Ключ к загадкам мира

Обновлено: 04.10.2024

Следующая загадка

Tertium organum. Ключ к загадкам мира

Что мы знаем и чего не знаем? -- Наши данные и наши искомые. -Неизвестные, принимаемые за известные. -- Материя и движение. -- К чему приходит позитивная философия? -- Тождество неизвестных: х = у, у = х. -Что мы действительно знаем? -- Существование сознания в нас и мира вне нас. -- Дуализм или монизм? -- Субъективное и объективное познание. -- Где лежат причины ощущений? -- Система Канта. -- Время и пространство. -- Кант и "эфир". -- Замечание Маха. -- С чем в действительности оперирует физик?

Читать книгу Tertium Organum. Ключ к загадкам мира онлайн

Книги, книги, книги. Я читаю, нахожу, теряю, опять нахожу и снова теряю. Наконец в моем уме формируется некое целое. Я вижу непрерывность линии мысли и знания; она тянется из века в век, из эпохи в эпоху, из одной страны в другую, из одной расы в другую. Эта линия скрыта глубоко под слоями религии и философских систем, которые представляют собой лишь искажения и лжетолкования идей, принадлежащих основной линии. Я обнаруживаю обширную и исполненную глубокого смысла литературу, которая до недавних пор была мне совершенно незнакомой, а сейчас становится понятной, питает известную нам философию, хотя сама в учебниках по истории философии почти не упоминается. И теперь я удивляюсь тому, что не знал ее раньше, что так мало людей слышали о ней. Кто знает, например, что простая колода карт содержит в себе глубокую и гармоничную философскую систему? Ее так основательно забыли, что она кажется почти новой.

Я решаюсь написать книгу, рассказать обо всем, что нашел. Вместе с тем я вижу, что вполне возможно согласовать идеи этого сокровенного знания с данными точной науки; и мне становится понятным, что «четвертое измерение» и есть тот мост, который связывает старое и новое знания. Я нахожу идеи четвертого измерения в древней символике, в картах Таро, в образах индийских божеств, в ветвях дерева, в линиях человеческого тела.

И вот я собираю материал, подбираю цитаты, формулирую выводы, надеясь показать очевидную мне теперь внутреннюю связь между методами мышления, которые обычно кажутся обособленными и независимыми. Но в самый разгар работы, когда все уже готово и приняло определенную форму, я внезапно чувствую, как мне .в душу заползает холодок сомнения и усталости. Ну хорошо, будет написана еще одна книга. Но уже сейчас, когда я только принимаюсь за нее, я заранее знаю, чем кончится дело. Я угадываю границу, за пределы которой выйти невозможно. Работа моя стоит; я не могу заставить себя писать о безграничности познания, когда вижу уже его пределы. Старые методы не годятся, необходимы какие-то другие. Люди, рассчитывающие достичь чего-то своими собственными способами, так же слепы, как и те, кто вообще не подозревает о возможностях нового знания.

Работа над книгой заброшена. Проходят месяцы, я с головой окунулся в необычные эксперименты, которые выводят меня далеко за пределы познаваемого и возможного.

Устрашающее и захватывающее чувство! Все становится живым! Нет ничего мертвого, нет ничего неодушевленного. Я улавливаю удары пульса жизни. Я «вижу» Бесконечность. Затем все исчезает. Но всякий раз после этого я говорю себе, что это было; а значит, существуют явления, отличные от обычных. В памяти остается совсем немного; я так смутно припоминаю свои переживания, что могу пересказать лишь крохотную часть того, что со мной происходило. К тому же я не способен ничего контролировать, ничего направлять. Иногда «это» приходит, иногда нет; иногда возникает только чувство ужаса, иногда же — ослепительный свет. Порой в памяти остается самая малость, а то и вовсе ничего. Временами многое становится мне понятно, открываются новые горизонты; но длится это всего лишь мгновение. И мгновения эти оказываются столь краткими, что никогда нельзя быть уверенным в том, что я нечто увидел. Свет вспыхивает и гаснет, прежде чем я успеваю рассказать себе, что я видел. С каждым днем, с каждым разом пробудить этот свет становится все труднее. Нередко мне кажется, что уже первый опыт дал мне все, а последующие опыты были лишь повторением одних и тех же явлений в моем сознании, лишь повторением. Я понимаю, что это не так, что всякий раз я приобретаю что-то новое, но от этой мысли очень трудно избавиться. Она усугубляет то ощущение беспомощности, которое возникает у меня словно при виде стены: через нее можно бросить беглый взгляд, но настолько кратковременный, что я не в состоянии даже осознать то, что вижу. Дальнейшие эксперименты лишь подчеркивают мою неспособность овладеть тайной. Мысль не может ухватить и передать то, что порой ясно угадывается, ибо она слишком медленна, слишком коротка. Нет слов, нет форм, чтобы передать то, что мы видим и сознаем в такие мгновения. Задержать их, приостановить, удлинить, подчинить воле — невозможно. Мы не способны припомнить найденное и впоследствии пересказать его. Все исчезает, как исчезают сны. Быть может, и сами эти переживания — не более чем сон.

И все-таки это не так. Я знаю, что это не сон. Во всех моих экспериментах и переживаниях есть привкус реальности, который невозможно подделать; здесь ошибиться нельзя. Я знаю, что все это есть, я в этом убедился. Единство существует. Я знаю, что оно упорядочение, бесконечно, обладает одушевленностью и сознанием. Но как связать «то, что вверху» с «тем, что внизу»?

Я понимаю, что необходим какой-то метод. Должно существовать нечто такое, что человек обязан знать прежде, чем начинать опыты. Все чаще и чаще я думаю, что такой метод могут дать мне восточные школы йогинов и суфиев, о которых я читал и слышал, если такие школы вообще существуют, если туда можно проникнуть. Моя мысль сосредоточена на этом. Вопрос школы и метода приобретает для меня первостепенное значение, хотя сама идея школы еще не совсем ясна и связана со слишком многими фантазиями и очень сомнительными теориями. Но одно мне очевидно: в одиночку я не смогу сделать ничего.

Мой путь лежит на Восток. Предыдущие путешествия убедили меня в том, что на Востоке до сих пор остается много такого, чего в Европе давно не существует. Вместе с тем у меня вовсе не было уверенности, что я найду именно то, что хочу найти. Более того, я не мог с уверенностью сказать, что именно мне нужно искать. Вопрос о школах (я имею в виду эзотерические, или оккультные, школы) по-прежнему оставался неясным. Я не сомневался, что эти школы существуют, но не мог сказать, насколько необходимо их физическое существование на земле. Иногда мне казалось, что подлинные школы могут существовать только на другом плане, что мы способны приблизиться к ним только в особых состояниях сознания, не меняя при этом места и условий нашего существования. В таком случае мое путешествие оказывалось бесцельным. Однако мне казалось, что на Востоке могли сохраниться традиционные методы приближения к эзотеризму.

Вопрос о школах совпадал для меня с вопросом об эзотерической преемственности. Иногда я допускал непрерывную историческую преемственность; в другое же время мне казалось, что возможна только «мистическая» преемственность, линия которой на земле обрывается и исчезает из нашего зрения. Остаются лишь ее следы: произведения искусства, литературные памятники, мифы, религии. Возможно, лишь через продолжительное время те же самые причины, которые породили когда-то эзотерическую мысль, снова начинают работу — и возобновляется процесс собирания знаний, создаются школы, а древнее учение выступает из своих скрытых форм. В этом случае в промежуточный период может не быть полных или правильно организованных школ, а разве что подражательные школы или школы, хранящие букву древнего закона' в окаменевших формах.

Однако это не отталкивало меня; я был готов принять все, что надеялся найти.

Имелся еще один вопрос, который занимал меня до путешествия и в его начале.

Можно ли пытаться делать что-то здесь и сейчас, с явно недостаточным знанием методов, путей и возможных результатов?

Задавая себе этот вопрос, я имел в виду разнообразные методики дыхания, диеты, поста, упражнений на внимание и воображение, прежде всего, методы преодоления себя в минуты пассивности или лености.

В ответ на этот вопрос внутри меня раздавались два голоса:

— Не важно, что делать, — говорил один из них, — важно хотя бы что-то делать. Не следует сидеть и ждать, пока что-то само придет к тебе.

— Все дело как раз в том, чтобы воздержаться от действий, — возражал другой голос, — пока не узнаешь наверняка и с определенностью, что именно нужно делать для достижения поставленной цели. Если начинать что-то, не зная точно, что необходимо для достижения поставленной цели, знание никогда не придет. Результатом будет «работа над собой» различных оккультных и теософских книжек, т. е. самообман.

Прислушиваясь к этим двум голосам во мне, я не мог решить, какой из них прав.

Пытаться или ждать? Я понимал, что во многих случаях пытаться бесполезно. Как можно пытаться написать картину? Или читать по-китайски? Сначала надо учиться, чтобы уметь что-то сделать. Я сознавал, что в этих доводах немало желания избежать трудностей или, по крайней мере, отсрочить их, но боязнь любительских попыток «работы над собой» перевесила все остальное. Я заявил себе, что в том направлении, в котором я хочу идти, двигаться вслепую невозможно. К тому же я вовсе не хотел каких-либо изменений в самом себе. Я отправлялся в поиски; и если бы посреди этого поиска я стал меняться, я бы, пожалуй, от него отказался. Тогда я думал, что именно это часто происходит с людьми на пути «оккультных» исканий: они испытывают на себе разные методы, вкладывают в свои попытки много ожиданий, труда, усилий, но в конце концов принимают свои субъективные старания за результат поиска. Я хотел любой ценой избежать этого.

Следующая загадка

Tertium organum. Ключ к загадкам мира ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ЭЗОТЕРИКА,ЧЕЛОВЕК Автор: Петр Успенский Название: Tertium organum. Ключ к загадкам мира Издательство: Гранд-Фаир Год: 2007 Формат: DOC Размер: 1.14 MbКнига "Tertium organum" одного из интереснейших мыслителей начала ХХ века П.Д.Успенского является, по словам автора, "ключом к загадкам мира, к тайнам пространства и времени". Он исследует эти тайны, а вместе с ними оккультизм и любовь, одушевленную природу, голоса камней, математику бесконечного, логику экстаза, мистическую теософи, космическое сознание, мораль, рождение сверхчеловека. Привлекательность его сочинений в том, что по форме они соотносятся и одновременно соперничают с научными трудами, привычными для нас научными сочинениями, что подсознательно привлекает тех, кто впервые сталкивается с литературой по многочисленным традициям "внутреннего делания" и мистического опыта. Для широкого круга читателей. 85

Следующая загадка

Гадание на салфетках
Рунический код
Мандалы
Разговор с мирозданием

Успенский П.Д. "Ключ к загадкам мира."

Успенский П.Д. "Ключ к загадкам мира."

Успенский П.Д. "Ключ к загадкам мира." Пётр Демья́нович Успе́нский (5 (17) марта 1878, Москва — 2 октября 1947, Лайн-плейс, Суррей, Англия) — русский философ, теософ[1], эзотерик[2], оккультист, таролог, журналист и писатель, математик по образованию[3]. Автор книг «Tertium Organum», «Новая модель Вселенной» и др., сподвижник Георгия Гурджиева.
Проявлял интерес к метафизическим (космологическим) идеям четвёртого измерения, применяя логико-аналитический подход[что?] к изучению мистицизма. Одним из первых высказал идею плодотворности синтеза идей психологии и эзотерики.
Родился 5 (17) марта 1878 в Москве в семье разночинцев.
После окончания общей гимназии получил математическое образование.
Несмотря на собственные оригинальные взгляды, некогда оцененные интеллектуальной элитой дореволюционной России, в истории он остался известен лишь как сподвижник Г. И. Гурджиева и соавтор его учения по саморазвитию. Яркость Г. И. Гурджиева оттеняла Петра Успенского, сыгравшего неоценимую роль в одном из наиболее заметных течений эзотеризма начала XX века — «Четвёртом пути». Несмотря на то, что систему «Гурджиева — Успенского» часто считают работой Г. И. Гурджиева, существует не только одна её базовая версия. Первоначальная (не сохранившаяся) Гурджиевская версия учения не удовлетворила исследователя Петра Успенского. Он, будучи одним из главных подвижников «4-го пути», после многих лет участия в работе не без основания полагал, что Гурджиев намеренно скрывает (или даже не знает) ряд ключевых аспектов учения. Успенский, конечно, осознавал и принимал необходимость «тайны» для непосвящённых, но считал это оправданным лишь до тех пор, пока это необходимо для сонастройки адепта с работой (то есть для его правильного развития). Когда же учение, из-за отсутствия связанной ясности и наличия немалого числа «белых пятен» (способствующих энтропии), достигло предела своей развивающей функции и работа самосовершенствования адептов стала пробуксовывать (а Гурджиев всё продолжал «играть в таинственность»), Успенский счёл это признаком деградации и «отошёл» от Гурджиева, чтобы сохранить хотя бы фрагменты живой конструктивной работы. Это произошло в январе 1924 года, начиная с которого Успенский вёл свою многочисленную (до 500 чел.) группу в Англии (Гурджиев имел группы во Франции и Америке).
Официальной (Гурджиевской) версией учения ныне считают единственный (за исключением, конечно, главного труда самого Г. И. Гурджиева — «Рассказы Вельзевула своему внуку») первоисточник идей «Четвёртого пути» — книгу Петра Успенского «В поисках чудесного». Однако она, наполненная выдержками из первичных разноплановых лекций Г. И. Гурджиева, в целом является второй намеренно отшлифованной (психологической) формой учения. Переведённая Успенским с религиозно-целительского и маго-оккультного сленга (который изобиловал в речи Гурджиева) ещё в 1915—1923 году, она была переструктурирована и отточена Петром Демьяновичем (не разрешавшим её публиковать «сырой») в его многочисленных лекциях по системе (как рукопись под названием «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения»). Несмотря на запрет, сразу после смерти П. Д. Успенского, эта рукопись (с урезанным вдвое названием) всё же была издана. Поскольку сам Гурджиев никогда не публиковал своё учение, материал этого второго варианта «Четвёртого Пути» (уже после смерти его основателей) и стали полагать «основным». Парадокс заключается в том, что даже эта версия учения не являлась ни окончательной, ни совершенной. Во всяком случае, предсмертное послание самого П. Успенского, истолкованное некоторыми приверженцами учения как его «отказ от системы», содержало указание на несостоятельность официальной версии доктрины, подразумевающее необходимость «перезагрузки» прежнего формата эзо-учения. А это, в свою очередь, даёт основания предположить потенциальное существование третьей (эзотерической) версии пути саморазвития, предназначенной лишь для узкого круга специалистов (что и полагал П. Успенский в течение своей 30-летней исследовательской практики).
Одними из ключевых концепций Гурджиева были: самовоспоминание, трансформация страдания и эннеаграмма.

Успенский П.Д. "Ключ к загадкам мира."

Успенский П.Д. "Ключ к загадкам мира."

Книги, книги, книги. Я читаю, нахожу, теряю, опять нахожу и снова теряю. Наконец в моем уме формируется некое целое. Я вижу непрерывность линии мысли и зна​ния; она тянется из века в век, из эпохи в эпоху, из одной страны в другую, из одной расы в другую. Эта линия скрыта глубоко под слоями религии и философских сис​тем, которые представляют собой лишь искажения и лже​толкования идей, принадлежащих основной линии. Я об​наруживаю обширную и исполненную глубокого смысла литературу, которая до недавних пор была мне совершен​но незнакомой, а сейчас становится понятной, питает из​вестную нам философию, хотя сама в учебниках по исто​рии философии почти не упоминается. И теперь я удивля​юсь тому, что не знал ее раньше, что так мало людей слы​шали о ней. Кто знает, например, что простая колода карт содержит в себе глубокую и гармоничную философскую систему? Ее так основательно забыли, что она кажется почти новой.

Я решаюсь написать книгу, рассказать обо всем, что на​шел. Вместе с тем я вижу, что вполне возможно согласо​вать идеи этого сокровенного знания с данными точной науки; и мне становится понятным, что четвертое измере​ние» и есть тот мост, который связывает старое и новое знания. Я нахожу идеи четвертого измерения в древней символике, в картах Таро, в образах индийских божеств, в ветвях дерева, в линиях человеческого тела.

И вот я собираю материал, подбираю цитаты, формули​рую выводы, надеясь показать очевидную мне теперь внутреннюю связь между методами мышления, которые обычно кажутся обособленными и независимыми. Но в самый разгар работы, когда все уже готово и приняло определенную форму, я внезапно чувствую, как мне .в душу заползает холодок сомнения и усталости. Ну хоро​шо, будет написана еще одна книга. Но уже сейчас, когда я только принимаюсь за нее, я заранее знаю, чем кончится дело. Я угадываю границу, за пределы которой выйти не​возможно. Работа моя стоит; я не могу заставить себя пи​сать о безграничности познания, когда вижу уже его преде​лы. Старые методы не годятся, необходимы какие-то дру​гие. Люди, рассчитывающие достичь чего-то своими соб​ственными способами, так же слепы, как и те, кто вообще не подозревает о возможностях нового знания.

Работа над книгой заброшена. Проходят месяцы, я с го​ловой окунулся в необычные эксперименты, которые выво​дят меня далеко за пределы познаваемого и возможного.

Устрашающее и захватывающее чувство! Все становится живым! Нет ничего мертвого, нет ничего неодушевленного. Я улавливаю удары пульса жизни. Я «вижу» Бесконеч​ность. Затем все исчезает. Но всякий раз после этого я го​ворю себе, что это было; а значит, существуют явления, отличные от обычных. В памяти остается совсем немного; я так смутно припоминаю свои переживания, что могу пере​сказать лишь крохотную часть того, что со мной происходило. К тому же я не способен ничего контролировать, ни​чего направлять. Иногда «это» приходит, иногда нет; иног​да возникает только чувство ужаса, иногда же — ослепи​тельный свет. Порой в памяти остается самая малость, а то и вовсе ничего. Временами многое становится мне понятно, открываются новые горизонты; но длится это всего лишь мгновение. И мгновения эти оказываются столь краткими, что никогда нельзя быть уверенным в том, что я нечто уви​дел. Свет вспыхивает и гаснет, прежде чем я успеваю рас​сказать себе, что я видел. С каждым днем, с каждым разом пробудить этот свет становится все труднее. Нередко мне кажется, что уже первый опыт дал мне все, а последующие опыты были лишь повторением одних и тех же явлений в моем сознании, лишь повторением. Я понимаю, что это не так, что всякий раз я приобретаю что-то новое, но от этой мысли очень трудно избавиться. Она усугубляет то ощуще​ние беспомощности, которое возникает у меня словно при виде стены: через нее можно бросить беглый взгляд, но настолько кратковременный, что я не в состоянии даже осознать то, что вижу. Дальнейшие эксперименты лишь подчеркивают мою неспособность овладеть тайной. Мысль не может ухватить и передать то, что порой ясно угадыва​ется, ибо она слишком медленна, слишком коротка. Нет слов, нет форм, чтобы передать то, что мы видим и сознаем в такие мгновения. Задержать их, приостановить, удли​нить, подчинить воле — невозможно. Мы не способны при​помнить найденное и впоследствии пересказать его. Все исчезает, как исчезают сны. Быть может, и сами эти пере​живания — не более чем сон.

Tertium organum. Ключ к загадкам мира скачать fb2, epub бесплатно

Другие книги автора Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь

Автор: Петр Демьянович Успенский

Разработанный одним из величайших проводников в мир эзотерических знаний Г. Гурджиевым и его учеником П. Успенским Четвертый путь , в отличие от традиционных путей факира, монаха и йога, не требует ухода от обыденной жизни, а позволяет использовать полученные знания, показывает скрытые возможности самореализации, открывая новый путь в жизни.

В поисках чудесного

Автор: Петр Демьянович Успенский

"В поисках чудесного" - первостепенный источник эзотерических знаний, необходимый каждому, кто интересуется природой мироздания.

Для широкого круга читателей.

Автор: Петр Демьянович Успенский

Если бы Вам предложили прожить жизнь заново, как бы Вы использовали эту возможность? Герой повести Успенского Иван Осокин с помощью волшебника возвращается на 12 лет назад, в школьные годы. Он надеется изменить свою судьбу и избежать тех ошибок, которые привели его в конечном итоге к мысли о самоубийстве. Но…

В поисках чудесного. Четвертый путь Георгия Гурджиева

Автор: Петр Демьянович Успенский

Русский философ, писатель и мистик, исследователь человеческих возможностей, Петр Успенский был свидетелем становления школы знаменитого мистика, человека-легенды, одной из самых загадочных фигур начала двадцатого века.

Какие знания хотел донести до своих учеников этот загадочный «учитель танцев», как он сам себя называл? Что на самом деле происходило с его учениками и почему вокруг Гурджиева формировались сообщества из самых заметных людей того времени? Что именно заставляло людей безоглядно подчиняться этому загадочному человеку?

Тайны и возможности человеческой природы, скрытые в каждом человеке, которые демонстрировал этот человек, поражали воображение.

На пороге чудовищных потрясений, которые принес людям двадцатый век, возрождалось новое понимание мира и человека в нем.

Символика Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах

Автор: Петр Демьянович Успенский

По мнению П. Д. Успенского, символизм, в котором символы имеют строго определенное значение, – это псевдо-символизм. Ключ к Таро, как считает автор, скрывается в воображении, поэтому вам предстоит прочитать, пожалуй, самое необычное описание известных карт. Вы обнаружите в «зарисовках» Успенского отголоски размышлений многих авторов, писавших на тему Таро, таких как Сент-Мартин, Элифас Леви и доктор Папюс. А также других мыслителей, которые никогда не писали о Таро, таких как Платон, Гихтель, Ницше, и, тем не менее, пришли к открытию тех же фундаментальных принципов устройства мироздания, которые лежат в основе Таро.

Успенский убежден в том, что символ может служить для передачи нашего интуитивного понимания и приводить к чему-то новому лишь до тех пор, пока его значение окончательно не определено. Настоящие символы постоянно находятся в процессе создания, так как тесно связаны с внутренней работой того, кто их воспринимает. Автор признается, что некоторые описания арканов выражают лишь его субъективное представление, и приглашает вас по-новому взглянуть на знакомые карты и, возможно, предложить собственную интерпретацию символов.

Автор: Петр Демьянович Успенский

Петр Демьянович Успенский

Психология и космология возможного развития человека

ПСИХОЛОГИЯ возможной эволюции ЧЕЛОВЕКА. КОСМОЛОГИЯ возможной эволюции ЧЕЛОВЕКА

"После этого Гурджиев продолжил объяснение различных функций человека и центров, управляющих этими функциями. В том же порядке эти идеи изложены в лекциях по психологии. Объяснения и связанные с ними обсуждения заняли довольно много времени. нет возможности передать эти беседы в том виде, как они действительно происходили. Поэтому я собрал весь материал по психологии и космологии в две отдельные серии лекций. Здесь нужно заметить, что идеи не были даны нам в той форме, как они изложены в лекциях".

Психология человеческих возможностей

Автор: Петр Демьянович Успенский

«Психология человеческих возможностей» – сборник лекций П. Д. Успенского, одного из основателей системы Четвертый путь. Эти лекции посвящены важнейшему для этого эзотерического учения вопросу – эволюции человека, тем возможностям развития, которые есть у каждого, но которыми далеко не каждый готов воспользоваться.

Издание также включает дословную запись встречи Успенского с одной из групп учеников в Лондоне, которая прошла 23 сентября 1937 года. Ответы, данные Успенским в ходе этой встречи, касаются некоторых сложностей понимания основных идей системы Четвертый путь, принципов и методов организации школ и важности правил. Первая запись этой встречи, проверенная и исправленная Успенским собственноручно, находится в памятной коллекции П. Д. Успенского в отделе рукописей и архивов библиотеки Йельского университета.

Новая Модель Вселенной

Автор: Петр Демьянович Успенский

То, что автор нашел во время своих путешествий, упомянутых во «Введении», а также позднее, особенно с 1915 по 1919 гг., будет описано в другой книге.* Настоящая книга была начата и практически завершена до 1914 года. Но все ее главы, даже те, которые уже были изданы отдельными книгами («Четвертое измерение», «Сверхчеловек», «Символы Таро» и «Что такое йога?»), были после этого пересмотрены и теперь более тесно связаны друг с другом. Несмотря на все, что появилось за последние годы в области «новой физики», автор сумел добавить ко второй части десятой главы («Новая модель вселенной») лишь очень немногое. В настоящей книге эта глава начинается с общего обзора развития новых идей в физике, составляющего первую часть главы. Конечно, этот обзор не ставит своей целью ознакомить читателей со всеми теориями и литературой по данному вопросу. Точно так же и в других главах, где автору приходилось ссылаться на какую-то литературу по затронутым им вопросам, он не имел в виду исчерпать все труды, указать на все главные течения или даже сделать обзор важнейших трудов и самых последних идей. Ему достаточно было в таких случаях указать примеры того или иного направления мысли. * Речь идёт о последней книге П.Д. Успенского «В поисках чудесного», вышедшей в свет уже после смерти автора в 1949 году – прим. ред. Порядок глав в книге не всегда соответствует тому порядку, в каком они были написаны, поскольку многое писалось одновременно, и разные места поясняют друг друга. Каждая глава помечена годом, когда она была начата, и годом, когда была пересмотрена или закончена. Лондон, 1930

Популярные книги в жанре Эзотерика

Небольшие эссе относительно истины

Автор: Алистер Кроули

Кто такой человек, чтобы столько думать о нём? Человек — предмет данного эссе. Сначала необходимо объяснить то, что понимается здесь под этим словом. Человек — это микрокосм, образ (сконцентрированный вокруг точки сознания) макрокосма, Вселенной. Эта Теорема доказывается чисто идеалистической демонстрацией того, что воспринимаемая Вселенная есть расширение, фантом нервной системы. Отсюда следует, что все феномены, внешние и внутренние, могут быть классифицированы некоторым способом, который опытным путём признан самым удобным для исследования каких-либо отношений. (Пример: обширные классификации в науке — химии, физике, психологии и т. д. В сущности они не содержат истины, удобство — единственное оправдание их существованию). Для анализа духовной природы человека, измерения, записи его опытов в этой области и планирования его восхождения ко всё более высоким вершинам достижения был изобретен ряд систем. Из них АБХИДХАММА (собрание сочинений по метафизике в буддийской философии) — наиболее практичная, научная и реалистичная, но для европейского ума она слишком громоздка, и это только один из её недостатков. Посему, несмотря на опасность неопределённости вследствие использования и символичность терминов, я по многим причинам предпочёл раскрыть миру классико-математическую систему — универсальную базу для классификации, которая вульгарно и ошибочно называется КАБАЛОЙ. Кабала, которая является еврейской традицией и посвящена интерпретации Священных Писаний иудеев, в большинстве своём невразумительна и бессмысленна. Но в ней — план земли, чистейший и прекраснейший бриллиант человеческой мысли — геометрическое построение имён и чисел, называемое Древом Жизни. Я назвал его самым драгоценным, ибо счёл его наиболее удобным методом (из тех, что ныне известны) классификации явлений Вселенной и изучения отношений между ними. Доказательством этому служит огромная плодотворность мысли, которая последовала вслед за моей адаптацией к данной схеме. Все явления могут быть так или иначе соотнесены с Древом Жизни (которое для удобства может быть умножено или разделено различными способами), но бесполезно пытаться составить всеобъемлющий список соответствий. Соответствий Десяти Сфирот и Двадцати Двух Путей — бесконечное множество. Искусство их использования состоит прежде всего в соотнесении с ними всех наших идей. Это позволяет раскрывать общую природу одних вещей и существенные отличия других, получая в конечном счёте простое видение неизмеримой сложности Вселенной. Этот предмет может быть изучен по книге 777, основные её атрибуции должны быть выучены наизусть. Когда, вследствие постоянного использования системы, она, наконец, станет понятна, тогда, в противоположность простому зазубриванию, на студента прольётся свет понимания. Он будет явлен в процессе изучения студентом каждой составляющей нового знания, выстроенной благодаря этой системе. И Вселенная предстанет перед ним последовательной и целостной. Для понимания этих Маленьких эссе было бы замечательно, если бы читатель был знаком хотя бы с голой схемой Теории Вселенной Кабалы. Ибо чем лучше читатель понимает Древо Жизни, тем яснее для него становится смысл и тем глубже выводы, которые он в состоянии сделать из прочитанного. Человек пятеричен. (1) Йехида Это квинтэссенция Души, роднящая человека с другими искрами Бога. В то же время она и отличает его (благодаря точке зрения на Вселенную, центром которой человек является) от всех других. Это точка, обладающая только положением в пространстве, определяющимся по отношению к осям координат — вторичным принципам, принадлежащим ей волей случая. Йехида будет постулирована по мере развития нашей концепции. (2) Хиа Это Творческий Импульс или Воля Йехиды, энергия, требующая обозначения осей координат так, чтобы Йехида смогла достичь своей реализации и формального понимания того, что присуще и не присуще её природе. (3) Нешама Это способность понимания Слова Хиа. Это интеллект или интуиция, с помощью которых Йехида познаёт себя. Эти принципы составляют Троицу, они едины, так как представляют бытие, приспособление, которое делает возможной манифестацию Бога в человеке. Но они — лишь математическая модель человеческой природы. Их можно сравнить с ещё не открытыми законами физики. В настоящее время нет данных, анализируя которые, можно было бы открыть эти законы. Человеческое сознание неспособно постичь эти принципы, несмотря на то, что они составляют его суть. "Путешествие вглубь" к ним — задача Инициации (см. Клятву Кандидата A. .A. . "Я обязуюсь раскрыть природу и силы моего бытия" в Liber Collegii Sancti sub figura CLXXXV). Этот триединый принцип полностью духовен по своей природе. Всё, что о нём может быть сказано, негативно. Он самодостаточен. Ниже него простирается то, что называется Бездной. Эту доктрину чрезвычайно сложно объяснить, но можно лишь более или менее обоснованно провести аналогию с разрывом в мышлении между Реальным, которое является идеальным, и Нереальным, являющимся фактическим. В Бездне все вещи существуют потенциально, но не имеют никакого возможного смысла, ибо лишены субстрата духовной Реальности. Они — проявления вне Закона, Безумные Заблуждения. Бездна, будучи великим хранилищем Феноменов, является источником всевозможных впечатлений. Триединый Принцип изобрел машину для исследования Вселенной, эта машина — четвертый Принцип в структуре Человека. (4) Руах Это можно перевести как Ум, Дух, Интеллект: но не один из этих вариантов не является удовлетворительным, ибо оттенки значения этого слова различны у каждого автора. Руах — это тесно связанная группа из пяти Моральных и Интеллектуальных Принципов, сосредоточенных вокруг ядра, Тифарет, Принципа Гармонии, представляющего собой Сознание и Волю Человека, по отношению к которому четыре других Сфирот, образно говоря, есть чувствительные элементы. Эти пять Принципов достигают высшего проявления в шестом, именуемом Даат, Знание. Но Знание в действительности не Принцип, ибо оно содержит зародыш противоречия и самоуничтожения. Это ложный принцип, ибо, как только Знание подвергнуто анализу, оно превращается в иррациональный прах Бездны. Человеческое стремление к знанию, таким образом, представляет собой ложный путь, попытку свить веревку из песка. Мы не имеем возможности углубиться здесь в доктрину "Падения Адама", объясняющую в форме притчи почему Вселенная так неудачно устроена. Мы имеем дело только с наблюдаемыми фактами. Все эти ментальные и моральные принципы Руах, хотя и не так духовны, как Высшая Триада, но всё ещё остаются "в воздухе". Для функционирования им необходим базис, посредством которого они могут получить впечатления, так же как машина требует топлива и сырья, прежде чем она сможет выпустить продукцию, для производства которой она предназначена. (5) Нефеш Этот термин переводится как "Животная Душа". Это машина Руах, инструмент, посредством которого Разум входит в контакт с прахом Материи в Бездне, чувствует его, выносит суждения относительно него, реагирует на него. Этот принцип в некотором смысле всё ещё духовен. Тело человека состоит из частиц Материи, временно скреплённых вместе Принципами, которые придают ему форму для собственной реализации и, в конечном счёте, для самореализации Йехиды. Но Нефеш создан таким, каков он есть, ни для чего иного, кроме прямого взаимодействия с Материей. Нефеш стремится принять участие в разобщении Материи. Его органы восприятия боли и удовольствия соблазняют уделять чрезмерно большое внимание одной группе явлений, избегая другой. Следовательно — для того, чтобы Нефеш выполнял свои функции должным образом, его необходимо подчинить жесточайшей дисциплине. Но в этом отношении нельзя положиться и на Руах, ибо он имеет свои склонности к слабости и несправедливости. Руах дьявольски изобретательно использует каждую уловку, дабы обустроить свои отношения с Материей так, чтобы наиболее полно удовлетворять своей инертности, проистекающей из своего собственного понимания. Это, однако, ненормально для его существования, которое при таком подходе оказывается без тени мысли о своих обязанностях по отношению к Небесной Триаде (Йехида, Хиа и Нешама). Что же обуславливает Тифарет, Человеческую Волю, стремиться к познанию Нешамы, подчиняясь Божественной Воле Хиа? Ничто иное, как реализация, рождаемая рано или поздно от опыта агонии, ибо все отношения с Материей (Вселенной) посредством Руах и Нефеш представляют из себя боль. Бессмысленность всей процедуры приводит их к болезни. Они начинают искать некий растворитель, с помощью которого Вселенная могла бы стать познаваемой, полезной и приносящей радость. В терминах Кабалы — они ищут Нешаму. Это мы имеем в виду, говоря, что Транс Скорби — мотив Великой работы. Этот "Транс Скорби" (который необходимо четко отличать от любого мелкого отчаяния, "осуждения греха" или иной черномагической имитации), будучи Вселенским, воспринимает все явления — фактические или потенциальные — как Раскрытие Сферы Нешама. Осознание собственной неудачи — признак изменения ситуации к лучшему. Это направляет искателя на правильный путь, где он, развивая свою Нешаму, вскоре оказывается способным достигнуть нового возвышенного Опыта. Он постигает суть своей Истинной Воли и, произнося своё Слово, идентифицирует себя с Хиа. В итоге, восприняв Хиа как динамический аспект Йехиды, он становится чистым Бытием, которое, будучи ничем, представляет Одно и Всё, одновременно универсальное и индивидуальное. Существенным свойством, присущим Небесной Триаде, является то, что Законы Разума, применимые к интеллектуальным функциям, на этом уровне не работают. Поэтому опыт, полученный на данной стадии, невозможно выразить рациональным языком. Протяжённость этого опыта бесконечна в любом направлении, поэтому бесполезно пытаться дать ему исчерпывающее описание. Всё, что можно сделать — обрисовать наиболее общие принципы, показав, что могло бы быть полезным на основных путях исследования. Поиск Святого Грааля, Камня Философов — как бы мы ни называли Великое Делание — оно бесконечно. Успех лишь открывает новые сверкающие возможности. Да, воистину, Аминь! Это неустанный труд, его радости безграничны! Ибо вся Вселенная и всё, что в ней содержится, есть бесконечное поле для игры Коронованного и Побеждающего Младенца, ненасытного, невинного, наслаждающегося всем Наследника Времени и Пространства, чьё имя — ЧЕЛОВЕК!

Читайте также: