Консультации для родителей как загадки развивают ребенка
Обновлено: 24.12.2024
В настоящее время, в современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок помогает активизировать словарь детей, закреплять умение выделять главные признаки предметов. Загадки способствуют развитию любознательность у детей, воспитывает интерес к родному языку. Они заставляют ребенка вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся необыкновенными, а значит, помогают развивать чувство юмора ребенка, а так же мыслить творчески и нестандартно. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие характерные признаки предметов или явлений. Загадки развивают у детей дошкольного возраста память, сообразительность и воображение.
Отгадать загадку – значит найти решение логической задачи, произвести сложную мыслительную операцию.
Чтобы отгадать загадку,нужно:
1) Произвести анализ (выявление всех признаков,
2) Синтез (объединение признаков в единое целое).
Поэтому загадка занимает особое место по развитию детского мышления. По словам К. Д. Ушинского, она доставляет уму ребенка полезное упражнение.
Роль загадки в жизни детей дошкольного возраста:
• Отгадывание и загадывание загадок формирует у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений;
• Оказывает на ребенка эстетическое влияние. Эстетическое значение народных загадок заключается в том, что загадки привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.
• Оказывает влияние на развитие речи детей;
• Обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
• Помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме, анализируя её.
Таким образом, ценность загадки в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста неоспорима.
Загадка становится дидактическим средством обучения детей.
Виды загадок с примерами.
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок)
Серая шейка, Жёлтый носок, Плавает в речке, как поплавок (уточка)
2. Загадки-рифмовки. Отгадывать которые легче, ведь нужное слово так и просится на язычок. Они способствуют развитию интеллекта ребенка, пробуждают фантазию и воображение, а так же, помогают получить первые представления о рифме.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
3. Загадки-обманки тоже рифмуются. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее слово в рифму — получится смешная отгадка. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще способствует развитию чувство юмора.
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это. (мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает. (корова, обезьяна)
4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Отгадка может подразумеваться из-за двусмысленного содержания вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир (Зубы и язык)
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (Месяцы)
Методика работы с загадками
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать за окружающим миром, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть все вокруг в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Во время разгадывания загадки необходимо учитывать некоторые методические рекомендации. Загадки должны соответствовать возрасту и развитию ребёнка, то есть быть доступными для восприятия. Чем больше знают о предмете или явлении природы дети, чем конкретнее и точнее знают об указанных их признаках.
Публикации по теме:«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Консультация для родителей Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться.
Консультация для родителей «Роль отца в воспитании» Психологи убеждены, что дети любого возраста нуждаются в любви и внимании отца и считают, что, даже если отец будет ежедневно уделять ребенку.
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей"Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников" Предлагаемая программа включает в себя представление.
Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников» «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников". Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим.
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников» «Роль семьи в воспитании дошкольников» Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы.
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Патриотическое воспитание, интерес к духовному.
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании трудолюбия у дошкольников» Одна из основных функций семьи — воспитание детей. Для семейного воспитания правомерно прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений.
Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка» Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение,.
Следующая загадка
Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей» | 46 КБ |
Следующая загадка
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Любую из них можно безошибочно узнать "в лицо", при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалкой
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_zagadki.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Загадка, как средство речевого развития
детей дошкольного возраста»
Воспитатель : Борисова Л.А.
Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой. Загадка является эффективным средством коррекции психических процессов детей с ОВЗ.
- 1. Влияние загадок на развитие речи детей-дошкольников
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Загадки можно использовать и в завершении деятельности. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), задержку психического развития (ЗПР) , т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) ;
- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое) . Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д. ) Дошкольники с ОВЗ испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОВЗ.
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания) . В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д. ) . Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы. Потом их использовать в работе: на занятиях, в игре.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Загадки как средство развития познавательной
деятельности детей дошкольного возраста»
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Это объясняется как самой природой загадки, требующей иносказания, сопоставления, точности в употреблении слова, так и малыми размерами жанра, в котором каждый языковый элемент должен нести большую смысловую и изобразительно-выразительную нагрузку.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным средством нравственно-патриотического воспитания.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки. Загадки в концентрированной, почти в символической форме отражают детский опыт познаний действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире – тайна, в которую ему еще предстоит проникнуть, загадка, которую еще надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих». (Д. Родари)
Загадка вызывает у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Например, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета:
«Два кольца, два конца, посередине гвоздь». (Ножницы); на то, из чего сделан предмет: «Поля стеклянные, межи деревянные». (Оконная рама); на назначение предмета: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». (Часы).
Некоторые загадки показывают предмет в действии: «Кланяется, кланяется, придет домой – растянется». (Топор).
Загадки о средствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость, и способ передвижения предмета, особенности звучания: «Летит, как стрела, жужжит, как пчела». (Самолет).
Многое детям могут рассказать загадки о животных. Об их величине: «Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок». (Белка); о частях тела: «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица». (Козел); о форме глаз, длине ног, ушей, хвоста: «Хвост крючком, нос пятачком». (Свинья); об окраске животного: «Желтый клубок за белым скок». (Лиса, заяц).
Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: «Зимой спит, летом ульи ворошит». (Медведь); на среду обитания и способы защиты: «Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет – другой вырастает». (Ящерица); на приносимую людям пользу: «Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет – она знать дает». (Собака); то, чем лакомится животное: «Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет». (Кошка).
В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида – форму, цвет: «Круглое, румяное с дерева достану я». (Яблоко); на вкус и запах плодов: «Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь – всю руку обдерешь». (Крыжовник); на место обитания: «Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены». (Березки).
Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: «Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет». (Дождь, земля, трава).
Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времен года, дня и ночи: «Весной вырастают, осенью опадают». (Листья).
Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка.
Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает картинное описание предмета: «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» – такими изображены в загадке ромашки. «Весь из золота отлит на соломинке стоит» – так красуется налитой солнцем и жизненной силой маленький колосок. Ароматами и соками летнего леса полна земляника: «Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко».
Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке: «Поднялись ворота – всему миру красота», и маленькие капельки-росинки в загадке: «Посреди поля серебряные зерна лежат».
Так загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение. В загадке «Заря-заряница, красная девица, по миру ходила, слезы обронила, месяц видел, солнце скрало» заря сравнивается с красной девицей, а роса – со слезами.
Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Это в первую очередь относится к тем предметам, которые близки опыту людей, которые привлекают своим внешним видом – красками, формами.
Необыкновенно образно рассказывается в загадке о различных явлениях природы. Например, снег – это и «одеяло мягкое, белое», и «скатерть», и «простыня»; снежинки – это и «пушинки», и «звездочки», и даже «белые мухи; солнце – «костер», «красное яблоко», а радуга – то «крашеное коромысло», то «семицветный мост крутой», то «ворота – всему миру красота».
В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. Например: «Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах». Вся загадка построена на игре противоречий. Неожиданный ответ – гвоздь в сапоге – подчеркивает оригинальность остроумной загадки-шутки.
Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.
Ритмико-методическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества – сказками, песнями, пословицами.
Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки: «Бела, как снег, черна, как жук, вертится, как бес, повернулась – и в лес». (Сорока).
В других случаях ее плавная мелодия напоминает напевный речитатив народной сказки или присказки: «В темной темнице красные девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы». (Пчелы в улье).
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.
Например, помимо основного значения глагола идти (передвигаться), ребенок
осознает и другие: действует механизм (идут часы), льет дождь (идет дождь).
Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы, когда идем, стоим, а стоять умеем лежа. Даже, если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).
Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Размышления над загадками содействуют восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка – его морфем. Без понимания значения той или иной морфемы: корня, суффикса, приставки – невозможно уловить значение слова. В загадках же часто в целях удовлетворения требований самого жанра используются такие слова, в которых повышенную роль приобретает та или иная морфема. Такую нагрузку, например, несет на себе суффикс –н (-ня) – в загадке о муравьях: «В лесу у пня беготня, суетня: народ рабочий весь день хлопочет, себе дом строит». С помощью этого суффикса образованы существительные, обозначающие действия в собирательном значении. ,Обращает на себя внимание и суффикс –ищ-, имеющий значение увеличительности в загадке о кошке: «Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище».
Есть и такие загадки, в которых встречаются сравнительно редкие суффиксы. В таком случае, чтобы понять смысл слова, требуется провести словообразовательный анализ, благодаря которому можно установить, от основы какого слова образовано новое слово, употребленное в загадке. Вот, например, мудреные определения предмета по его действию. В загадках о корове хвост обозначается как махай, вихляй, вертун, хлобыстун; рога – бодаш, бодастые; ноги – лягаи, ходастые. Чтобы понять эти слова, нужно найти исходные глаголы: махать, вихлять, хлобыстать, бодать, лягать, ходить. Не всегда, конечно, детям дошкольного возраста доступны такие решения, но подобные словообразовательные задачи надо ставить, что в сознании дошкольников постепенно складывались привычные впечатления о словообразовательной системе русского языка.
Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной русской речи. Синтаксические особенности загадки становятся детям привычными, доступными, понятными. Дети учатся умению строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов, что, как показывает практика, требует в обучении детей многократных практических упражнений. Например, загадка о туче: «Нахмурится, насупится, в слезы ударится – ничего не останется» - требует обусловленного расположения однородных членов (сказуемых) в соответствии с логической последовательностью реальных действий.
Грамматическое и лексическое разнообразие загадок существенно помогает детям осваивать строй русской речи в ее многогранных проявлениях. Загадка не просто «скользит» в речевой сфере, - она приковывает к себе внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться на языковой сфере, вдуматься в нее. Загадка заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.
При отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать: соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту ребенка; полноту и конкретность характеристики; доступность языка и степень сложности художественного образа; тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.
Следующая загадка
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности,а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Вы можете предлагать детям загадки во время наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в процесс, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Для родителей, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
К загадкампервого уровня сложности относят:
- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадкивторого уровня сложности включают:
- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д.)
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадкиразнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д.Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки можно записывать в оформленные альбомы.
Публикации по теме:Буклет «Влияние загадок на речевое развитие дошкольников» Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.
Консультация для родителей «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Безлюдная Лариса Сергеевна. Тема: Развитие речи у детей младшего возраста. Самым важным в развитие ребенка.
Консультация для родителей «Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания» Период 4—5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш становится думающим и творческим ребёнком. Именно.
Консультация для родителей по теме: «Влияние изучения иностранного языка на детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме: «ВЛИЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Ильясова Элиза Гадживагабовна,.
Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4–5 лет» На сегодняшний день речевое развитие - важнейшая задача дошкольного воспитания. Развивая детскую речь; мы расширяем не только речевые возможности.
Консультация для родителей «Речевое развитие детей 5-го года жизни. Неврологический статус.» К 5 - тому году жизни дети с нормой речевого развития имеют словарный запас около 3000 слов, знают свой адрес, пользуются предложениями.
Консультация для родителей «Развитие творческого мышления при обучении детей отгадыванию загадок» Гутько Ирина Николаевна воспитатель ТМБ ДОУ «Забава» г. Дудинка Красноярский край Консультация для родителей Тема: «Развитие творческого.
Консультация для родителей «Влияние сказки на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего.
Родительское собрание для родителей средних групп «Влияние ДОУ и семьи на речевое развитие ребенка дошкольного возраста» ЦЕЛЬ: укрепление связи семьи и ДОУ в целях обеспечения единства воздействия на развитие речевой сферы дошкольников. ПЛАН : 1. Знакомство.
Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Правильное развитие речи является важным фактором подготовки детей к школе. Поэтому многие родители, начиная с рождения малыша, задают себе.
Читайте также: