О чем говорит загадка

Обновлено: 22.11.2024

Чтобы понять, что такое загадка, нужно в первую очередь знать определение метафоры. Что ж, метафорой называют такое слово или выражение, которым можно описать предмет, при этом, не называя его самого. То есть, это выражение в переносном смысле словно сравнивает предмет с ему похожим, используя их единое свойство. Например, если вам скажут: “я вышел из себя”, вы сразу поймете, что человек расстроен и зол.

Итак, загадка – это метафорическое выражение, то есть такое выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства. Суть заключается в том, что человек должен отгадать о каком предмете идет речь.

Предположим, вам загадывают загадку:

Два близнеца - два братца,

На нос верхом садятся,

Сами верхом, а ноги — за ушами.

Вот мы и разобрались, что такое загадка. Стоит только отметить, что загадки – это не простонародное творчество или развлечение, это отличный способ развития логики у детей при приятном времяпрепровождении. С маленькими детьми таким методом можно изучать части тела, зверей и птиц, сказочных героев и многое другое.

Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражают их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них. Конечно, с течением времени люди стали смотреть на загадки больше как на развлечение, чем как на поэтическое описание происходящего вокруг в иносказательной форме. В русских народных сказках часто герою приходится разгадывать загадки, чтобы показать смекалку или исполнить какое-то заветное желание, ведь наши предки верили в силу загадок.

Отношение к загадкам изменилось в христианские времена. Понятие загадки в Священном писании имеет особое значение. Обычно, загадки используются как мудрые вопросы о происхождении нашего мира. Например, загадка Самсона:

Что слаще мёда, и что сильнее льва?

Ответы не приводятся, их нужно найти для себя самим. Для кого-то наиболее подходящим и простым ответом может показаться сон человека, а кто-то может подумать, что любовь слаще мёда и сильнее льва…

История загадки на этом только начинается. С течением времени загадка как жанр только всё быстрее получала развитие. Древние греки, римляне по-разному, но всё же активно использовали этот творческий вариант изложения происходящего и окружающего. И вот уже в 19 веке началось научное собирание загадок и размещение их в сборниках, которые и доходят до нас с вами.

Следующая загадка

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось.

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: (Слово "неверно”).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Типичная математическая загадка «Поезда»:

Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?

Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:

Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?

Ответ: (На 23 день).

5. Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.

Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:

Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?

Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).

Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

Публикации по теме:

«Понятие «Педагогика сотрудничества» В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления.

Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе Подготовительная к школе группа «Новогодние елочки» Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами.

Общее родительское собрание «Не играй с огнем» В МДОУ д/с №1 «Родничок» п. Горный состоялось общее родительское собрание на тему: «Не играй с огнем». Так как противопожарная безопасность-одна.

Понятие и типы связной речи дошкольников В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности,.

Понятие малых форм физического воспитания . Понимание малых форм физической культуры Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию.

Следующая загадка

Каждому с детства знакома загадка о висящей груше, которую нельзя скушать. Практически любой человек сейчас с уверенностью сможет ответить, что речь идёт о лампочке. Однако едва ли кому-то это знание пригодилось во взрослой жизни. А раз на практике применить эти знания нельзя, то тогда зачем вообще нужны загадки?

В предыдущей статье , посвящённой теме загадок, мы уже рассказывали вам, насколько важную роль они играли в жизни первобытных обществ. Их использовали для различных ритуалов, ими измеряли уровень сообразительности, с их помощью в легендах решались судьбы героев и целых народов. Пришло время понять, какую же пользу эти замысловатые словесные головоломки несут современному человеку.

Итак, зачем же ребёнку загадки?

1. Загадки развивают воображение и логику

Чтобы разгадать ту или иную загадку дети рисуют в своём воображении самые необычные картины, пытаясь учесть все вводные данные головоломки. В голове у ребёнка возникает некий образ, который он затем пытается сопоставить с тем, что ему уже знакомо. Сравнивая самые важные черты этого воображаемого образа и представлений о предметах, которые он давно знает, ребёнок старается найти логическую связь между ними. Хоть порой ответы и кажутся абсолютно иррациональными, при ближайшем рассмотрении становится ясно, что определённая логика в них всё-таки есть.

З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг» З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг»

2. Загадки способствуют развитию аналитических способностей

Всё внимание ребёнка сосредотачивается на ключевой характеристике загаданного предмета или явления. Загадка учит не только находить самый яркий признак описываемого, но и тренирует извлекать из памяти схожие по признаку предметы и явления. Один из самых ярких примеров тому загадка – не лает, не кусает, а в дом не пускает.

З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг» З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг»

3. Загадки развивают творческое мышление

В поисках решения замысловатой логической задачки в виде загадки ребёнку приходится придумывать множество нестандартных решений, мыслить креативно, фантазировать и рассматривать вопрос со всех сторон. Чтобы в следующий раз ещё быстрее найти ответ на сложную загадку он будет стараться выходить за привычные рамки и мыслить шире и объёмнее.

З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг» З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг»

4. Загадки учат быть более внимательным

С ними у ребёнка быстрее складывается представление о том, что мир вокруг очень разнообразный и не перестаёт удивлять богатством форм и свойств. Внимательно следя за самыми важными характерными чертами вещей, дети учатся наблюдать за миром вокруг и тем, как он меняется. И вскоре ребёнок осознает, что у одного слова может быть много значений, а у совершенно разных явлений могут найтись общие свойства.

З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг» З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг»

5. Загадки помогают увеличить словарный запас и расширить кругозор

С каждой новой загадкой в ребёнке будет просыпаться интерес к познанию. Уникальное свойство загадок – сравнивать несравнимое – заставляет глубже погружаться в разные темы. А чем больше у ребёнка сфер интересов, тем богаче словесный запас. К тому же, рифмованный интонационный строй загадок учит расставлять смысловые акценты и эффективнее доносить мысль с помощью голоса. Такая игровая форма помогает быстрее и безболезненнее усвоить нормы говорения и правописания.

З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг» З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг»

Разобравшись с тем, что загадки полезны детям, давайте теперь узнаем, с чего же лучше начать знакомство с ними.

- Прежде всего, чтобы ребёнку было интересно разгадывать различные шарады и ребусы, нужно следить за тем, чтобы они соответствовали его возрасту. Пусть первые загадки будут простыми, короткими и рифмованными. Главное, чтобы описываемое явление или предмет были хорошо знакомы малышу.

- Чтобы поддерживать интерес к этой теме, необходимо шаг за шагом переходить к более сложным вопросам. Теперь рифма не всегда может подсказать правильный ответ, а тематика не ограничивается бытовыми вещами. Необходимо также со временем включать в книжный «рацион» ребёнка загадки, подразумевающие более одного ответа.

- Не только дети, но и взрослые могут извлечь из них пользу. Так, например, загадки помогают стимулировать когнитивные способности человека, способствуют улучшению памяти и развитию логического мышления. Также с их помощью можно не только потренироваться в поиске нестандартных решений и научиться выходить за рамки шаблонов, но и отлично провести время, отвлекшись от повседневной суеты. Существует огромное количество разнообразных загадок. Современные и исторические, авторские и народные, математические, рифмованные и т.д. Можно подобрать загадку на любой вкус.

А поможет вам в этом сложном деле издательство детских книг «Архипелаг». Уже сейчас вы можете полистать сборник аутентичных загадок для чтения и игр «Русские народные загадки в картинках» Зины Суровой .

З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг» З. Сурова «Русские народные загадки в картинках», ИД «Архипелаг»

Под обложкой вас ждут избранные народные загадки из сборника знаменитого фольклориста и этнографа Д.Н. Садовникова. Оригинальный формат книги, где отгадка скрывается под клапаном-обманкой и яркие современные иллюстрации никого не оставят равнодушным.

Книгу «Русские народные загадки в картинках» можно приобрести в интернет-магазинах Ozon и Wildberries , а также на сайте издательства «Архипелаг» .

Следующая загадка

Множество людей во всем мире, любят и используют загадки и подобные игры, чтобы тренировать свою логику и память.

Мыслит Мыслит

Ученые, исследовали эту деятельность человека, с точки зрения повышения познавательных способностей, а может, это просто забавный способ провести время?

В некоторых исследованиях сообщается, что различного рода загадки и головоломки, улучшают «исполнительные функции», рабочую память и скорость обработки информации людей.

Видео: Загадка, кто разбил банку с вареньем?

Разгадывание чего – либо, способствует когнитивному здоровью у пожилых людей.

С другой стороны, в другом исследовании отслеживалась активность мозга, когнитивные навыки и способности принимать решения у молодых людей, которые играли в когнитивные игры.

Исследователи из Университета Дьюка, контролировали мозговую активность участников, пока они выполняли простые математические задачи, и обнаружили, что их решение воспринимается как награда, которая может помочь в борьбе с негативными чувствами.

Видео: Загадка на железнодорожных путях.

Так что, по крайней мере, разгадывание загадок и логические рассуждения, помогут снизить стресс и беспокойство, а также повысить уровень гормонов счастья (эндорфинов) в целом у человека.

Являетесь ли вы поклонником загадок, шахмат или судоку, увлекательных головоломок, таких как логические загадки, кроссворды, все это способствует развитию мышления и омолаживает мозг человека.

Таким образом, использование кроссвордов, судоку, логических головоломок, визуальных головоломок и тому подобное, может уменьшать разрушительное воздействие на умственные способности в процессе старения.

Видео: Загадка редкая марка

Улучшает ли решение головоломок познание в целом?

Тем не менее, исходя из опыта, ученые считают, что головоломки полезны для мозговой деятельности.

Подумайте над простой загадкой, такой как: «Что является вашим, но другие, используют это чаще, чем вы?»

Некоторых, загадка ставит в тупик, потому что ее нельзя «продумать» с помощью простой «логики». Решающий загадку, должен мыслить вне самого содержания головоломки и использовать знание языка, опыта и других «внешних умственных действий» для ее решения.

Ответ: «Ваше имя». Как только ответ понят, память фиксирует его, на гораздо длительное время, потому что ответ неожиданный.

Любопытная склонность к разгадыванию головоломок, не характерна ни для какой расы или любого периода истории.

Видео: Загадка ночное происшествие в доме.

Это, просто врожденное желание человека (познание нового), хотя оно всегда проявляет себя в разных формах, будь то: простой человек, египетский жрец, индийский факир, китайский философ, махатма из Тибета или европейский математик, не имеет большого значения.

Читайте также: