Логопедические загадки на звук

Обновлено: 05.11.2024

В предложенной картотеке подобраны загадки при отгадывании которых ребенок произносит слова со звуками С, С', З, З', Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Л', Р, Р'. Загадки для каждого звука систематизированы в таблицах (для каждого звука своя таблица) и разделены на 3 колонки: в начале, середине и конце слова ( за исключением звуков Ж, З, З', т.к звонкие звуке оглушаются в конце слова). Подобранный таким образом материал позволяет автоматизировать звук в начале, середине или конце слова, а так же удобен для подбора лексического материала при закреплении умения ребенка определять позицию звука на фоне слова, тем самым закрепляя знания, полученные на занятиях по обучению грамоте. Также загадки для детей способствуют развитию у детей наблюдательности, памяти, смекалки, мышления и воображения, расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природ. В картотеке так же представлены загадки. при отгадывание которых необходимо произнести слова или словосочетания, содержащих смешиваемые при произношении звуки.

ВложениеРазмер
Логопедическое занятие 236 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие.


Потешки, шутки-прибаутки, стихи, загадки для автоматизации звуков

С,С*Сели дети на салазки,Как блестят весельем глазки!Покатились, понеслись,Покатились по льду вниз. Соня погляди в окно.Сколько снега нанесло!И в лесу, и в саду,Сосны, ели – все в снегу.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.


Загадки-добавлялки

Данный материал могут использовать в работе воспитатли с детьми старшего возраста.


Загадки на автоматизацию звуков С И Р

Загадки на автоматизацию звуков С и Р.

Автоматизация звука [ Ш ] в чистоговорках, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и загадках.

Данный материал может быть использован логопедами, воспитателями, а также родителями для автоматизации звука[ Ш] во всех позициях. А именно: автоматизация звука [ Ш ] в начале слова, в середине .


Картотека загадки-добавлялки, стихи-напоминалки по ОБЖ

Следующая загадка

Загадки – один из древнейших видов народного творчества. Загадка строится по принципу описания свойств предмета и описания его функций. И в древности и сейчас загадки проверяют нашу сообразительность (мышление) и кругозор.

В логопедической работе загадка позволяет быстро включить детей в занятие, привлечь их внимание, вызвать активный интерес. Поэтому логопед использует загадку в самом начале занятия. Иногда, получив отгадку-слово, сразу можно перейти к звуковому анализу этого слова, выделению звука, допустим, в начале слова, и дальше перейти собственно к теме урока.

Другой способ использования загадок – автоматизация звука в слове. Именно поэтому в этом разделе загадки подобраны по звуковому принципу – слова-отгадки начинаются на автоматизируемые звуки.

Кроме того, загадки хороши для развития словарного запаса ребенка, наполняет слово-понятие эмоциями, ассоциациями, включает слово в большое количество семантических полей, что позволяет проще актуализировать (выбирать) слово – это особенно актуально при ОНР.

Существует 2 основных способа предъявления загадок ребенку.

Во втором случае сначала дается загадка, и если ребенок не отгадал сразу – даем постепенно подсказки: Это животное, он смотрит на всех свысока, значит он очень высокий, какое самое высокое животное ты знаешь? Так ребенок придет к отгадке – «Жираф!»

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

Предварительный просмотр:

Загадки для автоматизации и дифференциации проблемных звуков.

В середине слова.

Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (Снег)

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал - там и пропал.

Непоседа птица эта –

Одного с берёзой цвета.

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их.

Над землёй трава,

Под землёй алая голова.

В дом собаку не пущу,

Без хозяина грущу.

Что вверх корнем растет? ( С о с улька)

Без рук, без ног

А всех в постель кладет?

Не машет крылом, а летает

Не птица, а всех обгоняет.

Днём спит, ночью летает и прохожих пугает.

Четыре братца под одной крышей живут, одним поясом подпоясаны.

На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно.

По снегу покатите – я подрасту. На костру погреете – пропаду.

На сучках висят шары, посинели от жары.

Сверху дыра, снизу дыра, а по середине – огонь и вода.

В лесу вырезана, гладко вытесана, поёт – заливается. Как она называется?

Четыре ножки, сиденье и спинка. Мы не лошадки, хотя на нас. Все садятся много раз.

Вдруг из черной темноты в небе вырости кусты,

А в них голубые, пунцовые, золотые

распускаются цветы небывалой красоты.

И все улицы под ними тоже стали голубыми,

Пунцовыми залотыми, разноцветными.

Что за птица: песен не поет,

гнезда не вьет, людей и груз везет?

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры - помчались с горы.

А на ней щетинка.

Бел, да не сахар,

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

Белая звездочка с неба упала,

Мне наладошку легла - и пропала.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи!

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Белый камень во рту тает.

Светит, сверкает, всех согревает.

В воде родится, а воды боится.

На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно.

Весь день хлопочет.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки.

Сел на белый одуванчик.

Две сестренки друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка - только раз,

Та, что выше - каждый час.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки,

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки,

Мы не кони, хоть на нас

Вы садитель много раз.

У кого из зверей хвост пушистей и длинней?

Семьдесят одёжек и все без застёжек?

Не щётка и не веник,

Урчит он неспроста,

Всего одно мгновенье

И комната чиста.

Вырастили солнышко. (Подсолнух)

Идут, идут, а с места не сойдут.

Что вверх корнем растет? ( С о с улька)

Не мотор, а шумит

Не пилот, а летит

Не змея, а жалит.

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотня маленьких галчат

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?

В потемках родится, в огне умирает.

Ночью спит на земле, а утром убегает.

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот,

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.

Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся,

И на землю ложатся.

Я над речкою лежу, оба берега держу.

А иногда так упаду, что много горя принесу.

Он по комнате ползёт,

И гудит, и пыль сосет.

Без рук, без ног.

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

На пальце одном

ведерко вверх дном.

(Наперсток) Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -

Кружевной и синий-синий.

Какой это мастер

На стекле нанёс

И листья и травы,

Не щётка и не веник,

Урчит он неспроста,

Всего одно мгновенье

И комната чиста.

Сам не бежит, а стоять не велит?

Я – травянистое растение с цветками сиреневого цвета. Но переставьте ударение и превращаюсь я в конфету.

Следующая загадка

Одним из средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение.

Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника, имеющего нарушения речи. Дети-логопаты испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с нарушениями речи.

Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.

Данная картотека загадок может быть использована практикующими логопедами на этапе автоматизации звуков в словах, предложениях. Со словами-отгадками можно играть, развивая фонематический слух. Игровые задания могут быть такие:

*Отгадать загадку, растолковать вместе с педагогом;

*Составить предложение со словом-отгадкой;

*Выделить в слове-отгадке первый (последний, гласный(ые), согласный мягкий, согласный твердый) звук;

*Поделить слово на слоги;

*Выделить в слове слог с заданным звуком.

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.

3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание.-1983.-№7

Следующая загадка

Читайте также: