Метафоричность русской загадки урок в 5

Обновлено: 01.06.2024

Цели: организовать самостоятельное чтение; дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе; учить детей придумывать загадки.

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ придуманных детьми рассказов по пословицам.

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Загадки древнего мира

В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.

Загадки русских народных сказок

И в русских сказках нередко герой должен отгадать загадку. Отгадаешь – получишь свою невесту, не отгадаешь – погибнешь.

– Вспомните, в каких русских народных сказках герою приходится отгадывать загадки? («Варвара-краса…», «Кощей Бессмертный» и т. д.)

Загадки английских сказок

Напомню вам еще одну сказку. Английский писатель Дж.-Р. Толкиен в сказочной повести «Хоббит» рассказал об отважном маленьком герое Бильбо Бэггинсе, который заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. Вечно голодный Голлум был готов съесть неожиданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров – загадкам. Если проиграет Бильбо – Голлум его съест, а если Голлум не отгадает загадку – он должен показать Бильбо дорогу из пещеры.

Вот их загадки. Интересно, удалось бы вам выиграть в таком состязании?

На экране проецируются загадки.

Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Без замков, без засовов дом,

Слиток золота спрятан в нем.

И в руки не взять,

Царит надо всем,

Не пахнет ничем.

Встает во весь рост

На небе меж звезд.

На красных холмах

Тридцать белых коней

Друг другу навстречу

Ряды их сойдутся,

И смирными станут

Две ноги на трех ногах,

А безногая в зубах,

Вдруг четыре прибежали

И с безногой убежали.

(Человек, табуретка,
рыба, собака.)

Уничтожает все кругом:

Цветы, зверей, высокий дом.

Сжует железо, сталь сожрет

И скалы в порошок сотрет.

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.

– Загадки трудны, но все же попытаемся отгадать их с помощью подсказок: зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, трехногая табуретка.

– Что помогло нам отгадать загадки? На чем они строятся? (На том, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это было неожиданное, необыкновенное, замысловатое.)

2. Отгадывание загадок.

Попробуйте отгадать и такие загадки:

– Летом одет, зимой раздет. (Лес, дерево.)

– Я хожу, а он остается. (След.)

– Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (Шапка.)

– Днем обручем, ночью змеей. (Пояс.)

– Весь мир одевает, а сама нагишом. (Игла.)

– Только родился, а уже с усами. (Котенок.)

– Хожу на голове, хотя и на ногах.

Хожу я босиком, хотя и в сапогах.

– В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок,

Одна рука – и та на спине.

– Дом шумит, хозяева молчат,

Пришли воры, людей забрали,

А дом в окошки ушел.

(Река, рыба, рыбаки, сеть.)

– Мету, мету, не вымету,

Несу, несу, не вынесу,

Пора придет – сама уйдет.

– Чем больше от нее отбавляешь,

Тем она больше становится.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: придумать загадку, а отгадку нарисовать.

Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются.

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Жил на свете человек,

И гулял он целый век

По скрюченной… [дорожке]

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

Два коня у меня,

По воде они возят меня.

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.

Как «сделана» загадка.

- Ребята, называют ли в сказке сам предмет?

(\карточки-термины\ всем на парту)

-Мы сегодня должны запомнить, что в основу загадки могут быть положены различные языковые средства.

1.Метафора – неназванное сходство одного предмета или явления с другим.

2.Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевленные предметы.

3.Звуковой образ, звукоподражание – художественный прием, при котором создается ощущение реального мира за счет подбора звуков.

4.Прямое сравнение – определение предмета при помощи его сопоставления с другим.

6.Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию)

- А сейчас, ребята. Я буду загадывать загадки, а вы должны определить основную художественную особенность каждой загадки.

\используя карточки для всех учащихся на выбор\

1. Красненька, кругленька,

Листочки продолговатеньки \рябина\

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное".

презентация к урокам "ТЭК мира. Горнодобывающая промышленность мира"

Презентация содержит статистический материал, позволяющий продемонстрировать развитие топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей отрасли мира по регионам и странам мира, вырабатывать у учащи.


Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк.

В мире загадок

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Загадки". Презентация представляет собой игру (10 минут) с классом, учащимся загадываются самые разные загадки: рифмованные, логические, шарады. В ка.

ЦЕЛИ: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания пятиклассников о происхождении, природе и художественных особенностях загадок как малого жанра фольклора.2. Развивать умения отгадыв.


Методическая разработка внеклассного мероприятия интеллектуальной игры – викторины с использованием ИКТ технологий «В мире загадок К. И. Чуковского»

Мероприятие посвященное творчеству К. И. Чуковского.


конспект урока " В мире русской лексики" Урок- игра.

Следующая загадка


+5
баллов
всем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю.


Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры".

Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ

Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в.

Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.

Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС.


Урок литературы в 5 классе. Литература XIX века. Итоговый урок.

План-конспект урока литературы в 5 классе. Проверяет знание обучающимися текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;а также навыки вырази.

Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс

лекция с элементами беседы. анализ стих.

Урок литературы в 10 классе на тему "Домострой"на уроках литературы

Урок литературы в 10 классе по произведениям А.Н.Островского "Свои люди-сочтемся" и "Гроза" на тему " "Домострой" на уроках литературы".

Следующая загадка

Что такое загадка? Загадка — выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь сходство.

Отгадайте? На красных холмах Тридцать белых коней Друг другу навстречу Помчатся скорей. Ряды их сойдутся, Потом разойдутся. – И смирными станут До новых затей.

Отгадайте? Её не увидать, в руках не подержать, Не услышать ухом, не почуять нюхом. Царит над небесами, таится в каждой яме. Она была в начале и будет после всех. Любую жизнь кончает и убивает смех.

Отгадайте? Без замков, без засовов дом, Слиток золота спрятан в нём.

В чем особенность загадок? На красных холмах Тридцать белых коней Друг другу навстречу Помчатся скорей. Ряды их сойдутся, Потом разойдутся. – И смирными станут До новых затей. Её не увидать, в руках не подержать, Не услышать ухом, не почуять нюхом. Царит над небесами, таится в каждой яме. Она была в начале и будет после всех. Любую жизнь кончает и убивает смех.

Особенность построения загадок Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач. На вкус, как сахар сладок, А сам похож на мяч . Отмечены постоянные и наиболее заметные признаки предмета

Особенность построения загадок Летит, а не птица, Воет, а не зверь . (ветер) Под одной крышей четыре братца живут (стол) Злая, как волчица , Жжётся, как горчица ( Крапива) - Отрицательное сравнение; - метафора; - олицетворение

Особенность построения загадок Предмет не называется; Краткость; Стихотворная форма. Есть панцирь, но не черепаха, Живет на ветка, но не птаха (орех)

Учимся загадывать загадки. - Кто это? - На кого она похожа? - Что делает?

Учимся загадывать загадки. Что это? На что похожа? Чем отличается?

Учимся загадывать загадки Печь – сооружение из кирпича, в котором разводят огонь для отопления и приготовления пищи.

Учимся загадывать загадки 1. Понаблюдать за предметом; 2.Сравнить с другими предметами; 3 . Составить рассказ-вопрос; 4. Перевести в стихотворную форму.

Темы загадок Загадки о человеке Загадки про животных О технике О еде и продуктах питания Загадки о профессиях людей Загадки о транспорте Загадки об одежде Загадки о мебели Загадки о временах года

Тема урока: Как создаются загадки? Цель урока: познакомиться с жанром «загадка», изучить строение и правила составления загадок; с очинить свою загадку;

Оцените свое состояние на уроке: 1. Интересно – неинтересно 2. не волнуюсь – волнуюсь 3. не устал – устал 4. узнал что –то новое – ничего нового не узнал 5. старался – не старался.

Следующая загадка

Сочиняем загадку про снег Какой он? Можно слово «снег» заменить другим. Каким? Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю.

Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы. Домашняя работа

Предварительный просмотр:

учитель русского языка и

МБОУ «СОШ №1» г.Сафоново

Учебник : Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы – В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин . М.: Просвещение, 2015.

Название раздела, темы: «Фольклор»

Тема урока: «В мире загадок »

Цели урока: знать, что такое загадка, ее отличительные особенности; способы создания загадки.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация.

  • Психологический настрой детей на урок.
  • Звучит народная музыка.

- Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее? Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».

3. Актуализация знаний.

- Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы?

- Дайте определение слову «фольклор».

- С какими жанрами фольклора мы познакомились на прошлых уроках?

4. Постановка цели (целеполагание).

- Отгадайте: «Лежал, лежал, да и в реку побежал» (Снег)

- Как вы думаете, о каком жанре фольклора мы будем сегодня с вами говорить?

- Какие цели можно поставить на уроке?

- Какие основные задачи урока стоят перед нами?

5. Организация деятельности по восприятию нового материала.

- Что такое загадка?

6. Открытие обучающимися нового знания.

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление.

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым.

Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение.

Цветное коромысло над небом повисло (Радуга)

- Рассмотрим, как строится загадка.

Способы построения загадок:

1. Метафора (пример)

2. Звуковой образ (пример)

3. Сравнение (пример)

4. Прямой вопрос (пример)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах.

- Определите способ построения загадки. Карточки

  • Полон хлевец белых овец. .
  • Бел, как снег, целовать станут, а он тает.
  • Кто на себе дом таскает?
  • Что видно только ночью?
  • Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
  • Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая.

8. Включение в систему знаний и повторения.

  • Составление загадки про снег.

- Можно слово «снег» заменить другим. Каким?

- Какие действия выполняет снег

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

  • Используя законы жанра, придумайте загадки:
  • о предметах одежды,
  • о музыкальных инструментах,
  • о кушаньях.

10. Рефлексия деятельности.

Прием рефлексии «Солнышко».

- Ребята, в конце урока мы вновь прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. На доске прикреплён круг от солнышка, у вас - лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации; зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

11. Домашнее задание.

  • Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой.
  • Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс

Презентация к уроку по теме "Правовые основы предпринимательской деятельности" обществознание 11 класс.

Презентация "Организация урока на основе принципов здоровьезбережения""

В презентации отображкны этапы организации самостоятельной работы учащихся.Графики показывают временные особенности памяти и пики работоспособности.

В презентации рассматривается история развития олимпийского движения в России и мире".

Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Олимпийские игры" для учащихся 5-9 классов

В презентации демонстрируется символика и ритуалы Олимпийских игр.


Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии".


Презентация "Однозначные и многозначные слова. Загадки" (5 кл)

Загадки, отгадками к которым явялются однозначные и многозначные слова.


Презентация проекта "Учим детей отгадывать загадки"

Что такое загадка? В "Литературной энциклопедии" загадка характеризуется как "замысловатое поэтическое описание какого- либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадыв.

Читайте также: