Методика обучения детей отгадыванию загадок в доу
Обновлено: 05.11.2024
На первых порах загадка представляет собой краткое описание предмета. Дети учаться сравнивать и различать предметы ,определять их свойства.
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_otgadyvaniyu_zagadok.pptx | 173.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Следующая загадка
позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях, помогают проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяет образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.
оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Виды загадок:
Реальные- прямое описание характерных признаков без называния самого предмета (мягкие лапки, а в лапках цап - царапки)
Метафорические- сопоставление с другим предметом, чем – то близким загадываемому (сидит красная девица в темнице, а коса на улице)
Занятия с загадками как правило состоят из двух частей:
1) Рассматривание предметов с вычленением тех или иных признаков, которые отражены в загадке. Используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей.
2) Отгадывание загадок (загадывание). После отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.
Требования к применению загадок:
Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;
Загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы; Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);
Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»);Постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т. е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»);
Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;
Загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
У детей нужно формировать умения: • разлагать объект на части; • выделять отдельные существенные стороны объекта; • изучать каждую часть в отдельности как элемент единого целого; • соединять части объекта в целое.
Загадки для работы с детьми должны быть по содержанию, логике, форме занимательны, правдивы, грамотны, художественно полноценны.
Особенности отбора содержания загадок для детей разных возрастных групп: В младшем возрасте : загадки о тех предметах, которые многократно воспринимает, и которые оказывают на ребенка эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. Загадки, в которых названы характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
В среднем (5 лет): о животных, предметах быта, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Признаки предмета в загадках должны быть определены конкретно и ясно, четко выражены в словах прямыми значениями. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В старшем (6 - 7 лет) : о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудий труда; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге, народные, и литературные загадки; среди них могут быть и лаконичные и подробные. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должны быть обязательно назван существенный, предлагают загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов может быть дата кратко: названы 1 – 2 признака. Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений, на сравнении и сопоставлении предметов и вычислении сходных признаков, то есть загадки метафорические.
Обучение детей загадыванию загадок:
Составление загадок самими детьми. Как правило на первых порах их загадки представляют собой краткое описание предмета (без его названия).
На первых порах для всех детей требуется наглядность. Наиболее удачные формы занятий игровые: «Игра в магазин», «Почтальон». Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений, например: «Мое животное летит, как стрела, а любимая его еда – зеленая трава»(лошадь).
Усложнение достигается тем, что подбираются одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми деталями, формой, цветом и т. д. Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений, средств сравнений. Такое описание по сути приближается к загадке.
Следующая загадка
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. Обучение детей отгадыванию и придумыванию загадок | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Умение отгадывать загадки – путь развития логического мышления и
связной речи дошкольника
Введение
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Воплощая в работе с детьми принцип развивающего обучения, важно найти пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности.
Одним из средств всестороннего развития ребенка можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Чуковский К.И. подчеркивал, что именно в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, хорошо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы я начинаю с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т.д. Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений- миниатюр. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
С загадкой ребенок встречается еще в раннем детстве. Особенно привлекает детей своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены возьмёшь, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.
Крыластый, горластый- красные ласты.
Могут быть указаны последовательные действия предмета.
Скачет зверушка –не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку и комар и мушка.
Такое перечисление создает картину видимости предмета.
Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.
С ножками, но не хожу, со спинкой, но не лежу, садитесь вы – я не сижу.
Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.
Что за зверь: живет всех выше, не рычит, не кусается, ни на кого не бросается?
Загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме. Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
Принципы отбора загадок для дошкольников.
При отборе загадок для работы с детьми я, прежде всего, определяю доступность их содержания. Важно учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам доступны описательные загадки. Поэтому для младшего возраста я подбираю загадки, основанные на жизненном опыте детей.
( Что за обедом всего нужнее?)
Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.
(В огороде пусто, если нет )
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками.(Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки.)
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.
Для старших дошкольников я подбираю загадки с возможными несколькими правильными ответами. Такие загадки ценны тем, что в дискуссии развивается доказательная речь. (В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине.)
Загадка для старших детей может быть использована и как часть непосредственной образовательной деятельности и в совместной деятельности в режимных моментах.
(Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.)
Такие загадки находят свое продолжение в изобразительной деятельности детей. Я считаю, что в работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают. Главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления. Образовательные области познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация интегрируются при отгадывании загадок.
V. Особенности работы с загадками
Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон. Для этого я организую наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И, конечно, помимо фактических знаний детям необходимо знание языка, умение владеть им.
Работая над решением загадок, я выявила основные ошибки детей при их отгадывании:
Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. Младших дошкольников часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и внимание пропадает.
Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
При отгадывании загадки я учу детей:
-выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
-сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
-на основе соотнесенных признаков и выявленных связей делать вывод, т.е. отгадать загадку.
Порядок выполнения мыслительных операций при работе с загадкой поможет соблюдать следующий алгоритм мыслительных действий:
1.установить, в общем виде, что нужно искать;
2.установить, где нужно искать;
3.выявить все оставшиеся признаки;
4.выдвинуть предположение-отгадку;
5.объединить установленные признаки;
6.сделать итоговый вывод.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок я учу не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна.
Необходимо повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Я предлагаю ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. ( "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?)
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, читаю загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой, острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать.
Ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле", я показываю несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Я часто предлагаю разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают отгадку.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями я учу ребят применять прием перегруппировки признаков. Например, в загадке "Жидко, а не вода, бело, а не снег" спрашиваю: какой это предмет, назовите его качества:( жидкий, белый), а теперь скажите, чем этот предмет не может быть (снегом, водой)
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.
Для развития у детей навыков описательной речи я спрашиваю: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?"
Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Я часто использую такой приём - загадываю детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой на прогулку. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.
Конфуций говорил:«Что я слышу – я забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю ». Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал в разных видах. Это плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью я решаю проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, поднимаю эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми о каком -либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее. (Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать? Или: В белой шубке стоит дед, если дунешь – шапки нет!)
Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика - обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся.
Я считаю, что увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
К.Д. Ушинский в книге «Родное слово» отмечает: «Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она доставляет уму ребенка полезное упражнение».
Выводы.
Я считаю, что загадки повышают интерес, привлекают внимание к предмету точной рифмой, веселым настроением, живостью, игровым характером, развивают мысль, напрягают воображение.
Мысленно ребенок представляет, размышляет и доказывает правильность догадки строками загадки, т.е. развивается его речь.
Работа над разгадыванием загадок – средство всестороннего развития как интеллекта, так и речи детей дошкольного возраста.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЗАГАДКОЙ.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей.
Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.
Следующая загадка
Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.
Чтобы отгадать летние загадки, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать, найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц), о жизни, о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.), о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, люлька) и пр. Основа для отгадывания загадок – достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок должен учитываться опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще. Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняют отгадывание.
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход мыслей ребенка при отгадывании, торопят малыша, забывая о том, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден верный ответ как результат правильного процесса мышления. Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают смысл загадки, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая детей возможности думать и размышлять. Привыкая к готовым ответам, ребята теряют интерес к загадке.
Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому, прежде всего, не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке. В основе этой работы лежат наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и природе, т.к. они дают детям новые и новые знания, а сам процесс отгадывания загадки становится как бы итогом в накоплении знаний. Система наблюдений позволяет увидеть явление в разные периоды его развития, в изменении и составить об этом явлении более полное представление. Например, ребенок в течение нескольких суток по утрам наблюдает за небосводом, и тогда ему становится понятным смысл загадки «Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется». (Солнце, месяц).
Очень много загадок построено на знании таких качеств и свойств предметов, которые постигаются в процессе неоднократных действий с ними. Поэтому в разных видах деятельности ребенка: в игре, в труде, следует знакомить детей с названиями предметов и их частей, с материалами, из которых они сделаны, с формой предметов и др.
Важным источником знаний является художественная литература. Она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным. Необходимо приучить ребенка слышать художественное, поэтическое слово, вслушиваться в тексты народных сказок, песенок, замечать образные выражения, уместно использовать их в своей речи, понимать переносное значение слова.
Облегчает отгадывание и способ использования загадок, характер их преподнесения. Если ребенку предлагать загадки, посвященные разным темам, разным сферам труда человека, жизни природы и т.д., то он будет поставлен в трудное положение. Необходимо ограничивать круг предметов, факторов, подлежащих узнаванию, направлять мысль ребенка в определенную область знаний, подбирая загадки одной тематики.
Приемы отгадывания
Наряду с созданием условий. Облегчающих отгадывание, следует учить детей правильно решать логическую задачу. Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:
- Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. провести анализ.
- Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. провести синтез.
- На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
Чтобы обосновать приемы отгадывания, нужно знать причины ошибок детей при отгадывании загадок:
- Часто дети, торопясь с ответом, не дослушивают загадку до конца, не запоминают ее во всех подробностях. Их внимание останавливает какая-то одна деталь текста, один признак, обычно наиболее яркий, понятный. И отгадку они строят именно на этом единственном признаке, не принимая во внимание все остальные.
Услышав знакомое выражение, словосочетание, дети вспоминают связанную с ним отгадку и торопятся ее произнести, не вдумываясь в смысл новой загадки, не обращая внимания на то, что знакомое выражение употреблено в иной ситуации, в новых связях и отношениях.
- Дети выделяют несколько признаков загадываемого предмета (два-три), объединяют их, устанавливая между ними связь, но один очень важный для отгадки признак все же остается неучтенным и загадка неразгаданной.
Например, дети дают неверные ответы на загадку «Что вниз вершиной растет?» (Сосулька). Они отвечают: «Дерево, потому что растет и у него есть вершина». Два признака («растет», «вершина») выделены и объединены логической связью. Но не замечен третий признак: «вниз вершиной».
- Иногда дети сознательно опускают один из названных в загадке признаков, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его другим, своим, соответствующим кажущейся отгадке. При этом происходит подмена текста загадки, искажение его, «подгонка» его под ответ.
Например, загадку «Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет» (Грамота, письмо) ребенок отгадывает так: «Это подсолнух, потому что семя черное и круг такой желтый». Взрослый возражает: «Но ведь в загадке говорится про белое поле». «Ну, все равно – желтое, белое…», - говорит ребенок в ответ.
При отгадывании загадки нужно иметь в виду следующий порядок мыслительных операций:
- Установить в общем виде, что нужно искать.
- Установить, где нужно искать.
- Выявить все оставшиеся признаки.
- Выдвинуть предположение-отгадку (гипотезу).
- Объединить установленные признаки.
- Сделать итоговый вывод.
Например: загадка «Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел». Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Значит, это крылышки. Ребенок находит ответ: «Это бабочка».
Способы доказательства отгадки
Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки, и поэтому является завершающим этапом общего процесса отгадывания. Без доказательства процесс отгадывания неполон. Чтобы побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путем шел ребенок, отгадывая загадку: «как догадался», «почему так решил», «объясни, как ты думал». Такие вопросы заставляют ребенка рассуждать, объяснять, доказывать.
Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки, обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой. Процесс выявления связей, выстраивание их в систему и представляет собой само доказательство.
Последовательность установления связей между основаниями (признаками) и отгадкой называется способом доказательства. Способ доказательства – это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определенному выводу. Порядок связей должен быть найден самим отгадывающим. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательства.
Существуют два способа доказательства отгадок.
- Первый способ: доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки), после чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.
- Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т.е. рассуждением, а отгадка (вывод) – логическим итогом этого рассуждения. Это индуктивный способ.
Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической задачи. К первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом.
«Снег на полях,лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед, вьюга завывает (доводы).
Ко второму способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков, и нет прямого вопроса. Само построение загадки зовет к постепенному и последовательному накоплению доводов. В этом случае отгадывающий, рассуждая, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке. «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика. Зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик (вывод)».
Одну и ту же загадку можно доказать и тем и другим способом:
«За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая». Первый способ: «Это морковка: лиса рыжая и морковка рыжая как лиса. И у лисы, и у морковки есть хвостик, только у морковки он кудрявый, зеленый, а у лисы – рыжий, пушистый». Второй способ: «У морковки есть хвостик, и у лисы хвост, только у лисы оранжевый, а у морковки – зеленый. Морковка очень сладкая, гладенькая. Это загадка про морковку».
Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, т.к. приобретут навык логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.
Подписи к слайдам:
Методика обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок
Влияние на речь детей: позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях, помогают проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяет образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса . Виды загадок: Реальные - прямое описание характерных признаков без называния самого предмета( мягкие лапки, а в лапках цап - царапки) Метафорические - сопоставление с другим предметом, чем – то близким загадываемому ( сидит красная девица в темнице, а коса на улице)
Занятия с загадками как правило состоят из двух частей: 1) Рассматривание предметов с вычленением тех или иных признаков, которые отражены в загадке. Используются элементы загадки для описания , обозначения характерных особенностей. 2) Отгадывание загадок (загадывание). После отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.
Требования к применению загадок : Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками; Загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы; Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов ); Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку »);Постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»); Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания; Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок ; Загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме. У детей нужно формировать умения: · разлагать объект на части; · выделять отдельные существенные стороны объекта; · изучать каждую часть в отдельности как элемент единого целого; · соединять части объекта в целое. Загадки для работы с детьми должны быть по содержанию, логике, форме занимательны, правдивы, грамотны, художественно полноценны .
Особенности отбора содержания загадок для детей разных возрастных групп: В младшем возрасте : загадки о тех предметах, которые многократно воспринимает, и которые оказывают на ребенка эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. Загадки, в которых названы характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Особенности отбора содержания загадок для детей разных возрастных групп: В среднем (5 лет): о животных, предметах быта, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Признаки предмета в загадках должны быть определены конкретно и ясно, четко выражены в словах прямыми значениями. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
Особенности отбора содержания загадок для детей разных возрастных групп: В старшем (6 - 7 лет) : о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудий труда; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге, народные, и литературные загадки; среди них могут быть и лаконичные и подробные. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должны быть обязательно назван существенный, предлагают загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов может быть дата кратко: названы 1 – 2 признака. Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений, на сравнении и сопоставлении предметов и вычислении сходных признаков, то есть загадки метафорические.
Обучение детей загадыванию загадок Составление загадок самими детьми. Как правило на первых порах их загадки представляют собой краткое описание предмета (без его названия), ОСТАЛЬНЫЕ ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДАННОЕ. На первых порах для всех детей требуется наглядность. Наиболее удачные формы занятий игровые: «Игра в магазин», «Почтальон». Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений, например: «Мое животное летит, как стрела, а любимая его еда – зеленая трава»(лошадь). Усложнение достигается тем, что подбираются одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми деталями, формой, цветом и т.д. Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений, средств сравнений. Такое описание по сути приближается к загадке .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход занятияЗаставка спокойной ночи малыши на экране.Из-за ширмы появляются Хрюша и Степашка.Хрюша в шарфе, кашляет. Хрюша:- Ох, ну и ветер на улице. Я весь замёрз. Теперь точно заболею.Степашка:-Не во.
Технология обучения детей дошкольного возраста составлению загадок.Технология обучения детей дошкольного возраста составлению загадок.
Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ.
Презентация материала:"Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ".
Методическая разработка. Обучение детей отгадыванию и придумыванию загадокВведение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка.
Загадка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши ста.
Читайте также: