его тем, с кем Пушкин назначит дуэль, теряет карьеру). Такова диспозиция перед решающими событиями в этой истории.
1 июля 1836 года Пушкин отвергает приглашение на традиционный бал в честь дня рождения императрицы – под предлогом траура по матери, хотя сам в это же время появляется на других балах. Разозлённая императрица, опекавшая Дантеса и даже приплачивавшая ему добавку к жалованью, требует от кавалергарда активизации в его ухаживаньях за Н.Н. В конце лета Пушкин, вернувшись из города на дачу, застаёт у Натали Дантеса, который специально задержался, зная о скором возвращении её мужа. Пушкин разыгрывает сцену из анекдота, слышанного им на попойках в юности, намазывает губы сажей и, целуя Н.Н. в губы, выходит, дав понять Дантесу, что тому пора уходить. На выходе Дантес встречает Пушкина, который, заметив на губах Дантеса сажу с губ Н.Н., насмешливо улыбается.
Дантес приходит домой (он снимал комнату вместе с А.П.Трубецким) и говорит своему приятелю, что ему не понравилась улыбка Пушкина и что тот явно что-то замышляет. И точно, через 40 минут к ним приходит девушка с запиской от Н.Н., при чтении которой у изумлённого Дантеса глаза на лоб лезут. (После ухода Дантеса Пушкин, рассказав жене про свой фокус с сажей, требует у неё объяснений, и та вместо признания в невинном флирте выдаёт первую пришедшую на ум ложь: дескать, Дантес говорил с ней о его желании посвататься к её сестре, Екатерине Гончаровой. (Это первое, что ей приходит в голову, приходит потому, что сестра влюблена в Дантеса, они между собой об этом говорили и не раз, что теперь облегчает для неё возможность сказать, как она думает, в общем, невинную ложь.) Пушкин мгновенно использует это враньё и диктует ей записку, в которой Н.Н. сообщает Дантесу, что она рассказала об их разговоре мужу и что он согласен на брак Дантеса и её сестры.
Тайны пушкинской дуэли
Смотрите фотогалерею по теме
Женитьба Дантеса
Дантес в шоке (свидетелем этого шока был его приятель А.Трубецкой); он понимает, что шутить с Пушкиным опасно. Он вынужден теперь проявлять интерес и к Екатерине Гончаровой. 2 ноября Пушкин от кого-то узнаёт о состоявшемся у Полетики свидании Н.Н. с царём, застаёт её врасплох, и жена, никогда не умевшая врать правдоподобно, излагает ему первую пришедшую ей в голову ложь о Дантесе, заманившем её в ловушку, стоявшем на коленях и грозившем покончить с собой. Пушкина эта ложь устраивает (защищая честь его семьи, именно такую версию поддерживали для мира и он сам, и его друзья), и он начинает действовать. 3 ноября он рассылает друзьям (кроме одного-двух экземпляров, которые должны дойти и до царя) заблаговременно изготовленные им «дипломы рогоносца». Пушкин даёт понять своим друзьям, что дело тут не в Дантесе, а в царе, которого он вызвать на дуэль не может, и одновременно развязывает себе руки: под покровом тайны он может обвинить в изготовлении «диплома» кого угодно.
4 ноября Пушкин сам получает «диплом» и в тот же день посылает вызов Дантесу, поставив в известность жену. Та, в ужасе от того, какими последствиями грозит сам факт дуэли, мчится к Жуковскому, тот сообщает о вызове царю и немедленно начинает улаживать дело. 6 ноября Пушкин отправляет письмо министру финансов Канкрину, написанное с таким расчетом, чтобы тот немедленно показал его царю – что тот и делает. Вызов Дантесу и это письмо рассчитаны на то, чтобы царь согласился на личную встречу. В письме Канкрину Пушкин даёт понять Николаю, что с этого дня отказывается от царских подачек, и тот факт, что царь не разрешил ему погасить свой долг предложенным Пушкиным способом (продажа имения), уже не имеет никакого значения: оба понимают, что это фактическое объявление войны.
Надежда на аудиенцию у императора не оправдалась: Жуковский, вместо того чтобы поспособствовать такой встрече, сделал всё возможное, чтобы замять скандал: он находит выход в том, что было подсказано чуть раньше самим Пушкиным: Дантес, который и раньше, мол, подумывал о женитьбе на Екатерине Гончаровой (чему свидетельство – сохранившаяся у него записка Н.Н.), и в самом деле собирается жениться на ней. 7 ноября Жуковский радостно сообщает Пушкину, что всё улажено: Дантес женится (дочь Николая I оставила свидетельство: «Papa заставил Дантеса жениться»). Пушкин в бешенстве: только что жена уверяла его, что Дантес смертельно влюблён в неё и успела эту чепуху озвучить, рассказав её близким друзьям поэта, а теперь он должен делать вид, что принимает всерьёз её уверения в том, что Дантес смертельно влюблён и в её сестру. В порыве отчаяния и гнева Пушкин открывает карты Жуковскому, и тот, услышав, что вся интрига Пушкина направлена против царя, приходит в ужас: «Ради Бога, одумайся. Дай мне счастье избавить тебя от безумного злодейства, а жену твою от совершенного посрамления».
Пушкин, который был уверен в том, что Дантес ни за что не женится на сестре Н.Н., теперь вынужден уступить посредникам (Жуковский и секунданты Д`Аршиак и Данзас). Несмотря на то, что на замужество фрейлины требовалось разрешение императрицы, а брак между католиком и православной требовал ещё и согласования с синодом, все разрешения и согласования были получены в считанные дни, и 13 ноября было объявлено о предстоящей свадьбе.
Тайны пушкинской дуэли
Смотрите фотогалерею по теме
Последняя встреча с царём
Между тем давление на Пушкина усиливается. На первый бал открытия сезона 15 ноября Пушкин приглашения не получает под тем предлогом, что «он носит траур по матери» (объяснение императрицы, почему его вычеркнули из списка, – месть на аналогичный ход Пушкина летом того же года). Эта издёвка особенно болезненна, поскольку Н.Н. приглашение получила. Двусмысленность ситуации очевидна даже ей, и она испрашивает совета у Жуковского, как ей поступить; тот пишет записку с настоятельным советом – если не требованием, чтобы она была на балу и непременно одна. В этой записке её автор больше похож на сводника, чем на воспитателя престолонаследника. Жуковский, написав такую записку, и Н.Н., последовав его совету, поставили последнюю точку: Пушкин в этой борьбе остался абсолютно один против сплотившихся друзей и врагов.
Светом брак между Дантесом и Екатериной Гончаровой трактуется как жертва Дантеса во имя спасения честного имени Н.Н. Геккерен и Дантес пытаются наладить родственные отношения, но Пушкин наотрез отказывается такого рода отношения с ними поддерживать и принимать их у себя в доме. Тем не менее теперь у Дантеса появляется возможность на вполне официальном основании бывать там же, где бывает Н.Н. с сёстрами, и продолжать свой шутовской флирт с Н.Н., подогревая любопытство света и удобряя почву для сплетен.
Пушкин, раздосадованный тем, что он сам подсказал противникам встречный ход, и тем, что дуэль не состоялась, разворачивает другой вариант контригры. 21 ноября он показывает Соллогубу написанное им оскорбительное письмо к Геккерену-старшему, зная, что после разговора с ним Соллогуб обязательно будет у Одоевского, у которого приёмный день, увидит там Жуковского и расскажет ему о содержании письма. Расчёт оправдался, Жуковский в ужасе, но Пушкин согласен не отсылать письма при условии, что Жуковский устроит ему встречу с царём. Через два дня встреча состоялась (в присутствии Бенкендорфа).
Пушкин в разговоре дал понять, что не оставит дела, если его имя и имя его жены будут бесчеститься грязными сплетнями; царь прекрасно понимает, что, когда Пушкин говорит о Дантесе, все эпитеты имеют прямое отношение именно к нему, но делает вид, что с участием относится к Пушкину. Он берёт с него обещание в случае возникновения дуэльной ситуации прежде поговорить с ним, с Николаем. В конце концов Пушкин принимает окончательное решение разрубить весь узел накопившихся проблем, используя самим царём предложенную договоренность о возможности обратиться к Николаю в случае, если Пушкин решится на дуэль.
25 января 1837 года состоялась эта последняя встреча; подробности неизвестны, но, судя по воспоминаниям Николая I, он её запомнил на всю жизнь. Примерная реконструкция разговора Петраковым весьма достоверно описывает ситуацию. Видимо, оба готовы были идти до конца, но Пушкин так говорил с царём, что тот струсил. Результатом этой трусости стала и его месть, когда он, как и Бенкендорф, стал соучастником убийства, поспособствовав тому, чтобы дуэль не была предотвращена, и его попытка обелить себя даже через много лет.
Остальное общеизвестно. Военно-судное дело прошло под присмотром царя; Н.Н. для дачи показаний не вызвали – царь запретил, понимая, что она неизбежно проговорится. Священник, принимавший исповедь у Н.Н., в ужасе от услышанного и нарушая тайну исповеди, заявил, что она ни в чём не виновата.
Версия Петракова непротиворечиво объясняет мотивацию всех писем Пушкина, всех его высказываний и всех событий в этот период. Все вопросы получают ответы – все, кроме одного: зачем Пушкину понадобились смертельные условия дуэли?
Продолжение: читайте текст Почему Пушкин плакал »
Следующая загадка
В книге Николая Петракова новый взгляд на причины гибели Пушкина
Много воды утекло с того рокового поединка на Чёрной речке – в этом году 27 января исполнилось 175 лет со дня смертельного выстрела, – но причины дуэли и гибели Пушкина продолжают волновать умы почитателей поэта. А 6 июня в России отмечают Пушкинский день – день рождения поэта.Кадр из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» |
Подлинной сенсацией в пушкинистике стала книга академика Российской академии наук директора Института проблем рынка РАН Николая Петракова «Александр Пушкин: загадка ухода». В этом увлекательном исследовании автор по-новому взглянул на те трагические обстоятельства, в которых оказался поэт в последние годы жизни.
– Николай Яковлевич, вы выдающийся экономист, учёный с мировым именем, вдруг пишете исследование, посвящённое жизни и смерти А.С. Пушкина. Что послужило толчком к написанию этой книги?
– Я всю свою жизнь интересуюсь Пушкиным. Читал и выдающихся пушкинистов, и тех людей, которые лишь поверхностно относятся к биографии поэта. И у них концовка жизни Пушкина, трактовка его трагической гибели была как-то скомкана или очень натянута. Пишут, что поэт возревновал к некому молодому гусару и пал жертвой интрижки. В общем, Пушкин в глазах пушкинистов в последний период его жизни выглядит сельским дурачком. Это Александр Сергеевич – создатель энциклопедии русской жизни, как говорил Белинский. Человек, который великолепно разбирался в психологии аристократического общества и дворянства, являлся знатоком петербургской и провинциальной жизни, эрудитом.
И сколько я ни читал исследований, никак не мог понять, почему в них представлено такое упрощённое понимание трагического ухода поэта. Как могло случиться, что гений, величайший из русских умов XIX века, не только поэт, но и мыслитель, разбиравшийся в политике, общественных отношениях, в последний год своей жизни мог, словно овца на заклание, быть ведом ничтожными людьми, интриганами, сплетниками?
– По официальной версии, ревность Пушкина вызывали демонстративные ухаживания Дантеса за супругой поэта. Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, стало получение поэтом анонимного письма с намёком на то, что он рогоносец. Пушкин, вычислив автора анонимки – барона Геккерна (приёмного отца Дантеса), послал вызов на дуэль…
– Вся логика такой конструкции трещит по швам. Почему ревнивому и любящему свою жену поэту потребовалось дожидаться анонимного пасквиля, чтобы возмутиться поведением Дантеса? Что за слепота непревзойдённого знатока взаимоотношений между мужчиной и женщиной? Да и вряд ли Пушкин считал того же Дантеса своей ровней. Тем паче испытывал к нему такую ревность, которая привела к дуэли и гибели самого поэта.
Далее. Зачем Геккернам (старшему и младшему) писать анонимные пасквили? Ведь они делают свою карьеру в России и им противопоказан скандал. Наконец, откуда такая мгновенная уверенность Пушкина в авторстве анонимного послания (получено 4 ноября, вызов на дуэль послан Дантесу 5 ноября)? При этом анонимщик прозрачно намекает совсем на другого «ваятеля рогов» поэта – Николая Павловича, но Пушкин этого якобы не замечает. Почему?
Да потому что на самом деле никакого Дантеса как предмета ревности для Пушкина просто не существовало. Там действительно была трагическая ситуация, но она была связана прежде всего с Натальей Николаевной и с поведением императора. Ведь вспышки ревности, которые видны из пушкинских писем Наталье Николаевне, тянутся к 1831–1832 годам, когда никакого Дантеса не было и в помине. Более того, когда появился Дантес, то Пушкин к нему достаточно благожелательно относился, они обедали в одних компаниях, и у него не было к Дантесу никакой антипатии.
– В своей книге вы доказываете, что Дантес был подставной фигурой, ему была отведена роль ширмы в великосветской интриге?
– Да. Это была одна из придворных интриг, причём с самого начала она была понятна Пушкину. Первое унижение двор наносит поэту, делая его камер-юнкером. Человека, который внутренне претендует на положение историографа России, мечтает продолжать дело Карамзина и уже широко известен как литератор, публицист, поэт, выставляют мальчишкой. Камер-юнкер – и всё. Хотя никто бы, как говорится, не кинул камень в огород Николая Павловича, если бы он дал ему чин повыше. Мы знаем, что французские Людовики окружали себя поэтами и философами, итальянские Медичи ценили художников, музыкантов, осыпали их дарами, деньгами. Но здесь другая ситуация. Двор стремится унизить поэта, нанести ему обиду, показать, что он мелочь. Ведь само это назначение связано лишь с тем, что Пушкин как камер-юнкер обязан ездить на придворные балы в Аничков дворец. Для чего? Чтобы представлять собственную супругу.
Последняя интрига тоже не отличалась большой фантазией. Чтобы отвести подозрение от царя, запустили слух о том, что маленький, пожилой, некрасивый поэт возревновал к молодому красавцу-гусару. Те, кто считает, что причина дуэли в отношениях Дантес – Пушкин, просто не подозревают о глубине проблемы. Не понимают того, что царская семья, попросту говоря, наплевала в душу Александра Сергеевича.
– Значит, расчёт Пушкина не оправдался?
– Да, всё пошло не так, как могло бы пойти. Нессельроде побоялся показать пасквиль царю. Хотя если бы Николай Павлович прочитал его до дуэли, то он был бы взбешён тем, что интрига вышла на поверхность. И наверняка принял бы версию этого пасквиля, обвиняющего во всём Геккерна. А может быть, чисто по-солдафонски даже посчитал, что подсадная утка Дантес слишком переусердствовал в ухаживаниях за Натальей Николаевной. После смерти Пушкина царь писал своему брату, и в этих письмах главное – это возмущение и некий, если хотите, страх перед тем, что всё тайное выплёскивается наружу. Пушкин таким вот образом хотел отомстить царю, но всё окончилось трагично для него самого.
Конечно, это только версия, но она ничуть не слабее любой другой версии. В принципе я уверен в своей концепции, потому что она объясняет, откуда появился этот пасквиль, как развивалась интрига. Многие друзья Пушкина, а я сейчас работаю над продолжением исследования, знали эту тайну, но отмалчивались. И Вяземский, и Соболевский почти между строк пишут, что всё было не так, а гораздо глубже. Но страх перед императорским гневом сковал их, и они так и унесли эту тайну с собой.
– Значит, государь, уготовив Пушкину унизительную, но обычную по тем временам роль мужа-рогоносца, не предполагал, что поэт не захочет играть по общепринятым правилам?
– Да. Для Николая Павловича все дворяне – аристократы и аристократки – были, как крепостные для помещика. Многие придворные, как мы знаем, гордились тем, что их жёны были любовницами императора. Однако Пушкин был уже человеком гражданского общества, у него был совсем другой подход к семейным ценностям. Почитайте его письма жене.
Вообще, в нашей пушкинистике много спекуляций. Назовите мне хоть одного поэта, которому у нас поставили бы памятник вместе с женой. В Москве же на расстоянии километра целых два памятника Пушкину и Наталье Николаевне – на Арбате и у Никитских Ворот. Это обожествление и вознесение Натальи Николаевны на высокий моральный пьедестал довольно странно. Потому что подавляющая часть лирики Пушкина появилась вообще до встречи с Натальей Николаевной. К тому же мы знаем, что она весьма равнодушно относилась к поэтическим произведениям Пушкина и целиком была увлечена светским образом жизни.
Впрочем, в этом никакой вины самой Натальи Николаевны нет. Это была провинциальная девушка, которая на московских балах, куда их привозили как невест, брала у подружки туфли на танец, потому что её были стоптанными. И вдруг она попадает в высший свет, конечно, она теряется. В такой ситуации не до каких-то там моральных устоев, она хочется жить как все. А если на неё, простите за нелитературное выражение, положил глаз сам император, то это просто замечательно, это прекрасно. Почему мы должны переносить мечты Пушкина о Татьяне Лариной на Наталью Николаевну?
– Была ли в той ситуации какая-нибудь альтернатива дуэли?
– Конечно. В 1834 году Пушкина делают камер-юнкером, а он просит отпустить его в Михайловское. Ему отказывают в этом. Почему? Кажется, просидел же он уже несколько лет в Михайловском в ссылке, ну и бог с ним. Наши пушкинисты говорят, что тогда Николай Павлович не смог бы контролировать произведения Пушкина. Это полная ерунда, в те времена самиздат был не хуже, чем при советской власти. И обратите внимание на то, какую реакцию вызвало это прошение поэта. Сам Николай пишет злобную записку Бенкендорфу. И Жуковский говорит Пушкину, что его надо выпороть, посадить в сумасшедший дом за то, что он посмел попроситься в ссылку. Это вместо того, чтобы сказать: дорогой ты наш Александр Сергеевич, ты у нас звезда, ты у нас такой хороший, просим, чтобы ты остался. Нет, мы сейчас тебя накажем, проси прощения. И Пушкин был вынужден просить прощения у государя.
Конечно, ему хотелось вырваться из этого круга. Хотя здесь было противоречие. Будучи на самом деле первым интеллигентом, который пытался жить за счёт своего литературного труда, он не годился этим аристократам в подмётки в смысле широты жизни. Его преследовали бесконечные долги, и Пушкин страдал из-за этого, но ему хотелось быть около высшего общества. А с другой стороны, он понимал, что вообще-то лучше отсюда бежать. И если бы ему разрешили уехать в деревню или отпустили в Москву, где у него было много почитателей в литературных кругах, то дуэли могло бы не быть. Но, к сожалению, его не выпустили из этого круга, он жил под жёстким надзором. И ему не оставалось ничего другого, как разрубить этот узел таким вот страшным образом.
Читайте также: