Основные средства народной педагогики пословицы загадки презентация

Обновлено: 04.11.2024

Народная педагогика – это проверенная жизнь, в воспитательной практике, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространенного народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, примеров воспитания, средств воспитания.

Это родник мудрости, здоровой нравственности. В основе ее лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность.

Народная педагогика служит базой, основой и научной педагогике.

ВложениеРазмер
sredstva_vospitaniya_narodnoy_pedagogiki.pptx 2.97 МБ
Предварительный просмотр:

Презентация на тему: " Устное народное творчество Загадки. Пословицы. Поговорки." — Транскрипт:

1 Устное народное творчество Загадки. Пословицы. Поговорки.

2 Устное народное творчество Определите жанр текстов

3 Колыбельная-это песенка, которая баюкает, успокаивает ребёнка Баю- баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок, Под ракитовый кусток; Там птички поют, Тебе спать не дадут.

4 Небылицы Был я на меленькие, Видел я диковинку Козел муку сеет, Козлиха подсевает, Маленьки козлят очки В скрипочку играют. - Николай, Николай, Сиди дома, не гуляй, В балалаечку играй, На сарай полезай! Там кошку дерут, Тебе лапку дадут! Дразнилка

5 Шел баран По крутым берегам, Сорвал травку, Положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и выйдет! - Дождик, дождик, поливай, Будет хлеба каравай! Закличка - это песенное обращение к силам природы. Считалка-это стихотворение, которое учит распределять права и обязанности в игре.

6 Потешки -это весёлые стихи, которые развлекают, смешат. Тень-тень- потетень, Села кошка под плетень. Налетели воробьи. Хлопни им в ладошки: Улетайте воробьи! Берегитесь кошки!

7 Опишу я вам предмет, Угадайте, дав ответ. Я сама же жду разгадки, Потому что я.

8 А что же такое загадка? Загадка –мудрый вопрос. ЗАГАДКА - краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки (В.И.Даль. Толковый словарь).

9 Рассказ бывалого охотника(из стариной книги) Пошел я как-то на лéшню. Насыпал в мешочек черной крупки. Дятел с собой прихватил да белый журавль. Смотрю и сор за мной увязался. Только вышел на опушку леса- навстречу ушкан скачет. Ну, не будет удачи на лешне. Вхожу в лес.Слышу – сор поленом по сосне стучит. Глянул верх, а там, в сосновых ветках, когтистая шишка шелушится и вниз бросает. Прикрикнул я на сор и дальше пошел. Вдруг- треск, сучья в разные стороны летят. Это шалун из кустов прями на нас валют. Вскинул я белый журавль, а шатун боком-боком и скрылся за пригорком.Да, не зря утром ушкана повстречал!

10 Слова-замены Лешня – охота, черная крупка – порох, белый журавль – ружье, дятел – топор, сор – пес, ушкан – заяц, полено – хвост, когтистая – белка, шатун – медведь.

11 Рассказ бывалого охотника(из стариной книги) Пошел я как-то на охоту. Насыпал в мешочек порох. Ружье с собой прихватил да топор. Смотрю и собака за мной увязалась. Только вышел на опушку леса – навстречу заяц скачет. Ну, не будет удачи на охоте. Вхожу в лес. Слышу – собака по сосне хвостом стучит. Глянул вверх, а там, в сосновых ветках, белка шишки шелушит и вниз бросает. Прикрикнул я на собаку и дальше пошел. Вдруг – треск, сучья в разные стороны летят. Это медведь из кустов прямо на нас валит. Вскинул я ружье, а медведь боком-боком и скрылся за пригорком. Да, не зря утром зайца повстречал!

12 Типы загадок 2. Сравнение загаданного предмета с разными предметами. Стоят в лесу сестрицы- Платьица белы, шапочки зелены. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. 1. Простое перечисление признаков загаданного предмета. Мохнатенькая, усатенькая, Молоко пьет, песенки поет.

13 Тематика загадок О природных явлениях О животном мире О предметах труда, одежде О хозяйстве и быте О растительном мире О книгах и учении

14 О явлениях природы Раскинула золотой мост На семь сёл, на семь верст.

15 О хозяйстве и быте Никого не обижает, А её все толкают.

16 Красный сапог в земле горит. О растительном мире

17 О животном мире Выпуча глаза сидит, По-французски говорит, По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает.

18 О предметах труда и одежде Свинка- золотая щетинка, Льняной хвост, По белу свету скачет, Всех людей красит.

19 О книгах и учении

20 Придумаем загадку Какой? (Что делает?) Что такое же? Светит Лампа Тает Снег Капает Дождь

21 Пословица- краткое образное народное изречение, суждение о каком-то жизненном явлении, о его причинах, условии, следствиях. Молодо- зелено, а погулять велено. Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Поговорка-это простое выражение, оно метко определяет жизненное явление. Лишена поучи- тельного смысла, так как представляет собой часть суждения. Молодо- зелено. Не плюй в колодец.

Презентация на тему: " Загадки как средство народной педагогики Федорова Ч.П. ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д.Банзарова»" — Транскрипт:

1 Загадки как средство народной педагогики Федорова Ч.П. ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д.Банзарова»

2 План Воспитательное значение загадок Тематика загадок Формы загадок.

3 Загадки - вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка.

4 Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

5 Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; Наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Загадки обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

6 Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

7 Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

8 Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

9 Тематика загадок О человеке в целом О частях и органах человека О труде, об орудиях труда О сельскохозяйственных культурах О домашних животных Об одежде О пище О доброй славе О жизни и смерти О молодости и старости

10 Формы загадок Заученные загадки-вопросы. Заученные ответы на них имеют большое воспитательное значение, образовывают, формируют убеждение, с их помощью реализуется проблемный метод ознакомления детей с разнообразными идеями, явлениями действительности. Например, загадка-вопрос: кто больше всех любит свою страну? На вопрос взрослого трое детей отвечают, последовательно дополняя друг друга: - Человек, работающий в горах: он далеко видит страну. Ему и далекие горы близки. - Человек, ловящий рыбу в глубоких озерах, реках и морях. Он глубоко видит родную землю. - Человек, пашущий землю равнин: он ближе всего к родной земле. (чуваш.)

11 Загадки - сравнения, взаимосвязанные загадки-вопросы. «Что есть золотая колыбель?» или «Что есть дом отца и матери?» Разгадкой загадки является пословица - «Дом отца и матери - золотая колыбель».

13 Загадки - миниатюрные рассказы. Особенно богат ими русский фольклор: «Пришел жених к невесте, спросил ее: "Где у тебя, невеста, отец?" - Отец, говорит, мой ушел взаймы работать. "А где мать?" - Ушла долг отдавать» (разгадка - отец пошел могилу рыть, мать пошла повивать).

14 Ценность загадок-вопросов еще и в том, что их разгадки служили распространению пословиц, которые воспринимались уже как собственные выводы детей и молодежи. «Чего дороже на свете нет?» - спрашивает русская загадка- вопрос, ответ должен явиться убеждением ребенка: «Друга искреннего». Полный ответ уже является пословицей. «Что у человека ложно и что правдиво?» Разгадкой этой загадки является тоже пословица - «Уши - ложь, глаза - правда», у чувашей эта пословица распространена в виде совета: «Не верь ушам, а верь глазам».

15 Загадки-вопросы, содержащие разнообразные знания об окружающей действительности, развивающие ум, сообразительность, память. Богат ими бурятский, калмыцкий и монгольский фольклор: «Что раньше всего появилось: свет или тьма? Что такое один? (Однажды увиденное почему бы забыть?). Что такое пять? (Чего бояться человеку, имеющему пять сыновей?). В памяти бурятского и родственных им народов сохранились загадки-триады, загадки-тетралогии, песни- загадки. Загадка-вопрос: Что такое три быстрых в мире? - имеет следующий ответ: Быстра стрела, когда выстрелят; Быстра мысль, когда думают; Быстры глаза, когда смотрят.

Презентация на тему: " Народная педагогика Педагогические идеи в фольклоре." — Транскрипт:

1 Народная педагогика Педагогические идеи в фольклоре

2 Народная педагогика – это традиционная для народа практика воспитания со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, которые закрепились в народных заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности.

3 Выдающиеся педагоги Ян Амос Коменский ( ), Константин Дмитриевич Ушинский, ( ), Антон Семёнович Макаренко ( ), Василий Александрович Сухомлинский ( ), и др. много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта.

4 Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ей опорой и основой, поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом.

5 Народная педагогика – это проявление педагогической культуры масс, олицетворяющей идеалы, представления и воззрения о человеке, семье, детях и взаимоотношения между ними. Созданное народом педагогическое наследие нашло отражение в поговорках, пословицах, сказках, загадках, легендах, колыбельных песнях, пестушках, играх, хороводах, в прикладном искусстве.

6 В пятидесятых годах ХХ века Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры; место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н.Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.

7 Великий русский педагог Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.

8 Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах. Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

9 Известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила где уменье, а где и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Повторение мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи век учись», «Учение красота, а неученье сухота».

10 Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том, что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры, а его идеи впитываются человеком через колыбельную песню, сказку, мудрую пословицу и поговорку нужными обществу качествами гражданина.

11 Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа,

12 Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

13 В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики. В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о труде, о Родине, о важности труда, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения.

14 Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

15 Былины отражают реалии конкретных исторических процессов в генезисе народной жизни, имеют большие художественно-эпические формы, и им присуща явно выраженная гиперболизация происходивших событий. В былинном эпосе был представлен педагогический идеал свободной, сильной, смелой, почитающей православную церковь и ее святых, образованной и эстетически развитой личности.

16 Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

Подписи к слайдам:

«Средства воспитания народной педагогики» Выполнила Гринёва Екатерина Николаевна

Народная педагогика – это проверенная жизнь, в воспитательной практике, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространенного народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, примеров воспитания, средств воспитания. Это родник мудрости, здоровой нравственности. В основе ее лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность. Народная педагогика служит базой, основой и научной педагогике.

Средства воспитания народной педагогики: - родной язык; - труд на пользу своему народу (изучение истории родного края); - народные песни: колыбельные, лирические, о труде и т. д. - хороводные, подвижные, состязательные игры; - народные танцы, выражающие характер, образ жизни народа (целомудрие, скромность, чистота…) - пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, сказания, легенды, притчи; - народные обычаи, обряды .

Ушинский считал, лучшим выразителем народности является родной язык. Через него мы призваны воспитывать, развивать у детей чувство национальной гордости, чуждое шовинизму, сочетающееся с уважением к другим народам. Из статьи Ушинского «Родное слово». «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое звено, целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь. Когда исчезает народный язык, – народа нет более!». Родной язык считал Ушинский, – это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

ПРИРОДА Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины. Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми.

ФОЛЬКЛОР С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор – величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков. Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой

ЛИТЕРАТУРА Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой народа. Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком

МУЗЫКА Музыка – один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства. Дети чутко откликаются на все, что затрагивает их чувства и воображение. Они способны с интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство от примитивного не представляющего эстетической ценности. Музыка вызывает у ребенка разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную жизнь

У каждого народа – своя народная педагогика, свой язык, но средства воспитания очень схожи

Следующая загадка

Описание слайда:

Средства народной педагогики.

Описание слайда:

Народные пословицы О труде: Велик телом, да мал делом. Маленькое дело лучше большого безделья. Любишь кататься - люби и саночки возить. Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. Уменье и труд все перетрут. О Дружбе: Дерево держится корнями, а человек - друзьями. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Один в поле не воин. В тесноте, да не в обиде. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Описание слайда:

О семье: Семья сильна, когда над ней крыша одна. Слепой щенок и тот к матери ползет. Слава сына - отцу отрада. Куда иголка, туда и нитка. Об учебе: Умный любит учиться, а дурак учить. Дурака учить - решетом воду носить. По ученику и об учителе судят. Повторенье - мать ученья. Народные пословицы

Описание слайда:

А где щи, тут и нас ищи. Без денег сон крепче. Без ума голова - ногам пагуба. В игре не без хитрости. Глаза бояться, а руки делают. Дом дело найдет. И хочется, и колется, и болит, и матушка не велит. Как рак свистнет и рыба запоет. Много знать - мало спать. Не поминай лихом, а добром, как хочешь. Поживем - увидим. С глаз долой - из сердца вон. Народные поговорки

Описание слайда:

Народные потешки. Дождик, дождик, Кап-кап-кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять Мы промочим ножки. Улитка, улитка, Высунь рога, Дам тебе, улитка, Кусок пирога! Ползи по дорожке, Дам тебе лепешки. Солнце, солнце, уходи до утра. Всем ребятам спать пора, спать пора. Пастушатам – молока через край, Тем, кто пашет, - каравай, каравай. Потягушки-порастушки: в рученьки хватушки, в ноженьки ходушки, в роток говорок, а в головку разумок! Вылез кот из-под кровати, Выгнул спину, хвост – дугой. Глаз, как щёлка в автомате С газированной водой.

Описание слайда:

Народные пестушки. Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами ладоней). Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками пальцев). Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения пальцами). Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами). Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения ладонями). Мешу, мешу тесто, есть в печи место («месить тесто», выворачивая кулачки). Буду печь каравай, головоньку валяй, валяй (массировать, проминать мышцы шеи, плечевого пояса, голову). Валяй, валяй каравай. Пришёл к Дуне дед Бабай (перекатывать голову от плеча к плечу, наклонять вперёд и назад). Шувыль, шувыль (массаж висков, затылка и лба). В печку на лопаточке (потянуться подбородком вперёд).

Описание слайда:

Народные пестушки. Мы ехали, мы ехали За грецкими орехами По кочкам, по кочкам, По маленьким пенечкам. В ямку – бууууууух! Гуси прилетели, На головку сели. Сели,посидели. Песенки запели. И опять полетели! По коч-кам, по коч-кам, По маленьким вершоч-кам. В ямку – бууууууух! А там петух! Трушечки-потрушечки. Испекли ватрушечки! Ватрушечки-колобушечки! Нашему Андрюшечке! «Ай. дыбОк, дыбОк, дыбОк. Завтра Танечке годок! Купим Танечке платок! Во всю голову цветок!»

Описание слайда:

Скороговорки. Ели две Эли Эклеры в постели. Мамы отмыли Эль еле-еле. Валя на проталинке Промочила валенки. Валенки у Валеньки Сохнут на завалинке. Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель, И матросы две недели Карамель на мели ели. Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. Шла Саша по шоссе И сосала сушку.

Описание слайда:

Загадки. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрёшка) Ребятам весело со мной: На ножке я кручусь одной. Пока верчусь, я не тужу, Кружу - жужжу, жужжу - кружу. (Юла) Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (Мяч) Его держу за поводок, Хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка И улетел под облака. (Воздушный шарик) Бьют его, а он гремит: В ногу всем шагать велит. (Барабан)

Описание слайда:

Загадки. Само с кулачок, Красный бочок. Потрогаешь - гладко, Откусишь - сладко. (Яблоко). Сижу на дереве, Кругла, как шар, Красна, как кровь, Сладка, как мёд. (Вишня) Стоит чудо в семи шубах, Кто его тронет, тот сам заплачет. (Лук) Без окон, без дверей, Полна хатка детей. (Огурец) Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Описание слайда:

Считалки. Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, поиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу. Цынцы-брынцы, куда едешь? Цынцы-брынцы, в городок, Цынцы-брынцы, чего купишь? Цынцы-брынцы, балычок. Лиса по лесу ходила. Лиса голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела - Мужу двое, себе трое И детишкам по лаптишкам! Кто лаптишки найдет, Тот водить пойдет. Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять. Выплывает новый месяц. Кто до месяца достанет, тот и прятаться не станет.

Описание слайда:

Считалки. Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть, К нам сорока подлетела И тебе водить велела. Шел баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет. Шишел — вышел, вон пошел, На боярский двор зашел, Там бояре шапки шьют, За окошко их кладут.

Описание слайда:

Народные заклички. Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек. Дождик пуще припусти, На пшеницу, на гречи. На горох, на ячмень Поливай весь долгий день! А на просо, на рожь Поливай сколько хошь! Гром гремучий, Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи. Радуга-дуга, Перебей дождя – Опять в ночь Льет во всю мочь; Перебей гром, Не попал бы в дом. Туман, туман, Не стелись по лугам, А стелись по болотам, По крутым наволокам!

Описание слайда:

Домовой: Дети с помощью считалки выбирают «домового». Домовой садится в круг. Остальные, окружив его, выкрикивают: Дед, дед, домовой Облей нас водой! Что мы делали вчера Отгадать тебе пора! Ребята мимикой изображают какие либо действия, а домовой разгадывает. Народные игры.

Описание слайда:

Гуси- Лебеди летели: Дети встают в кружок. С помощью считалки выбирается галящий. Он садится в круг, наклоняет голову. Над его головой все держат руки, ладошками вверх. Ведущий ударяет всех по ладошкам, кому то кладет маленький предмет, приговаривая: Гуси, лебеди летели, Они золото теряли, Красны девки собирали, И кричали: У меня, у меня, у меня! Последние слова кричат все, размахивая сжатыми кулачками, каждый старается показать, что «золото» у него. Сидящий пытается угадать, у кого же спрятано золото. Если отгадывает, у кого, тот и сменяет его. Народные игры.

Описание слайда:

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ 15 (28) ноября - 24 декабря (6 января), включительно. Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианств. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Народные традиции.

Описание слайда:

Пасха. Великий Пост это время исправления, духовного и телесного подвига, а Пасха это православное торжество, торжество правой веры. Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Пасха празднуется семь дней. На первый день хозяйки - жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно садятся за стол на пол часа и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. На второй день Пасхи полагается чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости. Народные традиции.

Следующая загадка

Следующая загадка

Следующая загадка

Читайте также: