Отгадав загадки ты узнаешь о ком пойдет речь с хозяином дружит дом сторожит
Обновлено: 24.12.2024
Загадки – вид народного творчества, «замысловатое иносказательное описание предмета или явление, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Задается с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке».
Загадки дошли до нас из глубины веков. Произведение фольклора и древней литературы свидетельствуют о том, что зачастую с помощью загадок проверялись сообразительность и мудрость того или иного героя. Со временем они постепенно превратились в средство воспитания и развлечения, в занимательные вопросы о предметах или явлениях, которые должны быть названы в ответах – отгадках.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, учит четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, а также помогает научиться ярко и лаконично передавать образы предметов.
Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
Прежде чем загадать загадку необходимо оценить, будут ли они понятны ребенку, соответствуют ли они возрасту.
2. В каком возрасте какие загадки загадывать?
В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина, качества и свойства, которые дети хорошо знают. Загадки в этом возрасте не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой.
а в лапках цап-царапки (кошка).
Кто это на колышке?
В шкурке жёлтой,
С хозяином дружит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком (собака).
Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Время считает (петух).
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног (ёж).
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (матрёшка).
В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге. Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут (мяч).
Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он - забияка,
Поутру - часы (петух).
Ходят - не страшатся,
Никого не боятся (мухи).
Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением. Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.
Чёрен, а не ворон,
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит (поезд).
А зимою без иголок (лиственница).
сзади - метла (корова).
3. Как же научить ребенка отгадывать загадки
Прежде всего нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставить эти признаки между собой. Неумение выполнять эти действия затрудняют поиск правильного ответа.
Обучение детей отгадыванию загадок начинают не с их загадывания, а с предварительного ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках через наблюдение, беседу, дидактические игры, чтение художественной литературы (она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным). Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и литературной речи.
Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок просит об этом. Не забывайте, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был правильно найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще. В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите еще раз и попросите ребенка назвать, что именно нужно искать.
Рассмотрим для примера следующую загадку:
На четырех ногах стою
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
Читаем первую строчку (один признак) загадки:
На четырех ногах стою…
Предлагаем ребятам подумать, кто или что может стоять на четырех
ногах, дети называют животных: лошадь, медведь…и предметы: стол,
стул…продолжаем чтение загадки
Ходить же вовсе не могу.
Какой вывод можно сделать (что это неодушевленные предметы). Дети
вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками: стол, стул, шкаф, диван, кровать и т. д. Затем заканчиваем чтение загадки:
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
И дети сразу же называют отгадки: кровать, диван, кресло, стул. Каждый из этих предметов является отгадкой.
Давайте рассмотрим еще один пример разгадывания загадки:
-Шевелились у листка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел- он вспорхнул и улетел.
Что надо искать? Цветок. Но не обычный, а такой который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка».
Или, например, можно загадать несколько загадок об одном предмете. Чем больше загадок вы загадаете, тем лучше ребенок изучит этот предмет. Этот способ хорошо подходит для детей младшего возраста. Например, загадки о луке:
Не бьет, не кусает,
А плакать заставляет.
В землю снесла яичко.
Сидит баба на грядках,
Вся в заплатках.
Кто ни взглянет,
Сидит дет во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Первая загадка говорит о таком отличительном качестве лука, как его способности вызывать слезы, вторая о том, что он посажен в землю и растет особым образом, а третья и четвертая – о его внешнем виде.
Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
Многие загадки обладают важным качеством. Они развивают чувство юмора. А еще ребятишки любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.
4. Как научить детей придумывать загадки самостоятельно?
Обучение детей придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета.
Например. Объект – ёжик.
Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.
- Что еще, кроме ёжика, бывает колючим?
- Ёлка, кактус, иголка.
- Что еще бывает круглым?
- Колобок, солнце, мяч…
- Что бывает маленьким?
- Муравей, мышка, паучок…
- Что еще бывает серым?
Выбирается по одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк. Получается загадка:
Колючий, а не ёлка.
Круглый, а не колобок.
Маленький, а не муравей.
Серый, а не волк. (Ответ: ёжик).
Чтобы работа по придумыванию загадок была увлекательной, загадку, которую придумает ребенок, взрослый должен отгадывать «с трудом» или «с ошибками». Такая совместная деятельность захватывает детей: им хочется сочинять загадки, которые взрослому трудно отгадать.
Публикации по теме:Консультация для родителей и педагогов «Непослушный карандаш» Консультации для родителей и педагогов: «Непослушный карандаш» Все знают, как нелегко приучить ребенка держать карандаш правильно. Если.
Консультация для педагогов и родителей «Проведение прогулки» Прогулка это обязательный компонент в режиме дня, которая проходит на улице, на свежем воздухе. Она должна постоянно пополнять и обогащать.
Консультация для родителей дошкольников «Загадки. Для чего они нужны?» Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы:Что? Откуда?Зачем? Из чего сделано?;и показывают разные грани предмета:.
Консультация для родителей и педагогов «Малиновое настроение» Детский возраст - время игр, учебы и веселья, а это требует серьезных затрат энергии. Поэтому ребенок часто просит у родителей поесть чего-нибудь.
Консультация для родителей и педагогов «Орбизы» Orbeez или Орбиз – так называют разноцветные шарики, которые растут в воде. Изготавливаются они из суперабсорбентного полимера (гидрогеля).
Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.
Консультация для родителей старших дошкольников «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.
Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.
Консультация для педагогов и родителей «Ребенок в углу» Ни для кого не новость, что когда ребенок не слушается, взрослые зачастую ставят его в угол. Даже существует такой метод успокоения детей.
Следующая загадка
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвост колечком.
Эта загадка находится в категориях
Возможно вам понравятся другие загадки:
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки — только на макушке.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?
Выше всех в саванне,
Величав, как граф,
Ходит утром ранним
Вдоль реки…
Скажите, как назвать её: Все в дырках зубы у неё, Но свёклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко.
Следующая загадка
«Картотека загадок о профессиях» — для детей дошкольного возраста Есть профессий много разных, Все по-своему прекрасны, Все нужны и все полезны, Ну, а вам они известны? От салата и до плова Все рецепты.
Картотека загадок на тему «Солнце» для детей дошкольного возраста Загадки для детей про солнце интересные и очень познавательные. Загадки про солнце легко запоминаются. Они отражают представления детей.
Картотека загадок «Овощи» для детей дошкольного возраста *** И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) *** Она прячется от солнца Под кустом в глубокой норке,.
Картотека загадок «Животные» для детей дошкольного возраста *** Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь) *** Хозяин лесной Просыпается.
Картотека загадок о книге ко Дню загадок на МAAM КО ДНЮ ЗАГАДОК НА МААМ " КАРТОТЕКА ЗАГАДОК О КНИГЕ " Загадки про книги Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,.
Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о матрёшке» Матрешка - не только любимая игрушка, она еще и полезна. С ее помощью ребенок учится ориентироваться в величинах, сравнивать предметы,.
Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Манвелова Мария Степановнавоспитатель разновозрастная (старшая-подготовительная) группа.
Конспект интегрированного занятия «Вселенная много готовит загадок» (средняя группа детского сада) Интеграция образовательных областей:художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Макет для детского сада «Мир домашних животных» Описание материала: макет изготовлен для детей раннего возраста с целью познавательного развития и развития игровой деятельности. Макет.
Следующая загадка
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвост колечком.
Эта загадка находится в категориях
Возможно вам понравятся другие загадки:
Словно страж, стоит у двери, Всех и встретит, и разденет, Знает он один секрет: Коль сумеет вас раздеть он, Значит, будет сам одет!
Показать ответ … Шкаф для одежды и обуви
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
Что ж, дружочек, отгадай, Только это не трамвай. Вдаль по рельсам быстро мчится Из избушек вереница.
То ли цифра, то ли вилка, То ли двух дорог развилка. В ученической тетради Знаю точно - все ей рады.
Читайте также: