О загадке куполов храма рождества в путинках

Обновлено: 22.11.2024

Есть у меня несколько давешних публикаций на Фейсбуке, которые я постепенно буду переносить сюда, в ДЗЕН, в пространстве которого уже обосновались и обжились паблики о многих красивейших зданиях нашей столицы, превращенных в уродство мыслью советской архитектуры, либо полностью уничтоженных и перенесенных в другие места города.

Но есть в Москве местечки, где остатки древних памятников архитектуры, составляющих историко-культурное наследие города, до сих пор стоят немыми свидетелями богоборческого вандализма, взирая на современный мир пустыми глазницами окон и обезглавленными зданиями церквей и монастырей.

Я обязательно размещу здесь статью о Скорбященском монастыре, что на Новослободской, в остатках Спасского собора которого разместили департамент информационных технологий университета «Станкин»,

об останках Никольской церкви на Долгоруковской, переданной некогда под размещение киностудии «Союзмультфильм».

Но сегодняшний мой рассказ пойдет еще об одних историко-архитектурных культовых развалинах, расположенных в самом конце пути от Долгоруковской до Дмитровской. Древнюю восстановленную белоснежную шатровую колокольню вы можете видеть, вылетая из города по Бутырской и наблюдая по правой ее стороне этот нелепый архитектурный ландшафт в виде башни с колоколами, к которой вплотную пристроено ужасающе длинное и уродливое здание, в котором разместился когда-то ММЗ «Знамя»,

производивший огромный ассортимент секретной военной продукции для нужд, в первую очередь ВВС.

Глядя на эту коллизию, ты понимаешь, что видишь или что-то лишнее, или чего-то, наоборот, не хватает.

В общем-то правы будут поклонники обеих версий.

Когда-то на этом уникальном месте, еще не находившемся в пределах города и сохранившем название «Бутырская слобода» располагался Бутырский полк. Было это так давно, что Россия еще не называлась империей, а царь – императором.

Историки-архитекторы сразу уловят этот момент по причине того, что купол на сохранившейся колокольне – шатровый. После проведенных в стране Никоно-Петровских реформ купола подобного типа были преданы «анафеме» и заменены на обычные – луковичные, и лишь в некоторых случаях разрешено было делать шатровые колокольни. Поэтому, любой историк, завидев шатровый купол, сразу же отнесет строение к периоду до 18 века.

Таких шатровых куполов в стране осталось крайне мало. Первое, что могу вспомнить, это прекрасную белую церковь в Путинках, церковь Вознесения в Коломенском, один из храмов в старообрядческой Рогожской Заставе, колокольню старообрядческого монастыря в Преображенском, ну и с некоторой натяжкой один из шатров Собора Василия Блаженного. Вот первое, что пришло в голову.

Так вот, возвращаясь к теме «Лишнее или не хватает», хочу завести вас с обратной стороны длинного заводского здания, практически разорвавшего собой единый комплекс храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе.

Там, за высокими заборами и глухими воротами проглядывают остатки того, что когда-то составляло с колокольней единый архитектурный комплекс. Церковь находится просто в ужасном состоянии, несмотря на то, что когда-то она являлась пятой по величине в Москве, а после адского подрыва Храма Христа Спасителя генералом Армии Комаровским и его «командой» военных строителей, была одним из претендентов на звание Кафедрального собора.

Церковь была построена на частные пожертвования солдат и офицеров Бутырского полка в память о семилетней войне с турками. Расположившаяся на участке почти в полтора гектара, церковь имела множество сопутствующих строений, включая школу для солдатских детей, содержавшуюся также за счет денег военных. Всего на участке стояло более 20 каменных и деревянных строений.

Шло время, граница города все ближе придвигалась к слободе, и настало время, когда Бутырский полк переехал отсюда на новое место дислокации.

С те пор храм стал приходским, но деятельность в нем не прекращалась ввиду большого количества прихожан.

Более того, храмовые сооружения неоднократно перестраивались, а в их архитектурной «доводке» принимали участие видные архитекторы, такие как, например, Ухтомский, известный, в первую очередь тем, что вытребовал у императрицы здание под размещение первого в стране университета и несколько лет пытался приспособить здание, на месте которого сейчас стоит Исторический музей на Красной площади, под размещение главного корпуса МГУ.

Храмовый комплекс миновала даже большевистская напасть 1918 года. Несмотря на то, что он был разграблен, а иконы – сожжены, само здание Декретом Ленина было поставлено под государственную охрану.

Жизнь в храме прекратилась в 1935 году, когда президиум ВЦИК единогласно утвердил прошение директора 132 завода ГУАП Наркомтяжпрома о передаче здания в заводское управление.

С тех пор и начались злоключения церкви. Разбиралось все «ненужное», на его месте строились производственные здания, а в самой церкви разместили гальванический цех, что нанесло непоправимый урон фрескам.

В 1960-х годах предпринимались попытки возродить архитектурный ансамбль хотя бы с точки зрения историко-культурного наследия, однако, они не имели успеха. Более того, здание церкви отгородили от Большой Новодмитровской улицы еще двумя производственными цехами, и, таким образом, оно оказалось внутри заводской территории.

С 1993 года началась активная борьба за храм. Результатом инициативной группы верующих и историков стал Указ Председателя Правительства Путина от 15.04.2000 года о передаче здания верующим в месячный срок. Однако, передача длилась долгие 6 лет, а освобождение цехов от оборудования – еще 4 года.

С 2011 года в церкви проводятся службы. Правда, говорить о том, что это церковь, еще очень рано, настолько сильны разрушения, нанесенные ей прежними пользователями. Люди по крупицам собирают деньги на восстановление, и в результате их действий постепенно начинает вырисовываться тот, первоначальный облик, радовавший глаз людям и являвший собой один из великолепнейших архитектурных ансамблей Москвы.

Бог в помощь! Надеюсь, я увижу во всей красоте прежний облик церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе, а, если мы вместе скинемся по рублю, то произойдет это гораздо быстрее.

Обязательно посетите это место, пленяющее душу своей удивительной, легкой, доброй энергетикой!

Следующая загадка

<"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"350px","centre":<"text":"","title":"","link":"","lat":55.7689170000000018490027287043631076812744140625,"lon":37.607422200000002021624823100864887237548828125,"icon":"">,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":8,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[],"imageLayers":[]>

Следующая загадка

Пафосный центр столицы: Пушкинская площадь, Страстной бульвар, сад Эрмитаж, а также офисы министерств, госучреждений, банков и крупных корпораций. Одна из точек сосредоточения деловой жизни Москвы. Надменные лица в окнах дорогих иномарок, лохматые хипстеры на самокатах, летящие невесомой походкой юные барышни в платьях, которых обгоняют вечно спешащие клерки в строгих костюмах. Все это мегаполис щедро приправляет фоном из автомобильного шум и грохота вечных уличных ремонтов златоглавой – в общем, картина маслом, как говорил небезызвестный Гоцман. А ведь здесь, в этом концентрате пестрой столичной жизни, буквально в полукилометре от Пушкинской площади, сохранилось совершенно камерное, тихое местечко - Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов

Церквушка с виду ничем не примечательна: небольшая, не пафосная – таких тысячи; пройдешь и не заметишь. Да и история ее не сильно разукрашена серьезными событиями.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов

Построили ее во второй половине XVII веке, колокольню на столетие позже. Жизнь храма и его прихода текла тихо, мирно, пока не наступил лихой и переломный XX век. В 1922 году церковь не просто закрыли, а варварски снесли все пять глав и верх колокольни, пробили новые окна в стенах и сделали квартиры. Саму территорию вокруг церкви урезали в несколько раз. В 1927 году на церковной территории было возведено трехэтажное здание, в котором сейчас располагается посольство Народной республики Бенин. При храме остался лишь маленький клочок земли.

Колокольня Церкови Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов Колокольня Церкови Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов

Во второй половине XX века в храме расположили швейное производство общесоюзного дома моделей, который шил, в частности, изделия советского кутюрье Славы Зайцева. Здание вернули церкви лишь в 1991 году.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов

Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Путинках удалось сохранить свою уютную камерность. Ухоженная территория утопает в цветах и старых раскидистых деревьях, кроны которых защищают ее от любопытных взглядов из соседних домов.

У храма (на самом входе на территорию) находится небольшое кафе, в котором можно выпить чай, кофе с выпечкой, где совершенно не столичные цены.

Интересный факт: в 90-е годы XX века, когда происходило восстановление храма – несколько икон подарил известный музыкант Борис Гребенщиков.
Могилы служителей храма. Фото авторов. Листайте галерею Фрагмент стены храма. Фото авторов Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов Могилы служителей храма. Фото авторов. Листайте галерею

Этот маленький храм не затерялся и в топонимике Москвы. Несмотря на обилие знаковых зданий и сооружений поблизости, переулок между Малой Дмитровкой и Петровкой, в котором он расположен, переименовали именно в его честь - Успенский. Ранее до XVIII века этот переулок назывался – Проезжий.

Территория Церки Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов Территория Церки Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов

Есть у Храма и своя чудотворная икона, причем не старинная, а сравнительно недавно написанная. История ее появления в храме – тоже настоящее чудо. Вот как рассказывает об этом на сайте церкви настоятель храма протоиерей Алексий Гомонов:

«Лет 10–12 назад (точнее трудно вспомнить), когда мы окормляли городскую клиническую больницу на Страстном бульваре, среди больных был прооперированный иконописец. Он мне сказал: «Вот выздоровею и напишу вам икону, какую хотите». Я говорю: «Луку, потому что у меня к ней есть частица мощей». Когда он поправился и написал икону, приделал к ней мощи. Я посмотрел, и мне икона не понравилась: это не Лука, фотографического сходства не было. Он говорит: «Если вам не нравится, оставьте ее мне, я вам напишу другую. Принесите мне фотографию». Я принес. Видно было, что очень непохоже. Вообще-то не принято иконы с мощами «раздевать», то есть снимать мощи, переписывать и переставлять мощи. Пока я внутри себя решал этот вопрос, мы, конечно, икону выставили для поклонения. Зачем ее прятать – ну, не похож и не похож. И сразу же начались чудеса от этой иконы. Бесноватые не могли подойти к ней. Но потом они успокаивались, помолившись и приложившись к иконе. Другие чудеса начались. Народ повалил. И тогда я подумал: «Стоит ли ее переписывать? Пусть будет так, как есть».

Территория Церки Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов Территория Церки Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Фото авторов

Небольшая территория небольшого московского храма и тишина совершенно неправдоподобная для места, вокруг которого, шумит многомиллионный мегаполис. Надо сказать, что нам везет на такие места, – мы безошибочно определяем их в столичном хаосе и спешим к ним, как к удивительному явлению и вас зовем за собой. Зайдите в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, отдохните от жизненного аврала, оставьте стресс за вратами храма, отдохните, помолитесь, если верующий, и можно снова в бой.

Спасибо, что дочитали наш рассказ до конца. Ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал , мы и дальше будем публиковать фотографии и рассказы о наших путешествиях по Москве, Подмосковью и соседним регионам.

Следующая загадка


Всего 9 фото

Эту удивительную церковь в начале улицы Малая Дмитровка невозможно не заметить, как и невозможно не насладиться ее чувственной красотой. Этот храм примечателен, прежде всего, тем, что является, фактически, одним из последних шатровых храмов, построенных в России из-за запрета их строительства Патриархом Никоном в 1653 году. Одновременно он является первым на Руси храмом с престолом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Шатровый стиль храмов меня чрезвычайно интересует и вдохновляет, поскольку, по моему мнению, именно в этой типологии храмового строительства воплощается самый возвышенный и устремленный в небеса духовный порыв русской души. Такие храмы дают ей возможность воспарить над суетой, а нам ощутить свой внутренний порыв соединиться с Богом.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках построена в самом ярком проявлении, так называемого стиля «русского узорочья», когда храмы и терема характеризовались затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль шатра утрачивается полностью. Шатер становится одним из многих элементов декора. Не удивительно, что всего через год после завершения строительства церкви вышел патриарший указ, положивший конец «богохульному узорочью». Однако - об истории церкви и событиях, связанных с ее возведением. Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом «Путевом» Посольском дворе, была заложена в 1649 г. и закончена в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы.

Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625 г. Слобода, возможно, получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название. Возводили этот уникальный храм по рисункам, а не по инженерным чертежам. В результате, постройка получилась живой и динамичной.

Придел храма на Малой Дмитровке и колокольню венчают декоративные шатры (изначально основной объем церкви имел три шатра). Интересно декоративное решение святыни. Шатры все разные и не похожи между собой, стройные барабаны венчают луковичные главки. У основания шатров - кокошники. Барабаны опоясаны аркатурой, имеющей остроконечное завершение. Края храмового здания украшены закомарами, под ними - резной фриз. Барабан шатра на приделе узкий, основание его прорезано высокими оконцами. Колокольня храма восьмигранная, на ярусе звона сделаны проемы. Благодаря отверстиям в шатре колокольня кажется ажурной и легкой. Здание церкви декорировано богато и изящно, на фасадах почти нельзя обнаружить ровной поверхности - везде присутствуют каменное кружево или резьба.

Первоначально был построен только основной объем с тремя шатрами – небольшое прямоугольное в плане здание с маленькой трапезной, северным приделом Иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (также увенчанным шатром) и шатровой колокольней. Необычно в композиции храма то, что здание было рассчитано на обзор со всех четырех сторон; даже апсиды практически скрыты в прямоугольнике и почти не выдаются наружу. Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма – от шатров до нижних окон.

Самая заметная часть – шатры – не похожи один на другой, строители Церкови Рождества Богородицы в Путинках, проявили в их декоре богатейшую фантазию и изобретательность. Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой. Сами барабаны основного объема опоясаны аркатурой с остроконечными завершениями. Маленькие барабанчики под главками также опоясаны кокошниками. По краю основной объем украшен рядом ложных закомар с килевидными завершениями, а под закомарами проведен широкий резной фриз. Еще более замечателен декор шатра на приделе. Его световой барабан ýже, чем сам шатер, основание которого как бы вынесено за пределы барабана, прорезанного к тому же узкими высокими оконцами, а под барабаном высится «огненная» горка кокошников в три яруса.
04.

Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-«слухов» в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года. На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.
05.

В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей.
06.


В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век. Реставрацией руководил архитектор Н.Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д.П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.

В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен отец Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит. Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.
08.

Фото снято в 2010 г. со стороны двора "Дома Шехтеля"

Большой вклад в восстановление храма оказал известный актер Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.
09.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Портал «Храмы России».

Читайте также: