На каждую загадку есть
Обновлено: 04.11.2024
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Следующая загадка
Загадка – это особенный вид устного народного творчества, замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Загадки выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Использование загадок помогает педагогам оживить занятия, сделать их более интересными, а значит, и усвоение материала – более глубоким и прочным. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку, способствуют развитию речи. Ценность загадки еще и в том, что она вызывает положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой. Эти особенности загадок определяют их богатые дидактические возможности. Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание воспитанников на каком-то изучаемом понятии, предмете, слове, букве, звуке. Последнее очень важно для развития у детей, особенно с речевыми проблемами, фонематического слуха. Поэтому загадки, подобранные с таким условием, что их отгадки начинаются на определенный звук, несомненно, помогут педагогам, воспитателям и логопедам при изучении данного звука на индивидуальных и фронтальных занятиях.
Мы со звуком «И» играем –
все загадки отгадаем!
Ниже предлагается подборка загадок, отгадки которых начинаются на звук «И».
- Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это верно был
Никакой не крокодил,
А индюшек верный друг.
- Гуляет Спесь, задирает нос,
Чуть взглянет и тут же хмуриться:
Никто рядом с нею быть не дорос –
Ни гусь, ни петух, ни курица…
Никто ей не нужен,
Никто ей не друг,
А имя той Спеси – надутый …
- Птица с яркой, желтой грудкой,
Черный верх, веселый вид,
Но рассердится – и жутко
Кошкой птица закричит.
- Ножки в речке купаются,
Ручки в воде плескаются,
Косы с плеч спускаются,
Сережки висят, качаются.
- Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
А серебром деревья уберет.
- Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
- Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
Вечно ходят друг за дружкой.
Будут ровными следы –
Их похвалят за труды.
И у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух сказать.
- Что нам следует назвать,
Чтоб его могли узнать
Те, кому нам нужно что – то
Показать или сказать?
А все им пользуются.
- Эта крошка с давних пор
В силах сжечь огромный бор
И спалить дома дотла,
Очень уж она опасна,
Хоть мала и так прекрасна.
- Теплый, длинный-длинный день.
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Что за месяц, подскажи-ка?
- Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?
Список использованной литературы:
- М. Карпенко, «Сборник загадок: пособие для учителя»,
-М.: Просвещение, 1988 г.
2. Г.П. Попова, В.И. Усачева, «Занимательное азбуковедение»,
- Волгоград: Учитель, 2007 г.
3. И.А. Мазнин, «500 стихов-загадок для детей»,
- М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
Следующая загадка
Цель: расширение кругозора детей, ознакомление их с окружающим миром и явлениями природы, развитие и обогащение речи, стимулирование процесса анализа, синтеза, сравнения.
совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию;
формировать выразительность речи;
развивать слуховое внимание и память, мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обогащение, классификацию;
формировать артистические способности;
воспитывать уважение к культурному наследию страны;
формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.
Оборудование: карточки с буквами, шкатулка с игрушками, таблички с названиями команд, призовые жетоны «мудрые совы», презентация к уроку из картинок.
Ход занятия.
Вводная часть
Логопед делит учащихся на две команды и дает название каждой команде, учащиеся рассаживаются по командам на стулья.
Основная часть.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку.
Гуляю по свету, жду ответа.
Найдешь ответ – меня и нет!
На экране ответ - загадка. Сегодня мы с вами проведем конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка». Знаете ли вы, что загадки появились еще в Древней Руси много столетий тому назад. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать, размышлять». Загадки помогали детям развивать ум, сообразительность воображение, память.
Всего в конкурсе 6 заданий. За каждый правильный ответ можно получить один или два призовых жетона - «мудрых сов». В конце конкурс яма подсчитаем, сколько «сов» заработала каждая команда.
Задание «Загадки - добавлялки»
На экране появляется надпись: «Загадки – добавлялки».
Логопед: Начинаем наш конкурс с разминки. Сначала для одной команды, потом для другой прозвучат загадки. Отгадки – это слова, подобранные в рифму. Если рифма будет подобрана правильно, на экране появиться картинка – отгадка. Итак, начинаем. А ну, ребята, не зевай, слова в рифму подбирай!
Загадки для первой команды:
Кто один имеет рог?
Отгадайте! … (Носорог.)
А зовут ее … (сорока.)
Разве можно было киске
Доверять стеречь … (сосиски.)
Я ключом открыть не мог
На дверях большой … (замок)
Чтоб добыть себе медок,
села пчелка на … (цветок).
Загадки для второй команды:
Утром смотрит нам в оконце
И лучом щекочет … (солнце)
В деревянный свой дворец
Прилетел весной … (скворец)
Они висят не для красы –
Считают время нам … (часы)
Получилась чтоб прическа,
Честно трудиться … (расческа)
Из скорлупки без пеленок
Вылез жёлтенький … (цыплёнок)
Логопед: Веселая компания, удвой свое внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты дружок не торопись,
На крючок не попадись!
Загадки для первой команды:
Днем деревни, города
Освещает нам … (не звезда, а солнце).
Кто пасет коров, овец,
Ну, конечно, … (не продавец, а пастух).
Загадки для второй команды:
По лужайке скачет прытко,
От лисы бежит … (не улитка, а заяц)
Мы отличные художницы,
В краски мы макаем …. (не ножницы, а кисточки)
Задание «Бабушкины загадки»
На экране появляется надпись: «Бабушкины загадки»
Логопед: Ребята, ваши бабушки и прабабушки тоже любили отгадывать загадки. Давайте мы попробуем отгадать старинные загадки.
Загадки для первой команды:
Всем чай пить велит.
На сковородку – ручейком,
Со сковородки – солнышком.
Загадки для второй команды:
Стоит толстуха – деревянное брюхо,
В доску спрячется бедняжка-
чуть видна его фуражка.
Задание «Школьные загадки»
На экране появляется надпись: «школьные загадки»
Логопед: Ребята, вы хорошо справились со старинными загадками, а теперь посмотрим, как вы умеете отгадывать современные.
Загадки для первой команды:
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Если ему работу дашь -
Зря трудился карандаш.
Жмутся в узеньком домишке
Только выпустишь на волю -
Где была пустота,
Там гладишь, - красота!
(Цветные карандаши)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Загадки для второй команды:
Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
(Географическая карта)
Свою косичку без опаски
она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Знает каждый грамотей.
Задание «Загадки на одну букву»
На экране появляется надпись: «Загадки на одну букву»
Логопед: Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команд. Нужно выбрать карточку с буквой (буква «В», «Л»). Команды должны отгадать по 6 загадок, все отгадки которых начинаются с одной буквы, которую выбрали представители команд.
Отгадки с буквой В
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает. (варежки)
Чик - чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
Не ботинки, не сапожки.
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Днём — домой. (Валенки)
Этот конь не ест овса.
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём.
Но умело правь рулём. (Велосипед)
Живёт он на кухне,
Он пол подметает
Своей бородой. (Веник)
Без разгона ввысь взлетает,
Отправляется в полёт
Отгадки с буквой Л.
Нельзя скушать. (Лампочка)
Из железа тучка,
А из тучки — ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)
Когда это бывает? (Летом)
Всех кур пересчитала
И с собою унесла. (Лиса)
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Строить горку, строить дом. (Лопата)
Логопед: Ребята, Вам предлагается отдохнуть, немного подвигаться и проявить смекалку и воображение. Вы должны будете изобразить с помощью своего тела любую букву. Чем больше показанных букв узнает команда соперников, тем лучше! Итак, сначала танцуем, а после волшебного заклинания превращаемся в букву: «Раз, два, три, повернись! В живую букву превратись!»
Задание «Загадки из шкатулки»
На экране появляется надпись: «Загадки из шкатулки»
Логопед: Следующее задание – необычное. Отгадки – в моей шкатулке. Чтобы отгадать, что в ней находиться, задавайте вопросы, на которые я буду отвечать только «Да» или «Нет». Вы можете спрашивать о форме, цвете, размере, назначении предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сундучок с загадками с летними отгадкамиЦель:Развивать у детей любознательность, сообразительность, внимание и логическое мышление.Учить отгадывать загадкиЗакрепить знания детей о внешнем виде насеком.
Компьютерная дидактическая игра "Угадай загадку и найди отгадку"Игра для детей средней группы. После проведения знакомств детей с домашними животными можно провести эту игру. В игре воспитатель читает загадку, дети должны правильно отгадать её. Если ребенок отгада.
Дидактический материал для проведения фонетических занятий.
Загадки с картинками-отгадками.
Расширение кругозора детей, ознакомление их с окружающим миром - транспортом, развитие и обогащение речи, стимулирование процесса анализа, синтеза, сравнения.
Тема : Рисование. «Возьми карточку -загадку и нарисуй отгадку»Программные задачи:Развивать у детей воображение и фантазию; учить соотносить данные формы овала, круга с частями знакомых пре.
Следующая загадка
В древности загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшему. Они не потеряли своей актуальности до сих пор.
Дети так любят загадки, потому, что они отражают их опыт познания действительности. Загадка – ожидание сюрприза, удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки.
Данное мероприятие предназначено для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учить запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы об окружающем мире.
Развивать зрительное и слуховое внимание; механическую память; мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Воспитывать уважение к культурному наследию страны; формировать выразительность речи; улучшать дикцию; с овершенствовать звуковую сторону речи; формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования; обогащать словарный запас по темам «Первоцветы», «Космос», «Дикие и домашние животные», «Перелетные птицы».
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, волшебный мешочек с буквами, коробка с игрушками диких и домашних животных, призовые жетоны «мудрые совы», домашние рисунки – иллюстрации детей к загадкам, грамоты.
Предварительная работа:
дети с родителями выполняют домашнее задание – делают иллюстрации к выбранной загадке; учат текст загадки наизусть.
Совместно с классным руководителем выбирают командира команды .
Вводная часть
Под веселую музыку дети рассаживаются по командам на стулья, стоящие друг против друга. На экране – название конкурса.
«На каждую загадку есть своя отгадка»
Основная часть
Сегодня мы проводим конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка».
Кто знает, что такое загадка?
Ответы обучающихся
Загадка - это всего лишь четверостишие или одно предложение, в котором заключен вопрос. Детям по такому коротенькому описанию необходимо угадать, о чем речь, или какова отгадка.
Загадки встречаются у всех народов. А появились они еще в Древней Руси, много столетий тому назад.
Например, в старинных русских народных сказках разные мудреные загадки приходилось разгадывать разным сказочным героям. (Василисе Премудрой, Ивану-Царевичу, Мальвина, Буратино и др.)
Догадались, о чем будет наш конкурс?
Ответы обучающихся о загадках.
Существует необычайное множество разных загадок. И сегодня мы с вами познакомимся с ними и попытаемся их разгадывать.
В нашем конкурсе участвуют две команды: «Лучики» и «Гномы». Оценивать задания конкурса будет уважаемое жюри. (Логопед представляет членов жюри).
Всего в конкурсе 7 заданий. За каждый правильный ответ можно получить один жетон – «мудрую сову».
В конце конкурса мы посчитаем, сколько «сов» заработала каждая из команд.
Задание «Загадки-добавлялки»
На экране появляется надпись: «Загадки-добавлялки».
Начинаем наш конкурс с разминки. Он состоит из двух частей.
Первая часть называется «Доскажи словечко». Отгадки – это слова, подобранные в рифму.
Загадки для команды «Лучики»
Кто один имеет рог?
Отгадайте. ( Носорог )
А зовут ее … ( сорока ).
Я ключом открыть не мог
На дверях большой … ( замок ).
Чтоб добыть себе медок,
Села пчелка на … ( цветок ).
Загадки для команды «Гномы»
Они висят не для красы –
Считают время нам … ( часы ).
Получилась, чтоб прическа,
Честно трудится … ( расческа ).
Из скорлупки без пеленок
Вылез желтенький … ( цыпленок ).
Мы цветы поставим сразу
В эту голубую … ( вазу ).
Веселая компания, удвой свое внимание.
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Логопед даёт инструкцию, о том, что далее отгадки будут не в рифму.
Загадки для команды «Лучики»
Кто пасет коров, овец
Ну, конечно, … ( не продавец, а пастух ).
По лужайке скачет прытко,
От лисы бежит … ( не улитка, а заяц ).
Загадки для команды «Гномы»
Попросила мама Юлю
Ей чайку налить … ( не в кастрюлю, а в чашку ).
Мы - отличные художницы,
В краски мы макаем … ( не ножницы, а кисточки ).
Жюри объявляет результаты первого задания.
Задание «Бабушкины загадки»
На экране появляется надпись: «Бабушкины загадки».
Ребята, ваши бабушки и прабабушки тоже любили отгадывать загадки. Давайте попробуем и мы отгадать старинные загадки. В этом задании можно воспользоваться подсказкой (на экране появляется картинка-подсказка). Тот, кто отгадает загадку, должен всем объяснить смысл слова.
Загадки для команды «Лучики»
Полно водицы. ( Колодец )
Всем чай пить велит. ( Самовар )
Загадки для команды «Гномы»
Стоит толстуха - деревянное брюхо,
Железный поясок. ( Бочка )
В доску спрячется бедняжка –
Чуть видна его фуражка. ( Гвоздь )
Жюри оценивает выполненное задание.
Задание «Школьные загадки»
На экране появляется надпись: «Школьные загадки»
Ребята, вы хорошо справились со старинными загадками, а теперь посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки на современную тематику. Я предлагаю вам отгадать загадки на тему «Школа».
Загадки для команды «Лучики»
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Жмутся в узеньком домишке
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
( Цветные карандаши )
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Загадки для команды «Гномы»
Я люблю прямоту,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. ( Линейка )
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. ( Кисточка )
На страничке букваря
Тридцать три богатыря.
Знает каждый грамотей. ( Буквы )
Жюри подводит итоги задания.
Задание «Алфавит загадок»
Для выполнения этого задания я приглашаю по одному участнику от команд. Мы поиграем в игру «Алфавит загадок».
Из волшебного мешочка нужно выбрать букву и отгадать ее (не вынимая руки из мешочка) (буквы «В», «Л»).
Команды должны отгадать загадки. Подсказка - Все отгадки начинаются на выбранную букву (В или Л), которую выбрали представители команд.
Загадки на букву В
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу, днем домой.
Загадки на букву Л
Рядом с дворником шагаю,
разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю,
Делать гору, строить дом.
Нагнут меня ребятки –
И дождь пойдет на грядки.
Жюри оценивает задание.
Динамическая пауза
Ребята, мы с вами хороши потрудились. Пришло время и отдохнуть. Все встаём, двигаемся, танцуем! (Звучит музыка «Фиксики»)
Задание «Загадки из шкатулки»
На экране появляется надпись: «Загадки из коробочки».
Следующее задание – необычное. Отгадки в моей коробке. Чтобы отгадать, что в ней находится, вам придется узнать предметы по моему описанию.
Загадки для команды «Лучики» (Подсказка – в коробочке домашние животные)
Верная, ласковая ….. (собака)
Быстрая, трудолюбивая (лошадь)
Кудрявый, серый (баран)
Рогатая, жующаяся (корова)
Загадки для команды «Гномы» (Подсказка – в коробочке дикие животные)
С одним рогом, огромный, толстый (носорог)
Полосатый, рыжий (тигр)
Трусливый, длинноухий (заяц)
С длинной шеей, пятнистое (жираф)
Жюри оценивает задание.
Задание «Загадки-ребусы»
Перед тем, как выполнить это задание, мы должны, вспомнить какой приближается праздник…. Его отмечают в начале апреля…
Правильно - это День Космонавтики.
Все ответы в этом задании, так или иначе, связанны с космосом.
Итак, мы поиграем в игру «Ребусы».
Капитанам раздаются конверты с заданиями (в каждом из конвертов находятся буквы, из которых необходимо собрать по одному слову. Слова, связаны с космосом).
Жюри оценивает задание.
Задание «Домашние задание»
На экране появляется надпись «Домашние задание»
Ребята, к сегодняшнему конкурсу вам предлагалось приготовить домашнее задание – выбрать и выучить любую загадку и нарисовать к ней отгадку.
Тема домашнего задания у каждой команды была своя: У команды «Лучики» - первоцветы, а у команды «Гномы» - перелетные птицы.
Участники команд, по очереди, загадывают соперникам загадки. Отгадки - иллюстрации, при этом, висят на доске). За каждый правильный ответ присуждается «мудрая сова».
Жюри оценивает задание.
Подведение итогов
Конкурс «На каждую загадку есть своя отгадка» завершился. С чем сегодня мы познакомились? (с разными загадками, ребусами).
Да, ребята, мы с вами узнали, что такое загадка, и какие они разные бывают.
А также, выяснили, что загадки можно загадывать самим, и попробовали загадывать их друг другу.
Читайте также: