Оно необычное черного цвета оно под землей зимой и летом ответ на загадку
Обновлено: 25.12.2024
Пропаганда КНДР может праздновать большую победу – она получила основания заявить, что Северная Корея вошла в очень узкий клуб стран, имеющих гиперзвуковое оружие. По крайней мере, об этом свидетельствует недавнее испытание новой северокорейской ракеты. Однако целый ряд признаков говорит, что с этой ракетой не все так просто – в том числе с точки зрения интересов России.
Официальный печатный орган Трудовой партии КНДР – газета «Нодон синмун» объявила об успешном испытании ракеты «Хвасон-8» с гиперзвуковым боевым блоком. «Хвасон-8» представляет собой баллистическую ракету средней дальности (БРСД). В качестве полезной нагрузки заявлен управляемый боевой блок, который и назван «гиперзвуковым».
Фото, которое опубликовала КНДР, дает минимум информации, однако показывает нам двигатели этой ракеты (видно по выхлопу). Они там установлены аналогично ракетам «Хвасон-12» и межконтинентальной «Хвасон-14». «Хвасон-12» – это БРСД, которую американцы называют «убийцей Гуама», так как она «достает» этот остров с территории КНДР. Дальность «Хвасон-12», по разным оценкам, составляет от 4500 до 6000 километров, и в последнем случае она «достает» север Австралии и часть Аляски. Россию, кстати, накрывает почти всю. Если это сходство подтвердится, то это будет означать, что у «Хвасон-8» может быть сравнимая дальность как с первой ракетой, так и со второй.
Намного меньше известно о боевом блоке – том самом, который назван гиперзвуковым. На опубликованном фото силуэт с явно видимыми аэродинамическими плоскостями. Но невозможно по нему понять точно, что это: обычная головная часть боевой ракеты с, говоря по-простому, крылышками, или же это полноценный глайдер – планирующий гиперзвуковой боевой блок, способный осуществлять управляемый полет и маневрировать на гиперзвуковых скоростях. Возможности ракеты в этом случае будут сильно отличаться.
Гиперзвук или хайп?
Тема гиперзвукового оружия сегодня – это модно и стильно. Однако надо понимать, о чем идет речь. Еще десять лет назад в инженерно-конструкторском сообществе было принято считать за гиперзвуковую только такую ракету, которая может осуществлять горизонтальный полет с гиперзвуковыми (более пяти «звуков») скоростями.
Сегодня эта трактовка намного шире. Помимо описанных выше ракет, к которым относится российская ракета «Циркон» и американские экспериментальные Boeing X-51 Waverider и недавно слетавшая экспериментальная ракета HAWC, появились еще ракеты с набором скорости в снижении, например, российский «Кинжал» или будущая американская ракета AGM-183 ARRW. А также не имеющие двигателя глайдеры – планирующие блоки, способные выполнять управляемый полет и маневрировать в атмосфере на гиперзвуковых скоростях. К ним относятся российский «Авангард», глайдер китайской системы «Великий поход-17», известной под английским названием DF-17 (Dong Feng), и американский гиперзвуковой блок C-HGB.
Северокорейцы заявили, что их изделие относится к последней группе. Что если это правда? Глайдер может «проскочить» между зонами поражения тактических систем противовоздушной обороны и противоракетной обороны театра военных действий, пролетев в тех диапазонах высот, где одни еще не работают, а другие уже не работают. Еще одним плюсом глайдера является возможность отклониться от баллистической траектории, что делает его курс непредсказуемым.
И, конечно, есть и политический момент – КНДР теперь может похвастаться тем, что в создании новых военных технологий идет «ноздря в ноздрю» с США и лишь немногим уступает Китаю. Ну и состоит в том же клубе, что и Россия, хотя до России, конечно, им все очень далеко пока.
Однако возможность КНДР создать такой летательный аппарат вызывает массу вопросов. Прежде всего, глайдер – это не только управляющие аэродинамические плоскости. Это, например, конструкционные материалы, которые должны выдерживать огромные температуры и быть достаточно легкими для летательного аппарата.
Во-вторых, встает вопрос с наведением. У «больших» игроков есть возможность использовать инерциальные навигационные системы, не зависящие никак от внешних источников информации, есть возможность использовать астрокоррекцию, есть возможность совместить одно с другим. Это может и КНДР. А вот необходимых радиолокационных систем прицеливания, собственных военных навигационных спутников у КНДР нет.
Все это делает применение северокорейского глайдера непростым делом – Россия, Китай и США имеют в разы больше разных инструментов, которые могут применяться для наведения на цель на конечном участке траектории. Опять же это заставляет предположить, что глайдер (если это глайдер) будет применяться только в варианте с ядерной боевой частью – тогда его возможности по преодолению ПРО оказываются важными, а относительно низкая точность не принципиальна.
На эту тему
Да и без этих факторов создание подобного изделия – дело сложное. Тот же «Авангард» начали делать еще в СССР. Гиперзвуковые программы ведущих стран мира стоят на огромном научно-техническом заделе, который создавался десятки лет. Есть ли таковой у КНДР? Скорее нет, чем да.
Если же мы предположим, что КНДР глайдер не осилила, то тогда можно предположить следующее. Это может быть не глайдер, а вспомогательная система управления вполне себе обыкновенным баллистическим боевым блоком. Грубо говоря, просто «голова с крылышками», благодаря которой боевой блок может подруливать, компенсируя отклонение от цели. Такие системы в странах третьего мира не новость, «голову с крылышками» много лет назад испытывали иранцы, которые очень плотно взаимодействуют с КНДР в своей ракетной программе. Но тогда это не гиперзвук даже формально. Просто потому, что хотя боевой блок и падает на цель с гиперзвуковыми скоростями, он гиперзвуковым оружием не является, иначе все баллистические ракеты пришлось бы так называть.
Кроме того, если подруливание производится под управлением какой-то системы наведения, то блоку придется еще и тормозить, как это делал боевой блок ракеты «Першинг-2», чтобы успеть опознать цель и скорректировать курс. Тогда скорость снижения на последних километрах будет не гиперзвуковой, а сверхзвуковой, причем небольшой – два-три «звука». Это тоже неплохо, так по крайней мере обеспечивается высокая точность, но это даже близко не гиперзвук. И в этом случае новая северокорейская ракета вполне может применяться и для неядерных «хирургических» ударов, что может быть очень полезно в некоторых случаях.
И вот на этой развилке стоит поднять вопрос, который к самой КНДР относится весьма косвенно.
Загадочный прорыв
КНДР – бедная страна со слабой экономикой, полностью отрезанная от возможностей по обмену научно-технической информацией с другими странами, находящаяся под санкциями буквально на все. Длительное время их технический уровень в ракетостроении был весьма низким.
Но в последние десятилетия они сделали феноменальный рывок. Свой северокорейский аналог зенитного комплекса С-300, свой северокорейский аналог ракетного комплекса «Искандер», межконтинентальная баллистическая ракета, целое семейство ракет средней дальности. В крылатых ракетах такой же прогресс – недавно КНДР испытала крылатую ракету большой дальности, и по ее компоновке четко видно, что это аналог «Томагавка» или «Калибра», то есть малогабаритная ракета с турбореактивным двигателем. А ведь еще пять лет назад их крылатые ракеты базировались на советских технологиях в лучшем случае 60-х годов. И вот – ракета «Хвасон-8», которая, возможно, несет глайдер.
Встает вопрос: откуда все это? Откуда в нищей КНДР, где еще пятнадцать лет назад нормой был голод, такие технологии в области конструкционных материалов? Да хотя бы откуда у них турбореактивный двигатель для крылатой ракеты? С Украины? Ну ладно, а остальное все откуда? Откуда радиолокаторы для управления зенитно-ракетными комплексами и технологии их производства?
Возникает такое чувство, что КНДР кто-то здорово накачивает технологиями. Что важно, технологиями, похожими на российские. И если глайдер окажется действительно глайдером, то это очень серьезный повод задуматься. Ведь в таком случае есть признаки того, что в КНДР «утек» задел из тематики «Авангарда», по конструкционным материалам по крайней мере. Впрочем, задел именно для глайдера они могли «подрезать» и у китайцев.
Если предположить, что эти вещи следствие какой-то российской операции по взращиванию «бойца» в Азии для каких-то российских внешнеполитических целей, то проблем нет – нераспространение нераспространением, но своя рубашка ближе к телу, извините. А вот если никакой такой операции нет, то российским спецслужбам пора задуматься о том, что происходит. У северокорейского ракетного чуда вполне может быть основа, которую мы не собирались им давать. Может быть, стоит искать утечку. Или, по крайней мере, получить твердые доказательства того, что источником северокорейского чуда является Китай, а не несанкционированный доступ к российским разработкам.
Даже если в итоге это окажется не глайдер, а «голова с крылышками».
Следующая загадка
Следующая загадка
Цель: закрепление знаний учащихся о том, что такое полезные ископаемые, где они используются.
Дать понятие о самых распространенных и наиболее часто используемых полезных ископаемых.
1 . Сформировать нравственно – духовную личность.
2. Совершенствовать умение работать с текстом:
- умение планировать работу;
- умение вчитываться в текст;
3. Продолжить развивать умение работать в группах:
- развивать активность, слаженность;
-развивать связную речь;
-умение выбирать, сравнивать, компоновать, обобщать.
4. Продолжить воспитывать любовь к родине, бережное отношение к богатствам недр земли.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Методы обучения: словесные, наглядные, самостоятельно – познавательной деятельности.
Методы контроля : репродуктивные, стимулирования интересов к учению.
Оборудование:
- учебник, энциклопедия, словарь;
известняк (анастасьевское месторождение);
джеспилит (железистый кварцит) из КМА – полосы железа и кварца;
хромит кемпирсайские месторождения;
медно – колчеданная руда;
Психологический настрой :
«Друг другу помогать,
И пятерки получать».
- Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из составляющей природных богатств – о полезных ископаемых. В конце урока вы должны будете ответить на два вопроса:
1. Для чего добывают полезные ископаемые?
2. Как добывают полезные ископаемые?
I . Проверка домашнего задания:
1. Коллективное чтение текста «КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ»
2. Работа по тексту:
- Что такое полезные ископаемые? (ответы детей) Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камешки на берегу реки, мел, которым ты пишешь в классе, уголь все это горные породы. Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые.
-Почему их так называют?
-Прочитать научное толкование тому, что называют «полезными ископаемыми»
«Существовавшие в древнейшие геологические эпохи и добываемые из недр земли, приносящие какую либо пользу, т.е. используемые в промышленности». (по С.И.Ожегову.)
II .Практическая работа учащихся по теме урока: (самоподготовка)
Класс разделен на 9 групп.
Глина горная порода, которая состоит из мельчайших частиц. Она образовалась при разрушении горных пород. По окраске глина разнообразна – белая, красно – бурая, синяя.
Глина легко размокает в воде, образуя пластичное тесто, при высыхании сохраняет приданную форму. Она плохо пропускает воду, имеет запах сырости. Из обожженной глины изготавливают фарфор, фаянс, гончарные изделия, кирпич.
Лежала у дороги глина. Лежала она у дороги, никому не нужная. Деревья на ней не росли, травы глину тоже не любили. Один только дождь глину не забывал. А пройдет дождь, станет глине скучно, вот и зовет она всех к себе в гости. Затянула однажды глина к себе колесо. Узнала она, что люди из глины чудесные вещи делают: тарелки, чашки, кирпичи, дома строят.
И с тех пор потеряла покой. Надоело ей лежать у дороги, захотелось посудой стать или кирпичом, чтобы пользу приносить, людей радовать. Стала она дождик просить: «Помоги, не хочу без дела лежать». Согласился дождь: «хорошо, помогу. Сегодня же брату ветру скажу».
А ветер шепнул геологу на ухо, что ценная глина без дела лежит. Заинтересовались люди, приехали, посмотрели. Оказалось, что это не простая глина, а боксит. Стали её на заводы возить. Там её жарили, сушили. И стала она не красивой безделушкой, а серым, легким, глиняным серебром, который люди алюминием назвали. Чего только не делают из него! И самолеты, и машины, и вилки, и ложки. Всего не перечесть.
Ходишь ты по земле – она твердая. И тебе в голову не приходит, что половину веса земной коры составляет то, что ничего не весит, - кислород. Он пронизывает
Весь верхний слой земли, соединяется почти со всеми веществами, и в том числе с металлами.
А остальная? Еще четверть веса – кремний. Ты его знаешь – он входит в состав почти всех камней и самого обычного песка.
А на третьем месте по весу в земной коре – легкий металл – алюминий. Из него состоит 10 часть земной коры. Нет металла, которого было бы так много. Его в 2 раза больше, чем земли. И не надо добывать его из глубины земли – он у нас под ногами. Тысячи лет ходили люди по алюминию, счищали с обуви налипшую глину, даже не догадывались, что в ней ценный металл. Да, алюминий есть в самой обыкновенной глине.
Гранит – так называют камень, который состоит из полевого шпат, кварца и слюды.
Полевой шпат составляет 60-70% всей массы гранита, поэтому от его окраски зависит и цвет гранита – красный, розовый, серый, или желтоватый.
Кварц – это дымчатые или серые зерна в граните.
Слюда – мелкие черные или белые пластинки.
Основное свойство гранита – прочность. Оно широко используется в строительстве. Из гранита строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Он хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий.
Добывают гранит в горах, иногда на равнинах. Где он выходит на поверхность. Есть горы, целиком, сложенные из гранита.
Железная руда.
Железная руда – полезное ископаемое из, из которого получают железо.
К железным рудам относятся красный железняк, магнитный железняк, бурый железняк.
Красный железняк (гематит) содержит 70% железа. Он красного цвета, имеете полуметаллический блеск, твердый, тяжелее воды. Это основная руда для получения железа .
Магнитный железняк (магнетит) содержит до 73% железа. Он черного цвета, имеет металлический блеск, тверже стекла, тяжелее воды. Эта руда имеет большое значение для сельского хозяйства.
Бурый железняк (лимонит) содержит до 60% железа. Цвет бурого железняка различный – бурый, желтый, черный; он мягче стекла, тяжелее воды. Эта руда наиболее распространена на поверхности Земли.
Из железной руды выплавляют чугун, сталь, железо. А из них в свою очередь предметы быта: ножи, ножницы, детали машин, вагонов, тракторов и.т.д.
В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях её добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, а потом в образовавшемся карьере экскаваторы черпают руду и грузят её в машины или ж/д вагоны.
В других местах руда залегает глубоко, тогда для её добычи роют глубокие шахты..
На физ карте месторождения железной руды обозначают черным треугольником.
Что общего между железом, организмом человека, деревянным столом?
Почему кровь у нас красная? думаете железо тут ни причем? Вот и не верно. В крови есть железо, оно то и окрасило кровь в красный цвет.
Стол деревянный, но в нем тоже есть железо. Когда дерево, из которого был сделан стол, росло в лесу, его корни впитывали из земли влагу. А в воде, которым питалось дерево, было железо. Конечно, в дерево, так же как и в наш организм попало очень мало. Если все железо извлечь, то его и на маленькую пуговицу не хватит. Но без этого крохотного количества железа человек не проживет. Также и растения.
Промчалась огневой струей из печи горячая Сталь. Засверкала золотыми звездами; остыла дорогими слитками и зазналась. Перед Серым Чугуном так стала выхвалять себя, что тот чуть не заржавел от стыда.
- Я, - говорит Сталь, нержавеющая, нетемнеющая, хитро сваренная, как алмаз крепка, как змея гибка. Пилить, сверлить, резать – все могу, на все пригодна. Хочешь- мечем стану, хочешь - иглой. Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю, пружиной совьюсь. А ты, что Чугун? На сковородки, да на утюги только и годен .Не ковок, хрупок как лед. Немодный металл!
Говорит так Сталь, на весь цех себя славит. И самолетом то она полетит, и кораблем то она поплывет. И чем только она не станет. Часовую стрелку и ту не пропустила. Столько наговорила, что и всеми коробах не свести. Но ничего лишнего не прибавила. Была в её стальном звоне правда. Конечно, Чугуну далеко до стали. Только об одном ей забывать не надо бы. О том, что Чугуну родной дочерью приводиться. Что ему своей жизнью обязана.
Известняк – это плотная горная порода, которая широко используется в строительстве.
Это полезное ископаемое образовалось на дне морей и океанов. В морях и океанах живут рыбы, крабы, морские улитки, поэтому за многие годы на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря. Из них со временем и образуется полезное ископаемое – известняк. Мел, которым ты пишешь и есть известняк. Его цвет может быть различным – желтоватым, белым, серым, темным.
Он является важным полезным ископаемым. В строительстве его используют для производства извести, цемента, и т.д.
Каменная соль.
Каменная соль – важнейшее полезное ископаемое. Она белого цвета. Состоит из отдельных кристалликов кубической формы.
Это ископаемое легко растворяется в воде и имеет соленый вкус. Каменная соль похожа на камень, но при ударе рассыпается на отдельные кристаллики.
Она выпадает на дно соленых водоемов, образуя мощные пласты.
Из всех полезных ископаемых соль наиболее широко используется. Человек без поваренной соли не сможет прожить больше месяца.
Значение соли велико. Она не только используется в пище, но применяется при изготовлении стекла, в производстве алюминия. И др. металлов. Соль необходима для производства мыла, при очистке загрязненных вод, а также при производстве бумаги.
Для бытовых и производственных нужд в мире ежегодно производят около 20 миллионов тонн соли.
Каменный уголь.
Когда поднимается солнце над нами,
Смеется подсолнух в широкой панаме,
Светлеет река от задорной улыбки,
Кузнечик играет на тоненькой скрипке.
Но есть еще солнце другое, ребята.
Оно необычное, черного цвета,
Оно под землею зимою и летом.
И твердо на ощупь. Похоже на камень .
И холодно – можно потрогать руками.
Но столько тепла в нем- скажу по секрету,-
Что хватит согреть им всю нашу планету.
От света его города молодеют,
Лишь смелые люди тем солнцем владеют.
Их лица светлы, и открыты их взоры,
Добытчики этого солнца – шахтеры.
- О каком же солнце шла речь? Что бы вы сказали о человеке, если бы он сказал бы вам : «Меня сегодня грели лучи, падавшие на землю 250 миллионов лет назад».
Этот человек не шутил бы и сказал вам правду.
Уголь возник очень давно из остатков давно исчезнувших с лица земли растений. В те времена, а точнее несколько сот миллионов лет назад, в древних джунглях царил влажный и жаркий климат. Деревья росли, старели, подгнив падали в болото, скапливались на дне. Там на протяжении многих лет в условиях сильного увлажнения и недостаточного доступа кислорода древесина разлагалась. В результате этого процесса высвобождался газ, а на дне болот собиралась черная по цвету смесь. Со временем под давлением ила и песка, располагавшегося над этой смесью, из неё выжимались жидкие вещества, оставляя на дне камнеобразную массу. Она постепенно твердела и превращалась в уголь.
В природе встречается несколько видов угля. Самый высококачественный – антрацит. Это плотный, блестящий, черного цвета уголь, хрупкий, как стекло. Растительные остатки в нем можно обнаружить только с помощью микроскопа.
Каменный уголь начали добывать более тысячи лет назад в Китае и Греции. В Англии он стал применяться как топливо с 17 века. В 18 веке потребность в каменном угле возросла в металлургической промышленности и области транспорта. А в 19 веке уголь стал основным видом топлива на ж/д транспорте и во флоте.
Каменный уголь залегает в земле пластами. Для его добычи строят шахты. А есть места, где его добывают открытым способом.
Нефть- темное маслянистое вещество, из которого получают жидкое топливо.
Люди знали о существовании нефти еще в глубокой древности. Иногда при рытье колодцев из земли выступала темная маслянистая жидкость с острым запахом. У неё было замечательное свойство – она замечательно горела( как и газ, выделяющийся вместе с ней). Нефтью стали заправлять светильники, пропитывали ею пакли огненных стрел. Из неё готовили мази от различных заболеваний. В середине 19 века из неё выделили керосин. Его стали широко применять для освещения. А бензин, который получали попутно, спускали в море: его считали бесполезным. Теперь же нефть нужна автомобилям, самолетам, пароходам, тепловозам. Их двигатели работают на бензине, керосине, мазуте и других видах жидкого топлива, получаемого из нефти.
На химических заводах из неё производят синтетический каучук, пластмассы, краски, взрывчатые вещества, лекарства, духи.
Чаще всего нефть залегает очень глубоко. Чтобы её добыть, приходиться бурить скважины в несколько километров. В своих подземных месторождениях она находиться под огромным давлением сопутствующих ей газов. Поэтому, когда скважина пробурена, нефть сама устремляется вверх. Из скважины её по трубам направляют в хранилища, затем заливают в ж/д цистерны. Но лучше всего перекачивать нефть по нефтепроводу.
На физ. карте месторождения нефти обозначают в виде вышек.
На западе республике, между нижним течение волги и южными отрогами уральских гор , расположен Эмбенский нефтяной район. Первые вышки здесь появились в конце 19 века. По своему качеству эта нефть занимает одно из первых мест в мире.
Природный газ.
Природный газ – бесцветный газ, который используют в качестве топлива.
Давным – давно жители Ирака и Индии были твердо убеждены, что когда из расщелин среди скал поднимаются ввысь языки пламени, то происходит это по велению самого бога огня. Поэтому этот огонь в тех странах считали священным. Очень часто природный газ сам по себе. Без каких бы то ни было буровых работ, просачивается на поверхность земли сквозь расщелины в скалах, образуя естественные скважины этого ценного природного сырья. Только в 19 веке в ходе бурения был обнаружен природный газ. Впоследствии он стал использоваться в промышленных целях. Он состоит из метана, легче воздуха и воды. Его основное свойство – горючесть.
Природный газ чистое и удобное топливо. На нем можно готовить пищу, отапливать дома, подается он по огромному газопроводу, иногда за тысячи километров.
На физ.карте его месторождение обозначают - .
Песок – это сыпучее ископаемое, состоящее из крупинок горных пород, которое используется в промышленности.
Отдельные крупинки горных пород, из которых состоит песок размером не более 2 мм. В зависимости от того, какая горная порода преобладает, различают кварцевый песок, слюдистый. Окраска ископаемого тоже зависит от горной породы.
Песок легко пропускает воду, не растворяется в ней, тяжелее её.
Его добывают открытым способом, разрабатывая карьеры. Используют песок в строительстве, в стекольной промышленности, для производства кирпичей
Следующая загадка
15 человек, демонстрирующих, как социальные сети изменили наш мозг
30 странных экранных пар с большой разницей в возрасте
Loading.
50 раз, когда архитекторы действительно превзошли самих себя. Часть 2-я
Истории о провальных первых свиданиях
Вещицы, сделанные своими руками, которыми не грех и похвастаться
8 странных привычек и наклонностей королевских особ
Студент МАДИ передает привет советскому наследию
Какие причины провоцируют увядание листьев комнатных растений?
Воздушные шары, небесные фонарики и мыльные пузыри на снимках Кристины Макеевой
Жуткие косметические резиновые маски 1910-х годов
Хочешь разбогатеть - не спрашивай их как: коучи, инфоцыгане и другие проходимцы
15 увлекательных фотографий редких предметов и мест
Бендер всех нас осуждает
Сексапильная итальянская статуя кружит головы и разбивает сердца
Голь на выдумку богата: автохитрости, до которых не всякий додумается
Пациентке в США в счет оплаты за операцию вписали 11 долларов за "проявление эмоций"
Мыть или не мыть: Юные бизнесмены предлагают автомобилистам свои услуги
"Ограбление века": в Благовещенске неизвестные украли шашлык из-под носа местного жителя
Чисто мужской пост: 25 классных футляров для хранения опасного и притягательного
На Канарах бушует вулкан
Ассенизатор устроил шоу с канализационным люком на дороге
Неожиданные находки в жилых домах
15 внезапных совпадений, которые озадачили даже тех, с кем они случились
18 гениальных решений на каждый день
Фото до и после, которые показывают, как бежит время
Художник показывает, как превращает наброски в невероятно реалистичные рисунки
Как выглядели офисы, оснащенные по последнему слову техники, в 70-х и 80-х годах
"Ничего личного": двое мужчин в Башкирии с муляжом автомата проверили готовность школ к терактам
Портреты, спрятанные в фантазиях
"Прикалывались": в Петербурге задержали дагестанца, затеявшего стрельбу из люка авто
20 фотографий, для полного понимания которых понадобится "звонок другу"
В сеть попала запись с дрона, съеденного крокодилом
Ретро-транспорт: 15 редких моделей велосипедов из прошлого
Викторианский фотошоп: почему люди на старых фотографиях выглядят безупречно
Разработка урока окружающего мира в 3 классе на тему: Полезные ископаемые
Прогнозируемые результаты:
• Третьеклассники узнают о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи. Научатся различать важнейшие полезные ископаемые.
Учебные материалы: образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы (железная руда, каменный уголь, нефть, глина, известняк); интерактивная доска; презентации по темам «Глина», «Известняки».
Ход урока
1. Актуализация знаний
Дети отвечают на вопросы теста по теме «Природные богатства и труд людей — основа экономики».
2. Мотивация учебной деятельности
— Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об одной из составляющих природных богатств — о полезных ископаемых. В конце урока вы должны будете ответить на два вопроса:
1. Для чего добывают полезные ископаемые?
2. Как добывают полезные ископаемые?
3. Работа по теме урока
— Что такое полезные ископаемые? Прочитайте об этом в учебнике на странице 46. Запишите это определение в рабочей тетради (с. 25, № 1).
Вся толща земной коры состоит из разнообразных по свойствам, составу и происхождению горных пород. В свою очередь горная порода состоит из минералов. В жаркий летний день, лежа на берегу реки, мы пересыпаем из руки в руку нагретый песок. Это горная порода. Скульптор работает с вязкой и податливой глиной. Это тоже горная порода. На них не похож прочный и твёрдый гранит. И он тоже — горная порода. Почему они так отличаются друг от друга? Это зависит от тех условий, в которых они образовались.
Познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми.
Практическая работа
Класс делится на группы. Каждая группа получает образцы полезных ископаемых. Работа выполняется по плану на с. 46 учебника. Представитель от группы рассказывает о полезном ископаемом классу. В ходе работы заполняется таблица в рабочей тетради (с. 26, № 2; с. 27, № 4).
Название
Основные свойства
Применение
Чёрного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная
Все изделия из металла
Светлый, (белый, серый, желтоватый), твёрдый, плотный, непрозрачный
Мел в строительстве, известь в сельском хозяйстве
Чёрный, твёрдый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий
Отопление, изготовление пластмассы, лекарств, красок
Жидкая, тёмная, непрозрачная, горючая
Керосин, бензин, масла, лекарства, мыло
Белая, красная, жёлтая или коричневая, непрозрачная, рыхлая, негорючая
Посуда, кирпич, краны для ванной, алюминий
Зернистый, твёрдый, непрозрачный, плотный, негорючий
Строительство, облицовка зданий
4. Работа по теме урока (продолжение)
— О какой горной породе сочинил стихотворение поэт Владимир Демидов?
Солнышко подземное
Когда поднимается солнце над нами,
Смеется подсолнух в широкой панаме,
Светлеет река от задорной улыбки,
Кузнечик играет на тоненькой скрипке,
Проворная ласточка песню щебечет,
Дубы расправляют могучие плечи,
Цветы, как глаза, раскрывают бутоны,
В ладошки зелёные хлопают клены.
И лаской, и красками солнце богато.
Но есть ещё солнце другое, ребята.
Оно необычное, чёрного цвета,
Оно под землёю зимою и летом.
И твёрдо на ощупь, похоже на камень.
И холодно — можно потрогать руками.
Но столько тепла в нём — скажу по секрету, —
Что хватит согреть им всю нашу планету.
От света его города молодеют,
Лишь смелые люди тем солнцем владеют.
Их лица светлы, и открыты их взоры,
Добытчики этого солнца — шахтёры.
— О каком же солнце шла речь в стихотворении?
Это каменный уголь. Что бы вы сказали о человеке, если бы он сказал вам: «Меня сегодня грели солнечные лучи, падавшие на Землю 250 миллионов лет назад».
Этот человек не шутил бы и сказал вам правду.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько лет каменному углю который даёт тепло многим квартирам нашей страны? Ему десятки и даже сотни миллионов лет. В этом угле заключено тепло солнечных лучей, падавших на землю в то время.
Энергию солнечных лучей собрали в себе гигантские растения тех лет, и из их остатков потом образовался каменный уголь. Без угля не смогут работать многие заводы и фабрики, электростанции.
Что получают из железной руды? Что делают из этих металлов? Послушайте сказку.
Чугун и сталь
Промчалась огневой струёй из печи горячая Сталь. Засверкала золотыми звёздами; остыла дорогими слитками и зазналась. Перед серым Чугуном так стала выхвалять себя, что тот чуть не изоржавел от стыда.
— Я, — говорит Сталь, — нержавеющая, нетемнеющая, хитро сваренная. Как алмаз крепка, как змея гибка. Пилить, сверлить, резать — всё могу, на всё пригодна. Хочешь — булатом (мечом) стану, хочешь — иглой. Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю. Пружиной совьюсь. А ты что, Чугун? На сковородки да на утюги только и годен. Ну да разве ещё на станины второстепенные да на шестерни молотильные. Не ковок, хрупок, как лёд. Немодный металл.
Говорит так Сталь, на весь цех себя славит. И самолётом-то она полетит, и кораблём-то поплывёт, и чем только ни станет. Даже перо писчее не забыла. Часовую стрелку и ту не пропустила. Всё перебрала. Столько наговорила, что и в семи коробах не свезти. Но ничего лишнего не прибавила. Была в её стальном звоне правда.
Конечно, Чугуну далеко до Стали. Только об одном ей забывать не надо бы. О том, что Чугуну родной дочерью доводится. Что ему своей жизнью обязана.
Что значит «Сталь доводится Чугуну родной дочерью»?
Сначала из руды выплавляется чугун, а потом он переплавляется и из него получается сталь. Какие предметы делают из стали? Нужна ли железная руда людям?
Ещё одно полезное ископаемое, которое лежит у вас на столах, — глина. Самая обычная глина. Нужна ли она человеку? Для чего? Что из неё делают?
Учитель показывает слайды с изделиями из глины.
Если педагог не смог составить такую презентацию, то можно прочитать сказку-рассказ «Глиняное серебро».
Лежала у дороги глина. Лежала она без дела, никому не нужная. Деревья на ней не росли, травы глину тоже не любили. Один только дождь её не забывал. А пройдёт дождь, станет глине скучно, вот и зовёт она всех к себе в гости.
Затянула однажды глина к себе колесо. Узнала от него, что люди из глины чудесные вещи делают: тарелки, чашки, кирпичи обжигают, дома строят.
И с тех пор потеряла покой. Надоело ей лежать у дороги, захотелось посудой стать или кирпичом, чтобы пользу приносить, людей радовать. Стала глина дождик просить, уговаривать: «Помоги. Не хочу без дела лежать». Согласился дождь: «Хорошо, помогу. Сегодня же брату ветру скажу».
А ветер шепнул геологу на ухо, что ценная глина без дела лежит. Заинтересовались люди, приехали, посмотрели. Оказалось, что это не простая глина, а боксит. Стали её на заводы возить. Там её жарили, сушили, и стала она не красивой безделушкой, не фарфоровой посудой, а серым, лёгким глиняным серебром, которое люди алюминием назвали. Чего только не делают из него! И самолёты, и машины, и вилки, и ложки, и ножи. Всего не перечесть.
Мы с вами привыкли к тому, что из глины делают посуду. Что ещё можно сделать из определённого сорта глины — боксита?
Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливать раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк. Посмотрите презентацию «Известняки» и расскажите, где они применяются.
Можем ли мы ответить на первый вопрос, заданный в начале урока?
Перейдём ко второму вопросу. Прочитайте статью «Как добывают полезные ископаемые» в учебнике на странице 48.
Нефть и природный газ добывают из недр земли при помощи скважин по трубам. Главная машина для добычи этих полезных ископаемых — буровой станок. С его помощью бурится отверстие, в которое опускаются трубы. Нефть находится под землёй и сдавлена пластами земли, глины, песка и других горных пород. Поэтому она под давлением начинает подниматься по трубам вверх. Нефть могут обнаружить и на морском дне. Тогда её добычу производят со специальных эстакад или с помощью плавучих «островов». Одна из таких нефтедобывающих платформ показана у вас в учебнике.
Что добывают в шахтах? (Каменный уголь.)
Что такое карьер?
В словаре Ожегова даётся такое определение: «Карьер — место открытой разработки неглубоко залегающих ископаемых». Что можно добывать в карьере? (Песок, глину, иногда гранит или уголь.)
Вот мы с вами ответили на второй вопрос нашего урока.
Рассмотрите рисунки в задании 5 на странице 28 в рабочей тетради. Соедините их с названиями.
5. Рефлексия учебной деятельности
— Для чего человек добывает полезные ископаемые? Что из них производят? Перечислите полезные ископаемые, которые вам известны.
Вы угадывали названия полезных ископаемых по описаниям поэтов и писателей. А теперь попробуйте отгадать, о каких ископаемых рассказывал Серёжа.
Дети выполняют задание № 3 на с. 26 в рабочей тетради.
Читайте также: