Народная загадка в стиле подскажи словечко
Обновлено: 25.12.2024
В конце у слов стрельба, ходьба
Писала Белла буквы «ба».
04.11. 2020г.
Ошибкою быть не согласный
Коварный безударный … (гласный).
И чтоб не вызвал он сомненья,
Поставь его под … (ударенье)!
Легко мы выходим наружу.
Мы шумные звуки, горластые.
Мы голосом людям служим,
Вот нас и назвали … (гласные).
Есть согласные без звука,
Один шум лишь дружит с ними,
И звучат они все глухо,
Называются … (глухими).
Есть согласные другие:
Говорятся в голос, громкие.
Посмотрите - ка, какие!
Голосящие и … (звонкие)!
Сигнал на урок – звонкий … (звонок).
Я упрямый, гордый кол,
Меня никто не любит.
Одна сестра меня всегда
Лелеет и голубит.
Но, к сожаленью, внешне с ней
Не схожи мы нисколько.
Длинней, острей я и худей,
Чем сестрёнка … (двойка).
Ничего я не учил
И сидел тихонько,
Чтоб учитель не спросил,
Не поставил … (двойку)
Красив рисунок наш:
Старался … (карандаш).
Строим шалаш,
точим … (карандаш).
Появился вдруг барашек:
Потрудился … (карандашик).
Ручка, чтобы писать.
Машина, чтобы играть.
Карандаш, чтобы … (рисовать).
В «Детский мир» не зря пришёл.
В школу нужно всё собрать,
Здесь я многое нашёл:
Форму, толстую тетрадь.
Покупаю без опаски.
Все предметы хороши:
Ручки, ластики и краски,
Дневники, … (карандаши).
28.12. 2017г.
Чернилам удалось пролиться,
И клякса скрыла полстраницы.
Из – за грязнули – озорницы
В дневник попала … (единица).
У него четыре стороны
И четыре прямых угла.
Причём стороны все равны.
Я проверил. Я их измерял.
Он совсем не важен на вид:
Кубу он только младший брат.
С каждой грани куба глядит
Улыбаясь, малыш - … (квадрат).
Часто своему братишке
На ночь я читаю … (книжки).
Я старый Дедушка Мороз,
Люблю я ребятишек.
На новый год я им принёс
В подарок много … (книжек).
На семёрку я похож,
Только мой острее нос.
Получил меня Егор.
Я отметка, зовусь … (кол).
По поляне ходит вол.
За незнанье ставят … (кол).
Сильно в стороны круг потянули.
Круг противился тяге, устал,
Отдохнуть сел на сломанном стуле
И, упав, превратился в … (овал).
Наша гордая семейка
Служит школе много лет.
В дневниках мы все – соседи,
Носим красный, чёрный цвет.
Из – за нас детей ругают.
Хвалят тоже их нередко.
Ставят всех нас и в тетрадях,
Ведь мы – школьные … (отметки).
Все небольшие вещи для школы
Держит школьник в коробке особой.
И этой коробке он имечко дал.
Её называют все люди … (пенал).
Глину нам напоминает,
Разных он цветов бывает,
Если греешь, даже тает,
Поморозишь - застывает.
Скульптором стать хочет Нина:
Лепит всё из … (пластилина)!
***
Лепит всё, что хочет, сын -
У него есть … (пластилин)!
Мы сегодня первый раз
Дверь открыли в первый … (класс).
И все сразу присмирели:
И стоим, прижав … (портфели).
Помни твёрдо, твой дневник -
Знаний отраженье.
И, конечно, видно в нём
Результаты лени:
Не учил – получишь кол,
Гадкого утёнка,
Ну, а сделал всё как надо,
Важную … (пятёрку).
Не звучат в словах никак
Мягкий знак и … (твёрдый знак).
***
Я не знаю почему,
Со зверями не дружу.
Не найдёшь меня средь них,
Ни средь малых, ни больших.
В зоопарк я не пойду,
Лучше сливы соберу.
Угощу друзей ребят –
Пусть ребята их съедят.
Скажут вежливо мне так:
Ну, спасибо, … (твёрдый знак).
***
С ним всегда другие буквы
Гордо рядышком стоят,
Не сливаются друг с другом,
И отдельно говорят.
Не поётся эта буква,
Не рифмуется никак,
Но бывает очень нужно
Вставить в слово … (твёрдый знак).
Научиться чтоб писать,
Я купил себе… (тетрадь).
Под кроватью калькулятор
Стала Олечка искать.
А нашла там всю в помарках,
Вместе с двойками … (тетрадь)!
***
Саша сразу под кроватью
Стал учебник свой искать.
А нашёл там старый атлас
И пропавшую … (тетрадь).
Частушки
Все разные углы мои,
И их бывает только три,
И столько же сторон бывает.
Кто их считал, тот это знает.
Меня скорей ты назови.
Меня ведь знает каждый школьник.
Раз у меня углов лишь три,
То и зовусь я … (треугольник).
Он звонит, звонит, звонит,
Всем, кто в школе говорит:
«Прозвенел для вас звонок,
Значит, кончился . (урок)».
Я - зверёк, еду грызу,
Под землёй в норе живу.
В спячку я зимой впадаю,
Очень крепко засыпаю.
Я исчезну сразу, люди,
Если в слове С не будет.
Превращусь в учебный срок,
Наставление, . (урок).
11.12. 2017г. (Сурок - урок)
Рок мы сможем задавать,
Нужно "У" лишь подписать.
И тогда учитель в срок
На дом всем задаст . (урок).
29.09. 2018г.
Слово "рок" мы не узнали:
К нему букву приписали.
Получился школьный срок -
Сорок пять минут, . (урок).
29.09. 2018г.
Все использовал я сроки.
До утра учил уроки
И сегодня постарался,
На пятёрку «отчитался».
Видеть рад я свой дневник.
Я – прилежный … (ученик)!
***
Оценок в дневнике полно,
Хранит их все дневник.
И бережёт всегда его
Прилежный … (ученик).
У звонка язык железный,
Он не тратит вовсе слов,
Но однако непременно
В класс быстрее с перемены
На его несётся зов
Целый рой … (учеников).
Клюковка красная,
Шарик воздушный,
Солнышко ясное,
Мяч непослушный,
И золотая в небе луна,
И голубая планета Земля,
А также игрушка на ёлке - шар
Собой представляют фигуру … (шар).
Хоть все праздники учил я,
Но страшнее ЕГЭ нет!
У меня дрожат поджилки,
Боязно мне брать … (билет).
Сердцем вовсе я не каменный.
Я боюсь сдавать … (экзамены)!
Следующая загадка
Цель:развивать способность отгадывать загадки, мышление детей.
Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез.
В прошлый раз был педагогом,
Должен знать он очень много,
Потому что он. (артист)
Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури. (альбатрос)
Яростно река зовет и разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)
Он большой ка мяч футбольный,
Если спелый-все довольны,
Как приятен он на вкус,
И зовут его. (арбуз)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор. (Айболит)
Чтоб тебя я повез, мне нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит. (автомобиль)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все. (алфавит)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый. (барабан)
На ветке не птичка - зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка. Кто же это? (белка)
Она весну встречает-сережки надевает.
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице-в полоску.
Ты узнаешь. (березку)
"Спинка в веснушках. Ах, как неловко!"
И покраснела. (божья коровка)
Публикации по теме:Игры-загадки «Подскажи словечко» Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирования всех.
Картотека загадок для старшей группы 1. Профессии Что сказать о парне строгом? На работе Дружит с током. (Электрик) Она у прилавка стоит За весами, Чтоб взвесить вам всё,.
Картотека загадок «Лето» Загадка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.
Картотека загадок о космосе Любопытная ракета Облетела три планеты, Отдохнула и опять – Облетела целых пять. Познакомилась со всеми В нашей солнечной системе! Ты же.
Картотека загадок по математике ЗАГАДКИ • 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. (Ветряная мельница) • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а.
Картотека загадок по возрастам Мохнатенькая, Усатенькая, Молочко пьет, Песенки поет. (Кошка) Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки (Мышь) Кто.
Проект с родителями «Раз словечко, два словечко» в младшей группе Проект с родителями в младшей группе «Колокольчик» по теме «Раз словечко, два словечко». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей.
Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок Статья «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок» Автор: Назарова Мария Олеговна. ГБДОУ №36 Санкт-Петербург Описание:.
Картотека загадок «Полезные овощи» Тема : «Полезные овощи». Интеграция образовательных областей: «Познание»(формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Труд», «Чтение.
Следующая загадка
Людмила Алдошина
Авторские загадки — речевая игра «Подскажи словечко». Сочинила Алдошина Л. П.
Представляю вам рифмованные загадки с ответами. Хотя игра «Подскажи словечко»
речевая, она не только расширяет, закрепляет детский словарь, но и развивает память, внимание, мышление, фонематический слух, расширяет знания детей по различным темам окружающего мира. Есть загадки, которые дают подробную характеристику тем или иным предметам и явлениям, что способствует лучшему усвоению, запоминанию и закреплению знаний ребят.
Автор загадок - Алдошина Л. П.
Загадки о домашней технике
Кто скулит? Щенок.
Что звенит? … (Звонок).
Что делает щенок? Скулит.
Что делает звонок? … (Звенит.)
Прогоняет быстро тьму,
Светит ярко – ярко.
Захочу и включу:
Загорится … (лампа).
Я стираю, отжимаю,
Даже глажу и сушу,
Всех от грязи отмываю
И в красивых превращаю –
Человеку я служу.
Я всё делаю сама –
Узнаёте вы меня?
Я – … (стиральная машинка!
Прадед слушал граммофон.
У меня - … (магнитофон).
Любопытный свой нос
Везде засунет … (пылесос).
Где он носом проведёт,
Там порядок … (наведёт).
Откуда мелодичный звон?
Звенит мобильный … (телефон!
Если высохло бельё,
Буду гладить я его.
Все морщинки распрямлю,
Прачке в деле помогу.
Без моих нельзя услуг.
Я – электрический … (утюг).
Для рубашки и для брюк
Новый греется … (утюг).
Морозит … (холодильник).
Загадки о явлениях природы
Аквариум водой налит.
Он без окошек, но не мрачный.
Какой красивый дом у … (рыб!
Всё видно в нём, ведь он - … (прозрачный).
Наш аквариум большой
До краёв налит … (водой).
Вышли цапли на охоту,
Ходят гордо по … (болоту).
На море в тихую погоду
Больших не встретишь волн нигде.
Подует ветер на свободе,
Запляшут волны по … (воде).
По воде пролегла,
Будто фея немножко
Своих чар навела.
Это солнышко с неба
Отразилось в реке,
Это лучики света
Засверкали в … (воде).
Набежали тучи злые,
Хлынул дождь, как из ведра.
Капли падают большие,
В лужах пенится … (вода).
А когда спустился вечер,
Прилетел холодный … (ветер).
Ветер сбросил, пошумел
И, осыпав ими кочки,
Быстро – быстро … (улетел).
Все деревья крутит, вертит
Лёгкокрылый сильный … (ветер).
Очень рады дети,
Что настало лето.
Ярко солнце светит,
Жарко веет … (ветер).
Строитель строит дом.
В грозу грохочет … (гром).
Осень… осень… грустные деньки,
Льют без перерыва серые … (дожди).
Ветра нет. Тишина.
Грустный вечер кончается
И уходит с … (зарёй).
Петух – будильник во дворе
Всех будит рано на … (заре).
Привет он звонкий солнцу шлёт
И кукарекает незря.
Алеет краем небосвод:
Его благодарит … (заря).
«Петух – будильник»
Солнечным утром заря улыбается,
Чётко на небе горит краснота.
День начинается, жизнь просыпается,
Быстро синеют вверху … (небеса).
Дождь в окно моё стучится,
Ввысь вонзаются тополя.
Дождь спешит с землёй проститься,
Напоив до отвала … (поля).
И качается лихо
У деревьев листва,
Но по – прежнему тихо
Стоят … (небеса).
Совы селятся в лесах.
Звёзды светят в … (небесах).
На диване подушка,
А на дне реки … (ракушка).
Кони бегут, реки … (текут).
Дождь закончится, пройдёт,
Тучка дальше … (поплывёт).
В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.
Семицветка … (радуга).
То сильней, то тише.
Дождь стучит по крыше И висят одиноко
И пузырится зло
От дождинок … (река).
Гномик рано просыпался,
Бегал по траве босой,
С наслажденьем умывался
Чистой утренней … (росой).
В лугах – туманы и стога.
В лесах на травах лежит … (роса).
Звёзды холодно мерцают,
И тоскливо на душе.
Ночка нежно подпевает
Моей грусти в … (тишине).
Загадки о транспорте
У машины шины из резины
И она питается … (бензином).
Здесь людей полным – полно,
Словно снегу намело.
Все спешат и суетятся,
Ждут и смотрят на часы:
Чтобы вовремя уехать,
Нужно вовремя прийти.
Есть здесь касса, есть буфет.
Можно здесь поесть обед,
Посидеть и отдохнуть,
Чтоб потом помчаться в путь.
Так, куда же я попал?
Я приехал на … (вокзал).
Спят усталые трамваи
За воротами давно.
Рано утром открывает
Двери сонное … (депо).
Как таблицу умноженья
Знайте правила … (движенья!
Обошёл много стран
Наш отважный … (капитан).
Я на велике сижу,
На нём кататься я люблю.
Мой «конь» совсем не ест овса.
Вместо ног – два … (колеса).
Собрались мы за орехами,
На машине в лес … (поехали).
Парусник при ветре споро
Плывёт без вёсел и … (мотора).
Вот подъехал очень ловко
Мой троллейбус к … (остановке).
До Москвы ребят довёз
Настоящий … (паровоз).
В саду растут плоды,
По реке плывут … (плоты).
Со скоростью света
Летит … (ракета).
К планет затаённому свету
Летят корабли и … (ракеты).
Пашин папа – пилот.
Он водит … (самолёт).
Человек бежит, самолёт … (летит).
Вмиг превратился в помидор,
Начальник шофёра – большой … (светофор).
Я разгадываю ребус.
Водитель ведёт … (троллейбус).
Во дворе стоят машины –
«Джип», «Ока» и «Жигули».
Все они имеют … (шины)
И, конечно же, … (ключи).
До свиданья город! Страшно уезжать мне,
Расставаться больно, горестно до слёз,
Но бегут минуты, время на исходе,
И отходит скоро мой … (электровоз).
«До свиданья!»
Лишь займётся заря, мы поднимем … (якоря).
Публикации по теме:
Предметно развивающая речевая среда группы В своей группе, мы большое внимание уделяем речевому развитию ребёнка. Наши занятия по развитию речи призваны обогащать и всесторонне развивать.
В гостях у Чипполино. Занятие для детей с ЗПР. Цели и содержание:Овощи. Закреплять знания детей об овощах,уточнить и расширить представления о них. Закрепить понятие- овощи. Учить практической.
Следующая загадка
Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики. Загадка - наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности и развития речи. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.
Загадка помогает детям осваивать лексико-грамматические закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек) С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые
обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит - интересным
В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки, их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки:
Куда бежит - сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога,
Что это? (Дорога)
При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто с
помощью актуализации слова-рифмы:
По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит. (крокодил).
Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей с ОНР чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувство юмора, обогащают и актуализируют лексикон.
В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.
Игры-загадки «Подскажи словечко» нами используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников с ОНР нарушений слоговой структуры слов, развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.
Расскажем об отдельных видах работы.
При изучении лексических тем «Профессии» или «Хлеб. Растения поля» рассматривается картина «Уборка урожая». Знакомим детей с лексическим значением слова агроном (специалистом по сельскому хозяйству, который выращивает урожай, с особенностями его профессиональной деятельности. В ходе занятия детям предлагается дополнить четверостишие недостающим словом:
Детский сад одноэтажный
Грач по нивам ходит важно,
Словно сельский. (агроном).
После ответа каждый ребенок закрепляет в произношении слово агроном. Логопед спрашивает, почему птицу сравнивают с человеком? Проводится соответствующая беседа. Далее по картинкам со словом агроном составляются предложения.
Загадки «Подскажи словечко» можно использовать не только для обогащения речи детей новыми словами, но и для знакомства с их многозначностью. Это приучает ребенка находить оттенки лексического значения слов:
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
А называются. (иголки).
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы приделе.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно. (шишек).
Вместе с детьми приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах,
давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать.
Эти загадки можно использовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение. В словаре дошкольника с ОНР часто смешиваются слова, обозначающие родовые (грибы, цветы, рыбы, посуда) и видовые понятия (подосиновик, роза, сом, чашка). Он не устанавливает между ними соответствующие ассоциативные связи. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и отдельные грамматические понятия, но и целый ряд мыслительных операций, по-могающих систематизировать словарный материал.Например:
У бабушки на грядке выросли загадки.
Здесь весною было пусто.
Летом выросла. (капуста).
Собираем мы в лукошко
Очень крупную. (картошку).
От дождя земля намокла –
Вылезай, толстушка. (свекла).
Из земли - за чуб плутовку!
Тянем сочную. (морковку).
Надо поклониться низко,
Чтобы вытащить. (редиску).
Помогает деду внук –
Собирает с грядок. (лук).
Просит дедушка Федюшку: -
Собери еще. (петрушку).
Вот зеленый толстячок –
Крупный, гладкий. (кабачок)
Темно-синий. (баклажан).
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
Далее детям задается вопрос: «Как назвать все отгадки одним словом?» (Овощи). Логические упражнения проводятся с использованием разнообразных дидактических игр и пособий.
Загадки о птицах помогают овладеть навыками группировки: отгадав загадки, дети сначала называют зимующих птиц, а потом - перелетных,например:
• ворона («На осине в гуще кроны вьет гнездо свое.»);
• скворец («На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его.»);
• дрозд («Он один из певчих звезд, а короче - певчий.»);
• синица («Я маленькая птичка, зовут меня.»);
• сорока («Верещунья, белобока, а зовут ее.»).
Упражнение «Кто лишний и почему?»
Дети отгадывают, например,две-три загадки о домашних животных и одну загадку о диком животном:
• овца («Шубу теплую в колечках носит тихая.»);
• корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко дает.»);
• кот («Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, - страшный зверь, домашний.»);
• заяц («Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал.»).
Задается вопросы: «Вспомните и назовите всех животных. Кто из них лишний? Почему?»Дети отвечают: «Заяц, потому что овца, корова и кот - домашние животные, а заяц - дикое животное».
Особый интерес вызывает у детей прием сравнения загадок об одном и том же предмете (например, о петухе).
1. Он свой род обороняет
И цыпляток охраняет.
Курам муж он и пастух,
А зовут его. (петух).
2. Догадались, кто у Жоры?
Пестрый хвост! Сверкают
Ну, конечно,. (петушок).
3. Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?. (Петушок).
4. Звонко время отмечает,
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спит на жердочке. (петух).
Тексты загадок рекомендуется сравнивать попарно.Дети отвечают на вопросы: «Чем похожи эти две загадки? Чем они различаются?»
Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют их сходство и различие. Обе загадки об одной и той же домашней птице, поэтому они похожи. Загадки различаются тем, что в одной говорится о петухе как о муже курицы (значит, как о папе цыплят, как о защитнике своей семьи, а в другой описывается красивый внешний вид петуха.
Во второй паре говорится о том, что петух просыпается раньше всех и первым встречает рассвет. В первой загадке мы слышим о гребешке на голове – главном признаке внешнего вида петуха, а во второй - о том, что спать он ложится рано, как только садится солнце.
Сравнение загадок о разных предметах проходит следующим образом.
Например,предлагаем детям загадку о ели:
Их на праздник принесли,
На веточках иголки.
Что же это?. (Елки)
Спрашиваем, какие еще хвойные деревья они знают.Загадываем следующую загадку:
Хоть колюча, но не ёлка,
Подлинней её иголки,
А кора тонка, красна!
Та красавица -. (сосна)
Сравниваем ель и сосну. Можно рассмотреть не только картинки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.
Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, автобус и трамвай и т. д.).
Особую роль играют загадки «Подскажи словечко» в работе над развитием связной монологической речи, например, при составлении словосочетаний. Так, отгадав загадку о пиле и о лопате,дети отвечают на вопросы: Что делают пилой? - Пилят, Что делают лопатой? - Убирают снег, копают.
Доски сосновые пахнут смолой.
Весело, жарко работать … (пилой).
Я расчищу снег, ребята,
Только мне нужна. (лопата).
Такая работа активизирует глагольный словарь и навык употребления в речи имен существительных в творительном падеже (Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают).
Загадки о животных используются для составления словосочетаний: «Кто как голос подает?».
• Собака (У меня ученый пес - Круглой пуговкою нос. Если в чем-то я не прав,Громко лает он:. («Гав-гав!»).
• Корова (Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему,А она в хлеву:. («Му-му!»).
• Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник,Распугал соседских кур И мурлыкает:. («Мур-мур!»).
• Пчела (Только вишня расцвела - Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу,
Ищет мед она:. («Жу-жу!»).
Дети с ОНР усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает, корова мычит, кошка мурлыкает, пчела жужжит).
Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвоением «слов-неприятелей» (антонимов):
Эта избушка - маленькая,
Эта изба. (большая).
Эта кадушка полная,
Эта кадушка. (пустая).
Эта ограда низкая,
Эта ограда. (высокая).
Эта рощица близкая,
Эта роща. (далекая).
Эта тропинка узкая,
Эта тропа. (широкая).
Эта речушка мелкая,
Эта река. (глубокая).
Эта гора крутая,
Эта гора. (пологая).
Эта вот ветка длинная,
Эта ветка. (короткая).
Эта дорога прямая,
Эта дорожка. (кривая).
Эта ножовка острая,
Эта пила. (тупая).
Уточняется лексическое значение новых словоформ, формируются навыки словообразованияс помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением: река-речушка, роща-рощица, тропа-тропинка, дорога-дорожка.
Усвоение предложно-падежных форм также проводится при введении в речь дошкольников соответствующих предлогов:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем слово «кот» склонять.
У норы добыча ждет
Мышь осталась без хвоста,
А теперь и за версту
Не приблизится к.
Крыса старая, и та,
Убежит скорей под дом,
Чтоб не встретиться с.
Там дрожит и в темноте
Эта загадка используется при изучении лексической темы «Домашние животные», а также при составлении и анализе предложно-падежных конструкций.
В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами, на практическом уровне усвоить основные способы словообразования и языкового анализ слов.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые. (снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью. (снеговою).
На проселки, на лужок
Всё снижается. (снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью. .(снежной).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее. (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки).
Снежный ком - на снежный ком,
Всё украсили. (снежком,
Словно в белый пуховик
Мы одели. (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка. (снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой. .(снегири)..
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег).
После отгадывания загадок детям предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия.Например: Какой снег? - Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? - Блестит, сверкает, белеет, искрится, падает, сыплется, лежит, идет. Такие упражнения дают возможность детям овладеть изобразительными сред-ствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине.
При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом.Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки
выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней - прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например,читается загадка:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?. (Карандаш).
Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспроизводится с помощью хлопков.Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему: _ _ _.
Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук - красным, твердый согласный - синим, мягкий согласный - зеленым).
Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов.Задания разнообразны:
- различение слов,близких по звуковому составу:
Сел в машину верный пёс,
У него в чернилах. (лапа, шея, нос);
- подбор в рифму словс определенным звуком:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле. (ушки). (Предлагаются слова: ушки - лягушки - катушки - хрюшки - хлопушки - кукушки.)
- поиск слов,отличающихся одним звуком:
Сладко спит в берлоге.
На столе с салатом.
- самостоятельное придумывание рифмы:
В этой молодице прячутся девицы:
Каждая сестрица для меньшей - темница.
Красные щечки, пестрые платочки,
Хлопают в ладошки веселые. (матрешки). (Предлагаются слова: матрешки - кошки - ложки - мошки -ладошки - картошка - поварешка.)
- анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?
В лесу бежит от волка.
Парит над океаном.
- анализ слов,начинающихся с разных звуков:
Лиза пробовала. СУП,
Заболел у Лизы. ЗУБ;
- синтез звука и слова (упражнение «Превращалки»):
Если слово к букве «У» присоединяется,
Слово новое, другое сразу получается.
Буква «У» отметку КОЛ Переделает в. УКОЛ.
А когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У». УДАЧУ,
И теперь посёлок ДАЧНЫЙ
- анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки»):
Увидал я в клетке рысь,
Ей, как кошке,крикнул: «БрОсь!»
На столе - большая пышка,
В норку тащит ее мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из трубы струится дОм.
Такие игры-загадки сосредотачивают внимание детей на восприятии стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.
1. Борисов В. и др. Загадки с рифмами. М. : Карапуз, 2001.
2. Гугляр Н. М., Полыгалова Н. В. Стихи-загадки для детей. М. : Патриот, 1992.
3. Гудимов В. П. Подскажи словечко. М. : Сфера, 2002.
4. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. М. : Просвещение, 1987.
5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы, слова.СПб: Дельта, 1998.
6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М. : Просвещение, 1990.
7. Серова Е. Подскажи словечко. Л. : Художник, 1981.
8. Степанов В. Учебник для малышей. М. : Фламинго, 2002.
9. Шибаев А. Стихи играют в прятки. Л. : Детская литература, 1975.
Публикации по теме:«Буковка за буковкой, словечко за словечком, вот и получилось стихотворенье» (творчество наших детей) Несколько лет назад мне на глаза попался конспект "Творческое рассказывание на тему "Сочиняем стихи", цель: развивать интерес к поэтическому.
Презентация дидактической игры по социально-коммуникативному развитию «Загадки про школу» (старший дошкольный возраст) ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.
Конспект внеклассного мероприятия по воспитанию дружелюбного отношения к товарищам по группе «Острое словечко ранит сердечко» Цель: - познакомить детей с историей слова «этикет»; - дать представление о культуре ведения разговора; - развивать речь детей, обогащая.
Конспект занятия для подготовительной группы «Долганские игры и загадки» Конспект занятия для подготовительной группы на тем: «Долганские игры и загадки». Цель: • Продолжать знакомить детей с образом жизни и.
Проект по речевому развитию «Раз словечко, два словечко» во второй младшей группе Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с Гыршелун. Проект. «Раз словечко, два словечко».
Проект с родителями «Раз словечко, два словечко» в младшей группе Проект с родителями в младшей группе «Колокольчик» по теме «Раз словечко, два словечко». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей.
Сценарий развлечения к юбилею С. Я. Маршака «Доскажи словечко» Сценарий развлечения к юбилею С. Я. Маршака Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить одного замечательного.
Игры, загадки, физминутки для занятий в рамках недели «Зимующие птицы. Птицы нашего города» Тема недели: Зимующие птицы. Птицы нашего города. Цель: Формирование знаний о зимующих птицах, живущих в нашем городе. Задачи: Развитие.
Загадки, стихи и игры о зиме Для детей и малышей: загадки про зиму Зима автор: Олег Карелин В лесах - охапки белых роз, На ветках елей - мёрзлый иней, На речке - лёд.
Следующая загадка
От дождей у всех усталость.
Плачут серые дома.
И мечтают, чтоб примчалась,
Белоснежная … (зима).
25.12. 2017г.
Собирали мокрый снег
Для построек и утех
И сумели из комков
Вылепить … (снеговиков).
25.12. 2017г.
Мели двое суток метели.
Снежинки, как хлопья летели.
Их дети слепили комками
И сделали … (снеговиками).
25.12. 2017г.
Гром гремит, снег … (летит).
Для скотины летом запасли корма.
Не будет голодной у тёлки … (зима).
Нет веселей для нас зимы:
На лыжах мчимся мы с … (горы).
Надели ёлочки наряд:
Под снегом белые стоят.
Мела всю ночь метель вчера,
Вот и одела все дома.
Скамейки, парки и людей
Покрыл снежок холодный,
Обрадовала всех детей
Насыпанная … (горка).
Этот белый, белый снег
За ночь смог засыпать всех.
Если дальше так пойдёт,
Скоро встретим … (Новый год) .
Утирает Санька слёзы:
Больно щиплются … (морозы) .
Каждый очень – очень рад:
Всех засыпал … (снегопад).
Пушистые хлопья к нам с неба летят.
Холодный и белый идёт . (снегопад)
Хлопья белые летят,
Обсыпают всех подряд:
Ребятишек на горе
И прохожих во дворе.
Падает с небес на всех
Белый и пушистый … (снег) .
К русским зимам привык
Зимний гость - … (снеговик).
К снегу, холоду привык
Толстый, важный … (снеговик).
Мои санки быстро едут:
Я лечу, как на торпеде.
Вот окончился полёт:
Приземлился я в … (сугроб).
А когда декабрь пройдёт,
Все мы встретим … (Новый год).
Стоит красавица одна
В зелёном сарафане.
Покрыта дождиком она
И светится огнями.
Качаются шары на ней
И вкусные конфетки
Вокруг разлапистых ветвей
Танцуют наши детки.
Весёлый водят хоровод,
Хоть колются иголки.
И знают все, что Новый год
Не может быть без … (ёлки) .
На нашем зимнем карнавале
Мы сразу все его узнали.
Подарков детям целый воз
Привёз на праздник … (Дед Мороз).
Принимайте – ка, ребята,
Дед Мороза в хоровод.
Он румяный, бородатый
К вам пришёл на … (Новый год).
Всех в гости Дед Мороз позвал
На новогодний … (карнавал).
Всем приглашенья разослал:
«Сегодня в замке будет … (бал)»!
Вот настал новый год.
Он нам праздник принёс:
Всех ребят ёлка ждёт
И весёлый … (Дед Мороз).
Щиплет уши нам и нос
Шалунишка … (Дед Мороз).
На санях по лесу мчится.
Дед спешит в наш детский сад.
И поздравить он стремится
Всех: и взрослых, и ребят.
С ним лесные звери дружат,
Птицы – тоже с ним друзья.
Знают, дедушка всем нужен:
Новый год встречать пора.
Спит в заснеженной постели
И не мёрзнет он в мороз.
Слуги у него – метели,
Ведь он - … (дедушка Мороз!
В шубу красную одет,
С бородой седою,
К нам пришёл на праздник дед
С ёлочкой живою.
Со смешинкою глаза,
Красный нос картошкой.
Он приходит к нам всегда
В праздник Новогодний.
Это наш любимый дед,
Добрый и весёлый.
Хоть ему и много лет,
Он – неугомонный.
Пляшет, песни он поёт,
Хороводы водит,
Он приходит в Новый год,
Внученьку приводит.
Зажигает ёлку он,
С детками играет,
Всем подарки раздаёт,
Каждый его знает.
Покрывает реки льдом,
Снегом веточки берёз,
Засыпает всех снежком,
Ведь он - … (Дедушка Мороз).
Старый дед пришёл на ёлку,
Всем понравиться сумел,
Потому что потихоньку
Ёлку он в огни одел,
Хохолок покрыл звездою,
В бусы ветки нарядил,
Разноцветной мишурою
Он иголочки покрыл.
Ежегодно дед приходит,
Каждый раз под Новый год.
Внучку за руку приводит
И заводит хоровод.
Добродушный и нежадный
Он везёт подарков воз.
Его любит, знает каждый.
Это … (Дедушка Мороз)!
На окна полотно из грёз
Повесил дедушка … (Мороз).
На новогодней ёлке
Зелёные … (иголки),
Шишки смолистые,
Липкие, … (душистые),
А ещё игрушки:
Шарики, … (хлопушки),
Конфеты и флажки,
Цветные … (огоньки).
Она всех удивляет:
Наряд её пушистый,
И блёстками сверкает
Дождик … (золотистый).
На коньках мы мчимся быстро.
Мы – спортсмены, … (хоккеисты).
Двор на двор игра идёт,
И проигрывать нельзя!
Ребятня встаёт на … (лёд).
Захватила всех игра.
Все болеют за друзей.
Все кричат: «Ну, бей же, бей!
Шайбу, шайбу, мчись скорей! »
Быстрая игра – (хоккей)!
«Быстрая игра – хоккей! »
Эти круглые игрушки
Мы берём не для игры.
Мы для ёлки покупаем
Разноцветные … (шары).
09. О5. 2017г.
Читайте также: