Обучение детей умению отгадывать загадки
Обновлено: 22.11.2024
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов.
Учить детей логически мыслить,выделять основные признаки предметов, вызвать интерес к предметному миру.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: " Чудесный мешочек",предметы, о которых будут загадываться загадки:матрёшка, клубок ниток, юла, мыло, карандаш,ложка.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Умение отгадывать загадки – путь развития логического мышления и
связной речи дошкольника
Введение
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Воплощая в работе с детьми принцип развивающего обучения, важно найти пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности.
Одним из средств всестороннего развития ребенка можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Чуковский К.И. подчеркивал, что именно в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, хорошо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы я начинаю с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т.д. Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений- миниатюр. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
С загадкой ребенок встречается еще в раннем детстве. Особенно привлекает детей своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены возьмёшь, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.
Крыластый, горластый- красные ласты.
Могут быть указаны последовательные действия предмета.
Скачет зверушка –не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку и комар и мушка.
Такое перечисление создает картину видимости предмета.
Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.
С ножками, но не хожу, со спинкой, но не лежу, садитесь вы – я не сижу.
Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.
Что за зверь: живет всех выше, не рычит, не кусается, ни на кого не бросается?
Загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме. Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
Принципы отбора загадок для дошкольников.
При отборе загадок для работы с детьми я, прежде всего, определяю доступность их содержания. Важно учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам доступны описательные загадки. Поэтому для младшего возраста я подбираю загадки, основанные на жизненном опыте детей.
( Что за обедом всего нужнее?)
Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.
(В огороде пусто, если нет )
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками.(Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки.)
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.
Для старших дошкольников я подбираю загадки с возможными несколькими правильными ответами. Такие загадки ценны тем, что в дискуссии развивается доказательная речь. (В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине.)
Загадка для старших детей может быть использована и как часть непосредственной образовательной деятельности и в совместной деятельности в режимных моментах.
(Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.)
Такие загадки находят свое продолжение в изобразительной деятельности детей. Я считаю, что в работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают. Главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления. Образовательные области познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация интегрируются при отгадывании загадок.
V. Особенности работы с загадками
Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон. Для этого я организую наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И, конечно, помимо фактических знаний детям необходимо знание языка, умение владеть им.
Работая над решением загадок, я выявила основные ошибки детей при их отгадывании:
Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. Младших дошкольников часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и внимание пропадает.
Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
При отгадывании загадки я учу детей:
-выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
-сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
-на основе соотнесенных признаков и выявленных связей делать вывод, т.е. отгадать загадку.
Порядок выполнения мыслительных операций при работе с загадкой поможет соблюдать следующий алгоритм мыслительных действий:
1.установить, в общем виде, что нужно искать;
2.установить, где нужно искать;
3.выявить все оставшиеся признаки;
4.выдвинуть предположение-отгадку;
5.объединить установленные признаки;
6.сделать итоговый вывод.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок я учу не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна.
Необходимо повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Я предлагаю ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. ( "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?)
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, читаю загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой, острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать.
Ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле", я показываю несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Я часто предлагаю разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают отгадку.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями я учу ребят применять прием перегруппировки признаков. Например, в загадке "Жидко, а не вода, бело, а не снег" спрашиваю: какой это предмет, назовите его качества:( жидкий, белый), а теперь скажите, чем этот предмет не может быть (снегом, водой)
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.
Для развития у детей навыков описательной речи я спрашиваю: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?"
Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Я часто использую такой приём - загадываю детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой на прогулку. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.
Конфуций говорил:«Что я слышу – я забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю ». Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал в разных видах. Это плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью я решаю проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, поднимаю эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми о каком -либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее. (Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать? Или: В белой шубке стоит дед, если дунешь – шапки нет!)
Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика - обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся.
Я считаю, что увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
К.Д. Ушинский в книге «Родное слово» отмечает: «Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она доставляет уму ребенка полезное упражнение».
Выводы.
Я считаю, что загадки повышают интерес, привлекают внимание к предмету точной рифмой, веселым настроением, живостью, игровым характером, развивают мысль, напрягают воображение.
Мысленно ребенок представляет, размышляет и доказывает правильность догадки строками загадки, т.е. развивается его речь.
Работа над разгадыванием загадок – средство всестороннего развития как интеллекта, так и речи детей дошкольного возраста.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЗАГАДКОЙ.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей.
Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.
Следующая загадка
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. Обучение детей отгадыванию и придумыванию загадок | 116 КБ |
Ход занятия:
• Ребята, посмотрите, какой красивый у меня мешочек! Это не простой мешочек, а чудесный. Вы сейчас будете доставать то, что там лежит.
• Настя, иди ко мне и достань из мешочка карандаш.
• Что ты достала?/Карандаш/.
• А какого он цвета, ребята? /Зеленого/.
• А как вы узнали, что он зеленого цвета? / Он покрашен зеленой краской/.
• Да, сверху карандаш покрашен зеленой краской, как будто одет в зеленую рубашку.
• Да, чтобы рисовать, писать/.
• Да, действительно он похож на острый носик, клювик. А на чем рисуют карандашом? / На бумаге/.
Воспитатель на листе бумаги проводит карандашом линию.
• Посмотрите, где карандаш носом проведет, там след кладет.
• Сережа, иди достань следующий предмет – матрешку.
• Что ты достал? / Матрешку/.
• Какая красивая матрешка! Сколько у тебя в руке матрешек? /Одна/.
• Да, ее можно раскладывать. Разложи матрешку. / Ребенок раскрывает матрешку и выставляет на стол те матрешки, которые были внутри. Воспитатель помогает поставить их по росту. /
• Сколько у нас сейчас матрешек на столе? / Три, много/
• Матрешки похожи друг на дружку? /Да/
• А чем они отличаются?/Ростом/
Если дети не ответят, то воспитатель спрашивает, одинаковые ли матрешки по росту.
• А теперь, Катя сложит матрешку. / Ребенок складывает матрешек в одну/.
• А сейчас сколько у нас матрешек? /Одна/.
• Да, все они сидят друг в дружке.
• Теперь ко мне подойдет Ира. Достань еще один предмет – ложку.
• Что ты достала? /Ложку/.
• Ложка какая? /Большая/
• Зачем она нужна?/Чтобы кушать/
• А что мы большой ложкой кушаем? / Суп, кашу/.
• Из какого материал сделана ложка? / Она железная, металлическая/.
• Володя достанет нам следующий предмет – мяч.
• Что ты достал? /Мяч/.
• Что-то еще лежит в мешочке? Слава, достань, пожалуйста, мыло.
• Что ты достал? /Мыло/
• Проведи ручкой по нему, какое оно? / Воспитатель проносит мыло и дает каждому ребенку провести по нему рукой/.
• Оно такое приятное, как еще можно сказать? / Гладкое/.
• А теперь понюхайте мыло? Оно пахнет?
/Воспитатель проносит мыло и предлагает всем детям понюхать его/.
• Вам нравится, как оно пахнет? /Да/
• В мешочке остались еще предметы. Лиза, достань еще предмет.
• Да, это нитки, смотанные в клубок. Потрогайте клубок, какой он? /Пушистый, мягкий/
• А на что похож кончик клубка?
/ Воспитатель показывает конец нити/
• Он похож на хвостик.
Воспитатель бросает клубок на пол и предлагает кому-либо из детей поднять клубок за хвостик. Ребенок пытается, но у него ничего не получается.
• Посмотрите, ребята, клубок убегает.
• Вот, сколько много разных предметов вы достали из мешочка.
• Сейчас я вам хочу загадать загадки об этих предметах. Слушайте хорошенько и внимательно рассматривайте эти предметы, и вы сможете отгадать все мои загадки.
Воспитатель читает каждую загадку 2-3 раза, чтобы дети поняли ее смысл
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
• Догадались, что это?/Матрешка/
• А как вы догадались? / Потому что они разные по росту/
• А еще почему? /Они похожи и сидят друг в дружке/.
• Молодцы, слушали внимательно и сразу отгадали загадку.Слушайте другую:
В зеленой рубашке,
Где носом проведет,
Там след кладет.
• Что это? /Карандаш/
• Как вы догадались? / Он зеленый и носом острым рисует/.
• Что же, слушайте еще загадку:
А за хвост не поймаешь.
• Что это? / Клубок/
• Как вы узнали? /Он круглый и его за хвостик нельзя поднять/.
• У меня осталась последняя загадка, вы все уже отгадали:
• Мыло, потому что он пахнет и моет чисто руки.
• Молодцы, все мои загадки угадали, потому что внимательно рассматривали предметы. А сейчас попробуйте загадать мне и другим ребятам свои загадки об этих предметах или те загадки, которые я вам загадывала, если вы их запомнили.
/ Дети загадывают загадки, воспитатель помогает им - подсказывает нужные слова при описании, что-то добавляет/.
Если дети хорошо справятся с заданием, можно загадать им загадки о тех предметах, которые воспитатель не рассматривал, или новые варианты загадок о тех предметах, которые рассматривали. Обязательно спрашивает, как дети догадались об отгадке.
Кинешь в речку – не тонет,
Бьёшь об стенку – не стонет,
Будешь об пол кидать –
Станет кверху взлетать.
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот-
Открывай пошире рот.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне,
Пусть отмоет руки мне.
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Покачусь и под комод.
Публикации по теме:Инклюзивная обучение. Методическая разработка занятия в соответствии с требованиями ФГОС «Снежная сказка» (средняя группа) ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА «Методическая разработка занятия (средняя группа) в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Снежная сказка».
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха» (средняя группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 «Семицветик» Открытое занятие по образовательной области «Познавательное.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Теремок» (младшая группа) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Теремок Цель: знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка» (средняя группа) Программное содержание: углубить и систематизировать знания детей о воздухе, как одного из главных факторов необходимых для существования.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Обувь» (старшая группа) Содержание: Задачи: -называть обобщающее слово «Обувь». Уточнить название и назначение обуви. -развивать связанную речь и лексический строй.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Обувь» (средняя группа) Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Обувь». Средняя группа Задачи: • Называть обобщающее слово «Обувь». Уточнить название и назначение.
Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.
Консультация для родителей «Помогаем детям загадывать и отгадывать загадки» В повседневном общении родители могут обогащать словарь ребенка. Без принуждения, ненавязчиво можно многому научить. Так, разговаривая с.
Консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки!» Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.
Консультация для родителей «Зачем учить детей отгадывать загадки» Знаете ли вы, что большинство детей дошкольного возраста не умеют отгадывать загадки? Психологи утверждают, что дошкольники не понимают.
Следующая загадка
Цель: Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов, вызвать интерес к предметному миру.
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие: физкультминутка.
Наглядный материал. «Чудесный мешочек», предметы, о которых будут загадываться загадки: матрешка, карандаш, клубок ниток, мыло. Предметы, о которых не будут загадываться загадки: ложка, пирамидка, мяч, юла.
Ход НОД.
-Ребята, посмотрите, какой красивый у меня мешочек! Это не простой мешочек, а чудесный. Давайте посмотрим, что в нем лежит.
-Лина, иди ко мне и достань из мешочка один предмет.
-Что ты достала? (карандаш)
-А какого он цвета, ребята? (зеленого).
-А как вы узнали, что он зеленого цвета? (он покрашен зелено краской).
-Да, сверху карандаш покрашен зеленой краской, как будто одет в зеленую рубашку.
-А для чего нам нужен карандаш? (чтобы рисовать, писать.)
-У карандаша два конца, один тупой, а другой какой? (острый).
-Каким концом вы будите рисовать-тупым или острым? (острым).
-Посмотрите внимательно на острый кончик карандаша, на что он похож? (на иголку, треугольник, носик).
-Да, действительно, он похож на острый носик, клювик. А на чем рисует карандаш? (на бумаге).
Воспитатель на листе бумаги проводит карандашом линию.
-Посмотрите, где карандаш носиком проведет, там след кладет.
-Федя, иди достань следующий предмет. Что ты достал? (матрешку.)
-Какая красивая матрешка! Сколько в руке у тебя матрешек? (одна.)
-А как можно играть с матрешкой? (ее можно раскладывать.) Разложи матрешку. (Ребенок раскрывает матрешку и выставляет на стол те матрешки, которые были внутри. Воспитатель помогает поставить их по росту.)
-Сколько у нас сейчас матрешек на столе? (три, много.)
-Матрешки похожи друг на дружку? (да.) А А чем они похожи? (У них одинакового цвета сарафанчики, платочки, похожи лица и т.д.)
-а чем они отличаются? (ростом). (Если дети не ответят, то воспитатель спрашивает, одинаковые ли матрешки по росту.)
-А теперь, Маша, сложит матрешку. (Ребенок складывает матрешек в одну.)
-А сейчас сколько у нас матрешек? (Одна).
-А где же все остальные? (Внутри, в большой матрешке.)
-Да, все они сидят друг в дружке.
-А теперь ко мне подойдет Соня. Достань еще один предмет. Что ты достала? (Ложку.)
-Ложка какая? (Большая.)
-Зачем она нужна? (Чтобы кушать.)
-а что мы большой ложкой кушаем? (Суп, кашу.)
-Из какого материала сделана ложка? (Она железная, металлическая.)
-Владик достанет нам следующий предмет. Что ты достал? (Мяч.) Какой мяч? Что ты можешь о нем рассказать? (Резиновый, круглый, зеленый с полосками.) (Если ребенок не говорит сам, воспитатель помогает ему наводящими вопросами.)
-Что-то еще лежит в мешочке? Миша, достань, пожалуйста. Что ты достал? (Мыло.) Проведи ручкой по нему, какое оно? (Воспитатель проносит мыло и просит каждого ребенка провести по нему рукой.) Оно такое приятное, как еще можно сказать? (Гладкое.) А теперь понюхайте мыло? Оно пахнет? (Воспитатель предлагает всем детям понюхать мыло.) Вам нравится, как оно пахнет? (Да.) Можно сказать, что мыло душистое. Повторите хором. Рита, как можно сказать про мыло, которое приятно пахнет? (Душистое.)
-А зачем нам нужно мыло? (Руки мыть, чтобы они были чистыми.)
-В мешочке остались еще предметы. Лиза, достань еще предмет.
-Да, это нитки, смотанные в клубок. Потрогайте клубок, какой он? (Пушистый, мягкий.)
-А на что похож кончик клубка? (Воспитатель показывает конец нити.) Он похож на хвостик. (Воспитатель бросает клубок на пол и предлагает кому-либо из детей поднять клубок за хвостик. Ребенок пытается, но у него не получается.)
-Посмотрите, ребята, клубок убегает.
-А вот последний предмет. Узнаете, что это? (Юла.)
-Из какого материала она сделана? (Из металла.) а какого она цвета? (Разного.) Еще можно сказать, что она разноцветная. (Воспитатель предлагает детям повторить это слово.)
-А как можно играть в юлу? Толя, иди поиграй. (Ребенок крутит юлу.)
-вот как много разных предметов, игрушек было в нашем чудесном мешочке.
Физкультминутка:
Дети с палками идут
Раз, два - вперед нагнуться. (Наклоны вперед.)
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Руки вверх, потянулись.)
Глубоко потом вдохнуть. (Руки опустили, вздохнули.)
Раз, два — назад прогнуться, (Прогнулись назад.)
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Руки на пояс.)
Дети с палками идут, (Ходьба на месте.)
Ровно палки все несут.
Раз, два, три, четыре!
Палки дружно положили,
Стали бегать и скакать, (Прыжки.)
Ну, довольно, палки взять!
-Сейчас я вам хочу загадать загадки об этих предметах. Слушайте хорошенько и внимательно рассматривайте эти предметы, и вы сможете отгадать все мои загадки.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
-Догадались, что это? (Матрешка.)
-а как вы догадались? (Потому что они разные по росту.)
-А еще почему? (Они похожи и сидят друг в дружке.)
-Молодцы, слушали, внимательно и сразу отгадали загадку. Слушайте другую:
В зеленой рубашке,
Где носом проведет,
Там след кладет.
-Что это? (Карандаш.)
-Как вы догадались? (Он зеленый и носом острым рисует.)
-Что же, слушайте еще загадку:
А за хвост не поймаешь.
-Что это? (Клубок.) Как вы узнали? (Он круглый и его за хвостик нельзя поднять.)
-У меня осталась последняя загадка, вы все уже отгадали:
-Мыло, потому что оно пахнет и моет чисто руки.
-Молодцы, все мои загадки отгадали, потому что внимательно рассматривали предметы. А сейчас попробуйте загадать мне и другим ребятам свои загадки об этих предметах или те загадки, которые я вам загадывала, если вы их запомнили. (Дети загадывают загадки, воспитатель помогает им-подсказывает нужные слова при описании, что-то добавляет.)
Если дети хорошо справятся с заданием, можно загадать им загадки о тех предметах, которые воспитатель не рассматривал, или новые варианты загадок о тех предметах, которые рассматривали.
Ход занятия.
- Ребята, посмотрите, какой у меня красивый мешочек!Это не простой мешочек, а чудесный мешочек. Давайте посмотрим, что же в нём лежит.
- Катя, иди ко мне и достань из мешочка один предмет.
- Что ты достала? (Карандаш.)
- А какого он цвета, ребята? (Зелёного.)
- А как вы узнали, что он зелёного цвета? (Он покрашен зелёной краской.)
- Да, сверху карандаш покрашен зелёной краской, как будто одет в зелёную рубашку.
- А для чего нам нужен карандаш? (Чтобы рисовать.)
- У карандаша два конца, один тупой, а другой какой? (Острый.)
- каким концом вы будете рисовать - тупым или острым? (Острым.)
- Посмотрите внимательно на острый кончик карандаша, на что он похож? (На треугольник,на иголку, носик.)
-Да, он похож на острый носик. А на чём рисуют карандашом? (На бумаге.)
- Посмотрите, где карандаш носиком проведёт, там след кладёт.
- Что-то ещё лежит в мешочке? Паша, достань пожалуйста. Что ты достал? (Мыло.)
- Проведи ручкой по нему, оно очень приятное, какое оно? Как ещё можно сказать,Какое оно на ощупь? (Гладкое.) А теперь понюхайте мыло. Оно пахнет?
(Предлагаю всем понюхать мыло.)
- Вам нравится как оно пахнет? (Да.)
- Можно сказать, что мыло душистое? (Можно.)
- Аня, как можно сказать про мыло, которое приятно пахнет? (Душистое.)
- А зачем нам нужно мыло? (Руки мыть, чтобы они были чистыми.)
- В мешочке остались ещё предметы. Егор, достань один предмет.
- Что это? (Нитки.)
- Да, это нитки, смотанные в клубок. Потрогайте клубок, какой он? (Мягкий, пушистый.)
- А на что похож кончик клубка? (Показываю кончик нитки.)
(Ответы детей. Он похож на хвостик.)
Бросаю клубок на пол и предлагаю Стёпе поднять клубок за хвостик. Стёпа пытается поднять клубок, но ничего не получается.
- Посмотрите, ребята, клубок убегает.
- Лиза,достань из мешочка,ещё предмет.
- Что ты достала? (Ложку.)
- Ложка какая? (Деревянная,большая.)
- Зачем она нужна? (Чтобы кушать.)
- А что можно кушать большой ложкой? (Суп, кашу.)
- А у меня есть ещё одна ложка. Она какая? (Маленькая.)
- Из какого материала сделана эта ложка? (Она железная, металлическая.)
- Рита, иди достань следующий предмет.
- Что ты достала? (Матрёшку.)
- Какая красивая матрёшка. Сколько у тебя в руке матрёшек? (Одна.)
- А как можно играть матрёшкой? (Её можно раскладывать.)
- Разложи матрёшку. (Рита раскладывает матрёшку, достаёт всех матрёшек, которые были внутри.)
- Расставь их пожалуйста по росту.
- Сколько у нас сейчас матрёшек на столе? (Три. Много.)
- Матрёшки похожи друг на дружку? (Да.)
- А чем они похожи? (Похожи лица, платочки, одинакового цвета сарафанчики.)
- А чем они отличаются? Одинаковые они по росту?
- А сейчас Вова, сложит матрёшек в одну.
- А сейчас сколько у нас матрёшек? (Одна.)
- А где же все остальные? (Внутри, в большой матрёшке.)
- Да, все они сидят друг в дружке.
- А вот последний предмет. Узнаёте, что это? (Юла.)
- Из какого материала она сделана? (Из метала.)
- А какого она цвета? (Разного.)
- Ещё можно сказать, что она разноцветная. Давайте, ребята все вместе повторим это слово - разноцветная.
- А как можно играть в юлу? Андрюша, иди покажи как играют с юлой.
- Вот как много разных предметов, игрушек было в нашем чудесном мешочке.
- Сейчас, я вам хочу загадать загадки об этих предметах. Слушайте внимательно и вы сможете отгадать мои загадки.
А за хвост не поймаешь.
- Что это? (Клубок.)
- Как вы узнали? (Он круглый и его за хвост нельзя поднять.)
- А вот послушайте ещё:
- Что это? (Мыло.)
- Теперь ещё одна загадка:
- Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне,
Пусть отмоет руки мне. (Мыло.)
_ Послушайте следующую загадку:
- - Кручусь, верчусь и мне не лень
Кружится даже каждый день.
- Что это? (Юла.)
- Снова загадка:
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай по шире рот.
- Молодцы, слушали внимательно и сразу отгадали загадку.
В зелёной рубашке,
Где носом поведёт,
Там след кладёт.
- Что это? (Карандаш.)
- Как вы догадались? (Он зелёный, и носом острым рисует.)
- Что же, слушайте последнюю загадку:
- Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Догадались, что это? (Матрёшка.)
- А как вы догадались? (Потому что они разные по росту.)
- А ещё почему? (Они похожи и сидят друг в дружке.)
- Молодцы,слушали внимательно и сразу отгадали загадку.
- А сейчас у нас ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Раз нагнулся,Два нагнулся.
Руки в стороны развёл-
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!
- Мой весёлый,звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь.
Не умчаться за тобой.
- Теперь рассаживаемся за столы, и давайте украсим сарафанчики у матрёшек.
Посмотрите, какие красивые цветочные узоры на сарафанчиках у наших матрёшек из загадки.
- Мы будем рисовать красками-гуашью. Давайте вспомним,как правильно пользоваться краской. кисточкой,как правильно промывать кисточку и сушить её о салфетку. Рисовать нужно кончиком кисточки, не нажимая на неё. После каждой краски, нужно тщательно промыть кисточку, чтобы краска была яркая, не грязная.
- Приступаем к рисованию. (Воспитатель помогает, советует, показывает тем, кто затрудняется.)
- При рисовании используем элементы: точки, лепестки, мазки,завитушки, полосочки.
В конце занятия рассматриваем всех матрёшек, выбираем самых красивых. Отмечаем,что нарисовано не правильно, а что очень хорошо. Хвалю всех детей за старание,аккуратность.
Устраиваем выставку для родителей.
Публикации по теме:Презентация для детей «Признаки предметов» для выявления уровня знаний и обобщения презентация для детей и родителей старшей и подготовительной группы"Признаки предметов"для выявления уровня знаний и обобщения, наглядный.
Занятие по развитию речи в средней группе «Обучение детей умению отгадывать загадки» Программное содержание: Учить детей умению отгадывать загадки. Закреплять знания детей о различных свойствах и качествах предметов. Учить.
Следующая загадка
Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов.
Учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов, вызвать интерес к предметному миру.
“ Чудесный мешочек”, предметы, о которых будут загадываться загадки: матрешка, карандаш, клубок ниток, мыло; предметы, о которых не будут загадываться загадки: ложка, мяч.
Читайте также: