М ю лермонтов герой нашего времени главы бэла максим максимыч загадки образа печорина 9 класс
Обновлено: 22.11.2024
Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.
I Организационный момент . (встала, поздоровалась, назвала себя, ). Я рада нашей сегодняшней встрече, думаю, что в течение урока мы сработаемся и подружимся.
II Показ видеофильма (отрывок «Поднимаются в гору показа - 1 минута»)
III Слово учителя. Ребята, по этому небольшому отрывку вы догадались о каком произведении и героях пойдет речь на сегодняшнем уроке. Итак, назовите произведение и главного героя? (Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Григорий Александрович Печорин).
Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадях. Образ Печорина через призму героев. Повесть «Бэла». (слайд№1 тема урока).
Мы с вами сегодня откроем для откроем для себя образ героя, разберемся в его поступках, составим портрет героя через отношения к нему других персонажей. (слайд № 2 с целями урока).
К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
…Зачем я жил? Для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….
«Герой нашего времени» «Княжна Мери
Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.
(слайд № 3,4,5 с эпиграфами).
Это эпиграфы к образу Печорина, какой из них больше подходит к образу героя.
Обратимся к тексту «Я ехал на перкладных. »
Что рассказал М.М?
Итак, в центре нашего внимания Печорин (вешаю на доску имя), а кто нам рассказывает историю о Печорине (М.М. на доске), а какую историю рассказывает М.М. (Бэла). И мне хочется услышать ваше мнение о герое? (читатель)
Неожиданно А что такое призма? Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей. Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.
Работа с текстом
Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч). Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (слайд офицер, молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).
Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.
А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча? Описание Печорина построено на приеме контраста. ( одно противопоставляется другому). Так каким же видит Печорина Максим Максимы?
(сильный –слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)
А о чем говорит эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).
А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла). Какая мысль у Печорина возникла после возвращения в крепость? (выкрасть Бэлу, обменяв ее на коня разбойника Казбича).
И вот Бэла в крепости. Как вы относитесь к этому поступку? Зачем он это сделал? Значит, Печорин преследует только свои интересы
А что было дальше? (сначала Бэла боялась, потом привыкла, но через некоторое время отношения Печорина к Бэле изменились).
А что Печорин? ( сначала добивался любви Бэлы, а потом ему стало неинтересно ) Почему? Посмотрим видеофрагмент (мне осталось одно средство - путешествовать).
Комментарий фрагмента (работает слуховая и зрительная память)
Что нового мы узнаем о Печорине, почему он считает, что у него несчастный характер? (рассказ Печорина о его прежней жизни). Как вы думаете, почему Максим Максимыч не понимает Печорина? (М.М.старый офицер, добрый, но ограниченный человек, он не может постичь душу человека, смотрит только поверхностно на события.)
Может быть откровения Печорина помогут объяснить нам его поступки.
Чем закончилась история с Бэлой (она умерла)
Как ведут себя после смерти Бэлы Максим Максимыч и Печорин?
(М.М. как обычный человек оплакивает Бэлу)
Работа с текстом (заготовка)
Печорин же, по словам М.М., повел себя странно. Зачитайте эпизод о поведении Печорина? (эпизод, в котором Печорин рассмеялся в глаза Максим Максимыч)
Умерла любимая девушка, почему же Печорин смеётся? Может ему уже не жалко стало Бэлу, он не знал, что с ней делать, и Бог помог?
Как вы можете охарактеризовать поведение Печорина, почему он поступил так? (пытался защититься, прячет свое бессилие за смехом, надевает маску)
А вы понимаете Печорина? Что же за человек Печорин?
Суд над Печориным
Печорин ужасный человек, в нем нет ничего человеческого (уточнить живет своими интересами), не переживал, что Бэла умерла
Защитники (он любил Бэлу, ), переживал
Спорить можно долго, потому что много противоречий в образе Печорина. А что скажут нам судьи?
Для судей Печорин противоречивая личность, он молодой, но уже разочарован в жизни, он что-то ищет, Однако его поведение не понятно окружающим.
Я предлагаю составить таблицу противоречий характера Печорина
Составьте таблицу, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают. (слайд № 16 с таблицей пустая)
Способность на пылкое, глубокое чувство
Доброта, внимательное отношение (при желании) к другому человеку
Быстрая смена настроения
Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин? Глупец или злодей? На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.
Вот такой портрет Печорина получился у нас. А теперь вернемся к эпиграфам, как вы думаете, какой наиболее точно отражает портрет Печорина и почему? (мне кажется, что стихотворение «Дума», потому что оно построено на сравнении, на противоречии, как и личность Печорина)
Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.
Спасибо вам за работу на уроке, с вами было приятно работать. Ваши оценки за урок таковы: (выставление и комментирование оценок) .
Я задам два вопроса, первый более простой, а второй для учащихся, которые претендуют на высокую оценку.
Общее задание для всех прочитать главу «Максим Максимыч».
- Что нового вы узнали о Печорине из главы «Максим Максимыч»?
- Чьими глазами мы видим Печорина в романе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной.
Образ главного героя повести Гоголя"мертвые души"Данный материал поможет учителю-предметнику при подготовке к уроку литературы.Интересная презентация поможет учащимся узнать о жизни главных героев.
Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.Словарь: «… портрет, составленный из пороков всего нашего .
Выступление на педагогическом совете школы "Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОСов"
Один из педагогических советов в школе традиционно посвящен воспитательной работе школы. На этом педсовете анализируется и обобщается работа по внеурочной и внеклассной воспитательной работе шко.
Экспрессионизм: сквозь призму страха и пессимизма.
Презентация к уроку МХК. Относится к разделу Изобразительное искусство.
Урок литературы "«Душа Печорина не каменистая почва…» Литературная критика об образе Печорина".
Урок - итог по литературе при изучении романа Лермонтова "Герой нашего времени". Систематизация знаний о главном образе романа позволит учащимся подготовиться к сочинению.
«Кавказ в жизни и судьбе героев повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
Урок, который решает образовательные, мировоззренческие и воспитательные задачи, связанные с усвоением содержания романа, знакомством с историей, этнографией, традициями и обычаями народов Кавка.
Следующая загадка
Цель: заинтересовать учащихся личностью странного человека - Печорина, создав проблемную ситуацию.
Образовательная:
совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.
Развивающая:
совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения ;
развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся.
Воспитательная:
способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
воспитание нравственных качеств личности.
Слово учителя: Вы знаете, что литература, книги помогают нам понимать других людей, мир и себя в нём. Одной из таких книг является роман Лермонтова «Герой нашего времени», над которым мы продолжаем работу. Наш урок мы посвятим главному герою романа-Григорию Александровичу Печорину. Обратимся к эпиграфу. (Слова Белинского)
- Какое слово ключевое в эпиграфе? ( неразгаданный )
Подберите синонимы к этому слову, попытаемся определить тему урока.
Тема урока «Загадка образа Печорина»
Учитель: Какая же проблема будет в центре нашего внимания, как вы думаете?
- Верно, говорить мы будем о противоречивом образе Печорина (дети формулируют цели урока)
В чём загадка образа Печорина? Поиск ответа на этот вопрос будет целью сегодняшнего урока. Кто же он – Печорин – Герой нашего Времени - «добрый малый или мерзавец»?
М. Ю. Лермонтов в «Предисловии» к роману пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»
Дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится несколько его значений.
Я предлагаю вам следующие определения:
1) Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.
2) Главное действующее лицо литературного произведения.
3) Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.
Учитель: Какое из этих определений подходит образу Григория Печорина? (3определение)
Учитель: Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?
Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.
Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. . Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.
В подтверждение вышесказанного звучат цитаты:
«Герой нашего времени»- грустная дума о нашем поколении» В.Г. Белинский
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно…М. Ю. Лермонтов
Учитель: После крушения декабризма, обнаружившего свою внутреннюю несостоятельность, русская общественная мысль находилась в ситуации мучительного поиска.
Учитель: Какое лирическое стихотворение Лермонтова вы вспоминаете, читая эту цитату? (Дети читают наизусть стихотворение «Парус»)
Можно ли одинокий Парус сопоставить с характером Печорина?
(Парус, символ мятежности, вызова судьбе, — важнейший образ в творчестве Лермонтова Вспомним хотя бы запись в дневнике Печорина: “Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига. он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце. и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там. желанный парус . ” Печорин одинок в любом обществе, куда бы он ни попал.
Печорин, как и “ парус ” Лермонтова , путешествует без цели, сам не сознавая того, “он счастия не ищет и не от счастия бежит”. Печорин не может обрести счастья, так как его деятельная натура не находит себе применения.)
Уже многое услышав на уроке и прочитав первые повести романа, попробуйте самостоятельно ответить на вопрос: «Что я знаю о Печорине?». Напишите 5 слов и словосочетаний, характеризующих, по вашему мнению, характер
Г.А. Печорина, что вы об этом знаете. На работу вам отводится 1 минута
У каждого в тетради появляется первичный список, с которым дальше предстоит работать.
«Что я знаю о Печорине?».
Подчиняет людей своей воле
Не способен на сильные чувства
Учитель: Объединитесь в пары и обсудите свои списки. Добавьте себе те замечания напарника, которых у вас нет. Если вы не согласны с мнением, то подчеркните это слово или словосочетание.
(Дети работают в парах, составляя общий список, обсуждая моменты, которые вызвали затруднения, сомнения)
Во время парной работы происходит двойной эффект:
Происходит приращение мнений о Печорине за счет другого ученика;
Под сомнение ставятся личные взгляды.
Уважает только равных себе по интеллекту
Никого не любит (сомневаюсь)
Этот герой с момента своего появления и до сегодняшнего дня вызывал и вызывает разные мнения. Он привлекает художников, режиссёров, читателей непосредственно.
Может быть, он так привлекателен, потому что роман «Герой нашего времени» - психологический роман.
Слайд: Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено
на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.
Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности. Давайте рассмотрим данную цепочку.
Можно ли увидеть внутренние качества человека ? (ответы учащихся)
-Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов, обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый, веселый….(учащиеся продолжают ряд).
Итак, слово личность происходит от слов “лицо”, “личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический портрет личности включает следующие основные свойства:
Каков же психологический портрет Печорина?
- Чтобы раскрыть внутренний мир героя Л. использует такой приём, как смена рассказчиков и изображение героя во взаимоотношениях с другими персонажами. Мы видим Печорина глазами разных героев, слышим суждения о нём разных людей.
Я много путешествовала по роману. И на память о его героях у меня сохранились некоторые их вещи. По предмету и краткому описанию его владельца определите хозяина вещи.
ПРЕДМЕТ ИЗ СУНДУЧКА + ЦИТАТА. (Учитель достаёт предметы и читает цитаты из текста). (либо на презентации показать картинки)
( предметы: Бэла – платок, Максим Максимыч – трубка, офицер - чугунный чайник)
Цитаты для характеристики к предметам
За телегою шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно-поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.
… она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу.
со мной был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
Итак, мы увидим Печорина глазами Бэлы, Максим Максимыча, офицера – рассказчика и проанализируем характеристику главного героя романа, которую он даёт сам себе. Перед вами на партах лежат кластеры по ходу урока, на каждом его этапе прошу вас их заполнять, вписывая черты характера Г. А. Печорина, чтобы в конце урока создать общий психологический портрет героя.
Ответы на поставленные вопросы (Учащиеся из других групп дополняют)
Учитель: Немаловажную роль для создания образа играет автохарактеристика героя
При просмотре фильма постарайтесь, ответить на вопросы, которые перед вами
Просмотр фрагмента 2 фильма(исповедь Печорина )
Анализ автохарактеристики Печорина
«Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).
Вопросы для анализа Вопросы у ребят на партах
Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.
В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?
В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?
Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?
«…тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце.»
О ком говорит В.Г. Белинский? ( О Максиме Максимыче)
Не менее интересен и образ штабс-капитана Максима Максимыча, находящегося как бы в тени столь яркой, неоднозначной личности, как Печорин.
Что вы узнали о нем?
(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).
Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.
Учитель: Помните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .
Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?
(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)
- Это ли не качества, достойные уважения и восхищения!
Обратите внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла». Почему последний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.
(Прочитать отрывок). Он подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!
Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин.
Учитель: Прошло 5 лет… Максим Максимыч и Печорин снова встретились. Что изменилось в их отношениях? Изменились ли они сами ?
«Все, что Лермонтов хотел прибавить к тому, что рассказал в «Герое нашего времени», высказано в портрете Печорина».
Определите ключевые слова в цитате Аллы Марченко?
( все высказано в портрете Печорина)
Итак, все высказано в портрете .
- Почему же для Лермонтова так важен портрет героя? И что все высказано в портрете героя?
( В портрете героя автор выражает особенности характера. Портрет – ключ к разгадке характера героя. Это зеркало его души ) возможно, сразу ответят дети
В 19 веке особой популярностью среди современников Лермонтова пользовался трактат швейцарского писателя Иоганна Каспера Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором лицо человека, его облик рассматривался как анатомический атлас душевного устройства. Каждая черточка лица по данной теории соответствовала внутренней черте характера. Марченко пишет, что, создавая портрет Печорина, Лермонтов опирался на этот трактат.
В главе «Максим Максимыч» мы видим Печорина глазами рассказчика, он даёт нам психологический портрет героя.
Какова роль портрета Печорина в раскрытии его характера? Какими композиционно-изобразительными средствами пользуется Лермонтов в описании портрета Печорина? (Лермонтов через психологический портрет подчёркивает противоречивость внутреннего мира героя, его дисгармоничность. Всё в Печорине противопоставлено.)
В черновом варианте портрета Печорина автор сравнивает своего героя с тигром. Почему? (Печорин несёт по жизни зло, рядом с ним всегда есть жертва).
Почему Лермонтов не ввёл этот фрагмент в текст? (чтобы читатель не воспринял его однобоко, только как злодея.)
Учитель: «Если верить тому, что каждый человек имеет сходство с каким-нибудь животным, то, конечно, Печорина можно было сравнить только с тигром; сильный и гибкий, ласковый или мрачный, великодушный или жестокий, смотря по внушению минуты, всегда готовый на долгую борьбу, иногда обращённый в бегство, но не способный покориться, не скучающий один в пустыне с самим собою, а в обществе себе подобных требующий беспрекословной покорности»
Алла Марченко «Печорин: знакомый и незнакомый»
С каким животным вы можете сравнить Печорина? Прокомментируйте ваш ответ
Почему Лермонтов не ввёл этот фрагмент в текст? (чтобы читатель не воспринял его однобоко, только как злодея.)
А может быть Печорин и не грустит вовсе, когда причиняет другим боль?
Анализ эпизода «Встреча Максима Максимыча и Печорина».
Главная сцена в повести- это встреча М.М.и Печорина
1) Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?
(вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы»)
2) Чтение эпизода встречи в лицах ( 3 человека)
(со слов «Я обернулся к площади и увидел…» до «глаза его поминутно наполнялись слезами»).
Заполните таблицу, которая поможет понять состояние героев, их переживания.
(по ходу чтения)
Сделайте вывод об отношении Печорина к жизни, к людям, о его характере.
Равнодушный ко всему на свете, в том числе и собственной судьбе, он не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека, как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем!
Печорин знает, что встреча со стариком не развеет его скуки, а горечь лишь усилит, и потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль.
Наталья Долинина считает,что « это и называется эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую. »
- Согласны вы с ее мнением?
Анализ иллюстрации.
Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текста, соответствующий ему. Что он передает?
«Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости».
И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему
Итоговая беседа .
- Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина.
Образ Максима Максимыча
В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».
Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.
Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!
Образ Печорина
Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).
- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?
К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.
Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя!
/Духовно сломленным, разочаровавшимся/.
Равнодушие и апатия воцарились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)
Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.
Он говорит Максиму Максимычу: «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?
/От самого себя/.
Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.
Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.
Следующая загадка
Цели : Получить первое представление о герое произведения . Помочь учащимся разобраться в загадках образа Печорина. Воспитание гражданской позиции учащихся: уметь отвечать за свои поступки перед собой и обществом . Использовать в сценарии межпредметные связи с историей, правом, обществознанием. Повысить культуру поведения, отношений, речи. Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности.
Тип урока : урок новых знаний , форма урока : урок – суд
Оборудование: портрет писателя, презентация к произведению “Герой нашего времени”, таблички на столах, детали костюмов для образов, проблемные вопросы на доске, шашка.
1 Погружение в тему :
Учитель: Дома вы начали знакомство с романом М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”, прочитали главу «Бэла». Кто является главным героем романа? (Печорин). Простой ли это человек? Докажите это одним ярким примером из текса (о характере ) Можно ли сказать, что этот человек прост, как открытая книга? (Нет, он загадочен)
2.Оргмомент : Запишите число и тему урока «Загадки Печорина»
-Какими будут цели урока? ( сделать первоначальный вывод о герое этого произведения и попытаться разобраться в его поступках.) А с чем связана история Бэлы? На каком чувстве замешана вся история? ( любовь)
-Запишем на доске проблемные вопросы:1. Любил ли П.Бэлу?
2. Виновен ли он в её гибели? 3.В чем загадка Печорина?
3. Проверка д/з
Повесть «Бэла» была прочитана вами дома. Сейчас мы выясним ваши первичные знания, Тест с взаимопроверкой, выставление оценок.
Для дальнейшей работы предлагаю устроить суд над героем романа. Героев прошу выйти в тайную комнату. Себе я отвожу роль судьи. Итак, знакомьтесь:
Секретарь – Михайленко Карина
Обвиняемый –Григорий Александрович Печорин
Прокурор –Игнатенко Виктория
Адвокат –Осипова Василиса
Свидетели –ученики 9 а класса
Ребята сами выбирали, в качестве кого они выступят: свидетелями защиты или обвинителями Печорина. Они разделились на 2 группы: красные-обвинение, зеленые- защита. Нам предстоит ответить на 3 главных вопроса: они на доске.
Кроме того, свой вердикт о виновности и невиновности Печорина вынесут присяжные заседатели в количестве … человек. (представить присяжных)
Учитель: Итак, мы начинаем!
Учитель (судья с папкой ) : Прошу всех сесть. Секретарь, все ли участники процесса явились?
Секретарь: Да, господин судья, все участники процесса присутствуют и ждут Вашего приглашения.
Судья: Обвиняемый встаньте. Представьтесь. Слово предоставляется прокурору Игнатенко Виктории Романовне
Прокурор: Господин Печорин! Вы обвиняетесь по нескольким статьям УК, в частности:
1) Похищение черкешенки Бэлы, повлекшее гибель девушки.
2) Соучастие в краже коня у Казбича.
Вы вторглись в жизнь семьи Бэлы и в жизнь Казбича, разрушив их. Вы заслуживаете наказания.
Судья: Встаньте, обвиняемый. Вам понятно, в чем Вас обвиняют?
Обвиняемый: Да, ваша честь!
Судья: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат : Ваша честь, прошу заслушать обстоятельства этого дела и разобраться в нем.
Для дачи показаний приглашается потерпевшая Бэла ( становится за кафедру)
Судья: Суд предупреждает Вас об ответственности за дачу ложных показаний.
Бэла: Клянусь говорить правду и только правду (рассказывает): С Григорием Александровичем мы познакомились на свадьбе моей старшей сестры. Я жила с отцом, он берег меня, а Печорин сговорился с моим братом Азаматом, пообещал ему за меня коня Казбича, и выкрал меня, он привез меня в крепость и держал там.
Судья : Что было дальше?
Бэла : Сначала он уделял мне внимание: не отходил от меня, подарки дорогие дарил, клялся в любви, а потом – разлюбил. Уедет на охоту, а я его жду, жду… Потом и вовсе со мной разговаривать перестал, а Казбич знал, где я нахожусь, выследил меня во время прогулки и смертельно ранил кинжалом в спину.
Судья: Григорий Александрович, вы признаете свою вину в гибели Белы?
Печорин: Я любил ее. Я не виновен в её гибели
Судья: У защиты есть вопросы к потерпевшей?
Адвокат : Расскажите, как с вами обращался Печорин. ( отвечает)
Адвокат : Можно сделать вывод, что мой подзащитный любил Бэлу и не хотел причинить ей вреда.
Судья : Бэла, присядьте
Адвокат : Ваша честь, прошу пригласить в зал заседаний свидетеля
Судья : Вначале нужно отгадать, кто это будет (описание внешности М.М .)
-Будьте добры, пригласите в зал заседания суда свидетеля Максима Максимыча. Секретарь: - Свидетель Максим Максимыч!
Судь я: М. М., пройдите к кафедре . Вы предупреждаетесь об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
М.М . Клянусь на Библии, клянусь говорить правду и только правду
Судья : Вы считаетесь в третьем линейном батальоне, штабс-капитаном? Что Вы скажите об обстоятельствах этого дела?
М. М. : Раз осенью в крепость за Тереком, где я стоял с ротой, с транспортом, с провиантом пришел молодой человек лет 25. Он был такой тоненький, беленький, мундир был такой новенький. Его звали Григорием Александровичем Печориным. Славный малый, только немножко странен. Вот, например, в дождик, в холод, целый день все на охоте иззябнут, устанут, а ему ничего, а в другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет. Да, с большими странностями, и должно быть, богатый человек, сколько у него разных дорогих вещей. Наделал он мне хлопот, не будь тем помянут.
Судья: О каких хлопотах Вы говорите? Расскажите подробнее.
Адвокат: Ваша честь, об этом расскажет другой свидетель. Но вначале прошу провести небольшую реконструкцию событий
Судья: Пожалуйста.
Адвокат: С вашего разрешения.
(вводит в зал Азамата и Казбича) Я вашего внимания на реконструкцию тех событий.
(сценка Азамата и Казбича, разговор о Карагёзе и Бэле), они уходят –Азамат из зала, а Казбич- в зал.
Адвокат. Прошу пригласить в зал заседаний свидетеля Азамата
Секретарь : Свидетель Азамат
Судья : Представьтесь (Азамат представляется)
Судья : Пройдите к кафедре . Вы предупреждаетесь об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Азамат: Клянусь говорить правду и только правду
Судья : Что вы знаете по данному делу?
Азамат: Я сын мирного князя. Мне 15 лет. Я каждый день ездил в крепость. Я проворный, шапку на скаку из ружья стреляю. Очень люблю деньги. Приводил Печорину из отцовского стада лучших животных: .
Адвокат: Расскажи по существу, как познакомился Печорин с твоей сестрой?
Азамат : Отец отдавал мою старшую сестру замуж и пригласил на свадьбу русских из крепости. Вот так и познакомился этот господин с моей сестрой. Он потом не сводил с нее глаз.
Адвокат ( просит) : Ваша честь, у нас есть видео реконструкция тех событий. Прошу рассмотреть ходатайство о приобщении к делу
Судья : Принимается. Секретарь, покажите видео реконструкцию свадьбы. Азамат, присядьте.
Адвокат: Ваша честь, разрешите задать вопрос потерпевшей . Вы утверждаете, что Печорин украл Вас не по Вашей воле. Но в данной реконструкции событий есть факты, опровергающие это.
Бэла: Я ничего не знаю
Адвокат: Вы сделали первый шаг навстречу своей судьбе. Вы сами подошли к Печорину, тем самым дали повод.
Прокурор: Протестую, ваша честь! Если девушка на свадьбе пропела песню молодому человеку, это не значит, что она готова, чтоб её украли!
Судья: Протест принимается!
Судья : Вопросы к свидетелю есть? Прошу пройти в зал заседания.
Прокурор: Господин Печорин, расскажите, что Вы совершили.
Обвиняемый: Ничего особенного. Мне Максим Максимыч рассказал о том, что Азамат уговаривал Казбича продать ему его замечательного скакуна Карагеза, а взамен для Казбича похитить Бэлу.. Мне Бэла очень понравилась, я решил, пусть лучше будет моей, чем разбойника.
Прокурор : Печорин, Вы не считаете, что поступили подло по отношению и к Казбичу, и Азамату, и ко всей его семье?
Обвиняемый: Да это же в обычаях горцев – воровать коней и невест, платить калым за невесту.
Судья : Прошу сесть, обвиняемый.
Адвокат : Ваша честь, обвиняемый очень много заплатил за Бэлу . Он действовал по любви и по закону гор, поступил как настоящий джигит. Прошу приобщить к материалам дела еще одну реконструкцию событий.
Судья : Секретарь, включите реконструкцию ( как дарит подарки.)
Прокурор : Я прошу вновь допросить свидетеля Азамата.
Прокурор: Свидетель Азамат, расскажите, что произошло дальше.
Азамат: Я сдержал свое слово. Ночью мы встретились с этим урусом. Я похитил сестру, руки и ноги связал, закутал в чадру и передал ему. А на следующий день, когда Казбич пригнал десяток баранов на продажу, урус его отвлек, а я угнал его Карагеза. А за это Казбич ударом кинжала убил моего отца. Виноват урус.
Прокурор : Ваша честь, прошу вновь допросить свидетеля М. М.. Пусть расскажет, что происходило в крепости после похищения Бэлы.
Судья: М. М. пройдите к кафедре.
М. М. : Славная была девочка Бэла. Я к ней так привык, как к дочери, и она меня любила. Она, бывало, нам поет песни, иль пляшет лезгинку. А уж как плясала. Григорий Александрович наряжал ее как куколку, холил и лелеял, и она у нас похорошела. Мы долго ей не говорили про смерть отца, пока она не привыкла к своему положению. Месяца 4 все шло как нельзя лучше. Но вдруг Печорин стал задумываться и пропадать на охоте. А Бэла стала такая бледненькая и печальная.
Адвокат: Прошу заслушать показания обвиняемого Печорина.
Судья: Обвиняемый Печорин, что Вы можете сказать по этому поводу?
Обвиняемый: Когда после похищения , ко мне пришел штабс-капитан, я же сказал ему, что она мне нравиться, что если я отдам Бэлу отцу, он же продаст ее. А она моя , потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня. Я каждый день дарил ей что-нибудь. Ах, что не сделает женщина за цветную тряпочку. Я любил ее, называл ее моя пери, убеждал ее в том, что аллах для всех племен один и тот же, и если он позволяет мне любить тебя, отчего же он запретит тебе платить мне взаимностью. Единственное в чем я виноват, так это в том, что заключил пари с М. М., и тем самым поторопил события, сказав Бэле, что если она не полюбит меня, я уеду и наверно, недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки, что она свободна. Вот тогда она мне и ответила взаимностью.
Судья : Есть вопросы к обвиняемому? Прошу садиться.
Прокурор : Я прошу заслушать свидетеля штабс-капитана М. М.. Расскажите подробнее об окончании этого дела, ведь Вы были свидетелем тех событий.
Судья : М.М, продолжайте.
М.М .: Месяца через 4-ре я заметил, что отношения Печорина к Бэле изменились. Он стал часто исчезать на охоте. Она плакала и жаловалась, что Печорин разлюбил ее. Я уговаривал ее, часто водил на вал, чтобы она развеялась. Мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке. Его обращение стало холодно, ласкал он ее редко. Она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели. Я вызвал на объяснение Печорина, но это не помогло. И однажды, когда мы с Печориным уехали на охоту на кабана, Бэла одна пошла на вал и ее похитил Казбич. Мы погнались за ним. Печорин выстрелил, и пуля перебила заднюю ногу лошади. Казбич соскочил и занес над Бэлой кинжал, медлить было нечего, я выстрелил, верно, пуля попала ему в плечо, когда дым рассеялся, то на земле лежала Бэла. Казбич ударил ее в спину и скрылся.
Прокурор : Ваша честь, прошу разрешения на приобщение к делу следующей видеозаписи. Снята неизвестным свидетелем.
Прокурор : Данная видеозапись дает все основания полагать, что смертельное ранение произошло вследствие преступного бездействия Печорина, который оставил Бэлу в опасном положении и не защитил ее.
Адвокат : Протестую, Ваша честь, Печорин говорил Бэле, чтобы она не покидала крепости.
Судья : протест принимается. Что было после?
ММ Мы перевязали рану и увезли ее в крепость. Бэла долго мучилась, но умерла. Перед смертью она очень печалилась, что она не христианка, и что на том свете ее душа никогда не встретится с душою Григория Александровича. Мы не смыкали глаз, не отходили от ее постели. Нет, она хорошо сделала, что умерла. Ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно.
Адвокат: А что Печорин? Ведь он переживал или нет?
М.М.: Печорин был долго нездоров, похудел, бедняжка, только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле, я видел, что это ему неприятно.
Адвокат: Вот видите, Ваша честь, Печорин любил Бэлу и страдал. А то, что случилось, это все случайные обстоятельства.
Судья : Еще есть свидетели этого обстоятельства? Тогда приступаем к прению сторон.
Слово для обвинения предоставляется красным (обвиняют Печорина, с доказательствами).
Составление таблицы в тетради –отрицательные качества героя. И вопрос (Что толкает Печорина на такие поступки?- скука, неудовлетворенность жизнью)
Судья: Слово для защиты я предоставляю зеленым
Составление таблицы в тетради- положительные качества героя.
Адвокат: –Ваша честь , слово для защиты я передаю господину Печорину. Он решил сам вам все объяснить, а вы, Ваша честь, господа присутствующие, решите, виноват он или нет.
Судья: Слово для защиты предоставляется подсудимому господину Печорину.
Обвиняемый: Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою…. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления, м. б. больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало, к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство; путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь, – только не в Европу, избави боже! – поеду в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге!
Судья: Слово предоставляется прокурору
Прокурор : Ваша честь! Я считаю Печорина виновным по всем пунктами и прошу для него заслуженного наказания.
Учитель : Итак, основная часть урока закончена, но мне бы хотелось услышать ваше мнение.1.Любил ли..2.Виновен ли в её гибели? 3)В чем же загадка образа Григория Александровича Печорина? – (Это противоречивая личность, не умеющая сострадать, человек, привыкший исполнять только свои желания. Однако такая оценка неполная, так как Печорину присущи грусть и безысходность.)
1) Чувствует ли Печорин ответственность за судьбы близких людей ? Может ли настоящая любовь быть отделена от чувства ответственности за другого человека? Что такое ответственность, как вы понимаете ?(В толковом словаре слово «ответственность» трактуется так (учитель зачитывает): «… необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках»). Прокомментируйте это толкование.
Мы в своей жизни испытываем чувство любви по отношению ко многим людям. К кому? К родителям, детям, друзьям, даже кошкам и собакам, и конечно же, существует самое сильное проявление этого чувства - любовь между мужчиной и женщиной) .Должны ли мы отвечать за тех, кого любим, и кто нас любит? Почему?
Какие выводы вы сделали для себя, прочитав главу «Бела»?
Судья подходит к суду присяжных : Выслушаем решение суда присяжных
Судья : суд присяжных считает Печорина Григория Александровича виновным в гибели Бэлы и ее семьи,
Судья : Господин прокурор, господин адвокат, господа свидетели! Заслушав обстоятельства этого дела и показания подсудимого, суд выносит решение: считать Печорина Григория Александровича виновным в гибели Бэлы и ее семьи, но не выносить никакого наказания, потому что: “Лучшее наказание – в нем самом. Человека, не способного любить и радоваться жизни, только пожалеть стоит”.
Какие выводы вы сделали для себя, прочитав главу «Бела»?
Спасибо ребята, за урок, вы сегодня хорошо поработали. Думаю, произведение вас заинтересовало, и вы с удовольствием его прочитаете.
Читайте также: