Конкурс кто больше загадок скороговорок считалок знает

Обновлено: 05.05.2024

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

- проанализировать методическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;

- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

План работы на год

Изучение методической литературы

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы

Работа с детьми

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Работа с семьёй

Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»

День открытых дверей.

Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг.

Фотовыставка «Наши юные таланты»

Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель.

Консультация для педагогов ДОУ «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

Выступление на педсовете.

Доклад и презентация по теме: «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».

Выступление на семинаре-практикуме.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Следующая загадка

• Совершенствовать речевое общение детей в игровых ситуациях.

• Развивать звукопроизносительную практику, закреплять

правильное произношение ранее изученных звуков.

• Обогащать словарный запас.

Совершенствовать просодическую сторону речи: темп и ритм речи, интонационную выразительность, мимику, речевое дыхание.

• Развивать навыки самоконтроля за речью.

• Создавать эмоционально – положительный настрой, способствовать психологическому раскрепощению, уверенности в себе.

Оборудование: оформление зала рисунками к скороговоркам, костюмы скоморохов, связки бубликов, верёвка, музыкальный центр,наборное полотно картинками: слон, волк, дятел, клоун, крот, мухомор, пчела, рыбы, гроза, бобр, кот рыжий; предметы в мешках для игры; эмблемы для участников, дипломы и призы.

Предварительная работа: разучивание скороговорок с учителем – логопедом, с воспитателями, с родителями; знакомство с историей скороговорок, игры, рисование, работа с раскрасками.

Действующие лица: скоморохи, участники команд, жюри, болельщики, гости.

Под мелодию песни «Коробейники» логопед и инструктор по физической культуре появляются в зале в костюмах скоморохов.

Первый скоморох. Здравствуйте, ребятишки! Девчушки и мальчишки!

Второй скоморох. Ой! Ой! Сколько вас пришло, сколько привалило! Десять смеющихся, двадцать улыбающихся! Вы нас узнали? Кто мы?

Скоморохи. Конечно же, это мы скоморохи! Кланяюсь и рекомендуюсь –

скоморох Яшка, голубая рубашка. А это скоморох Ивашка, жёлтая рубашка!

Первый скоморох. Мы сегодня с вами собрались здесь, не зря, потому что нас ждет не простой конкурс,а какой вы сейчас сами догадаетесь:

Скороговорщик скороговаривал

скороговорные скороговорки,

И нам скороговорщик скороговорил,

что все скороговорки перескороговорить сможет,

Но в ходе скороговорения скороговорок,

скороговорщик заскороговорился,

И проскороговорил нам скороговорщик

последнюю скороговорку:

Второй скоморох. «Все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь!»

Первый скоморох. Ну, что, теперь вы поняли, какой конкурс сейчас вам предстоит пройти?

Дети: Конкурс скороговорщиков!

Первый скоморох. А где чаще всего на Руси скоморохов можно было увидеть? Правильно, на ярмарках, да на торжищах. Именно там ряженные и скоморохи веселили собравшийся народ. Звучали загадки, шутки, прибаутки, заклички, устраивались смешные конкурсы, например, «Кто кого переговорит». Давайте и мы сегодня повеселимся и поучаствуем в таком конкурсе.

Второй скоморох. Давайте. Согласны, ребята? Согласны.А соревноваться сегодня у нас будут две команды: «Говорилки» и «Тараторки».

Первый скоморох. Эй, детвора, пожалуйте сюда! Покажите нам свою удаль молодецкую!

«Говорилки»

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было всем приятно.

Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно

Второй скоморох. А сейчас мы всему честному люду представим самых умнейших, которые будут оценивать таланты наших игроков.

Заведующий МБДОУ «Малыш» Гашко С. А.

Библиотекарь ДЦБ Коршунова Т. А.

Музыкальный руководитель МБДОУ «Малыш» Титова В. А.

Воспитатель МБДОУ «Малыш» Ермакова Т. Н.

Первый скоморох. Вместо баллов жюри будет одаривать наших ребят бубликами да баранками. У кого связка будет больше, тот и победит сегодня.

Второй скоморох. Ну что ж, начинаем наши игрища.

А первый конкурс такой. Что означает слово «скороговорка», из каких двух слов оно состоит?

Как по-другому она называлась раньше? (Чистоговорка)

Слово умнейшим, т. е. жюри для подведения итогов первого конкурса.

Первый скоморох. Эй, Ивашка! А ты хоть сам – то знаешь какие-нибудь скороговорки.

Второй скоморох. Конечно, знаю! Расскажу скороговорку про Петра и про Егорку.

Пётр карабкается в гору, в гости Пётр идёт к Егору.

Первый скоморох. Молодец! А вот интересно, много ли скороговорок знают наши ребята?

Второй скоморох. Я думаю, что много. А давай проверим, проведём второй конкурс и узнаем.

Первый скоморох. Сейчас, сейчас всем головы заморочим, расшевелим, развеселим!

Части скороговорок читайте, а потом целыми называйте.

Команды поочерёдно продолжают скороговорки.

На дворе трава… (на траве дрова)

Плыла, плыла акула… (плавником вильнула)

Головой кивает слон… (Он слонихе шлет поклон)

Клава клала лук на полку… (Позвала к себе Николку)

Труба трубит, труба поёт… (Трубач по городу идёт)

Клава в лодочке сидела… (Вместе с Милой песни пела)

Шапка да шубка… (Вот и весь мишутка)

Кошка в окошке шапку шьёт… (Мышка в сапожках избушку метёт)

Второй скоморох. Ой, Какие талантливые ребятишки! Как они много скороговорок говорили, говорили и перевыговорили! А что скажет наше строгое жюри?

Подведение итогов второго конкурса.

Первый скоморох. Сейчас каждый из участников должен внимательно послушать маленькую скороговорку, взять мяч в руки, повторить ее громко, четко затем, передать мяч следующему участнику.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Сухой сук нес барсук. Белые бараны били в барабаны.

Течет речка, печет печка.

Первый скоморох. Каблучками постучим и на игру всех пригласим. Язычки пусть отдохнут, ну а ножки в пляс пойдут.

Играют в игру «Плетень»

Второй скоморох. Поплясали и дальше заиграли. Сейчас конкурс капитанов. Посмотрим, как они скороговорки говорить станут.

Конкурс капитанов

Первый скоморох. Поговорить здесь со мной подходи, народ честной!Вам такое задание: нужно подбросить мяч, и пока он будет находиться в воздухе, успеть выговорить такую скороговорку «У ежа ежата, у ужа ужата». Готовы? Начинаем по очереди.

Второй скоморох. Ну а теперь эту же скороговорку произносят по очереди все члены команды. Скороговорку быстро, чисто повтори, да не ошибись, смотри! Скороговорки внимательно слушаем, да яблоки с орехами кушаем!

Жюри определяет, чья команда быстрее проговорила и принесла мяч скоморохам.

Первый скоморох. Молодцы! Язычки работают, что надо! Слово старейшинам нашим, как они оценят ваши разговорные – скороговорные умения.

Целый день у нас игра!

Заводная детвора.

Так игру начнём скорей,

И станцуем веселей!

Танец «Идёт козёл по лесу»

Второй скоморох. А теперь очень сложное задание, посмотрим, какая команда знает больше скороговорок. У меня здесь игровое поле с картинками. Каждый член команды по очереди подходит к панно и открывает одну ячейку и вспоминает скороговорку про того, кто изображён. Команда может помогать.

Картинки: Слон, волк, дятел клоун, крот, мухомор, пчела, рыбы, гроза, бобр, кот рыжий.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Жил-был белый, белый слон,

Бел как облако был он.

Был белее слон белил,

Булки белые любил.

Белый волк на свете жил,

Часто лапы с мылом мыл,

Чистоплотный очень был,

И без мыла долго выл.

Дятел ель долбил-долбил,

Ствол у ели толстый был.

Дятел выдолбил дупло.

Дятлу в том дупле тепло.

Плыла, плыла акула,

Под волну попала,

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыла не любила.

Котик ниток клубок укатил в уголок

Укатил в уголок котик ниток клубок.

Лопата копала, копала, копала,

Потом улеглась, видно очень устала.

По цветку гуляет пчёлка,

Есть у пчёлочки иголка,

И тому, кто ловит пчёл,

Пчёлка делает укол.

Клоун публику смешил,

Он в больших галошах был.

Клоуну в галошах

Хлопали в ладоши.

В яркой куртке мухомор,

Гордо сел на косогор,

Не пойдём на косогор,

Нам не нужен мухомор.

К нам во двор пробрался крот,

Роет землю у ворот,

Что же надо там кроту?

В небе гром, гроза,

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

Второй скоморох. А сейчас у нас игра “Говори и делай”.

Произнесение текста скороговорки сопровождается движением рук и пальцев.

Сидели две вороны, (Руки согнуты в локтях, пальцы соединены вместе, движение кистей рук вверх-вниз.)

Клевали макароны. (руки разгибаются и сгибаются в локтях по очереди.)

У одной вороны – (Правая рука согнута в локте, пальцы вместе.)

Длиннее макароны (Руки широко расставлены в стороны.)

А у другой вороны – (Левая рука согнута в локте, пальцы вместе.)

Короче макароны. (Ладони рук на уровне груди, недалеко друг от друга.)

Болтушки и вертушки!

И вы, ребята ворчливые!

Не горбатые, но шаловливые!

С задних рядов пробирайтесь,

К нам поближе направляйтесь!

Скороговорки послушать,

Да в ладоши похлопать!

Второй скоморох. Слово жюри. Сколько баранок получит каждая команда про запас?

Первый скоморох. Ой, Яшка, а что это у тебя в руках такое длинное?

Второй скоморох. Не видишь змея.

Первый скоморох. Да какая же это змея! Это же верёвка!

Второй скоморох. Да это я пошутил, тебя напугать хотел! А вот ты догадайся, какой следующий конкурс будет, я ведь неспроста верёвку то принёс.

Первый скоморох. Догадался, догадался! Нужно рассказать очень длинную скороговорку. У кого скороговорка окажется длиннее, тот и победит в этом конкурсе. Команды посовещайтесь и ждём ваших вариантов.

Второй скоморох. Эх, малинка, ты, малинка! Удивительно вкусна!

Кто малинки покушает, тот и скороговорок послушает!

А у нас игра «Жмурки»

Второй скоморох Следующий конкурс «Творческий». Это было ваше домашнее задание. Представители команд рассказывают выученные дома скороговорки и демонстрируют нарисованный к ней рисунок.

Дети выходят с рисунками и рассказывают скороговорку.

Последний конкурс нашего конкурса «Артистический» Команды по очереди достают из шкатулки (картинки: волк, слон, белка, дятел, акула, пчела Представители каждый команды станут артистами. Мы знаем стихи про тех, кто нарисован на картинках. Можете рассказать про любого из них. А нас Ивашки есть карточки с изображением персонажей, голосом которых вы, артисты будете произносить стихи. Команда соперник, угадывает, кто из персонажей выступает.

Давайте вспомним. (Педагог показывает картинки)

Это «волк» - значит, будем произносить стихотворение низким голосом, басом.

Это «клоун» - он говорит громко, весело, бодро.

Это «дятел» - он издаёт отрывистые звуки, похожие на стук.

Это «соловей» - он поёт в ночи высоким голосом, плавно, протяжно, нежно.

Это «засыпающий малыш» - он говорит тихо, может даже позевать.

Это «заяц» - быстро.

Это «петух» - громко

Это «улитка» - медленно.

Раз, два, три – карточку тяни (Представитель команды прячет карточку персонажа и произносит стишок. Дети угадывают артиста) и. т. д.

Первый скоморох. Ну, что же, детвора, это был наш последний конкурс. Сейчас жюри подведёт итоги последнего конкурса и игры в целом и назовёт победителей!

Наш конкурс завершается.

Но мы грустить не будем.

Пусть все мечты исполнятся

На радость добрым людям.

Подведение итогов конкурса.

Награждение победителей подарками и дипломами.

Скоморохи. Гости дорогие! Мальчишки и девчонки краснощёкие!

Всем вам поклоны глубокие!

Приходите в другой раз.

Уважим и опять скороговорки расскажем!

Публикации по теме:

Коллаж «Если очень захочу, быстро к звездам полечу»!».

Коллаж «Если очень захочу, быстро к звездам полечу»!». Стартуют в космос корабли- Вслед за мечтою дерзновенной! Как здорово, что мы смогли В просторы вырваться Вселенной! В. Астеров. Изучая.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Магнит творит чудеса» Конспект опытническо – экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Магнит творит чудеса». Цель: Систематизирование.

Новогодний проект «Морозные чудеса» подготовительная группа ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта: групповой Участники проекта: дети подготовительной к школе группе (20.

Сценарий праздника к Дню защитника Отечества «Про то, как Баба-яга внука в армию провожала» (подготовительная к школе группа) День защитника Отечества 2016 г. подготовительная к школе группа «Про то, как Баба Яга внука в армию провожала» Дети под музыку заходят.

Сценарий конкурса чтецов на тему: «Поэзия 19 го века» (подготовительная группа) ЗАДАЧИ: Углублять и расширять знания детей о творчестве поэтов. Учить выразительно читать наизусть стихотворения, чувствовать, понимать.

Фотоотчет о новогоднем утреннике «Новогодние чудеса» (подготовительная группа)

Фотоотчет о новогоднем утреннике «Новогодние чудеса» (подготовительная группа) На новогодний утренник пришла Снегурочка с маленьким Новым Годом, пока Снегурочка уходила по своим делам, приготовиться к встрече Деда Мороза,.

Сценарий оздоровительного досуга «Путешествие в джунгли» (подготовительная к школе группа) Задачи: 1. Совершенствовать физические умения и навыки детей посредством двигательных упражнений и подвижных игр. 2. Закрепить знания детей.

Сценарий праздника «День Победы» (подготовительная к школе группа) Видео Дети заходят в зал, встают полукругом. Каждый год наша страна отмечает незабываемый праздник – День Победы, Который принёс нам мир и счастье.

Сценарий тематического вечера ко Дню матери «Мама милая моя, очень я люблю тебя!» (подготовительная группа) Цели: - уточнить и закрепить имеющиеся у детей знания о празднике – День матери. - прививать любовь и уважение к маме, воспитывать желание.

Сценарий экологической викторины «Знатоки космоса» (подготовительная к школе группа)

Сценарий экологической викторины «Знатоки космоса» (подготовительная к школе группа) В викторине принимают участие три команды детей подготовительных к школе групп, заранее определяется названия команд, капитаны команд и.

Следующая загадка

1. Продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным формам: песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д 2. Продолжать учить понимать переносное значение образных выражений.

3. Учить придумывать загадки самостоятельно.

1. Формировать у детей выразительность, точность речи.

2. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления.

1.Продолжать воспитывать у детей интерес к детскому фольклору.

2.Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

Предварительная работа: Оформление выставки книг по детскому фольклору, чтение и заучивание наизусть колыбельных песенок, потешек, скороговорок, загадок, пословиц и т. д. Подготовка и разучивание инсценировок.

Индивидуальная работа: , продолжать формировать умение давать полный ответ у Арины и Алисы.

Словарная работа: торжок, худоба, снесть, водолей.

Демонстрационный материал: рисунки по сюжетам русских народных песенок, потешек, детские игрушки, костюмы для ряжения (петушок, коза,

котик, сорока) корзина, цветы.

Раздаточный материал: куклы, венки, платочки, шапочки.

Воспитатель: Дети, вы хотите в путешествие?

Дети: Конечно, хотим.

Воспитатель: Но оно сегодня будет необычным: Мы с вами отправимся в страну под названием "Детская фольклория", тем более мы с вами там уже бывали. Что же это за страна?

Дети: Там "живут" песенки, потешки, загадки, скороговорки.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А сейчас перед путешествием мы с вами по русскому обычаю присядем на дорожку, отдохнем, чтобы набраться сил и послушаем колыбельные песенки.

Ой, Баюшки, баюшки, в огороде заюшки травушку щипают,

Марину забавляют. А Марина умная да очень разумная.

Спи-усни, спи-усни, крепкий сон тебя возьми.

Реб. : А мне мама вот такую песенку пела раньше:

Ночь пришла, темноту привела; задремал петушок, запел сверчок.

Уже поздно, сынок, ложись на бочок, баю-бай, засыпай.

Воспитатель: Обратили внимание на то, какие в песенках слова?

Дети: Добрые, ласковые, тихим голосом надо петь эти колыбельные песенки.

Воспитатель: Пускай теперь наши девочки покажут, как они умеют укладывать своих дочек-кукол.

Лиза: Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченка- не спится,

Моя Танечка боится

Ты, собачка, не лай,

Мою Таню не пугай.

Арина: Уж ты, котя-коток,

Котя, серенький лобок!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

за работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Воспитатель: А теперь послушайте, какую колыбельную песенку спою вам я:

Деток я своих люблю,

На улице темнота,

За ворота не ходите,

Лучше крепким сном усните (слова Н. А. Боровлевой)

- Ребята, а кто же по утру будит нашу детвору?

Дети : Это Петушок.

Реб: Петушок, петушок,

Что ты рано встаешь,

Детям спать не даешь!

Воспитатель: А кто помнит другие песенки?

Выгляни в окошко!

Выкатись на бревнышко,

Погуляй весь денек!

Воспитатель: Вот вас и Петушок и Солнышко разбудили, вы проснулись,

а теперь всем умываться, чумазыми нельзя в путешествие отправляться.

Реб. :Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Реб. :Вода текучая,

С гуся вода- с дитя худоба!

Вода книзу- дитя кверху!

Вылей воду из ушей!

(Дети имитируют движения, опираясь на текст)

Воспитатель: Пора бы уже и подкрепиться, остановка "Вкуснятино"

Реб. ;( Котик) Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Либо Бореньке снесть?

Да и Бореньке снесу.

Воспитатель : А про сороку, наверное знаете все?

Кашку варила. Деток кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Он по воду не ходил,

Воспитатель : А вы, ребятки, любите ходить в гости к бабушке?

Где были? У бабушки.

Что вы там пили?

Мы кашку варили.

На головку сели,

Воспитатель: А у кого плохой аппетит, кто его забодает?

Реб. Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Кто каши не ест,

Забодает, забодает, забодает.

Воспитатель: Песенки, потешки вы знаете, а еще какие формы фольклора

Дети: Еще считалочки.

Воспитатель: А для чего они нужны, когда мы их используем?

Реб. : В игре, когда выбираем водящего.

Воспитатель: Давайте выбирать.

Реб. : Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Воспитатель : Очень хорошая считалочка. Нам как раз нужно отдохнуть.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Следующая остановка "Скороговория". Что подсказывает вам это название?

Реб. : Это скороговорки. Их нужно говорить быстро, четко произносить все звуки.

Воспитатель: Вам слово. Пожалуйста, говорите.

Реб. :Проворонила ворона вороненка.

Реб. :Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела-белой даже не была.

Реб. : Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Реб. :Черепаха не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Реб . :На дворе трава,

Воспитатель: Хвалит детей. Очень хорошо, есть, ребята еще и шутки, и прибаутки в стране "Фольклория", например:

Тит, иди молотить.

Тит, иди щи хлебать.

Где моя большая ложка.

Реб. : Как в песенке про Антошку, очень похоже.

Воспитатель: Следующая остановка "Загадкино" , самая ваша любимая, да?

Реб. :Да, загадки мы любим, но чтобы их отгадать, нужно и подумать, догадаться.

Воспитатель: Это точно, давайте-ка послушаем, какие вы знаете загадки.

Реб. :Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет,

там след кладет. (карандаш)

Реб: Золотое решето черных домиков полно (подсолнух)

Реб. :Далеко мой стук слышится вокруг:

Червякам я враг,

А деревьям друг (дятел)

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю свою загадку:

Висит лампочка в саду,

Я к ней тихонько подойду,

Не боюсь обжечься я-

Лампочка съедобная. (груша)

Дети, а попробуйте сами сочинить загадки.

Дети придумывают загадки и рассказывают

Воспитатель: Приятно с вами путешествовать, сделаем остановку на станции

"Мудрые мысли" . Очень интересное название. Вы не догадываетесь, откуда оно?

Реб. : Это про пословицы и поговорки.

Воспитатель: Правильно, дети! В народе все подмечают и точно передают в пословицах и поговорках. Как вы знаете, есть пословицы и поговорки о Родине, о маме, о дружбе и о многом другом. Давайте вспомним пословицы о дружбе.

Реб. :Один за всех и все за одного.

Воспитатель: Как вы это понимаете.

Реб. : Нельзя оставлять друзей в беде, нужно помогать.

Еще есть очень похожая - Друг познается в беде.

Реб. : Нет друга - ищи, а нашел-береги.

Воспитатель: В чем здесь смысл?

Реб. : Друзей надо беречь, не ссорится с ними, а если поссорились, то нужно помириться.

Воспитатель: Вспомните кота Леопольда, как он говорил?

Дети: Ребята, давайте жить дружно!

Воспитатель: Ребята, о лени тоже есть очень мудрые мысли, например:

Реб. : Не надо лениться и делать дело быстро, плохо, надо стараться

делать все хорошо.

Реб. : Я знаю такую: Под лежачий камень вода не течет.

Воспитатель: А эта мысль понятна вам, дети?

Реб. :Когда лежит камень, он и мешает воде течь.

Воспитатель: Нет ребята, это не так. С камнем сравнивают ленивого человека, который ничего не делает. Я вам назову такую: Не спеши языком, торопись делом. О чем здесь речь?

Реб. : Нужно сделать дело, а потом говорить и не хвастаться.

Воспитатель : Молодцы, вы стали лучше разбираться и понимать смысл пословиц, вспомните о природе, о погоде.

Реб. : Мороз не велик, а стоять не велит. Значит, надо больше двигаться

Реб. : Много снегу- много хлебу. Снег растает, поэтому и будет много влаги,

а потом и вырастет хороший урожай.

Воспитатель: Мы с вами живем в России, это наша Родина, а о Родине вы, конечно же, знаете пословицы, назовите их.

Реб. : Родина-мать, умей за нее постоять. Нужно защищать свою Родину.

На чужой стороне помни о своей земле-нельзя забывать о своей

Родине, где бы ты не был.

Воспитатель: Правильно, ребята, ведь Родина на всю жизнь одна, как и мама,

самый родной и близкий человек. О маме вы тоже знаете

пословицы, вспомните их и назовите.

Реб. : Нет милее дружка, чем родная матушка.

Реб. : При солнышке тепло, при матери добро.

Воспитатель: Как понимаете смысл этих пословиц?

Реб. : С мамой всегда хорошо, мама приласкает и обогреет.

Воспитатель: А еще, дети, мама и даст нужный совет, научит только

хорошему. Любите своих родных и не огорчайте их. А наше путешествие подходит к концу, скажите, понравилось ли оно вам?

Дети: Да, очень понравилось, было интересно и поучительно.

Воспитатель: Хочу вам напомнить, что помогли нам попутешествовать

по этой замечательной стране самые разные книги, поэтому нужно почаще обращаться к книге, о чем нам и говорит такая пословица:

"Будешь книги читать-будешь все знать".

И с этим не поспоришь.

Следующая загадка

Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению новых знаний при знакомстве с цифрами,математическими понятиями,предметами. К малому фольклору относятся загадки,скороговорки,считалки,прибаутки (для раннего возраста)

Загадки,которые используются на занятиях по математике классифицируются-это загадки,в которых есть слова,связанные с понятием числа и цифры,например:

Вышивают нитью круг (Паучок)

Проживают в трудной книжке

Десять их,но братья эти

Сосчитают всё на свете (Цифры)

Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою (Четыре)

Если два перевернуть

И внимательно взглянуть,

Так и сяк взглянуть опять,

То получим цифру. (Пять)

На косу она похожа,

Но косить траву не может —

Не наточена совсем

И не косит цифра (Семь)

Загадки,в которых имеются слова,связанные с понятиями частей суток и дней недели,времена года,например:

Гномик бодро просыпался

И росою умывался,

Колпачок свой надевал,

Звонко песню напевал (Утро)

Гном чинил свою калитку

И катался на улитке,

Он и пчёлкам помогал,

Им цветочки наклонял (День)

Гном устал, фонарик яркий

Светлячок ему включает,

Сказку гномик прочитает

И тихонько засыпает (Вечер)

Что это за семь братьев:

Именами разные (Дни недели)

Тёмным облаком летела,

Опустилась птицей белой,

Превратилась в человечка,

Постояла у крылечка,

И запела ручейком (Осень,Зима,Весна)

Загадки,в которых есть слова,связанные с формой предметов,про геометрические фигуры,например:

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины (Круг)

Треугольник с полукругом

Круг дразнили «толстым другом».

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут (Овал)

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня. (Квадрат)

Скороговорки используются на математических занятиях для правильного дыхания,умения управлять своим голосом и дикцией,как правило используются именно те,в которых имеются математические понятия или цифры. Для дошкольников скороговорки всегда имеют соревновательное и игровое начало. Каждому ребёнку хочется произнести первым и правильно. Вначале воспитатель медленно произносит скороговорку,а ребята слушают,затем начинают её медленно проговаривать,но не по

слогам, и с каждым разом быстрее и быстрее,например:

Возле грядки - две лопатки

Возле кадки - два ведра.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щётку в уголке.

Пара птиц порхала, порхала

Да и выпорхнула.

Сидели на лавочке две Клавочки,

У опушки две старушки

Брали грузди и волнушки.

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей.

Две мышки поплоше

Несли по два гроша

На математических занятиях считалки предоставляют воспитателю интересные возможности,которыми можно выбрать ведущего для игры. Считалки очень хорошо развивают память,способствуют выработке таких качеств,как чувство товарищества,честность,непреклонность. Также считалки выполняют познавательную и этическую функцию. Считалки можно использовать не только для выбора ведущего в игре,но и для закрепления умения вести прямой и обратный счёт.

Раз, два, три, четыре, пять,

Кошка учится считать.

Прибавляет к мышке кошку.

Кошка есть, а мышки нет!

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять —

Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьев,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в садике скамеек,

Сколько в пятачке копеек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Коля будет начинать!

Пчёлы в поле полетели,

Сели пчёлы на цветы,

Мы пугаем — водишь ты!

Жили-были сто ребят.

Все ходили в детский сад,

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет,

А потом ложились спать -

Начинай считать опять.

Вслед за мною повтори:

В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду,

А в четверг и пятницу

Санки к дому катятся.

За субботой – воскресенье

В этот день пекут печенье.

Всю считалку повтори!

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Номер слайда Речь 1 Добрый.

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров Актуальность Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров «Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров» Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста Мордовский фольклор богатый, своеобразный, представляет собой большую художественную ценность. Обладает познавательным и воспитательным.

Фольклор в работе логопеда. Использование малых фольклорных жанров Фольклор в работе логопеда. Использование малых фольклорных жанров. Речь как высшая психическая функция является не только условием развития.

Использование фольклора и нетрадиционных методик при проведении НОД в ДОУ Предлагаю вниманию читателей материал использования аутотренинга в дошкольном учреждении как один из методов оздоровления и освобождения.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Конспект ООД во второй группе раннего возраста «Ладушки-ладушки» с использованием малых фольклорных жанров МДОУ Кебанъёльский детский сад «Сказка» Конспект ООД по развитию речи во 2 группе раннего возраста «Ладушки-ладушки» с использованием.

Методические формы работы по развитию речи дошкольников с использованием малых фольклорных жанров С помощью малых фольклорных жанров «можно решать практически все задачи методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого.

Роль малых фольклорных жанров в формировании речи дошкольников Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧИТАЕМ СЛОВА ПО КАРТИНКАМ».

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧИТАЕМ СЛОВА ПО КАРТИНКАМ».


Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» для детей старшей группы с ОНР

В материале представлен конспект образовательной деятельности по лексической теме "Овощи".


Конспект непосредственно образовательной деятельности в области развитие речи для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «День защитника Отечества»Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о празднике День защитника Отечества;Познакомить с военной профессией связист;Повторить с детьми военные профессии: п.


Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа «Сережа и щенок на прогулке»

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста Составление рассказа «Сережа и щенок на прогулке».


Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего возраста Тема: «Животные дальних стран…»

Цель: Создать условия для расширения представлений детей о животных дальних стран.


Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»

Развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Отчет по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя в подготовительной к школе группе.

Самообразование на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"


Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» план работы по самообразованию.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телеви.


Самообразование на тему "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Перспективное планирование по данной теме на 5 лет.

План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника" Актуальность темыВсем известно, что художественная литература служит .


Программа самообразования по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

Программа самообразования содержит актуальность, цель,задачи, ожидаемые результаты и план работы.


Отчет о выполнении плана работы по самообразованию по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. А умение воспринимать художественно.

Читайте также: