Литературная загадка сочинение загадок 1 класс школа россии презентация

Обновлено: 04.11.2024

ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
- Сегодняшний урок чтения начнём с речевой разминки. Зачем нам это нужно?
2.Речевая разминка ( напечатана на доске)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Прочитайте медленно, только шевеля губами (немое кино),шёпотом, выразительно с разными интонациями: весело, удивлённо, сердито, обиженно.
3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Вы уже поняли, чем мы будем заняты на сегодняшнем уроке?
-Сегодня мы путешествуем в увлекательный мир загадок, подводим предварительные итоги работы над проектом « Сочиняем сборник загадок», узнавая новое о них, будем пробовать себя в роли авторов загадок.

4. Работа по теме урока.
- Маршрутом нашего путешествия будут странички ваших сборников загадок,
и в это путешествие вас поведу я ( раскрываю створки доски ), а каждая группа отправится в путь на своём виде транспорта ( все рисунки на доске выполнены руками детей).
1 ) Первый пункт путешествии я - ИСТОРИЯ ЗАГАДКИ ( на доске страницы книг с предисловиями).
- Вы знаете загадки с самого детства. В 1 классе мы встречаемся с ними на всех уроках. Что же такое загадка?
-Подберите однокоренные слова к слову» загадка» (загадывать, гадать, отгадывать, гадалка, отгадка , разгадка).
-Что вы знаете об истории возникновения загадки, её роли в жизни людей?
Свою страницу книги сейчас презентуют Вяликов С., Аникин А., Ермолаева Н.
-Что могут добавить ребята из групп?

Вывод учителя : Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

2) .Второй пункт путешествия - СЕКРЕТЫ ЗАГАДКИ .
-Работаем с учебником на с. 68.
-Прочитайте 1-ую загадку сначала про себя, потом классу выразительно.
- Что это? Как догадались ? (в старину одуванчик называли «одуван» от слова «одуть». В этом названии отражается особенность растения - его опушённые семена разносятся лёгким дуновением ветра).
- Прочитайте следующую загадку. Кто автор? Откуда мы знаем Л.Яхнина?
- Что это? Какие слова в загадках помогли разгадать их? ( Слова, употребляемые для описания предмета в переносном значении, они указывают на признаки и свойства предмета).
- Что же роднит все загадки? ( в них перечисляются наиболее характерные признаки предмета, о котором придумана загадка ).
- Именно это поможет нам сочинять свои загадки.
- Эти загадки народные или авторские? Чем они отличаются от народных?
( вспомните отличия авторских и народных сказок). С народными загадками мы работали часто и даже проводили КВН. Сегодняшний урок о загадках авторских.
-Пример авторской загадки - загадка К.И. Чуковского, которую загадает М.Шулика ( про Марьюшку и копеечку ).
Мы пробовали сочинять загадки, работая над сборниками своих загадок и в классе, и дома; и самостоятельно, и с помощью родителей.
- Сегодня продолжим эту работу.
- Сначала выполним задание в парах ( на партах задания на волнах, облаках, тропинках). Отгадайте, признаки какого предмета написаны на вашей полоске ( пока выполняются задания, я снимаю с доски и раскладываю на парты страницы с загадками. Пары читают ответы , полоски крепятся на доску под гуся, щуку, лошадку).
____________________________________________________________
Слетает белой стаей, сверкает на лету, тает на ладони и во рту.
Белый дед, старый, горбатый, лежит всю зиму - никто не поднимет. Весна придёт - сам уйдёт.
Деревянные друзья, на которых можно лететь стрелой, но не летом , а зимой.
Колючая, как ёж. Зимой ходит в летнем платье. Все готовят ей наряды.
Пластмассово - железный. Говорить с ним бесполезно, а все с ним часто говорят.
Хобот резиновый, желудок парусиновый. Любит глотать пыль и мусор.
Стоит на столе молчком, задрав носишко. Если попросят, то сразу кланяется.
Ездит медленно и чинно по полотняному полю. К нему идут с морщинами и складками, а уходят красивые и гладкие.
Петушок без хвоста и гребешка. Весь день молчит, только утром кричит.
Светится окошко, в нём живёт вся вселенная, но понарошку.
Ночью всё преобразилось, засверкало серебром.
Что за чудо то светило, что нам с неба светит мило? ( Николь)

С ним нельзя дружить, потому что оно не живое.
Оно повторяет все твои движения. ( Аня)

Летит в окно на сладкий запах. Жужжит, кружит и всем надоедает. ( Артём)

Летает, но не бабочка. Светится, но не лампочка. Маленький, но не муравей. ( сочинила группа « Загадочный мир»)

Кисточка в его руке, белый холст на столе.
Зиму превратит он в лето, ну, скажите, кто же это? ( Вика)

Он несётся и пыхтит, он дымит и тарахтит.
Возит грузы и людей по дороге из жердей. ( Сергей)

Он родом из жарких стран, его обожают мартышки ( Еркеназ)

Высоко живёт. От него всё растёт. ( Саша)

- Следующая задача обратная : нужно выразительно прочитать загадку , назвать автора, перечислить признаки предмета, позволившие вам отгадать загадку и, если хотите, дополнить своими признаками.

3). ПРИВАЛ с литературной загадкой ( страница с текстом висит).
- Её нам сочинили родители Марины Шулики, она нам её и проведёт.
Раз, два, три, четыре, пять,
Собрался некто погулять.
Одел кафтан неброский с коричневой полоской,
С серым жилетом, что носит зимой и летом.
Пригладил вихорок и вышел за порог.
Увидел голубей круг,
Расхаживающих важно вокруг.
Хотел пройтись точно так,
Да понял быстро, что ходить не мастак.
Может только летать и прыгать,
Да хвостиком ловко дрыгать.
Подскакал к голубям, хлеб клюющим,
И стащил у них кусок пребольшущий.
Голуби кричат: « Держи вора скорей. »
Хлеб утащил хитрец -. ( хором).

4). Следующий этап путешествия: СОВЕТЫ СОЧИНИТЕЛЯМ.( страницы висят).
- Авторы страниц с советами сочинителям презентуют свои страницы (Ваня, Еркеназ, Анна). Что могут добавить ребята?
- Сравните с советами в учебнике на с. 69.Читаем по цепочке.

5). Творческий этап : Мы – авторы ( висят обложки книг и чудо-дерево).
-В среду в начальной школе - конкурс стихов К. И. Чуковского. К нему Еркеназ с мамой «вырастила» чудо- дерево. Сегодня на нём выросли книжки с загадками.
-А мы подошли к последнему этапу: творческому. Вот обложки ваших книг
( авторы встают). Сегодня добавим ещё страницу в ваши книги.
- Пересаживаемся для работы в группах, открываем рабочие тетради своих групп, в которых мы работаем над этим проектом. Прошу гостей дать слово, на которое дети будут придумывать загадку.
-А гостям мы тоже дадим слово. Выберите сами того, кто вам его придумает
( если не захотят, раздаю страницы детских книг).
- Проверка работы. Загадки доработать в группах и оформить в книжку.
8. ИТОГ УРОКА.

Следующая загадка

ЧТО ЗА ЗВЕРЬ СО МНОЙ ИГРАЕТ: НЕ МЫЧИТ, НЕ РЖЁТ, НЕ ЛАЕТ, НАПАДАЕТ НА КЛУБКИ, ПРЯЧЕТ В ЛАПКАХ КОГОТКИ!

Примчались к речонке Водицы напиться В кудрявой шубёнке Четыре копытца.

Это кочка? Нет не кочка. Это бочка? Нет не бочка. Может тыква с хвостиком Забежала в гости к нам, Под крылечко юркнула И довольно хрюкнула?

Белый хвост, чёрный нос Наши тапочки унёс В уголок под кровать – И не хочет отдавать.

Жёлтый одуванчик По двору идёт, Жёлтый одуванчик Зёрнышки клюёт.

Ветер дул что было сил Только их не погасил. Долго дождик моросил – Тоже их не погасил. И теперь доволен сад, Что на всех ветвях подряд Искры сладкие горят.

Висит, висит всё лето Среди зелёных веток. Ударит гулко оземь, Когда наступит осень.

На сучках Висят шары - Посинели От жары.

Носил мальчик Зелёный кафтанчик, Стал паном- Обзавёлся красным кафтаном.

Подписи к слайдам:

ДАЛЬШЕ Ко мне очень часто заходят гости. Хотите узнать кто они? Тогда отгадайте мои загадки

В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил ОТВЕТ

Красная Шапочка ДАЛЬШЕ

Вот совсем нетрудный, Коротенький вопрос: Кто в чернилку сунул Деревянный нос? ОТВЕТ

Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах ОТВЕТ

Кот в сапогах ДАЛЬШЕ

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… ОТВЕТ

Подарит новое корыто, И новый дом, и слуг в придачу. Но если уж она сердита, С ней вместе уплывёт удача! ОТВЕТ

Золотая рыбка ДАЛЬШЕ

Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше ОТВЕТ

Всех грязнуль отчистит быстро, Всех нерях умоет чисто Умывальников начальник И мочалок командир – Знаменитый… ОТВЕТ

Он не знает ничего. Вы все знаете его. Мне ответьте без утайки, Как зовут его. ОТВЕТ

С Пятачком он ходит в гости, Любит мёд, варенье просит… Это кто, скажите вслух! Медвежонок… ОТВЕТ

Их приглашают с другом Геной На день рожденья непременно. И любит каждую букашку Забавный добрый… ОТВЕТ

«Ребята, ребята, давайте жить дружно! Не нужно ругаться и злиться не нужно, Ведь даже травинка чувствует боль!» - Поёт добродушный кот… ОТВЕТ

Не боится того, кто живёт в пруду; Не боится в лесу ночью петь на ходу; Не боится идти через речку вброд Храбрый крошка… ОТВЕТ

Следующая загадка

Предлагаю загадки про сказочных героев "Гости Бабы Яги" для детей, родителей, воспитателей, учителей, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

ВложениеРазмер
zagadki.pptx 881.73 КБ
zagadki.pptx 878.84 КБ
Предварительный просмотр:

Следующая загадка

Данный ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2010 с применением технологического приёма "Инфографика". Работа ведётся по управляющим кнопкам, для перехода на следующий слайд, нужно кликать на горизонтальные плашки-разделы.
Народные загадки способствуют развитию внимания, памяти и сообразительности.



Фокина Лидия Петровна

Фокина Лидия Петровна
Портфолио
Разработки
Блог автора

ссылки

Неограниченная бесплатная загрука материала «Презентация к уроку по теме "Загадки"» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Литературное чтение 1 класс» и представляет собой: «урок нов. материал».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации представлена работа по проекту "школьная форма моего класса".


Календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено в соответствии с ФГОС с УУД на основе авторской программы А.А. Плешакова 3 класс

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру создано на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего обр.


Презентация к уроку математики 4 класс ФГОС. Задачи на движение

Презентация к уроку математики 4 класс ФГОС. Задачи на движение.


Презентация проектов «Рассказ о слове», «Семья слов». «Составляем орфографический словарик».

активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;отрабатывать умение.


Презентация проекта. Русский язык. 1 класс

а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 1 классе на тему: «Парные звонкие и глухие согласные звуки», в соответствии с требованиями ФГОС НО.


Презентация " Каждый школьник должен знать, как проекты составлять".

Каждый школьник должен знать, как проекты составлять.Девчонки и мальчишки!А также и родители!В творческом проектеУчаствовать хотите вы?Занятие интересное,Для всех детей полезное.

Читайте также: