Как составить загадку триаду
Обновлено: 05.11.2024
«Чего дороже на свете нет?» - спрашивает русская загадка-вопрос, ответ должен явиться убеждением ребенка: «Друга искреннего». Полный ответ уже является пословицей. «Что у человека ложно и что правдиво?» Разгадкой этой загадки является тоже пословица - «Уши - ложь, глаза - правда», у чувашей эта пословица распространена в виде совета: «Не верь ушам, а верь глазам».
Обычно пословицами являются разгадки тех загадок-вопросов, которые проблемную ситуацию используют для распространения, среди подрастающего поколения морально-этических знаний. Много загадок-вопросов, содержащих разнообразные знания об окружающей действительности, развивающих ум, сообразительность, память. Особенно богат ими бурятский, калмыцкий и монгольский фольклор: «Что раньше всего появилось: свет или тьма? Что такое один? (Однажды увиденное почему бы забыть?). Что такое пять? (Чего бояться человеку, имеющему пять сыновей?). В памяти бурятского и родственных им народов сохранились изумительные загадки-триады, загадки-тетралогии, песни-загадки. Загадка-вопрос: Что такое три быстрых в мире? - имеет следующий ответ:
Быстра стрела, когда выстрелят;
Быстра мысль, когда думают;
Быстры глаза, когда смотрят.
А вот ответ о четырех зеленых в мире:
Растущая трава - зеленая,
Тина в воде - зеленая,
Бирюза в волосах - зеленая,
Желчь в животе - зеленая.
Загадками пользуются и как намеками. В присутствии детей в разговоре на педагогические темы взрослые изъясняются загадками: «Выражайтесь осторожнее, бревна имеют трещины», т.е. при детях разговоры можно вести не на все темы, дети все слышат, по-своему понимают, истолковывают и разносят.
Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями. Мастерство «ребячьего пастуха» - общинного педагога, отличавшегося-наибольшим энтузиазмом в работе с детьми, чаще всего наиболее полно проявлялось именно в организации занятий детей по загадкам. В них участвовали дети разных возрастов, начиная с малолетних и кончая парнями и девушками.
Следующая загадка
Чужой компьютер
Просмотр темы 101
Афористическая поэзия калмыков разножанрова и самобытна, представлена пословицами, поговорками, загадками. Одной из разновидностей загадки являются трехстишия – триады. Калмыцкое название трехстиший "орчлнгин гурвнтс" в переводе означает "есть в мире нечто по три" – по три предмета, явления, качества, обладающих одной общей особенностью. Существовало мнение, что количество триад достигает девяноста девяти образцов, т. е. число их канонизировано.
Загадка-триада состоит из двух частей. Первая часть – это загадка в собственном смысле слова, представляющая собой вопрос, вторая же часть – это отгадка триединой загадки, она более сложна по композиции и по своей содержательности, требовала от отгадывающих определенной фантазии и наблюдательности. Но, видимо, постепенно ответ на первую часть триады становился традиционным, т. е. постоянным, неизменным. В трехстишиях большое значение придается цвету и его символике. Многозначным словом цаган (белый) характеризуются вещи и явления с положительной стороны. У монгольских народов новогодний праздник называется Цаган cap (Белый месяц), в свадебном обряде был обычай, когда в дом невесты заносили цаган идэн – белый (молочный) продукт.
В противоположность белому цвету определяется черный цвет, который ассоциировался с темными силами. Образы загадок-триад, связанных с этим цветом, также имеют отрицательный характер. Синий цвет воплощает в себе вечность неба и природы: небо синее, "дым костра в степи синий, милой Волги воды сини". Красный же цвет священен, он ассоциируется с вечным, животворным лучом солнца.
Трехстишия имеют органическую связь с народным бытом. В них отразились народные этические и эстетические представления. Они являются кладезем народной мудрости, в них – наблюдательность и оригинальность взгляда кочевников на окружающий мир.
Тематически калмыцкие триады совпадают с триадами бурят и монголов, но в ряде моментов они имеют свою специфику. Триады калмыков связаны с их бытом, хозяйственной деятельностью, с материальной культурой. Особое отражение в триадах получил пейзаж калмыцкой степи: ее животный и растительный мир.
Темы могут быть взяты произвольно – в основном из человеческой жизни, из богатой палитры природных явлений: три острых – у голодающего зубы остры; у умирающего взгляд остер; остер луч солнца меж облаками. Три быстрых – осенний ветер в поле быстр; быстр бег выносливого коня; быстры мысли седого мудреца. Три богатых – семья богата детьми; богат ученый, обладающий знаниями; богат человек без долгов.
Говоря о поэтической форме загадки-триады, следует сказать, что стихи, как правило, аллитерированы – смежные стихи начинаются с одних и тех же звуков. Созвучие стихов усиливается этим приемом, встречается и сплошная аллитерация. Такое стихосложение создает особый стихотворно-мелодический ритм, присущий калмыцкой устной поэзии. Звуковая выразительность трехстиший, исполнявшихся, в основном, публично, усиливала их художественно-эстетическое воздействие на слушателей.
Следующая загадка
Интересный материал! С удовольствием прочла о бурятском фольклоре! Думаю,что детям об этом знать интересно и полезно! Спасибо за работу!
Ватолина Светлана Анатольевна, 08.09.19 в 15:46 1 Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, спасибо за интересную статью.
Ахметшина Наталья Юрьевна, 09.09.19 в 05:50 1 Ответить Пожаловаться
Ирина Владимировна, интересно было прочитать о соответствии русских и бурятских пословиц и поговорок. Всегда восхищаюсь меткостью и точностью народного языка. А вот загадки не разгадала бы без подсказки. Спасибо Вам за интересный материал!
Ирина Владимировна Казарцева, 09.09.19 в 15:08 1 Ответить Пожаловаться
Дорогие коллеги Марина Юрьевна, Светлана Анатольевна и Наталья Юрьевна! Большое спасибо за отзыв. Основная нагрузка в 5-7 классах, один 10, математический. Дети много знают про русский фольклор, а местным материалом почти не владеют. Но загадки бурятские очень понравились, теперь придумывают: что видят, то и загадывают. Видимо, продолжение будет.
Следующая загадка
Тема: «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий».
воспитатель 1кв. категории
Детский сад «Радуга», филиал МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанский район.
Цель: знакомство педагогов с алгоритмом составления загадок по методике ТРИЗ и РТВ технологий.
- познакомить с особенностями методики и алгоритмом составления загадок;
- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация и наглядные пособия) в работе по речевому развитию.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родителям.
получение педагогами представления о методике составления загадокдетьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:
Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.
Мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные,в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.
Поэтому сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать методический приём, который я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса,я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?
Воспитывает, но не родитель
Обучает, но не учитель
Учится, но не ученик
Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)
- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? (ЗАГАДКА)
Итак, тема сегодняшнего мастер-класса «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»
Теоретически – демонстрационная часть.
Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кто – то не догадается). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».
Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Поэтому гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.
Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не только отгадывать их, а ещё их и придумывать. Для этого я использую ТРИЗ и РТВ технологию.
Объектами для составления загадок служат предметы,с которыми дети чаще всего сталкиваются и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д.
Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
При составлении загадок использую три основных модели и приёмы, которые вам сейчас покажу
Модель 1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) опора на сходство
Яблоко Какой? Какая? Что бывает таким же?
По цвету красное клубника
По форме круглое мяч
По вкусу сладкое конфета
1. Выбираем объект
2. Даем ему характеристики (по каким свойствам будем его характеризовать)
3. Далее определяем, какой но по цвету, по форме, по вкусу
4. Сравниваем, что бывает таким же? Красным – клубника и т. д.
5. Читаем загадку, используя между строк связку слов «а не»
Модель 2. Модель работы по прямой аналогии.
Что делает? Что делает так же?
светит (тусклая) лампочка
тает (небольшой) снег
капает (редкий) дождь
1. Выбираем объект
2. Описываем функции, которые он выполняет (рисуем)
3. Заполняем правую часть, что делает так же в прямом значении
4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «как»
Используя «завышение» или «занижение», описание объекта становится более подробным, а загадка – содержательнее.
Модель 3. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается на отличие.
На что похож? Чем отличается?
похож на гриб П (но не природный мир)
Ю напоминает юлу не умеет крутиться
похож на колокольчик Д но может укрыть от дождя
1. Выбираем объект
2. Подбираем схожий объект (Значение признака в левой и правой частях таблицы можно обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в другой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом).
3. Далее думаем, чем он может отличаться?
4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «но не»
Сейчас я предлагаю вам попробовать самостоятельно с помощью этой методики и этих моделей составить загадки по опорным таблицам, используя те приёмы, которые вам понравились.
У вас на столах лежат модели составления загадок, можете взять фломастеры, а можете признаки записать ручкой.
(Включаю музыку)
Давайте посмотрим, какие загадки у вас получились и загадаем их жюри.
А теперь посмотрите видеоролик, как загадки составляют наши дети в с. р. и «Магазин».
(видеоролик 3 мин)
Рефлексия участников мастер-класса.
А теперь я бы хотела узнать ваше мнение от проведенного мастер – класса.
Когда мы получаем много новой информации, у нас в голове «винегрет». Я предлагаю вам сейчас подумать
- каких компонентов вам показалось много?
-может чего – то не хватило?
- а может что - то было лишним?
Спасибо за внимание и сотрудничество!
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
С чего мы начинаем обучение составлению загадок?
Подготовительную работу начинаем уже в младшем возрасте: учим детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;
В средней группе наши дети учатся составлять сравнение по двум – трём признакам.
А в старшей группе, где работаю я, мы уже самостоятельно сравниваем объекты по разным признакам, учимся выбирать наиболее удачно подобранные признаки, действия и самостоятельно составляем загадки по разным моделям.
У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор, следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее.
С детьми мы пробовали объединить в одной загадке две модели, использовали другие связки слов между строчками «как будто, «но без», «словно», эти загадки на мой взгляд даже интереснее по своему содержанию.
Составленные с детьми загадки мы к концу года оформим в «Книгу загадок», которая будет являться самостоятельным продуктом деятельности.
Применение ТРИЗ технологии по развитию творческого воображения позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи).Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
А еще она хороша тем, что не требует больших затрат в оформлении, карточки – объекты легко применить при составлении загадки и наоборот.
Но применяя на практике, заметила, что дети больше любят сами рисовать загадку, с картинками использую только сначала для обучения.
На улице, идем мыть руки.
Публикации по теме:Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.
Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.
Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.
Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.
Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий «Спасение царевны» Конспект по математике с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе Тема: Цель: - развивать умение находить нестандартные подходы к.
Картотека загадок на тему «Осень» Методическая разработка «Лукошко загадок для Осени» Давно не публиковала свои работы,но вот осень навеяла мне осеннее настроение и мои.
Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.
Читайте также: