Нет бытие не зыбкая загадка набоков анализ

Обновлено: 04.11.2024

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена 30 апреля в 13:46

Алексей Пешков прожил в Самаре чуть больше года, город этот он особенно не любил, но встретил здесь Екатерину Павловну Волжину. Это его единственная официальная (венчанная) жена. Алексей Пешков переехал в Самару и огляделся в поисках новой настоящей любви. Тут он обратил внимание на дочь Марии Сергеевны Позерн. Зинаида Смирнова была замужем, у нее росли дети. Ответить взаимностью она не могла никак. Тогда Пешков взял себя в руки и переключился на Катерину. В декабре 1895 года в редакции «Самар

Савелий Сорин в 1902 году нарисовал портреты А. Горького и его жены Е Пешковой

Класс 24

добавлена 27 апреля в 20:52

Игорь Давидович Ойстрах 27 апреля – 90 лет со дня рождения 1931 г. Советский и российский скрипач, дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1989). Родился в Одессе в семье скрипача Давида Фёдоровича Ойстраха (1908—1974) и пианистки Тамары Ивановны Ротаревой. С раннего детства начал заниматься музыкой; в шесть лет уже играл на скрипке, а через два года на фортепиано. В 1949 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 1955 — Московскую консерваторию по классу ск

Класс 34

добавлена 24 июля 2020 в 09:00

ТАЙНОЕ ПОСЛАНИЕ АЗБУКИ Русская азбука — совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук — одна буква. В азбуке, и только в ней, есть содержание. Для начала вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и служит для запоминания последовательности цветов радуги. Это так называе

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по осо

Класс 750

добавлена 7 апреля 2020 в 13:36

ВЛАДИМИР НАБОКОВ Родине Воркующею теплотой шестая — чужая — наливается весна. Все ждет тебя душа моя простая, гадая у восточного окна. Позволь мне помнить холодок щемящий зеленоватых ландышей, когда твой светлый лес плывет, как сон шумящий, а воздух — как дрожащая вода. Позволь мне жить, искать Творца в творенье, звать изумленье рифмы и любви. Не укоряй в час трудного горенья, что вот я вспомнил ландыши твои. Как тень твоя, чужой апрель мне сладок. Взволнованно душа тебя зовет, текучий блес

Класс 77

добавлена 1 апреля 2020 в 09:36

Владимир Высоцкий. «Холера» Не покупают никакой еды - Все экономят вынужденно деньги: Холера косит стройные ряды,- Но люди вновь смыкаются в шеренги. Закрыт Кавказ, горит «Аэрофлот», И в Астрахани лихо жгут арбузы,- Но от станка рабочий не уйдет, И крепнут как всегда здоровья узы. Убытки терпит целая страна, Но вера есть, все зиждется на вере,- Объявлена народная война Одной несчастной, бедненькой холере. На трудовую вахту встал народ В честь битвы с новоявленною порчей,- Но пасаран, холера

Класс 719

добавлена 14 сентября 2015 в 16:24

Айседора Дункан - (жена Сергея Есенина) трагически погибла в Ницце 14 СЕНТЯБРЯ 1927 года , удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Трагическая гибель Айседоры в сентябре 1927 года овеяна легендами. Она любила носить длинные прозрачные шали, которые обматывала вокруг шеи. Однажды, когда она собиралась сесть в машину, конец шали попал под колесо и, запутавшись в спицах, сдавил горло Дункан. Крепкая ткань переломила позвоночник и разорв

Класс 1 272

добавлена 14 сентября 2015 в 02:18

Национальное достояние: наличники

Класс 806

добавлена 13 сентября 2015 в 10:05

Если б гармошка умела Чем отличается баян от гармони и от аккордеона Баян, аккордеон и гармонь – это три инструмента, которые, хотя и отличаются друг от друга, все же имеют общие корни. Именно поэтому их часто путают, на взгляд непрофессионала инструменты чрезвычайно схожи Гармонь Любые виды ручных гармоник, которые не относятся к аккордеонам или баянам, называют гармонью. Гармони бывают удивительно разнообразны. Устроен инструмент следующим образом: имеются правый и левый полукорпуса, на каж

Класс 425

добавлена 15 июля 2015 в 17:30

Орден Святого Александра Невского

Императорский О́рден Святого Благоверного Князя Алекса́ндра Не́вского (орден Святого Александра Невского) — государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 года. Учреждён Екатериной I и стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины. Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круг

Класс 326

добавлена 16 июня 2015 в 06:08

ПАМЯТИ ЖАННЫ ФРИСКЕ ПОМНИМ , ЛЮБИМ , СКОРБИМ! Жанна Фриске умерла на 41-м году жизни после длительной болезни. Долгое время она сражалась с раком головного мозга. Информацию о смерти певицы подтвердил ее отец. Российская эстрадная певица, киноактриса Жанна Владимировна Фриске (настоящая фамилия Копылова) родилась 8 июля 1974 года в Москве.В 1991 году окончила среднюю школу № 406 московского района Перово.Во время учебы в школе активно участвовала в самодеятельности, занималась балетом, спорт

Следующая загадка

Стихотворения Набокова, особенно ранние, – своего рода нонсенс, в котором писатель приоткрывается глубже, полней и искреннее, чем в прозе, где он нередко выступает этаким суровым римским консулом, приверженцем минимализма и скупости в изображении чувств, но тем сильнее эмоциональный шок, когда открываешь в Набокове черты религиозного мыслителя.

Нижеприведенное стихотворение Набокова «Мать», по-моему, по затронутой религиозной проблематике превосходит таковую в романе «Мастер и Маргарита» и выдает в Набокове мировоззренческого ученика В.В. Розанова, который успел поставить немало острых для христианства дилемм:

Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив,
спускается толпа, виясь между олив,
подобно медленному змию;
и матери глядят, как под гору, в туман
увещевающий уводит Иоанн
седую страшную Марию.

Уложит спать ее и сам приляжет он,
и будет до утра подслушивать сквозь сон
ее рыданье и томленье.
Что, если у нее остался бы Христос
и плотничал, и пел? Что, если этих слез
не стоит наше искупленье?

Воскреснет Божий Сын, сияньем окружен;
у гроба, в третий день, виденье встретит жен,
вотще купивших ароматы;
светящуюся плоть ощупает Фома;
от веянья чудес земля сойдет с ума,
и будут многие распяты.

Мария, что тебе до бреда рыбарей!
Неосязаемо над горестью твоей
дни проплывают, и ни в третий,
ни в сотый, никогда не вспрянет он на зов,
твой смуглый первенец, лепивший воробьев
на солнцепеке в Назарете.

У В.В. Розанова в «Апокалипсисе наших дней» читаем: «Иисус Христос уж никак не научил нас мирозданию; но и сверх этого и главным образом «дела плоти» он объявил грешными, а «дела духа» праведными. Я же думаю, что «дела плоти» суть главное, а «дела духа» - так, одни разговоры». Набоков в вышеприведенном стихотворении говорит приблизительно о том же, но в другой эстетике, в сущности, поднимая мысль Розанова на новую высоту.

Речь идет о центральной нравственной дилемме христианства, из-за которой в человеческой природе возникает бунт против христианства, против устоев морали им проповедуемых. Ключевой вопрос таков: что перетягивает: «Вселенская любовь» Иисуса или «Вселенская печаль» Марии, не девы, но матери, которой слишком тяжело было такое искупление? Для истинного христианина первое не противоречит второму, но человеку органично присуща и другая точка зрения, исходящая не от Духа, но от Рода и, стало быть, снижая «штиль», - от «плоти», как выражается Розанов. Попробуй объяснить матери, оплакивающей сына, что смерть его была угодна Богу!

«Вселенская любовь» Иисуса и «Вселенская печаль» его матери Марии - это две соразмерные стихии, неразрывно связанные. Булгаков к этой теме не подошел, потому что образ Богоматери ему чужд, он заострился на мнимой трагедии третьестепенного для Евангелия персонажа – посредственного римского чиновника, внешне достаточно чистоплотного (мыл руки), но конформистски настроенного (шел на поводу обстоятельств). Снобические реверансы перед титулом «пятого прокуратора Иудеи, всадника Понтия Пилата» (многократно и назойливо повторяется этот эвфемизм в романе) затмевают у Михаила Александровича более важные коллизии, превращая весь его главный роман в очередную версию «Собачьего сердца» - единственного по-настоящему удачного произведения Булгакова. Профессор Преображенский становится Мастером (который окончательно проиграл жизнь шариковым от литературы), Борменталь – становится Воландом и делает убийственные операции на шее, шариковы-Босые размножаются необычайно, а Швондеры в кожанках орудуют в милицейском спецназе. Квартира профессора Преображенского – тоже словно проклятая. Проблематика «Мастера и Маргариты» переходит на иной уровень, иной круг ада, но суть не меняется. Тема Булгакова находится в иной плоскости, но о ней стоило упомянуть, потому что коллизия Булгкова набоковскому творчеству далеко не чужда, но это потребует отдельной статьи.

Мне кажется, именно розановщина в Набокове отталкивала его оппонентов (например, Георгия Иванова), объявлялась пошлостью, иногда, впрочем, справедливо, но не в этом конкретном случае. Но, по моему мнению, стихотворение «Мать» затянуто: высказав мысль о том, что «этих слез не стоит наше искупленье», надо было остановиться, а не блистать далее познаниями в апокрифах, что ослабляет основную тему. А вот следующее стихотворение, по-моему, пошлость и розановщина в чистом, беспримесном виде и, что хуже всего, выражает метафизику Набокова, которую он пронес по жизни:

Нет, бытие не зыбкая загадка!
Подлунный дол и ясен и росист.
Мы гусеницы ангелов; и сладко
въедаться с краю в нежный лист.

Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни,
И чем жадней твой ход зеленый был,
Тем бархатистей и великолепней
Хвосты освобожденных крыл.

Пошлость – не в самой метафоре ("мы – гусеницы ангелов"), а в том животном образе жизни, который под нее подстраивается. В этом стихотворении – ключ к увлечению Набокова бабочками, энтомологией, а также - к его предсмертным словам: «Бабочки начинают полет». Красивая на первый взгляд метафора про гусениц ангелов восходит к словам П. Флоренского, сказанным в частом разговоре и переданным в «Апокалипсисе наших дней» (лучшей книжке Розанова): «Бабочка – энтелехия души».

И все же Набоков носил в себе и кое-что другое, без чего его творчество было бы эстетически несостоятельным. Ему, а вовсе не акмеисту Г. Иванову, принадлежит, по-моему, лучшая эпитафия «Памяти Гумилева»

Гордо и ясно ты умер, умер, как муза учила.
Ныне в тиши Елисейской, с тобой говорит о летящем
медном Петре и о диких ветрах африканских – Пушкин.

Следующая загадка

Проснувшись, я увидела стоящего возле моей кровати деда. Высокий, крепкого телосложения, он возвышался надо мной седой громадой. Голубые глаза старика светились добротой. Он был похож на лесного отшельника, живущего в гармонии с природой. Его тело было наполнено силой и здоровьем.

Я удивленно смотрела на него, пытаясь понять, чем скромная особа вроде меня могла привлечь внимание этого удивительного человека? И тут я увидела, что «натворил» в моей комнате лесной кудесник. Стены комнаты облепили бабочки. Красные павлиноглазки в большом количестве разместились на шторах, выгодно дополняя рисунок на ткани.

- Что они здесь делают? - изумленно спросила я.
- Они тебя лечат, - спокойно ответил он.
- Меня? - удивилась я еще больше, в особенности потому, что в общем-то, считала себя здоровой. - Но они же такие маленькие и хрупкие. А сколько они будут здесь находиться?
- Столько, сколько нужно.

Одна бабочка подлетела прямо к моему лицу и замерла у меня перед глазами, развернув крылья. Она, словно голограмма, зависла в воздухе неподвижно, чтобы я могла разглядеть все в мельчайших деталях. Это была странная бабочка, с ней явно произошла какая-то трансформация. Она была крупнее остальных, а вместо обычного тельца бабочки, между крыльев располагалась крохотная фигурка человека в белом одеянии до пят. Маленький ангел с вьющимися золотыми волосами заговорил со мной. Я слушала его речь, как урок, стараясь ничего не упустить.

- Эволюция сознания человека напоминает волшебную цепочку превращения гусеницы в бабочку. Находясь на стадии гусеницы ее задача предельно проста, - обеспечить свое существование пропитанием, иначе говоря, стать пожирнее. И выполнять свою работу как можно безупречнее, чтобы выжить.
Владея двухмерным пространством, гусеница не в состоянии постичь восприятие бабочки, способной летать. Мир бабочки для нее непостижим. В то время как бабочке, живущей в трехмерном пространстве доступно и понятно ограниченное восприятие гусеницы.

Вид гусеницы и её образ жизни мало привлекателен, в то время как неземной красоты бабочка, собирающая нектар, вызывает восхищение своей безупречностью. Тем не менее, это одно и тоже существо. Всему своё время. И глупо презирать гусеницу в её несовершенстве. Какой бы отвратительной она ни казалась - ей не миновать удивительного момента преображения в прекрасную небожительницу.

. Я стояла посреди комнаты в ослепительном многоцветье хоровода бабочек. Они кружились, закручивая спиралью пространство вокруг меня. Закручивался временной спиралью вихрь воспоминаний, начиная с детских переживаний. Очищая пространство, он уносил воронкой и растворял во вселенском океане любви и сострадания сердечную боль и глупость человеческого существа.

Следующая загадка

Напрашивается естественный вопрос: если земная жизнь — «страница», что же тогда такое «шедевр», из которого она вырвана?

Итак, книга, появляющаяся у Набокова накануне смерти героя, причастна каким-то образом к переходу в иной пласт бытия. По своим приметам переход этот напоминает смерть, но сама книга — всего лишь призма, через которую преломляется призрачный луч жизни и уже в новом измерении обретает истинную реальность. В одном из своих ранних метафизических стихотворений Набоков предвкушает такой призрачный момент, используя для этого энтомологическую метафору метаморфозы:

Нет, бытие — не зыбкая загадка! Подлунный дол и ясен, и росист. Мы — гусеницы ангелов; и сладко въедаться с краю в нежный лист. Рядись в шипы, ползи, сгибайся, крепни, и чем жадней твой ход зеленый был, тем бархатистей и великолепней хвосты освобожденных крыл. [14]

«…„борьба за существование“ ни при чем, так как подчас защитная уловка доведена до такой точки художественной изощренности, которая находится далеко за пределами того, что способен оценить мозг гипотетического врага — птицы, что ли, или ящерицы: обманывать, значит, некого, кроме разве начинающего натуралиста. Таким образом, мальчиком, я уже находил в природе то сложное и „бесполезное“, которого я позже искал в другом восхитительном обмане — в искусстве»

(«Другие берега» — IV, 205).

В понимании Набокова мимикрия — это дар творца твари, чтобы та, повторяя изысканные многоцветные узоры, прославляла сотворенный мир. [16]

И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья»

В «Приглашении на казнь» другая ночная бабочка со « зрячимикрыльями» (IV, 119), «каждое из коих было посередине украшено круглым, стального отлива, пятном в виде ока» (IV, 118), указывает Цинциннату накануне казни, как избежать смерти. Когда тюремщик Родион попытался «слепую летунью» сбить, бабочка внезапно исчезла: «…это было так, словно самый воздух поглотил ее. Один лишь Цинциннат видел, куда она села» (IV, 118).

В эссе «The Art of Literature and Commonsense» («Искусство литературы и здравый смысл», 1940) Набоков объясняет метафизическую суть преображения без помощи метафор: «Мысль, что жизнь человека является лишь первым выпуском серийной души (a first installment of the serial soul) и что личная тайна не утрачивается в процессе земного распада — это более чем домысел оптимиста, и даже более чем предмет религиозной веры, особенно, если помнить, что всего лишь здравый смысл исключает существование бессмертия». [17]

Зрячие крылья, «слюдяное оконце», «око» — это призмы, через которые просвечивает иной мир и через которые энтомолог-Наб- око-в в него заглядывает: «Мы — гусеницы ангелов». Провиденческие эти метафоры как бы предвкушают «освобождение духа из глазниц плоти и превращение наше в одно свободное сплошное око» (III, 277), как сказано в книге философа Делаланда в романе «Дар» или в стихотворении Набокова «Око» (1939):

Следующая загадка

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена 17 августа 2020 в 06:55

Моя молитва. Многие спрашивают меня -Верю ли я в Бога?Хожу ли я в церковь?Молюсь ли я и чту ли религиозные ритуалы? Люди зачастую не понимают ,что это совершенно не связанные друг с другом вопросы. Ведь,казалось бы,очень логично соблюдать ритуалы,если веришь в Бога. или же- ходить при этом в церковь. Я молюсь каждый день! Но мои молитвы во имя жизни,а не во имя красивых ритуалов! И когда я : -. еду в ветклинику и торчу там в очередях,чертыхаясь и опаздывая на работу,шепча хиленькому энте

Класс 29

добавлена 20 апреля 2019 в 10:33

Забери меня, Мама, домой из приюта, Я тебя очень жду эти долгие дни, Очень жду тебя, Мама, я каждое утро, Забери меня, Мама. Домой забери. Я тебе буду верной и ласковой дочкой, Я тебя буду, Мама, от всех охранять, Буду рядом с тобой самой темною ночью, Стану, Мама, тебя от всего защищать. Забери меня, Мама, домой из приюта. Я тебя очень жду, приезжай, забери, Подари мне, родная, любви и уюта. Я тебя долго жду у приютской двери. За другими приходят счастливые лица И они уезжают, в

Класс 50

добавлена 23 января 2019 в 09:29

- Что такое притравочные станции? - Контактная притравка - это когда дикое животное - лису, медведя, енота или волка - используют в качестве живой модели для воспитания агрессии охотничьих собак. Собаки просто рвут их на части - это самый настоящий ад, концлагерь. Об этом много, кстати, писали ещё в царское время: помещики развлекались, спуская собак целой сворой на привязанного медведя. У Лескова есть рассказ о том, как его дядя занимался притравкой - тренировал собак подобным образом у него н

если Вам тяжело все это видеть, то представляете, каково им пребывать в невыносимых для жизни условиях.. Как попадают дикие животные в неволю? У нас есть такие станции для обучения собак? - Официальные станции есть, например, в Мирном. Там года три назад выкупили медвежонка Сеню, которого держали на притравочной станции. Есть подобные и под Архангельском. Да и вообще, - там, где есть охотники, обычно есть и те, кто натаскивает собак на диких животных. Притравочные станции не разрешены, но и н

Класс 22

добавлена 28 октября 2017 в 14:25

Человечность. - что это? Сострадание? Милосердие?Желание понять? Это трудно смотреть. Каждый решает сам..

2:14:07

Класс 18

добавлена 1 июля 2017 в 09:02

Класс 55

добавлена 22 апреля 2017 в 18:35

Меховая индустрия беспрепятственно лезет во все виды рекламы и гламурные девицы с удовольствием красуются в роскошных мехах. Но как эти меха были получены, мало кто знает.

Пушные фермы обеспечивают свой доход посредством низких затрат. Стремление тратить меньше сказывается даже на способах убийства животных: используют крайне жестокие методы, цель которых – не повредить шкурку, невзирая на то, какие мучения это доставляет животным. Их убивают электрическим током, топят, травят или душат газом.

Класс 26

добавлена 10 июня 2016 в 12:36

Окружающим легко сказать: "Не принимай близко к сердцу". Откуда им знать, какова глубина твоего сердца? И где для него - близко. Э. Сафарли

Класс 59

добавлена вчера в 13:56

ИЗГОЙ СО СВЕТЛОЙ ДУШОЙ В соседний дом на первый этаж недели две тому переехали новые жильцы. У нас городок небольшой, двор закрытый и очень дружный. Тот редкий случай, когда все друг друга знают уже много лет. Поэтому приезд новых жильцов стал поводом для обсуждения. Все соседи точно знали, что переехала к нам семья с ребёнком, но самого киндера никто не видел. Утром на Рождество я собралась в гости к бабушке. Снега выпало очень много и его не убирал в праздники. Напротив подъезда, которы

Читайте также: