Каждое дупло в лесу загадка умелый следопыт

Обновлено: 28.06.2024

Цели урока: 1. Формировать умение работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части и озаглавливать их в соответствии с типом текста-рассуждения.

УУД: Формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-рассуждения, умение конструировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.

Задачи урока : 1. Способствовать развитию умения более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.

2. Работать над развитием речи учащихся.

3. Развивать умение доказывать свою мысль, приводя аргументы и факты.

4. Развивать орфографическую зоркость учащихся.

5. Прививать любовь к родной природе.

6. Прививать любовь к чтению, развивать любознательность.

1. Организационный момент.

− Кого называют санитарами леса? (Волка. Дятла)

− Отгадайте загадку: Он по-рабочему одет — удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел)

− Что вы знаете про дятлов? (Дятла можно увидеть на стволах деревьев в лесу и парке. Дятел весь пестрый — белый с черным, а на голове красная «шапочка». Дятел невелик ростом - всего лишь покрупнее скворца.)

− Что часто встречается в стволе дерева после работы дятла? (Дупло.)

− Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев, причем обычно сами выдалбливают эти дупла. И свои «квартиры» меняют каждый год. А старое занимают новые жильцы, но не дятлы. Кто же? (Белки. Другие птицы.)

− Об остальных обитателях «квартир» вы узнаете сегодня на уроке.

2. Постановка темы урока.

− Сейчас мы подготовимся и напишем изложение. Для чего мы учимся писать изложения? (Чтобы уметь передавать письменно содержание прочитанного. Чтобы узнать что-то новое.)

− Изложение будем писать по рассказу Николая Ивановича Сладкова.

/Учитель показывает портрет писателя./

− Какие произведения этого писателя вы уже читали? («Лесные тайнички». «Медвежья горка». «Ночные охотники». «Мурлыка». «Отчаянный заяц»)

/У доски выставка книг Н.Сладкова./

− Николай Сладков родился в Москве, но вырос и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Мальчиком он занимался в кружке юннатов при Зоологическом институте, над которым шефствовал Виталий Бианки. Виталий Валентинович стал наставником, учителем и другом Сладкова. Топограф по специальности, Сладков прошел по дорогам Великой Отечественной и после войны служил в армии. Первая его книга, «Серебряный хвост», появилась в 1953 году. С тех пор издано множество его сказок и рассказов о природе. Во многих книгах Н.Сладкова помещены его фотоработы — необыкновенной красоты снимки его героев: змей, бабочек, медведей, тигров, муравьев. Каждый обитатель мира природы прекрасен по-своему: Сладков умеет это увидеть.

− Наш текст называется «Какие бывают дупла?»

3. Знакомство с текстом.

/Отпечатанные тексты лежат на партах./

Текст читает учитель.

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет. Сколько дупел, столько загадок.

− Какие слова были непонятны? (Днюет, сыч)

− Кто знает или может объяснить значение данных слов? (Сыч - это ночная хищная птица, похожая на сову.)

− Ночует - проводит ночь, а днюет — проводит день.

/Учитель показывает иллюстрации сыча, дятла, белки, куницы, летучей мыши./

4. Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию.

− О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.)

− Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.)

− К какому типу текста отнесете данный рассказ? (Текст-рассуждение.)

− Докажите. (В этом тексте есть тезис, доказательство, вывод.)

− Что означает слово «тезис»? (Это мысль, которую нужно доказать.)

− Прочитайте тезис данного текста. (Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)

− Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)

− Какие виды дупел упоминаются? (Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.)

− Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок.)

− Обратите внимание — вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли.

− Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)

5. Деление текста на части и составление плана.

− Поделен ли данный текст на части? (Нет.)

− На сколько частей можно разделить весь текст? (На три части.)

− Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев.

− Как будете писать каждую часть? (С красной строки.)

− О чем говорится в первой части? ( Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.)

/Учитель фиксирует ответы детей на доске./

− О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.)

− Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.)

− Определите тему. (Дупла-ночлежки.)

− Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.)

− А кто в них проводит день? (Сыч.)

− Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.)

− Прочитайте второе доказательство. (Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.)

− Определите его тему. (Дупла-кладовые.)

− Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.)

− Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.)

− Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)

− Какова тема этой части? (Дупла-ночлежки.)

− Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)

− Как озаглавим третье доказательство? (Дупла-ночлежки.)

− О чем говорится в третьей части? (Это заключение. Вывод.)

− Наличие вывода говорит о том, что текст завершенный.

− Какая часть получилась самая большая? (Вторая часть — доказательство.)

/На доске появился план изложения./

2. Основная часть:

− Сколько раз вы в тексте начнете писать с красной строки? (Три раза.)

В лесной глуши на елке

Жили-были два бельчонка.

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили.

Вставали рано поутру,

За уши лапками хватались

И вправо-влево наклонялись.

Дружно хлопали в ладошки

И тянулись, словно кошки.

Друг за другом вслед ходили.

«Есть в лесу три полочки»

Есть в лесу три полочки: /Хлопают в ладоши./

Ели — елки — елочки. /Руки вверх — в стороны — вниз./

Лежат на елях небеса, /Руки вверх./

На елках — птичьи голоса, /Руки в стороны./

Внизу на елочках — роса. /Руки вниз, присели./

7. Языковой разбор текста. (Анализ текста)

− Прочитайте первое предложение. (Каждое дупло в лесу — загадка.)

− Подберите синоним к слову «каждое». (Всякое, любое.)

− Для чего нужно это слово в предложении? (Дупел много в лесу, но все они разные.)

− Какое слово указывает на место, где происходит событие? (В лесу.)

− Какую роль в предложении играет слово «загадка»? (Чтобы нам было стало интересно.)

− Прочитайте второе предложение. (Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)

− Найдите синоним к слову «умелый». (Опытный.)

− Каким словом можно заменить слово «следопыт»? (Любитель природы.)

− На что указывает слово «дупляной»? (Житель какого-то дупла.)

− Прочитайте третье предложение. (Бывают дупла-ночлежки.)

− Подберите синоним к слову «бывают». (Есть.)

− Почему автор дупла называет ночлежками? (Там животные ночуют.)

− А кто в них проводит день? (Сыч.)

− Почему Н.Сладков другие дупла называет кладовыми? (В них животные делают запасы корма.)

− Подберите синоним к слову «прячет». (Складывает. Укрывает от посторонних глаз.)

− А почему дупла названы спальнями? (Спальня — это место для сна. Некоторые животные на зиму залегают в спячку.)

− Каким глаголом можно заменить словосочетание «проводит зимнюю спячку»? (Зимует.)

− Прочитайте последнее предложение. (Сколько дупел, столько и загадок.)

− Какое слово повторяется в первом и последнем предложениях? («Загадка».)

− Как вы думаете, почему? (Обычно тезис совпадает с выводом. Вывод — это доказанный тезис.)

− Определите тип связи предложений в тексте: цепная или параллельная? (Цепная связь.)

− Назовите средства связи. (Повтор слова «дупла», местоимение (в) них, она.)

− Совершенно верно. В текстах с цепной связью сцепляющими словами могут быть синонимы, местоимения, повторы слов.

− А есть ли в тексте специальные слова-связки после тезиса и после доказательства: «докажем это», «несомненно», «потому что», «таким образом», «во-первых» и другие? (Нет.)

− Верно. Здесь части рассуждения связываются по смыслу и при помощи интонации.

− Как вы думаете, почему в этом тексте использовалась именно цепная связь предложений? (Объектом рассуждения является дупло. В каждом предложении сообщается что-то новое про дупло. Каждый раз уточняется о том, кто живет в дупле.)

/Единый временной план текста не обсуждается, так как не изучалась тема «Изменение глаголов по временам»./

8. Орфографическая подготовка.

− Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.

/Слова из текста выписаны на доске, разбиты на группы./

(в) л. су зага. ка ж. теля (про)водят

(по) сл. дам ночле. ки сыч. (раз)гадает

л. туч. я вни. мыш. (по)ложит

г. л. вой (про) запа. ноч. ю (не) ест

кл. довые спяч. ку (не) пьет

− По какому принципу слова с пропущенными орфограммами объединены в первый столбик? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.)

− Давайте назовем проверочные слова и вставим пропущенные буквы, а там, где нужно, раскроем скобки. Работаем «по цепочке» у доски.

/ Ученики по очереди выходят к доске, вставляют красным мелом пропущенную орфограмму, объясняют ее./

− На какое правило даны слова во втором столбике? (Парные согласные.)

− Назовите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Продолжаем работать «по цепочке».

− На какое правило встретились слова в третьем столбике? (Правописание слов с шипящими согласными.)

− Вставьте там, где нужно пропущенные буквы.

/ Дети продолжают работать «по цепочке» у доски./

− Какое правило объединяет слова четвертого столбика? ( Правописание глаголов.)

− Объясните, как пишутся данные глаголы.

/Дети «по цепочке» выходят к доске./

− Какие вопросы у вас еще возникли?

/В конце работы слова закрываются./

9. Запись текста изложения.

- Прочитайте текст еще раз про себя.

-Закройте листочки с текстом. Запишите его.

/Учащиеся пишут текст самостоятельно, без черновика.

10. Домашнее задание.

− Дома вам нужно будет написать сочинение-рассуждение на тему «Если бы я был учитель. »

- Ребята, чему учились сегодня на уроке русского языка? (Учились писать изложение.)

Следующая загадка

(1) Летучие мыши проводят зимние ночи в дуплах. Неверно - летучая мышь спит в дупле всю зиму.
(2) Сычи спят в дуплах. Верно.
(3) Белки и дятлы целый день проводят в дупле. Неверно - белки и дятлы спят в дуплах по ночам.
(4) Куница прячет свои запасы в дупле. Верно.
Ответ: верные утверждения под цифрами (2), (4).

Потому что намуганный письмом городничий, сам находился в лёгком шоке и смятении, это особенно заметно в сцене где он перед выездом в гостиницу, ругает и отдаёт приказы воим подчиненным, а Бобчинский и Добчинский навели ещё большую панику в его душе и разуме

1 год назад

Он увидел свое отражение и влюбился в него. Потом умер от голода/или страданий. Когда пришли за его телом,его там не оказалось. На его месте вырос цветок,который назвали в честь Нарцисса

11 месяцев назад

Вот ответ всё правельно

1 год назад

1. Мальчик Витя. У него утонула мама. Жил он с бабушкой и дедушкой. Семья была бедная, но он был сыт и одет. Водился с соседними мальчишками, которые были не воспитаны и хулиганили.
2. Мальчик поступил не хорошо, когда обманул бабушку, вместо земляники подсунув траву.
3. Он очень сильно хотел, чтобы бабушка ему купила пряник в виде коня.

10 месяцев назад

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе. Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин - светский молодое человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум. " Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов". В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню ивыф начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних людей". Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцвфывфыатого века. Этот роман — одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е годы XIX века. В центре внимания — быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской свыавывфыинтеллигенции.

1 год назад

Смотрите также:

Какая главная мысль рассказа "Каменный цветок"?Срочно. Дам 10 баллов за классный ответ!!

Взаимоотношения тимофея и лизы моховой,помогите пожалуйста

1.Где происходят события, описанные в рассказе И.С.Тургенева «Муму»? А) в Москве; б) в Петербурге; в) в усадьбе барыни. 2. Откуд

Определи,с точки зрения какого персанажа описывается природа Кавказа,быт и нравы жителей аула? как ты думаешь, чем это можно обь

Срочнооо. Сочинение " Чем современно русская литература 18 века" На примере 1-2 произведений. СРОЧНО!

Помогите найти все олицетворения в сказке”Иван крестьянский сын и чудо-юдо»

Презентация на тему: " ИЗЛОЖЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ «КАКИЕ БЫВАЮТ ДУПЛА?». « Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла – ночлежки." — Транскрипт:

1 ИЗЛОЖЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ «КАКИЕ БЫВАЮТ ДУПЛА?»

3 « Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла – ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла – кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла – спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок. » Н.И.Сладков

4 1.Охотник, выслеживающий зверя по следам. Например: зоркий следопыт. 2. Тот, кто отыскивает исторические ценности, добывает сведения об исторических событиях. Например: Юные следопыты отправились в поход.

6 1. Вступление. 2. Основная часть. 1) Дупла – ночлежки. 2) Дупла – кладовые. 3) Дупла – спальни. 3. Заключение.

7 ночь - ? мышь - ? сыч- ? дупло - ? загадка-? разгадает прячет положит проводит днюет

Следующая загадка

Следующая загадка


когда я написала свое первое сочинение? вы спросите у меня а я скажу вам что прямо сейчас. вы спросите у меня : про что было твое первое сочинение? а я отвечу про мир. а почему ты выбрала такую тему? -спросили вы все. я сказала потому что я люблю свою жизнь и всегда хочу чтобы солнце ярко светило, мама всегда жила, папа пусть будет любимый, бабуля та тоже пусть будет счастливой! еще я хочу что бы лето не кончалось чтобы оно за мною мчалось, еще я хочу чтобы небыло войны никогда ни в какой стране вселенной еще я хочу полететь в космос стать врачом и лечить животных. я люблю есть сосиски и докторскую колбасу. а еще я хочу быть всегда радостаной веселой и счталивой. и даже сейчас когда я пишу это сочинение я хочу чтобы вы все были счастливы как я, я бы подарила вам это счастье но видите ли это невозможно. а еще я рада то что вы сейчас читаете мое сочинение и радуйтесь.


Ответ добавил: Гость

жестокая, бессердечная, но справедливая. она не любит жадных людей и ей безразличны их страдания. она поощряет тех, кто талантлив и готов жертвовать собой и личными удобствами ради других. также она хитра и любопытна. всё это составляет образ той самой богини земных недр - хозяйки медной горы.


Ответ добавил: Гость

Читайте также: