Леонардо да винчи человек загадка
Обновлено: 04.11.2024
Витрувианский человек — рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.
Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.
В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:
«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя — рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8.
Длина всей руки — это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа — 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.»
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.
Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи. Если человеческую фигуру — самое совершенное творение вселенной — перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величин будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…
Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1:2, 1:3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.
А можно ли говорить о золотом сечении в музыке? Можно, если «измерять» музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром формообразования (особенно в небольших сочинениях), часто на неё приходится кульминация. Это может быть также самый яркий момент или самый тихий, самое плотное по фактуре место или самое звуковысотное. Но случается и так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.
2. Сочетание искусства и науки
Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.
3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия
4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо
В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.
5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл
Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.
7. Витрувианский человек — идеал мужчины
Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.
8. Это может быть автопортрет
9. У Витрувианского человека была грыжа
Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.
10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему
11. Тело расчерчено мерными линиями
Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.
12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия
13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз
На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.
14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности
Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.
15. Оригинал эскиза редко появляется на публике
Следующая загадка
Являясь одной из самых загадочных и неоднозначных фигур своей эпохи, Леонардо да Винчи оставил после себя множество тайн. Их смысл до сих пор тревожит ученые умы всего мира. Одна из таких загадок – Витрувианский человек, карандашный набросок которого бережно хранится веками. И хотя о нем известно немало, но эксперты в области искусства уверены, что большие открытия еще впереди.
Витрувианский человек — рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах как иллюстрация для книги, посвященной трудам античного архитектора Витрувия.
Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня "Витрувианский человек" является одной из самых известных работ художника, наряду с "Тайной вечерей" и "Моной Лизой".
В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной".
Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность.
Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.
Дело в том, что художник верил в некое число «фи», называя его божественным или золотым сечением - соотношение длины к ширине приблизительно равно 1,618.
Он был уверен в присутствии этого числа во всем создаваемом в живой природе.
Лицо всемирно известной Моны Лизы идеально вписывается в золотой прямоугольник. Подобные пропорции также использованы в композиции «Тайной вечери».
Этим же соотношением пользовался при создании своих архитектурных шедевров архитектор Ле Корбюзье. Число «фи» нашло отражение в работах художника Пита Мондриана. В своих картинах его использовал великий Леонардо. Свойства золотой пропорции использовал при создании музыкальных произведений композитор Клод Дебюсси.
После Леонардо золотое сечение широко использовали в своих творениях такие художники, как Рафаэль и Микеланджело. Великолепная скульптура Микеланджело «Давид» идеально отвечает соотношению золотой пропорции
Кроме глубокого философского посыла, Витрувианский человек имеет еще и некий символический смысл. Квадрат трактуется как материальная сфера, круг – духовная. Соприкосновение же фигур с телом изображенного человека есть своеобразное пересечение в центре мироздания.
Есть одна интересная теория, согласно которой витрувианский человек Да Винчи – это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.
Следующая загадка
Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и - представьте себе! - современной нейролингвистике. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!
[ НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ.. ]Мастерская Мастера
И через пять столетий загадки и тайны гения эпохи Возрождения не перестают удивлять наших современников.
Итальянские исследователи недавно обнаружили тайную мастерскую Леонардо да Винчи. Она находится в здании мужского монастыря Св. Аннунциаты в самом центре Флоренции. Монахи из ордена Служителей Девы Марии сдавали некоторые монастырские комнаты именитым гостям. О существовании мастерской было известно давно из разных документов, известно было также, что Леонардо останавливался в этом монастыре. Но искусно запечатанные комнаты обнаружить было непросто. За распечатанной дверью оказалась лестница, датируемая 1430 годом, работы флорентийского скульптора и архитектора Мичелоццо Бартоломео. Эта лестница вела в пять комнат, в которых обитал Леонардо со своими учениками. В обители великому ученому были предложены отличные условия, поскольку он был уже знаменит. Самая большая комната с двумя окнами была спальней. Кроме нее была еще смежная потайная комната, где Мастер работал сам. Остальные комнаты служили мастерской для Леонардо и его учеников, которых было 5-6 человек. Некоторые подробности говорят о том, что в их числе был и повар.
Местонахождение мастерской было идеальным. Монастырская библиотека содержала коллекцию из почти 5000 рукописей, очень интересовавших да Винчи . Неподалеку находился госпиталь Св. Марии, где он мог заниматься анатомированием трупов.
Бесспорным доказательством того, что в мастерской занимался Леонардо , стали находящиеся в ней фрески. Они вызывают ассоциации с другими работами мастера с первого взгляда. Компьютерные исследования эти ассоциации целиком подтверждают.
Кстати сказать, семья богатого купца Франческо дел Джокондо имела в монастыре Св. Аннуциаты часовню. Вполне возможно, что именно в монастыре великий живописец повстречал жену купца, Лизу Черардини. Молодая женщина послужила художнику моделью для написания знаменитой Джоконды.
Он или она?
Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: "Тайна раскрыта!" Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что Джоконда вовсе даже и не улыбается! Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется. Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект.
Есть версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал не себя, а своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Отдельного внимания требуют мнения медиков. Стоматолог и по совместительству эксперт по живописи Джозеф Борковски считает, что
выражение лица Моны Лизы типично для людей, потерявших передние зубы. А японский доктор Накамура обнаружил поражение уголка левого глаза Джоконды и сделал вывод, что она предрасположена к сердечным заболеваниям и страдает астмой. Еще одну версию - о параличе лицевого нерва - выдвинули отоларинголог Азур из Окленда и датский врач Финн Беккер-Христиансен, который предложил обратить внимание на то, что Джоконда правой стороной улыбается, а левой гримасничает. Кроме того, он обнаружил у Моны Лизы даже симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете просто-напросто передано умиротворенное состояние беременной женщины.Говорят что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.
Мы не умеем читать!
Всем известно, что Леонардо был левшой, писал справа налево в зеркальном изображении. Ранние его записи абсолютно не читаемы, но со временем зеркальное письмо Леонардо обрело определенную форму, характерный, хотя и малоразборчивый почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его обыкновенно, справа налево. Казалось бы - ключ найден! Но неразборчивость почерка - это полбеды. Леонардо еще имел привычку писать по слуховому методу, то разделял слоги одного слова, то неожиданно слеплял несколько слов в одно. Прибавьте к этому необъятность знаний, доступных только специалистам разных областей. Все это не могло не вводить исследователей в заблуждения. Вот поэтому почти все тайны гения остаются для человечества неразгаданными.
Загадки без отгадок
Среди прозаических произведений Леонардо есть загадочные "Предсказания", представляющие собойсвоеобразную игру в загадки и разгадки. Скорее всего, он готовил их для развлечения придворного или светского общества. Леонардо давал словесное описание явления, верное отдельными признаками, которое, по возможности, расходилось с сутью описываемого. При этом самая обыденная вещь превращалась в свою противоположность. Слушатель же должен был узнать вещь и назвать ее по имени. Задача да Винчи в том и состояла, чтобы, с одной стороны, как можно больше разъединить описание признаков вещи с действительным ее обликом, а с другой - не разорвать связи между ними.
Вот, например, как Леонардо да Винчи зашифровал загадку "О запеленутых младенцах": "О морские города! Я вижу вас, ваших граждан, как женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей, и вы сможете облегчать ваши страдания и утрату свободы лишь в слезных жалобах, вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не поймете".
Нечто подобное было написано им о сосущих детях: "Многие Франческо, Доминико и Бенедетто будут есть то, что не раз поедалось другими по соседству, и пройдет много месяцев, пока они смогут говорить".
"О, сколько будет таких, которым не будет дозволено родиться", - так писал он о яйцах, из которых не вылупятся цыплята.
Во многих загадках имеется зашифрованный пророческий смысл. Исследователи считают, что некоторые головоломки им удалось разгадать. К примеру:
"Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево алой кровью" - предсказание, считают знатоки, очень похоже на создание воздушных летательных аппаратов, самолетов и вертолетов.
"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" - что это, как не предсказание изобретения телефонной, телеграфной и радиосвязи?
"Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни" - автомобили и всевозможная бронетехника.
"Много будет таких, кто будет двигаться один против другого, держа в руках острое железо; они не будут причинять друг другу иного вреда, кроме усталости, ибо насколько один будет нагибаться вперед, настолько другой будет отклоняться назад. Но горе тому, кто попадет на середину между ними, потому что он в конце концов окажется разрезанным на куски" - двуручная пила.
"Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу, используя для этого ужасного зверя" - сельскохозяйственные машины. К этому же относится и другое изречение: "Видно будет, как переворачивают землю вверх дном и смотрят на противоположные полусферы и открывают норы свирепейших зверей".
"Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами" - мячи для спортивных игр сделаны из кожи.
А вот предсказания о возможных катаклизмах, связанных с потеплением: "Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей.Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад".
Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, перед которыми исследователи теряются. Может быть, вам удастся расшифровать их? * Разверзнется: Выйдут из земли звери, облеченные в тьму, которые с удивительными наскоками будут наскакивать на человеческую породу, а она зверскими укусами, с пролитием крови будет ими пожираться.
* Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит.
* Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры. Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь. Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни.
* Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей.
* Много будет таких народов, которые будут прятать себя, своих детей и свои припасы в глубине темных пещер, и там, во мраке, они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света.
* Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте огромные змеи сражаются с птицами.
* Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники.
Поспешишь - людей насмешишь
Леонардо да Винчи никогда не спешил закончить произведение. Он считал, что незаконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была удивительной, он писал свои полотна годами. Мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - "незавершенка". Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник никогда не исправлял повреждений, словно давал право жизни вмешиваться в его творчество, что-то подправлять.
Добро = Зло
Создавая фреску "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.
Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? - удивился Леонардо .
- Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа
Изобретения гения
Леонардо был прекрасным фокусником (современники называли его магом). Он мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны - и надпись на бумаге становится черной. Чудеса, которые показывал Леонардо , настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в служении "черной магии". К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, - хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук:
Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них "дозреет". Ученые только в прошлом году, спустя пять столетий после смерти Леонардо да Винчи , сумели разобраться в проекте его самодвижущейся тележки и построить ее. Это изобретение можно смело назвать предшественником современного автомобиля.
Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая направления развития современной цивилизации. В 1499 году Леонардо для встречи французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, "заполненные лилиями". Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время! Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, - механизмы, которых не было в его время. Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это - сохранился соответствующий рисунок). Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.
Следующая загадка
(Слайд 1) Тема нашего урока "Леонардо да Винчи. Человек - эпоха. Человек - загадка", но мне бы хотелось, чтобы вы узнали о Леонардо да Винчи не только как о великом художнике, что чаще всего упоминается, но и познакомились с многогранным талантом этого человека - изобретениями, литературным наследием.
- В чем гениальность Леонардо да Винчи?
- Прокомментируйте слова Леонардо да Винчи: "Живопись в одно мгновенье должна вложить в сознание зрителя все свое содержание"
(Слайд 3) Хронология жизни
1452 15 апреля в Тоскане появился на свет незаконнорожденный сын нотариуса и местной крестьянки Катерины.
1467 В возрасте 15 лет поступает подмастерьем к знаменитому флорентийскому живописцу и скульптору Андреа дель Верроккио.
1472 Получает звание мастера живописи и пишет свою первую картину - "Благовещение".
1481 Первый большой заказ Леонардо - алтарный образ "Поклонение волхвов" для монастыря, находящегося в окрестностях Флоренции.
1482 Переезжает из Флоренции в Милан.
1495 Герцог Лодовико Сфорца, правитель Милана, заказывает Леонардо фреску "Тайная вечеря" для монастыря Санта-Мария делле Грацие.
1499 Вторгшиеся в Милан французы свергают Сфорца, и Леонардо возвращается во Флоренцию.
1503 Начинает работу над портретом ("Мона Лиза"), который станет одной из самых знаменитых картин в истории живописи.
1506 Вновь переезжает в Милан.
1513 Обстановка в Милане обостряется, и Леонардо направляется в Рим, надеясь получить работу при папском дворе.
1516 Не получив заказов от папы, принимает предложение короля Франции Франциска I и переезжает во Францию, где проводит последние годы своей жизни.
1519 Умирает 2 мая, в возрасте 67 лет, в усадьбе Клу, неподалеку от королевского замка Амбуаз в долине Луары.
- Какой случай помог отцу Леонардо убедиться в художественном даровании сына?
(Слайд 4) Воплощением ренессансного идеала совершенства, красоты, одухотворенности стала Мадонна. Слово "Мадонна" в переводе означает - "Моя госпожа". Перед вами картины: "Мадонна Бенуа", "Мадонна Лита", "Мадонна с гранатом", "Мадонна", "Мадонна в скалах", "Мадонна с гвоздикой", "Благовещение".
(Слайд 5) Что объединяет эти два полотна? - Картины Леонардо да Винчи в Эрмитаже.
"Мадонна с цветком", или "Мадонна Бенуа", была написана Леонардо да Винчи около 1478 г. во Флоренции. Это небольшая картина скромного камерного плана. Художник берет тему, много раз разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками. Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Но художники XV в. еще чего-то недоговаривали в своих произведениях, их мадонны казались скованными в движениях и чувствах, сохраняли в своем облике остатки условности.
Вторая картина Леонардо да Винчи, хранящаяся в Эрмитаже,- "Мадонна Литта" - закончена несколькими годами позже. На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение.
(Слайд 6) Леонардо да Винчи - Непревзойденный мастер живописи
(Слайд 7) и графики.
(Слайд 8) Битва при Ангиари
В 1508 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо Веккио во Флоренции - на сюжет состоявшейся в 1440 году битвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану. В 1504 году Микеланджело получил аналогичный заказ на фреску "Битва при Кашине", посвященную победе флорентийцев над пизанцами в 1364 году. Начавшееся соревнование двух титанов Возрождения, в конечном счете, не состоялось. Леонардо вновь решил применить экспериментальную технику, но его краски не легли на грунт, и в 1506 году он бросил эту работу. Микеланджело, приглашенный в 1505 году в Рим папой Юлием, также прекратил работу. К счастью, сохранились копии рисунков как Леонардо, так и Микеланджело.
(Слайд 9) Тайная вечеря. Какой библейский сюжет был взят за основу?
Леонардо да Винчи выбрал для изображения момент после роковых слов Иисуса: "Один из вас предаст меня". Вместо религиозного таинства художник передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого апостола, пораженного словами Учителя в самое сердце.
(Слайд 10) Технические чертежи
Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени - например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей. Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирается в сосуд, а когда тот окажется переполненным, начинает выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, "немедленно проснется, чтобы приступить к делам". Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.
- Поперечное сечение черепа
- Плод в чреве матери
- Описание клапана правого желудочка сердца
- Стеклянные модели органов
- Атеросклероз
- Очки
- Законы филлотаксии (расположение листьев на стебле)
- Законы гелиотропизма и геотропизма (влияние солнца и гравитации на растения)
- Определение возраста растений (по структуре стебля); возраст деревьев (по годовым кольцам) и геологии:
- Карта Северной Италии
- Объяснение морских отложений, найденных в горах Италии
- Инструмент для измерения интенсивности света
- Закон инерции (позднее 1 закон Ньютона)
Механическая пила; механическая колесница; машина для пробивания отверстий в заготовках и чеканки монет; конструирование каналов, шлюзов, плотин; землечерпалка; домкрат; подъемный кран; насос с центрифугой; шлифовальная машина; масляная лампа; цепная передача; прядильный станок; летательная машина; парашют; спасательный круг; будильник; водоходы:
- В чем гениальность Леонардо да Винчи?
- Прокомментируйте слова Леонардо да Винчи:
- "Живопись в одно мгновенье должна вложить в сознание зрителя все свое содержание"
- Среди его рукописей сохранились притчи.
Сказка-притча "Орешник и Вяз" рассказывается о самодовольном Орешнике, который был горд своим урожаем и потому с пренебрежением относился к своему соседу и был готов сжить его со света. Но случилась беда: мимо проходили солдаты, они сорвали спелые орехи, поломав при этом ветви. А Вяз, вместо того чтобы радоваться, посочувствовал присмиревшему Орешнику. После чего тот еще долго сокрушался и залечивал раны, а добрый Вяз продолжал разрастаться.
"Бритва" Леонардо да Винчи рассказывает о бритве, которой не было равных ни в красоте, ни в мастерстве, но вот она предается самолюбованию, с гордостью говоря о своей красоте и способностях, и уходит от заботливого цирюльника, который ее холил и лелеял, заботился и содержал в порядке. Посчитав, что ей не место в "какой-то цирюльне", она уходит на мир поглядеть, да себя показать. Но прошло время, и беглянка обнаружила, что её когда-то нежное, начищенное до блеска лезвие из-за дождей и отсутствия ухода, но главное из-за того, что она, больше не трудилась, покрылась ржавчиной и не отражала больше солнечных лучей, как когда-то, она никому не была нужна:
Осознав свою ошибку, Бритва принялась горько плакать и сожалеть о том, что поддалась соблазну. Но было уже поздно!
В конце текста автор открыто поучает: "Та же участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но не развивает и не совершенствует свои способности, а чрезмерно возносится и предается самолюбованию".
И ведь действительно, это так: самонадеянная Бритва желала невозможного и не понимала, что лучше, чем у брадобрея, ей не будет нигде. А она пренебрегла своим предназначением служить людям, приносить радость и им и себе, а отдалась в руки губительному самолюбованию, от которого нет никакой пользы. Наоборот, она принесла вред только себе.
То же в жизни происходит и с талантливыми людьми, которые чрезмерно возносятся, считая, что они достигли вершины совершенства, останавливаются в своем развитии, и как следствие этого гибнут.
"Камень и дорога". В ней рассказывается о камне, который, оставшись в одиночестве после гибели веселого соседа-ручейка, покинул свое родное, спокойное, привычное место на вершине холма, решив, что от трав и цветов "проку нет, разумнее жить бок о бок с собратьями на дороге, где жизнь бьет ключом". Скатившись вниз, он оказался в дорожной толчее, где его грубо отталкивали в сторону, топтали, пачкали коровьим пометом. И камню оставалось только мечтать о возвращении назад. Куда девалась его былая красота? Теперь он мечтал о былом покое, и даже одиночество было ему желанно, но это было уже невозможно! Автор подводит нас к мудрости, известной пословицы: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".
Загадки Леонардо да Винчи.
В литературе Ренессанса появляется жанр загадок-пророчеств, которые использовал Леонардо да Винчи для развлечения двора Лодовико Моро. Например:
1. Вещь, которая тем больше будет расти, чем больше у нее будут отнимать (яма)
2. Можно будет увидеть формы и фигуры людей и животных, которые будут следовать за этими животными и людьми, куда они ни побегут (тени)
3. Люди будут ходит и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет; будут слышать того, кто не говорит (сон)
4. Человеческий род дойдет до того, что один не будет понимать речи другого (т.е. немец - турка)
5. Будет великое множество тех, кто, забыв о своем бытие и имени, будут лежать на останках других мертвецов (сон на птичьих перьях).
Проверка знаний. Работа по карточкам. (Приложение1)
- Выполнить анализ картины "Джоконда" (Мона Лиза)
- Составить рассказ на тему: "Что я знаю о картине "Джоконда"
- Прочитать биографические сведения о Рафаэле Санти.
(Слайд 16) Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно.
Да все его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и последующим поколениям останется.
Читайте также: