Кронштадт тайны и загадки

Обновлено: 24.12.2024

Стена из утонченной полигональной кладки, явно не вписывающаяся в общую картину Петровской эпохи, не давала покоя даже после поездки в Кронштадт. Информация о ней в предыдущей статье «Загадочная стена на острове Котлин» показалась мне не совсем законченной. Мне показалось, я не совсем полно дал фотоинформацию о самой кладке. Поэтому уже через неделю еще раз съездил в этот прекрасный городок.

Кронштадт в середине октября, представший во всей золотой осенней красе, не мог не очаровать.

Спустившись с этого места к стене, я заснял разрушенный участок стены, который от любопытного взгляда укрыт легким металлическим заграждением. Подойти к этому месту не легко. Можно соскользнуть с отвесной стены за ограждением в воду. Но попытка удалась, что позволило убедиться, сами элементы стены – это не тонкие пластины, а довольно внушительные гранитные монолиты.

Ну и уточню высоту стены. Я определял ее высоту на глаз в 2,5 метра. Но когда спустился к основанию, то стало ясно, что видимая ее часть около 3,5-4,0 метров высотой. Это видно на фотографии. Непонятно, также какой участок еще уходит под землю.

При ближайшем рассмотрении также в разломе хорошо видна внушительная толщина элементов кладки.

Следующая загадка

Наверняка каждый Петербуржец или же гость Северной столицы бывал в Кронштадте. Приезжал на машине, на автобусе, с экскурсией. Посещал Якорную площадь, отреставрированный Морской собор, гулял по парку и выходил на набережную Финского залива.

Но уверена, что большинство посетителей не бывали в фортах Кронштадта. Возможно кто-то спросит, что же такое форт или что там такого интересного? Но обо всем этом по порядку.

Однажды вечером мне позвонила подруга с вопросом, не хочу ли я покататься на лодочке по рекам и каналам Санкт-Петербурга. На что я ответила, что с моей морской болезнью я принимаю пилюлю от укачивания только в том случае, если водная прогулка - это что-то новое и исключительно интересное. Поэтому предложение было отвергнуто, но спонтанным образом мы пришли к идее покататься на катере вокруг фортов и маяков Кронштадта.

Цена, конечно, была немного кусачая. 2250 руб за 3 часа. Но тот восторг, который мы испытали ,стоит этих денег втройне.

К 8.00 мы приехали в день «Х» на форт «Константин». С дамбы есть как раз удобный съезд. На парковке оставили машину и пошли на причал.

Там нас ждал небольшой прогулочный катер, экскурсовод и нашла экскурсионная группа из пяти человек. Приключение началось!

Сначала мы отправились на форт Милютин. Там, можно было зайти внутрь и на крышу. Кстати, недавно его сдали в аренду и началась тотальная реконструкция. Помещения, ни смотря на возраст, в неплохом состоянии, есть пара фотовыставок и даже комната с эхо.

Следующая загадка

Вокруг загадок северной Пальмиры давно идут обсуждения среди исследователей и приверженцев альтернативной истории. Даже если касаться только официальных точек зрения историков, то и здесь странностей хватает. Один из главных вопросов: почему Петр I выбрал именно это болотистое место для закладки города?

А если внимательно присмотреться к архитектуре, то возникает еще один важный вопрос: почему старые здания имеют такую конструкцию с подвальными и полуподвальными этажами? Это не смотря на частые наводнения вплоть до настоящего времени. Там все нужно было строить на насыпях!

Вряд ли я со 100% достоверностью отвечу на эти вопросы, но попробую предложить некое объяснение этим странностям.

Начну с наблюдения моего знакомого единомышленника:

Барельеф «Заведение флота в России» на здании Адмиралтейства, в Санкт-Петербурге. Кликабельно

Автор: ]]> Иван Иванович Теребенёв ]]> (21 мая 1780 Санкт-Петербург — 28 января 1815)

Посмотреть весь барельеф на видео:

Что видно на барельефе? Изображена Пертопавловская крепость, на заднем фоне, которая находиться на возвышении и здание с круглой крышей за главным Петропавловским собором. Всё логично с точки зрения обороны. Обороняться логичнее и выгоднее с высоты, а не на том уровне на котором сейчас находятся её стены! Т.е. автор изобразил уровень воды Невы намного ниже стен и оснований зданий.

Возможно, грунт который засыпал дома попал и в Неву! Из-за чего уровень воды в реке поднялся! Правильно или есть другие мнения? В любом случае, ракурс Петропавловской крепости выбран странно.

Что видел мастер нам не узнать. Но пусть кто-то пояснит, кто отобразил на барельефе (как видно, без крестов), Великокняжескую усыпальницу? Ведь она появилась в проекте через 90 лет после смерти мастера!

]]> Великокняжеская усыпальница ]]> — усыпальница некоронованных членов российского императорского дома, расположена в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором.

Здание Великокняжеской усыпальницы было возведено по проекту, составленному архитектором Д. И. Гриммом в 1896 году. Реализация проекта осуществлена в 1897-1908 годах архитекторами А. И. Томишко и Л. Н. Бенуа. С 1908 по 1916 год в ней были погребены тринадцать членов императорской фамилии (восемь захоронений перенесены из Петропавловского собора).

Схема Петропавловской крепости 18в. Великокняжеской усыпальницы нет.

Или Теребенёв И.И.- не автор барельефа и барельеф существовал задолго до него или…? Возможно, авторство многих работ, строительство зданий, приписывали к деятелям того времени, но не всегда сверяли даты. Это вопрос из той же темы: а стоил ли Монферан Исаакий или только восстанавливал? Делайте выводы сами.

Отдельная тема про странный символизм – изображения двуногих змеелюдей. Которых часто можно увидеть на греческих фресках, настенных картинах и сосудах. Дань моде или…?

Даже если предположить, что по какой то необходимости, «реставраторы» долепили изображение, то с таким мнением можно думать о фальсификации абсолютно всех предметов истории! Не беря в расчёт «оцифрованные» изображения!

Следующая информация, возможно, поможет ответить на вопрос про уровень воды в Финском заливе и про неудачный выбор места для города.

Нева текла в другую сторону? Идрография 1627 года

Надо отметить, что Котлиным озером называли Финский залив.

И в самом деле, глубины Финского залива не предназначены даже для осадок кораблей 18в. Глубины – как в мелководном озере, как в Ладожском, например. И выбор Петра I в пользу строительства города на этом месте (по официальной истории) – очень странный. Чуть западнее по берегу глубины уже достаточны для судоходства. А так, приходилось морские суда того времени разгружать в Кронштадте и небольшими баржами, лодками доставлять груз в С-Петербург. Причем, стоимость доставки груза с острова была практически равна стоимости доставки товаров морем с Европы.

Глубины Финского залива

Лишь недавно были проложены подводные каналы для прохода морских судов в Неву.

Финский залив в районе острова Котлин обозначен как Восточное озеро

Возможно. Совсем недавно, эта территория была иная по гидрологии. Произошло катастрофическое и город пришлось восстанавливать. Историю переписали.

Кроме версий потопа и выпадения грунта сверху, предложу такую гипотезу:

В геологии известен ]]> Балти́йский щит ]]> (Фенноскандина́вский щит) — массивное складчатое поднятие на северо-западе Восточно-Европейской платформы.

По причине его поднятия г.Нарва сейчас далеко от береговой линии:

Найдите Нарву на карте и убедитесь. ]]> Подробнее ]]> про это

Копорье было расположено у моря:

]]> Подробнее ]]> . По прямой до Финского залива сейчас 12км

Это поднятие проивилось в следующем геологическом образовании: Балтийско-Ладожский глинт? Это уступ, высотой до 56м, который тянется вдоль южной части Балтийского моря. Вот подробнее его ]]> описание ]]> :

Балтийско-Ладожский уступ, также Балтийско-Ладожский глинт (дат. Klint — обрыв, уступ) — природное образование, уступ, тянущийся на протяжении приблизительно 1100—1200 км от шведского острова Эланд через острова и материковую территорию Эстонии и Ленинградскую область до Ладожского озера. Наиболее ярко уступ выражен на территории эстонского уезда Ида-Вирумаа, где его высота достигает 56 метров.

Уступ, будучи естественной преградой, нередко использовался в качестве укрепления; на глинте выстроены Староладожская крепость, крепость Копорье, крепость Ям в Кингисеппе, Ивангородская крепость, старый Таллин. Из известняков, добытых на уступе, была сложена также крепость Орешек. Перепад высот глинта использован при строительстве фонтанов Петергофа и позволяет фонтанам работать от воды, текущей самотеком.

Происхождение глинта до конца не выяснено, принято считать его берегом древнего моря, образовавшегося около 11 тысяч лет назад в результате схода ледника. Однако существование этого моря пока не доказано, на его дне отсутствуют морские отложения, относящиеся к данному периоду времени, неясно, где проходила северная граница этого моря

Виден старый берег моря

Риф. Вигрунд. Балтийско-Ладожский уступ.

Вывод автора этой статьи: Леса внутри балтийского глинта, как оказалось, напрочь лишены слоев перегноя, неизбежно бывших бы при условии тысячелетнего возраста лесов. Мы видим лишь зачатки такого слоя, в среднем от 1 до 5 см и не превышающего локально порога в 10 см. Насколько убедительным доказательством для официальных историков будет данный факт не берусь судить, но лично для меня данный факт из числа убийственных. Скорее всего, датируя образование лесов этих мест со всей присущей этим лесам флорой и фауной, речь нужно вести о паре-тройке столетий, что подтверждает предположение о том что в этих местах еще примерно 500 лет назад было морское дно.

Так вот, исходя из этой информации, очертания береговой линии Балтики сильно поменялись за исторический период. Вполне возможно, что из пучины поднялся древний С-Петербург и данным событием воспользовался Петр I. Либо, наоборот, территории опустились и город стало топить нагонной водой из залива. Или все засыпало глиной и поднялся уровень Невы и Финского залива. В любом случае, если Петр I и выбирал это место под строительство города, то оно было тогда иным…

Следующая загадка

Я мало что тогда увидела в этом городе
Екатерининский сквер

адмирала Беллинсгаузена – военного губернатора Кронштадта

уточек

Адмиралтейство

инопланетянина

очень злую собаку

пляж с видом на форт Пороховой

симпатичную пушистую паутинку

и просто шикарный Морской Никольский собор! Только ради него уже стоило туда съездить, пусть и ненадолго!

Он поразил меня своим великолепием и убранством! Светлый, величественный, с мощнейшей энергетикой, невероятной красоты Храм! Уезжать не хотелось. Но я чувствовала, что когда-нибудь снова вернусь сюда. И не один раз. Загадки этого города, как и всего, что связано с именем Петра, словно магнитом будут притягивать меня все сильнее и сильнее. И я не ошиблась.

Правда, второй раз это уже была обычная скучная экскурсия. Нам показывали стандартный набор достопримечательностей, по которым водят туристов.
- Вот, смотрите,- рассказывала гид - это город-крепость, заложенный самим Петром Первым!

А это - юные моряки Кронштадта. Идут на учебу

А это - камень на месте разрушенного в 1932 году Андреевского собора

Памятник горшку с кашей

Каменная карта острова Котлин

Большое ухо для загадывания желаний

Кронштадское Адмиралтейство

24-фунтовая пушка на берегу Итальянского пруда. Напротив Голландской кухни

Якорь. Здесь вообще много-много пушек и якорей

Памятник блокадной колюшке

Итальянский дворец (Морское инженерное училище императора Николая I), или, как его еще называют, Меншиковский дворец

Памятник влюбленному в море Айвазовскому на Макаровской набережной

Последний деревянный маяк в мире. 1888 год. На пирсе около входа в Петровский канал

Петровская пристань



Петровский парк

Памятник Петру

Памятник вице-адмиралу Макарову

Якорная площадь

Вечный огонь

Собор Мореходов - самый красивый собор России

снаружи

и внутри




И, конечно же, ворота Петровского дока, построенного в 1752-ом году. Видите, надпись!


А сам док? Нет, его не показали. В общем, как всегда. Рассказывали обо всем, кроме самого интересного!

"Уникальный, как сказали бы в наше время, инновационный для своего времени сухой док протянулся на два с лишним (!) километра. Длина ремонтного канала составляет почти четыреста метров, ширина — около тридцати метров, а глубина — около двенадцати. Когда-то док мог принимать до пяти (!) кораблей одновременно, что являлось предметом зависти многих европейских судостроителей. Удивительно ровная кладка стен за триста лет прекрасно сохранилась, хотя нельзя не признать, что воздействие на нее воды было колоссальным. Сохранился до наших дней и центральный механизм дока — шесть двойных шлюзовых ворот. Интересно, что система удержания и спуска воды, которая была установлена в 1747 году, нормально работала даже в начале 2000-х. Бассейн Петровского дока в Кронштадте и сегодня является украшением города, а вот доковые сооружения, к сожалению, находятся в плачевном состоянии, хотя вид имеют довольно внушительный."

Именно гигантские размеры, необычная кладка и потрясающий уровень подгонки гранитных плит и привели меня сюда еще раз. Странно, но о строительстве уникального гидротехнического сооружения петровской эпохи почему-то нигде нет информации. Это не отражено ни в гравюрах, ни в чертежах, что уже само по себе вызывает вопросы. Вон, у Александровской колонны. Количество рисунков, чертежей и других её изображений и процесса изготовления и установки, только вдумайтесь, - несколько сотен графических листов. А тут - ни-че-го! Ни одного рисунка! Эээ, а где же штатный рисовальщик, как было принято в те времена? Где видовые акварели и рисунки, посвященные всем этапам проектирования и осуществления работ по сооружению, чтобы никто не сомневался? Ну, хотя бы вот такие!

В петровские времена фотоаппаратов еще не было, поэтому рисовали всё! Каждый момент! Каждую деталь! У меня в голове не укладывается, когда Монферан проектировал и строил Александровский столп и Исаакий, если только рисовал и рисовал! Словно на компьютере.

Поймала себя на мысли, что в Кронштадте много всего петровского: Петровский канал, Петровский док, Петровский овраг. Интересно, а полигональную кладку дока тоже Петр проектировал.

Странное дело, когда речь заходит о Куско или Саксайуамане в Перу, то все без исключения восхищаются и изумляются удивительной и невозможной кладке инков. Говорят о даре Богов. О космических технологиях. А тут, чем хуже, а? А ведь когда возводили этот огромный, целиком облицованный гранитом док, на дворе шел всего лишь тысяча семисотый с хвостиком год! Я просто напомню, что Кронштадт был основан в 1704г. Никаких роботизированных станков с ЧПУ по обработке камня в помине еще не было. И фрез по граниту. И автоматизированных линий. Зато были кирка и молоток. Ну да, ими и строили.

И трехгранные внутренние углы в твердом граните. Идеально правильные, одинаковые и неясно для чего приспособленные. И декор верхней кромки доковой стены. И первые секции лестниц из цельных кусков гранита. Абсолютно непонятно, зачем было создавать себе такие сложности в изготовлении первой секции – ведь остальные секции лестницы изготовлены из составных гранитных блоков, что гораздо проще. И вообще, весь этот исполинского масштаба и облицованный гранитом док! С его мудреной полигональной кладкой. Не, а что такого. Привезли камней, доработали их напильниками, да и сложили фигурно. Уголок к уголку.

Стена в районе ул.Кронштадского Шоссе и ул.Зосимова

вблизи

а вот еще

и еще

Та самая уникальная лестница. Вид сбоку

Первая секция - бесшовная! Это монолит. с резкой камня в трех проекциях!

А вот остальные секции - обычные. Бордюры отдельно. Ступени - отдельно.

Вот такая обработка.

Декор верхней кромки доковой стены. Зачем? Зачем все эти трудности изготовления сугубо технического сооружения?

Трехгранные углы в граните. Для чего.

А вот и сам док изнутри. Вернее, его маленькая частичка

Грандиозно, правда? И все сделано лишь киркой и молотком.

Но если серьезно, я пока что не нахожу всему этому гранитному безумию объяснения. Если только это не каменное литье. Похоже, мне сюда еще нужно будет вернуться.

Читайте также: