Литературный турнир остров тайн и загадок

Обновлено: 24.12.2024

СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Тип урока: повторение и закрепление изученного ранее материала

Вид: внеклассное мероприятие

Предварительная подготовка: Формируются две-три команды по 6 человек, придумать название, девиз, эмблему команды; повторить изученный материал 1 курса литературы. Капитанам подготовиться к конкурсу чтецов.

Цели и задачи:

- развитие творческих способностей, логического мышления обучающихся;

- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора;

- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Ход турнира:

I. Организационный момент.

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Автор: И. Бунин Слово. 1915.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом. Мы растем, идем в школу, поступаем в техникумы, институты, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Мы можем гордиться русским языком. На нем написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки и культуры.

Сегодня мы будем общаться и вспоминать великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык, вспоминать литературу, изученную на 1 курсе.

Давайте вместе приоткроем таинственный занавес – проведем турнир знатоков русского языка и литературы среди команд 2 курса. Команды будут бороться за звание победителя.

Ваша игра будет оцениваться компетентным жюри, которые будут пристально следить за вашими ответами, умением сплотиться и принести заветные баллы для своей команды. (представление жюри)

II. Турнирная программа

I тур «Представление команд».

Каждая команда показывает домашнее задание. Чем креативнее и интереснее приветствие, тем выше балл (мах. 3 балла)

II тур «Закончите пословицу».

Ведущий: - В чем народная мудрость проявляется ярче всего?

Ученики: - В пословицах.

Ведущий: - Верно. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. Ведь «Пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».

Перед вами листочки я говорю начало пословицы, вы дописываете ее продолжение. (за каждую правильную пословицу 1 балл)

- Лучше синица в руке, (… чем журавль в небе.).

- Маленькое дело лучше …(большого безделья).

- Семь раз отмерь, … (один - отрежь).

- Один в поле … (не воин).

- Как аукнется, … (так и откликнется).

- Друзья познаются … (в беде).

- Терпенье и труд … (все перетрут).

- Куй железо … (пока горячо).

III тур «Кто кого?».

Ведущий: - А сейчас вспомним детскую игру в слова! Немного отдохнем! Ваша задача, изменив в слове только 1 букву образовать новое слово (Сущ, в ед. ч.) Каждая команда говорит слово по очереди, побеждает тот, кто скажет слово последним. Очередность определит жеребьевка капитанов.

Кот (рот, пот, код, ток, кол и тд.) (мах. 2 балла)

Лом ( запасной вариант)

IV тур «Шерлок Холмс» (очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ).

Ведущий: - По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:

Острижен по последней моде, как денди лондонский одет. (Онегин, «Евгений Онегин» А.С. Пушкин)

Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. (Алена Ивановна, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский)

Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива. (Татьяна «Евгений Онегин» А.С. Пушкин).

Не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы. Выдали ее замуж за нашего купца не по любв и (катерина Измайлова, «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков)

Он был задавлен бедностью, Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. (Родион Раскольников «преступление и наказание» Ф, М. Достоевский)

Всем вор взял – что ростом, что лицом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он ее, подлец, улестит, и улестит и до греха доведет. (Сергей, «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков)

Лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной цели, всякой сосредоточенности в чертах лица…мягкость была господствующим и основным выражением…всей души». Целыми днями лежит у себя на диване, ничем не занимаясь. (Илья Ильич Обломов, И.А. Гончаров «Обломов»)

V тур «Театральный» (изобразить походку человека): разминка для капитанов

1 команда: - который, только что хорошо пообедал;

- у которого, жмут ботинки;

2 команда: - у которого начался острый приступ радикулита;

- который оказался ночью в лесу один.

(для команды) Команда получают задания на карточках, совещаются и показывают свое театральное мастерство на публике, остальные команды должны отгадать произведение и автора.

1 команда: Показать сценку из произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Родион раскольников, момент преступления убийство старухи процентщицы.

2 команда: Показать сценку из произведения Гончарова «Обломов». Обломов лежа на диване, его будни с Захаром.

3 команда: Показать сценку из произведения Н.С. Лескова «Левша», как тульские мастера подковали английскую блоху)

VI тур «Раз словечко, два словечко…».

Конкурс капитанов: Домашним заданием было подготовить выразительное прочтение стихотворения любого автора по выбору из ранее изученных. (мах. 3 балла)

VIII тур « Числительные».

Ведущий: - Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс. лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведут наибольшее количество литературных произведений.

IX тур «Знаем ли мы алфавит?»

Ведущий: - За 1 мин. записать в алфавитном порядке имена всех участников турнира.

X тур «Автобиография».

Ведущий: - Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Каждый из нас сталкивался с таким понятием как автобиография. Теперь вы попробуете написать автобиографию не от своего имени, а от имени литературного героя. Я решила вспомнить детские сказки, и автобиография вам необходимо написать именно от сказочного персонажа. Чем креативнее и интереснее получится ваша автобиография тем выше балл.

1 команда: Баба Яга,

2 команда: Винни Пух,

3 команда: Кикимора

(зачитывают слух, а жюри оценивает лаконичность, красочность, логичность излагаемого мах. Балл 4)

III. Заключительное слово ведущего :

Ведущий читает стихотворение Н. Белко «Русский язык».

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч

И грозен для врагов.

IV. Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей.

1 команда: Показать сценку из произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Родион раскольников, момент преступления убийство старухи процентщицы.

2 команда: Показать сценку из произведения Гончарова «Обломов». Обломов лежа на диване, его будни с Захаром.

3 команда: Показать сценку из произведения Н.С. Лескова «Левша», как тульские мастера подковали английскую блоху)

Следующая загадка


Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказки,
Ведь сказка всегда права!
Самые первые книги, которые начинают читать дети, со сказками. Они рассказывают детям о добрых и злых поступках, развивают воображение и фантазию. Сказки приглашают детей в светлый мир радости и добра, воспитывают чувство оптимизма и справедливости. И сегодня любимым героям сказок и посвящается наша викторина. Ребята, а какие бывают сказки?
О животных, волшебные и бытовые, русские, зарубежные.

Дорогой добрых сказок
Пойдем мы без опаски,
Героев добрых сказок
Мы встретим на пути.
А вы знаете, что есть ещё народные и авторские сказки? Авторские сказки придуманы и написаны одним человеком, а народные передаются из поколения в поколение.
И сегодня цель нашего турнира вспомнить как можно больше разных сказок, а так же их авторов и героев.

1 задание. «Помоги старушке»
У нас сегодня гость – старуха Безграмотность. Она принесла вам сказки, но перепутала какие из них сочинил народ, а какие придумал автор. Давайте поможем ей.

Названия трёх сказок: две из них народные, одна авторская. Назовите её.
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

А тут среди народных сказок попробуйте найти авторскую. Какая это сказка?
«Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.

2 задание. «Отгадай загадку»
А теперь вспомним героев литературных сказок. Мы будем загадывать загадки, а вы отгадывать. Чья команда быстрее отгадает, получает солнышко. Ну слушайте первую загадку:
Была она артисткой,
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Мальвина, героиня повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого

Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Много приключений
С ним происходило.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут.
Незнайка, герой романа-сказки «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова


3 задание. «Шиворот навыворот»
Старуха Безграмотность вернулась к нам вновь! на этот раз она хотела принести вам сказочки и почитать их, но перепутала названия. Поможем ей? (Слайд № 9)
Мишка и Карлсон
Петушок Ряба
Утки-лебеди
Волк и семеро ягнят
Лисичка с кастрюлечкой
По рыбьему веленью
Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Лисичка с кастрюлечкой, По щучьему велению.

4 задание. «Бюро находок»
А теперь сложное задание. Вам будет необходимо вспомнить русские народные сказки из детства и угадать владельцев этих вещей.
Перо жар-птицы
Золотой ключик
Клубок
Метла
Жар-Птица, Буратино, Баба Яга.

5 задание. «Самый умный »
Пословици которые нужно продолжить.
Поди туда .
Скоро сказка сказывается, да не скоро .
Утро вечера .
Поди туда, не знаю куда; скоро сказка сказывается. да не скоро дело делается; утро вечера мудренее.

Следующая загадка

Мероприятие.
"Остров загадок"
2 класс
Цель: 1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи 2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе. 3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Ход
Итак, мы с вами встретились, чтобы провести веселые соревнования и конкурсы. За победу в каждом конкурсе будут начисляться баллы. Каждый из вас может показать свою начитанность и эрудицию.
Деление ребят на 2 команды. Собрать из букв название команд.1 команда "Эрудиты", 2 команда "Умники". Выбор капитана команды. Представление жюри.
1 конкурс"Азбука" У меня для команд находятся карточки с буквами. Один представитель от каждой команды выходит и вытаскивает 10 карточек, из которых все члены команды составляют слово. Чем больше букв для составления слова используете, тем больше баллов получите.
(Задание для всех команд одинаковое.)
2 конкурс." Веселые загадки".
1 команда. Люблю, когда на море тихо, а непогоду не люблю. Всегда настойчиво и тихо подмигиваю кораблю. (Маяк)
2 команда. В этом круглом доме никого нет, кроме медведей, дрессированных силачей и клоунов, маленьких собачек, гоняющих мячик, огромного слона - трубача и плясуна, двух смелых укротителей и трех тысяч зрителей. (Цирк)
1 команда.Была она артисткой, прекрасной, как звезда. От злого тирана сбежала навсегда. С собою Артамона в дорогу позвала. (Мальвина)
2 команда. Коняшки с гор возьмут разбег, когда покроет землю снег. Обратно их за поводок обязан привезти седок. (Санки)
1 команда.Носик мой, как у иголки, все дырявлю носом колким. И сапожник без меня не забьет в сапог гвоздя. (Шило)
2 команда. Вся дырявая и злая, и кусачая такая.
1 команда. Только бабушка с ней ладит: ей бока и трет, и гладит. (Терка)
2 команда. С ним сдружились мы давно, дарит он крупу и толокно, и муку, и кашу, и печенье. Поблагодарим кого за угощенье? (Овес)
1 команда. Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу, и сиделка на носу. (Очки)
2 команда. Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой. Ждет лошадка у ворот — открывай пошире рот. (Ложка)
1 команда. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь)
2 команда. Блестит гора посреди двора, гора изо льда, а весь двор — вода. (Айсберг)
1 команда. Мужчина в расцвете сил с пропеллером на спине и кнопкой на животе. (Карлсон)
2 команда. Пес из передачи «Спокойной ночи, малыши!» (Филя)
1 команда. Он платежом красен. (Долг)
2 команда. Сирень, орешник, черемуха. (Кусты)
1,2 команда. Как называют кожу дерева? (Кора)
Молодцы! Вы хорошо справились с загадками.
Танцы под веселую музыку.
Следующий конкурс сложнее. Он называется «Анаграммы». Каждая команда получит слова, в которых вы должны переставить буквы местами так, чтобы получились новые слова.
Должны получиться слова:
1 команда: Актёр, парк, пират, ракета.
2 команда: ручка, сосна, топор, шутка.
3 Конкурс. «Веселые вопросики».
1 команда.
В парке нам в постройке этой
Посидеть приятно летом,
Отдохнуть и поболтать,
Даже в шахматы сыграть. (Беседка)
2 команда
Прицепилась на двери,
Ты рукой ее бери.
Потяни — откроешь дверь,
И войди в нее теперь. (Ручка)
1 команда.
Что мы вечером едим?
Здесь ответ совсем один. (Ужин)
2 команда.
Здесь вопрос совсем простой,
Про щит сигнальный, световой.
Коль бывали на вокзале,
Этот щит вы там встречали. (Табло)
2 команда.
Для машины это дом,
Дождь и снег не страшен в нем.
А чтоб вор зайти не смог,
На двери висит замок. (Гараж)
1 команда.
Заболел он и на стену
Все хотят влезть непременно.
Знать от боли спасу нет.
Что болит? Найди ответ. (Зуб)
2 команда.
Про него скажу вам я,
В видах спорта он судья.
Сидит в поле игроков.
Отгадайте, кто таков? (Свисток)
1 команда.
С ручкой сетчатый мешок
Рыбку мне поймать помог,
А сестренка стрекозу
Им ловила на лугу. (Сачок)
2 команда.
Отгадать должны здесь вы:
Деньги, что есть у страны? (Рубль)
1,2 команда.
Если от людей скрывается,
Как тайна называется? (Секрет)
Конкурс "Мир животных" А теперь я вас приглашаю в мир животных. Ко мне выйдут по одному участнику из каждой команды, я им на ушко шепну название животного, которого они должны изобразить. Команда должна отгадать, какое животное изображает их товарищ. (Пингвин, змея, кенгуру, заяц, лягушка, собака, волк, медведь.)
Предлагаю вспомнить названия животных, которые можно записать при помощи трех букв. За каждое название команда получает один балл. Конкурс "эрудитов" продолжит следующий конкурс. На заданную букву «П», вы должны написать слова:
1,2 команда.
животное. Например:Пантера.
птица.
имя человека.
растение
цветок
Конкурс "Много слов". А теперь нужно из слова «Простоквашино» составить как можно больше слов, используя буквы из этого слова. За каждое слово получаете 1 балл.
Подошло время подвести итоги. Пока жюри считает баллы, мы будем танцевать.
Какую оценку вы бы поставили всем за это мероприятие? Заинтересовало ли оно вас? А кому было скучно? Награждение команд.
Дополнительные загадки.
Загадки про животных
- Залежался я на дне,
Мне б поплавать в тишине, -
Так подумать мог бы он
На бревно похожий … .
(СОМ)
Быстро мчусь я по степи,
Не поймать меня никак.
Ты уж, брат, меня прости,
Антилопа я, … .
(САЙГАК)
В Зоопарке мы видали
Экзотические дали:
Попугаев и мартышек,
Крокодилов, белых мишек,
А в воде, раскрывши рот,
Удивлял всех … .
(БЕГЕМОТ)
В лесу петлял комочек меха,
Чем доводил зверей до смеха.
А ты возьми и угадай-ка
Кто всех смешил? Конечно, … .
(ЗАЙКА)
В небе выстроился клин,
Птиц больших и стройных.
Полетят на юг они
Как же звать, достойных?
(ЖУРАВЛИ)
В небе кружит птичек стая,
Стая, вовсе не простая!
Стаю эту ты не бей:
Стаю сизых … .
(ГОЛУБЕЙ)
В Скандинавии дожди
И таки бывали:
Рыбки падали с небес,
И, как же рыбок звали?
(СЕЛЬДЬ)
В эту живность, как ни странно,
Гвоздь забить совсем легко
Но она не деревянна,
И гарцует: «И-го-го!»
(ЛОШАДЬ)
В южных странах мы живём,
Любим все бананы.
И без них не проживём,
Мы же — … .
(ОБЕЗЬЯНЫ)
Ведь я «женщина», поверьте,
А обзывают «дерезой».
Молоко даю я детям
И зовут меня … .
(КОЗОЙ)

Следующая загадка

7 сентября, с целью расширить кругозор детей, воспитать познавательный интерес к чтению и творчеству, специалистами сельской библиотеки п. Южный и работниками клуба был проведен литературный турнир «Остров тайн и загадок». На мероприятии ребята окунулись в атмосферу творчества, фантазии и сотрудничества. Они активно угадывали произведения в литературной викторине "Из какой мы сказки?", участвовали в конкурсах «Литературные перевертыши», «Дерево мудрости», «Литературная мозаика» - где продемонстрировали свои знания о прочитанных книгах. А турнир «Что? Где? Когда?» внес в мероприятие весёлый дух состязания, остроумия и находчивости. Участники игры доказали, что они любят книгу и дружат с ней.

Читайте также: