Кроссворд русские народные загадки

Обновлено: 22.11.2024

Бьют меня палками, трут меня камнями,
Жгут меня огнем, режут меня ножом.
А за то меня так губят, что все меня любят.

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.

Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что зеленая.
О чем они вели разговор?

Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.

Стоит дуб, полон круп,
Пятачком покрыт.

Стоит старик над водой,
Трясет бородой.

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко.

Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.

Не море, не река, а волнуется.

(Поле с колосьями)

Золотые горы растут в летнюю пору.

Одно бросил – целую горсть взял.

Загадки о животных

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.

Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

По земле ходит,
Неба не видит,
Ничего не болит,
А все стонет.

Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем.

Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?

Крылья есть, да не летает,
Ног нет, а не догонишь.

В тесной избушке
Ткут холст старушки.

Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?

Летит – воет,
Сядет – землю роет.

Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?

В болоте плачет,
А из болота не идет.

Два раза родится,
Один умирает.

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Снизу полотенце.

С бородой родится,
Никто не дивится.

Шерстка мягонька,
Да коготок остер.

На сене лежит,
Сама не ест
И другим не дает.

Не елка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.

Летом гуляет,
А зимой отдыхает.

Драчун и забияка,
Живет в воде.
Когти на спине —
И щука не проглотит.

Кто на себе лес носит?

Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная…

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы – зеленые…

Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет – это…

Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый…

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый…

Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый…

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…

Загадки о человеке

Носить легко,
А считать трудно.

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.

Кто ходит утром на четырех ногах,
Днем на двух,
А вечером на трех?

Один говорит,
Двое глядят,
Да двое слушают.

Живет мой братец за горой,
Да не встретится со мной.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.

Всю жизнь ходят в обгонку,
Да обогнать друг друга не могут.

Всегда во рту,
Да не проглотишь.

Деревяшка везет,
Костяшка сечет,
Мокрый Мартын заворачивает.

(Ложка, зубы, язык)

Двое ходят,
Двое смотрят,
Двое помогают,
Один водит и приказывает.

(Ноги, глаза, руки и голова человека)

Загадки о явлениях природы

Дедушка мост мостит без топора и без ножа

Шел долговяз в сыру землю увяз

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает

Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.

Рукава есть у меня, Рук хотя и нет.
И хоть я не из стекла,
Я, как зеркало, светла.
Кто я? Дай ответ!

По серебряной дороге
Мы отправились в поход.
Остановимся на отдых,
А она себе идет.

Не взять меня и не поднять,
Не распилить пилой,
Не вырубить и не прогнать,
Не вымести метлой,
Но только мне придет пора —
Сама уйду я со двора.

Один идет, другая пьет,
А третья питается.

(Дождь, земля и трава)

Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.

В горах блуждаю за тобой,
Откликнусь я на зов любой.
Все меня слыхали, но зато
Не видал еще никто.

Что идет, не двигаясь с места?

Виден край, да не дойдешь.

Шуба нова, а на подоле дыра.

Ты за ней, она от тебя.
Ты от нее, она за тобой.

Что вниз вершиной растет?

В воде не тонет и в огне не горит.

Сам без рук, без глаз,
А рисовать умеет.

Без рук, без ног,
А в избу лезет.

Красное коромысло над рекой повисло.

Не вода и не суша.
На лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.

Серое сукно тянется в окно.

Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь – и прятаться начнут.

Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет.

Не стукнет, не брякнет, а сам придет.

Горя не знаем, а горько плачем.

Меня бьют, ворочают, режут,
А я молчу да всем добром плачу.

Заревел вол за сто сел, за сто речек.

Чего в сундук не запрешь?

Голубая простыня весь свет одевает.

Сестра к брату в гости идет,
А он от нее прячется.

Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Но кто же это?
Вот вопрос!
Все это делает…

Следующая загадка

Предлагаю подборку загадок по русским народным сказкам для детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен родителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования детей.

Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:
Обучающие. Учить детей концентрировать внимание, мобилизовывать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос.
Развивающие. Развивать смекалку, умение понимать иносказательный язык.
Воспитательные. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, к чтению сказок.

Предварительная работа: Оформление в группе книжной выставки "Русские народные сказки", чтение детям русских народных сказок, обсуждение содержания, выяснение, чему учит та или иная сказка, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультфильмов, поставленных по сказкам.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Наверное, каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и злобных чудовищах. И точно так же каждый из нас будет читать подобные сказки своим деткам. А что такое сказка, и для чего она нужна?

В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими (сочиненные конкретным автором) и народные (сочиненные многими людьми).
Существует также известная классификация сказок по их содержанию:
Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.
Сказки о животных. Здесь главные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".
Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Каша из топора","Барин и плотник", "Мужик и поп".

Следующая загадка

Махотка маленька, Кашка сладенька. Два конца, Два кольца, Посередине – гвоздик. Шёл долговяз, В сыру землю увяз. Четыре брата на свете: Два меньшие впереди, Два большие позади, Спешат, бегут, Друг друга не догонят. Стучит, гремит, вертится, Никого не боится, Считает свой век, Сам не человек. Без окон, без дверей Полна горница людей. По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. Скручен, связан, По избе пляшет. Есть крылья - не летаю, Ног нет, а гуляю, По земле не хожу, На небо не гляжу, Звезд не считаю, Людей не знаю. с а ч а б р ы о в ц ц е р у г н о ж н и ы ь д ж д к и в е а с ё л о р е х 9 6 5 1 2 8 7 3 4 Выход

Следующая загадка

Автор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Описание материала: Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Может быть использован учителем во внеклассной работе, при закреплении темы «Устное народное творчество» на уроках литературного чтения в начальной школе.
Отгадав все слова, по вертикали в желтых клетках кроссворда можно прочесть новые слова и узнать, какие бывают сказки.
Цель: Закрепление знаний о русских народных сказках.
Задачи:
Развивать мышление, воображение, память, познавательные способности обучающихся.
Воспитывать интерес к чтению, к устному народному творчеству.

1. В какой сказке герои жили вместе в одном домике, пока его не разрушил медведь?
2. Кто смог прогнать лису из зайкиной избушки?
3. С помощью какого инструмента коту удалось спасти петуха?
4. Кто был обманут лисой, которая притворилась мертвой и выбросила с воза всю рыбу.
5. Кто в одной из русских народных сказок обманул медведя и оставил его голодным?
6. Имя медвежонка из сказки «Три медведя».
7. Назовите овощ, который смогли вытянуть из земли дед, баба, внучка, собака, кошка и мышка.
8. Как звали мальчика, который не послушался своей старшей сестры и стал козленочком.
9. Кто в одной из русских народных сказок потчевал лису окрошкой?
10. Героиня сказки, которая боялась тепла и растаяла, прыгая через костер.
11. Какой герой сказки говорил слова «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел?»
12. Герой сказки, которому говорили слова: «Не садись на пенек, не ешь пирожок».
13. Кем была лягушка, поймавшая стрелу?
14. Кто помог героям сказки вытянуть репку?
15. Как звали главного героя сказки, который поймал щуку, и она исполняла все его желания?
16. У чего «Глаза велики».
17. Кто из обитателей болот стал женой царевича?
18. Назовите имя героини русской народной сказки, которая пошла с подружками в лес по грибы да по ягоды, заблудилась, и пришла к избушке медведя.
19. Герой сказки, который лопнул от хохота.
20. Ряба, которая снесла золотое яичко.
21. Герой русской народной сказки, которому принадлежат слова: «Битый небитого везет, битый небитого везет».

Ответы к кроссворду:

1. Теремок
2. Петух
3. Гусли
4. Старик
5. Мужик
6. Мишутка
7. Репа
8. Иванушка
9. Журавль
10. Снегурочка
11. Колобок
12. Медведь
13. Царевна
14. Мышка
15. Емеля
16. Страх
17. Лягушка
18. Маша
19. Пузырь
20. Курочка
21. Лиса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о явлениях природы, растениях, животных и т.д

Загадки От реки и до реки Мостик разноцветный Кто же мостик замостил И на небо поместил? (Радуга, солнышко, дождик) Сидит девица, И ткать и шить мастерица. Ниток напряла Удержать их не см.

Русские народные загадки о домашних животных.

Народные приметы о живой и неживой природе по сезонам, пословицы, поговорки, загадки о природных явлениях, сведения из народного календаря.

Народные приметы о живой и не живой природе по сезонам.

Русские народные загадки

Загадки развивают у детей представление о предметах и их признаках.

Русские народные загадки дидактическая интерактивная игра.

Люди начали придумывать и загадывать загадки ещё с древних времён. Многие из них дошли до наших дней, однако отгадать их сейчас не так просто. Ведь за много столетий изменился и окружающий мир, и обра.

Картотека "Русские народные загадки"

Читайте также: