Карельские загадки с ответами
Обновлено: 22.11.2024
Пятнадцать лет царствовал,
На шестнадцатом году заболел,
На тридцатом умер —
И снова народился .
В представлении народа, луна уподобляется новорожденному царю (в новолуние), который царствует 15 лет, после чего заболевает (идет на убыль) и умирает (перестает быть видимым).
Днем спят,
Ночью пробуждаются.
Ковер имею — не вытрясешь,
Золото имею — не сосчитаешь.
Один пастух всю ночь овец пасет.
Отгадка Луна и звезды.Сам тысячеглазый,
Движется торжественно, словно на базар.
Природные явления
Без крыльев, а летит,
Без ног, а бежит.
В небе родился,
В земле схоронился.
Каменная избушка —
Лягающая телушка.
Идет, как ага,
Садится, как паша.
Уходит, как цыган.
Жевать — не жуется,
Но легко глотается.
Без языка — говорит,
Без ног — бежит.
Без ног — ходит,
Без глаз — светит,
Без рта — глотает.
Кто сосет своих детенышей?
Отгадка Море — реки.В огне не горит,
В воде не тонет.
У меня есть буйволица;
Где ложится,
Там трава не родится.
Что даешь — съедает,
От воды — умирает.
Без рук, без ног,
А на небо лезет.
В доме красная корова мычит,
На крышу черный теленок летит.
Что входит в дом впереди человека?
ОтгадкаЧто такое:
Без тела — живет,
Без уха — слышит,
Без языка — кричит?
Что такое:
Бегу — бежит,
Сажусь — сидит,
Стою — стоит?
В воду попадет — не мокнет,
Палкой колотишь — не плачет.
Садится — один,
Встают — двое.
Я иду — он остается.
ОтгадкаВремя
В городе — двенадцать рынков,
На каждом рынке — по тридцать человек,
У каждого — по двадцать четыре ребенка.
Два брата друг за другом бегут,
Но никак один другого не догонит.
Следующая загадка
Шесть у вас,
шесть у нас,
шесть у всей деревни.
Четыре ноги, четыре глаза, две головы,
нет носа, нет рта, нет хвоста.
Горбатый, кривобокий в огненной реке кланяется.
Отгадка Поварешка.Святую реку рябчик залетел,
святая река закружилась.
Мужичок— кругачок ,
одежда медная,
ножки пуговки,
ходить не может.
Суетливый, вертлявый, стоглазый сверчок.
Отгадка Решето.Одна половина лошадь другая осина.
Отгадка Решето.Бабка чёрная чернушка,
бабка толстая толстушка
ушат воды выпивает.
Свили, связали через горку послали.
Отгадка Изгородь.Шелка, кружево на спину,
летнюю обувь на ноги,
собирайся быстренько
шустренького ожидать.
Щелкает- трещит,
ходит- бренчит в густых зарослях.
Шесть ног, два следа.
ОтгадкаМясистый мясистого посасывает на мясистом ларце.
Отгадка Кормление ребенка грудью.Человек в лес идет.
За ним два ручья бегут.
Тоненькая маленькая, весь мир одевает.
Отгадка Иголка с ниткой.Белые куры.
На красном насесте.
Одна мышь, два хвоста,
кто обувь отгадает?
Что на свете самое сладкое.
ОтгадкаЧто у каждого есть?
ОтгадкаНизкая сосна на болоте.
На вершине сосны каравай.
Красная корова на травяной привязи.
Отгадка Брусника.Круглая, да не луна,
Зелёная, да, но не сосна.
Как веник, но не веник,
как клубок, но не клубок,
хвост как у мыши, но не мышь.
Один говорит: стук-стук,
Другой, говорит: стук-стук.
третий говорит: стук- стук.
четвертый говорит: стук-стук.
пятый говорит: виу -вау.
Да без корней растет,
без крыльев летает.
Заяц по льду бежал,
мчался по дворам,
голову в щель поленницы просунул.
Два пня в море.
Один поднимается,
другой опускается.
На горе котел кипит без дров,
без кухарок, без коков, без поваров, без пекарей.
Стучит, бренчит за костяными замками.
Отгадка Язык, зубы.Собака лает на горе.
А я ее за хвост держу.
Изба одна, окон тысяча.
Отгадка Невод.Жеребец бежал.
Вожжи натягивались.
Железные сани, скрипели.
Конь деревянный,
Копыто каменное,
Направился болота месить,
морские воды бороздить.
Животный мир
Потянешь за повод —
Двинется гора.
Не больная — стонет,
Не трудится — пыхтит.
Без земли, без воды,
Без листьев — ветки растут.
Уши, как у осла,
Лапы, как у собаки,
Прыгает, как коза.
Снизу камень,
сверху камень,
Ест траву, но не корова,
Яйца несет, но не курица.
Без ног — бежит,
Все ее боятся,
Рубаху меняет, но не человек,
Яйца несет, но не курица.
Кто это:
Имеет крылья,
Но без перьев?
Сам — царек,
Корона — пилой,
Сорок жен на улице бродят,
А он по чужим ходит.
Кто это:
Пестрые одежки,
Красная шапочка,
Голые ножки?
Из живого выходит мертвым,
Из мертвого — снова живым.
В одном кувшинчике два разных вина,
Как ни болтай, никогда не смешаются.
У меня есть крепость:
Снаружи серебро, внутри золото.
Черный, как янтарь,
Белый, как молоко,
Ходит, как человек.
Хвост, как ножницы,
Голова, как каштан.
Черен, да не ворона,
С крыльями, да не птица,
Лепит шарики, да не мастер.
Навозный жук делает из навоза шарики, в которые откладывает яйца
Кто это:
Мать есть, отца нет?
В каждом улье бывает только одна матка.
У какого насекомого
Колени выше спины?
На горе пасется стадо овец,
Волк их не ест и в хлев зайти боится.
Рот есть — языка нет,
Кожа есть — волос нет.
Без веревки, а шатер разбивает.
ОтгадкаБрожу, но не курица,
Свечу, но не лампада.
Читать не умеет,
А пишет.
Улитка, двигаясь, оставляет за собой след,
Кто это:
С мясом, но без костей?
Следующая загадка
Лесков Н. Загадки карел Олонецкой губ.
// Живая старина. 1893.
Загадки корел Олонецкой губ.
Представляемыя мною загадки собраны преимущественно въ Святозере, Пряже, Сямозере, Вешкелицахъ и Салменицахъ Петрозаводскаго уезда, и расположены оне въ томъ порядке, въ какомъ собраны.
Что на избу спиной? — топор.
Что на избу передом (лицом)?— икона.
Что въ избе невидимое — тепло.
Сто рогов, тысяча корней, — что положишь, все выпьет. — Каменка в бане.
Сидитъ баба въ избе, две кромки во рту.—Столбъ въ избе, къ которому прикрепляются две полки.
Овцы в огороде, хвосты вне. - Ложки в миске.
Двое черных друг противъ друга. - Пол и потолок.
Сто солдат на одной подушке спятъ. — Потолок.
Трещит, звенит за костяным лесомъ. — Язык.
Белая лошадь за огородом. - Сугроб снега.
Коростовая шубенка на огороде. - Звездное небо.
Маленький, кругленький, всему миру дорогой .— Монета.
Есть у меня жеребец, что положишь, все несет. — Стол.
Изогнутый, гнутый руки всех разсмотритъ. - Дверная скобка (ручка).
Стоитъ олень, ноги до земли не дотрагиваются. — Колыбель.
Поросёнок вертится, брюхо полное. - Веретено, с намотанными на него нитками.
Красный чулокъ въ квашне.- Квас.
Качается, трясется, за мясо держится.— Серёжка.
В окно не входит, а в стенной паз (щель, образующаяся в стене между бревнами) входитъ. — Переплётъ изъ лучины, который полагается на дровни.
Цапля по болоту, заяц по льду, — стук. лбами вместе. — Став ткут.
Горбатый, гнутый подолы всех разсмотритъ. — Порог.
Изогнутый, — гнутый всемъ руку подает —Ручка дверная.
Что на вешалке не держится? — яйцо или клубокъ.
Замок над замком, замок над замком, над замком кочка. — Крюк, на который весят котёл.
Засек, полный золотых кружечков. — Жараток.
Головастик и мохнатка в один колодезь за водой ходятъ. — Крюк и помяло.
Днем бревном, ночыо плотом. — Постеля.
Куда идешь золотистый? — Сиди, сиди корявое смолье. — Ель и осина.
Овца идетъ из лесу, шерсть по земле волочится. — Воз с сеном.
Мужик в лесъ идет зеркало за спиной. — Топор.
Мужик в лес идет, носом небо кроитъ. — Коса (горбуша).
Мужик в лесъ идет, чуланчики по дороге оставляетъ. — Клетки от лаптей.
Темный, черный, сторогий, с тысячью корней, рявкнетъ — всей земле слышно. - Гром.
Двое белых друг против друга. — Небо и снег.
Рига железная, крыша овсянная. — Сковорода с овсянным блином.
Тысяча глаз, сто камней. — Сеть.
Снегу белее, угля чернее, впереди шило, посредине клубок, сзади ножницы. — Сорока.
Естъ белое, испражняется черным. — Горящая лучина.
Двое красных друг против друга.— Верхняя и нижняя полость рта.
Живут два брата, дорога посредине , другъ друга невидят. — Глаза.
По белому полю чернымъ сеют. — Письмо.
Цапля по полю скачетъ. — Серп.
Однн скажет: стук стук; другой скажет: стук; стук; третий скажетъ: стук, стук; четвертый скажетъ: стук, стук, пятый скажетъ: шнив, шняв. — Лошадь.
Глаза есть, но не видитъ, уши есть, но не слышитъ. — Стоялка.
С того свету шубу привозят, на сем свете воротник пришивают. - Котел из России, а дужка к нему приделывается в Кореле.
Избу снимаютъ (берут), окна тут оставляют. - Неводъ и проруби.
Пришел враг в избу, собрал золото, собрал серебро, и, уходя, увел золотаго жеребца ). — Холод.
Шлепает, хлопает, голую голову пихает. — Месить квашню.
Летит птичка, коноплянный хвостик. — Иголка с ниткой.
Длиннее самых длинных деревьев, ниже самой низкой травы. — Дорога.
Акулина в канаве (ручейке), нос на суше. — Рукомойник.
Вымазанный пирог (кокой) на гвозде. — Ружье.
Пресное молоко по полу разлито, ни ногтями, ни зубами достать нельзя. — Солнечный светъ на полу.
Четыре девушки на одну кору мочатся. — Доенее коровы.
Четыре девушки одним поясом опоясаны, друг друга имают (ловятъ). — Особый снаряд для разматания ниток.
Мужик на печку поднимается, палка сзади виситъ.— Кошка.
Красное и белое друг против друга в коробочке. — Яйцо.
Домой приходит на возу, а на двор заходит охапками. — Сено.
Есть у меня жеребец, кто ни сядет, всех несет. — Скамейка.
Темный-черномазый, что ни положишь, все выпьет. — Каменка в бане.
В избу (церковь) не входит, в пясть войдет. — Особаго рода шест, очень длинный, употребляющийся при закидывании невода зимою.
Бабья сорочка на огороде, полная вшей. — Звездное небо.
Сухая кромка за окном. — Луна.
Листья бумажные, ягоды сахарныя.—Ситцевая рубашка с фарфоровыми (каменными) пуговками.
Глубокое да хорошее, черное да сладкое. — Маслянник (горшок с маслом).
Сделано из полок и бревен и доверху наполнено. — Колокольня.
Поле железное (стеклянное), межи деревянныя. — Оконная рама.
Из дому идет, домой смотрит, из лесу идетъ, въ лес глядят. — Кошель на спине.
Белый чулок в подполье. — Плесень.
Что можно бросить дальше всегое — взор.
Пришли пять (навстречу) молодцов, за волосы поймали, о землю бросили. — Сморкание носа пальцами.
Парень поет по ночам в подполье, никому унять нельзя. — Петух.
Без когтей, без лап, а по стене поднимается. — Тесто въ квашне.
Дятел на дереве, дятел на земле. — Прядение пряжи. (Лен на прялке и нитки на веретене).
Скребется в углу, пузырчатый мышенок в брюхе (внутри). — Беременная женщина.
Отец только что родится, а сыновья уже в лес ходят (охотиться).—Огонь и дым.
Шуба новая, а подолы в дырьях. Лед с прорубями по берегу.
Что сильнее всего дуетъ? — Ветер..
Четырехножное в двуножном, двуножное в круглом, круглое в четырехугольном. — Лошадь, дровни, стог и рига.
Что на земле тoропнее? — Когда является позыв к испражнению.
Что на земле тяжелее?—искра, упавшая на руку, оказывается тяжелее всякой ноши.
Что на свете милеее — сон.
Что на свете сильнее? — сон.
Что на земле мягче всего? — своя ладонь.
Ночи въ дыре, днем на спине. — Дверной крючек.
Ты, сестрица по той стороне, ты сестрица по другой стороне, а в одно место на ночь. — Пояс.
Что в избе неподвижное? — Печь.
Без рук, без ног по угламъ ходитъ. — Дым.
Слышно, а не видно. — Ветер.
По берегу хлопаетъ, а рукъне видно. — Волна.
Едут на вороной лошади, следов не заметно. — Лодка.
Колыхается, приближается, а само не подходит. — Вода.
Цепь за цепью, конец цепи под печкой. — Лавки (скамьи). Они, обыкновенно, располагаются друг за дружкой по тремъ стенамъ: двумъ боковым и одной лицевой; конец лавки упирается в печку (с боку).
Путешествует, а не заметен. — День.
Все помнишь, а одного не запомнишь. — Когда уснешь.
Слышен, как царь; придет да расширится, как коровий помет. — Христов-день. (Пасха).
Близко, да не укусишь. — Локоть.
Шведский (цыганский) староста в избе. — Светец.
Медвежій зад (задница) в избе. — Перед курной печи.
Дoма стукнуло, на берегу треснуло, синяя утка на воду выплыла. — Лодка.
Журавль в избе стоитъ. — Колыбель.
На вешалке не держится, а на столъ кладут. — Клубок.
Мужичек-тупличек, на рубашке руны. — Самовар.
Девушка скетъ, сканец вертится. — Месяц.
Есть черный бык, что-ни положишь, все выпьет. — Каменка.
Мужичек маленький, а два глаза есть. — Лахан.
Болото въ избе. — Мох, который кладут в домах между бревнами.
Море в избе. — Соль.
Девица одевается в тысячу платьев, а зад открыт. — Курица.
Одинъ глаз у Сидора, и тот на конце кола. — Оловянное кольцо, которое вставляют на конец веретена при крученіи нитокъ; или-же. — Особый инструментъ, которым пугают рыбу в воде.
Горбатенькій мужичекъ, на спин? колья. — Свинья.
Открыл Петр щелочку, все стадо вон. — Овечий помет.
Беру близко, далеко бросаю. — Глаз (взор).
Полно подполье лебедей. — Зубы.
Очень густой лес, в лесу медведи. — Вши.
Маленькая палочка трещит; её сквозь огороду бросают. — Челонок, употребляющийся при тканье холста.
Синица испражняется, нищий смотритъ, лисица зад обтирает. — Огонь.
Горбатенький мужичек на две стороны блюётъ. — Рукомойник.
Горбатенький мужичек всемъ руку подает. — Дверная ручка.
Насквозь видно, а тепло держит. — Стекло.
Горбатенький мужичек тысячу молодцев роняет. — Коса.
Что к человеку спиной? — Крест.
Кошелёк на ели, звонкий камень у корня. — Белка и собака.
Коростовая, красная голова.— Морошка.
Свинья коноплю тащитъ. — Дратва.
Бочка мясная, обручи медные. — Палец с кольцами.
Трое черных друг противъ друга. — Потолок и два пола (один— черный, другой—блый).
В воде родится, на земле живетъ, в воде умирает. — Соль.
Горностай из костра в костер ходит. — Челонок при тканье.
Бежитъ тетёра, следов не остается. — Сеянье муки.
Бычачьи глаза в избе.—Сучки в стенных бревнах.
Что в избе не делают, а само бывает (происходит)? — Трещины в стенах.
Чего ищешь, лишь бы только не нашлось? — Дыры в сетке.
Семь спин, сто ног. — Борона.
Баба с аршин, а зад (задница) саженный. — Кадка, в которой моют белье, и корыто.
В руках вертится, а глаз тысяча. — Сито или решето.
Дерево для полки, гнилое дерево, у несчастнаго на плече. — Ружье.
Пять молодцов держат, пять молодцов стригутъ. — Отрезывание у репы верхушек. Молодцы — пальцы.
Сто молодцов держит, стами поясов связываетъ. — Ограда.
Горшочек кипит на подгорье, ни огня, ни дьму не видно. — Муравейник.
Тело снаружи, рубашка внутри. — Свеча.
Десятеро кучат, десять тянут, двое держаъ. — Уборка сена граблями.
Олово каплет, зад висит. — Свеча.
Трое мужиковъ бьют, костей ни кошка, ни собака не естъ, шкура цла остается. — Лён. Его чистятъ в три приема:
Растет, растет, в порты не помещается, вывалится, — так красная голова. — Морошка.
Муж на бабе, белая пена в средине. — Ручные жернова.
Части тела.
Шар — один,
В нем — семь дыр.
Два брата на одном склоне горы живут,
А друг друга никак не увидят.
Два дома
На одном бревне.
Бедный кидает,
Богатый в карман собирает.
Есть у меня яма,
Сколько бы ни наполнял — не наполняется?
Темное стойло
Полно белых коней.
Один говорит,
Двое слушают,
И двое смотрят.
Изгородь из костей,
А сторож без костей.
Темное стойло
Полно белых коней
Ращу — поливаю,
Кошу — за плату,
Потом — бросаю.
Черная веревка на склоне горы растянулась.
ОтгадкаУ меня есть дерево,
На дереве — пять веток,
На каждой ветке — по плитке.
Узенькая улица,
Большой кувшин.
Есть машина,
Которая цены не имеет,
Но каждый ею владеет.
Сверху листья,
Снизу листья,
В середине песок .
В загадке имеется в виду начинка, состоящая из мяса и риса
Я — горный цветок,
Я — дитя моей матери,
А зимой моя мать — мое дитя.
Черный козленок,
Деревянный хвостик.
Одежки — синенькие,
Тело — чисто-белое,
Голова, как клобук
Сахарная голова упаковывалась в синюю обертку.
В земле родится,
На солнце вырастает,
В воде умирает.
Соль добывается и из земли и из воды
Белый камень из горы
ОтгадкаВсегда стоит на столе;
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
Человек.
Утром ходит на четырех ногах,
В полдень — на двух,
Вечером — на трех.
Ребенок ползает на четвереньках, взрослый ходит на двух ногах, старик — опирается на палку
Для отца — луна,
Для матери — солнце,
Для молодца — счастье.
Слаще меда,
Тяжелей железа,
В магазине не продается
И на базаре не покупается.
На весах не взвесишь,
На базаре не продашь,
Нет на свете милее его.
Летом холодит, зимой греет.
Отгадка Дыхание.Транспорт
Железная дорога
Даю солому — не ест,
Даю воды — не пьет,
Куда захочу — туда идет.
Корабль на воде
Режу, режу — крови нету,
Еду, еду — следа нету.
Следующая загадка
Из детства помню: сидим с ребятами теплым вечером на песчаном берегу реки Алатырь. Кто-то рассказывает страшные истории, кто-то камешки кидает в воду или кино вспоминает. Но время было тяжелое - в кино ходили редко. Больше всего мы любили загадывать загадки. Мне сейчас кажется - им не было конца. Все знали их. И все были перед загадками равны: старшие и младшие, слабые и сильные.
С тех детских посиделок и сохранилось у меня уважительное отношение к загадкам. Образность, поэтичность и мудрость - и все это умещается в нескольких словах: Родился - вился; жил - мучался; пал - убился; нет ему ни отпевания, ни погребения. Чувствуете, как поэтично олонецкая загадка видит простой глиняный горшок. Какой народный философ сделал этот удивительный слепок с человеческой жизни? Какая емкая аналогия - человек и печной горшок! Простейшая загадка - и целая философия.
Что же такое загадка? Владимир Даль, к которому мы привыкли обращаться, когда речь идет о явлениях народной жизни, объясняет, что загадка - это «иносказание или намеки, окольная речь, обиняк; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». «Итак, загадка - иносказательная речь, которая переносит мысль человека от знакомого предмета, явления, действия в область метафорического мышления. А зачем надо название знакомого предмета прятать? Вместо того чтобы просто назвать колокол, олонецкие мужики придумали ему образ петуха: Садится петух на воротах, коса до полу, голос до неба. Чтобы человек поломал голову? Для развития сообразительности?
Конечно, загадку мы вправе рассматривать как явление народной педагогики. Со времен седой древности и до наших дней она выполняет педагогические функции. Среди карельских и русских загадок немало таких, которые развивают сообразительность, пластичность мышления: Какой в реке камень? (мокрый). На что поп шляпу купил? (на деньги). Загадки вводят детей в область нравственных понятий: «Чего нигде не купишь? (отца с матерью). Учат счету, простейшим арифметическим действиям: Батька с сыном, да батька с сыном, да дедушка с внуком, много ли стало?
Загадка - это и народная поэзия. Загадывание было занятием, которое доставляло глубокое эстетическое удовлетворение, перенося тысячу раз виденный предмет или явление в область поэзии, придавало поэтический смысл отдельным его сторонам, заставляя удивляться смелости, образности поэтической мысли народа: Стоит Егорка на пригорке, копьем подпирается, шапкой покрывается. Так народ увидел в зароде сена образ богатыря. Или вот так, всего несколькими словами, дается образ печи: Мать толста, дочь красна, сын храбер, в поднебесье ушел (печь, огонь, дым). В загадке, записанной в деревне Колатсельге, печь угадывается в тех же образах, но с другими эпитетами, в иной цветовой гамме: Мать белесая, дочь румяная, а сын синеватый.
Для историка, этнографа, фольклориста загадка не только поэзия, но и благодатный источник сведений о древних верованиях. Ведь загадка как один из древнейших жанров устного народного творчества возникла в эпоху мифологического осмысления природы. Человек того времени ощущал себя частью природы, он видел в природе в целом и в каждом отдельном ее явлении - воде, солнце, дереве, камне, животном - живую и разумную силу, считал, что природа активно участвует в его жизни. Животные, растения, природные силы были как бы братьями человека, общались с ним, помогали или вредили, понимали его речь.
Загадка позволила нам лучше понять психологию древнего человека, для которого природа была родной стихией - домом и источником жизни. Он был в ней равным среди равных. И одухотворение природы по образу и подобию своему было естественным для человека того далекого времени. В его представлении живая природа способна общаться с человеком - дразнить, помогать или вредить, понимать, что он делает или говорит. Значит, собираясь на промысел, надо сделать так, чтобы утаить свои намерения, иначе не будет успеха. Нельзя, следовательно, говорить, куда идешь, что берешь с собой (какие орудия охоты), называть зверя. Со всем этим живьем держи ухо востро!
И человек стал хитрить. «Ни пуха ни пера!»-кричали вслед охотнику, чтобы природа - звери и птицы слышали и знали, что охотники никого не убьют. Маленькая хитрость, чтобы обеспечить удачу. Человек даже названия придумывал другие всему, что связано с промысловой деятельностью, заменил одни названия другими: На ели цветочек, а под елью звоночек. Непосвященный человек никогда не поймет, что такое цветочек на ели. Однако для охотника ясно, что это -дичь, добыча, а звоночек - это собака, облаивающая дичь.
Уже в древних наскальных рисунках (петроглифах) имеются подобные сюжеты. Собираясь на рыбный промысел, древний человек разговаривал примерно так: Шелка кружевные за спину, волчьи сапоги на ноги, быстренько собирайся шустренького ждать. Поди пойми, о чем речь! Ни одного понятного слова о промысле. Все зашифровано: и невод (кружева), и лапти (волчьи сапоги), и сама шустренькая добыча - рыба.
Конечно, чтобы говорить аллегориями, то есть переводить эти понятия в область метафорического мышления, необходимо хорошее знание производственной деятельности. Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди, хозяев забрали, дом в окошки ушел. Предлагаю студентам расшифровать смысл загадки и убеждаюсь, что современному человеку, плохо знакомому с производственной деятельностью прошлого, со старым бытом и жизненным укладом, символика карельской загадки непонятна. Зато олонецкому мужику здесь все было ясно. Издавна символ молчания - рыба. Ее домом или средой обитания является вода: озеро, река - здесь она хозяин. Окошки - ячеи невода, в который попались хозяева - рыбы, и вода ушла через ячеи невода - окошки.
Но в финно-угорской мифологии птица олицетворяет водную стихию. И в данной загадке снег - небесная влага- подается через образ птицы. Остается рассмотреть образ солнца. В загадке - это девица безротая, которая съедает снег - птицу бескрылую. Снова обращаемся к символике декоративного искусства. Солнце как податель тепла и выступает в символических образах коня, петуха, солнечной розетки и женщины с ромбовидной головой. Исследователи отмечают, как органично слились в женщине земное и солнечное начала.
Земля, солнце и влага. Загадка верно выделяет эти три стихии, без которых не может быть ни жизни, ни счастья. Все чрез них и ничего без них!
Зашифрованными в загадке оказались явления природы, орудия труда и охоты, большинство представителей растительного и животного мира. Олонецкая загадка сохранила их метафорические определения: Черна, как жук, бела, как снег, скачет, как бес (сорока). Летит птица перната к царю в палаты, поет, вопит, никого не боится (комар). В этих загадках подмечены самые характерные свойства названных животных, и мы легко узнаем и сороку, и комара. »)
Есть, загадки, которые сохранили какие-то очень древние образы и сравнения, непонятные сейчас: Под горой-горой лежит конь вороной, ни сесть, ни лечь, ни рукой провесть (змея). Трудно в образе вороного коня, верного друга человека, заподозрить коварную змею. Но, вероятно, у древнего человека были основания для такой метафорической замены.
«Вечером не было обычая загадывать, а рассказывали сказки. Загадывать надо было утром. Не знаю, почему был этот закон, но так было»,- сообщила исследователю информатор. Причину запрета вечернего загадывания Лавонен удалось все же понять. Жительница поселка Калевала К. Н. Галактионова рассказала ей: «Сказки рассказывают вечером, говорят, что железный обруч образуется вокруг дома, когда сказки рассказывают. А когда загадывают утром и если кто отгадает, тогда этот железный обруч снимается. Это был старый обычай.» Другая жительница из деревни Вокнаволок А. А. Ремшуева уточняет, зачем нужен обруч вокруг дома: «Сказки когда рассказывали, из-за каждой сказки железный обруч образовывался вокруг того дома (где сказки рассказывали. Н. Л.), чтобы плохой дух не мог прийти в дом».
Таким образом, сказка выступает в качестве оберега дома, а загадка, как магический ключ, размыкает, снимает ограждение утром. Вечером боялись загадывать - в дом могли проникнуть злые духи или сама Хозяйка загадок».
Стоит посмотреть следующий материал:
Рубрика: Фольклор Олонецкой губернии Постоянная ссылкаЭта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Растительный мир
Маленький, кругленький,
А в середине — красный бисер.
Золотой кувшин,
В нем ядро сладкое.
Сотни голов овец
На одной привязи.
Летом — родится,
Осенью — умирает,
Зимой — бесится.
Красный горшочек,
На нем черная крышка.
С горы брошу — не разобьется,
Со скалы брошу — не разобьется,
Положу меж двух камней,
Ударю третьим — разобьется.
На рынке купил одну,
Дома открыл — оказалась тысяча.
Выходит из земли,
В одежке входит в жаркую баню,
Из бани выходит — с него одежку снимают?
Красную корову зарезали,
Ни одной капли крови не вытекло.
Какой вардапет
Пока жив — спокойно сидит,
А как стареет — ерепенится?
Схвачу горсточкой,
швырну силушкой,
На годик помрет,
потом добро наживет.
Что такое:
Умирая, новую жизнь начинают?
С высоты упал
Старую шапку потерял.
Стоит старушка на грядках,
Вся в сорока заплатках.
Желтая девица
Сидит под землей.
Десять шуб имеет,
Ни одна не греет.
Мой дядя
Шубу на шубу надевает.
Что такое:
Имеет одну ногу,
И ту все норовят обрезать?
Оружие
Воробей улетел,
Гнездо осталось.
Гнилую палку выдолбили
И кровь в ней спрятали
Если вам понравилось, не забудьте поделиться ссылкой с друзьями.
Обучение, книги, канцелярские принадлежности
Глазами жнут,
Головою едят,
Памятью переваривают.
Белые равнины,
На них черные козы.
Черные овцы на белой равнине пасутся.
Отгадка Буквы.Белый лес,
Черные камни.
Земля белая, семена черные,
Рукой сею. языком кошу.
Белое поле, черные семена,
Рукой сею, глазами собираю.
Не дерево, а с листочками,
Не человек, а рассказывает,
Не рубашка, а сшита.
Без рта, без языка,
А рассказывает.
С горы бросишь — не разобьется,
Со скалы бросишь — не разобьется,
В воду бросишь — размокнет.
Тело — из дерева,
Ноги — волосяные.
Деревянная ограда
Нанизана на железную.
Читайте также: